Когда новорожденный начинает ползать и сидеть: 404 Not Found 1 — дополнительная информация Mothercare

Содержание

Учимся жизни — Вирилис

Всех родителей интересует, как помочь малышу  научиться ползать и ходить. Свои рекомендации даёт Анжелика Вячеславовна Налимова, заведующая восстановительным отделением Группы Компаний «ВИРИЛИС».

Умение управлять телом напрямую связано с созреванием определённый структур нервной системы, но возможность «тренироваться»,  повторять и совершенствовать различные движения играет немалую роль.  Самое лучшее, что для этого могут сделать родители, —  предоставить малышу достаточно свободного и безопасного пространства. Целесообразно также положить в поле зрения и пределах досягаемости яркие, интересные для малыша предметы, к которым он будет стремиться.

Для правильного формирования любого из двигательных навыков необходимо, чтобы ребенок упражнялся на жёсткой, нескользкой поверхности. В идеале – на полу,  но ламинат для этих целей не подходит – нужен хотя бы один небольшой ковер. Дополнительные приспособления , вроде ходунков, — плохие помощники.


Садиться через четвереньки ребенок может научиться  самостоятельно. Навык вставания он также освоим сам

«Сценарии», по которым могут развиваться двигательные навыки, бывают разными:  одни дети сперва учатся садиться, а затем начинают ползать,  другие достаточно рано «вертикализуются» — встают  и делают первые шаги, практически «проскакивая» период четверенек. Все это варианты нормы, однако оптимальным считается, если ребёнок сначала научиться ползать, потом сидеть и уже затем – вставать и ходить.

Дети начинают ползать различными способами. Некоторые работают только руками, как будто плывут кролем. Другие перекатываются, переворачиваясь со спины на живот  и дальше с живота на спину (на скользких поверхностях). Есть дети, которые двигаются с помощью одной руки  и одной ноги, не отрывая туловище от пола, или двигаются прыжками ( встают на четвереньки и ныряют вперед, затем опять встают на четвереньки и опять ныряют). Прекрасное ползание – наиболее «техничный» способ перемещаться на четвереньках  — так легче сохранить равновесие и не нужно тратить много сил. Не следует навязывать малышу какую – либо «правильную» схему развития. Но можно помочь ему, с помощью массажей и упражнений подготавливая тело к предстоящим этапам.

Ежедневные комплексы упражнений помогут развить моторные навыки. Уже на второй неделе это могут быть легкие поглаживания мышц и выкладывание на живот, после полутора месяцев можно потренировать врождённые рефлексы:малыш цепко хватается, если вложить свой палец ему в ладошку, отталкивается стопами от поверхности, над которой его держат, сгибает стопу, если провести по ее краю, выгибается, если провести двумя пальцами вдоль позвоночника.


В возрасте 3-4 месяцев можно добавить более активную гимнастику:

  • сгибание;
  • сведение и разведение ручек и ножек (В это же время можно, выкладывая малыша на спинку, заводить каждую из ножек и ручек в противоположную ей сторону, стимулируя навык переворота на живот).

Желательно, чтобы каждое из упражнений предварительно показал педиатр, невролог или врач ЛФК. В первые месяцы не следует увлекаться интенсивными нагрузками  — даже начинать заниматься плаванием и делать упражнения на фитболе можно только после  консультации с педиатром. Приёмы лечебной физкультуры и лечебного массажа нужно оставить специалистам, не пытаться использовать самостоятельно.

Ранее (в возрасте 1-2 месяцев) проведение массажа не эффективно для развития крупной моторики. Такие курсы полезнее в периоды пиков двигательной активности : в 3-4 месяца, когда формируется навык переворота и совершенствуется способность держать голову; в 6-7 мсяцев когда младенцу пора учиться вставать на четвереньки, ползать на животе и на четвереньках, садиться; в 11-12 месяцев, когда малыш учиться ходить. Своевременные курсы массажа помогут малышу приобрести нужные навыки и способствуют формированию культуры движения Для того чтобы ребенок хорошо развивался, ему нужно не так много: забота и уход, возможность пробовать свои силы и постоянное доброжелательное внимание от взрослых, которые понимают, что с ним происходит.

А.В. Налимова — Зав. отделением оздоровительной медицины Группы Компаний «ВИРИЛИС»

Материал статьи журнала «Мамин-Папин» зима 2015-2016

Календарь развития ребенка — ЗдоровьеИнфо

Все родители ждут с нетерпением мгновения, когда ребенок скажет первое слово или совершит первый шаг. Эти важные вехи сообщают о ходе развития маленького человека. Родителям следует внимательно следить за правильным ростом ребенка, чтобы при необходимости суметь вовремя вмешаться и помочь.

Важно помнить, что дети достигают определенных этапов развития в разное время. Точные сроки установить невозможно.

Например, первые шаги. В среднем, дети начинают ходить в 13 месяцев, но отклонения возможны в любую сторону. Ребенок может пойти и в 9 месяцев, и в 1,5 года. Чаще всего, если малыш в 1 год 3 месяца еще не ходит, ничего страшного в этом нет.

Тем не менее, нужно внимательно следить за ребенком. Наблюдать за его развитием так же важно, как вовремя делать ему прививки.

Кто может помочь?

Родителям не стоит полагаться только на собственные ощущения. У каждого ребенка должен быть лечащий врач (чаще всего это участковый педиатр), который хорошо знает ребенка и может заметить отклонения в его развитии.

Известно, что родители своими действиями могут повлиять на развитие ребенка. Например, в настоящее время считается, что новорожденный должен спать на спине во избежание синдрома внезапной детской смерти (СВДС). Однако из-за того, что ребенок проводит меньше времени, лежа на животе, он начинает переворачиваться позднее.

Недоношенные дети развиваются немного медленнее сверстников. Для них в календаре развития нужно делать поправки. Возраст таких детей отсчитывается не с момента рождения, а с приблизительной даты, когда они должны были появиться на свет. Недоношенный ребенок, родившийся на 2 месяца раньше срока, будет делать то, что по календарю развития могут делать обычные 3-месячные дети, только в 5 месяцев.

При подозрении на задержку в развитии у малыша, родителям следует обратиться к врачу. Существуют современные методы коррекции для детей с задержками в развитии.

Наиболее эффективно раннее вмешательство (в первые полгода жизни или даже с самого рождения ребенка). Оно включает в себя физиотерапевтические процедуры и упражнения по развитию речи и моторики.

Ранняя диагностика и коррекция состояния ребенка с задержками в развитии – огромный шаг вперед. Это помогает избежать проблем в школе.

На что обращать внимание?

Развитие ребенка не прекращается ни на минуту и становится заметно уже в первые дни после родов. Новорожденный может немного приподнимать головку, реагировать на звук, видеть и следить глазами за лицами. Со временем таких умений становится все больше. Вот примерный календарь развития малыша:

1 месяц

В этом возрасте ребенок должен уметь приподнимать голову и грудь из положения лежа на животе, следить взглядом за движущимися предметами, улыбаться в ответ на голоса родителей и подражать выражению их лиц. Возможные признаки, указывающие на задержку в развитии, – отсутствие реакции на громкие звуки, улыбки, интереса к своим ручкам и ножкам.

3 месяца

В этом возрасте ребенок должен уметь приподнимать голову и грудь из положения лежа на животе, следить взглядом за движущимися предметами, улыбаться в ответ на голоса родителей и подражать выражению их лиц. Возможные признаки, указывающие на задержку в развитии, – отсутствие реакции на громкие звуки, улыбки, интереса к своим ручкам и ножкам.

4 месяца

Ребенок должен уметь переворачиваться с живота на спину. Это большое достижение в развитии двигательных навыков. Выкладывание на животик полезно для развития силы рук и мышц груди.

6-8 месяцев

В этом возрасте прибавляется умение самостоятельно сидеть и переворачиваться со спины на живот. Ребенок начинает воспроизводить отдельные звуки, лепетать и исследовать новые предметы руками и ртом. Возможный признак задержки в развитии – отсутствие смеха, интереса к окружающим людям и попытки дотянуться до объекта только одной рукой.

9-11 месяцев

В этом возрасте дети начинают ползать и брать предметы большим и указательными пальцами. Это важный показатель развития двигательных навыков.

1 год

К этому возрасту многие дети умеют передвигаться вдоль стенки или мебели, есть руками и находить спрятанные предметы, а также понимают слово «нет. Если ребенок не ползает, не указывает пальцем на предметы и не может стоять даже с поддержкой родителей, следует обратиться к педиатру.

18 месяцев

Это важный этап социального развития ребенка. К 18 месяцам дети обычно умеют выражать свои основные нужды и ждут ответ на свои просьбы. В этом возрасте самое главное – поощрять ребенка.

2 года

К 2 годам дети должны уметь ходить, пинать мячик, рисовать каракули, говорить отдельные слова и короткие фразы и следовать простым указаниям. Если ребенок произносит менее 15 слов и не использует фразы, состоящие из 2 слов, возможна задержка развития. В семьях, где родители говорят на разных языках, дети отстают в языковом развитии примерно на 6 месяцев. Во избежание проблем с развитием рекомендуется говорить с малышом только на одном языке.

В большинстве книг о воспитании детей есть более подробный календарь развития.

Когда ребенок начинает самостоятельно ползать на животе, по-пластунски, на четвереньках: как помочь ребенку поползти


Одним из важнейших этапов в развитии малыша до года является ползание. Первые попытки младенец проявляет еще с рождения, когда пытается отталкиваться ножками от опоры и одновременно продвинуть тело вперед. Такой навык свидетельствует о правильном формировании костной системы и ее готовности к дальнейшим физическим нагрузкам.

Заботливые родители задаются вопросом о том, когда ребенок должен начинать ползать и как это должно происходить – по-пластунски или на четвереньках. На эти вопросы нельзя ответить однозначно. Развитие такого умения зависит от многих факторов – веса, пола и индивидуальных особенностей крохи. Для его становления родители должны создать благоприятные условия и помочь малышу освоить новый навык с помощью зарядки, массажа, занятий на фитболе.

Стандартные сроки ползания

В процессе становления личности ребенка, изучения окружающего мира, общения с людьми, освоения определенных действий все стандартные нормы достаточно условные. Каждый новорожденный – это, в первую очередь, индивидуальность, на развитие которой влияет много факторов.

Важным критерием, который характеризует физическое состояние младенца, являются сроки, когда ребенок начинает ползать. Средние нормы для здоровых деток – 5-8 месяцев. Бывают случаи, когда первые попытки к ползанию замечаются уже в 4 месяца. Или, наоборот, стремление ползти проявляется с некоторым опозданием – 9 месяцев. Такие отклонения естественные и не должны вызывать тревогу.

Нужно отметить! Согласно статистике, сроки начала ползания отличаются, в зависимости от пола ребенка. Девочки, в большинстве случаев, активнее, быстрее усваивают информацию и развиваются. Ползти они начинают в 5-7 месяцев. Мальчики постигают этот этап в 6-8 месяцев.

Такие нормы не стоит применять к недоношенным деткам. Этапы их развития передвигаются на определенный срок. Это ни в коем случае не значит, что дети отстают от своих сверстников. Просто они родились раньше предусмотренного срока. В основном такие малыши осваивают должные навыки на месяц-два позже детей, родившихся в период 38-40 недель беременности. Ползать недоношенные груднички начинают в 9-10 месяцев.

Важно! Некоторые детки вообще пропускают этап ползания, и, освоив навык сидения, сразу стремятся встать, передвигаться, держась за опору. Врачи рекомендуют не поощрять раннее прямостоячее положение (в возрасте 8-10 месяцев). Опорно-двигательный аппарат еще недостаточно окреп, что может отразиться на будущем здоровье малыша. Лучше переключить его внимание на ползание.


Малыш сидит

Почему ребенок ползает назад и стоит ли переживать?

Когда маленькие детки впервые пытаются ползти, совершенно естественно, что поначалу у многих из них получится не очень хорошо. Взрослым их движения могут показаться неправильными, но все они нужны малышам для того, чтобы исследовать возможности своего тела, научиться им управлять. Если в результате этой невероятно сложной работы они осваивают перемещение боком или задом наперед — не стоит бить тревогу, ведь главная цель достигнута.

У нестандартного положения во время пользования даже есть ряд преимуществ:

  • интенсивнее развивается координация движений и вестибулярный аппарат;
  • тренируются мышцы, не задействованные при обычном ползании;
  • движение назад требует меньше усилий, поэтому нагрузка на мышечную систему и позвоночник ребенка растет постепенно, в щадящем режиме
  • ползать назад малыша никто не учил, следовательно, он научился этому сам — достижение, которым действительно стоит гордиться!

Дело в том, что как-то управлять руками к началу освоения ползания ребенок уже привык, а назначение ног ему еще не вполне ясно. Поэтому он и пытается в первую очередь действовать руками. Естественно, отталкиваться ими от пола и скользить назад намного легче физически, чем подтягивать вперед все тело. Эволюция научила нас экономить энергию, и грудничку невозможно объяснить, почему он должен прикладывать больше усилий, если результат один и тот же — он перемещается куда хочет. Снизить вероятность возникновения такой проблемы помогут регулярные упражнения на отталкивание ножками от опоры:

  • от горизонтальной поверхности или фитбола с поддержкой под мышками;
  • от бортиков ванны во время самостоятельного плавания с поплавком на голове;
  • от ладоней взрослых, подставленных под пяточки в положении на животе или на спине.

Пусть вас не беспокоит, что малыш ползает задом наперед: это временно. Еще ни один ребенок не сохранил на всю жизнь такой способ передвижения, и ваш начнет ползти куда глаза глядят, а не наоборот.

Чем полезно ползание

Когда ребенок начинает держать голову

Врачи утверждают, что навык ползания имеет не меньшее значение для гармоничного развития ребенка, чем умение ходить. Оно подготовляет тело к большим нагрузкам, развивает координацию движений.

Природным является развитие сначала моторных функций (движение), потом статических (длительное нахождение тела в одном положении). Таким образом, раннее ползание намного полезнее, чем сидение, умение самостоятельно вставать и садится – лучше, чем стоять. В статическом положении ребенок быстро устает, возрастает нагрузка на неокрепший скелет.


Смена положения из сидячего к ползающему

Положительное влияние ползания на организм:

  • Гармоничное развитие опорно-двигательного аппарата;
  • Укрепление мышц спины, рук, ног, шеи;
  • Устранение тонуса мышц;
  • Улучшение координации, чувства ритма;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Улучшение работы головного мозга;
  • Ориентирование в пространстве.

Научившись ползать, ребенок значительно расширяет свои возможности для изучения окружающего мира. Он сам решает, что ему интересно, куда ему переместится, как получить желаемое. Это положительно влияет на умственное развитие и зачатки логического мышления.

Разнообразный рельеф поверхности выполняет отличный массаж маленьких ладоней, что отражается на их чувствительности.

Различают два виды ползания, каждый по-своему полезный для развития малыша:

  • По-пластунски. Этот способ отличается определенным характером передвижения: малыш, лежа на животе, отталкивается ногами и подтягивает тело руками. Такое ползание тренирует мышцы рук, ног и шеи, является хорошей профилактикой дисплазии тазобедренных суставов.
  • На четвереньках. Таким способом малыш передвигается достаточно быстро. В процессе ползания укрепляется спина, формируется гибкость хребта. Улучшается координация движений – кроха учится держать равновесие, последовательно переставлять руки, ноги, поворачиваться. Ползать на четвереньках ребенок начинает, научившись устойчиво сидеть.

Интересно. Некоторые ученые считают, что активное ползание положительно влияет на функционирование полушарий головного мозга – устанавливается стойкое взаимодействие, в результате чего ребенок развивается всесторонне и гармонично, имеет склонность к точным и гуманитарным наукам. Кроме того, дети, ползающие в детстве, не имеют проблем с речью – начинают разговаривать вовремя и выговаривают все звуки.

Как помочь ребенку освоить новый навык


Если младенец полностью здоров, активно развивается, но в свои шесть месяцев еще не умеет сидеть, то ему нужно просто немного помочь.

Возможно, ребенок просто пока не может сообразить, как это сделать – тут ему ненавязчиво поможет мама или папа.

Во время игры следует присаживать малыша к себе на колени, совмещая эту позу с физическими упражнениями.

Делать это нужно аккуратно и следить, чтобы каждое такое присаживание не длилось долго, иначе это может вылиться в проблемы с позвоночником.

Существуют также правила и упражнения, которые помогут малышу научиться подниматься и сидеть самостоятельно :

  • Регулярная зарядка. Это укрепит мышцы младенца, подготовит их к большой нагрузке.
  • Массаж после упражнений. Он позволит натруженным мышцам расслабиться, чтобы они могли расти и укрепляться в дальнейшем.
  • Плавание. Отличные тренировки для малыша, ведь в воде работают все мышцы, а значит, он сможет развиваться гармонично. Оптимальным вариантом станет общая ванна и специальные круги для купания грудничков.
  • Комфортная одежда. Не рекомендуется закутывать или пеленать ребенка – это ограничивает его движения, а значит, мешает и физическому развитию.

Каждое последующее занятие должно быть чуть длительнее предыдущего – это поможет ребенку постепенно адаптироваться к новому для него положению и нагрузкам. Необходимо увлекать его, разговаривать с ним в процессе занятий. Обычно уже через несколько таких упражнений малыш начинает садиться сам.

Ни в коем случае нельзя присаживать ребенка на мягкое, а также использовать в качестве опоры подушку или любое другое рыхлое изделие. Мягкие вещи проминаются и деформируются при нажатии, а значит, это грозит малышу искривлением позвоночника и неправильной осанкой в будущем.

Этапы ползания

Когда ребенок начинает гулить и агукать

Как и любой навык, ползание развивается поэтапно. Одни детки проходят все стадии, другие пропускают некоторые этапы – все зависит от физиологии ребенка.

Стандартные этапы:

  • Попытка ползать на животе. В возрасте 3-4 месяца у грудничка получается переворачиваться с животика на спинку. В этот период проявляется естественный рефлекс передвижения. Ребенок, упираясь ножками, пытается просунуться вперед на животе, поднимая вверх поясницу. Голова при этом опущена вниз. Ближе к пяти месяцам рефлекс угасает.


Ползанье на животе

  • Пластунское ползание. Начиная с пяти месяцев, кроха начинает учиться ползать по-пластунски. Передвижение в данном случае осуществляется за счет подтягивания руками основной массы тела. Сначала ребенок ползает назад или вбок, перемещается всего на несколько сантиметров, но это большое достижение.


Ползание по-пластунски

  • Правильное ползание. Досконально освоив навык пластунского передвижения, хорошо окрепнув, малыш постепенно переходит к ползанию на четвереньках. При данном способе ноги согнутые, нагрузка ложится на колени и выпрямленные руки. Такое ползание считается правильным и наиболее эффективным.
  • Перекрестное ползание. Достигается развитым ощущением ритма и последовательности. Заключается в одновременном поднятии левой руки и правой ноги, которое чередуется с поднятием правой руки и левой ноги.


Ползанье на четвереньках

В идеале грудничок должен пройти все стадии ползания, но в жизни порыв к передвижению может угаснуть вместе с естественным рефлексом, и кроха будет стремиться сесть или встать. При желании родители могут попытаться вновь завлечь ребенка к этому процессу.

Абсолютное отсутствие порыва к ползанию может быть вызвано несколькими факторами, на которые следует обратить внимание:

  • Темперамент. Не все дети одинаково активные – есть спокойные малыши, которым больше нравится наблюдать за происходящим, чем трогать предмет и изучать его.
  • Проблемы, связанные со здоровьем. Недостаточно развит опорно-двигательный аппарат, слабые мышцы, отклонение в работе нервной системы.
  • Отсутствие возможности научится ползать. Постоянное пребывание малыша в коляске, кроватке, манеже не позволяет ему попробовать свои силы, освоить новые навыки. Для попытки перемещения ребенку необходимы открытое пространство и свобода движения.
  • Вес. Пухленькие детки зачастую активны, стремятся к постижению новых функций, но через лишний вес им сложно удержатся на руках и передвигаться.
  • Отсутствие стимула. Первые попытки поползти малыш проявляет в стремлении получить понравившуюся вещь. Если родители по первому требованию подают ему этот предмет, пропадают интерес и потребность в движении.

Перечисленные факторы не являются критичными, и, вовремя выяснив, какая причина отказа от ползания, ситуацию можно исправить.

Как малыш учится ползать?

Важно понимать, что дитя осваивает навык ползания постепенно. Развитие двигательных функций при этом проходит поэтапно:

  • 3 месяца – ребенок уверенно держит головку, в положении лежа на животе, поворачивает ее в разные стороны, приподнимает тельце, опираясь на руки;
  • 4 месяца – малютка может приподниматься на руках из положения лежа, переворачивается со спины на животик, упирается ногами, если его держат вертикально;
  • 5 месяцев – кроха пробует сидеть, ползти по-пластунски;
  • 6-7 месяцев – дитя хорошо переворачивается со спины на животик и становится на четвереньки, активно осваивает навык ползания, поэтому родителям следует внимательно следить за его безопасностью (подробнее в статье: когда дети начинают самостоятельно переворачиваться со спины на живот?).

Основные навыки, которые кроха овладевает в первый год жизни, представлены в таблице:

Возраст малыша (месяцев)Навыки
1Новорожденный реагирует на громкие звуки, следит глазами за передвижение взрослых, погремушкой.
2Развивается «хватательный рефлекс», малыш следит за предметами, движущимися по вертикали, движет ручками и ножками, пытаясь синхронизировать их действия.
3Дитя агукает, исследует ручками личико, узнает родителей.
4В положении на животике ребенок хорошо держит голову, вытягивается на ручках, может покачиваться.
5Возможно появление первых зубов. Малыш «играет» с бутылочкой, подолгу уделяет внимание любимым игрушкам.
6Знает свое имя, пытается сесть, повторяет звуки за взрослыми.
7Кроха знает близких людей, продует встать, уверенно сидит, произносит простые слова.
8Кушает еду, держа в кулачке кусочек, перекладывает погремушку из рук в руки.
9Уверенно сидит, ползет к интересующим объектам.
10Интересуется мелкими предметами.
11Подражает интонации родителей, самостоятельно садится.
12Хорошо ползает, ходит с поддержкой или самостоятельно.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: когда ребенок начинает говорить первые слова по норме: возраст

Как стимулировать активное ползание

Когда ребенок говорит «мама»

Помочь ребенку, заинтересовать его ползанием можно простыми действиями:

  • Поместить малыша в открытое пространство. Постелить на полу, предварительно позаботившись о безопасности: исключить наличие торчащих проводов, розеток, острых и мелких предметов. Позаботиться о гигиене: помыть пол, пропылесосить коврик.
  • Заинтересовать любимой игрушкой. Лучший способ стимулировать ползание – поместить на глазах у малыша яркую игрушку. При этом есть один важный нюанс – она должна находиться неподалеку от младенца. Он должен понимать, что, приложив усилия, получит желаемое. Если предмет находится слишком далеко от ребенка, и он чувствует, что не дотянется до игрушки, то прекратит попытки передвижения.
  • Показать личный пример. Это самый веселый и непосредственный способ научится ползать. Родитель принимает ту позу, в которой пытается ползти малыш (по-пластунски или на четвереньках) и, завлекая в такую игру, стимулирует желание повторить увиденное. Принять участие в игре могут также старшие братики или сестрички – будет еще интереснее.
  • Дать возможность дотянутся до игрушки, при этом хвалить, поощрять и радоваться малейшим достижениям малыша.


Личный пример

Важной составляющей здорового физического состояние ребенка является развитие опорно-двигательного аппарата. Родители могут делать легкий укрепляющий и расслабляющий массаж. Если есть необходимость, следует обратиться к массажисту-профессионалу, он проведет курс развивающих процедур. С первых месяцев рождения с малышом нужно делать гимнастику: выполнять простые упражнения на укрепление мышц и суставов.

Отличным вариантом для развития ползания выступает упражнение «лягушка»: малыш ложится на животик, ножки поочередно сгибаются в коленках и разводятся в стороны. Для стимулирования движения вперед ножки упираются в мамину руку, ребенок отталкивается и проползает несколько сантиметров.


Упражнения на валике

Еще одно упражнение – хождение на руках. Применяется только в том случае, если ребенок крепко опирается на руки. Ножки одной рукой приподнимаются вверх, другая придерживает малыша в области животика. Легкие подталкивания ребенка вперед поощряют поочередное передвижение рук.

Хорошо зарекомендовали себя занятия с валиком и фитболом.

Важно! Заниматься с малышом, выполнять упражнения, делать массажи можно, только убедившись в его хорошем самочувствии.


Упражнения на фитболе

Некоторые советы от доктора Комаровского:

  • Лучший пример для ребенка – другие детки. Игра со сверстниками, умеющими ползать, – отличный способ поощрить такой порыв.
  • Дети не хотят делиться игрушками. При появлении на своей территории другого ребенка малыш захочет первым добраться до любимой игрушки, что отлично стимулирует передвижение.
  • Нужно создать крохе комфортные условия: выбрать свободную одежду, которая не сковывает движения.

Главное, что следует помнить, – не важно, во сколько ребенок начинает ползать. Важно само стремление изучить эту функцию. Задача родителей – развить это навык.


Игра с детками

Что делать, если ребенок не ползает вовремя?

Иногда отсутствие у крохи стремления ползать в положенное время может быть связано с различными отклонениями – физическими или психическими. При этом имеются сопутствующие признаки нарушений (9-месячный младенец не сидит без поддержки, присутствуют симптомы психической недоразвитости). В такой ситуации важно проконсультироваться не только с педиатром, но и обследоваться у ортопеда, хирурга, кардиолога и обязательно у невролога.


Если же малыш физически и психически здоров, но все равно не проявляет интереса к ползанию, то его необходимо стимулировать.

Для этого родители выполняют такие манипуляции:

  1. Младенца животом вниз размещают на полу. Лучше, если он будет теплым. Недалеко от малыша кладут яркие игрушки, которые наверняка заинтересуют его. Хорошо, если игрушки будут издавать веселые звуки – это поможет вызвать желание до них дотянуться.
  2. Мама может ласково говорить или звать ребенка. Так он будет пытаться ползти на ее голос.
  3. Если кроха не уверен в своих действиях, не знает, что ему делать, то взрослый может помочь ему и слегка подтолкнуть под попку.
  4. Хорошо помогает наглядный пример. Мама или старший ребенок становится возле крохи и показывает, как нужно ползать. Малыши часто подражают взрослым.

Чего не следует делать

Часто родители, пытаясь одарить малыша любовью и вниманием, во всем помочь, делают ему плохую услугу – лишают самостоятельности. Ребенок должен учиться на своих ошибках, пытаться сделать что-то сам. Если ему все подавать, исполнять желания, у малыша может пропасть желание развиваться, добиваться поставленных целей. Задача родителей – не сделать все за ребенка, а научить, наблюдать со стороны и в случае необходимости подсказывать.

Первое правило в процессе постижения навыков ползания – активное обучение допустимо только при абсолютном отсутствии порывов к передвижению. Если малыш пытается ползать любым способом (боком, отталкиваясь только одной ногой, прижимая голову к полу), не стоит вмешиваться в процесс. Постепенно ребенок научится контролировать свое тело и движения, сможет самостоятельно выбирать направление. Сколько на это ему потребуется времени, зависит от индивидуальных особенностей.

Часто, осваивая правильный способ ползания на четвереньках, ребенок подолгу замирает в одном положении. Не нужно торопить или подталкивать кроху – таким способом он учится чувствовать равновесие, координировать движение.

Ползание – только первый этап к самостоятельному исследованию окружающего мира. Сначала район перемещения можно ограничить полом в одной комнате – здесь легко обеспечить безопасность малышу, убрав мелкие, острые предметы, длинные шторы, закрыв доступ к розеткам и шкафам. По мере взросления ребенок будет интересоваться и изучать все доступные предметы. Постоянными запретами спасти ситуацию не получится – малыш еще не понимает смысла слова «нельзя». Для избегания истерик стоит научиться спокойно переключить внимание крохи в другом направлении.

Функция ползания важна для укрепления мышц и опорно-двигательного аппарата, помогает координировать движения, держать равновесие, чувствовать ритмичность. Этот навык естественный, малыш постепенно его осваивает в возрасте 5-8 месяцев. Если по каким-то причинам порыв к ползанию отсутствует, рекомендуется поощрять его появление специальными упражнениями и играми.

Упражнения для развития навыка ползания у детей

Чтобы вовремя освоить ползание малышу требуется помощь родителей. С ним следует заниматься специальной гимнастикой, делать массажи.

Гимнастика для рук

Чтобы укрепить мускулы рук и спины малышу рекомендуют ежедневно делать гимнастику. Для ее выполнения следует выполнять такие действия:

  1. Ребенка улаживают на спину.
  2. Родитель берет кроху за ручки и начинает плавно поднимать их вверх, а затем опускать вниз. Далее следует разводить ручки в стороны, а потом сводить их вместе в области груди.
  3. Убедившись, что малыш крепко держится за большие пальцы взрослого, необходимо медленно приподнимать его тело за руки (не более, чем до угла 45 градусов) и так же медленно опускать.

Занятия на мяче

Часто специалисты советуют проводить занятия на специальном мяче – фитболе. Для этого младенца кладут животиком на мяч так, чтобы мама могла поддерживать его в районе подмышек.


Упражнения на фитболе

Далее следует плавно покачивать мяч вперед – назад. В это время кроха стремится выпрямить спинку, при этом активизируются мышцы спины. Такие упражнения не только способствуют развитию мускулатуры, но и благоприятно влияют на работу ЖКТ, в частности, облегчают колики.

Ежедневный массаж

Обычный массаж может выполнять любой взрослый в домашних условиях. При этом важно соблюдать такие рекомендации:

  1. Малыш во время проведения процедуры должен быть спокоен, сыт (спустя полчаса после кормления) и пребывать в хорошем настроении.
  2. Чтобы не поранить кроху, перед манипуляцией следует снять кольца и другие украшения с рук.
  3. Не следует сильно надавливать или мять кожу. Достаточно просто поглаживать нежное тельце.
  4. Массаж нужно выполнять 1 раз в день. Его длительность – от 5 до 10 минут.
  5. Если младенец капризничает или плачет, то процедуру следует прекратить.

Меры предосторожности

В процессе осваивания ползания дети становятся все более самостоятельными. Теперь они могут добираться до отдаленных уголков в доме. Поэтому важно обезопасить малыша, чтобы предотвратить возможные травмы. Для этого следует:

  1. Исключить контакт с опасными предметами. Для этого нужно убрать электропровода, острые предметы, ограничить доступ к розеткам и бьющимся предметам.
  2. Установить блокировку оконных ручек.
  3. Дверцы мебели по возможности заблокировать или связать их ручки.
  4. На острые углы мебели установить специальные накладки.
  5. Токсические вещества (моющие средства, стиральные порошки, медикаменты) нужно хранить в недоступном месте.

Возраст, в котором дети начинают ползать

После того, как малыш научился переворачиваться, примерно после трех месяцев, он может начать рассматривать много интересных предметов. Таких, которые не мог заметить в лежачем положении. И после этого он впервые пытается достать эти игрушки, дотянувшись до них, а спустя какое-то время и вовсе подползая к ним на животике. Когда малышу исполняется полгода, родители начинают интересоваться вопросом, в каком же возрасте он поползет по-настоящему.

Некоторые дети могут ползать уже с пяти месяцев, но в большинстве случаев это начинается с полугода, а месяцев в девять он начинает совершать попытки садиться самостоятельно, после хорошего укрепления мышц спинки, ножек и ручек.

Крупные детки иногда не могут ползать даже в возрасте восьми месяцев, тогда педиатр рекомендует пройти массажные курсы для укрепления мускулатуры спины. Правильное ползание в качестве этапа развития малыша должно проходить обязательно на четвереньках, чтобы готовиться тем самым к следующему этапу – ходьбе.

Требования к организации пространства

Специалисты советуют каждому родителю встать на четвереньки и осмотреть квартиру «детскими» глазами. В этом положении вы увидите все непреодолимые преграды, острые уголки, опасные места, незакреплённую мебель и валяющиеся на полу мелкие предметы.

Если в семье подрастает «ползунок», следует в обязательном порядке приобрести крепления для мебели, чтобы она не свалилась на голову маленькому исследователю. Также стоит купить замки на выдвижные ящики, блокираторы дверей и прочие полезные приспособления.

Поставьте на розетки специальные заглушки, все провода спрячьте под плинтусы или особые короба. Электроприборы поднимите наверх, чтобы убрать их из зоны досягаемости маленьких ребятишек. Также следует поднять или спрятать хрупкие или бьющиеся предметы, бытовую химию.

Кроме того, обязательно нужно проверить, нет ли сквозняка на полу. Чтобы малыш не простудился, нужно приобрести тёплый ковёр или специальный не скользящий коврик. Такая поверхность позволит быстрее освоить полезный навык ползания.

Когда грудничок начинает ползать? Когда услышит зов природы. Задача родителей – не опережать формирование навыка, а помочь малышу реализовать свои возможности. Для этого сгодится профилактический массаж, собственный пример или специальные упражнения. Если же вас что-то настораживает, лучше пообщаться с педиатром.

Как помочь ребенку вовремя научиться ползать – Развитие ребенка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *