Как решить правильно задачу по математике: Как научиться решать задачи по математике без особых усилий? – Как научить детей решать задачи по математике: советы именитых педагогов и простых мам

Содержание

Как научить детей решать задачи по математике: советы именитых педагогов и простых мам

Научить детей решать задачи по математике — дело учителя, но и родители не должны оставаться в стороне, если их чадо «тормозит» в этом вопросе. Одним учебником математики сыт не будешь. Ведь если научить ребенка самостоятельно решать задачи в 1-3 классах, дальше он будет щелкать как семечки не только задачи по математике, но и по физике, химии, геометрии и др. И самое главное — этот навык пригодится ребенку в жизни!

vogazeta.ru

В статье Как научить ребенка математике мы подробно писали, из каких 4 частей состоит любая задача и что нужно сделать в первую очередь, чтобы ребенок понял, чего от него хотят и как ответить на вопрос задачи. Уяснив алгоритм решения задач, ребенок сможет самостоятельно решить практически любую задачу, даже несмотря на то, что они все кажутся такими разными. 

Основные типы задач по математике: краткий конспект

Небольшой ликбез, т.к. далеко не все родители учились в педагогических ВУЗах и владеют методикой преподавания. Пробежимся по теории, чтобы понимать, кто, кому и чего «должен». Зная ключевые моменты, вам будет проще помочь ребенку в решении задач, которые вызывают у него сложности, вы сможете определить, где пробелы в знаниях и что нужно «подтянуть» в каждом конкретном случае.

iqsha.ru

Рассмотрим самые распространенные виды задач в начальных классах.

1. Простые задачи на сложение и вычитание

К этой группе относятся несколько задач, но для всех есть общие рекомендации:

  • Решаются в одно действие.
  • Иногда удобно составить уравнение.
  • На их примере ребенок должен научится выполнять краткую запись. 
  • Если краткого условия недостаточно, нарисовать рисунок. Если не помог рисунок, показываем на конкретных предметах и производим действия с ними.
  • Четко усвоить, что «+» — это прибавить, увеличить, а «-» — уменьшить, отнять, вычесть.
  • Хорошо запомнить компоненты арифметических действий:

слагаемое + слагаемое = сумма
уменьшаемое — вычитаемое = разность

  • Понять разницу между словами «стало» и «осталось». Четко понимать, что значит «на … меньше», «на … больше».
  • Важно понять и запомнить: чтобы узнать, НА СКОЛЬКО одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.
  • Важно понять и запомнить: чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.

 

  • Важно понять и запомнить: чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к вычитаемому прибавить разность.

 

  • Важно понять и запомнить: чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.

Задачи с косвенным вопросом

Это самые коварные задачи из этой группы. Внимательно прочитайте условие — и поймете почему.

На стоянке у первого подъезда 7 машин. Это на 2 машины больше, чем на стоянке у второго подъезда. сколько машин на стоянке у второго подъезда.

2. Составные задачи на сложение и вычитание

Эти задачи решаются двумя и более действиями.

Есть несколько способов решения:

  • по действиям с пояснениями;
  • по действиям с вопросами;
  • выражением.

В решении таких задач главное:

  • найти главное и сделать краткую запись;
  • разложить эту задачу на несколько простых и составить план решения;
  • помнить главное: по двум данным находим третье.

3. Задачи на понимание смысла действий умножения и деления

  • Важно запомнить названия компонентов действий и понять их смысл:

1-й множитель х 2-й множитель = произведение
делимое : делитель =частное

  • Ребенок должен понимать, что 1-й множитель показывает, КАКОЕ число повторяется а 2-й множитель показывает — СКОЛЬКО РАЗ оно повторяется.

Это очень важно для правильной записи в задачах, иначе получится бессмыслица.

Советы о том, как научить ребенка осознанно относиться к умножению и делению, вы найдете в нашей статье Как научить детей быстро считать: математика до школы. Если возникли проблемы с решением задач на умножение — сдайте чуть-чуть назад, закрепите осознание этого арифметического действия.

4. Простые задачи на умножение и деление

  • Очень важно понять и запомнить разницу «в «, «на».

«Во сколько раз» или «на сколько»?  Предлог «на» — это сложение или вычитание, а «в» — умножение или деление.

  • Важно понять и запомнить: чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, нужно большее число разделить на меньшее.

 5. Составные задачи на все 4 арифметические действия

6. Задачи на цену, количество, стоимость

7. Задачи на движение

Это отдельная обширная тема, вернемся к ней позже.

Типичные ошибки в решении задач

Ошибка №1. Ребенок невнимательно прочитал условие задачи.

Часто бывает так, что ошибки возникают от невнимательности.  Так часто бывает в задачах с косвенным вопросом. Ребенок смотрит на цифры, вроде все логично, но… не верно.

Например: «У Маши 8 конфет, это на 2 меньше, чем у Кати. Сколько конфет у Кати».

Ребенок видит «на 2 меньше» и делает «логичный» вывод, что надо отнять. Отнять можно от бОльшего числа, т.е. сразу напрашивается решение 8-2=6. И ответ: 6 конфет у Кати. А ответ-то не тот! Если внимательно почитать условие, то станет понятно, что у Кати конфет больше чем у Маши. И вовсе тут не отнимать надо.

Как исправить ошибку. Сразу разберитесь с условием, поможет краткая запись.

Ошибка №2. Ребенок допустил ошибку в решении.

Когда в задаче несколько неизвестных, решение затрудняется, требуется выполнить не одно действие, а придумать целую цепочку рассуждений. 

Как исправить ошибку. Для начала определим, каких данных нам не хватает. Решаем по действиям. Находим нужные числа (помним правило: по двум неизвестным находим третье), подставляем их и отвечаем на вопрос задачи.

Ошибка №3. Неправильная запись ответа.

Часто ребенок пишет не то пояснение.

Как исправить ошибку.  Нужно внимательно прочитать вопрос задачи. Уяснить раз и навсегда, что ответ начинается с числа, а дальше пишем, что требовалось найти (переписываем формулировку вопроса задачи). 

Творческий подход в решении задач

www.craftykidsathome.com

  • Учите ребенка рассуждать.
  • Придумывайте задачи с лишними или недостающими данными.

Пусть ребенок сам вычеркнет лишнее, те данные, которые не влияют на решение.

  • Дайте условие, а ребенок пусть сам придумает ответ.
  • Пусть ребенок сам составит обратную задачу.
  • Придумать несколько задач на одно решение.
  • Придумать, как решить задачу другим способом и объяснить его.

На школу надейся, а сам не плошай

Заглянем в педагогику и «расшифруем» мысли умных и заслуженных, исходя из сегодняшних реалий.

В далеком 1867 году К. Ушинский сказал: «У хороших преподавателей дело выходит так, что арифметическая задача есть вместе занимательный рассказ, урок сельского хозяйства или домашней экономии, или историческая или статистическая тема и упражнение в языке».

«Расшифровка» следующая.

  • Ученика нужно поставить в такие условия, чтобы он оказался в эпицентре событий, т.е., решая задачу, видел ее применение в жизни.

Не всегда задачи в школьном учебнике «вдохновляют» современных школьников. Многим не ясно условие по одной простой причине: ребенок не имеет представления о том, что говорится. Например, задача про надои и бидоны с молоком, а городской «деть» и корову-то в глаза не видел, не то, что тонны молока в бидонах. Или в задаче использованы такие значения, которые в жизни нереальны — это затрудняет восприятие, т.к. ребенок все воспринимает буквально.

Задача родителей — помочь ребенку ПОНЯТЬ условие. Любым способом: хоть рисуй, хоть танцуй.

  • К решению задач нужно подходить творчески.

Интерес заставляет ребенка быть активным, а активность в свою очередь усиливает внимание.

В каждодневной жизни нам то и дело приходится решать задачи. Привлекайте ребенка, задавайте вопросы, просите совета. Например, тема ремонта. Вычислить метраж комнаты; просчитать нужное количество краски, зная расход на метр квадратный; купить линолеум, зная длину и ширину комнаты; просчитать, какой метраж выгоднее, если есть напольное покрытие шириной 2, 5 метра и 3 метра, чтобы меньше остатков было и по цене вышло выгоднее. Купить ткань на пошив постельного белья, зная размеры матраса. Примеров масса! И это работает гораздо эффективнее, чем «бездушная» задача в учебнике, которая совершенно не привязана к жизни и не вызывает эмоциональный отклик.

  • При решении жизненных задач у ребенка помимо всего прочего развивается наблюдательность, речь, появляется рабочее настроение, развиваются творческие способности и самостоятельность.

Через некоторое время вы заметите, что ребенок различными способами комбинирует информацию, с легкостью составляет задачи сам, находя идеи в окружающем мире, а не высасывая из пальца.

  • Когда ребенка просят составить собственную задачу, нужно следить и за содержанием, и за решением. Задача должна быть осмысленной и целесообразной.

Например, нельзя допускать таких «ляпов», как «Я съел 13 желтых груш и 20 зеленых яблок. Сколько фруктов я съел?» Задача теряет смысл, если она оторвана от жизни.

  • От задачи надо идти к примеру, а не наоборот.

Дети мыслят не абстрактно, а конкретными образами. Пример 12-6 ни о чем не говорит, а вот ситуация, когда из 12 человек 6 уже купили билеты на футбольный матч — это совсем другое дело. Тут ребенок не задумываясь ответит, что оставшиеся шестеро очень рискуют, нужно поторопиться, иначе билетов может не хватить и придется сидеть у телевизора, вместо того, чтобы активно скандировать на трибунах в поддержку любимой команды.

Лебединцев в своей книге «Введение в современную методику математики» писал: «То влияние, которое может оказывать обучение счислению и вообще математике на умственное развитие детей, находится в прямой зависимости от материала, которым мы пользуемся при обучении; если в учебном материале будут преобладать отвлеченные упражнения в действиях и хитроумные задачи с условиями, лишенными внутренней связи и, по существу, далекими от жизни, то, упражняя учащихся на таком материале, мы, может быть, и выработаем у них формальные навыки в вычислениях и, пожалуй, изощрим их ум для разгадывания разных ребусов и головоломок, но отнюдь не сделаем их более способными к правильному мышлению в жизни или какой-либо области знания…».

Французский педагог Жан Мосе тоже был уверен, что «заставлять ребенка начинать с отвлеченного правила и затем предлагать ему задачи — это значит идти наперекор ходу развития человеческого ума…».

Практические советы по решению задач от реальных мам

fb.ru

Что нам Ушинский, Лебединцев и Мосе, спросим у тех, кто «из нашей песочницы». Как они помогают своим детям решать задачи по математике, что «работает», какие приемы на практике доказали свою эффективность и помогли повысить успеваемость.

Татьяна, мама учеников 4 кл. и 6 кл. 

«Я знаю, что особую сложность у детей вызывают задачи на скорость, поэтому начала готовить своих мальчишек к этому уже с 1 класса. Когда ехали к бабушке в Пинск, говорили о скорости, засекали время, считали сколько мы проехали км, смотрели на знаки и вычисляли сколько нам останется времени, если мы будем ехать с такой же скоростью и сколько, если папа будет ехать с другой. В общем, я очень удивлялась, когда мои пацаны на скорость задачи решали как орехи. Я поняла, что в моем детстве не хватало практического представления того, о чем говорилось в задачах».

Ольга, мама ученика 1 кл. и ученицы 4 кл.

«С задачами старшая плохо дружит))  Почти всегда приходит за помощью. Стараюсь выработать алгоритм решения, но частенько упираюсь в «лень подумать». Если совсем «затык», рисуем схемы. На дополнительные задачи совсем нет времени, а сама по своей воле заниматься ими дочь точно не будет)) Иногда встречаются задачи с некорректно поставленным вопросом, тут приходится помогать с формулировкой ответа.

Младшего усадить за математику очень сложно. В те редкие моменты, когда дело доходит до задач, он их решает в уме и выдает ответ устно).»

Вероника, мама учеников 2 кл. и 4 кл.

«Младший задачи решает без проблем, но ненавидит чертить схемы к ним и писать пояснения. Старший ходит на факультатив по математике, дома домашку сам делает». 

Катерина, мама ученика 2 кл. и ученицы 5 кл.

«Сын отлично справляется сам. Он такие схемы рисует, что я иногда в шоке)). Если за помощью обращается дочь, стараюсь упростить условие задачи до понятных образов, а потом она сама догадывается, как сложную модель решить».

Татьяна, мама ученицы 5 кл.

«Чаще всего прибегаем к рисованию. Прямо вот как по условию… садимся и рисуем, как есть. Так сказать, наглядность помогает. Велосипедист выехал… значит рисуем человечка на велосипеде, город из которого он выехал и тд)))) Если катер плывет по течению, рисуем море, волны)))))) С пояснениями никогда исправлений со стороны учителя не было, да и у нас, собственно, тоже вопросов не возникало. Смотри по условию, что спрашивают — и пиши ответы возле каждого действия».

Наталья, мама ученика 5 кл.

«Приходилось объяснять дроби на примере сломанных карандашей, порванных в клочья бумажек. В гостях в тот момент был друг-проектировщик, он именно так решил наглядно пояснить сыну задачу. Я обычно прибегаю к помощи рисования. В задачах на скорость/время/расстояние рисовали целые истории: кто куда и на чем поехал, кого встретил по дороге и в какой момент. Порой решение задач превращалось в мультфильм, одного черновика обычно мало. Несколько раз решали задачи всей семьей: мама отдельно от папы, потом сравнивали результаты и каждый объяснял ребенку свой «самый рациональный и простой» способ. Как правило, у мужчин своя логика)), мое решение обычно отличается от папиного».

Уважаемые читатели! Делитесь в комментариях своими находками и сложностями в решении задач по математике с детьми. будем разы разобраться вместе и помочь советами и полезными статьями на интересующие вас темы. 

Учим ребенка решать задачи по математике в несколько шагов.

В период школьного обучения детям приходится решать различные задачи, вначале простейшие, по математике, затем более сложные, по химии, физике, геометрии. Как правило, многие с ними не справляются, поэтому для повышения успеваемости нуждаются в дополнительных занятиях и прохождении развивающих программ.

Многие родители задаются вопросом, как научить ребенка решать задачи по математике. Стимул к решению задач появится в случае если это занятие станет привычкой, приносящей удовольствие. Дети с увлечением разбираются в задании, когда оно разложено на составляющие, имеет некоторый эмоциональный окрас. Речь идет не об иррациональных уравнениях, а о простых задачках из учебника для первого класса.

Любую из них можно изобразить на доске и разделить на части:

  • условие;
  • вопрос;
  • решение;
  • ответ.

как научиться быстро решать задачи по математике, как научить ребенка решать задачи по математике

Условие можно читать несколько раз, рисовать схемы и картинки до тех пор, пока школьник не поймет, о чем идет речь. Следует обращать внимание на вопрос, в котором всегда скрыта часть ответа. Типичная ошибка учеников заключается в вычислении не того, о чем спрашивается.

Решение любой задачи подчиняется правилу: по двум данным находится третье, и так далее, последовательно, до конечного результата. Ответ нужно проверять составлением обратной задачи, это весьма полезное упражнение.

Раскладывание проблемы на составляющие – один из принципов методики американского психолога и математика Д. Пойа, который называл это школой мышления. Практическое пособие для родителей, помогающее научить детей решать задачи – книга педагога Л. Г. Петерсон, в которой также изложены нестандартные подходы к обучению.

Привычка раскладывать сложное задание на простые элементы, действовать по плану, моделировать ситуацию приводит к успеху, поэтому уроки математики начинают доставлять детям удовольствие. Так вы сможете научиться быстро решать задачи по математике.

как научиться быстро решать задачи по математике, как научить ребенка решать задачи по математике

Основне типы задач по математике

  1. Простые – на сложение и вычитание;
  2. Составные – на сложение и вычитание;
  3. На понимание, зачем нужно умножение и деление;
  4. Простые на умножение и деление;
  5. Составные на все четыре арифметических действия;
  6. Задачи на стоимость, цену, количество;
  7. Задачи на движение.

Разбираем суть задания

Самое главное, что нужно сделать, садясь с малышом за решение задачи, – это разобрать её содержание. Родители должны ясно понимать, к какому типу относится данная задача, какие формулы и правила могут пригодиться. Этот материал нужно доступно объяснить сыну или дочери. Запаситесь терпением. Не стоит вспыхивать гневом, если у вашего малыша что-то не получается. Лучше успокойтесь и попытайтесь рассказать ещё раз. С помощью скандала вы задачу не решите, а вот с помощью трудолюбия – да.

Разобрав содержание, будет понятен и путь её решения. Если ваш ребенок сможет понять, что от него требуют, то в дальнейшем он легко справится сам.

Составляем план решения задачи

Детям редко удаётся рассмотреть последовательность решения задачи. Поэтому родителям придется научить малыша концентрироваться на конкретном алгоритме. Ребёнок должен научиться формировать план решения.

Объясните сыну или дочери, что сначала нужно записать краткое условие задачи, потом нарисовать схему, следом написать формулу, а потом подобрать метод решения. Одновременно с этим расскажите ребенку, что любая цепочка логически правильных мыслей приведёт его к правильному ответу.

как научиться быстро решать задачи по математике, как научить ребенка решать задачи по математике

Приступаем непосредственно к решению задания

Школьник должен понять, что решать задачи следует по строго продуманной схеме. В младших классах редко дают сложные задачи. Как правило, всё можно решить, просто подставив под нужную формулу нужные числа. Объясните это сыну или дочери.

Также ваш малыш должен быть готов к тому, что он может ошибиться. Морально подготовьте его к этому. Пусть он не расстраивается. Ваша цель – сказать ребенку, что на ошибках учатся, и лучше извлекать из них ценный опыт, чем лить слёзы.

Ученик должен уметь проверять правильность своего ответа. Самый популярный способ проверки – это попросить ребенка сообразить, могла ли такая ситуация произойти на самом деле. В реальности, а не в учебнике. Ещё один из самых распространенных способов – это составить обратную задачу. Для этого подставьте вместо икс цифру, которая у вас получилась. Если числа в вашем решении совпали с условиями задачи, то вы с ребенком всё сделали правильно.

Типичные ошибки в решении задач

  1. Невнимательность. Банальная ошибка не только детей, но и взрослых. Если ребенок невнимательно прочитал условие задачи, то и ответ он получит неверный. Чтобы исправить ошибку, нужно разобраться с условием. Будет хорошо, если вы кратко его запишите.
  2. Ошибка в решении. Есть задачи, в которых требуется найти несколько неизвестных. Поэтому число арифметических действий увеличивается, и малыш может запутаться. В этом случае сначала определите, каких данных не хватает. А потом решайте задачу по цепочке.
  3. Ответ записан неверно. Иногда малыш путается с пояснениями. Объясните ему, что сначала пишут число, а потом расшифровку найденного (сантиметры, литры, килограммы).

как научиться быстро решать задачи по математике, как научить ребенка решать задачи по математике

Польза от решения математических задач

Многие дети хотят научиться решать логические задачи. Помните, что решение любой задачи – это выполнение последовательности логических действий. Дети, у которых слабо развита логика, не могут ее найти. Специальные занятия позволяют исправить ситуацию.

Стандартные упражнения тренируют левое полушарие головного мозга, отвечающее за логику. Правое, в ведении которого находится интуиция, остается незагруженным, по этой причине творческая жилка, умение мыслить нестандартно отсутствуют. В курсе занятий по ментальной арифметике предлагаются специальные упражнения, синхронно развивающие оба полушария головного мозга. В результате укрепляется память, совершенствуется способность к концентрации внимания. Эти качества имеют важное практическое приложение, в частности, для успешного решения математических задач.

Ненавязчивая родительская помощь, выбор прогрессивных методик позволят вашему ребенку, даже если он больше склонен к гуманитарным наукам, он сможет легко научиться решать задачи и гордиться своими успехами.

Как научиться решать задачи по математике, что для этого необходимо

Изучение математики позволяет ребёнку получить навыки правильного мышления. Этому учат в школе, однако помощь родителей очень важна. Ребёнку нужно объяснять, как научиться решать задачи по математике, с чего начать, какими способами для этого пользоваться. Для того, чтобы достичь успехов в изучении этого предмета, дети должны систематически развивать соответствующие навыки.

Как научиться решать задачи по математике

Умение находить решение сложных задач важно не только для успешного прохождения курса по математике, но и для развития логического мышления. Решая всё более трудные задачи. Ребёнок постепенно учится находить выход из сложных ситуаций и закаляет характер в борьбе с трудностями.

Для чего необходим навык решения задач

Задачи, которые приходится решать детям могут быть различными: от очень простых до самых сложных. Первые применяются для начального усвоения теоретических знаний. Более сложные позволяют развивать навыки решения и изучать основные методы, применяемые в таких случаях.

Для того, чтобы овладеть искусством решения задач прежде всего нужна практика. Однако она должна быть организована таким образом, чтобы дети, упражняясь осваивали и закрепляли новые знания.

Общий алгоритм обучения

Логическое разделение

Разделение условия на елементы

Нужно воспитать у ребёнка общий подход к задачам. Он должен включать в себя следующее:

  • разделение на элементы: условия, что надо получить, процесс решения, ответ;
  • нужно предварительно составить план решения. Маленькие дети могут вместо него использовать рисунки и несложные схемы;
  • нужно внимательно изучить условия и постараться найти в них ключ к получению ответа.

Основой для обучения является практика. При этом необходимо ребёнку разъяснять непонятное и подсказывать при необходимости правильные шаги.

Простейшие задачи

Некоторые задачи не требуют выполнения сложных действий. Несмотря на то, что решение обычно можно получить в результате несложного применения имеющихся знаний, для работы над ними желательно использовать следующую методику:

  1. Нужно, чтобы было ясно, о чём в задаче идёт речь. Иногда для этого нужно сделать рисунок.
  2. Простые задачи решаются в одно действие.
  3. Если ребёнок испытывает сложности в понимании условий, условия можно показать на предметах.
  4. Нужно, чтобы была ясна разница между тем, нужно увеличить или уменьшить.
  5. Для того, чтобы решить задачу, ребёнок должен понимать, какое действие требуется выполнить: сложение или вычитание.

В таких задачах важно не найти путь решения, а понимать природу основных математических действий. В их изучении помогут подробные объяснения и наглядные примеры.

Более сложный уровень

Для того, чтобы решать более сложные задачи, необходимо знать основные методы, которые обычно применяются для этого. Для того, чтобы правильно начать работать над решением, нужно начать со следующего:

  • нужно внимательно прочесть условия задачи;
  • необходимо точно понять, о чём идёт речь;
  • желательно наглядно, в виде схемы, графика или таблицы изобразить условия и каждое действие, которое там упомянуто;
  • в процессе работы нужно на основе известного получать новую информацию, делать это до тех пор, пока есть возможность.

Важно применять уже известные методы решения, если это уместно.

Методы решения логических задач

Для успеха важно, чтобы у ученика было развито творческое мышление. Однако только этого будет недостаточно. Он должен опираться на прочные теоретические знания, навыки в решении задач и стараться использовать уже известные методы.

Метод последовательных рассуждений

Последовательность рассуждений

Наглядная демонстрация

Этот способ предусматривает внимательный анализ условий задачи и выполнение последовательных шагов для получения решения.

На каждом этапе определяют, что известно и что необходимо узнать, делают нужные действия и получают новую информацию, постепенно приближаясь к решению.

Этот метод можно прояснить на следующем примере.

По условиям задачи на столе лежат четыре карандаша различных цветов. Нужно расположить их в определённом порядке. О них известно следующее:

  1. Карандаши имеют цвета: зелёный, красный, синий, коричневый.
  2. На втором месте находится тот, в котором меньше букв.
  3. Зелёный расположен рядом с синим и красным.

Для того, чтобы получить решение, нужно делать последовательные шаги. Сначала синий кладут на второе место. Зелёный может быть только на третьем месте. Затем на четвёртое кладут красный карандаш, а на первое — коричневый.

Метод «с конца»

Такой способ решения применяется обычно в тех случаях, когда известна конечная ситуация и требуется восстановить то, что происходило в начале.

Метод решения можно пояснить на следующем примере.

Бабушка для любимых внучат испекла рогалики. Она сделала их столько, чтобы всем троим досталось поровну. Однако они всё перепутали. Петя пришёл раньше других и взял себе третью часть тех рогаликов, которые были на столе. Он оставил Наташе и Косте остальные.

Наташа пришла второй и тоже взяла себе треть рогаликов. Костя пришёл позже всех, разделил их на три части, себе взял одну из них. После этого на столе осталось 8 рогаликов.

Нужно узнать, сколько должны из них взять Костя и Наташа, чтобы получилось, что все съели поровну.

Решая задачу с конца, нужно выполнить следующие шаги:

  1. Поскольку в конце осталось 8 рогаликов, а Костя честно поделился со всеми, то он взял себе 4 штуки. До него на столе их лежало 12.
  2. Наташа оставила по 6 рогаликов, значит она себе взяла столько же. До неё на столе лежало 18.
  3. Петя взял третью часть — 9 штук. Получается бабушка испекла 27 штук.

Каждому из внучат полагалось по 9 рогаликов. Петя съел свою долю, наташе нужно взять ещё 3, а Косте — 5 штук.

Решение логических задач с помощью таблиц истинности

Такой метод применяется для решения логических задач. В этом случае составляется таблица, в которой нужно установить соответствие между условиями задачи и вариантами ответа. В ней можно более наглядно увидеть формулировку, что даёт возможность найти решение.

Сказанное можно проиллюстрировать примером.

Логические задачи

Плюс или минус

Рассматривается игра в баскетбол с участием трёх спортсменов. Ваня, Серёжа и Миша. Один из них забросил мяч в корзину. Спортсмены утверждают следующее:

  • Ваня говорит, что мяч забросил Серёжа;
  • Миша отрицает, что попал в корзину;
  • Серёжа утверждает, что это сделал Миша.

Известно, что в двух случаях была сказана правда, а в одном — ложь. Требуется узнать, кто именно забросил мяч.

Для решения делают таблицу истинности. В ней каждая строчка соответствует одному из спортсменов, а столбик — тому, кто забросил мяч. Каждой клеточке соответствует одно из утверждений о том, кто попал в корзину.

Первый столбик соответствует тому, что это сделал Ваня. В каждой строке можно поставить минус или плюс в соответствии со сделанными утверждениями. В данном случае два из них окажутся ложными.

Аналогичная ситуация возникнет при рассмотрении утверждения о том, что это Серёжа. А вот в случае последнего варианта (забросил Миша), ложным будет только одно из утверждений. Таким образом найдено решение, соответствующее условиям задачи.

Метод блок-схем

Некоторые задачи требуют для своего решения большей наглядности. К такой категории относятся, например, задачи на переливание жидкости или на взвешивание.

Чтобы воспользоваться этим методом, нужно предпринять следующие шаги:

  1. Операции, о которых идёт речь в условии задачи, изображаются в виде графической схемы.
  2. В соответствии с порядком выполнения действий, отдельно рассматривается каждое из них.
  3. После каждого шага требуется зафиксировать произошедшие изменения.

После того, как были проанализированы все сделанные шаги, можно найти решение задачи.

Творческий подход в решении задач

Задачки

Здесь и волшебник не поможет

Развитие способности к математическому творчеству может стать основой для решения задач в дальнейшем. Знание методики поиска решений очень важно, однако иногда нужно приложить значительные усилия для нахождения ответа.

Творческие возможности могут быть развиты путём проведения постоянных занятий. В этом могут помочь придумывание различных необычных задач, доступных ребёнку, однако требующих применения творческого подхода.

Нужно учить рассуждать, поощрять попытки понять сложные моменты при поиске решения. В этом могут помочь следующие действия:

  1. Придумывание задач, в которых имеются излишние данные. Малыш сможет сформулировать, какие цифры для него нужны, а какие не несут пользы.
  2. Создание по имеющейся задаче обратной.
  3. Можно предложить несколько формулировок задач, имеющих одинаковое решение.
  4. Поощрять применение нескольких способов решения.

Постоянная работа над развитием способности к творчеству позволит ребёнку стать более уверенным при решении задач.

Подготовка к олимпиадам

Обучение в школе помогает не только освоить теоретический материал, но и получить навыки решения задач. На олимпиадах предлагаются задачи. Для решения которых необходимо особый подход. Для того, чтобы добиться успехов, необходимо провести дополнительную подготовку.

Олимпиадные задачи сложные, но научиться их решать можно. Процесс подготовки начинают с наиболее простых и постепенно их усложняют. В результате творческие возможности учеников растут, а навыки решения задач постепенно совершенствуются.

Важно научить подходить к задаче спокойно и методично, на основе уже известного. Получая новую информацию.

Это можно проиллюстрировать на такой задаче. Фермер содержит семь свиней. За 5 суток им потребуется 35 мешков корма. Сосед просит подержать 4 свиней в течение 3 дней. Нужно определить, сколько мешков корма потребуется дополнительно.

Сначала выясняют, сколько корма у фермера съедает одна свинья. Для этого нужно 35 разделить на 7. За 5 дней требуется 5 мешков.

4 свиньям за один день будет нужно 4 мешка. За три дня их потребуется 12.

Постепенно усложняя задачи, можно закрепить навыки их решения.

Распространенные ошибки в решении задач

Учиться с детства

Усный счет и логика

Важным условием успешной работ над решением задачи является внимательное изучение условий, задачи. Невнимательность может привести к тому, что будут упущены важные детали. Это приведёт к неверному ответу или невозможности найти решение.

Иногда в процессе решения возникают ошибки. Для того, чтобы их избежать, необходимо действовать последовательно, аккуратно выполняя каждый шаг. Надо на каждом этапе точно определять, что известно и что надо получить. Обычно по двум известным числам с помощью вычислений получают третье. Делая последовательные шаги таким образом, можно прийти к решению.

Иногда в результате решения находят ответ, но записывают его неправильно. Это может быть связано с невнимательностью при чтении условий. Нужно, чтобы ребёнок чётко сформулировал, что именно необходимо найти. Это поможет правильно записать ответ.

Заключение

Умение решать математические задачи можно развивать. Для этого нужна не только регулярная практика, но и знание методики и основных методов их решения.

 

Как объяснить ребенку логику задач и научить быстро их решать, вы узнаете из видео.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Как научить ребенка решать задачи по математике 1-4 класс?

Практически в любой сфере жизни нужны навыки измерений, определений, расчетов, и сделать это без знания математики крайне сложно. Начиная с первых уроков арифметики, следует донести эту мысль малышам, чтобы они понимали – задача не живет только на страницах учебника, она входит в повседневную жизнь и влияет на нее.

Способов, как правильно научить ребенка решать и понимать задачи по математике, существует несколько, элементы каждого из них можно применять не только во 2 и 3 классе, но даже в старшем возрасте. Формировать такие навыки необходимо, они во многом повлияют на дальнейшие успехи в учебе.

Читайте ещеЧитайте еще

Смотрите также:

Содержание статьи:

Как научить решать задачи по математике ребенка 1-4 классов

Поскольку знакомство с математикой начинается в начальной школе, то и приобретение навыка справляться с такими головоломками происходит в данный период.

Для чего необходим навык

Важно понимать, что научившись справляться с математическими заданиями в начальной школе, ребенок сможет успешно овладеть химией, физикой, астрономией и другими предметами в старших классах. Родители просто обязаны помочь своему чаду с математикой в первых классах, поскольку данный вид занятий напрямую связан с четким логическим мышлением, способностью анализировать, делать выводы.

[good title=”Полезно знать!”]Кроме этого, задания на счет тренируют память, внимание, развивают способность рассуждать, положительно сказываются на когнитивных способностях в целом.[/good]

Общий алгоритм обучения

Следует придерживаться такой последовательности шагов, чтобы научить детей правильно выполнять математические задания:

  1. Внимательное чтение условий и разложение заданий на этапы: условие, вопрос, решение, ответ.
  2. Составление плана для выяснения неизвестного. Для маленьких хорошо применять рисунки-схемы на данном этапе, приводить примеры из личного опыта, которые аналогичны условию задачи, для лучшего ее восприятия.

    ПримерПримерТакже уместно использование простеньких сценариев, которые позволяют детям «быть внутри задания».

  3. Акцент на тексте головоломки и поиск ответа в нем. Важно научить тому, что в математике нет лишних фраз, все они важны и используются для нахождения ответа, который заложен в формулировку предложений.
  4. Практика и еще раз практика. Для того, чтобы дети успешно овладели навыками сложения, вычитания, умножения, им необходимо довести эти действия до автоматизма.

Распространенные ошибки в решении задач

Главные ошибки в процессе поиска ответа следующие:

  • беглое чтение условия задачи, которое не позволяет определить, какой именно ответ нужен;
  • неправильное понимание последовательности действий, особенно при поиске нескольких неизвестных;
  • некорректный ответ может быть формальным, когда перепутаны единицы измерения или же неправильно вычисленным.

[bad title=”Запомните!”]Важно научить малыша самостоятельно исправлять и находить ошибки, перепроверять задачу, а не просто откладывать ее в сторону, если что-то не получилось.[/bad]

Читайте ещеЧитайте еще

Смотрите также:

Особенности решения задач в 1 классе

На начальном этапе используются так называемые «текстовые» задания, которые знакомят малышей в 1 классе с арифметикой и проблематикой поиска неизвестных данных. Для таких заданий характерно:

  • описание простых сюжетов в задании, которые понятны и знакомы ребенку;
  • решение таких головоломок помогает осознать важность математических знаний;
  • формирование ключевых умений: выделение условия и вопроса, установление зависимости между понятиями и данными, построение логической цепочки решения, проверка результата.
ЗаданияЗаданияПервыми задачами, с которыми знакомятся дети в школе, являются варианты на сложение и вычитание.

Для того, чтобы научить первоклашек таким понятиям как «условие», «ответ», «неизвестное» следует использовать такие методы:

  • дополнительные, наводящие вопросы по условиям;
  • составление схем-рисунков условий;
  • перевод текста в схематическую модель;
  • объяснение значений фраз в условии задания;
  • выбор варианта решения, исходя из схемы;
  • обозначение в схеме известных и неизвестных разными способами.

Успешное получение навыков в решении простых задач поможет освоить математическую дисциплину в последующих этапах обучения.

Что делать, если ребенок не понимает задачи по математике во 2 классе

В математике второго года обучения также основными остаются текстовые задачи, которые требуют найти неизвестное при наличии двух известных чисел. Если ребенок не понимает, как следует работать с задачами по математике во 2 классе, то не следует паниковать и критиковать его. Еще вполне можно наверстать то, что упущено. Рекомендовано пройтись по основам данной проблемы и разобраться с ней:

При последовательной работе и выполнении подобных заданий, дети начинают запоминать их и понимают причинно-следственные связи между действиями и результатами, что в конечном итоге и требуется для работы с арифметикой.

Читайте ещеЧитайте еще

Смотрите также:

Специфика обучению решения математических задач в 3 классе

Важной возрастной особенностью третьеклассника является активное развитие мыслительных процессов, что позволяет усваивать большие объемы информации и понимать сложные действия. Особенностями обучения решению арифметических заданий на данном этапе можно назвать следующие:

[info title=”Полезно знать!”]Важно также учить детей самостоятельно придумывать математические задачи, чтобы развивать их логическое мышление и способность формулировать задания.[/info]

Читайте ещеЧитайте еще

Смотрите также:

Как просто решать задачи в 4 классе

В это период очень важно закрепить навыки работы с задачами разной степени сложности, чтобы применять их в дальнейшем. В 4 классе следует развивать не только автоматизацию процесса решения математических заданий, но и стимулировать интерес к ним разными способами:

  • изменение условий, предполагающее нахождение нескольких способов решения;
  • модификация числовых данных и единиц измерения;
  • использование кратких схем и чертежей вместо текстовых условий;
  • обнаружение ошибок в уже решенной задаче;
  • замена цифр на буквы.
ЗаданияЗаданияМатематические задачи в 4 классе

Только используя различные альтернативные варианты обучения можно подвести ребенка к простому алгоритму, применяемому к любой задаче:

  1. Ознакомление с условием.
  2. Определение неизвестных и способы их поиска.
  3. Анализ и вычисление.
  4. Ответ на главный вопрос.
  5. Проверка корректности найденного числового значения.
  6. Оформление задания письменно.

Если учителю и родителям удалось привести ученика к данному алгоритму работы с математическими головоломками, то он сможет успешно решать простые и сложные задачи.

Как учить ребенка решать задачи, если математика ему  трудно дается

Доказано, что школьный курс математики способен освоить любой школьник, у которого нормально развита логика и работают мыслительные процессы. Зачастую родители предпочитают считать, что если ребенку трудно дается математика, то у него просто гуманитарный склад ума и эта дисциплина ему не нужна.

[bad title=”Важно!”]Такая точка зрения в корне неверна, поскольку именно математика развивает логическое и критичное мышление, без которых ни один гуманитарий не может быть успешным.[/bad] Скорее всего, трудности связаны с психологическими проблемами. Для обучения детей, у которых есть проблемы с арифметикой в начальной школе, можно применять такие приемы:

  • акцентировать внимание на смысле фраз, а не числах;
  • учить малыша отличать главную и второстепенную информацию;
  • использовать рисование схем, моделей решения;
  • применять цветовую гамму для создания контраста известных и неизвестных величин;
  • описывать вместо условий задания ситуации, знакомые ребенку в его жизненном опыте;
  • привлекать внимание к возможности применить знание математических действий и правил в реальной жизни;
  • использовать образы и условных героев-помощников.
АрифметикаАрифметикаТолько индивидуальный и креативный подход в обучении поможет школьнику, который испытывает трудности с арифметикой, перебороть свои страхи и научиться решать различные задания.Читайте ещеЧитайте еще

Смотрите также:

Как научить ребенка решать логические задачи по математике

Такая разновидность заданий дает возможность развивать логику детей и позволяет им обретать навыки нестандартного мышления. Постановка логических задач часто предполагает изобретение особого способа их решения, но все же существуют некоторые разработанные методы их решения, которым и следует обучить школьников:

  • метод рассуждений;
  • таблицы истинности;
  • метод блок-схем;
  • средства алгебры высказываний;
  • графический метод;
  • математический бильярд.

[info title=”На заметку!”]Для начальной школы лучше всего подходит метод рассуждений и табличный способ.[/info]

При использовании рассуждений важно разделить условие задания на маленькие фрагменты и сделать последовательные выводы из каждого из них, таким образом ребенок приходит к ответу. Данный вариант решения можно также применять, начиная с конца условия, что тоже приводит к решению, но другим путем.

Применение таблиц истины дает возможность разделить все данные в тексте задачи на истинные и ложные, сравнить их наглядным образом и сделать соответствующие умозаключения о варианте ответа.

Для успешного овладения навыками решения математических головоломок детям требуется разный подход и приемы в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей.

Как научиться решать задачи по математике, что для этого необходимо

Изучение математики позволяет ребёнку получить навыки правильного мышления. Этому учат в школе, однако помощь родителей очень важна. Ребёнку нужно объяснять, как научиться решать задачи по математике, с чего начать, какими способами для этого пользоваться. Для того, чтобы достичь успехов в изучении этого предмета, дети должны систематически развивать соответствующие навыки.

Как научиться решать задачи по математике

Умение находить решение сложных задач важно не только для успешного прохождения курса по математике, но и для развития логического мышления. Решая всё более трудные задачи. Ребёнок постепенно учится находить выход из сложных ситуаций и закаляет характер в борьбе с трудностями.

Для чего необходим навык решения задач

Задачи, которые приходится решать детям могут быть различными: от очень простых до самых сложных. Первые применяются для начального усвоения теоретических знаний. Более сложные позволяют развивать навыки решения и изучать основные методы, применяемые в таких случаях.

Для того, чтобы овладеть искусством решения задач прежде всего нужна практика. Однако она должна быть организована таким образом, чтобы дети, упражняясь осваивали и закрепляли новые знания.

Общий алгоритм обучения

Логическое разделение

Разделение условия на елементы

Нужно воспитать у ребёнка общий подход к задачам. Он должен включать в себя следующее:

  • разделение на элементы: условия, что надо получить, процесс решения, ответ;
  • нужно предварительно составить план решения. Маленькие дети могут вместо него использовать рисунки и несложные схемы;
  • нужно внимательно изучить условия и постараться найти в них ключ к получению ответа.

Основой для обучения является практика. При этом необходимо ребёнку разъяснять непонятное и подсказывать при необходимости правильные шаги.

Простейшие задачи

Некоторые задачи не требуют выполнения сложных действий. Несмотря на то, что решение обычно можно получить в результате несложного применения имеющихся знаний, для работы над ними желательно использовать следующую методику:

  1. Нужно, чтобы было ясно, о чём в задаче идёт речь. Иногда для этого нужно сделать рисунок.
  2. Простые задачи решаются в одно действие.
  3. Если ребёнок испытывает сложности в понимании условий, условия можно показать на предметах.
  4. Нужно, чтобы была ясна разница между тем, нужно увеличить или уменьшить.
  5. Для того, чтобы решить задачу, ребёнок должен понимать, какое действие требуется выполнить: сложение или вычитание.

В таких задачах важно не найти путь решения, а понимать природу основных математических действий. В их изучении помогут подробные объяснения и наглядные примеры.

Более сложный уровень

Для того, чтобы решать более сложные задачи, необходимо знать основные методы, которые обычно применяются для этого. Для того, чтобы правильно начать работать над решением, нужно начать со следующего:

  • нужно внимательно прочесть условия задачи;
  • необходимо точно понять, о чём идёт речь;
  • желательно наглядно, в виде схемы, графика или таблицы изобразить условия и каждое действие, которое там упомянуто;
  • в процессе работы нужно на основе известного получать новую информацию, делать это до тех пор, пока есть возможность.

Важно применять уже известные методы решения, если это уместно.

Методы решения логических задач

Для успеха важно, чтобы у ученика было развито творческое мышление. Однако только этого будет недостаточно. Он должен опираться на прочные теоретические знания, навыки в решении задач и стараться использовать уже известные методы.

Метод последовательных рассуждений

Последовательность рассуждений

Наглядная демонстрация

Этот способ предусматривает внимательный анализ условий задачи и выполнение последовательных шагов для получения решения.

На каждом этапе определяют, что известно и что необходимо узнать, делают нужные действия и получают новую информацию, постепенно приближаясь к решению.

Этот метод можно прояснить на следующем примере.

По условиям задачи на столе лежат четыре карандаша различных цветов. Нужно расположить их в определённом порядке. О них известно следующее:

  1. Карандаши имеют цвета: зелёный, красный, синий, коричневый.
  2. На втором месте находится тот, в котором меньше букв.
  3. Зелёный расположен рядом с синим и красным.

Для того, чтобы получить решение, нужно делать последовательные шаги. Сначала синий кладут на второе место. Зелёный может быть только на третьем месте. Затем на четвёртое кладут красный карандаш, а на первое — коричневый.

Метод «с конца»

Такой способ решения применяется обычно в тех случаях, когда известна конечная ситуация и требуется восстановить то, что происходило в начале.

Метод решения можно пояснить на следующем примере.

Бабушка для любимых внучат испекла рогалики. Она сделала их столько, чтобы всем троим досталось поровну. Однако они всё перепутали. Петя пришёл раньше других и взял себе третью часть тех рогаликов, которые были на столе. Он оставил Наташе и Косте остальные.

Наташа пришла второй и тоже взяла себе треть рогаликов. Костя пришёл позже всех, разделил их на три части, себе взял одну из них. После этого на столе осталось 8 рогаликов.

Нужно узнать, сколько должны из них взять Костя и Наташа, чтобы получилось, что все съели поровну.

Решая задачу с конца, нужно выполнить следующие шаги:

  1. Поскольку в конце осталось 8 рогаликов, а Костя честно поделился со всеми, то он взял себе 4 штуки. До него на столе их лежало 12.
  2. Наташа оставила по 6 рогаликов, значит она себе взяла столько же. До неё на столе лежало 18.
  3. Петя взял третью часть — 9 штук. Получается бабушка испекла 27 штук.

Каждому из внучат полагалось по 9 рогаликов. Петя съел свою долю, наташе нужно взять ещё 3, а Косте — 5 штук.

Решение логических задач с помощью таблиц истинности

Такой метод применяется для решения логических задач. В этом случае составляется таблица, в которой нужно установить соответствие между условиями задачи и вариантами ответа. В ней можно более наглядно увидеть формулировку, что даёт возможность найти решение.

Сказанное можно проиллюстрировать примером.

Логические задачи

Плюс или минус

Рассматривается игра в баскетбол с участием трёх спортсменов. Ваня, Серёжа и Миша. Один из них забросил мяч в корзину. Спортсмены утверждают следующее:

  • Ваня говорит, что мяч забросил Серёжа;
  • Миша отрицает, что попал в корзину;
  • Серёжа утверждает, что это сделал Миша.

Известно, что в двух случаях была сказана правда, а в одном — ложь. Требуется узнать, кто именно забросил мяч.

Для решения делают таблицу истинности. В ней каждая строчка соответствует одному из спортсменов, а столбик — тому, кто забросил мяч. Каждой клеточке соответствует одно из утверждений о том, кто попал в корзину.

Первый столбик соответствует тому, что это сделал Ваня. В каждой строке можно поставить минус или плюс в соответствии со сделанными утверждениями. В данном случае два из них окажутся ложными.

Аналогичная ситуация возникнет при рассмотрении утверждения о том, что это Серёжа. А вот в случае последнего варианта (забросил Миша), ложным будет только одно из утверждений. Таким образом найдено решение, соответствующее условиям задачи.

Метод блок-схем

Некоторые задачи требуют для своего решения большей наглядности. К такой категории относятся, например, задачи на переливание жидкости или на взвешивание.

Чтобы воспользоваться этим методом, нужно предпринять следующие шаги:

  1. Операции, о которых идёт речь в условии задачи, изображаются в виде графической схемы.
  2. В соответствии с порядком выполнения действий, отдельно рассматривается каждое из них.
  3. После каждого шага требуется зафиксировать произошедшие изменения.

После того, как были проанализированы все сделанные шаги, можно найти решение задачи.

Творческий подход в решении задач

Задачки

Здесь и волшебник не поможет

Развитие способности к математическому творчеству может стать основой для решения задач в дальнейшем. Знание методики поиска решений очень важно, однако иногда нужно приложить значительные усилия для нахождения ответа.

Творческие возможности могут быть развиты путём проведения постоянных занятий. В этом могут помочь придумывание различных необычных задач, доступных ребёнку, однако требующих применения творческого подхода.

Нужно учить рассуждать, поощрять попытки понять сложные моменты при поиске решения. В этом могут помочь следующие действия:

  1. Придумывание задач, в которых имеются излишние данные. Малыш сможет сформулировать, какие цифры для него нужны, а какие не несут пользы.
  2. Создание по имеющейся задаче обратной.
  3. Можно предложить несколько формулировок задач, имеющих одинаковое решение.
  4. Поощрять применение нескольких способов решения.

Постоянная работа над развитием способности к творчеству позволит ребёнку стать более уверенным при решении задач.

Подготовка к олимпиадам

Обучение в школе помогает не только освоить теоретический материал, но и получить навыки решения задач. На олимпиадах предлагаются задачи. Для решения которых необходимо особый подход. Для того, чтобы добиться успехов, необходимо провести дополнительную подготовку.

Олимпиадные задачи сложные, но научиться их решать можно. Процесс подготовки начинают с наиболее простых и постепенно их усложняют. В результате творческие возможности учеников растут, а навыки решения задач постепенно совершенствуются.

Важно научить подходить к задаче спокойно и методично, на основе уже известного. Получая новую информацию.

Это можно проиллюстрировать на такой задаче. Фермер содержит семь свиней. За 5 суток им потребуется 35 мешков корма. Сосед просит подержать 4 свиней в течение 3 дней. Нужно определить, сколько мешков корма потребуется дополнительно.

Сначала выясняют, сколько корма у фермера съедает одна свинья. Для этого нужно 35 разделить на 7. За 5 дней требуется 5 мешков.

4 свиньям за один день будет нужно 4 мешка. За три дня их потребуется 12.

Постепенно усложняя задачи, можно закрепить навыки их решения.

Распространенные ошибки в решении задач

Учиться с детства

Усный счет и логика

Важным условием успешной работ над решением задачи является внимательное изучение условий, задачи. Невнимательность может привести к тому, что будут упущены важные детали. Это приведёт к неверному ответу или невозможности найти решение.

Иногда в процессе решения возникают ошибки. Для того, чтобы их избежать, необходимо действовать последовательно, аккуратно выполняя каждый шаг. Надо на каждом этапе точно определять, что известно и что надо получить. Обычно по двум известным числам с помощью вычислений получают третье. Делая последовательные шаги таким образом, можно прийти к решению.

Иногда в результате решения находят ответ, но записывают его неправильно. Это может быть связано с невнимательностью при чтении условий. Нужно, чтобы ребёнок чётко сформулировал, что именно необходимо найти. Это поможет правильно записать ответ.

Заключение

Умение решать математические задачи можно развивать. Для этого нужна не только регулярная практика, но и знание методики и основных методов их решения.

 

Как объяснить ребенку логику задач и научить быстро их решать, вы узнаете из видео.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачиЗа все школьные годы вашему ребенку придется решить множество задач, и несмотря на то, что все они кажутся разноплановыми, в алгоритме их решения все же есть общие моменты, и, уяснив их и следуя этому алгоритму, ребенок сможет решить практически любую задачу. Если ученик еще в 1-3 классе освоит тактику решения задач, в старших классах он будет щелкать задачки как семечки не только по математике, но и по физике, химии, геометрии тоже.

Ошибки в решении задач

Задачи можно условно разделить на части: условие, вопрос, решение, ответ.

Первая и самая главная ошибка — ребенок невнимательно, вскользь прочитал условие задачи.

К примеру задачка. У Пети 8 монет, это на 3 меньше, чем у Васи. Сколько монет у Васи.

Ребенок видит «на 3 меньше», значит надо что-то отнять, а отнять можно только от 8, так и получается 8-3=5 монет у Васи. Но если внимательно прочитать условие, то меньше то конфет как раз у Пети.

Чтобы такой путаницы не было, требуйте с ребенка записать условие задачи.

П.- 8 м. на 3 м. < 

В.- ?

Ошибка вторая — в решении.

Когда вопрос в задаче один, тут все просто. Но когда в задаче есть несколько неизвестных — решение затрудняется. Решаем по действиям. Для начала определим, каких данных нам не хватает, затем найдем эти числа, подставим их и решим задачу.

Ошибка третья — неправильная запись ответа.

К примеру, требуется найти сколько монет, а ребенок пишет сколько человек. Нужно внимательно еще раз прочитать вопрос задачи, перед тем, как записать ответ. Что требуется найти, то и пишем в ответе. Ответ начинается с числа.

Алгоритм решения

  1. Внимательно прочти задачу и представь, о чем в ней говорится.
  2. Запиши в виде схемы, что известно и что не известно, что нужно найти.
  3. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи.
  4. Сначала вычисли значения, которых не хватает для нахождения ответа.
  5. Найти ответ на главный вопрос задачи.
  6. Проверь ответ.
  7. Прочти еще раз вопрос задачи.
  8. Запиши ответ.

В решении любой задачи мы по двум известным данным находим третье. В решении рассуждаем с конца, как бы разматывая клубок. Чтобы узнать то, нам нужно это, а чтобы узнать это, у нас есть все данные.

Учите ребенка рассуждать. Если для него это затруднительно, потренируйтесь на задачах с лишними или недостающими данными.

Васе 8 лет. Он живет в доме номер 7 в 5-й квартире. У него есть двоюродный брат, который живет в квартире напротив. Брат на 3 года старше Васи. Еще у них вместе есть 2 кошки и хомячок.

Нужно вычеркнуть данные, которые не понадобятся для поиска ответа и дописать вопрос задачи.

Васе 8 лет. Он живет в доме номер 7 в 5-й квартире. У него есть двоюродный брат, который живет в квартире напротив. Брат на 3 года старше Васи. Еще у них вместе есть 2 кошки и хомячок. Сколько лет брату? 

Второй вариант тренинга — самому придумать несколько задач на одно решение.

К примеру: 8+3

Вася получил за четверть 8 четверок, а пятерок на 3 больше. Сколько пятерок получил Вася?

В аквариуме было 8 гуппи и 3 сомика. Сколько рыбок было в аквариуме?

Третий вариант — дополнить условие, в котором не хватает данных.

Пример: У Васи 4 конфеты, а у Сони меньше. Сколько конфет у Сони?

Дополним условие: У Васи 4 конфеты, а у Сони на 2 меньше. Сколько конфет у Сони?

При прочтении для наглядности можно подчеркнуть нужные для решения данные.

Основные типы задач

Простые задачи на сложение и вычитание

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

Как научить ребенка решать задачи

«Почему я не могу решать задачи?» – Яндекс.Знатоки

Уверен, что не можешь? Скорее пока не умеешь — но научишься. Давай как настоящие математики рассмотрим все возможные причины.

Когда задачу нельзя решить?

У некоторых задач нет решения

Летят навстречу друг другу два крокодила: один зеленый, другой в Африку. Когда они встретятся?

В задаче может быть недостаточно условий

Брат старше Саши на три года, а сестра — на пять лет младше брата. Сколько Саше лет? Невозможно решить эту задачу, не зная возраста сестры.

Когда задачу трудно решить?

Задача с подвохом или «некрасивым решением».

Если в 12 часов ночи идет дождь, можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода? Нет, ведь 72 часа — это трое полных суток, а значит, через 72 часа снова будет 12 часов ночи.

Для решения задачи нужно знать тему, которую вы еще не изучали в школе

Например, чтобы найти общее решение линейного дифференциального уравнения первого порядка, нужно как минимум понимать все эти слова 🙂

Новые математические определения и правила неясны

Тут можно вспомнить любую трудную и непонятную задачу с трудным и непонятным решением. Чтобы справиться с этим, попроси объяснить то же самое другим способом, привести пример из жизни, нарисовать схему или график. Задай этот вопрос и учителю, и родителям, и одноклассникам, и даже другим учителям — например, в Skyeng Math — и кто-нибудь из них точно всё понятно объяснит.

Решать задачи скучно, а вместо этого хочется позаниматься чем-нибудь другим

Либо день был трудным, либо задача попалась недостаточно интересная. Чтобы отдохнуть, сделай перерыв на 10–15 минут: лучше всего погулять. Чтобы стало интересно, попробуй решить задачу для более старшего класса самостоятельно — причем как минимум двумя способами: если тебе это понравится, возможно, тебе стоит заниматься олимпиадной математикой.

Пробуй разные подходы к решению задач, и у тебя все получится. Удачи!

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о