Увлекательные опыты для детей в домашних условиях
Опыты для детей и научные праздники приобретают все большую популярность. Для детей и подростков занимательные опыты это что-то очень увлекательное, магическое и интересное. Стать волшебником и показать несколько интересных опытов для детей просто, но для них это настоящий праздник.
Опыты для детей в домашних условиях
Содержание статьи:
Любые, даже самые удивительные опыты для детей можно объяснить с научной точки зрения. Но восхищение и восторг у детей все равно будет большой. Мы подобрали для вас самые интересные и увлекательные опыты, которые порадуют как детей так и взрослых.
Опыт №1 — Торнадо в банке
Понадобиться:
- Вода
- Прозрачная стеклянная банка с крышкой (желательно продолговатая)
- Жидкость для мытья посуды
- Пищевой краситель
- Блестки
Проведение опыта:
- Заполните банку водой для 3/4.
- Добавьте несколько капель жидкости для мытья посуды.
- Через некоторое время добавьте краситель и блестки. Это поможет вам лучше увидеть торнадо.
- Закройте банку крышкой, хорошенько взболтайте.
- Раскрутите жидкость в банке по часовой стрелке.
Пояснение: Когда вы прокручиваете банку круговым движением, создается вихрь воды, который выглядит как мини-торнадо. Внутри скорость меньше, по краю быстрей. Вода быстро вращается вокруг центра вихря из-за центробежной силы. Центробежная сила — это сила внутри направляющего объекта или жидкости, например воды, относительно центра ее кругового пути.
Опыт №2 — Невидимые чернила
Невидимые чернила интересный опыт который удивит и порадует любого ребенка. Дети потом сами смогут писать свои тайные послания своим друзьям.
Понадобиться:
- Лимон
- Ватная палочка
- Любые украшения на ваше усмотрение (сердечки, блестки, бусинки, блесточки)
Проведение опыта:
- Выдавите немного лимонного сока в стакан.
- Окуните в него ватную палочку и напишите свое секретное послание. Положите его в бутылку и немного украсьте.
- Чтобы надпись проявилась нужно бумагу с надписью нагреть (прогладить утюгом, подержать над огнем или в духовке). Будьте внимательны, не позволяйте детям самим этим заниматься.
Пояснение: Лимонный сок — это органическое вещество, которое способно окисляться (вступать в реакцию с кислородом). При нагревании он приобретает коричневый цвет и «горит» быстрее, чем бумага. Такой же эффект дают и апельсиновый сок, молоко, уксус, вино, мед и сок лука.
Опыт №3 — Мыльные пузыри на морозе
Что моет быть увлекательней для детей чем позапускать мыльные пузыри. Дети с удивлением будут смотреть как они замерзают на свежем воздухе.
Понадобиться:
- Мыльные пузыри
- Морозная погода
Проведение опыта:
- Выходим на улицу с баночкой с мыльным раствором на сильный мороз.
- Выдуваем пузыри. Сразу же в разных точках поверхности возникают мелкие кристаллики, которые быстро разрастаются и наконец сливаются. Если погода не очень морозная и пузыри не замерзают, понадобится снежинка: как только вы выдули мыльный пузырь, сбросьте на него снежинку, и вы увидите, как она тут же соскользнет вниз и пузырь замерзнет.
Пояснение: При морозе и соприкосновении со морозным воздухом или снежинкой моментально начинается процесс кристаллизации, поэтому мыльный пузырь замерзает.
Опыт №4 — Гелиевые шарики своими руками
Понадобиться:
- Воздушные шарики
- Пустая бутылка (1 или 1,5 л.)
- Чайная ложка
- Воронка
- Столовый уксус
- Пищевая сода
Проведение опыта:
- В бутылку наливаем уксус примерно на треть.
- Через воронку засыпаем в шарик 2-3 ч. л. соды. Надеваем шарик на горлышко бутылки.
- Высыпаем содержимое шарика в бутылку.
Пояснение: В результате взаимодействия соды и уксуса выделяется углекислый газ, который и наполняет шар. Но такой шарик не будет сам летать, для того что бы заставить его прикрепиться к потолку его следует потереть и тем самым наэлектризовать и он потом сможем держаться под потолком в течении 5 часов!
Читайте также >>> Как сделать неньютоновскую жидкость
Опыт №5 — Простой мотор
Понадобиться:
- Батарейка
- Магнит неодимовый
Проведение опыта:
- Сгибаем медную проволоку, концы проволоки не должны соединятся.
- При помощи плоскогубцев делаем небольшую вмятину на плюсовом контакте батарейке.
- Ставим батарейку минусом на магнит, сверху кладем проволоку на батарейку. Свободные концы проволоки должны слегка касаться магнита.
Пояснение: На магнит ставим батарейку и затем водружаем на них сердце из проволоки. Система начинает вращаться. Происходит это потому, что в проволоке возникает электрический заряд. А это ничто иное как упорядоченное движение заряженных частиц. На каждую из них действует магнитное поле, которое отклоняет направление их движения. Это отклонение зовется силой Лоренца. Заряженные частицы движутся по окружности, создавая вращение конструкции. Батарейка через какое-то время сядет, и движение прекратится. А впечатление останется.
Опыт №6 — Бумажное дно
Понадобиться:
- Стакан
- Вода
- Бумага
Проведение опыта:
- Наливаем воду в стакан.
- Вырезаем квадрат из бумаги, кладем его на стакан.
- Аккуратно переворачиваем. Бумага прилипла к стакану, как намагниченная, и вода не выливается. Чудеса!
Пояснение: Когда мы накрываем стакан с водой листком бумаги и переворачиваем, то на лист с одной стороны давит вода, а с другой стороны (с самого низу) — воздух. Давление воздуха больше давления воды в стакане, поэтому лист и не падает.
Опыт №7 — Прогулка по яйцам
Понадобиться:
- два лотка со свежими куриными яйцами
- желающий по ним пройтись и хорошее настроение.
Проведение опыта:
- Постелите на пол мусорный мешок или клеенку (в гигиенических целях).
- Поставь сверху 2 лотка с яйцами.
- Равномерно распределив вес и правильно поставив ноги, тебе удастся буквально походить по сырым и хрупким яйцам босыми ногами.
Пояснение: Не секрет, что разбить яйцо ничего не стоит. Однако архитектура яйца настолько уникальна, что при равномерном давлении напряжение распределяется по всей скорлупе гармонично и не дает хрупкому яйцу треснуть. Сегодня же попробуй, это очень увлекательно!
Опыт №8 — Чистые руки
Это проект воодушевленной учительницы — интересный и наглядный способ доказать детям о важности личной гигиены. Использовав всего 3 ломтика хлеба, женщине удалось наглядно рассказать первоклассникам, почему на самом деле важно мыть руки перед едой.
Понадобиться:
- 3 ломтика хлеба
- 3 зип пакета
- чистые и грязные руки
Проведение: Хлеб в первом пакете — это контрольный образец. Во второй пакет поместите кусочек хлеба мытыми руками. Ну а третий — это кусок хлеба, который дайте потрогать всем малышам немытыми руками после прогулки. Спустя всего неделю дети смогут на собственном опыте убедиться, что гигиена — это очень важно!
Опыт №8 — Цветочное волшебство
В этом опыте мы сможем своими руками покрасить цветы в любой цвет. Удивлению детей не будет предела когда на их глазах за некоторое время цветы поменяют свой цвет.
Понадобиться:
- Белая гвоздика, хризантема или ромашка.
- Пищевой краситель любого цвета, но мы выберем синий.
- Банка или вазочка, ножик и фотоаппарат, чтобы запечатлеть потом итоги домашнего опыта и оставить на память фото цветка неземной красоты.
Проведение опыта:
- Взять небольшую банку или стеклянную вазочку, налить воду комнатной температуры, развести синий пищевой краситель.
- Ровно отрезать кончик стебля острым ножом. Поставить цветок в окрашенную воду.
- Примерно через 3 часа лепестки гвоздики начинают становиться голубоватыми по краям. Окрашиваются и прожилки цветка.
- Через день цветок уже заметно окрасится в синий цвет. Иногда ярче прокрашиваются лепестки по краям, иногда – серединка. Но через двое суток цветок точно станет синим.
Опыты для детей по физике в домашних условиях. Инструкции с объяснениями
Одними из самых интересных и захватывающих внимание ребенка надолго являются по физике и химии для детей разного возраста. Самые популярные из них не требуют особых материалов и лабораторных условия, поэтому проводить их в домашних условиях не составит особого труда.
Содержание статьи:
Правила безопасности
Для опытов дома по физике требуется:
- Предоставить технику безопасности и проинструктировать ребенка.
- Очень важно прочесть ход опыта.
- Предоставить безопасное рабочее место, по назначению использовать оборудование и приборы.
- Проводить эксперименты, используя отдельную посуду.
- Запрещается приближаться к посуде, где проходит реакция.
- Тщательно убрать место, где проходила реакция, помыть руки и посуду.
- Использованные жидкости осторожно слить в раковину, заранее открыть кран с холодной водой.
- Предметы, использованные для опыта, подписать и убрать в недоступные для ребенка места.
Примеры для дошкольников
Опыты по физике в домашних условиях для детей дошкольного возраста.
Магнитный карандаш
Требующиеся материалы для опыта:
- Батарейка.
- Толстый карандаш.
- Проволока. Диаметр от 0,2 до 0,5 мм.
- Изолента.
Ход эксперимента:
- Обмотать проволоку возле карандаша, оставить расстояние до края – 0,5 – 1 см.
- По окончании одного ряда – намотать второй ряд в противоположном направлении. До того момента, когда проволока не будет полностью намотана. Главное – запастись двумя концами проволоки примерно 8 см. Закрепить с помощью скотча витки, чтобы те не размотались.
- Почистить оставшиеся 2 конца проволоки, подсоединив к батарейке.
Результат опыта: в ходе опыта по физике в домашних условиях, удалось сделать магнит, способный присоединять небольшие железные объекты.
Волчок
Волчок находится в вертикальном положении во время вращения циркуляции около оси, осуществляет падение по замедлению вращения. Во время передвижения разноцветного волчка наблюдаются зрительные элементы смешения цветов, элементы дисперсии цветов.
Цветной опыт:
- Обыкновенная модель волчка – секторы. Окружность разделяется на соответствующее число и раскрашивается в разные цвета.
- Во время вращения наблюдается цветовое изменение.
- Опыт демонстрирует совмещение цветовой гаммы. Эксперименты проводятся с секторами.
При делении волчка на 7 секторов, разукрасив сектора в зависимости от расположения цвета, во время вращения волчок изменят цвет, становясь белым. Происходящий опыт – смешение цветовой гаммы. В некоторых случаях эффект не достигается, но зато создается разноцветный оттенок.
Волшебный волчок
Материалы и ход эксперимента:
- Печать шаблонов черного и белого цветов, сделать из материалов 2 волчка.
- Когда вращается первый волчок, появятся разного цвета кольца.
- При вращении в одном направлении, затем в другом, кольца будут отличаться друг от друга.
- Второй волчок становится похожим на круг.
Анализ | Факты |
|
|
Лимонная батарейка
Батарейка с легкостью создается из фруктов. Напряжение зависит от фрукта. Преимущество лимона заключается в лимонной кислоте, способной к созданию электрического тока.
Необходимые инструменты:
- Лимон.
- Проволока (медь). Чем больше эксперимент, тем больше понадобится проволоки. При ее отсутствии потребуется монета.
- Пластина из цинка. В качестве пластины используется болт, шурупы, проволока.
- Мультиметр (измеряет напряжение).
- Светодиод. (Фиксирует ток).
Последовательность действий:
- Взять лимон, помять его.
- Положить на 2 см вглубь медные проводники.
- Присоединить провод к прутьям.
- Измерить с помощью мультиметра количество вольт.
Собрать еще 1 такую конструкцию, соединив между собой. Или вставить еще по медному проводу. Соединить их между собой. Вторая батарейка требуется, так как от одной светодиод не загорится. Теперь лимонная батарейка производит электричество.
Анализ опыта: Такой элемент питания осуществляет взаимодействие между проводниками. Когда проводники помещают во фрукт, металлы находятся среди кислоты. Реакция происходит, ионы передвигаются, производя энергию.
Опыт с инерцией
Инертность монеты:
- Взять монету, положить на линейку, лежащую на гладкой поверхности. При перемещении линейки, монета будет перемещаться. Если линейку резко вытащить из-под монеты, монета в силу инертности не сдвинется с места.
- Взять тонкую бумагу, перекинуть через перевернутый вверх дном стакан, положить пару монет на полоску бумаги. Придерживаясь за конец полоски, быстро линейкой по ней. Монеты останутся на месте.
Для младших классов
Опыты по физике в домашних условиях для детей младших классов представлены ниже.
Мыльные пузыри на морозе
Материалы для опыта:
- мыльные пузыри;
- пластмассовая трубка.
Ход опыта:
- Вынести банку с мыльными пузырями на сильный мороз, выдувая пластмассовой трубкой пузыри. Наблюдать, как пузырь замерзает.
- На поверхности возникнут красивые узоры в виде кристалликов.
- Когда пузырь замерзнет, образуется вмятина, но пузырь сохранит свою шарообразную форму.
Анализ опыта: Отрицательная температура замораживает пузыри, так как те во многом состоят из воды. Стенки пузыря делаются слабыми. Пузырь охлаждается. Начинается кристаллизация. Оболочка мыльного пузыря начинает сверху проседать. Вмятина пузыря увеличивается.
Шар под водой
Потребуется:
- стакан;
- вода;
- небольшой мячик.
Ход опыта:
- Бросить мячик в стакан.
- Вылить туда жидкость.
- Установить в середине мяч.
Анализ: Во время добавления жидкости в стакан ее поверхность становится выпуклой. А натяжение распределило мяч в стакане по центру.
Шары и огонь
Необходимые материалы:
- воздушные шары;
- свечка;
- спички;
- вода.
Ход эксперимента:
- Надуть шар и завязать его.
- Другой шар наполнить водой, завязать.
- Поджечь свечу и поднести надутый шарик к ней, он лопнет.
- Затем поднести шар с водой.
- Через какое-то время на шарике останутся следы от свечки, но шар не лопнет.
Анализ: До момента испарения жидкости, шар не лопается, потому что вода заберет основное количество пламени от свечки.
Потухшая свеча. Возгорание
Инструменты для эксперимента:
- свечка, спички либо зажигалка.
Ход эксперимента:
- Зажечь свечку, затем погасить.
- Огонь поднести к дыму, который исходит от свечки.
- Свечка снова загорится.
Анализ опыта: Дым поднимается от свечки, потому что в состав его входит загорающийся парафин. Парафин добирается до фитиля, и свечка заново загорается.
Мотор из парафина
Инструменты для эксперимента:
- свечка;
- зубочистка;
- стаканы;
- бумага;
- спички.
Ход опыта:
- Разместить зубочистку на свечке по центру – это станет осью двигателя.
- Уравновесив сооружение, установить свечу между двумя стаканами.
- Поджечь фитили с 2-х сторон.
- Конструкция постепенно начнет качаться в разные стороны.
Анализ опыта: Вес одного конца станет больше другого, что приведет к передвижению одного из концов при действии силы тяжести. Пульсация происходит в связи с изменением веса концов свечки. Пульсация повышается, потому что пламя все больше горит.
Резка дерева при помощи диска из бумаги
Требуемые инструменты:
- болгарка;
- спички;
- бумага;
- картон;
- ножницы;
- карандаши.
Ход опыта:
- Снять диск с болгарки. На бумаге разместить диск, обвести его по контурам.
- Сделать на бумаге аналогичный предмет. Закрепить его на болгарке, включив ее. Поднести спичку и разрезать.
Анализ опыта: Диск бумаги начинает поддаваться силе инерции, тем самым обеспечивая равновесие.
Пушка из магнитов
Требуемые инструменты:
- несколько магнитов диаметром до 1 см;
- шары из металла того же калибра;
- изолента;
- брусок или доска.
Ход эксперимента:
- Закрепить на доске при помощи скотча магниты.
- В правой стороне от магнитов расположить 3 шара. Четвертый опустить налево от края доски.
- Правый шарик должен выстрелить.
Анализ: Рейка является прообразом пушки. Шарики представляют заряды. Отдельный шар – порох. Шар находится в притяжении у магнита, тем самым он притягивается. Магнит, используя притяжение, разгоняется. Кинетическая энергия магнита передается на другой шар. Так происходит выстрел.
Физика 5-8 класс
Опыты по физике в домашних условиях для детей 5-8 классов.
Магнитный мотор
Инструменты для эксперимента:
- микробатарейка;
- тонкогубцы;
- магнит;
- спираль.
Ход эксперимента:
- Сторону батарейки, где нарисован минус, разместить на магните.
- Имея проволочную спираль, не соединять ее концы.
- Конструкция должна балансировать.
- При помощи тонкогубцев соорудить на батарейке вмятину.
- Проволочная конструкция размещается на микробатарейке.
- Сверху конструкция находится в углублении, не соприкасаясь с магнитом.
Анализ: Батарейка является источником питания, увесистой для ротора основой. Магнит проводит электричество. Рама из проволоки является ротором со встроенными щетками. При помощи микробатарейки частицы перемещаются. Электричество, под магнитным полем, осуществляет перемещение под воздействием силы Ампера.
Магнитное поле перпендикулярно силе тока, что обеспечивает движение элементов по кругу. Эксперимент демонстрирует тепловыделение. При работе мотора в течение времени, микробатарейка начнет нагреваться.
Парашют из магнита
Необходимые инструменты:
- магнит цилиндрической формы;
- труба из металла.
Опыт:
- Для начала кинуть вниз магнит, не задействовав трубу.
- Магнит опустится на пол.
- Поднять магнит, повторно кинуть в трубу.
- Заглянуть в трубу, наблюдать за падением магнита.
Анализ: Магнит связан с электроэнергией. Так как магнит перемещается, он может иметь влияние над магнитным полем, видоизменяя его. Круговые токи создаются за счет действия магнитного поля.
Ток создает магнитное поле, осуществляя взаимодействие с магнитом. От этого поток магнита становится меньше. Снижение магнита останавливается за счет магнита, который притягивается магнитным полем.
Водяная свечка
Инструменты для эксперимента:
- свечка;
- стакан с жидкостью;
- гладкое стекло.
Ход опыта:
- Поджечь свечку, находящуюся в прозрачном стакане, наполненным водой.
- Свечка не угасает.
Анализ: По бокам от стекла располагаются свечка и стакан. Пространству между стаканом и свечой следует быть ровным, что позволит достичь горения свечки в стакане. Стекло отображает свечу, находящуюся на дистанции от стекла, равной расстоянию отображения предмета. Создается подобие горящей свечи под водой.
Водяное путешествие
Инструменты:
- стакан с водой;
- краска;
- обыкновенные салфетки.
Ход эксперимента:
- Взять стаканы. В 3 из них налить воду, раскрасить разными цветами.
- Взять еще 2 стакана. Оставить их пустыми.
- Свернуть салфетку, часть ее положить в один из стаканов с раскрашенной водой, остаток салфетки положить в один из двух пустых стаканов.
- Соединить все стаканы.
- Салфетки вскоре напитаются водой, а стаканы, не заполненные водой, будут заполнены. Жидкость будет промежуточного цвета.
- Явление закончится, когда вода достигнет одинакового уровня во всех стаканах.
Анализ: По капиллярным каналам цветная вода поднимется наверх при помощи натяжной поверхности, пропитывая салфетки. 2 пустых стакана заполнятся жидкостью в связи с разным местоположением воды. Давление выровняется, уровень воды во всех стаканах станет одинаковым – перемещение воды закончится. Однородная жидкость в 5 стаканах будет на одинаковом уровне.
Для старшеклассников
Опыты по физике в домашних условиях для детей, учащихся в старших классах.
Поющая рюмка
Для опыта по физике в домашних условиях потребуется:
Что нужно сделать:
- Заполнить изделие водой и вытереть по краям.
- Мокрым пальцем протереть по краям, рюмка будет издавать звук, похожий на пение.
Бокал и жидкости
Инструменты:
- стеклянный стакан;
- бумага;
- ножницы;
- соль;
- красное вино;
- масло;
- спирт.
Ход эксперимента:
- Сначала налить в стакан воды.
- Сделать бумажное подобие рожка, загибая концы в угол 90 градусов. Вино из бумажной конструкции постепенно наливать в стакан. Подождать, когда вино достигнет уровня воды.
- Сделать второй рожок и налить точно так же подсолнечное масло.
- Сделать третий рожок и оттуда наливать спирт.
- В стакане будет 4 этажа жидкостей.
Анализ: Ингредиенты располагаются в стакане поочередно. Жидкости, которых самая большая плотность, находятся внизу, а самые лёгкие наверху.
Подсвечник
Потребуется:
- свечка;
- гвозди;
- стакан или другое изделие, наполненное водой;
- спички.
Последовательность:
- Разместить гвоздь на конце свечки.
- Поставить гвоздь так, чтобы парафин и фитиль находились над водой.
- Поджечь фитиль свечки.
Анализ: Свечка через пару минут начнет подниматься наверх. Рядом с фитилем появится воронка. Такая пустота облегчит свечку, тем самым она будет гореть до конца.
Змейка
Материалы для опыта:
- листы бумаги;
- свечка;
- ножницы.
Ход опыта:
- Разрезав спираль, поставить ее в конец проволоки.
- В воздухе поставить спираль над свечой.
Анализ: В связи с расширением под воздействием энергии, которая начинает передвигаться, змейка начинает вращаться.
Вулкан
Понадобится:
- вода;
- стакан;
- спирт;
- пробка.
Последовательность:
- Тушь со спиртом разместить в стакане.
- Внутри проделать дырку.
Анализ: Отверстие наполнится водой, вытеснив тушь, потому что у той больше плотности, чем у спирта. Жидкость начнет всплывать наверх.
Спички
Для опыта в домашних условиях по физике потребуется 15 спичек.
Последовательность:
- Положить на гладкую поверхность (стол) спичку, остальные спички разместить концами, доходящими до стола.
- Для начала поднять любую спичку, за ней начнут подниматься все остальные.
Анализ: Последняя спичка кладется как раз для того, чтобы все поднялись за ней.
Подставка под кастрюлю
Для опыта по физике дома потребуется:
- вилка;
- тарелка;
- кастрюля;
- кольцо от салфетки.
Последовательность:
- Разместить на кольцо от салфетки пару вилок.
- Сверху положить посуду.
- Налить в кастрюлю воду, поставив ее вверх на подставку.
Анализ: Эффект демонстрирует состояния устойчивости и равновесия.
Жидкости
Для эксперимента понадобится цитрус, стакан с водой и вином. Вместо вина используется также молоко или спирт.
Физический опыт и его последовательность в домашних условиях:
- Снять кожицу апельсина, разрезав его пополам.
- Дно цитруса проткнуть и поместить в стакан.
- Цитрус должен иметь больший калибр по сравнению с серединой стакана, тем самым цитрусу удастся удержаться, не попадая на дно.
- Поставить цитрус на стакан.
- В корку цитруса вылить спирт или вино. Жидкость пройдет сквозь дырку, до того момента, когда вино не будет на дне цитрусовой чашки.
- Вода — ее долить до края. Вино поднимется до воды, а та спустится ко дну конструкции. Через какое-то время жидкости осуществят перемену мест.
В статье были приведены самые простые опыты, их описания и объяснения.
Интересные факты, опыты, эксперименты по физике привлекают внимание детей, способствуют их развитию. Главное правило проведения опытов в домашних условиях – знание техники безопасности.
Автор статьи: Матюк Егор
Оформление статьи: Светлана Овсяникова
Видео на тему: опыты по физике в домашних условиях
Занимательная физика: опыты дома:
Занимательные опыты, которые можно делать дома
Дети всегда стараются узнать что-то новое каждый день, и у них всегда много вопросов. Им можно объяснять некоторые явления, а можно наглядно показать, как работает та или иная вещь, тот или иной феномен. В этих экспериментах дети не только узнают что-то новое, но и научатся создавать разные поделки, с которыми далее смогут играть.
1. Опыты для детей: лимонный вулкан
Вам понадобится:
– 2 лимона (на 1 вулкан)
– пищевая сода
– пищевые красители или акварельные краски
– средство для мытья посуды
– чашка
– деревянная палочка или ложечка (при желании)
– поднос.
1. Срежьте нижнюю часть лимона, чтобы его можно было поставить на ровную поверхность.
2. С обратной стороны вырежьте кусок лимона, как показано на изображении.
* Можно отрезать пол лимона и сделать открытый вулкан.
3. Возьмите второй лимон, разрежьте его наполовину и выдавите из него сок в чашку. Это будет резервный лимонный сок.
4. Поставьте первый лимон (с вырезанной частью) на поднос и ложечкой “помните” лимон внутри, чтобы выдавить немного сока. Важно, чтобы сок был внутри лимона.
5. Добавьте внутрь лимона пищевой краситель или акварель, но не размешивайте.
6. Налейте внутрь лимона средство для мытья посуды.
7. Добавьте в лимон полную ложку пищевой соды. Начнется реакция. Палочкой или ложечкой можете размешивать все, что внутри лимона – вулкан начнется пениться.
8. Чтобы реакция продолжалась дольше, можете добавлять постепенно еще соды, красители, мыло и резервный лимонный сок.
2. Домашние опыты для детей: электрические угри из жевательных червяков
Вам понадобится:
– 2 стакана
– небольшая емкость
– вилка
– 4-6 жевательных червяков
– 3 столовые ложки пищевой соды
– 1/2 ложки уксуса
– 1 чашка воды
– ножницы, кухонный или канцелярский нож.
1. Ножницами или ножом разрежьте вдоль (именно вдоль – это будет непросто, но наберитесь терпения) каждого червяка на 4 (или более) частей.
* Чем меньше кусочек, тем лучше.
* Если ножницы не хотят нормально резать, попробуйте промыть их водой с мылом.
2. В стакане размешайте воду и пищевую соду.
3. Добавьте в раствор воды и соды кусочки червяков и размешайте.
4. Оставьте червячков в растворе на 10-15 минут.
5. С помощью вилки переместите кусочки червяков на небольшую тарелку.
6. Налейте пол ложки уксуса в пустой стакан и начните по очереди класть в него червячков.
* Эксперимент можно повторить, если промыть червячков обычной водой. Спустя несколько попыток ваши червячки начнут растворяться, и тогда придется нарезать новую партию.
3. Опыты и эксперименты: радуга на бумаге или как свет отражается на ровной поверхности
Вам понадобится:
– миска с водой
– прозрачный лак для ногтей
– маленькие кусочки черной бумаги.
1. Добавьте в миску с водой 1-2 капли прозрачного лака для ногтей. Посмотрите, как лак расходится по воде.
2. Быстро (спустя 10 секунд) окуните кусок черной бумаги в миску. Выньте его и дайте высохнуть на бумажном полотенце.
3. После того, как бумага высохла (это происходит быстро) начните поворачивать бумагу и посмотрите на радугу, которая отображается на ней.
* Чтобы лучше увидеть радугу на бумаге, смотрите на нее под солнечными лучами.
4. Опыты в домашних условиях: дождевое облако в банке
Когда маленькие капли воды скапливаются в облаке, они становятся все тяжелее и тяжелее. В итоге они достигнут такого веса, что больше не смогут оставаться в воздухе и начнут падать на землю – так появляется дождь.
Это явление можно показать детям с помощью простых материалов.
Вам понадобится:
– пена для бритья
– банка
– вода
– пищевой краситель.
1. Наполните банку водой.
2. Сверху нанесите пену для бритья – это будет облако.
3. Пусть ребенок начнет капать пищевой краситель на “облако”, пока не начнется “дождь” – капли красителя начнут падать на дно банки.
Во время эксперимента объясните данное явление ребенку.
5. Интересные опыты: салют в банке
Вам понадобится:
– банка
– миска
– теплая вода
– подсолнечное масло
– 4 пищевых красителя
– вилка.
1. Наполните банку на 3/4 теплой водой.
2. Возьмите миску и размешайте в ней 3-4 ложки масла и несколько капель пищевых красителей. В данном примере было использовано по 1 капле каждого их 4-х красителей – красный, желтый, синий и зеленый.
3. Вилкой размешайте красители и масло.
4. Аккуратно налейте смесь в банку с теплой водой.
5. Посмотрите, что произойдет – пищевой краситель начнет медленно опускаться через масло в воду, после чего каждая капля начнет рассеиваться и смешиваться с другими каплями.
* Пищевой краситель растворяется в воде, но не в масле, т.к. плотность масла меньше воды (поэтому оно и “плавает” на воде). Капля красителя тяжелее масла, поэтому она начнет погружаться, пока не дойдет до воды, где начнет рассеиваться и походить на небольшой фейерверк.
6. Интересные опыты: в олчок, в котором сливаются цвета
Вам понадобится:
– вырезанное из бумаги колесо, раскрашенное в цвета радуги
– резинка или толстая нить
– картон
– клей-карандаш
– ножницы
– шпажка или отвертка (чтобы сделать отверстия в бумажном колесе).
1. Выберите и распечатайте два шаблона, которые вы хотите использовать.
2. Возьмите кусок картона и с помощью клея-карандаша приклейте один шаблон к картону.
3. Вырежьте приклеенный круг из картона.
4. К обратной стороне картонного круга приклейте второй шаблон.
5. Шпажкой или отверткой сделайте два отверстия в круге.
6. Просуньте нить через отверстия и завяжите концы в узел.
Теперь можете крутить ваш волчок и смотреть, как сливаются цвета на кругах.
7. Опыты для детей в домашних условиях: медуза в банке
Вам понадобится:
– небольшой прозрачный полиэтиленовый пакет
– прозрачная пластиковая бутылка
– нитка
– пищевой краситель
– ножницы.
1. Положите полиэтиленовый пакет на ровную поверхность и разгладьте его.
2. Отрежьте дно и ручки пакета.
3. Разрежьте пакет вдоль справа и слева, чтобы у вас получились два листа из полиэтилена. Вам понадобится один лист.
4. Найдите центр полиэтиленового листа и сложите его как шарик, чтобы сделать голову медузы. Завяжите ниткой в области “шеи” медузы, но не слишком туго – вам нужно оставить небольшое отверстие, чтобы через него налить воду в голову медузы.
5. Голова есть, теперь перейдем к щупальцам. Сделайте надрезы в листе – от низа до головы. Вам нужно примерно 8-10 щупальцев.
6. Каждое щупальце разрежьте еще на 3-4 более мелкие детали.
7. Налейте немного воды в голову медузы, оставив место для воздуха, чтобы медуза могла “плавать” в бутылке.
8. Наполните бутылку водой и засуньте в нее вашу медузу.
9. Капните пару капель синего или зеленого пищевого красителя.
* Закройте плотно крышку, чтобы вода не выливалась.
* Пусть дети переворачивают бутылку, и смотрят, как в ней плавает медуза.
8. Химические опыты: магические кристаллы в стакане
Вам понадобится:
– стеклянный стакан или миска
– пластиковая миска
– вилка
– 1 чашка соли Эпсома (сульфат магния) – используется в солях для ванн
– 1 чашка горячей воды
– пищевой краситель.
1. Насыпьте соль Эпсома в миску и добавьте горячей воды. Можете добавить в миску пару капель пищевого красителя.
2. В течение 1-2 минут размешивайте содержимое миски. Большая часть гранул соли должна раствориться.
3. Налейте раствор в стакан или бокал и поместите его в морозилку на 10-15 минут. Не волнуйтесь, раствор не настолько горяч, чтобы стакан треснул.
4. После морозилки переместите раствор в основную камеру холодильника, желательно на верхнюю полку и оставьте на ночь.
Рост кристаллов будет заметен лишь спустя несколько часов, но лучше переждать ночь.
Вот как выглядят кристаллы на следующий день. Помните, что кристаллы очень хрупки. Если дотронуться до них, они вероятнее всего сразу сломаются или рассыплются.
Клуб почемучек и опыты для детей :: Это интересно!
На этой странице можно найти более чем сотню простых опытов и экспериментов для детей, список которых представлен в конце страницы.Кроме того, здесь находится архив выпусков рубрики «Клуб почемучек«, которую я вела еженедельно в своем блоге до 2017 года.
В этой рубрике я отвечала на вопросы маленьких почемучек. И не только отвечала, а проводила комплексное развивающее занятие на эту тему.
Мы делали поделки, проводили эксперименты, играли в игры — а по ходу узнавали ответ на заданный вопрос.
Почему голова круглая? Почему молоко белое? Почему в ракушке слышно море? В мире столько всего интересного, а учить физику, биологию, химию, историю и другие науки так весело!
Первые 14 выпусков Клуба я собрала в электронную книгу «Клуб почемучек. Наука в вопросах и ответах», которую можно бесплатно скачать, заполнив форму подписки:
После того, как вы заполните форму, вам на почту придет письмо от сервиса рассылок, с просьбой подтвердить, что вы являетесь владельцем этого e-mail адреса. После того, как вы нажмете на ссылку «Подтвердить«, через несколько минут на вашу электронную почту придет письмо, в котором будет ссылка на скачивание электронной книги «Клуб почемучек. Наука в вопросах и ответах» в формате pdf.
Архив выпусков «Клуба почемучек»
(развивающие тематические занятия —
популярная наука для детей)
Пилотный выпуск. Почему люди не выпадают из качелей? — детям о силе тяжести1-й выпуск: «Почему образуются лужи?»
2-й выпуск: «Почему мальчики носят брюки, а девочки юбки?»
3-й выпуск «Куда пропадает мультгерой, когда выключают телевизор?»
4-й выпуск «Как работает «скорая помощь»?»
5-й выпуск «Почему бывает сильный ветер перед дождем?»
6-й выпуск «Где находится Край Света?»
7-й выпуск: «Бывают ли у микробов свои микробы?»
8-ой выпуск «Откуда появился человек, когда людей еще не было?»
9-тый выпуск «Почему сосульки всегда растут вниз?»
10-тый выпуск — розыгрыш приза
11-й выпуск «Почему у разных родителей рождаются похожие детки?»
12-й выпуск
«Что такое невесомость и как ее почувствовать в домашних условиях?»
13-й выпуск
«Как люди научились печь хлеб?»
14-й выпуск
«Одинаковой ли будет температура напитка, если вливать в горячий чай холодное молоко и наоборот?»
15-й выпуск «Почему снег блестит?»
16-й выпуск «Где кончается Вселенная?»
17-й выпуск «Чем отличаются зебра и лошадь?»
18-й выпуск «Откуда берется слюна?»
19-й выпуск «Как просыпаются деревья весной?»
20-й выпуск «Почему люди плачут?»
21-й выпуск «Почему белый медведь не мерзнет?»
22-й выпуск «Как определить размер обуви?»
23-й выпуск «Почему ветер воет?»
24-й выпуск: «Почему буква «А» называется буквой «А»?
25-й выпуск: «Кто из живых существ первым полетел в космос?»
26-й выпуск «Из чего сделаны облака и можно ли потрогать небо?»
27-й выпуск «Как птицы находят дорогу домой?»
28-й выпуск «Почему вода в море соленая?»
29-й выпуск «Где зимуют мухи?»
30-й выпуск «Почему самолет оставляет на небе белый след?»
Юбилейный выпуск: розыгрыш приза
31-й выпуск «Как спят рыбы?»
32-й выпуск «Что будет, если Земля остынет?»
33-й выпуск «Почему Луну видно днем?»
34-й выпуск «Откуда взялись слова?»
35-й выпуск «Почему люди говорят на разных языках?»
36-й выпуск «Почему шахматные фигуры так называются?»
37-й выпуск «Почему люди зевают?»
38-й выпуск «Почему людям надо спать?»
39-й выпуск «Можно ли пить морскую воду?»
40-й выпуск «Как работает лифт?»
41-й выпуск «Почему у человека две руки и две ноги?»
42-й выпуск — розыгрыш приза
43-й выпуск — «Почему мухи не падают с потолка?»
44-й выпуск — «Почему предметы в воде кажутся больше?»
45-й выпуск «Что быстрее, машина или поезд?»
46-й выпуск «Как паук плетет паутину?»
47-й выпуск «Как строят мосты?»
48-й выпуск «Почему оладьи получаются круглыми?»
49-й выпуск Розыгрыш приза в день рождения «Клуба почемучек» (25 октября)
50-й выпуск «Какие муравьи полезны, а какие опасны?»
51-й выпуск «Как и почему происходят землетрясения?»
52-й выпуск «Почему молоко белое?»
53-й выпуск «Почему человек дышит?»
54-й выпуск «Как звери умываются без воды и мыла?»
55-й выпуск «Почему в ракушке слышно море?»
56-й выпуск «Как работает эскалатор?»
57-й выпуск «Почему снег белый?»
58-й выпуск «Почему животные впадают в спячку?»
59-й выпуск «Почему когда идет снег, на улице теплеет?»
Розыгрыш приза 03.03.2014
60-й выпуск «Почему при уборке чистящими средствами возникает кашель?»
61-й выпуск «Зачем собаке хвост?»
62-й выпуск «Как выглядят дети медуз?»
«У каких животных папы ухаживают за малышами?»
«Почему мы не видим маленьких голубей?»
Все три ответа в одном выпуске здесь.
63-й выпуск «Почему у вертолета винт вверху, а не внизу?»
64-й выпуск «Откуда берутся родинки?»
65-й выпуск «Почему голова круглая?»
66-й выпуск: «Кто такие лунатики?»
67-й выпуск: «Почему масло тает?»
68-й выпуск «Как делают игрушки для Киндер Сюрпризов?»
69-й выпуск «Что такое смерч?»
70-й выпуск «Почему летают аппараты тяжелее воздуха?»
71-й выпуск «Для чего растениям нужны колючки?»
72-й выпуск «Три вопроса про бабочек»
73-й выпуск «Почему песок бывает разный?»
74-й выпуск «Почему паутина липкая?»
Розыгрыш приза 30.09.2014
75-й выпуск «Почему камни разные?»
___________________________________________
Опыты и эксперименты для детей с пошаговыми инструкциями:
Химические и физические опыты для детей:
Эксперименты и опыты по естествознанию
Эксперименты и опыты по биологии
Опыты и эксперименты зимой и на Новый год:
Опыты и эксперименты на Хэллоуин:
Космические опыты и астрономические эксперименты:
А здесь можно скачать две электронные книги с подборкой опытов для детей по темам:
Электронная книга «Опыты и игры со льдом» (20 опытов и развивающих игр).
Электронная книга «Опыты и игры с магнитами» (11 опытов и развивающих игр)
Интересные химические эксперименты, которые можно проводить дома
Кто любил в школе лабораторные работы по химии? Интересно, ведь, было смешивать что-то с чем-то и получать новую субстанцию. Правда, не всегда получалось так, как было описано в учебнике, но по этому поводу никто не страдал, не так ли? Главное, чтобы что-то происходило, и мы это видели прямо перед собой.
Если в реальной жизни вы — не химик и не сталкиваетесь с куда более сложными опытами каждый день на работе, тогда эти эксперименты, которые можно провести в домашних условиях, вас точно позабавят, как минимум.
Лава-лампа
Для опыта нужно:
— Прозрачная бутылка или ваза
— Вода
— Подсолнечное масло
— Пищевой краситель
— Несколько шипучих таблеток «Супрастина»
Смешиваем воду с пищевым красителем, заливаем подсолнечное масло. Перемешивать не нужно, да у вас и не получится. Когда будет видна чёткая линия между водой и маслом, бросаем в ёмкость пару таблеток «Супрастина». Смотрим на потоки лавы.
Так как плотность масла ниже плотности воды, оно остаётся на поверхности, с шипучая таблетка создаёт пузыри, которые выносят воду к поверхности.
Зубная паста для слона
Для опыта нужно:
— Бутылка
— Небольшая чашка
— Вода
— Моющее средство для посуды или жидкое мыло
— Перекись водорода
— Быстродействующие пищевые дрожжи
— Пищевой краситель
Смешиваем в бутылке жидкое мыло, перекись водорода и пищевой краситель. В отдельной чашке разбавляем дрожжи водой и заливаем получившуюся смесь в бутылку. Смотрим на извержение.
Дрожжи выделяют кислород, который вступает в реакцию с водородом и выталкивается наружу. Из-за мыльной пены получается плотная масса, извергающаяся из бутылки.
Горячий лёд
Для опыта нужно:
— Ёмкость для нагревания
— Прозрачный стеклянный стакан
— Плита
— 200 г пищевой соды
— 200 мл уксусной кислоты или 150 мл её концентрата
— Кристализированная соль
Эксперимент лучше делать в хорошо проветриваемом помещении.
Смешиваем в кастрюле уксусную кислоту и соду, ждём когда смесь перестанет шипеть. Включаем плиту и выпариваем лишнюю влагу, пока на поверхности не появится маслянистая плёнка. Получившийся раствор переливаем в чистую ёмкость и остужаем до комнатной температуры. После чего добавляем кристалик соды и смотрим, как вода «замерзает», а ёмкость становится горячей.
Нагретые и смешанные уксус и сода образуют ацетат натрия, который при плавлении становится водным раствором ацетата натрия. При добавлении в него соли он начинает кристализироваться и выделять тепло.
Радуга в молоке
Для опыта нужно:
— Молоко
— Тарелка
— Жидкий пищевой краситель нескольких цветов
— Ватная палочка
— Моющее средство
Наливаем молоко в тарелку, капаем красителями в нескольких местах. Смачиваем ватную палочку в моющем средстве, опускаем в тарелку с молоком. Смотрим радугу.
В жидкой части находится взвесь капелек жира, которые соприкасаясь с моющим средством расщепляются и устремляются от введённой палочки во все стороны. А правильный круг образуется из-за поверхностного натяжения.
Дым без огня
Для опыта нужно:
— Гидроперит
— Анальгин
— Ступка и пестик (можно заменить керамической чашкой и ложкой)
Эксперимент лучше делать в хорошо проветриваемом помещении.
Измельчаем таблетки гидроперита до порошка, то же самое делаем с анальгином. Смешиваем получившиеся порошки, немного ждём, смотрим, что получится.
Во время реакции образуются сероводород, вода и кислород. Это приводит к частичному гидролизу с отщеплением метиламина, который взаимодействует с сероводородом, взвесь его мелких кристалликов которого и напоминает дым.
Фараонова змея
Для опыта нужно:
— Глюконат кальция
— Сухое горючее
— Спички или зажигалка
Кладём на сухое горючее несколько таблеток глюконата кальция, поджигаем. Смотрим на змей.
Глюконат кальция разлагается при нагревании, что приводит к увеличению объёма смеси.
Неньютоновская жидкость
Для опыта нужно:
— Миска для смешивания
— 200 г кукурузного крахмала
— 400 мл воды
Постепенно добавляем воду в крахмал и размешиваем. Постарайтесь сделать так, чтобы смесь стала однородной. Теперь попробуйте скатать шарик из получившейся массы и удержать его.
Так называемая неньютоновская жидкость при быстром взаимодействии ведёт себя как твердое тело, а при медленном — как жидкость.