Лепка в: Лепка в детском саду начиная с ясельной группы: виды, приёмы, методические вопросы – Лепка: бесплатные мастер-классы | Журнал Ярмарки Мастеров

Лепка — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 апреля 2019; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 апреля 2019; проверки требуют 3 правки.

Ле́пка — придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, пластмассам типа поликапролактона и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т. п. Один из базовых приёмов широкого жанрового диапазона станковой и декоративно-прикладной скульптуры. Варьируется от мелкой пластики, этюда — до произведений близких по размерам к монументальным. Термин может расцениваться как синоним самого понятия «скульптура», однако употребляется обычно в таком качестве преимущественно по отношению к занятиям в начальных учебных заведениях (художественных школах), кружках и т. д. как вводный курс освоения первичных принципов техники.

Лепка из пластилина

С помощью лепки определяются объем, пластическая форма как в живописи и графике, так и в скульптуре

[1].

  1. гл. ред. А. М. Прохоров. Большая Советская Энциклопедия. — 3. — Москва: Советская Энциклопедия, 1969-1978. — С. 346. — 624 с.
  • Ватагин В. Как лепить животных // Художник. — 1962. — № 5. — С. 53-56.

Лепка в ДОУ. Материалы и оборудование. Виды и способы лепки.

1 тема. Лепка в ДОУ. Материалы и оборудование.

Виды и способы лепки.

Лепка в детском саду представляет собой изобразительную деятельность, в процессе которого из пластических материалов создаются объемные или рельефные образы или композиции (другими словами = элементарную скульптуру)

Особенности пластического творчества.

Техника лепки так проста, что доступна детям даже раннего возраста. Пластическое творчество — не только увлекательное, но и полезное занятие для дошкольников. Изображение предметов в лепке проще, чем в рисовании. Здесь имеет место реальный объем, не надо прибегать к условным средствам выразительности.

Только занимаясь лепкой:

-ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязанностью его частей, в лепке ребенок имеет дело с действительной формой предмета, он осязает ее своими руками со всех сторон, дети учатся объемному способу изображения предметов;

-формируются навыки работы двумя руками, умение координировать движение рук;

-очень активно развиваются: -мелкая моторика пальцев, а значит речь,

-ручные умения и навыки, готовность руки к письму,

-глазомер, пространственное мышление;

-развивается наблюдательность, т.к. приучаются более внимательно рассматривать предмет;

-ребенок знакомится со свойствами пластических материалов;

-лепку можно также использовать как элемент конструирования построек из песка, глины, снега, природного материала;

-декоративная лепка выступает в качестве одного из основных компонентов дизайна

-вылепленные предметы можно использовать в игровой деятельности

Пластические материалы.

Глина. Это природный экологически чистый материал. Это землистая масса, которая при смешивании с водой становится пластичной. Она имеет свою окраску, которая зависит от веществ. Жирная (если в составе мало песка) и тощая = суглинок (если песка много). Для работы нужна глина средней жирности.

Перед лепкой глину необходимо очистить: выбрать руками мусор, камешки, высушить, раздробить в брезентовом мешке колотушкой

или молотком и просеять в ведро на 1/ 3, затем добавить столько же воды, взболтать деревянной палкой, дать отстояться, аккуратно снять плавающий сверху мусор и слить лишнюю воду. Набухшую глину вычерпывают из ведра, не затрагивая нижнего слоя (там лишний песок и тяжелая фракция мусора), и выкладывают слоем толщиной 1—1,5 см на стопку газет для удаления лишней воды. Подготовленную глину разминают руками до пластичного состояния. Хранить ее лучше в пластмассовом баке или ведре, накрыв влажной тряпкой. Изделия из необожженной глины очень хрупкие и боятся воды. Для ее упрочения можно использовать канцелярский клей или клей ПВА. Подсыхая, глиняно-клеевая масса быстро затвердевает, и размочить ее очень сложно, поэтому хранить сырье необходимо в завязанном полиэтиленовом пакете не дольше суток.

Преимущества глины для обучения детей. Она однотонна (цвет отвлекает, приходится сразу продумывать цветовое решение), дает возможность понять целостность формы (а это основное изобразительное свойство!). Глина более пластична. Из глины сначала лепят, лишь потом раскрашивают. Изделия прочнее, пластилин легко деформируется.

Пластилин— искусственный материал, в составе порошка глины + воск, масла, красители. Различают пластилин скульптурный (сероватых оттенков) и детский. Скульптурный пластилин применяют скульпторы, художники, макетчики и лепщики.

Требует предварительной подготовки: его слегка подогревают, помещая коробки вблизи источника тепла. Для того чтобы долго сохранять скульптурки из пластилина, можно покрыть их лаком, предварительно обваляв в муке, зубном порошке или меле.

Пластилин хорошо использовать для детей 5-7 лет, когда хорошо развиты мелкие мышцы рук для изображения мелких деталей (украшения, растительные формы в сюжетной лепке). У воспитанников старших групп должны быть индивидуальные готовые наборы пластилина, за состоянием которых дети должны следить, раскладывая оставшийся пластилин по цветам.

Пластика (полимерная глина) — разновидность пластилина. Изделия из пластики более прочны, чем из пластилина. Застывает на воздухе или при нагревании.

Мукосоль, или соленое тесто.

Первый способ: 1 стакан муки + 1/2 стакана соли + 1/4 стакана воды (+ раст.масло)

Второй способ (без соли): 1 стакан муки + 1/4 стакана воды + 1 столовая ложка клея ПВА (этот рецепт применяют, чтобы у детей не было раздражения кожи рук от соли

). Приятный на ощупь, пластичный, мягкий, экологичный, легко отмывается и не оставляет следов. Правильная подготовка материала делает его прочным, не трескающимся, не крошащимся. Поделки из соленого теста можно расписывать и покрывать лаком или окрасить само тесто, добавив пищевой краситель при замешивании.

Бумажная масса для лепки из мелко нарезанной или порванной бумаги и густо заваренного крахмального клейстера. Из нее можно лепить любые фигуры для работы в технике бумагопластики. При высыхании они становятся жесткими и прочными. Их можно расписать, а потом покрыть лаком, клеем или парафином. Вместо бумажной массы для лепки можно использовать также опилки (в охлажденный мучной клейстер добавляют пищевую соду, несколько ложек столярного клея, опилки и перемешивают). Выполненные из полученной массы изделия сушат в теплом месте. Поверхность таких фигурок имеет красивую фактуру.

Папье-маше — одна из художественных техник, заключающихся

в создании силуэта различных предметов, путем предварительного многослойного их оклеивания с последующим оформлением.

Снег и песок. Одно из условий работы с этими материалами — достаточная влажность. Сухой песок рассыпается, снег в морозную погоду не лепится, но стоит только этим материалам набрать необходимую влажность, как они начинают удерживать придаваемую форму. Обычно изделия из этих материалов выполняются довольно больших размеров и служат для игры. Инструментами для обработки таких скульптур также являются игрушечные лопатки, совки, формочки и пр.

Репейник. Это соцветия сорного растения — лопуха. Благодаря колючкам они хорошо скрепляются между собой и надолго сохраняют форму. Использовать репейник нужно сразу, как только сорвали, или в тот же день. Он подходит для лепки фигур, имеющих выразительный, узнаваемый силуэт (медвежат, слонов, белок, зайчиков). Для оформления вылепленных из репейника фигурок можно использовать пуговицы, бусинки, пластилин, спички, нитки, лоскутки и многое другое. Изготовленные из него игрушки могут быть использованы в играх, на выставках они хранятся в течение года.

Фольга

Вспомогательные материалы для лепки:

— дощечки для лепки

— станок с поворотным кругом

— стеки (деревянные, металлические, пластмассовые – заострённые с одной стороны и закруглённые с другой, в виде лопаточки и стека-петля)

-две устойчивые банки с горячей и холодной водой, если дети работают с пластилином; салфетки, тряпочки.

— каркасы (для придания фигуре устойчивости, прочности, для экономии материала): палочки разной длины и толщины, мягкая проволока, бумажные стаканчики, формочки, вырезанные из яичной тары, целлулоидные формочки для конфет и др.

— основа (картон, дерево, стекло, диски и др.)

— бисер, бусинки, камешки, ракушки, семена растений, кора, ветки, желуди, шишки, ореховая скорлупа, крупа, а также другие природные и неприродные материалы.

— ножницы

Виды лепки

В работе с детьми используется 3 основных видов лепки: предметная, сюжетная и декоративная. Каждый их этих видов проводятся как по заданию воспитателя, так и по замыслу.

Предметная (=изображение отдельных конкретных предметов),

Сюжетная (=лепные композиции на определенную тему) проводится в старших группах. Сюжетом могут быть эпизоды из окружающей жизни, из сказок и рассказов.

Декоративная (=создание декоративных изделий = украшения, народная глиняная посуда, народные игрушки, декоративные пластины («изразцы» = гончарные изделия в виде глиняных плиток для облицовки стен, печей, каминов).

Другие виды лепки:

Комплексная – комбинируя разные способы лепки (создаем предмет, затем декорируем)

Модульная лепка – из большого количества одинаковых деталей (по типу мозаики), например: из шариков

Лепка из пластин (прямоугольные, квадратные формы) – домики, шкатулки

Лепка по форме, используя прочные готовые формы: банки, коробки, бутылки, контейнеры (от киндера)

Пластилинография – нетрадиционная техника лепки = «рисование» пластилином на горизонтальной поверхности

По форме лепка может быть: 1.объемная и 2.рельефная.

1.Способы объемной лепки:

Конструктивный – простейший. Предмет лепится из отдельных частей ( как из деталей конструктора). Работу начинают с основной, более крупной, мелкие детали лепят в последнюю очередь.). Дети знакомятся с этим способом в младшей группе, а далее он применяется во всех возрастных группа, но количество деталей увеличивается, а приёмы соединения частей усложняются.

Здесь важно научиться соотносить части друг с другом, чтобы они были соразмерными. Для лепки парных частей нужно приготовить одинаковые кусочки.

Пластический (скульптурный) – лепка из целого куска, из которого вытягиваются все мелкие части изделия и др. Начинают со средней группы (овощи, фрукты, игрушки). Пример: мышка – создаётся нужная форма, вытягивается мордочка, ушки, хвостик, лапки и с помощью стеки придаются ей характерные признаки. Этим способом дети пользуются и далее.

Здесь требуется точность движений, хороший глазомер и отчетливое представление о форме и пропорциях предмета, объекта лепки. Прежде чем приступить к лепке, ребенок должен представить образ, его форму, характер, положение в пространстве, позу. Сначала материалу придается общий силуэт, после чего ребенок постепенно переходит к лепке каждой части.

Комбинированный объединяет в себе оба предыдущих способа, позволяет разнообразить технически пластические образы. Самые крупные детали можно выполнить скульптурным способом, а детали — конструктивным. Например, делается столбик, сгибается в дугу, опущенные вниз концы разрезаются стекой и раздвигаются. Далее прикрепляются другие части животного (кошка, собака, медведь).

Для лепки посуды используются способы:

Способ вдавливания ( в ср.гр.) =углубление в целом куске

Ленточный способ (ст.гр)

Кольцевой способ (жгутиковый, круговой нелеп) (подг.гр) заключается в выполнении тонких валиков, которые объединяются в кольца, которые накладываются друг на друга, после чего поверхность поделки сглаживается пальцами.

Выбирание стекой глины

Гончарный.

2.Рельефная лепка используется:

1)-При изготовлении птиц, животных, людей: небольшие куски глины или пластилина накладываются на основную форму, а потом примазываются стекой или пальцами.

2) объемное лепное изображение на плоскости. Различают следующие виды рельефа:

барельеф — средневыпуклый рельеф, изображение выступает менее чем на половину своего объема;

горельеф — сильновыпуклый рельеф, изображение выступает над плоскостью основы более чем на половину своего объема;

контррельеф углубленный рельеф, изображение не выступает над основой, а, напротив, углубляется в нее (=выбирание глины)

Способы оформления и декорирования

1. оттягивание с моделированием (клювик, ушки)

2. защипывание (лепестки)

3. загибание (край тарелочки)

4. использование приспособлений (валики, гребни, острые предметы)

5. дополнение другими материалами (налепы пластилином другого цвета, семена, крупы, ракушки)

Технические приемы лепки

(бывают ладонные и пальцевые)

Обучение с младшего возраста:

Разминание, сминание. Многократное надавливание руками и пальцами на кусок пластилина, «разогревая» его.

Отщипывание. Отделение от большого куска пластилина небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают от края большого куска небольшой кусочек, а затем отрывают его.

Скатывание.  Формирование больших и маленьких шариков при помощи круговых движений между прямыми ладонями или ладонью и столом. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.

Раскатывание.  Формирование из куска «колбасок» (фигур цилиндрической формы разного размера) путем скатывания его движениями вперед-назад между прямыми ладонями или ладонью и столом. Для шарика – движения круговые. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получится, если руки поставить наклонно (под углом) относительно друг друга и выполнить раскатывание.

Сплющивание, расплющивание. Сжимание куска с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющивается двумя пальцами – большим и указательным. Средний кусочек – придавливаем с помощью ладошки к плоской поверхности. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.

Вдавливание. Путем нажатия большого и указательного пальца на комочек пластилина делается небольшое углубление.

Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого большим и указательным пальцами оттягивают небольшой край и заостряют.

Оттягивание. Похоже  на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.

Обучение со среднего возраста:

Заострение, защипывание. Одним или двумя пальцами прижимают кусочек пластилина со всех сторон до получения острого конца.

Заглаживание, сглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина

Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.

Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.

Примазывание. Детали прилепляются друг другу и указательным пальцем сглаживаются, смазываются. При этом пластилин с одной детали будет переходить на другую.

Скручивание. Придание формы спираль.

Налепы. Оформление, дополнение изделия отдельными мелкими деталями.

Процарапывание. Соскабливание слоя пластилина острым предметом. Бывает многослойным.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Приступая к лепке, пластилин необходимо немного размять, но не очень сильно, иначе он становится липким и неприятным.

Лепку предмета начинают с основной, более крупной, части. Например, при лепке какого-либо животного сначала лепят туловище и голову, затем сравнивают их по величине и соединяют. Далее приступают к лепке конечностей. Мелкие же детали лепят в последнюю очередь.

Для присоединения мелких деталей к крупным удобно пользоваться стекой. Например, стекой делают углубления на туловище или на голове, а затем в эти углубления вставляют мелкие детали – нос, глаза, хвост, уши и так далее. Стекой также удобно срезать лишний пластилин и заравнивать поверхности.

Для того чтобы вылепленная работа была прочной и не рассыпалась на части, необходимо плотно прижать одну деталь игрушки к другой и замазать место скрепления так, чтобы не был виден шов.

«Лепка в ДОУ как средство развития творческих способностей дошкольников»

«Лепка в ДОУ как средство развития творческих способностей дошкольников»

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В. А. Сухомлинский.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения.

Таким образом, лепка является эффективным средством развития многих сторон индивидуальности ребёнка. Занятия лепкой комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить и о других её преимуществах.

Индивидуальность ребёнка, неповторимость его взглядов, интересов, силы интеллекта проявляется в уровне творческих способностей

В ФГОС ДО лепка относится к разделу художественно – эстетическое развитие, что предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

ЦЕЛЬ педагога: создание ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к развитию продуктивной деятельности и творческих способностей.

ЗАДАЧИ:

— Создание эмоционально-положительного настроения.

— Развитие интереса к занятиям по продуктивной деятельности.

— Формирование восприятия предметного мира и моделирование в различных видах продуктивной деятельности.

— Знакомство с сенсорными эталонами.

— Развитие мелкой моторики рук.

— Активизация словаря.

— Развитие умений по продуктивной деятельности.

— Воспитание у детей умения выполнять совместную деятельность.

2. Что такое лепка и ее значение для всестороннего развития личности?

Лепка — один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные формы, образы или целые композиции. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных отношений.

Занятия лепкой воспитывают художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть, ведь герои сюжеты будущих работ находятся вместе с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Необходимо только помочь ребёнку их отыскатьЛепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребёнка, мышцы пальцев, ловкость рук.

Уникальная методика лепки из глины проста в освоении и ни с чем не сравнима по воздействию на творческое развитие человека любого возраста. Древнейшие чувства, которые, к сожалению, в условиях современной городской жизни практически полностью угасают (особенно у взрослых, с помощью лепки начинают восстанавливаться и приводят не только к развитию творчества, эстетического чувства, чувства гармонии цвета и формы, но и восстанавливают внутренний баланс организма и душевное равновесие, т. е. оказывают на человека определенное психотерапевтическое воздействие.

Как указывают В. В. Косминская и Н. Б. Халезова «руки и пальцы с их тонкой моторикой (от которой, кстати, зависит развитие речи) учатся с помощью тактильных ощущений, координации с глазами и включения в работу сразу двух полушарий (левого — рационального, анализирующего и правого — интуитивного, эмоционального) воссоздавать мир из целого».

3. Способы и приемы лепки.

скатывание — процесс превращения кусочка пластилина в ровный шарик;

раскатывание — когда из кусочка пластилина (глины) получается яйцеобразная или цилиндрическая форма;

сплющивание — процесс сдавливания шарика из пластилина, в результате чего он приобретает форму диска или лепёшки;

прищипывание — детали будто «выщипываются» из цельного куска;

оттягивание — прежде чем вылепить какую-то мелкую деталь, нужно оттянуть часть пластичного материала;

заглаживание — приём, необходимый при лепке плоских поверхностей, для сглаживания изгибов и исправления недочётов в работе. Выполняется он кончиками пальцев или стеками.

Для лепки в детском саду могут быть использованы мягкие пластические материалы — глина, детский цветной пластилин, технический пластилин. Также возможно использование нетрадиционных пластических материалов собственного изготовления — это тесто и бумажная масса. Каждый из перечисленных материалов обладает своими особенностями, которые необходимо учитывать при создании детских творческих работ на занятиях по лепке.

4. Основные виды лепки.

В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи.

В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребенка является более простым, чем в рисовании. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных. В результате обучения детей можно подвести к относительно правильному изображению человека и животного, хотя при лепке этих предметов они придают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остается обобщенной.

В связи с этим перед детским садом встает задача обучить детей умению изображать в лепке основную форму предметов и наиболее яркие, характерные их признаки.

Сюжетная лепка требует от детей большого объема работы, так как нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его в нужном положении на подставке или без нее дополнить лепку деталями.

Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов.

Выразительность сюжетных композиций зависит не только от того как дети умеют изображать форму, но и от того, как они связывают фигуры между собой изображением действия.

Основные задачи при обучении сюжетной лепке следующие: научить детей задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов; учить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное; использовать во время лепки знание формы, пропорций предметов, свои наблюдения за действиями живых объектов, различные приемы лепки.

Сюжетная лепка проводится лишь в старшей и подготовительной группах. Связано это с тем, что ребенку нужно много знать о предметах и уметь пользоваться разными приемами изображения. В предшествующих группах дети лишь подводятся к сюжетной лепке и накапливают необходимые знания и умения.

Декоративная лепка. Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, с разными его видами, в том числе и мелкой декоративной пластикой народных умельцев. Красивые обобщенные формы, изображающие кукол, зверей, птиц с условной яркой росписью, радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют детские представления и фантазию. Ребятам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Дети охотно рассматривают простые, а иногда и замысловатые формы кружек, солонок, кашпо и других изделий.

Наблюдая мелкую декоративную пластику народных мастеров, старшие дошкольники могут сами создавать интересные изделия, которые в дальнейшем можно применить для игр, для украшения комнаты, как сувениры.

Декоративная лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета и роспись. Например, солонка в виде цветка, крылья птицы или жука расписываются растительным или геометрическим орнаментом. Орнамент включает в себя различные декоративные элементы. Это различные геометрические формы (круги, квадраты, ромбы, треугольники и т. д., растительные формы (ягоды, листья, травы, цветы и др.).

Лепка по замыслу — основная задача здесь состоит в том, чтобы дети самостоятельно учились задумывать тему лепки, опираясь на полученные умения и навыки, доводили работу до конца, проявляя самостоятельность и творческую активность в создании четкой формы предмета, в дополнении его деталями, в применении знакомых способов лепки.

5. Структура занятия по лепке.

1) Организационный момент.

Создание интереса и эмоционального настроя, раскрывается тема занятия в игровой форме, или создается проблемная ситуация.

2) Основная часть или познавательная.

— Показ и анализ изображаемого (натуры, образца)

— Беседа,

— Художественное слово.

3) Практическая часть

— Конкретные указания к выполнению работы.

— Активное участие детей в пояснениях и показе приемов выполнения.

— Во время объяснения или повторения пройденного предлагаются развивающие игры и упражнения, что не только помогает запомнить процесс изображения, но и приводит детей в состояние творческого подъема и желания творить.

4) Самостоятельная деятельность детей.

— Помощь в форме наводящих вопросов, советом.

— Показ изображения (на отдельном листе педагога).

5) Заключительная часть занятия.

— Просмотр и оценка детских работ

6) Способы лепки (традиционные и нетрадиционные)

— Конструктивный способ:

Лепить можно из отдельных кусочков материала, соединяя их в единое целое. Разделить материал на нужное количество частей. Продумать последовательность работы. Начинать с самых крупных деталей, присоединяя к ним более мелкие.

— Пластический или скульптурный:

Лепка из целого куска, постепенно изменяя его – вытягивая, оттягивая, загибая, вдавливая необходимые части.

— Комбинированный способ

Это способ, объединяющий лепку из отдельных частей и целого куска, т.е. «скульптурный + конструктивный».

Также в работе с детьми дошкольного возраста можно лепить не скульптуры, а картины. Для этого необходимо подготовить основу (картонную, деревянную или керамическую, покрыть ее тонким слоем пластилина, процарапать на ней задуманный рисунок или сделать эскиз на бумаге. А затем можно лепить детали по порядку и прикреплять их – придавливать, примазывать, разглаживать.

 Нетрадиционные — пластилинография, тестопластика, барельеф.

7) Задачи, методы по лепке в ДОУ

• воспитание детского творчества

• обучение детей изобразительным и техническим умениям,

• развитие интереса к этому виду деятельности.

• Информационно-рецептивный метод направлен на организацию и обеспечение восприятия, осознание и запоминание новой готовой информации.

• Репродуктивный метод направлен на закрепление, упрочение, углубление знаний, способов оперирования знаниями.

• Эвристический метод – это передача информации ребенку, с целью направить ребенка на поиск решений.

• Исследовательский метод направлен на полное решение поставленных задач воспитателя.

Методы выделяемые по источнику знания

• Наглядный (пассивный, активный)

• Словесный

• Практический

Наглядный метод обучения включает в себя:

• Наблюдение — формирование представления ребенка об изображаемом предмете или явлении. Оно теснейшим образом связано с действием замысливания, которое строится на основе непосредственных наблюдений.

• Обследование — это целенаправленный разбор предмета, которое необходимо провести для изображения. Задача ознакомления с социальным миром.

Словесные методы обучения:

• Беседа — это организованный педагогом разговор, во время которого воспитатель, пользуясь вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формированию у детей представлений об изображаемом предмете или явлении и способах его воссоздания в рисунке, лепке, аппликации.

• Объяснение — это словесный способ воздействия на сознание детей, помогающий им понять и усвоить, что и как они должны делать во время занятий и что должны получить в результате.

• Вопросы используются с целью формирования изобразительного представления.

• Поощрение — методический прием, который, следует чаще применять в работе.

• Совет — используется в тех случаях, когда ребенок затрудняется в создании изображения.

• Художественное слово широко применяется на занятиях изобразительной деятельностью, оно вызывает интерес к теме, содержанию изображения, помогает привлечь внимание к детским работам.

При ознакомлении работы с детьми на занятиях по изобразительной деятельности важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию, не ограничиваясь только передачей ребенку знаний, представлений и навыков. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

Результатами работы в данном направлении должны стать:

-активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;

-умение находить новые способы для художественного изображения;

-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Для того чтобы у детей возникло желание выполнить учебное задание, должна проводится работа по формированию игровой мотивации.

Главное – вызвать доброе отношение к игровым персонажам, желание помогать им, создать мотивацию. Важно обязательно узнать хотят ли дети помочь сказочному герою, только после утвердительного ответа продолжаем занятие.

Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных отношений.

Занятия лепкой воспитывают художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть, ведь герои сюжеты будущих работ находятся вместе с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Необходимо только помочь ребёнку их отыскать. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребёнка, мышцы пальцев, ловкость рук. Важную роль в этом увлекательном процессе играет взрослый, который может научить, дать совет, своевременно похвалить, разъяснить непонятное.

Лепка как вид детской деятельности. Понятие о лепке, специфика (особенности ) лепки в детском саду , виды лепки.

Лепка как вид детской деятельности. Понятие о лепке, специфика (особенности ) лепки в детском саду , виды лепки.

Скульптура — один из видов изобразительного искусства.

Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированностъ движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Трудно переоценить значение лепки! для развития ребенка. Лепка — самое динамичное, радостное детское творчество.

Изобразительный период начинается у большинства детей с трех лет, когда появляется образное мышление. В этом возрасте ребенок осваивает основные приемы лепки и у него начинают формироваться навыки работы с пластическим материалом и изобразительные замыслы. Это самое удачное время для развития у ребенка изобразительных способностей. Но они не разовьются или разовьются очень слабо без грамотного руководства взрослых.

Два самых основных условия развития способностей в том, чтобы ребенок с близкого расстояния и без торопливости увидел, что происходит с пластическим материалом, когда он в руках взрослого, и чтобы этот материал всегда находился в доступном для него месте. К пяти годам ребенок осваивает необходимые умения и навыки, он уже научился изображать некоторых животных, игрушки, несложные предметы, но самое главное, у него появляется умение эстетически оценивать свои изображения. Только на основе этих умений ребенок начинает видеть некоторые характерные стороны предметов и эмоционально реагировать на них. Лепка детей в старшем дошкольном возрасте иногда поражает интересным замыслом, а иногда каким-то фантастическим переосмыслением реальной действительности. Старшие дошкольники — большие фантазеры и очень смело принимаются воплощать свои замыслы, если их не останавливает трезвое вмешательство взрослого. Обучающий должен быть очень чуток, чтобы живое творчество не превратилось в скучный урок. Для старшего дошкольника характерно игровое отношение к образу, который он создает в лепке.

Во время занятий лепкой в детском саду существуют определенные задачи для воспитателей: воспитание детского творчества, обучение детей изобразительным и техническим умениям, развитие интереса к этому виду деятельности. Также лепка в детском саду имеет особое содержание.

Виды лепки в детском саду:

• предметная;

• сюжетная;

• декоративная.

Предметная лепка в детском саду предназначена для воссоздания отдельных предметов. Дети с увлечением лепят фигурки людей и животных. Только быстрее всего они овладевают изображением предметов растительной и конструктивной формы. В связи с этим фактом перед воспитателями детского сада появляется задание обучить детей способности изображать ключевую форму предметов в лепке и наиболее яркие, свойственные им признаки.

Сюжетная лепка в детском саду сопровождается большим объемом работы, потому что необходимо вылепить каждый отдельный предмет, включенный в композицию, придать ему нужное положение на подставке или без, после чего дополнить лепку некоторыми деталями.

Декоративная лепка в детском саду. Знакомство малышей с народным прикладным искусством является одним из способов эстетического воспитания, в процессе познания различных его видов, в частности и мелкой декоративной пластики народных умельцев, дети могут приобрести много полезных навыков. Хорошо и с удовольствием малыши лепят бусы и другие украшения для кукол, изготавливают декоративные сосуды: подставки для яиц, солонки и вазы для небольших весенних цветов, подносы и стаканы для ручек и карандашей. Декоративная лепка в детском саду способствует обучению детей предварительному обдумыванию темы работы, созданию заранее эскиза в качестве рисунка, обучает условно подбирать роспись и форму предмета. В процессе работы над декоративной пластинкой дети обучаются правилам обращения с инструментом, различным приемам лепки, а что более важно — красивому декоративному наполнению пространства.

Методы обучения лепке во всех возрастных группах .

Первая младшая группа. В первой младшей группе обучение в начале года ,когда дети еще не привыкли к занятием ,их объединяют в группы по 5-6 человек.

Воспитатель садится рядом с детьми и медленно ,размеренно показывает и объясняет необходимые действие с глиной .Если есть дети которые отказываются заниматься с глиной ,нужно дать её потрогать ,помять показать как отрывать маленькие кусочки и снова соединять их в общий ком.

Первые занятие по лепке проводятся 5-8 мин с каждой подгруппой .После ознакомления с материалом ( глиной ,пластилином),можно приступить к фронтальным занятием со всей группой. На данном этапе применяется информационно- рецептивный метод. Дети вызываются на подражание .на повторение формообразующих движений . Большое значение имеет не только показ но и объяснение, воспитатель поясняет детям каждое свое действие.(Положу кусок глины на ладонь и покрою другой ладонью, а потом покатаю между ладонями – вперед и назад – получится столбик). Часть занятий можно проводить в виде демонстрации воспитателем процесса изображения знакомых детям предметов ( Детям интересно наблюдать как из куска глины в руках воспитателя получается цыплёнок).

Воспитатель лепит не более 2-3 предметов ,чтоб детям не надоело наблюдать .Такое занятие проводится со всей группой и заканчивается чтением потешки или пением песенки. Обязательным условием при обучение детей данного возраста является введение игровых приемов и обыгрывание тех предметов ,которые будут лепить дети. Занятия по лепке в первой младшей группе носят предметный характер .Важным моментом в проведении занятия является оценка деятельности детей. Надо рассказать детям как они работали ,дать положительную оценку (повалить всех детей).

Вторая младшая группа. Во второй младшей группе задачи изобразительного и технического характера связаны с дальнейшим обучением детей различение и лепке шара ,цилиндра ,диска ,ориентировке в их величине ,составлению из них несложных фигур.

Основное место отводится информационно- рецептивному и репродуктивному методам. С детьми рассматривают шары, мячи, фрукты, карандаши и другие знакомые предметы. Важно чтобы ребенок подержал их в руках , ощутил объем, размер.

На занятиях по лепке целесообразно показать приемы изображения и объяснить их , малыши сидят лицом к воспитателю ,а он берет ком глины и производит необходимые движения «Беру кусок глины (пластилина) – кладу на ладонь и раскатываю его вот так : вперед, назад .Вот какой получился столбик. Показ и объяснение способов изображения должны занимать на занятии не более 3-4 мин. Обучение детей этого возраста должно предусматривать детскую самостоятельность. Поэтому когда дети знакомы с приемами лепки, им не следует показывать еще раз . Хороший результат от занятия может быть достигнут если детей воспитатель сумеет заинтересовать обыграть занятие. Анализ детских работ в конце занятия является очень ответственным моментом в процессе обучения.

Старшая группа. При обучении в этой группе детей с первых этапов используется натура ,что для детей ещё очень сложно ,потому что ему все время нужно сравнивать с ней свое изделия. На занятии натура надо рассмотреть .Воспитатель определяет пропорции и движением руки подчеркивает формы предмета ,затем задает детям вопросы направляющие на выявление характерных особенностей формы и на её решение.

Полный показ приемов детям старшей группы почти не применяется ,так как дети с ними уже знакомы .Воспитатель должен проводить с детьми наблюдения за живыми объектами ,читать художественную литературу и рассматривать иллюстрации ,а также скульптуру малой формы, народные игрушки и муляжи и.т.д.

Большое влияние на результаты лепки оказывают ситуации, которые создает воспитатель например детям говорят что после занятия вылепленную посуду они могут использовать для игры.

Большое значения для детей старшей группы приобретает анализ работ в конце занятия, который организуют в виде беседы .Воспитатель задает вопросы о форме и пропорциях изображенных предметов. Если дети лепили по представлению ,то воспитатель предлагает рассказать ,что изображено ,хорошо ли передана форма ,какими способами лепили. Подготовительная группа. В подготовительной к школе группе дается предметная , сюжетная и декоративная лепка. Каждый из этих видов может быть проведен по предложению воспитателя и по замыслу.

Занятия по замыслу проводятся в течение всего года по мере накопления детьми знаний и умений .Решение замыслов в лепке предполагает большой объем зрительных образов .Для этого воспитатель с детьми наблюдают и рассматривают предметы ,отмечая в них красоту и пластику формы характерные свойственные данному предмету черты.

Иногда проводит целенаправленные наблюдения задает вопросы направляющие внимание детей на то характерное ,что поможет передать предмету (животному) более выразительно. Можно рассматривать с детьми иллюстрации в книгах ,где персонажи представлены в разных положениях.

При объяснении детям действие расчленяется на составные части ,например во время лепки по стихотворению Л.Воронковой «Маша- растеряша» воспитатель говорит «Для того чтобы заглянуть под стол ,Маша- растеряша встала на колени ,руками оперлась о пол ,нагнула голову и заглянула под стол». При обучении детей предметной или сюжетной лепке воспитатель может использовать художественную литературу. Важно чтобы у детей формировались живые действенные образы.

В подготовительной группе детям показывают лишь незнакомые технические приемы , предоставляя в остальном инициативу ребенку.

Лепка в средней группе. Задачи по лепке. Продолжать развивать интерес детей к лепке ;совершенствовать умение лепить из глины (пластилина ,пластической массы).Закреплять приемы лепки ,освоенные в предыдущих группах ;учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара ,вытягиванию отдельных частей из целого куска ,прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка ,клюв у птички).Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета фигурки.

Учить приемами вдавливания середины шара ,цилиндра для получения полой формы .Познакомить с приемами использования стеки .Поощрять стремления украшать изделия узором при помощи стеки. Закреплять приемы аккуратной лепки.

Содержание работы. На первых занятиях детям предлагают раскатывать ком глины прямыми и круговыми движениями ,расплющивать полученную форму между ладонями. Также учат детей передавать пальцами характерные детали формы .Кроме того ,пальцами дети уточняют овальною форму (моркови).

Во втором квартале детям предлагают лепить предметы из целого куска (овощи , фрукты), а также фигурки состоящие из нескольких частей .Они лепят куклу девочку в длинной шубке, кролика, кошку, игрушечного мишку и зайца. Строение фигуры человека дети поймут быстрее ,если начать с лепки снеговика. Продолжая совершенствовать способы лепки, воспитатель учит детей заострять и закруглять пальцами конец столбика ,защипывать края диска – лепешки для создания более полной и формы. Дети пользуясь этими способами , вылепить морковку, пирожки, ватрушки, печенье, блюдечко.

В третьем квартале дети учатся лепить посуду .Учат детей заострять глину при лепке мелких частей ,вдавливать её пальцами для получения полных предметов ,загибая края у расплющенной формы во время лепки посуды ,прочно скреплять части путем замазывания мест скрепления .Ручку у чашки дети могут сделать используя свои умения защипывать и оттягивать глину от общей формы ,а также способом – примазыванием к вылепленному сосуду.

В летний период создается возможности для закрепления приобретенных детьми умений

Методика работы по лепке. Для успешного освоения программы детьми ,воспитатель использует приемы активизирующие внимание ребят во время лепки. Также приемы расширяющие представления детей об окружающем.

В группе и на прогулке организуются рассматривание предметов и наблюдения явлений окружающей жизни, которые могут быть предложены ребятам для изображения на занятиях . При рассматривании педагог направляет внимание детей лишь на основную форму ,на пропорции и строение и только на те действия, которые они смогут изобразить. (например при наблюдении за птицей обращать внимание на овальное туловище птицы на круглую голову ,плоский хвост и.т.д.).

На первых этапах обучения чтобы детям был понятен способ лепки ,при анализе формы частей можно прибегать к сравнением с теми предметами форму которой дети знают хорошо.(например ,при лепки куклы можно сказать ,что руки у неё как столбики).

В средней группе нужно научить изображать не только основную форму предметов, но и характерные детали. С этой целью при рассматривании предметов нужно направлять внимание детей на такие особенности как (углубление у яблока ,вытянутый черенок у кабачка и.т. д).

Очень действенным приемом обучения это обыгрывание темы и результата работы например всех вылепленных птиц дети размещают на одной подставке ,называя её кормушкой.

Список литературы:

1.Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М., 1999. 344 с.

2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования /Под ред .Н. Е. Вераксы ,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой .- 4-е.,перераб.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.-352с.

3.КомароваТ. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для уч –ся пед.уч-щ по спец. «Воспитание в дошк. учреждениях»/Т. С. Комарова, В.А. Езикеева, Е.В. Лебедева и др .;Под ред. Т. С. Комаровой.- 2-е.,дораб.- М.: Просвещение ,1985.-271с.ил.

Консультация по аппликации, лепке: Лепка в ДОУ. Материалы и оборудование. Виды и способы лепки.

1 тема. Лепка в ДОУ. Материалы и оборудование.

Виды  и способы лепки.

Лепка в детском саду представляет собой изобразительную деятельность, в процессе которого из пластических материалов создаются объемные или рельефные образы или композиции (другими словами = элементарную скульптуру)

Особенности пластического творчества.

Техника лепки так проста, что доступна детям даже раннего возраста. Пластическое творчество — не только увлекательное, но и полезное занятие для дошкольников. Изображение предметов в лепке проще, чем в рисовании. Здесь имеет место реальный объем, не надо прибегать к условным средствам выразительности.

Только занимаясь лепкой:

-ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязанностью его частей, в лепке ребенок имеет дело с действительной формой предмета, он осязает ее своими руками со всех сторон, дети учатся объемному способу изображения предметов;

-формируются навыки работы двумя руками, умение координировать движение рук;

-очень активно развиваются: -мелкая моторика пальцев, а значит речь,

                                        -ручные умения и навыки, готовность руки к письму,

                                        -глазомер, пространственное мышление;

-развивается наблюдательность, т.к. приучаются более внимательно рассматривать предмет;

-ребенок знакомится со свойствами пластических материалов;

-лепку можно также использовать как элемент конструирования построек из песка, глины, снега, природного материала;

-декоративная лепка выступает в качестве одного из основных компонентов дизайна

-вылепленные предметы можно использовать в игровой деятельности      

Пластические материалы.

      Глина. Это природный экологически чистый материал. Это землистая масса, которая при смешивании с водой становится пластичной. Она имеет свою окраску, которая зависит от веществ. Жирная (если в составе мало песка) и тощая = суглинок (если песка много). Для работы нужна глина средней жирности.

       Перед лепкой глину необходимо очистить: выбрать руками мусор, камешки, высушить, раздробить в брезентовом мешке колотушкой или молотком  и просеять в ведро на 1/ 3, затем добавить столько же воды, взболтать деревянной палкой, дать отстояться, аккуратно снять плавающий сверху мусор и слить лишнюю воду. Набухшую глину вычерпывают из ведра, не затрагивая нижнего слоя (там лишний песок и тяжелая фракция мусора), и выкладывают слоем толщиной 1—1,5 см на стопку газет для удаления лишней воды. Подготовленную глину разминают руками до пластичного состояния. Хранить ее лучше в пластмассовом баке или ведре, накрыв влажной тряпкой. Изделия из необожженной глины очень хрупкие и боятся воды. Для ее упрочения можно использовать канцелярский клей или клей ПВА. Подсыхая, глиняно-клеевая масса быстро затвердевает, и размочить ее очень сложно, поэтому хранить сырье необходимо в завязанном полиэтиленовом пакете не дольше суток.

       Преимущества глины для обучения детей. Она однотонна (цвет отвлекает, приходится сразу продумывать цветовое решение), дает возможность понять целостность формы (а это основное изобразительное свойство!). Глина более пластична. Из глины сначала лепят, лишь потом раскрашивают. Изделия прочнее, пластилин легко деформируется.

         Пластилин— искусственный материал, в составе порошка глины + воск, масла, красители. Различают пластилин скульптурный (сероватых оттенков) и детский. Скульптурный пластилин применяют скульпторы, художники, макетчики и лепщики.

Требует предварительной подготовки: его слегка подогревают, помещая коробки вблизи источника тепла. Для того чтобы долго сохранять скульптурки из пластилина, можно покрыть их лаком, предварительно обваляв в муке, зубном порошке или меле.

        Пластилин хорошо использовать для детей 5-7 лет, когда хорошо развиты мелкие мышцы рук для изображения мелких деталей (украшения, растительные формы в сюжетной лепке). У воспитанников старших групп должны быть индивидуальные готовые наборы пластилина, за состоянием которых дети должны следить, раскладывая оставшийся пластилин по цветам.

       Пластика (полимерная глина) — разновидность пластилина. Изделия из пластики более прочны, чем из пластилина. Застывает на воздухе или при нагревании.       

Мукосоль, или соленое тесто.

Первый способ: 1 стакан муки + 1/2 стакана соли + 1/4 стакана воды (+ раст.масло)

Второй способ (без соли): 1 стакан муки + 1/4 стакана воды + 1 столовая ложка клея ПВА (этот рецепт применяют, чтобы у детей не было раздражения кожи рук от соли). Приятный на ощупь, пластичный, мягкий, экологичный, легко отмывается и не оставляет следов. Правильная подготовка материала делает его прочным, не трескающимся, не крошащимся. Поделки из соленого теста можно расписывать и покрывать лаком или окрасить само тесто, добавив пищевой краситель при замешивании.

       Бумажная масса  для лепки из мелко нарезанной или порванной бумаги и густо заваренного крахмального клейстера. Из нее можно лепить любые фигуры для работы в технике бумагопластики. При высыхании они становятся жесткими и прочными. Их можно расписать, а потом покрыть лаком, клеем или парафином. Вместо бумажной массы для лепки можно использовать также опилки (в охлажденный мучной клейстер добавляют пищевую соду, несколько ложек столярного клея, опилки и перемешивают). Выполненные из полученной массы изделия сушат в теплом месте. Поверхность таких фигурок имеет красивую фактуру.

        Папье-маше — одна из художественных техник, заключающихся

в создании силуэта различных предметов, путем предварительного многослойного их оклеивания с последующим оформлением.

       Снег и песок. Одно из условий работы с этими материалами — достаточная влажность. Сухой песок рассыпается, снег в морозную погоду не лепится, но стоит только этим материалам набрать необходимую влажность, как они начинают удерживать придаваемую форму. Обычно изделия из этих материалов выполняются довольно больших размеров и служат для игры. Инструментами для обработки таких скульптур также являются игрушечные лопатки, совки, формочки и пр.

       Репейник. Это соцветия сорного растения — лопуха. Благодаря колючкам они хорошо скрепляются между собой и надолго сохраняют форму. Использовать репейник нужно сразу, как только сорвали, или в тот же день. Он подходит для лепки фигур, имеющих выразительный, узнаваемый силуэт (медвежат, слонов, белок, зайчиков). Для оформления вылепленных из репейника фигурок можно использовать пуговицы, бусинки, пластилин, спички, нитки, лоскутки и многое другое. Изготовленные из него игрушки могут быть использованы в играх, на выставках они хранятся в течение года.

        Фольга

Вспомогательные материалы для лепки:

— дощечки для лепки

— станок с поворотным кругом

— стеки (деревянные, металлические, пластмассовые – заострённые с одной стороны и закруглённые с другой, в виде лопаточки и стека-петля)

 -две устойчивые банки с горячей и холодной водой, если дети работают с пластилином; салфетки, тряпочки.

— каркасы (для придания фигуре устойчивости, прочности, для экономии материала): палочки разной длины и толщины, мягкая проволока, бумажные стаканчики, формочки, вырезанные из яичной тары, целлулоидные формочки для конфет и др.

— основа (картон, дерево, стекло, диски и др.)

— бисер, бусинки, камешки, ракушки, семена растений, кора, ветки, желуди, шишки, ореховая скорлупа, крупа, а также другие природные и неприродные материалы.

— ножницы

Виды лепки

В работе с детьми используется 3 основных видов лепки: предметная, сюжетная и декоративная. Каждый их этих видов проводятся как по заданию воспитателя, так и по замыслу.

Предметная  (=изображение отдельных конкретных предметов),

Сюжетная  (=лепные композиции на определенную тему) проводится в старших группах. Сюжетом могут быть эпизоды из окружающей жизни, из сказок и рассказов.

Декоративная (=создание декоративных изделий = украшения, народная глиняная посуда, народные игрушки, декоративные пластины («изразцы» = гончарные изделия в виде глиняных плиток для облицовки стен, печей, каминов).

Другие виды лепки:

Комплексная – комбинируя разные способы лепки (создаем предмет, затем декорируем)

Модульная лепка – из большого количества одинаковых деталей (по типу мозаики), например: из шариков

Лепка из пластин (прямоугольные, квадратные формы) – домики, шкатулки

Лепка по форме, используя прочные готовые формы: банки, коробки, бутылки, контейнеры (от киндера)

Пластилинография – нетрадиционная техника лепки = «рисование» пластилином на горизонтальной поверхности

По форме лепка может быть: 1.объемная и 2.рельефная.

1.Способы объемной лепки:

Конструктивный – простейший. Предмет лепится из отдельных частей ( как из деталей конструктора). Работу начинают с основной, более крупной, мелкие детали лепят в последнюю очередь.). Дети знакомятся с этим способом в младшей группе, а далее он применяется во всех возрастных группа, но количество деталей увеличивается, а приёмы соединения частей усложняются.

       Здесь важно научиться соотносить части друг с другом, чтобы они были соразмерными. Для лепки парных частей нужно приготовить одинаковые кусочки.

        

Пластический (скульптурный) – лепка из целого куска, из которого вытягиваются все мелкие части изделия и др. Начинают со средней группы (овощи, фрукты, игрушки). Пример: мышка – создаётся нужная форма, вытягивается мордочка, ушки, хвостик, лапки и с помощью стеки придаются ей характерные признаки. Этим способом дети пользуются и далее.

      Здесь требуется точность движений, хороший глазомер и отчетливое представление о форме и пропорциях предмета, объекта лепки. Прежде чем приступить к лепке, ребенок должен представить образ, его форму, характер, положение в пространстве, позу. Сначала материалу придается общий силуэт, после чего ребенок постепенно переходит к лепке каждой части.

Комбинированный объединяет в себе оба предыдущих способа,  позволяет разнообразить технически пластические образы. Самые крупные детали можно выполнить скульптурным способом, а детали — конструктивным. Например, делается столбик, сгибается в дугу, опущенные вниз концы разрезаются стекой и раздвигаются. Далее прикрепляются другие части животного (кошка, собака, медведь).

Для лепки посуды используются способы:

Способ вдавливания ( в ср.гр.) =углубление в целом куске

Ленточный способ (ст.гр)

Кольцевой способ (жгутиковый, круговой нелеп) (подг.гр) заключается в выполнении тонких валиков, которые объединяются в кольца, которые накладываются друг на друга, после чего поверхность поделки сглаживается пальцами.

Выбирание стекой глины

Гончарный.

2.Рельефная лепка используется:

1)-При изготовлении птиц, животных, людей: небольшие куски глины или пластилина накладываются на основную форму, а потом примазываются стекой или пальцами.

2) объемное лепное изображение на плоскости. Различают следующие виды рельефа:

— барельеф — средневыпуклый рельеф, изображение выступает менее чем на половину своего объема;

— горельеф — сильновыпуклый рельеф, изображение выступает над плоскостью основы более чем на половину своего объема;

— контррельеф —углубленный рельеф, изображение не выступает над основой, а, напротив, углубляется в нее (=выбирание глины)

        Способы оформления и декорирования

1. оттягивание с моделированием (клювик, ушки)

2. защипывание (лепестки)

3. загибание (край тарелочки)

4. использование приспособлений (валики, гребни, острые предметы)

5. дополнение другими материалами (налепы пластилином другого цвета, семена, крупы, ракушки)

Технические приемы лепки

(бывают ладонные и пальцевые)    

Обучение с младшего возраста:

Разминание, сминание. Многократное надавливание руками и пальцами на кусок пластилина, «разогревая» его.

Отщипывание. Отделение от большого куска пластилина небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают от края большого куска небольшой кусочек, а затем отрывают его.

Скатывание.  Формирование больших и маленьких шариков при помощи круговых движений между прямыми ладонями или ладонью и столом. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.

Раскатывание.  Формирование из куска «колбасок» (фигур цилиндрической формы разного размера) путем скатывания его движениями вперед-назад между прямыми ладонями или ладонью и столом. Для шарика – движения круговые. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получится, если руки поставить наклонно (под углом) относительно друг друга и выполнить раскатывание.

Сплющивание, расплющивание. Сжимание куска с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющивается двумя пальцами – большим и указательным. Средний кусочек – придавливаем с помощью ладошки к плоской поверхности. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.

Вдавливание. Путем нажатия большого и указательного пальца на комочек пластилина делается небольшое углубление.

Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого большим и указательным пальцами оттягивают небольшой край и заостряют.

Оттягивание. Похоже  на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.

Обучение со среднего возраста:

Заострение, защипывание. Одним или двумя пальцами прижимают кусочек пластилина со всех сторон до получения острого конца.

Заглаживание, сглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина

Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.

Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.

Примазывание. Детали прилепляются друг другу и указательным пальцем сглаживаются, смазываются. При этом пластилин с одной детали будет переходить на другую.

Скручивание. Придание формы спираль.

Налепы. Оформление, дополнение изделия отдельными мелкими деталями.

Процарапывание. Соскабливание слоя пластилина острым предметом. Бывает многослойным.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Приступая к лепке, пластилин необходимо немного размять, но не очень сильно, иначе он становится липким и неприятным.

Лепку предмета начинают с основной, более крупной, части. Например, при лепке какого-либо животного сначала лепят туловище и голову, затем сравнивают их по величине и соединяют. Далее приступают к лепке конечностей. Мелкие же детали лепят в последнюю очередь.

Для присоединения мелких деталей к крупным удобно пользоваться стекой. Например, стекой делают углубления на туловище или на голове, а затем в эти углубления вставляют мелкие детали – нос, глаза, хвост, уши и так далее. Стекой также удобно срезать лишний пластилин и заравнивать поверхности.

Для того чтобы вылепленная работа была прочной и не рассыпалась на части, необходимо плотно прижать одну деталь игрушки к другой и замазать место скрепления так, чтобы не был виден шов.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о