Играть в шахматы для ребенка 6-7 лет онлайн
- Нажмите на иконку вверху слева, в адресной строке браузера.
- В выпадающем списке меню «Flash», выберите пункт «Разрешить».
- Обновите страницу.
Как лучше всего начать?
На данной странице представлена flash-игра, которая станет превосходным тренажером для начинающего игрока. Если ваш ребенок изъявил желание играть в шахматы, нет лучше варианта чем познакомить его с данным виртуальным партнером.
Искусственный интеллект игры рассчитан именно на данный возраст ребенка, поэтому играть юному шахматисту не составит большого труда. Но, в тот же час, ребенок будет обретать нужные навыки, которые пригодятся ему в дальнейшем.
Турниры
Родители, чтобы обеспечить интерес ребенка к игре, часто поддаются. Это может привести к неправильной оценке сил и привычке к легким победам, соответственно недостатку внимательности. Даже единичные проигрыши приведут к разочарованию. Благодаря нашему сайту можно получить правильное воспитание и привить интерес к столь популярной игре.
Начиная заниматься в возрасте 6-7 лет можно подготовиться к профессиональной карьере или вывести хобби на новый уровень. Начиная с 8 лет проводятся турниры, которые прививают здоровый интерес к победе, целеустремленность и работу на результат. Вовремя начав заниматься, уже в юном возрасте возможно развить полезные навыки.
Какая польза от шахмат?
Нельзя недооценивать дошкольный возраст, ведь сейчас ребенок максимально открыт для вкладывания в него новой и важной информации. Обычная игра способна вырабатывать множество качеств и выполнять разнообразные функции.
- Познавательная функция. Благодаря игре чадо получает способность к логическому и стратегическому мышлению – это важнейшее качество для профессиональной карьеры во многих сферах. Ему приходится предвидеть реакцию от соперника, что развивает склонность к планированию. Все это улучшает творческие данные и развивает способность фантазировать;
- Воспитательная функция. Множество детей приходя в школу страдают из-за неусидчивости и отсутствия концентрации на уроках. Выдержка, внимательность и собранность – это качества, что развиваются при игре в шахматы. Самостоятельность ребенка – способность принимать решения и спокойно относиться к проигрышам;
- Физическое развитие. Усидеть в школе даже 45 минут сложно, а учитывая количество уроков необходим большой запас силы и выносливости.
Учитывая все перечисленные факторы можно отметить, что шахматы являются качественным фундаментом для развития ребенка. Закладка основных принципов и качеств в ребенка кардинально меняет его будущее. Если с детства научить отвечать за свои действия, быть целеустремленным, готовым к конкуренции и развитию, ребенок получит возможность занять достойное место и успех в социальной сфере.
Читайте также:
Детские (легкие) шахматы онлайн — Шахматы Онлайн
На нашем сайте огромное количество шахматных движков, однако все они очень сложные. Чтобы научиться ребенку играть в шахматы онлайн нужно тренироваться с простым компьютером. Мы нашли такой движок, который позволяет играть новичкам и ниже выложим его. Учите своих детей играть в шахматы с помощью этого движка, а после переходите на более сложные с компьютером, либо играйте в шахматы с людьми.
- Нажмите на иконку вверху слева, в адресной строке браузера.
- В выпадающем списке меню «Flash», выберите пункт «Разрешить».
- Обновите страницу.
Шахматы онлайн для детей
Шахматы являются популярным настольным развлечением во всем мире. Это интересная игра, которая привлечет как взрослого, так и ребенка. В век инноваций существует шикарный выбор таких игр, где каждый сможет поиграть в шахматы с компьютером, при этом подобрав себе подходящую по сложности игру. Если у ребенка появилось желание поиграть в шахматы, то он может осуществить его, зайдя на наш сайт и выбрав категорию детские шахматы. Преимущество игры в шахматы с компьютером состоит в том ,что вам не придется искать человека, который бы согласился сразиться с вами в поединке, компьютер сделает это все за вас, подобрав вам виртуального противника. Правила игры очень просты и абсолютно каждый человек, владеющий компьютером хотя бы немного, разберется в них без проблем.
Для развития внимательности и сообразительности учим детей играть в шахматы без особого труда, для начинающего игрока можно установить более легкий уровень, так же для начала можно будет пройти обучение, где подробно расскажут правила игры и как совершать действия. Существует детская игра в шахматы с подсказками, которая еще больше поможет ребенку добиться побед в сражениях. Это самый удобный и легкий вариант для обучения ребенка игре в шахматы. Такое развлечение не только займет вашего ребенка на весь день, но и выступит в роли тренировки для головного мозга.
Что нужна для старта?
Для того, чтобы начать играть в детские шахматы онлайн с компьютером, вам не нужна будет регистрация на сайте для накопления очков и рейтинга. Просто подождите 10 секунд и начинайте ходить белыми.
Компьютер в данной игре на уровне 3-4 разряда, поэтому если Ваш ребенок хоть немного умеет играть в шахматы, то он сможет составить ему конкуренцию.
Самое привлекательное то, что вам не придется платить за это развлечение. Поэтому вы можете спокойно посадить ребенка играть в детские шахматы с компьютером бесплатно. Особенно полезна для детей эта игра потому что она развивает такие положительные качества как внимательность, умение принимать решения самостоятельно и нести ответственность за совершенные действия, а также это тренировка для мышления и памяти.
Читайте также:
Игры · Шахматы · Для детей · Играть онлайн бесплатно
Многопользовательские онлайн игры
Надоело играть против компьютера? Играйте с живыми людьми — играйте в MMO-игры!
-
- World of Tanks Экшен
- Игра престолов Стратегии
- Элвенар Стратегии
- Тотал Батл Стратегии
- Рыцарь дракона 2 RPG
- Вар Тандер Экшен
-
Моя маленькая ферма Стратегии - World of Warships Экшен
-
- Рейл Нейшн Стратегии
- Повелитель драконов RPG
- Стар Конфликт Экшен
- Мой солнечный курорт Стратегии
Показать все игры
игры шахматы для детей | ФЕНИКС-64
Шахматные игры как метод обучения
В возрасте до 6 лет игровая форма подачи информации является ведущей для ребенка и компьютерные игры стали прекрасной альтернативой в обучении детей шахматам.
В целом компьютерные игры по жанрам делят на экшины (бродилки-стрелялки), стратегии, квесты и тактические игры (головоломки, логические, обучающие). Компьютерные игры шахматы для детей совмещают элементы квеста и тактической игры. Квест делает игру для ребенка увлекательной, наполняет ее приключениями и персонажами, в то время как тактические элементы активизируют мышление и формируют процесс обучения шахматам.
Довольно часто в сценарии компьютерной игры шахматы для детей присутствует главный герой – персонаж, который выступает в роли учителя-тренера. Он сопровождает ребенка через всю сюжетную линию игры, знакомит с шахматной доской и фигурами, показывает, как они ходят, объясняет правила игры в шахматы и подсказывает во время тренировок.
В этой рубрике сайта можно скачать шахматы для детей бесплатно. Уделяйте игре не более 15 минут.
Аладдин – волшебные шахматы прекрасная обучающая игра. В эту игру могут играть дети, начиная с […]
«Динозавры учат шахматам» данная игра позволяет обучать как группу детей, так и в индивидуальном порядке. […]
Обучающая игра для самых маленьких детей от 3 до 6 лет. Цель игры обучить детей […]
Игры · Шахматы · Для 6 лет · Играть онлайн бесплатно
Многопользовательские онлайн игры
Надоело играть против компьютера? Играйте с живыми людьми — играйте в MMO-игры!
- Forge of Empires Стратегии
- World of Tanks Экшен
- Игра престолов Стратегии
- Элвенар Стратегии
- Тотал Батл Стратегии
- Рыцарь дракона 2 RPG
- Вар Тандер Экшен
- Моя маленькая ферма Стратегии
- World of Warships Экшен
- Викинги: Битва кланов Стратегии
- Рейл Нейшн Стратегии
- Повелитель драконов RPG
- Стар Конфликт Экшен
- Мой солнечный курорт Стратегии
Показать все игры
Играть в шахматы с компьютером бесплатно
Здесь Вы можете попробовать свои силы сыграв в шахматы онлайн с компьютерным движком.
Игра в шахматы с компьютером устроена очень просто — выбираете параметры партии, нажимаете на кнопку Играть и попадаете за шахматную доску. Игра в шахматы здесь абсолютно бесплатна.
Приятной игры!
Новая игра в шахматы с компьютером
При выборе произвольной начальной позиции игра наичанется не со стандартной начальной расстановки, а со случайной позиции. При этом премущество сторон в этой начальной позиции просчитано при помощи шахматного движка и известно. По умолчанию, силы сторон равны.
Играя в шахматы с реальными соперникам со всего мира, порой хочется отвлечься от постоянного напряжения и сыграть спокойную партию против компьютера. Кроме того игра в шахматы с электронным мозгом помогает отработать важные элементы игры, такие как шахматный дебют, миттельшпиль и эндшпиль.
На этой странице Вы можете играть в шахматы с компьютером бесплатно и при этом не устанавливая никаких дополнительных программ или надстроек. Большинство сайтов для игры с шахматным движком используют так называемые флешки, которые сейчас поддерживаются далеко не на всех устройствах. При этом, они на всех этих сайтах одинаковые. Здесь же не используется технология flash, поэтому играть в шахматы с компьютером онлайн Вы можете на любом устройстве — телефоне, планшете, компьютере, даже на телевизоре!
В качестве шахматных «мозгов» используется мощный и популярный движок Stockfish, специально настроенный на несколько уровней сложности, чтобы и новичку и опытному игроку было интересно. Кроме того, если Вам наскучило начинать игру в шахматы с обычной начальной позиции, Вы можете выбрать в качестве начальной позиции произвольную.
Вам не обязательно сразу же закончить игру в шахматы с компьютером. Сделав один или несколько ходов, Вы можете закрыть страницу и при Вашем следующем заходе Вы сможете продолжить игру с предыдущего места. Таким образом, играть в шахматы с компьютером бесплатно здесь может любой желающий независимо от того, сколько у него свободного времени и насколько он силен в шахматах.
Шахматы — удивительная игра! И даже в компьютерный век интерес к ней не угасает, постоянно проводятся турниры, чемпионаты, причем с ценными призами. Причем машина сейчас играет очень важную роль в шахмтах — помогая готовить новых мастеров и гросмейстеров. Попробуйте и Вы сыграть несколько партий в шахматы с компьютером! Начните с элементрного уровня сложности и повышайте по мере успехов. Затем, можете дать фору шахматному движку, выбрав начальную расстановку с преимуществом у соперника. Если же победить электронный мозг пока сложно, выберите начальную расстановку со своим преимуществом. И помните — ничего не бывает зря, каждая игра в шахматы с компьютером делает Вас опытнее!
Картотека на тему: дидактические игры при обучении игры в шахматы
Дидактически игры для дошкольников
при обучении игры в шахматы
- Шахматная доска
Цель: Знакомство с шахматной доской, развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти
Дидактические игры и задания:
- В тетрадях в крупную клетку необходимо нарисовать шахматную доску, закрашивая черные поля и оставляя белые поля пустыми.
- Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных, вертикальных линий или любой из диагоналей шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.). Игру можно проводить в форме соревнования: выигрывает тот, кто быстрее и правильнее расставит фишки на заданные линии.
- Игра с кубиками. Из кубиков темного и светлого оттенков нужно построить «горизонталь», «вертикаль» и «диагональ».
- Детям раздаются вырезанные из плотной бумаги квадратики (белого и черного цвета). Необходимо выложить из квадратов дорожки – горизонталь, вертикаль (чередуя между собой белые и черные поля) или диагонали (составляются диагонали черного и белого цвета, самая маленькая диагональ, самая большая).
- В тетради, в заранее нарисованной шахматной диаграмме, дети закрашивают синим цветом горизонталь, зеленым – вертикаль, красным – диагональ.
- Детям предлагается на демонстрационной шахматной доске заполнить центр фишками (магнитами).
- В тетради с нарисованной диаграммой детям предлагается обозначить центр с помощью условных символов (крестиков, цветочков, звездочек и т.д.).
- Шахматная нотация
Цель: Знакомство с шахматной нотацией, шахматным алфавитом, развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти
Дидактические игры и задания:
- «Какой буквы не хватает?». Карточки с буквами алфавита располагаются на столе в ряд так, как они расположены на шахматной доске. Затем несколько букв из этого ряда убирается и детям предлагается найти недостающие буквы и поставить их на место.
- «Шахматное лото». Для каждого ребенка подготавливаются фишки с обозначением на них шахматной нотации в количестве от 5 до 64 (в зависимости от уровня подготовленности ребенка). Правила игры такие же как в обычно лото – фишку надо поставить на соответствующее ей место на шахматной доске.
- «Почта». На большом красочном конверте пишется «шахматный» адрес – например улица В, дом 2, или любой другой. Детям рассказывается о том, что почтальон принес загадочный конверт с необычным адресом и предлагается детям рассмотреть конверт и отгадать, кому же он адресован. После того, как адресат найден, конверт открывается, а там детей ожидает сюрприз – это могут быть силуэты букв шахматного алфавита, которые раздаются детям и предлагается раскрасить их, кто как хочет. После выполнения задания дети называют каждый свою букву.
- «Найди адрес». Дети получают по несколько фишек с указанием «адреса» поля: необходимо поставить фишки на соответствующие им поля шахматной доски.
- ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ
Цель: Знакомство с шахматными фигурами, развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти
Дидактические игры и задания:
- «Найди фигуру». На столе расставляются белые и черные шахматные фигуры, детям необходимо найти ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных.
- «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из детей на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
- «Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны отгадать, о какой фигуре идет речь. Затем кто-либо из детей описывает другую фигуру, а остальным необходимо догадаться о какой фигуре идет речь.
- «Снежный ком». Расставляются в ряд шахматные фигуры – король, ферзь, ладья, слон, конь, пешка. Первый ребенок произносит название первой фигуры – король, следующий ребенок произносит название двух фигур – короля и следующего за ним ферзя, третий произносит название сразу трех фигур – короля, ферзя и следующей за ним ладьи и т.д. Последний ребенок должен произнести название всех фигур.
- «Черные и Белые пешки». Детям надеваются шапочки с черными и белыми фигурами. На первый стульчик ложится черная пешка, на второй – белая пешка. Дети бегают, по сигналу собираются возле своих стульчиков.
- «Какой фигуры не стало». В ряд расставляются несколько шахматных фигур, белых и черных; дети должны запомнить эти фигуры. Затем педагог просит детей закрыть глаза и в это время убирает одну или 2 фигуры – дети должны сказать какой фигуры не стало.
- «Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».
- «Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.
- Подвижная игра: «Найди домик для своей пешки». Дети делятся на две команды. По сигналу составляют по очереди, каждый у своей доски пешки.
- Подвижная игра: «Берегитесь пешки». Дети в шапочках Королей (Белых и Черных) гуляют по шахматному полю. Выбегает пешка и ловит тех, кто не успел встать на свое поле.
- «Что общего?». Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает детй, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
- «Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
- «Кто быстрее». Детям предлагается посостязаться – кто быстрее соберет одинаковые шахматные фигуры (например, один ребенок собирает ладьи, другой – слонов, третий – коней).
- «Куча мала». Все шахматные фигуры лежат в куче. Педагог с закрытыми глазами берёт какую-нибудь из фигур и ощупывает её. Выбранную шахматную фигуру умышленно называет неправильно, открывает глаза и спрашивает детей: «Так?» Дети поправляют педагога. Затем меняются ролями.
- «Ряд». Детям предлагается поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей.
- «Пирамида». Предлагается детям построить пирамиду из ладей: на белую ладью поставить чёрную, затем снова белую и чёрную, а на самый верх белую пешку. Спросить у детей, нельзя ли построить пирамиду из других фигур.
- «Прятки». В кабинете прячется несколько шахматных фигур. Дети должны найти их и назвать. Потом фигуры прячут дети.
- «Над головой». Педагог называет какую-нибудь шахматную фигуру. Дети должны ее быстро найти и поднять над головой.
- «На стуле». На стул ставится какая-нибудь шахматная фигура. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встают дети. Счет идет до трёх и на счет «три» дети бегут к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать её.
- «Шахматный теремок». Из деревянной шахматной доски делается «теремок». Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на «теремок» и уронить его, а остальные фигуры помогут «теремок» «построить» — поднять.
- «Шахматный колобок». Дидактическую игру-инсценировку сказки «Колобок» можно провести так: «дед» — король, «баба» — ферзь, «заяц» — пешка, «лиса» — конь, «волк» — слон, «медведь» — ладья, а колобок — шарик или клубок. Дети должны назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце сказки «лиса» колобка не съест — колобок от неё убежит.
- «Шахматная репка». Садим «репку» — клубок. Около него ребенок по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: «дед» — это король, «бабка» — ферзь, «внучка» — слон, «Жучка» — конь, «кошка» — ладья, «мышка» — пешка.
- «Белые и чёрные». В беспорядке расставляются на столе по шесть разных белых и чёрных фигур. Начиная дидактическую игру, отставляется в сторону одна из фигур, и говорится ее название и цвет. Например: «Белый ферзь». Ребёнок продолжает игру и должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие), обязательно называя её. Например: «Чёрный король». Затем новую шахматную фигуру представляет педагог и т. д.
- «Убери такую же». Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Педагог убирает одну из фигур в коробку. Просит ребенка назвать эту фигуру и положить в коробку другую аналогичную шахматную фигуру и т. д.
- «Полна горница». Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка для фигур). Педагог предлагает ребёнку взять одну из шахматных фигур, назвать сё и уложить «спать» в коробку или шахматную доску. Следующую фигуру укладывает другой ребенок. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке.
- НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР.
Цель: Знакомство с начальной расстановкой фигур, развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти
Дидактические игры и задания:
- «Мешочек». Каждый ребенок достает из мешочка по одной фигуре и расставляет ее на то место, которое данная фигура занимает в начальной позиции.
- «Что пропало?». В начальной позиции не хватает несколько фигур. Необходимо определить каких фигур недостает в начальной позиции, найти эти фигуры и расставить на свои места.
- «Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
- «Король, найди свое место». На столах стоят шахматные доски, рядом Белые и Черные Короли. Дети уходят на определенное расстояние и по сигналу должны добежать до своей доски и поставить Королей на место.
- «Путаница». Расставляется начальная позиция на шахматной доске, перепутав фигуры местами. Дети должны проверить правильность расстановки фигур в начальной позиции и расставить фигуры так, чтобы начальное положение оказалось правильным.
- «Пешки, в домики». Детям надеваются шапочки с черными и белыми фигурами пешек. На напольной шахматной доске дети бегают и по сигналу встают на места своих фигур.
- «Найди свое место». Детям надеваются шапочки белых и черных фигур. Выбираются два ведущих. По сигналу педагога ведущие ставят свои фигуры на места на напольной шахматной доске. Один ведущий отвечает за белых, другой – за черных.
- «Кто быстрей составит фигуры». Дети делятся на три команды. На стол ложатся три доски и уже знакомые фигуры. По сигналу дети по очереди составляют фигуры на доски.
- «Фигуры в домики». Дети надевают шапочки знакомых фигур. По сигналу педагога дети встают на свои места на напольной шахматной доске.
- «Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.
- ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР
Цель: Знакомство с правилами хода и взятия каждой из фигур, развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти
Дидактические игры и задания:
- «Игра на уничтожение» — важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
- «Разыгрывание позиций». Педагог ставит на доску одну из игровых позиций с участием изучаемых фигур. Сначала один ребенок играет одними фигурами, а второй – другими, затем дети меняются фигурами и снова разыгрывают данную позицию. В процессе этой игры дети упражняются в маневрировании фигурами на шахматной доске таким образом, чтобы не попасть под удар неприятельской фигуры, и, в свою очередь, уметь нападать на фигуры противника, а также предвидеть события на шахматной доске на один-два хода вперед.
- «Цепочка». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
- «Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их
- «Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
- «Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
- «Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника
- «Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
- «Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
- «Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
- «Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее -побить незащищенную фигуру.
- «Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
- «Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
- «Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
- ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ
Цель: Знакомство с шахматными понятиями «шах», «мат», «пат», «мат в один ход», длинная и короткая рокировка и ее правила, развитие у детей логического мышления, внимания, памяти.
Дидактические игры и задания:
- «Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых дети должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
- «Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.
- «Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
- «Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.
- «Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых дети должны определить: дан ли мат черному королю.
- «Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
- «Рокировка». Дети должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.