Как младенец: Спать как младенец. Книжный обзор – Спит, как младенец – Семья и дети – Домашний

Содержание

Спать как младенец. Книжный обзор

Во сколько вы вчера легли спать? В девять вечера? В десять? Может быть, в полночь? А во сколько, по-вашему, обычно ложились спать наши прапрабабушки? Возможно, вы удивитесь, узнав, что сегодня мы спим меньше и высыпаемся хуже, чем наши предки. С появлением электрического света в домах большинство взрослых перестали высыпаться. И если до рождения ребенка мы худо-бедно справляемся… то после рождения малыша ситуация со сном обостряется.

Скорее всего, всю сознательную жизнь до рождения детей вы думали, что “спать как младенец” означает спать беспробудным безмятежным сном, но ваше собственное чадо быстро проясняет вам настоящий смысл этой фразы: “спать как младенец” на самом деле значит “просыпаться в любое время дня и ночи, спать понемногу, но часто”.

Редкий человек сможет сохранять присутствие духа и трезвость ума, если он как Ванька-встанька подпрыгивает ночью, чтобы заботиться о младенце. Постоянный недосып и прерывистый сон выбьет из колеи кого угодно! Возможно, вам станет чуть легче  от того, что вы не одиноки в своих страданиях: миллионы родителей в западных странах, как и вы, страдают от недосыпа.  Неудивительно, что молодых родителей то и дело спрашивают: «Ну, как спит малыш?»

Ответы большинства родителей неутешительны. Принимаемая со смирением пытка бессонницей постепенно сменяется борьбой с ангельского вида «виновником» вашего недосыпа — кто кого переборет? И чаще всего родители проигрывают в этой бессмысленной войне с младенцем, который спит так, как спят все нормальные и здоровые малыши в мире. Даже если родителям удаётся на какое-то время «выдрессировать» ребенка спать долго и беспробудно, то это не значит, что ребенок будет так спать все время. Новые впечатления, прорезывание зубов, болезни и другие, необъяснимые, причины приводят к тому, что родители снова и снова не высыпаются.

Молодые родители часто не знают, что медицинское определение понятия «спать ночь напролет» для новорожденных детей — это совсем не то, что подразумевается под нормальным сном ночь напролет в быту.  В медицине «ночной сон» определяется как способность проспать пять часов подряд, даже если сон приходится на период с 7 часов вечера до полуночи.

Когда вы слоняетесь по квартире как душа без тела после очередной бессонной ночи,  вы легко верите в рассказы других родителей — даже если ваш ребенок указывает на совершенно обратное — что где-то существуют младенцы, которые спят по 10-12 часов напролет, оставляя родителям много времени на то, чтобы и выспаться, и посмотреть кино вместе, и пообщаться, и прийти в себя после тяжелого дня.

Подумывая о том, что может быть вам попался какой-то не такой малыш, вы бросаетесь проводить исследования на уровне докторской диссертации про детский сон. В книгах по воспитанию указаны совершенно волшебные данные о сне детей: новорожденные спят по 19-20 часов в сутки.  Где выдают таких детей?!

Родные и знакомые твердят вам в один голос, что «детей нужно учить спать ночью». В последнее время к советам обывателей присоединилась плеяда писателей, которые специализируются на теме сна детей от рождения до трех-пяти лет.  Обычно книги этих авторов пестрят советами «дать ребёнку проплакаться». Иногда желание заставить детей спать настолько сильно, что советчики не останавливаются и рекомендуют не брать на руки ребенка даже если его рвет от плача или он орет несколько часов напролет.  Даже если не говорить о жестокости такого отношения к ребёнку,  когда ребёнок плачет, у него вырабатывается гормон стресса — кортизол, который, в свою очередь, не даёт ребёнку расслабиться и уснуть. Получается замкнутый круг!

Что же делать невысыпающейся измученной родительнице?  Кому верить, что делать, а самое главное — как выспаться, не мучая ребенка бессердечным методом «контролируемого плача»?

В списке литературы, которую Ла Лече Лига рекомендует родителям и лидерам, есть несколько полезных книг, посвящённых вопросам ухода за маленьким ребёнком, где приводятся как данные о биологии младенческого и детского сна, так и практические советы, как приспособиться ко сну в семье с маленьким ребенком, чтобы нормально высыпаться, при этом не прибегая к стратегии «дать прокричаться». В  этих книгах в расчёт принимаются не только взрослые, но и детские потребности. Важно помнить, что все мы разные, у нас у всех разные подходы к воспитанию детей, и каждый родитель может выбрать, какие именно способы по решению сонного конфликта «отцы и дети нашего времени» подойдут именно им.

Sweet Dreams (Сладких снов), Paul Fleiss

В книге Sweet Dreams Пол Флейсс приводит советы, как завести дневные и вечерние ритуалы, помогающие ребёнку успокоиться, расслабиться и заснуть. Он обращает внимание на очевидные, но недооценённые моменты: прогулки, хорошее питание и ограниченный доступ к телевизору и компьютеру улучшают ночной сон малыша.

Доктор Флейсс дает простой и, возможно, самый ценный на свете ответ на вопрос, сколько же должен спать малыш: ребёнок (а на самом деле, и вся семья) должен спать… как можно больше.

Флейсс рассказывает об изменениях режима сна в течение жизни и описывает сон как одну из составляющих образа жизни — наряду с питанием, физической активностью и другими аспектами поведения. Кроме того, он замечает: «зачастую то, что родители называют  «проблемы со сном» на деле оказывается результатом завышенных ожиданий — обычно основанных на распространённых, но нереалистичных мифах о том, каким  «должен» быть ребёнок».

Отдельная глава посвящена вопросам совместного сна. Здесь приводятся не только преимущества и правила безопасности совместного сна с ребёнком, но и экскурс в историю, объясняющий, почему в западном обществе совместный сон впал в немилость.

Автор приводит данные исследований Дж. МакКенны — американского антрополога, заведующего кафедрой антропологии в Университете Нотр-Дам, США — показавших, что дети, спящие с родителями, реже умирают от синдрома внезапной детской смерти (СВДС). Флейсс говорит, что «даже просто сон в одной комнате с ребёнком, необязательно в одной и той же кровати, оказывается серьёзной профилактикой СВДС».

Книга завершается кратким изложением приведённых в ней советов — которые, впрочем, больше похожи на общие принципы, чем на пошаговые инструкции к решению проблем со сном.

(Примечание переводчика. Это единственная книга из данного списка, пока что не переведенная на русский.)

Обеспечьте ребенку безмятежный сон. Дж. Гордон и М. Гудэведж

Обеспечьте ребенку безмятежный сон. Дж. Гордон и М. Гудэведж

Книга Джея Гордона и Марии Гудэведж «Обеспечьте ребенку безмятежный сон» написана лёгким, доступным языком и содержит массу ценной информации о младенческом сне, как курьезного характера, например, имена пациентов-знаменитостей, которые спят со своими детьми, так и солидных научных данных из Лаборатории поведения матери и ребенка во время сна Джеймса МакКенны.

Гордон, практикующий педиатр, консультант по лактации IBCLC и  сторонник идеи совместного сна с ребенком, говорит, что в его медицинской практике не было ни одного случая младенческой смерти. Вместо страшилок о детях, «заспанных» родителями, он приводит истории детей, которые внезапно переставали дышать, но выжили благодаря тому, что родители были рядом и заметили, что что-то не так.

Гордон пишет: «Я никогда не советую укладывать новорожденного спать в отдельной комнате. Никогда». Однако, как и многие другие авторы (и как и Ла Лече Лига), он замечает, что совместный сон подходит не всем. Целая глава посвящена вопросам безопасного сна, и в ней приведен ряд ситуаций, когда совместного сна в одной кровати лучше избегать.

Рассказывая забавные истории из жизни семей, спящих вместе с детьми (и выросших детей, которые когда-то спали в родительской кровати), он честно говорит: придёт время, когда и ваш ребёнок станет спать отдельно от родителей.

В книге есть отличный раздел о том, как отвечать на критику окружающих, и как совместный сон вписывается в интимные супружеские отношения.  Если вы хотите узнать «Топ-10 мест, где можно заниматься сексом, если ребёнок спит с вами», это книга для вас!

Обеспечьте ребенку безмятежный сон» — увлекательная книга с простыми советами, подкреплёнными научными исследованиями.

Как уложить ребёнка спать. Ночные заботы родителей. У. Сирс

Как уложить ребёнка спать. Ночные заботы родителей. У. Сирс

Новая редакция классической книги Уильяма Сирса со свежими рекомендациями укладывать детей спать на спину — одно из первых руководств по воспитанию детей, где родителям предложена альтернатива рекомендациям оставить ребёнка «проплакаться». Доктор Сирс объясняет, что организм младенца так устроен, что ночные пробуждения ему необходимы.

Сирс рассказывает, что сон маленького ребёнка принципиально отличается от того, как спят взрослые: дети гораздо больше времени проводят в фазе поверхностного сна, поэтому они чаще и легче взрослых просыпаются по ночам. Кроме того, сон младенца начинается с поверхностной фазы — это объясняет, почему так часто дети просыпаются через минуту после того, как вы отложили их в кровать. Доктор Сирс даёт советы, как определить, что ребёнок перешел в фазу глубокого сна, чтобы спокойно переложить его с рук в кроватку. Отдельное место уделено вопросам про детей, которые беспокойно спят. Автор приводит реальные примеры из жизни, сопровождая их практическими советами, как можно отдохнуть в такой ситуации, не доводя себя и ребёнка до истерик.

С точки зрения Сирса, вопросы родительства ночью — продолжение общей философии воспитания детей.

Как уложить ребенка спать без слез. Э. Пэнтли

Как уложить ребенка спать без слез. Э. Пэнтли

Эта книга особенно подойдёт родителям ребёнка постарше, который всё ещё спит не так, как этого хочется родителям. Элизабет Пэнтли предлагает работать над режимом ночного сна очень постепенно, маленькими шажками — идеальный подход для родителей, которые хотели бы, чтобы ребёнок спал лучше и дольше, но настроены на максимально мягкий путь решения.

Пэнтли предлагает понаблюдать, как именно спит ваш ребёнок, и постепенно менять сон ребенка так, чтобы родители могли спокойно спать подольше. Её подход основан на том, чтобы максимально учитывать потребности как ребёнка, так и родителей. Как говорит сама Элизабет, «В отношении младенческого сна есть два противоположных подхода. Один из них — это «дать прокричаться», а второй — «терпеть». Мне не нравится ни одна из этих крайностей. Я уверена, что есть некая золотая середина или компромисс между потребностями детей и желаниями родителей — что-то промежуточное между ссылкой ребёнка на ночь и недосыпом у родителей». Все советы в книге вращаются вокруг именно этой идеи.

В книге есть множество графиков и опросников, которые помогут изможденным родителям понять, как спят их собственные дети, чтобы знать, что  именно нужно менять.  С одной стороны, заполнение анкет само по себе дает ощущение, что вы уже на полпути к решению проблемы детского сна. С другой стороны, все эти бесконечные записывания могут вас утомить. Сама автор пишет, что некоторым родителям от чрезмерного учета сна стало значительно хуже,  поскольку они стали концентрировать внимание на том, как часто им приходится просыпаться.

Если вы беспокоитесь, что ребёнок мало спит, в книге есть подробная таблица, сколько часов сна необходимо детям в возрасте до пяти лет. Кроме того, Пэнтли говорит о взаимном влиянии дневного и ночного сна: так,например, ребёнок не обязательно будет дольше спать ночью оттого, что вы не уложите его днём.

А что делать, если вашему ребенку уже больше года, но он всё ещё часто просыпается по ночам? Есть дети, которые спят ночь напролёт почти с рождения; и точно так же есть и дети, которые просыпаются по ночам. Элизабет приводит реальные примеры из жизни родителей, столкнувшихся с этой проблемой, и рассказывает, какие советы помогли им.

Эта книга хорошо подойдёт родителям, которым нужны понятные и пошаговые инструкции, как помочь ребёнку спать так, чтобы родители могли тоже высыпаться. Пэнтли учитывает, что все родители разные, и кому-то подойдут не все её советы.

Совместный сон с ребенком Джеймс МакКенна

Совместный сон с ребенком. Руководство для родителей. Дж. МакКенна

Эта книга написана легендарным ученым Джеймсом МакКенной, который посвятил свою карьеру исследованиям младенческого и детского сна, а именно влиянию совместного и раздельного сна на взаимодействие между матерью и ребенком, на качество материнского сна в зависимости от того, где спит ребенок, а также на безопасность разных видов сна для ребенка с точки зрения физиологических функций как дыхание, сердцебиение и способность проснуться из глубокого сна.

Книга МакКенны полна разнообразной информации об эволюции младенческого сна, о том, какие ожидания у новорожденных детей от родителей в ночное время, о том как обустроить безопасный сон ребенка. Нужно отметить, что автор не склоняет читателей к какому-то определенному способу спать с детьми. Скорее он в дружеской, доступной и простой форме приподносит все те знания, которые есть в распоряжении современной науки. Что делать с этими знаниями — дело каждого родителя.

Приверженцы и противники совместного сна могут быть удивлены, что существует несколько видов совместного сна. Все они описаны в этой книге. Например, даже сон ребенка в отдельной кроватке, но в комнате с родителями, считается совместным сном, так как малыш слышит маму, а мамины движения и дыхание защищают малыша от синдрома внезапной детской смертности.

Книга МакКенны отлично подойдет как сторонникам совместного, так и раздельного сна с детьми, и особенно родителям, которые интересуются научными знаниями о психологии младенческого сна.

В заключение

Когда малыши часто просыпаются по ночам, уставшим родителям очень нужна практическая поддержка. Даже если вы знаете почему дети спят не так, как взрослые и все причины, по которым они просыпаются, пережить одну бессонную ночь за другой  — задача не из легких. Чтобы найти, что именно поможет вашему ребёнку, потребуется немало терпения, проб и ошибок — и вам наверняка будет легче, если вы сможете с кем-то поделиться своим раздражением и отчаянием.  Лидеры Ла Лече Лиги регулярно помогают кормящим мамам, которые не высыпаются и ищут способы, как совместить ночное родительство и собственно сон.

Истощение от недосыпа нередко приводит к тому, что люди готовы поверить кому угодно и испытать любые средства для того, чтобы наконец-то выспаться!  Когда голова идет кругом, хорошо разобраться,  какие у вас цели — каких именно улучшений хотите добиться, будь это два ночных пробуждения вместо десяти или мифический пятичасовой сон.

Безопасность при совместном сне

Уже не первое десятиление бушуют дискуссии о том, можно или нельзя спать вместе с детьми в одной кровати. Противники совместного сна на одной поверхности часто пугают родителей смертью детей от совместного сна. Данные исследований укзазывают, что дети чаще умирают от раздельного сна в отдельной комнате вдали от матери, а также когда неподготовленный и уставший родитель случайно, а не запланированно, засыпает с ребенком где-то на диване или в кресле.

Что нужно знать каждому родителю о совместном сне, даже тому, кто никогда не собирается спать вместе с детьми?

  • Убедитесь, что ваш матрац достаточно жёсткий и хорошо прилегает к каркасу кровати.
  • Голова ребёнка никогда не должна быть под одеялом.
  • Никогда не ложитесь с ребёнком, если вы выпили.
  • Всегда укладывайте ребёнка спать на спину.
  • Никогда не ложитесь спать с ребёнком, если вы курите, употребляете наркотики или принимаете лекарства со снотворным эффектом, или если вы страдаете ожирением.
  • Старайтесь укладывать ребёнка со стороны матери — поскольку матери очень чутко реагируют на состояние ребёнка, даже сквозь сон.
  • Если с вами спит ещё один ребёнок, старайтесь, чтобы между ним и младенцем всегда находился взрослый.
  • Можно приставить детскую кроватку к своей постели.
  • Убедитесь, что между вашей кроватью и стеной нет щели, куда мог бы свалиться ребёнок.
  • Постарайтесь расположить спальное место как можно ниже; по возможности, уберите ножки кровати, чтобы уберечь ребенка от возможных падений.

Источники: Дж. Гордон, М. Гудэведж, «Обеспечьте ребенку безмятежный сон» и П. Флейсс, «Sweet Dreams».

Врачи о методе «дать ребёнку проплакаться»

Когда ребенок плачет, а мать заставляет себя никак не это не реагировать, это подрывает её уверенность в своих поступках.  В нормальных обстоятельствах, когда ребенок плачет, женщина что-то делает — берет ребенка на руки, дает грудь, качает. Решение не замечать плач ребенка противоречит  интуиции большинства женщин.  Если женщина постоянно действует наперекор голосу сердца, она постепенно перестает понимать своего ребенка. Чем меньше мама следует своей интуиции в ответ на плач ребенка, тем она больше сомневается в правильности своих действий.  В свою очередь чем женщина меньше она верит в свою правоту, тем реже она будет  отвечать ребенку так, что это ему будет как-то помогать . В конце концов такая пропасть в общении между матерью и ребенком приводит к глубокому недовольству материнством.  Мама, которая запрещает себе своевременно и осознанно реагировать на детский плач, теряет восприимчивость к нуждам ребёнка. Так замыкается порочный круг отчужденности, от которого я так стараюсь предостеречь всех молодых мам. Следуя советам посторонних людей, которые противоречат вашей материнской интуиции, вы рискуете постепенно стать чужой собственному ребенку. (Уильям Сирс, Ночные заботы родителей)

Потребности плачущего ребёнка очень просты, и их очень легко удовлетворить. Когда малыш плачет, он говорит вам, что нуждается в прикосновениях, тепле, уюте, безопасности и любви, которые можете дать только вы. Зачем отказывать ребенку в такой элементарной просьбе? Неужели взять на руки и приласкать — это такое тяжёлое дело, что мы отказываем в этом ребенку? Я уверен, что ни одни родители сами не станут намеренно подвергать ребёнка такой дрессировке —  разве только им кто-то подал такую жестокую идею. Относиться к младенцу как к животному, которое не годится ни на что, кроме как для дрессировки кнутом — большая ошибка. На самом деле, мы даже не представляем, какие долгосрочные последствия будет иметь такое воспитание. Когда ребёнок перестаёт звать родителей, просыпаясь по ночам — скорее всего он не «научился правильно себя вести». Скорее всего, он отчаялся достучаться до родителей. (П. Флейсс, Sweet Dreams)

Приучать ребенка засыпать с безутешными слезами  — не самое ужасное, что вы можете сделать ребенку, но и далеко не самое лучшее.  Исследований о последствиях продолжительного безутешного плача пока что нет, но мы точно знаем, что у приматов, наших самых близких родственников из царства животных,  в результате разлучения детеныша с матерью, сопровождающегося «плачем», под влиянием стресса уровень кортизола в организме «был равен или даже выше наблюдающегося при физической травме». (Прим. редактора. Повышенный уровень кортизола замедляет заживление ран, ухудшает умственные способности, разрушает костную и мышечную ткань, ослабляет иммунную систему, а значит увеличивает вероятность, что ребенок будет больше болеть).

Кроме того, подобные исследования показали, что стресс, вызванный разлучением ребенка с матерью, подрывает иммунную систему ребенка.  И хотя большинство детей сравнительно быстро восстанавливаются после стресса и необязательно будут стдарать от последствий краткосрочного стресса в течение всей жизни, однако, мы не можем с уверенностью сказать, какое влияние оказывает регулярный и повторяющийся краткосрочный стресс на более чувствительных детей. (Дж. Гордон, М. Гудэведж, «Обеспечьте ребенку безмятежный сон)

Дженнифер Слэттон Остин, Техас, США
NEW BEGINNINGS, Vol. 20 No. 1, January-February 2003, p. 4s
Перевод Анны Поспеловой
Адаптировано и дополнено для русской аудитории Наталией Гербеда-Вилсон
Корректор Алия Васильченко

Спит, как младенец – Семья и дети – Домашний

Спит, как младенецПримерно месяцев до пяти новорожденный спит очень неспокойно: он ворочается, кряхтит, пихается во сне ножками, размахивает ручками и даже может себя разбудить. Поэтому выражение  «спит, как младенец» довольно неоднозначно. Именно поэтому раньше детей пеленали.

Поскольку у младенцев еще не полностью развиты дыхательные органы, они иногда храпят. Храп усиливается, если ребеночек простужен, но после года почти исчезает.

Сон новорожденного характерен еще и тем, что он крепок. Хотя, конечно, все дети разные: некоторые могут спать под грохот проходящего железнодорожного состава, а другим необходима идеально тихая обстановка. Одни засыпают сразу, как только их положишь в кроватку, других надо долго и методично укачивать, а на улице они спят,  если коляска находится в постоянном движении на двигателе «мама — перпетуум-мобиле». Одни довольны своей мягкой и уютной кроваткой, другие засыпают во всяких неподобающих местах, типа стульчика для еды. Когда малыш не очень хорошо себя чувствует, возможно, он захочет спать только на руках.

Если понаблюдать за спящим новорожденным, помимо странных звуков можно еще увидеть потрясающую палитру эмоций: он улыбается, хмурится, переживает…

Потрясает то, что малыши начинают видеть сны еще в животе мамы, на сроке 27-30 недель, и сны эти длятся на протяжении почти всего периода сна. До шести месяцев малыш видит огромное количество сновидений, потому что фаза быстрого (парадоксального) сна длится гораздо больше, чем у взрослых. Это, скорее, образы, цвета, звуки, ведь думает малыш образами. Есть предположения, что во время сна малыш получает некую генетически заложенную в памяти информацию. Идет самозагрузка мозга и оптимизация мыслительных процессов. Мозг во сне активно растет и развивается. После восьми месяцев фаза быстрого сна, полного сновидений, становится такой же, как у взрослых, то есть занимает примерно 20-25% от всего периода сна.

Быстрый сон нужен взрослому человеку для психического отдыха и переработки информации, а медленный — для восстановления физических сил. У младенцев фаз сна не две, а три плюс три различных типа пробуждения.

Фазы сна

Глубокий спокойный сон.  Во время этой фазы вырабатывается гормон роста. Малыш  спокоен, но находится в тонусе.

Активный парадоксальный сон. Во время этой фазы ребенок гримасничает, улыбается, ворочается, лягается.  У него могут быть полузакрыты веки. Дыхание неритмичное.

Дремота. Ребенок находится в полусне. Сейчас его не нужно беспокоить, потому что его очень легко разбудить.

Типы пробуждения тоже бывают разными.

Во время спокойного пробуждения малыш наблюдает за окружающей действительностью, улыбается. Активное пробуждение сопровождается подвижностью. Бывает, что ребенок просыпается перевозбужденным – кричит, плачет, его сложно успокоить.

Иногда случается, что малыш (месяцев 8-10) кричит среди ночи, садится в кроватке, глаза у него открыты, но он как бы спит и не узнает вас. На все попытки взять его на руки и утешить, он отвечает еще большим криком, с гневом отталкивает маму. Это не кошмары, которые могут начать сниться с двух лет. В данной ситуации нужно просто дать малышу самому успокоиться.

Чтобы ваш малыш спал сладко и видел чудесные сны, ему нужно подготовить спальное место – правильно оборудованная и удобная кроватка нужна обязательно. Она должна быть из натурального материала, с часто расположенными планками, с возможностью изменения уровня матраса (когда ребенок сможет уже подняться на коленки — время опускать кроватку). Матрас лучше выбрать жесткий, подушка до года не нужна вовсе. Максимум, что можно приобрести — это маленькую круглую подушечку с отверстием в середине, помогающую избежать развития у малыша плоского затылка. Ее используют до четырех месяцев. Есть еще специальные валики, которые подкладывают под малыша, чтобы уложить его на бочок.

 Кстати, сон на боку или на спине полезен  и безопасен, поскольку оберегает от синдрома внезапной детской смерти (СВДС или SIDS sudden infant death syndrom — научно не объясненный феномен, которому подвержены младенцы до шести месяцев: остановка дыхания во сне без видимых причин). Бортики нужно обложить мягкой длинной подушкой, предохраняющей от ударов. Когда малыш еще совсем крошечный, можно положить дополнительный «уменьшитель», чтобы ребеночек не затерялся в кроватке. Всякие игрушки — это приятно и красиво, но не очень удобно. Если вы хотите повесить крутящуюся музыкальную карусель, то повесьте так, чтобы она находилась не прямо над головой, а гораздо дальше. Когда малыш начнет подниматься в кроватке – игрушку нужно снять.

Кроватку нельзя ставить рядом с обогревательными приборами, длинными шторами, которые могут туда попасть. Помещение должно быть достаточно прохладным — 18°. Чтобы малыш ночью не раскрывался, можно приобрести спальный мешок. В продаже есть разные – с подкладкой и без, с рукавами и без. Если ваш малыш слишком активный, лучше купить мешок на молнии, потому что кнопки застегивать долго и неудобно.

Сладких снов и сонных ночей!

10 фактов, доказывающих, что младенцы обладают силой, которая и не снилась супергероям

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

В мире существуют тысячи всевозможных языков, однако слово «мама» почти на всех звучит одинаково. И все потому, что его «выбрали» сами младенцы. Оказывается, из-за особенностей развития человеческой речи и артикуляции звуки «м» и «а» проще всего выговорить, поэтому именно их маленькие дети и произносят раньше остальных. Благодаря этому и появилось слово. А знаете ли вы, почему младенцы все тянут в рот и часто хотят есть?

AdMe.ru подготовил для вас 10 фактов о новорожденных детях и тех малышах, которые только готовятся появиться на свет.

Почему младенцы плачут по ночам, если они не голодны и чувствуют себя хорошо?

Есть мнение, что младенцы плачут по ночам для того, чтобы не дать родителям зачать еще одного ребенка. Автор теории Дэвид Хейг предполагает, что подобное «умение» выработалось у младенцев в процессе эволюции, поскольку отсутствие у матери других детей увеличивало выживаемость.

Кроме того, по мнению Хейга, определенные гены, полученные от матери или отца, решают, будет ли плакать ребенок по ночам. Если они получены от матери, то младенец будет заинтересован в еще одной беременности и не побеспокоит родителей в течение ночи, а если от отца, то нет, поскольку (опять же, по предположению Дэвида Хейга) отец, а точнее его гены, не уверен в том, что следующая беременность наступит от него же.

Как развивается мозг новорожденного?

Мозг ребенка после рождения растет очень быстро: в течение первых 3 месяцев жизни он достигает 50 % от объема мозга взрослого человека. Однако, уже находясь в утробе, ребенок способен познавать окружающий мир: ученые считают, что плод реагирует на яркие вспышки света и учится узнавать не только голос матери, но и, к примеру, ее любимую песню.

Почему мы не помним события раннего детства?

«Инфантильная амнезия» — так на научном языке называется феномен, из-за которого мы не способны вспомнить первые годы своей жизни. У ученых нет единого мнения о причинах этого явления, однако проведенное исследование показало: скорее всего, происходит это из-за более быстрого, чем у взрослых, процесса формирования новых клеток мозга, которые вытесняют старые, хранящие первые воспоминания.

Почему если положить новорожденного на живот матери, то он сам найдет грудь?

Если в течение первого часа жизни положить новорожденного на живот матери, то он самостоятельно найдет грудь. Все дело в том, что соски матери пахнут точно так же, как и амниотическая жидкость, в которой ребенок плавает во время нахождения в утробе матери. Кстати, вкусовые пристрастия человека начинают формироваться еще в процессе развития плода: так, например, по мнению ученых, околоплодные воды могут получить вкус чеснока, если мать употребляла его в пищу. Кроме того, когда ребенок начинает есть взрослую еду, его может притягивать аромат блюд, которыми мать питалась во время беременности.

Как младенцы видят мир в первые несколько дней жизни?

Новорожденные д

8 вещей, которые никогда нельзя делать с новорожденным!

Часто, когда у нас появляется ребенок, мы просто не знаем, что делать с огромным количеством информации, поступающей извне…

Младенец, едва появившись на свет, сразу оказывается в объятиях матери. Он знает, что мама рядом, чувствует ее запах, слышит ее голос и… моментально успокаивается.

Мама же, в свою очередь, тоже испытывает множество прекрасных чувств, но вместе с тем она сильно нервничает (практически по любому поводу), особенно если она стала мамой впервые…

Советы сыплются на нее со всех сторон: от бабушек, мам, сестер и подруг, которым уже посчастливилось испытать радость материнства… А еще были курсы по подготовке к родам, разные блоги и сообщества в Интернете.

Очень важно, чтобы опыт материнства был с самого начала правильным

И в большинстве случаев новоиспеченная мать с новорожденным ребенком на руках просто не знает, что ей делать со всей этой информацией (надо признать, весьма объемной).

8 вещей, которые никогда нельзя делать с новорожденным!

И если вы с ребенком уже выписались из клиники и приехали к домой, давайте обозначим некоторые основные моменты. Ведь очень важно, чтобы опыт материнства был с самого начала правильным, позитивным.

Что никогда нельзя делать с новорожденным ребенком


1. Не игнорируйте его

Не оставляйте своего ребенка одного ни в кровати, ни в колыбельке, ни на пеленальном столике, ни в другой комнате… Нигде.

Новорожденный ребенок просто не должен оставаться один. Не игнорируйте его.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

А плач — это его единственный способ общения: если ребенок плачет, значит, ему что-то нужно: поесть, сменить подгузник, у него что-то болит или он просто хочет видеть маму, чтобы она была рядом.

Так что отбросьте все убеждения из серии «нужно воспитывать в ребенке самостоятельность», «он должен быть независимым» и пр. Поверьте, ваш малыш станет таковым, но всему свое время.

Как и любое другое млекопитающее, человек сильно зависит от того, как о нем заботится его мама и всегда ли она бывает рядом. И после 9 месяцев, проведенных в ее утробе, где он слышал ее голос постоянно, неудивительно, что малыш будет плакать всякий раз, как она отдалится (даже если уйдет всего лишь в другую комнату).

8 вещей, которые никогда нельзя делать с новорожденным!

2. Не кормите «по часам»

Если вы выбрали грудное вскармливание — это просто прекрасно! Ничего лучше нельзя придумать для новорожденного, а тот момент, когда ребенок смотрит на вас во время кормления, с ним ничто не сравнится… Так что в добрый путь!

Но у грудного вскармливания не должно быть четкого графика, кормление должно быть только «по требованию». Перерывы по 3 часа — это для детей, которые растут на искусственных молочных смесях.

А новорожденному малышу материнская грудь нужна не только на момент кормления, ведь это его связь с мамой: материнское тепло и любовь, его утешение и покой. 

3. Не оставляйте «поплакать»


Обязательно найдутся бабушки и тетушки, которые скажут вам оставить ребенка в колыбельке «проплакаться». А не то вы приучите его к рукам и т.д. А еще вы можете даже услышать, что новорожденный малыш так манипулирует вами!

Вот только манипуляция — это модель поведения, применяемая только ко взрослым, но никак не к младенцу.

Задайте себе всего один вопрос: «После 9 месяцев ожидания… неужели я оставлю его там плакать одного и не буду обращать внимания?»

Да, если к ребенку долго не подходить, когда он плачет, он рано или поздно перестанет звать, но только потому что усвоит ваш «урок»: он начнет думать, что вам все равно, что с ним происходит (что его предали).

Поскольку плач — это единственный для ребенка способ общения, прислушайтесь, ведь он хочет вам что-то сказать…

4. Не оставляйте ребенка одного, даже когда он спит


Новорожденный ребенок не может спать, как взрослый. Каждые два или три часа он будет просыпаться и искать маму, чтобы заснуть вновь. Ребенка нельзя «научить» спать, он это делает, потому что это для него абсолютно естественно.

Совместный сон — это процесс, который так или иначе будет иметь место в вашей жизни (по мере взросления ребенка). Но если такой вариант вам по какой-то причине не подходит, то хотя бы поставьте его кроватку рядом со своей, чтобы у вас была возможность быстро реагировать на его зов. И тогда вам не придется вставать по несколько раз за ночь.

5. Не трясите ребенка


Надо признать это: после долгих бессонных ночей с постоянно плачущим ребенком, когда уже никто не знает, что делать, раздражение накапливается. И, вероятно, папы и мамы, которые говорят, что им никогда не хотелось встряхнуть ребенка посильнее, чтобы он успокоился, мягко говоря, лукавят.

Но вам следует знать, что сильная тряска никак не поможет новорожденному малышу заснуть. Скорее всего он испугается и заплачет еще громче.

Кроме того, так вы можете нанести вред его хрупкому телу.

Ласка и объятия — вот, что нужно вашему ребенку. Они помогут ему почувствовать себя в тепле и безопасности, и он успокоится быстрее.

6. Не отказывайтесь брать его на руки

 

На руках у матери новорожденный ребенок успокаивается. Если у него отнять такую возможность, он в принципе не научится расслабляться, и это качество (а, точнее, его отсутствие) перейдет с ним и во взрослую жизнь.

После 3-часовой разлуки с матерью у новорожденного активизируются рецепторы «боли», это вызывает сильный стресс, а в долгосрочной перспективе, дефицит памяти.

Новорожденный малыш не может быть самостоятельным и самодостаточным. Ему необходим постоянный контакт с мамой, чтобы она держала его, оберегала и давала все, в чем он нуждается.

Если ограничить этот естественный контак с самого рождения, это может привести к ослаблению или даже вырождению рецепторов гормонов счастья. Речь идет о серотонине, эндогенных опиоидах и окситоцине.

7. Не наказывайте его


Шлепанье сильно подрывает доверие ребенка к тому, кто о нем заботится. Он неосознанно начинает подавлять свои потребности, у него ослабевает мотивация к познанию мира. В будущем он не будет доверять себе, считая свои импульсы незначительными, он может даже привыкнуть к боли и состоянию стресса.

Для того чтобы вырастить счастливых и уверенных в себе детей, необходимо быть терпеливыми.

Конечно, заботиться о новорожденном — это нелегкий труд! Люди часто выходят из себя. Но важно помнить о том, что маленький ребенок нуждается, прежде всего, в терпении взрослых, которые заботятся о нем.

И вот еще одно важное замечание: если люди умеют справляться со своими негативными эмоциями, то у них вырастают дети более чуткие, способные к эмпатии и совместной деятельности (у них лучшая социальная адаптация).

8. Не сомневайтесь в своих инстинктах

Мнений вы услышите великое множество, начиная от специалистов и ученых и заканчивая всеми «мамашами» из своего окружения.

И несмотря на то, что какие-то из их советов могут действительно оказаться полезными, доверяйте, прежде всего, себе. Если в какой-то момент вы услышите свой внутренний голос, который не соглашается с мнением большинства, доверьтесь ему!

Ведь материнство воссоединяет женщину с природой, а ее не обманешь. Это самый чистый из имеющихся у нас инстинктов!опубликовано econet.ru.

Если у вас возникли вопросы, задайте их здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Новорожденный и младенец — чем отличаются понятия?

Когда ребенок называется новорожденным, а когда младенцем. сколько длится такой возраст, в чем его особенности?

Базовое определение. Возраст, до которого ребенок считается новорожденным

Новорожденным ребеночек остается на протяжении первого месяца жизни. Этот период разделяется на два — ранняя новорожденность и поздняя. Первая длится неделю, ровно 7 дней с момента появления на свет. Остальное время — это поздняя новорожденность. Младенцем малыш остается до года, это время имеет свои особенности. Каждые три месяца ребеночек сильно меняется — интенсивно растет и развивается в физическом, двигательном и психологическом плане.

Развитие новорожденного:

Физическое развитие

Всего за 1 год, ребеночек меняется до неузнаваемости. Если сравнить фото и видео материалы вначале и по истечению года, то можно проанализировать прогресс, он просто ошеломляет.
Малыш интенсивно прибавляет в весе и росте. В месяц рост увеличивается примерно на 3 см, и вес до 300 граммов. За год тело младенца увеличивается примерно в полтора раза.

Двигательное развитие

Сначала движения ребеночка хаотичные и неосознанные. Он машет ручками и ножками, часто пугаясь самого себя. Со временем картина радикально меняется:
  • По прошествии 2 месяцев, движения становятся более спокойными, малыш обращает внимание на окружающие предметы. Когда лежит на животике, приподнимает голову и верхнюю часть туловища, опираясь на ручки, поворачивается в сторону звуков, которые хорошо слышит, улыбается в ответ.
  • Еще через месяц, ребенок хватает ручками игрушки и различные предметы или пытается до них дотянуться.
  • Начиная с 5-месячного возраста, сам достает игрушки, рассматривает их, тянет к себе. В позе на животе пытается отталкиваться, имитируя ползание, при наличии основы, приподнимается самостоятельно, переворачивается на живот и обратно, с поддержкой может сидеть.
  • После 6 месяцев жизни, постепенно ползание все лучше и лучше получается. Сначала неуверенно и с кувырками на спину. Затем все быстрее и увереннее. К 8 месяцам малыш достаточно быстро передвигается на четвереньках.
  • В этот же период пытается вставать на ножки. Сначала с поддержкой, потом самостоятельно, держась за что-то приподнимается и может стоять.
  • К 11-месячному возрасту некоторые малыши уже ходят с поддержкой, самостоятельно встают на ножки и могут ни за что не держась, сохранять равновесие.
  • В год большинство деток потихоньку ходят, а некоторые уже уверенно передвигаются на двух конечностях.
Двигательные способности формируются и реализуются у всех детей индивидуально, кто с 8 уже может не только стоять, но и ходить, иные никак не хотят подниматься на ножки, но виртуозно передвигаются ползком. Как в одном, так и в другом случае развитие считается в пределах нормы.

Психологическое развитие

В младенчестве ребенок учится не только ползать, стоять и ходить, но и проходит интенсивное психоэмоциональное развитие:
  • Сначала ребеночек наблюдает за предметами, фиксирует взгляд. Потом начинает различать цвет и форму. Узнает знакомые лица и предметы.
  • После 4-месячного возраста, ребенок переживает такие же эмоции, как и взрослые — страх, радость, умеет удивляться.
  • Сначала младенец не обращает внимания на то, кто его держит. Со временем различает своих и чужих. Плачет, когда видит посторонних.
  • Ближе к 6 месяцам ребенок очень привязывается к матери, не дает отойти и на шаг, сразу реагирует громким криком.
  • Постепенно ребенок все больше становится контактным. Начинает реагировать на заигрывания, отвечать смехом, улыбкой, плачем при неприятных воздействиях.
  • Потом понимает, как с помощью мамы или взрослых получать желаемое.
Так же за год наблюдается большой прогресс в речевом развитии, от агуканий и бессмысленного лепетания, до достаточно большого словарного запаса, правда среди него мало различимых, правильно произнесенных слов, но ребенок может объяснить чего он хочет и что болит.
Младенческий период у детей проходит не у всех одинаково. Главное к окончанию первого года жизни ребенку приобрести базовые навыки для дальнейшего физического и психоэмоционального развития.
 

 

Кризис новорожденности

Малыш рождаясь в этот мир с порога сталкивается с множеством неприятных ощущений. Он из одной среды попадает в совершенно другую и необходимо за короткий срок адаптироваться к ней. Этот процесс привыкания называют кризисом новорожденности, у него есть две причины — физиологическая и психологическая.
 Физиологические проявления — малыш вынужден самостоятельно дышать, употреблять пищу, привыкнуть к смене температур, яркому свету и громким звукам. Что касается психологии, то в утробе было абсолютное ощущение безопасности, никто и ничто не касалось тела. Теперь возникает очень много тактильных ощущений, на руки берут только время от времени, нет постоянного ощущения присутствия матери — это пугает и повышает чувство тревоги.
Привыкнуть к окружающей среде помогают врожденные рефлексы:
  • Сосательный, который появляется в ответ на прикосновение к губам малыша или его языку.
  • Закрывание глаз в ответ на яркий свет, хлопки руками или прикосновению к переносице.
  • Хватание руками всего, что к ним прикасается.
  • Сжимание пальцев при надавливании на подошву.
  • Резкие движения и плач в ответ на щипание.
  • Сжимание и разжимание пальцев на руках.
  • При переворачивании на животик малыш пытается приподнять голову.
Если ребенка держать под руки и «ставить» на твердую поверхность он отталкивается ножками. Буквально за месяц жизни малыш уже вырабатывает рефлекторные реакции, например, если принять привычную позу для кормления, он начинает искать сосок.

Виды рефлексов:

Безусловные рефлексы новорожденного

Период младенчества (первый год жизни) 

Познавательное развитие ребенка

Первые месяцы, когда ребенок еще лежит, он начинает наблюдать за окружающими предметами. Происходит это не сразу, а когда зрение уже концентрируется на том, что находится рядом на расстоянии не дальше 30 см. Сначала малыш видит яркие, крупные предметы, со временем различает их цвет. Позже, когда будет хвататься ручками, примерно на 2-3 месяце, он начнет различать форму и размер. Пока он только познает окружающий мир, рассматривая его. Затем все хватает руками, пытается удержать. В возрасте 6-7 месяцев, малыш уже не только различает предметы, но и может их запоминать. Как раз можно потихоньку знакомить с формами, цветовой гаммой и другими качественными характеристиками.
Ребенок привыкает к тем людям, которые его окружают. Он практически с рождения узнает мать, сначала по запаху, а позже различает ее лицо. Постепенно знакомится со всеми родными. Ближе к 6-8 месячному возрасту начинает плакать при появлении чужих и когда долго отсутствует мать.

Движение и действия

До года малыш растет и развивается очень быстро:
  • 1 месяце — смотрит на то, что находится перед ним, поднимает подбородок.
  • 2 месяце — Пытается приподняться, следит глазами за яркими предметами.
  • 3 месяце — умеет хвататься за предметы с высокой точностью, различает свои игрушки.
  • 4 месяце — переворачивается на животик самостоятельно, скрючивается таким образом, чтобы сесть, сидит на руках у мамы.
  • 5-6 месяце — берет руками те предметы, что его привлекают, откликается на свое имя поворотом головы.
  • 7 месяце — самостоятельно сидит. Знает какие его игрушки, выделяет любимую.
  • 8 месяце — самостоятельно может сидеть без посторонней помощи. Играется игрушками более осмысленно.
  • 9 месяце — пытается стать на ножки с поддержкой, немного ползает отталкиваясь одной или двумя ножками.
  • 10 месяце — Хорошо «бегает» на четвереньках, может ходить, держась за мебель или руки родителей, но долго не устоит на ногах.
  • 11 месяце — без посторонней помощи стоит, ходит еще с поддержкой.
  • 12 месяце — хорошо ходит, но держась одной рукой.

Память

На первых этапах малыш просто узнает то, что часто видит — родственников и знакомые предметы.Постепенно малыш связывает несколько событий. Он различает то, что делает больно, включается и выключается, узнает свои игрушки. Сначала формируется краткосрочная память. Он не долго держит в памяти все что видит, и только то, с чем часто сталкивается узнает. Долгосрочная память начнет формироваться значительно позже. 

Эмоциональное развитие

 Сразу после рождения малыш практически не реагирует на окружающий мир. Из всех эмоций, только плачет, когда испытывает дискомфорт. Как только он начинает узнавать лица родных, улыбается в ответ на улыбку. Со временем уже более активно проявляет радость, грусть, страх, отчаяние. Он сигнализирует плачем, когда голоден, когда нужно сменить памперс. Когда становится контактным, демонстрирует смех, обиду. Его эмоции более понятны со временем. Если чего-то хочет делает ручкой «дай-дай», если что-то не нравится плачет или отталкивает рукой. Позже уже с помощью слов передает свои желания.

Речь 

Развитие речи у каждого ребенка происходит индивидуально. За нее отвечает специальный отдел головного мозга. Примерно в полугодовалом возрасте малыш издает различные звуки, они никак не связаны с эмоциями, просто лепечет что-то. Он еще четко не различает речь и копирует как поток звуков. К 8-9-10 месяцам, младенец воспроизводит звуки, которые издают животные или машины. К одному году, он понимает много слов, некоторые, самые простые, может повторять или уже использовать.
 

Конец этапа младенчества

К 12 месяцам заканчивается этап младенчества. Малыш уже более самостоятельный. Он потихоньку ходит, сам стает на ножки. Понимает речь и пытается повторять некоторые слова. Принимает «взрослую» пищу. Учится пользоваться горшком. Всего за год он прошел колоссальные изменения — научился поднимать и держать голову, переворачиваться, держать в руках предметы, самостоятельно держаться за что-то, сидеть, ползать, вставать, ходить.

Кризис одного года

Когда малышу исполняется год, этот период условно называют кризисным из-за перехода от одного вида развития к другому. Если в младенческий период малыш только познавал окружающий мир сенсорно, то есть своими рецепторами, то в годик, у него начинают развиваться речевые навыки. Они очень важные. Чем раньше ребенок научиться связно говорить, тем легче он будет обучаться в будущем. В годик ребенок знает до 100 слов и до 20 использует. Некоторые детки только указывают пальчиком на предметы, названия которых слышат. Это еще не значит, что они отстают в развитии, просто по-разному этот процесс происходит. Кто постепенно пополняет свой запас новыми словами, а кто мычит, а потом начинает сразу говорить предложениями. Однако бывают и нарушения развития, поэтому нужно наблюдать за малышом и стараться его обучать новым словам и понятиям. Если к 3-4 годам ребенок не говорит понятно и связно, то нужна помощь логопеда.
За год ребенок из одного состояния переходит в другое — он из беспомощного младенца превращается в почти самостоятельного малыша. Значительно увеличивается в размере и в весе. Приобретает новые навыки и рефлексы.
 

Новорождённый ребёнок

Новорождённый ребёнок

Новорождённый – ребёнок в первые 28 дней (первые 4 недели жизни) с момента рождения. Это время он проводит между едой и сном, практически не удостаивая маму своим вниманием и не отличая дня от ночи. Его организм невероятно уязвим в этот период, поэтому он особенно нуждается во внимании со стороны своих родителей. Главная потребность маленького человечка на первом месяце жизни – телесный контакт с мамой, тепло и материнское молоко.

Первый месяц жизни – время адаптации к новым условиям, когда физическое развитие идёт невероятно быстро. Малыш в течение девяти месяцев развивался в мамином животике, защищённый от внешней среды, теперь же ему нужно приспосабливаться к новому способу дыхания, кровообращения, получения пищи, а также к слишком резким для новорождённого зрительным, слуховым и осязательным ощущениям.

Мышцы ребёнка сразу после рождения слабые даже для того, чтобы он смог самостоятельно держать головку. Нередко маленькие пальчики сжаты в кулачки, а сами кулачки плотно прижаты к туловищу. В отдельных случаях наблюдается подёргивание мышц – это нормальное явление, повышенный тонус исчезает примерно на третий месяц после рождения. В возрасте до месяца можно заметить так называемые рефлексы новорождённых детей, особенно ярко выражены два из них: глотательный и сосательный.

Кормление

Нет ничего лучше для питания только что родившегося крохи, чем молоко матери. Ведь оно содержит все необходимые питательные вещества и витамины, а поэтому идеально подходит для кормления новорождённого. Более того, материнская грудь является успокаивающим фактором для детской психики, а потому прикладывать к груди малыша приходится практически при каждом писке. Поскольку желудок крохи ещё очень мал, кормить его надо довольно часто, примерно каждые 3 часа. По мере роста частота прикладываний к груди в сутки будет уменьшаться.

Уважаемые мамы, обратите внимание, что иногда новорождённый срыгивает после кормления. Это происходит из-за того, что вместе с молоком в организм попал воздух. Во избежание этого учитесь правильно прикладывать кроху при кормлении. Вот основные правила, выполнение которых позволяет правильно кормить:

  • Кормить новорождённого ребёнка следует начинать сразу после его рождения, т.е. в первые полчаса жизни. Если малыша правильно положить на мамин живот, он сам найдет грудь и начнет сосать. Помните, как в первый раз ребёнок приложится к вашей груди во время кормления, так, скорее всего, будет кушать в дальнейшем.
  • Важно научиться правильному прикладыванию к груди: при сосании должен захватываться не только сосок, но и ареола. При этом подбородок малыша касается груди матери, рот его слегка приоткрыт.

Ранее прикладывание к груди позволяет ребёнку почувствовать материнское тепло, дарит чувство безопасности. Начиная кормление грудью, примите удобное положение и постарайтесь расслабиться. Низкое кресло или стул с подножкой вполне сгодятся. Сам процесс должен быть приятным, не вызывая у мамы никаких дискомфортных ощущений – ни в спине, ни в груди.

Симптомами неправильного прикладывания к груди являются звуки во время кормления – чмоканье, чавканье, щелчки, что может приводить к заглатыванию воздуха. На самом деле нет ничего особо страшного в том, что ребёнок проглотил воздух при кормлении. Если это случилось, подержите его некоторое время в вертикальном положении (столбиком), пока попавший внутрь воздух не выйдет.

Не давайте малышу пить молоко слишком быстро, это провоцирует колики и вздутие живота, из-за чего младенец плачет, дёргает ручками, ножками, выгибает спинку. Помочь можно поглаживанием живота по часовой стрелке, а также прикладыванием к животику, сложенного в несколько раз и проглаженного утюгом теплого хлопчатобумажного полотенца поверх одежды.

Сон

Никогда не укладывайте ребёнка на спину, а только на бок! Так, если у малыша произойдет срыгивание, в положении на спине он может задохнуться, а это угрожает летальным исходом.

Сколько должен спать новорождённый ребёнок? Суточная продолжительность сна составляет приблизительно 16–18 часов. В таком возрасте дети не особенно отличают день от ночи, поэтому режим сна равномерно распределён порциями на дневное и ночное время.

Патронаж новорождённого

Для проверки состояния здоровья младенца в первый месяц его жизни к вам должен приходить врач-педиатр как минимум 2 раза в неделю. Если врач или медсестра не пришли, стоит позвонить в поликлинику, к которой приписан малыш. В последующие месяцы родители отвозят ребёнка на осмотр в поликлинику по месту жительства сами, но вначале врач должен приходить на дом.

Купание и гигиена

Нежная и очень чувствительная кожа малыша требует ежедневного, тщательного ухода. Следует систематически выполнять очищение кожи после того, как он покакал или при очередной смене подгузника, дабы избежать раздражения. Очищать кожу можно под струёй воды из-под крана с температурой 37°С или влажными детскими салфетками, увлажняющими кожу и сохраняющими нейтральный РН баланс. Соблюдение обычных правил гигиены, поддержание кожи в сухом и чистом состоянии, уход при замене подгузника – вот главные правила профилактики пеленочного дерматита.

Малышу, так же как и взрослому человеку, нужно ежедневно умываться. Выполнять эту процедуру следует утром, уже после того, как вы его покормили. В отличие от взрослого, новорождённого ребёнка умывают ватным тампоном, предварительно смоченным в остывшей до комнатной температуры прокипячённой воде. Лёгкими, промокательными движениями проводят вокруг глаз от наружного угла к внутреннему. Нос очищают ватными палочками на пластмассовой основе. Ушки – ватными жгутиками или пластмассовыми ватными палочками с ограничителем. В ушки не следует лезть глубоко внутрь, а убирать только то, что по краям. Деревянная палочка опасна, поскольку может сломаться и остаться внутри. При чистке ушей внимательно следите, чтобы вода не попала внутрь. Если в носу есть сухие корочки, ватную палочку слегка смачивают детским солевым раствором или закапывают им по капельке в каждую ноздрю.

При смене одежды обращайте внимание на кожу, нет ли на ней покраснений, опрелости или высыпания. Если вдруг обнаружили гнойные очаги на теле, срочно обратитесь к врачу, т.к. это симптом серьезного заболевания.

Кроме этого, детская гигиена состоит в поддержании чистоты под ногтями. Их начинают обрезать только с третьей недели жизни малютки. Ножницы должны быть удобными, тупоконечными, позволяющими исключить травму. Перед применением их стоит протереть спиртовыми салфетками. Если на момент рождения ногти всё-таки слишком длинные, чтобы ребёнок себя не поцарапал, надевайте ему кофточку с прикрытыми рукавами или специальные детские рукавички.

Когда отпадёт пуповина, а вы убедитесь, что никаких проблем с пупком нет, можно и нужно приступать к купанию. Первое купание новорождённого – значительное событие, отнеситесь к этому серьёзно.

Поскольку сразу после выписки из роддома мама ещё слишком слаба и полностью не восстановилась, во время первых купаний младенца ей понадобится помощь родственников, в первую очередь папы. Чтобы не простудить ребёнка, всё, что потребуется после купания, следует приготовить заранее: подгузник, тёплые пелёнки, кофту, распашонку, штанишки, одеяльце, полотенца. Купите специальною детскую ванночку, а перед купанием каждый раз тщательно мойте и обдавайте её кипятком. Температура воды для купания составляет 37°С, а температура воздуха в помещении, где проходит эта процедура – не менее 22°С. Чтобы не ошибиться с температурой, пользуйтесь отдельными термометрами для воздуха и для воды.

Первое купание новорождённого начинают постепенно, погружая его в воду медленно, чтобы не испугать. Процесс омовения всегда необходимо сопровождать нежными, ласковыми словами, разговаривать с ребёнком, тогда купание вызовет только положительные эмоции. Во время купания голову малыша поддерживают одной рукой, а другой моют. Конечно, лучше присутствовать обоим родителя, так как дети во время купания часто непоседливы, крутятся и выворачиваются. Обратите внимание: когда моете голову, делать это нужно осторожно, исключая попадание воды и мыла в глаза, нос или рот. После купания ополосните ребёнка, положив его животиком на ладонь купающего или помощника.

После водных процедур малыша необходимо завернуть в мягкое полотенце. Во избежание травм, кожу высушивайте промокательными движениями, ни в коем случае не трите. А чтобы не допустить опрелостей, тщательно высушите и все складочки на теле. Не бойтесь вытирать уши, но делать это лучше всего специальными детскими фитильками из ваты.

Пуповина

Как известно, во время рождения ребёнку обрезают пуповину, связывавшую его с маминым организмом. Поэтому в первые дни жизни на теле новорождённого есть «ахиллесова пята», т.е. остаток пуповины, который должен отпасть в течение 2-х недель и затем зарубцеваться. Очень важно тщательно следить за ним и регулярно обрабатывать. Вначале это делает патронажная медсестра в роддоме, а когда мама выписывается домой, следить уже должна она сама. Обработка пуповины проводится 2–3 раза в день, для чего берётся одноразовая ватная палочка, смоченная в растворе перекиси водорода. Если при обработке обнаруживаются серозные и кровянистые выделения, а тем более желтовато-зелёный гной, надлежит срочно обратиться к врачу.

Прогулки

Для укрепления детского организма необходимы прогулки на свежем воздухе. Начинать данную процедуру следует постепенно, с каждым разом увеличивая время пребывания на свежем воздухе.

Зимой прогулки совершают осторожно, не допуская переохлаждения. Используйте специальный детский конверт или тёплое одеяло. Не забывайте время от времени трогать носик малыша. Первый признак переохлаждения – холодный нос.

Когда за окном жаркая летняя погода, существует другая опасность – перегрев. У детей слабая терморегуляция и справиться с перегревом им столь же трудно, как с переохлаждением. Не допускайте ситуаций, когда новорождённый ребёнок длительно находится под прямыми солнечными лучами, обеспечивайте ему доступ свежего воздуха и заботьтесь о защите от насекомых.

9 интересных фактов о новорожденных

Новорожденным ребенок считается до исполнения ему одного месяца. Этот месяц является своеобразным переходным периодом от внутриутробного существования плода к жизни в мире людей. Малыш еще не избавился от многих врожденных рефлексов, плохо видит, почти не моргает и совсем не приспособлен к новым условиям. Он существует только в тесной связи с матерью и всецело зависит от нее. В этот период ребенку свойственно множество интересных особенностей, которые он утратит по мере взросления.

novorozhdennyi-rebenok

Плач

Новорожденные плачут без слез. Это связано с сужением или реже закупоркой слезных желез. Вместо привычного плача кроха громко кричит, выражая этим тревогу, боль, голод или дискомфорт. Ученые доказали, что во время плача малыш копирует интонации и акцент матери, подслушанные им еще в утробе. Об этом говорят и результаты научного исследования, в котором были задействованы 60 детей со своими родителями: 30 говорящих на французском языке и столько же на немецком. Было выявлено, что младенцы француженок плачут с возрастающей интонацией, что характерно для французского языка, а дети немок – с нисходящей, что свойственно немецкому.

Скелет

В скелете младенца насчитывают более 300 костей, в то время когда скелет совершеннолетнего состоит всего лишь из 206. Впрочем, это достаточно просто объяснить – некоторые кости новорожденного срастаются по ходу укрепления и роста.

Дыхательная система

Малыш, в отличие от взрослых, может дышать и глотать одновременно. Этим он похож на животных. Эту удивительную способность кроха использует примерно до 9 месяцев, пока происходит формирование и усложнение артикуляционного аппарата и опущение гортани вниз.

rebenok-novorozhdennyy

Еще одно удивительное свойство, характерное для младенческого дыхания – то, что дети дышат в несколько раз чаще взрослых. Для сравнения: частота дыхания взрослого – около 20 раз в минуту, малыша в возрасте года – 33 – 36 раз, младенца – от 30 до 45 раз в минуту.

Кроме этого, новорожденные не умеют дышать ртом. Они научатся столь необходимому умению только при первой заложенности носа: во время простуды или аллергии.

Форма и цвет глаз

Размер детских глаз остается неизменным на всю жизнь. Именно поэтому глаза младенца кажутся нам такими огромными и глубокими. А вот нос и уши имеют свойство расти всю жизнь. Помимо этого, удивительно то, что каждый ребенок, за редким исключением, рождается с серым или голубым цветом радужной оболочки. Это обусловлено временным недостатком пигмента под названием меланин. Уже в процессе взросления цвет глаз приобретает постоянный оттенок, это происходит примерно к полугоду. (Почему у новорожденных меняется цвет глаз)

Способность к плаванию

Все время своего развития до рождения плод проводит в водной среде, поэтому у более 90% младенцев сохраняется плавательный рефлекс. Именно благодаря ему кроха способен плавать и нырять, совершая барахтающиеся телодвижения. Организм малыша способствует сохранению кислорода для легких и сердца, замедляя кровоток к пальцам конечностей и уменьшая частоту биения маленького сердечка на целых 20%. Если рефлекс не закрепить, он будет утрачен к 3 – 4 месяцам. (Учим грудничка плавать и нырять: как и когда начинать занятия с новорожденными дома в ванне. Много видео инструкций)

Сердцебиение

Сердце крохи бьется невероятно быстро – с частотой до 130 – 160 колебаний в минуту. Во время плача частота может достигать 200 ударов. Для сравнения, частота колебаний сердца совершеннолетнего человека – 60 – 80 в минуту.

Зрительные особенности

Зрение новорожденного – это еще недостаточно изученное явление. Только недавно учеными была опровергнута теория о том, что малыш видит окружающий мир плоским. На самом деле ему с рождения доступно трехмерное изображение.

novorozhdennyiy-rebenok

В остальном наука непреклонна – кроха видит не очень хорошо, всего на 25 – 28 см, что приблизительно будет равно промежутку от соска матери до ее глаз. Первые пару недель после родов малыш воспринимает окружающую реальность в черно-белых тонах и только к третьей недели после рождения начинает постепенно различать цвета. Любой младенец отдает предпочтение ярким оттенкам и крупным рисункам, на них проще сфокусировать взгляд.

Еще один интересный факт – младенцы намного реже, чем взрослые, моргают: всего 1 – 2 раза в минуту. Пока медицина не способна найти причины этой физиологической особенности.

Вкус

Пищевые пристрастия малыша формируются еще на 7 – 9 месяцах беременности матери и окончательно закрепляются к первому году жизни малыша. Доказано, что младенцу приятнее уже знакомые запахи и вкусы, которые поступали в его организм ранее – с грудным молоком или в составе амниотической жидкости. Эта физиологическая особенность объясняет то, почему новорожденные на грудном вскармливании быстрее привыкают к прикорму, чем те дети, которых кормили искусственными смесями.

Метеозависимость

Светловолосые младенцы более остро реагируют на изменение погодных условий, чем их сверстники-брюнеты. Повышенной чувствительностью отличаются близнецы и двойняшки, недоношенные детки. Эта восприимчивость еще больше увеличивается после болезней, стрессов и прививок.

Именно таким маленький человечек приходит в наш мир. Не удивляйтесь и не переживайте, если он не соответствует вашим ожиданиям. Уже через несколько недель вы научитесь понимать своего кроху и общаться с ним на языке взглядов и жестов. Новорожденный адаптируется к окружающему миру: научится плакать, очаровательно улыбаться и радостно гулить при виде вас.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *