Дети и солнце, солнечные ванны
Наступает жаркое лето, мы с нетерпением бежим к реке, к любым водоёмам, едем на море. Берём с собой детей, чтобы они получили свою порцию солнечного тепла и свежего воздуха.
Каждое лето миллионы горожан отправляются за город, чтобы получить заряд здоровья на долгое время, насладиться отдыхом под лучами солнца, принимая солнечные ванны. Хотелось бы напомнить, что вместе с приятными ощущениями и пользой для здоровья солнечные ванны могут нанести ещё и ощутимый вред.
Особенно осторожно следует отнестись к перспективе отдыха на солнце, если речь идет о маленьких детях.
Многие отдыхающие, отправляясь в поездку к морю, обязательно берут с собой солнцезащитные средства, однако совершенно забывают о них вне отпуска, во время ежедневных прогулок по улицам города.
По наблюдениям ученых, дети, активно загорающие на солнце в первые 10 лет жизни, в большой мере подвержены различным болезням: более 70 процентов возникновения онкозаболеваний приходятся на тех людей, которые активно загорали в детстве.
Защищаемся от солнца
Перед принятием солнечных ванн вспомните несколько важных правил:
— нужно обеспечить организм достаточным количеством воды и прочих жидкостей;
— голову надо защитить от прямых солнечных лучей панамой или косынкой;
— глаза необходимо оградить от яркого солнечного света при помощи затемненных очков или козырька;
— губы нужно смазывать защитным гелем или специальной помадой, а тело — солнцезащитным кремом;
— по приходу домой необходимо нанести на кожу увлажняющий крем, предохраняющий кожу от раздражения, шелушения и покраснения;
— детям до трехлетнего возраста не рекомендуется принимать солнечные ванны вообще, но если вы всё же решили идти с ребёнком на пляж, то не забывайте давать ему обильное питье, чтобы избежать чрезмерного обезвоживания организма.
Что случилось с солнцем?
Еще в семидесятые годы принятие солнечных ванн было любимым занятием большинства любителей летнего отдыха, но в конце ХХ века, во время активного освоения космоса и появления большого количества различных химических веществ, загрязняющих атмосферу, нарушился озоновый слой Земли.
Поэтому солнечная активность и, следовательно, загар не являются теперь столь безобидными, как раньше.
Для детей же солнце представляет особую опасность.
Следует знать, что детский организм не имеет такой защиты от ультрафиолетовых лучей, как организм взрослого человека. Кроме того, дети более тяжело переносят перемену климатических условий, поэтому, выезжая с ребенком на отдых в теплые края помните о необходимости срока адаптации, нужного детскому организму.
Обычно этот период составляет около 10 дней.
Помните о том, что детям полезно находиться на улице на открытом солнце только до 11 утра и после 17 часов вечера, поскольку солнце в это время наименее активно. При этом тело, глаза и голова ребенка должны быть защищены специальными средствами.
Если малыш закапризничал и не хочет надевать затемненные очки, то просто наденьте ему на голову кепку или панаму с широкими полями.
В случае, если всё-таки солнечные ожоги появились в виде покраснения кожи, волдырей, необходимо смазать их пантенолом — эффективным противоожоговым средством.
В детстве мои родители смазывали наши обожжённые плечи, спину простым кефиром, сметаной или прохладной простоквашей. Боль и ожоги быстро проходили.
Но есть и такие состояния здоровья, при которых врачи, наоборот, рекомендуют солнечные ванны.
Примите к сведению все рекомендации врача и постарайтесь чётко им следовать.
Дорогие мамы и папы, помните, с солнцем шутить нельзя!
Кроме солнечных ожогов можно получить солнечный или тепловой удар.
Что такое тепловой удар
как защитить ребенка от перегрева
Автор:Владимир Мананников
Как защитить ребенка от перегрева? Дети обожают летнюю солнечную погоду.
Ведь она несет в себе массу развлечений: поездки на дачу, купание в мини-бассейне, сон в гамаке, отдых в шалаше, морские прогулки и походы в лес…
Не родился еще малыш, который не любит погреться на солнышке, искупаться в водоеме, построить замок из песка и поиграть в пляжные игры. Однако небесное светило таит в себе массу угроз.
Чем чревато легкомысленное пребывание на солнце? Обезвоживание, перегрев, тепловой удар, солнечные ожоги… И это еще не весь список! Как защитить ребенка от солнца?
Совсем избегать солнышка нельзя, ведь витамин D вырабатывается под воздействием его лучей. А это гарантия крепких костей и развитого скелета. К тому же солнечная энергия укрепляет иммунитет и повышает настроение.
1. Для прогулок с крохой выбирайте время, когда солнце слабо активно – примерно до 11 утра и начиная с 17 вечера. Прямые солнечные лучи малышам до трех лет противопоказаны: их кожа еще не научилась себя защищать выработкой «загорелого» пигмента – меланина.
Если уж вам пришлось выбежать на улицу в самый пик жары, держитесь в тени и прячьте чадо под капюшоном коляски.
Интересные факты о Солнце для детей
Солнышко, наше солнышко. Без него жизнь на Земле просто невозможна. Солнце дает нам тепло, формирует центр нашей Солнечной системы. Но это далеко не все интересные факты, которыми обладает наша звезда. Сегодня мы подготовили для вас ряд фактов, о которых вы могли даже и не подозревать.
№1
Солнце — это Солнечная система. Да, вообще Солнечная система — это планетная система, а Солнце — это звезда. По сути — это два разных объекта. Однако, если рассматривать Солнечную систему со стороны ее массы, то на Солнце приходится 99.8% от всей массы Солнечной системы. Остальные 2% поделили между собой 8 планет нашей системы, в том числе и Земля. Большая часть массы приходится на «Газовых гигантов»,таких как Сатурн и Юпитер. Что касается нашей планеты, то она занимает невероятно крошечную долю в этой системе.
№2
Если разделить его на элементы, то оно будет состоять на 74% из водорода и 24% гелия. В общей сложности на эти газы приходится 98% от всего объема звезды. Остальные 2% — это другие элементы, которые также можно найти у нас на Земле: железо, кислород, никель и т. д.
№3
Как мы уже сказали ранее, на него приходится 99.8% от общей массы Солнечной системы. Однако, если рассматривать его на фоне других звезд, то оно не такое уж и большое. Например, если бы можно было поменять местами самую большую из известных нам звезд с Солнцем, то по габаритам она бы достало до самого Сатурна, а это, минуточку, шестая планета по счету.
№4
Это достаточно молодая звезда. По словам ученых, ей всего около 4.59 миллиардов лет и осталось жить приблизительно столько же. Солнце медленно, но уверенно потребляет водород в качестве топлива, для производства своего тепла. Приблизительно через 5 миллиардов лет этот запас закончится, Солнце превратится в так называемого «Красного гиганта», существенно расширится, а затем поглотит нашу планету.
№5
Оно постоянно повышает свою температуру. Как говорят ученые, Солнце становится теплее приблизительно на 10% каждые миллиард лет. С одной стороны 10% это не так уж и много, однако, их вполне достаточно для того, чтобы уничтожить жизнь на Земле. Повышение температуры звезды на 10% повлечет за собой испарение всей воды на Земле, а также исчезновение человечества. Единственные организмы, которые смогут пережить этот катаклизм — самые сильные бактерии.
№6
Это не сплошной горящий шарик. Как и наша планета оно состоит из слоев. Внешний слой — это видимая поверхность звезды. Ее также называют фотосферой. На фотосфере температура достигает 5700 Кельвинов. Один Кельвин равен 273 градусам по Цельсию.
Следующий слой — это так называемая «конвекция». Он находится приблизительно в районе 70% от диаметра Солнца. После «конвекции» следует зона «Лучистого переноса». В самом центре звезды находится ядро. Температура ядра достигает не менее 16 млн градусов по Цельсию. Поэтому поверхность Солнца — это не самое горячее место в нашей Солнечной системе.
№7
Долгое время религия не признавала того, что наша планета вращается вокруг Солнца. Земля считалась центром всего и вся. В 1933 году даже состоялся суд над известным итальянским физиком Галилео Галилеем из-за того, что он публично поддерживал гелиоцентрическую систему мира Николая Коперника, которую еще в 1916 году церковь признала еретической. Галилео Галилею дали пожизненное заключение, которое потом изменили на пожизненный домашний арест под присмотром инквизиции.
Только в 1992 года Ватикан, в лице Иоанна Павла II, публично признался в том, что наша планета действительно вращается вокруг Солнца.
Также, он признался в том, что суд над итальянским физиком Галилео Галилеем был «трагическим недоразумением».
№8
На нем очень сильная гравитация. Согласно ученым, исследующим эту звезду, гравитация на ней в 28 раз сильнее, чем на Земле. Например, если бы человек массой в 100 кг ступил на Солнце, понятно, что в действительности такое никогда не произойдет, то он бы весил 2800 кг.
№9
Согласно исследованиям НАСА, оно постоянно теряет свою массу. Причем делает это оно в достаточно сильных масштабах. Например, ежесекундно оно становится легче на 4 млн. тонн. Но если дня нас такие масштабы кажутся неимоверными, то для Солнца они практически незаметны. Например, если ничего не изменится, то 1% от своей массы звезда потеряет только через 160 миллиардов лет.
№10
Как мы уже говорили ранее, без него невозможна жизнь на планете. Если теоретически представить, что оно перестало светить, то будет наблюдаться следующее: в первую же неделю температура на Земле опустится до -18 градусов по Цельсию. Через год стабильная температура на Земле будет -73 градуса по Цельсию и она продолжит падать, что приведет к вечной мерзлоте и вымиранию всего живого на планете.
№11
Для того чтобы солнечный свет достиг нашей планеты требуется около 8 минут. Среднее расстояние от Солнца до Земли составляет около 150 миллионов километров. Свет движется со скорость 300 000 километров в секунду.
Рекомендуем также прочитать: Интересные факты о Меркурии для детей и его описание
№12
Мы уже говорили о том, что Солнце является самым большим объектом в нашей Солнечной системе. Но сейчас приведем пример, для лучшего понимания его размера. Например, если бы мы заполнили его пространство планетами Земля, то в нем поместилось бы их около 960 тысяч. Это из расчета, что мы бы размещали в нем сферические Земли. Если же их сплюснуть, чтобы полностью заполнить пространство звезды, то в нем поместилось бы около 1 300 000 планет Земля. Площадь поверхности Солнца в 11 990 раз больше, чем площадь поверхности нашей планеты.
№13
Многие планеты сферической формы, однако это форма не полостью идеальна. Обычно экваториальный диаметр несколько больше полярного, из-за чего планета кажется сплюснутой. В случае с Солнцем, разница между его полярным и экваториальным диаметрами составляет всего 10 км, что делает эту звезду максимально приближенной к идеальной сфере.
На этом все, дорогие друзья. Надеемся данная информация была полезна не только для детей, но и для взрослой аудитории. Благодарим за внимание.
Кобылинский Александр
Профессиональный блогер и штатный автор сайта Interessno.ru. Последним достижением стало получение двух высших образований (магистратура) в разных сферах деятельности.
Последние записи автора Кобылинский Александр (посмотреть все)
Солнце — объяснение для детей
Астрономия для детей > Солнечная система > Солнце
Понятное описание Солнца для детей: интересные факты о звезде Солнечной системы, насколько больше Земли с фото, как появилось Солнце, из чего состоит, пятна.
Даже для самых маленьких не секрет, что появлению жизни на нашей планете мы обязаны единственной звезде системы – Солнцу. Родители или учителя в школе могут начать рассказ о Солнце и объяснение для детей с того, что, как и остальные звезды, наша выступает центром и превосходит все планеты по размеру. Если сравнивать с Землей, то оно в 109 раз больше диаметра и занимает 99.8% всей массы системы. Интересно, что в пределах солнечного объема можно разместить примерно миллион таких же планет как наша.
Температура видимой части нагревается до 5500°C. И для Солнца это не предел, так как его ядро может накаляться до 15 миллионов °C. Родители должны объяснить детям, что перед ними настоящий ядерный реактор. Чтобы воспроизвести такое количество энергии, потребовалось бы каждую секунду взрывать 100 миллиардов тонн динамита.
Изображение Солнца в видимом диапазоне
Но Солнце можно назвать уникальным только потому, что в пределах его системы зародилась жизнь. Дети должны понять, что в Млечном пути насчитывают больше 100 миллиардов звездных объектов. Несмотря на то, что это центр системы, оно также проходит свой орбитальный путь вокруг галактического ядра (удалено на 25000 световых лет). На один оборот уходит целых 250 миллионов лет.
Солнце входит в состав звездного поколения Население I. Такие объекты богаты на элементы, которые тяжелее гелия, и по возрасту моложе остальных. А вот Население II и, возможно, III – это старшее поколение, представители которых пока остаются неизвестными.
Появление и эволюция Солнца — для детей
Начать объяснение для детей можно с того, что наша звезда родилась 4.6 миллиарда лет назад. Согласно главной теории, вся система образовалась из огромнейшего газового и пыльного облака, которое не прекращало вращаться, – солнечная туманность. Внутренняя сила тяжести активировала процессы разрушения, ускоряя образование и вытягивая его в форме приплюснутого диска. Из-за этого больший объем частиц направился к центру и сформировал Солнце. Ниже астрономия для детей предлагает рисунок процесса развития звезды.
У звезды довольно большой объем топлива, который позволит ей нормально функционировать еще 5 миллиардов лет. Когда оно исчерпает себя, то Солнце запустит процесс разрушения. Звезда разрастется и превратится в красного гиганта. В последствии верхние слоя уничтожатся, а ядро взорвется, перейдя в категорию белых карликов. Спустя большой период времени оно потускнеет, остынет и станет белым карликом.
Внутренняя структура и атмосфера Солнца — для детей
Следует объяснить для самых маленьких, что у любого объекта можно выделить определенные зоны. Внутренняя часть представлена ядром, радиационным и конвективным уровнями. Картинка Солнца для детей предоставляет схему состава и строения звезды.
1/4 дистанции от центра к верхней части достается ядру. При, казалось бы, небольшом объеме (всего 2% от солнечного), оно в 15 раз превышает свинцовую плотность и занимает практически половину всей звездной массы. От ядра и до поверхности (70%) расположена радиационная зона (32% объема и 48% массы). Здесь распадается свет из ядра, так что дети должны знать, что фотону могут понадобиться миллионы лет, чтобы выбраться из этого участка.
Далее к поверхности подбирается конвекционный слой (66% объема и 2% массы). Здесь можно разглядеть множество «конвекционных ячеек» с вращающимся внутри газом. Можно выделить два главных типа: грануляционные (ширина 1000 км) и супергрануляционные (30000 км в диаметре).
Ребенку будет интересно узнать, что в атмосферу входят фотосфера, хромосфера, переходный участок и корона. Кроме всего прочего, есть также и солнечные ветра, выдувающие газ из короны.
На наиболее низком слое расположилась фотосфера. Свет, излучаемый ею, мы воспринимаем как привычные солнечные лучи. При толщине в 500 км значительная порция света приходит из самой низкой части слоя. Здесь температура может варьироваться от 6125°C внизу до 4125 °C вверху.
После нее идет хромосфера. Она намного раскаленнее (19725°C) и полностью состоит из заостренных формирований, достигающих 1000 км в длину и 10000 км в высоту. Далее на несколько тысяч километров расположилась переходная полоса. Корона нагревает ее и также сбрасывает большую часть ультрафиолетовых лучей.
Выше размещена супергорячая корона, состоящая из петель и потоков ионизированного газа. Ее температура достигает от полмиллиона до 6 миллионов градусов (иногда и превышает эту отметку, доходя до нескольких десятков, если случается вспышка). На короне есть вещество, которое распространяется в форме солнечных ветров.
Химический состав Солнца — для детей
Как и прочие звезды, Солнце наполнено водородом и гелием. Но также начитывают еще 7 менее объемных компонентов. На один миллион атомов водорода выпадает: гелий (98000), кислород (850), углерод (360), неон (120), азот (110), магний (40), железо (35) и кремний (35). Несмотря на все эти цифры, дети должны знать, что водород легче всех, поэтому занимает лишь 72% солнечной массы, а вот гелию отведено 26%.
Магнитное поле
Родители могут объяснить детям, что магнитное поле Солнца в 2 раза превышает земное. Но интересно то, что оно действует неравномерно и в некоторых местах может быть активнее в 3000 раз. Подобные «шероховатости» постоянно развиваются, потому что вращение звезды намного быстрее в экваториальной части, чем в более высоких широтах. Поэтому выходит так, что скорость внутри выше чем снаружи. Именно из-за этого мы можем наблюдать солнечные пятна, вспышки и корональные выбросы массы. Самыми сильными будут вспышки, но выброс корональной массы, хоть и не так агрессивен, но задействует большое количество материала (за один раз может освободиться до 20 миллиардов тонн материи). Нижний рисунок для детей показывает влияние солнечного ветра и магнитного поля на Землю, а также их связь.
Пятна и циклы Солнца — для детей
Дети могли заметить, что в некоторых участках Солнце кажется темнее, будто с дырами. Эти особенности называют пятнами. Они достигают формы круга и прохладнее общей поверхности. Появляются в тех регионах, где прорываются плотные сгустки магнитных силовых линий.
Общее число пятен нестабильно и зависит от магнитной активности. Обычно максимум достигает 250, но затем они исчезают до минимума. Подобный цикл занимает около 11 лет. В самом конце этого процесса магнитное поле стремительно изменяет полярность.
История исследований Солнца — для детей
Ребятам будет интересно узнать как можно больше информации про Солнце, потому что это единственная звезда Солнечной системы, от которой зависит жизнь на нашей планете. Поэтому изучение Солнца проводят до сих пор. Необходимо объяснить детям, что еще древние люди понимали, какую важную роль играют в нашем существовании Солнце и Луна. Из-за этого нашли множество наскальных рисунков, а также памятников, которые отображали движение небесных тел. Тогда многие свято верили, что именно Солнце вращается вокруг нас. В 150 г. до н. э. появилась даже геоцентрическая модель, созданная Птолемеем – ученым из Древней Греции. Но Николай Коперник рассмотрел эту теорию и в 1543 году предложил гелиоцентрическую модель (Солнце служило центральной точкой). И в 1610 году его мысли подтвердились, так как Галилео Галилей обнаружил спутники Юпитера, демонстрируя, что мы не являемся центром, так как не все вокруг оборачиваются вокруг нас.
Конечно, человечеству всегда хотелось узнать больше о работе главной звезды. Поэтому они начали использовать ракеты и телескопы с Земли. НАСА отправило 8 орбитальных обсерваторий, которые представляли собою Орбитальную солнечную обсерваторию (1962-1971 гг). Успеха добились 7 из них. Именно им удалось проанализировать звезду в ультрафиолетовых и рентгеновских длинах волн. Кроме того, были рассмотрены снимки супергорячей короны.
НАСА и Европейское космическое агентство решили объединиться и отправили аппарат Улисс в 1990 году, который должен был исследовать полярные районы. Интересно, что аппарату НАСА Genesis удалось добыть образцы солнечного ветра. Первые фото Солнца в 3D были получены в 2007 году от STEREO НАСА (изучение активности Солнца).
На этой серии снимков, сделанных космическим аппаратом SOHO, показана траектория движения кометы, обогнувшей Солнце
Если выбирать по важности, то сейчас первенство отведено Солнечной и гелиосферной обсерватории (SOHO). Ее специально создали, чтобы изучать солнечный ветер. Кроме того, в список интересующих вопросов входят внешние и внутренние слоя звезды. Обсерватории удалось найти корональные волны, измерить ускорение ветра, отобразить карту пятен на подповерхностном уровне, отыскать солнечные торнадо, более 1000 комет, а также улучшить умение прогнозировать погодные условия на Земле.
Следует также вспомнить, что Обсерватория солнечной динамики (SDO) НАСА получила сведения о неизвестном материале, вытекающем недалеко от солнечных пятен, а также разглядеть удивительные и масштабные поверхностные события. Кроме того, с ее помощью ученые смогли впервые измерить в высоком разрешении вспышки в широком диапазоне экстремальных длин волн ультрафиолетового излучения.
Помните, что рассказ о Солнце должен увлечь ребенка, поэтому воспользуйтесь фото и рисунками сайта, а также интересными фактами о звезде. Здесь вы сможете изучить всю Солнечную систему в увлекательной форме совершенно бесплатно.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Ребенок и солнце
Ребенок и солнце
С одной стороны, детям солнце необходимо, чтобы в их организме вырабатывался витамин Д и не развивался рахит, а с другой — прямые солнечные лучи для них не менее опасны, чем для взрослых. Тонкая кожа ребенка более уязвима для солнечной радиации, чем взрослого. Как соблюсти меру и, не лишая детей солнца, сохранить их здоровье?
Прежде всего мамам надо помнить, что на первом году жизни с малышами можно гулять в любую погоду, но только не в жару (не выше 25 градусов). Чтобы солнышко все-таки обласкало маленькую мордашку, ищите не открытые солнцу участки, а «кружевную тень» — места, где солнечные лучи пробиваются сквозь листву деревьев. С малышом старше года тоже лучше гулять в «кружевной тени». Отраженного солнечного света ему будет вполне достаточно. Вы можете пройти по открытому солнцу, например, до магазина или остановки, но не более. Ребенка можно выпускать на солнце только после трехлетнего возраста, и то не в самые жаркие часы и ненадолго.
В летнее время лучше перенести прогулки с ребенком на утро (до 11 часов) и вечер (после 18). Под активным солнцем в полуденные часы детям, впрочем, как и взрослым, находиться вообще не рекомендуется. Без головного убора (желательно, панамы с полями) и солнечных очков выводить ребенка на улицу в солнечную погоду нельзя.
Также, как и взрослым, детям за полчаса до выхода на улицу надо наносить на кожу солнцезащитный крем. После прогулки крем с кожи ребенка надо обязательно смыть.
Собираясь гулять с малышом, не забудьте взять с собой чистую питьевую воду — именно воду, а не сок, компот или чай. Чаще предлагайте малышу попить, чтобы в жару, когда кожа ребенка сильно потеет, а пот тут же активно испаряется, у него не было обезвоживания. Если вы заметили, что у ребенка покраснело лицо, вспотел лоб, а волосы стали влажными, значит, ваш ребенок перегрелся. Срочно возвращайтесь домой, снимите с ребенка одежду, оботрите его влажным полотенцем и обязательно напоите. Так вы сумеете свести к минимуму последствия перегрева и не допустить теплового удара у ребенка.
Кто такие дети дождя и дети солнца |
Дети дождя. Такое название они получили после выхода фильма «Человек дождя». Дождь как символ особенности. Это дети-аутисты. Дети Солнца – малыши с синдромом Дауна. Сразу отметим, аутизм и синдром Дауна не являются в строгом понимании психическими заболеваниями. Это дети с другим восприятием окружающего мира. Они требуют иного подхода к воспитанию и обучению. Часто такие дети бывают очень способными. Просто они отличаются от большинства
Дети Солнца или синдром Дауна
Это одно из наиболее часто встречающихся генетических нарушений. Но не болезнь. В нормальной клетке 46 хромосом, половина хромосом отцовских, половина материнских и располагаются они строго парами. У детей с синдромом Дауна в двадцать первой паре появляется лишняя хромосома. Определяется лишняя хромосома только врачом-генетиком по анализу крови. Такое отклонение происходит довольно часто. На каждые 800-1000 новорожденных приходится один с 47-й хромосомой.
Сегодня неясна причина аномалии. Такие дети могут расти как в семье научного работника или политика, так и в семье земледельца или рабочего с завода. В семьях родителей, ведущих здоровый образ жизни или живущих в свое удовольствие. Не связаны отклонения с экологическими проблемами или климатом.
«Дети Солнца» легко узнаваемы. У них отличие в форме головы и чертах лица, они сильно похожи друг на друга. Здоровье у них обычно слабое, велик риск заболеваний сердечно-сосудистой системы, ЖКТ, часто есть нарушения функции щитовидки и зрения.
Брезгливое отношение к детям Солнца несправедливо и унизительно. Мнение, что они агрессивны, глубоко ошибочно. Солнце символизирует их доброту и душевную чистоту. А использование термина «даун» просто недопустимо.
Обычно такие дети отстают в развитии, но уровень способностей сильно отличается внутри этой группы. При соответствующем воспитании дети Солнца учатся говорить, читать. Просто им нужно заниматься по другим программам. Такие дети свободно могут посещать детские сады и школы. По окончании обучения более 80% получают профессии и могут успешно работать во многих сферах.
Особенности детей аутистов
Понятие аутизма введено в 1920 году, а детский аутизм описан был в сороковых годах прошлого столетия. Основной тезис при описании аутистов: ребенок разобщен с окружающим миром, когда человек не воспринимает или не понимает события, происходящие вокруг. Особенности «детей дождя» подробно описаны в книге Э. Блейер «Аутистическое мышление».
С первых месяцев жизни дитя с аутизмом избегает прямых контактов и взаимодействия с взрослыми, не прижимается, когда его берут на руки. Они избегают прямого взгляда в глаза мамы, смотрят краем глаза, потому что у них сильнее развито периферическое зрение. Дети-аутисты не могут реагировать привычным образом на звуки, на свое имя.
Ребенок-аутист может оказаться способным в области математики или музыки, прекрасно рисовать, но быть беспомощным в бытовых вопросах, плохо идти на контакт с людьми. Другие сферы жизни и деятельности, не интересные аутистам, они могут вовсе не затрагивать. Коэффициент умственного развития таких детей часто превышает 70 баллов из 100 возможных.
При правильном и терпеливом обучении, сопряженном с большими временными затратами, воспитанные в любви и заботе, такие дети могут проявить значительный творческий потенциал, быть умнее многих обычных детей.
У «детей дождя» много фобий. Они связаны стереотипами намного больше, чем среднестатистический человек. Они страшатся всего нового и непонятного. Изменение внешних условий даже в малой степени может оказаться для такого ребенка настоящей трагедией. Другой чертой аутистов бывает отсутствие видимых привязанностей к близким людям, даже к матери или брату, сестре.
Последние теории не считают аутизм наследственным заболеванием. Скорее, может передаваться наследственная предрасположенность. Появление аутизма у ребенка может быть сопряжено с родовыми травмами, из-за нарушений развития плода в период беременности, другими, пока не изученными, факторами. «Детей дождя» в мире появляется все больше.
«Дети дождя» и «дети солнца» живут среди нас
Про аутистов говорят, что у них глаза направлены внутрь себя. На все, что окружает их, они реагируют очень болезненно. Потому что воспринимают этот мир гипертрофированно.
«Они так устроены. Для них свет слишком ярок, звук слишком громок, любое прикосновение — слишком интенсивное, — говорит руководитель реабилитационной программы Центра реабилитации инвалидов «Наш солнечный мир» Игорь Шпицберг. — Почему так? Мы не знаем. Конечно, есть разные теории — генетическая, нейробиологическая, но это всего лишь теории».
Что такое аутизм — малопонятно даже людям, которые пишут на эту тему научные работы. В России нет даже собственной статистики по аутизму, у нас пользуются данными зарубежных статистических служб. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения, на каждых 150 детей на планете приходится один больной аутизмом. Но, опять же, болезнь это или особенности развития и поведения — до сих пор остается вопросом.
«Я с ужасом думаю, что будет с Соней, когда меня не станет»
Соня Шаталова, которой сейчас 18 лет, — девушка-загадка. До двух лет она развивалась как обычный ребенок ее возраста. И лишь потом мама Сони стала замечать: с дочерью что-то не так. Вскоре девочке поставили диагноз «аутизм».
«Врачи мне сразу предложили отказаться от нее, очень любезно сказали, что готовы помочь с оформлением документов, пообещали, что все быстро устроят», — рассказывает мама Сони Евгения Шаталова.
Когда Евгения Николаевна выходила с Соней во двор, дети тыкали пальцами и кричали вслед: «Дурочка!». Они заходили в автобус, взрослые отворачивались или пеняли: «Ну что же вы, мамаша, с таким ребеночком общественным транспортом пользуетесь?»
По словам Евгении Шаталовой, мир ее дочери, как и любого аутиста, «прерывен». Соня воспринимает его пятнами, отдельными фрагментами.
«Вот вы стоите и знаете, что за вашей спиной сейчас происходит и находится, а она нет. У нее за спиной черная пустота, а перед глазами все отдельными кусками. Поймите, это мука», — говорит Евгения Николаевна.