Считаем по числовому столбу | mamadelkimamadelki
Моему любителю математики все больше хочется познавать нового. И я стараюсь не отставать, пока этот интерес не угас. Сделала ему числовой столб. Числа расположены на нем в виде столба, что позволяет увеличить скорость сложения и вычитания по сравнению с действиями на числовой ленте. Таблица стала настоящим тренажером по сложению и вычитанию в пределах ста, хотя авторы объясняют, что можно считать и дальше, но пока мы остановились на этом. Димка быстро уловил, как считать по таблице и теперь требует и требует играть на ней, а точнее считать примеры! Представляете, трехгодовалый малыш с легкостью справляется с примерами в пределах ста.
Сначала мы попутешествовали по таблице. Внимательно рассмотрели, что все колонки заканчиваются одинаковыми цифрами. И весь столб увеличивается сверху вниз. А каждый горизонтальный ряд начинается с 0 и заканчивается 9. Это важно, чтобы потом довести дело до автоматизма при поиске нужных чисел.
Другая игра-знакомство Димке так приглянулась, что он требовал еще и еще. Я взяла картинки от наших прежних математических таблиц – они у меня все заламинированы с одной стороны, наклеила небольшой кусочек скотча на каждую и приклеила на таблицу. А Дима должен был угадать, что спряталось за собачкой, медвежонком, ежиком, яблочком, апельсином и т.д.
А теперь главное, как мы считаем:
Если к 54 нужно прибавить 26, делаем следующее
- Находим и встаем пальчиком на клетку 54.
- Переходим пальчиком вниз на клетку вниз и говорим ДЕСЯТЬ, еще на клетку вниз и говорим ДВАДЦАТЬ.
- Теперь идем пальчиком по таблице в соседние клетки вправо: ОДИН-ДВА ТРИ ЧЕТЫРЕ-ПЯТЬ (с окончанием ряда переходим в нижний и продолжаем присчёт слева направо) ШЕСТЬ.
- Называем число из клетки, в которой остановились 80.
Если от 54 нужно отнять 26, делаем следующее
- Находим и встаем пальчиком на клетку 54.
- Переходим пальчиком на клетку вверх и говорим ДЕСЯТЬ, еще на клетку вверх и говорим ДВАДЦАТЬ.
- Теперь идем пальчиком по таблице влево, приговариваем: ОДИН-ДВА-ТРИ-ЧЕТЫРЕ(с окончанием ряда переходим в верхний и продолжаем отсчёт справа налево) -ПЯТЬ-ШЕСТЬ.
- Называем число из клетки, в которой остановилась указка: 28.
Пока мы делаем все задания, водя пальчиком по таблице, но автор методики утверждает, что потом все это будет работать автоматически, и ребенок будет уже просто искать ответы глазками. Правда все это говорится о пяти-шести летних детях, но нас это не останавливает.
А вот как надо действовать за пределами сотни, но мы пока не пробовали. Если к 78 нужно прибавить 45, указка пройдёт по клеткам 88 — ДЕСЯТЬ, 98 ДВАДЦАТЬ, 8 — ТРИДЦАТЬ, 18 — СОРОК,19 -ОДИН, 20 — ДВА, 21 ТРИ, 22 — ЧЕТЫРЕ, 23 — ПЯТЬ. С добавкой слова СТО, называем число из клетки, в которой остановилась указка: СТО ДВАДЦАТЬ ТРИ.
Если от 132 нужно отнять 54, действуем следующим образом: передвигая указку из клетки 32 в клетку 22 говорим ДЕСЯТЬ, 12 ДВАДЦАТЬ, 2 — ТРИДЦАТЬ, 92 — СОРОК, 82 — ПЯТЬДЕСЯТ, 81 ОДИН, 80 — ДВА, 79 — ТРИ, 78 — ЧЕТЫРЕ. Называем результат из клетки, в которой остановилась указка: СЕМЬДЕСЯТ ВОСЕМЬ.
Числовой столб — это удобная таблица по ширине обычного листа форматом А4, а в длину или точнее в высоту 75 см. Специально подбирала формат для удобства печати и пользования – у нас таблица помещается на дверце шкафа. В документе форматом PDF 6 листов – пять – это сама таблица, а шестой схема-подсказка для сложения и вычитания. Некоторые страницы надо обрезать так, чтобы числа шли единой таблицей без разрывов на белое полотно бумаги. Когда обрезала лишнее, я заламинировала все листы, все-таки малыш все время елозит по ним пальчиками. А схему просто повесила сверху над таблицей в файле.
Скачать таблицу для себя вы можете здесь.
Вам будет интересно:
Учимся считать с числовой лентой Зайцева
Здравствуйте, дорогие читатели!
Сегодня я расскажу о числовой ленте Зайцева, с помощью которой вы легко и правильно научите ребенка считать. Конечно счет — это только маленький кусочек математики, как я рассказывала здесь. Но все же этот кусочек лежит в самом фундаменте!
Многие наверное знакомы с кубиками, но наш сын научился читать гораздо быстрее по другой методике.
Лента появилась у нас не так давно, но мы уже поняли насколько это полезная штука. Числовая лента Зайцева это длинные полоски на которых написаны числа от 0 до 99. Их надо развесить в линию, не прерывая и не перенося в другое место или во второй ряд. У нас столько место не нашлось поэтому лента поворачивает и продолжается на другой стене. Зато не прерывается.
Мне это пособие очень понравилось. Благодаря нашим ежедневным 5 минутным играм Глеб легко освоил счет примерно до 50 и даже дальше. Ведь принцип сложения и счета везде одинаков. Вот другие игры, помогающие закрепить устный счет.
Учимся считать с помощью числовой ленты Зайцева
Такую ленту можно напечатать самому или купить. Она не продается отдельно, но есть в наборах «Тысяча и еще» и «Стосчет». Хотя стоит она недешево, по ней действительно легко учиться считать с ребенком даже школьного возраста.
Вообще даже простое рассматривание ленты может помочь ребенку сделать «математическое открытие». Например такое: если число начинается с 2, то и заполненных треугольников тоже 2. Или такое: четные и нечетные числа чередуются.
Однако это хорошо, если ребенок сам интересуется лентой и любит ее рассматривать — другое дело, если она превращается в обои, на которые никто, никогда не смотрит-и даже цвет не может вспомнить. Тогда оживить ситуацию помогут игры с помощью которых мы учимся считать!
Как научить ребенка считать: игры
-Шарики из полимерной глины
Из полимерной глины я скатала 10 шариков и 10 елочек-десятков. Теперь Глеб может сам смоделировать любое число до 100. Играть можно по-разному. Я выкладываю число и прошу найти его на ленте и назвать. Или наоборот я называю, а Глеб складывает его, подсматривая на ленту. Кроме того, можно складывать числа, с помощью этих шариков.
— Найди первый
Каждый вытаскивает карточку с числом и пытается его найти на ленте. Когда нашел надо позвонить в колокольчик.
-Чье число больше
Каждый вытаскивает число на карточке, находит его на ленте. Все вместе пытаемся определить, чье число больше
— Угадай число по описанию
Я загадываю число и говорю его описание так: 2 десятка и 3 единицы; 4 десятка и 1 единица и так далее. Глеб пытается найти это число на ленте и сказать его словами (двадцать три, сорок один)
— Угадай мое число
— Считаем по очереди
Я называю черные числа, Глеб оранжевые или наоборот. Кстати ЧЕрные числа — это ЧЕтные числа, а НЕЧЕрные (оранжевые) — НЕЧЕтные.
— Складываем и вычитаем
По ленте очень легко складывать и вычитать. Мы учимся считать, придумывая шуточные задачи. Например такие, у Глеба было 12 вагончиков, потом Марк сломал 5 вагончиков. Сколько осталось у Глеба? Или такие: мама купила 20 конфет, Глеб съел 5, Марк съел 2, папа съел 10. Сколько съел Глеб? Это задачка с лишними данными, также хорошо придумывать задачки с недостаточными данными, чтобы ребенок не считал механически, а действительно думал.
Складывать по ленте надо так: выбрать число к которому будем прибавлять, дальше двигаться вправо и пересчитывать клетки, хлопая по ним ладошкой. То число, на котором мы остановимся и будет суммой. С разностью все тоже самое, только двигаемся влево.
— Назови все числа у которых есть 0.
Просто перечисляем все десятки. Мой опыт обучения счету подсказывает, что запомнить их название самое сложное для ребенка.
— Четное или нечетное.
Называем число, а ребенок определяет оно четное или нечетное. Сначала можно предложить ребенку счетный материал и пусть делит его на два. Потом можно рассказать про ЧЕрные-Четные и НЕЧЕрные-НЕЧЕтные.
— Найди похоже
Вы показываете число, а ребенок ищет похожее. Что значит похожее? Например, то в котором столько же единиц или столько же десятков. Так же можно играть с карточками. Вы и ребенок вытаскиваете по карточке и определяете есть ли в числах что-то «похожее» или нет
— Использовать ленту при счете в сюжетно-ролевых играх.
На поезде едет 5 пассажиров, потом село еще 3. Сколько сейчас пассажиров? Вы играете и иногда подходите к ленте, считаете, то что нужно и возвращаетесь опять к игре. Кроме того, Глеб использует ленту когда считает свои очки в настольных играх.
— Найти возраст всех членов семьи на ленте
Затем можно определить, кто старше и кто младше. Хорошо, если найдете возраст бабушек и дядей и вообще всех близких родственников, с которыми знаком ребенок.
Вот так мы учимся считать, играя и веселясь!
А в какие игры с числовой лентой Зайцева любите вы? И вообще как давно ее используете и нравится ли она вам?
Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.
Математика. Цифры, фигуры, правила — Бесплатные учебники
Плакат Десятки и единицы
Плакат Многоугольники
Плакат Длина, ширина и высота
Плакат Меры времени
Форма предметов
Числовая лесенка
Считаем от 1 до 10
Многоугольники
Части суток и время
Измеряем температуру
План моей комнаты
Сравниваем множества
Объемные фигуры
Составляем задачи
Сложение в пределах 10
Время
Плоские фигуры
Больше, меньше, поровну
Измеряем объем и вес
Сравниваем по величине
Объемные фигуры
Порядковый и количественный счет
Как научить ребенка считать? Примеры дошкольникам как быстро складывать и вычитать, обучение математике
Чтение, письмо, счет – базовые навыки, необходимые для овладения ребенка знаниями, поэтому вырабатывать их нужно с раннего детства, а не ждать, когда малыш пойдет в школу. Научив кроху читать, писать и считать, вы значительно облегчите ему жизнь в учебном заведении. Одной из самых сложных задач может стать обучение счету, но не стоит пугаться и опускать руки при неудачах: главное – терпение и труд.
Особенности обучения
Внимание маленького ребенка трудно сосредоточить на чем-то серьезном. Начинать обучение следует в игровой форме, чтобы заинтересовать кроху. Необязательно садиться с малышом за стол, как за школьную парту. Учиться можно по-разному: двигаясь, сидя на полу, даже прыгая на месте.
С детьми дошкольного возраста можно приступать к более серьезным, требующим сосредоточенности занятиям. Время, уделяемое счету, также может увеличиться. К примеру, с малышами заниматься желательно по 10 минут около трех раз в день. С дошколятами – по 20 (в лучшем случае 30 минут).
Научить ребенка считать будет проще, если опираться на несколько несложных правил:
- Создайте благоприятную атмосферу. Криками вы ничего не добьетесь, только отобьете у малыша охоту учиться. В этом деле важными факторами являются терпение и спокойствие.
- Подключайте к обучению окружающие предметы, покажите ребенку, что умение считать жизненно необходимо. Считать можно тарелки на столе, пролетающих в парке птичек, детей на площадке, фрукты, машины, игрушки, ступеньки в подъезде и многое другое.
- Не требуйте от маленького ребенка больше, чем он может. Все дети индивидуальны в своем развитии, к каждому новое умение приходит в свое время.
Если у малыша не получается, не раздражайтесь. Подождите, вернитесь к заданию через какое-то время (например, через неделю, месяц).
- При обучении старайтесь соблюдать три этапа. Сначала дайте малышу привыкнуть к названиям, терминам, самому процессу. Потом добивайтесь того, чтобы он понял суть изучаемого. Простое заучивание нерационально, необходимо, чтобы ребенок учился понимать, осознавать сущность каждого явления. Когда информация понята малышом, он может ее пересказать и объяснить, тогда можно переходить к запоминанию.
- Не забывайте, что при знакомстве с математикой стоит обращать внимание не только на счет. Учите также кроху распознавать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве, чтобы он мог показать, где «верх», «низ», «право», «лево». Примерно к трем годам малыш должен уметь определять, какой предмет короче, длиннее, выше, ниже, в каком направлении он идет.
Учитывая возраст
Дети учатся чему-то новому гораздо легче, чем взрослые. Потребность получать новые знания возникает у малышей уже к двум годам. Свежая информация малышам дается без усилий, поэтому они быстро учатся каким-то действиям. Но при обучении счету следует учитывать возраст ребенка:
- Начинать учить считать можно в 2 года. В этот период дети способны освоить счет от 0 до 3. К 2,5-3 годам можно обучить счету до 10. Все это необходимо делать с наглядными пособиями, предметами, подручными средствами (например, используя кубики, палочки).
- В 3-4 года ребенок способен научиться считать до 20. На этом этапе еще нужна наглядность: стоит использовать карточки с цифрами, предметами, которые нужно посчитать.
- Если у малыша математический склад ума, в 4-5 лет он может научиться считать до 100. Главное — объяснить принцип формирования чисел из цифр. Не стоит отчаиваться, если в этом возрасте вашему ребенку не дается счет с десятками. Возобновить обучение можно в 6 лет.
- В возрасте 5-6 лет нужно переходить от наглядности к счету в уме. В этот период ребенок должен научиться считать без помощи палочек, пальчиков, карточек. Нужно тренировать обратный счет, а также называть цифры в хаотичном порядке.
Сложение и вычитание
Умение складывать и вычитать вырабатывается обычно к пяти годам. Сначала это следует делать с помощью различных предметов, затем тренироваться решать простейшие примеры в уме. При обучении счету постепенно нужно вводить несложные примеры на сложение и вычитание. Решать примеры столбиком еще рано, но складывать однозначные числа вполне можно научить.
Заниматься математикой с малышом необходимо так, чтобы он не растерял интерес. Поэтому никаких скучных примеров по типу «3+5=? » быть не может. Учим, завлекая, наглядно. Можно в шуточной форме.
Начинать нужно с простого. К примеру, прибавлять к каждой известной цифре единицу и ее же вычитать. Стоит использовать при этом предметы, интересные ребенку или важные для него. Пример представлять лучше в виде вопроса: «У тебя две печеньки. Одной ты поделишься с мамой. Сколько останется у тебя? » И все в таком же духе.
Чтобы переходить к вычитанию, убедитесь, что малыш хорошо освоил сложение. Используйте примеры сложения и вычитания не только на занятиях, но и на прогулке, в магазине, за обедом, при уборке комнаты. Пусть ребенок проговаривает вслед за вами условие задачки. Пользуйтесь специальными пособиями и дидактическими материалами с несложными упражнениями. Обращайте внимание на наличие ярких иллюстраций. Не забываем – ребенка нужно завлечь.
Чтобы легко складывать и вычитать, малышу необходимо изучить состав числа. Он должен усвоить, что 5 состоит из цифр 2 и 3, 1 и 4, 10 – из цифр 1 и 9, 2 и 8 и так далее. Перед тем, как научиться правильно считать в уме, ребенок должен хорошо решать задачки с наглядными материалами или на пальцах. Начинать обучение счету про себя лучше с 4 лет, не раньше. С этого возраста время, отведенное на сложение и вычитание, сказывается на общем развитии.
Важно усвоить понятия «больше», «меньше». Пролистывая обучающие книжки, можно спрашивать, каких животных на странице больше, какого цвета меньше. Также нужно выучить термин «поровну». Обязательно нужно объяснить ребенку, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется.
Нельзя упускать возможность просить малыша посчитать в уме. Это можно делать когда угодно, где угодно и с чем угодно: считать можно дома, скамейки, цветы, стулья.
Влияние на развитие
В 5-6лет большинство дошколят уже умеют прилично считать до 20, а то и до 100. Обучение счету конкретно и математике вообще способствует интеллектуальному развитию малыша в целом. Счет в уме стимулирует работу мозга, заставляет его напрягаться. Запоминание чисел, их состав развивают память.
Решая несложные задачки, где нужно посчитать, сложить или вычесть какие-либо предметы, малыш подключает воображение, рисуя в голове различные образы. Проговаривая условия задачи вслух, ребенок тренирует речь. Поэтому важно, чтобы взрослые произносили текст правильно, ведь кроха будет его повторять.
Знание чисел даст малышу возможность участвовать в какой-то степени в жизни взрослых: он сможет помогать накрывать на стол, зная, сколько столовых приборов нужно, выполнять мелкие поручения родителей, что будет приучать его к ответственности и многое другое. Это хорошая подготовка к школе. Уже в первом классе ребенок сможет посчитать, сколько ребят присутствует на уроке, называть дату, будет знать, что означает «приготовить для работы два карандаша».
Быстрые методики
Обучение следует производить постепенно. Сначала нужно выучить числа от 0 до 10. Но и это бывает малышу сложно. Поэтому раздробите десятку, к примеру, на две пятерки и учите поэтапно. Для обучения можно использовать различные методические пособия, подключать занимательный материал (игры, сказки, считалки), делать уроки веселыми, избегая нудных заучиваний.
Дома можно с легкостью разнообразить учебный процесс:
- учите считать на пальцах;
- выбирайте задания в форме игр;
- подключайте считалки;
- показывайте картинки, спрашивая, какое количество тех или иных предметов изображено;
- просматривайте с малышом развивающие передачи;
- учите с ребенком стихи, сказки с количественными и порядковыми числительными;
- постоянно считайте все, что попадается на пути.
Предлагаются следующие методики и правила обучения дошколят счету. Вы можете выбрать наиболее подходящий для своего ребенка метод. Лучше комбинировать несколько.
Методика Сергея Полякова
По этой методике начинать учить ребенка счету нужно тогда, когда тот проявляет интерес. Как только родители заметили, что малыш интересуется числами, следует начинать обучение. Не позже. Сергей Поляков не советует использовать метод обучения счету, при котором нужно прибавлять по единице. Это тормозит учебный процесс, мешает ребенку развиваться.
Он не рекомендует начинать обучение со счета на палочках, пальцах и по линейке. Это также не способствует интеллектуальному развитию. По Полякову занятия базируются на обучении устному счету. Сначала малыш перечисляет все, что попадается ему на глаза (игрушки, книжки, ступеньки), затем пробует считать про себя, в том числе складывать и вычитать.
На первом этапе ребенок работает с числами в пределах 10. Для решения несложных примеров в уме малышу нужно запомнить состав чисел. На втором этапе ребенок решает примеры уже с двузначными числами. При этом он не извлекает из памяти готовые решения, как это происходит на первом этапе, а приходит к пониманию и запоминанию способов сложения и вычитания.
При обучении ребенок должен усвоить понятия «больше», «меньше», «поровну». Уроки по методу Полякова сопровождаются различными играми. Например, на первом этапе используют кубики и игры с ними «Приставляем цифры к кубикам», «Гномики в домике», «Подели пополам». Можно использовать другие.
Методика Петерсон
Методика Людмилы Георгиевны Петерсон учит детей мыслить логически. Метод не исчерпывается обучением счету, он включает в себя много интересных игровых заданий, развивающих смекалку. Данная методика пользуется популярностью в дошкольных учреждениях и в начальном звене школ. Система обучения представляет собой цикл, который называют «принципом слоеного пирога».
Традиционные методики обучения придерживаются линейной концепции: в первом классе изучаем сложение и вычитание, во втором – таблицу умножения, деление и умножение, в третьем – дроби и так далее. Получается, если ребенок долго проболел во втором классе и упустил основные моменты темы, нагнать их будет трудно. Следуя данной методике, каждый год изучается одно и то же, но с разной глубиной сложности. Несколько лет подряд темы повторяются, при этом каждая снова и снова предстает в новом аспекте.
Эта система подразумевает большое количество игр. Малышам, например, нравится числовой луч. Перед крохой стоит задача: узнать, сколько будет 3+2. Ребенок встает на отметку 3, делает два шага вперед (нужно прибавить) и останавливается на отметке 5. Если нужно вычесть, ребенок делает 2 шага назад. Так малыш постепенно запоминает состав однозначных чисел.
В домашних условиях можно развивать логику малыша, играя. Прокладываете ряд кубиков: 2 красных-2 синих, 2 красных-2 синих. Говорите ребенку продолжить ряд так, чтобы последовательность не нарушалась. Если кроха берет вместо красного кубика, к примеру, желтый, подсказываете, что так ряд меняется, а он должен сохраниться.
Еще одна интересная игра. Рисуете на листе бумаги большой синий квадрат. Даете малышу задание – нарисовать фигуру, отличающуюся от вашей только по одному признаку. Ваше чадо рисует маленький синий квадрат. Затем вы изображаете маленький синий круг. Он – маленький желтый круг. И так до бесконечности, пока не надоест.
Уместно использовать задания с определением большего и меньшего количества предметов. В двух квадратах, расположенных друг против друга, нужно нарисовать, к примеру, сердечки – 6 и 5. Малышу нужно определить, где больше. Конечно, он сразу кинется считать сердечки. Но можно показать ему другой способ.
Покажите, что сердечки объединяются в пары: одно сердечко из левого квадрата соединяете линией с сердечком из правого квадрата. В том квадрате, где сердечко осталось без пары, их больше. Здесь же можно ввести знаки «больше» и «меньше». Бывает, что времени не хватает, чтобы заниматься с малышом и самому рисовать ему задания.
По данной методике выпускается много печатных тетрадей с интересными задачками, которыми можно занять ребенка.
Обучение по Зайцеву
Николай Александрович Зайцев разработал несколько игр и наборов наглядных материалов, облегчающих обучение математике. Например, игра «Сто счет». В нее входит набор карточек с числами в передах 100. Данная игра поможет развить ребенка.
На каждой карточке изображено одно число. Помимо чисел изображены геометрические фигуры в количестве десятков и единиц числа. Например, число 75. Под семеркой изображается ряд из семи прямоугольников, в каждом из которых по десять палочек (7 десятков), а под пятеркой – 1 с пятью палочками (5 единиц).
Постепенно ребенка нужно знакомить с каждой карточкой, можно расположить их на стене в детской. По этим же карточкам можно учиться складывать и вычитать. В методику Зайцева входят также такие игры как «Мне в сотне тесно» (изучение чисел до тысячи), «Платоновы тела» (геометрические умения), «Тысяча плюс» и др.
Школа Соробан
Ментальная арифметика Соробан – школа устного счета в уме. Это именно официальные учреждения, расположенные в нескольких городах России, обучающие детей по данной программе. Школа Соробан строит занятия так, чтобы были задействованы оба полушария мозга. При этом формируют различные навыки и умения:
- речь;
- воображение;
- образное мышление;
- аналитическое мышление;
- память;
- творческие способности;
- внимание;
- интуицию.
Обучение происходит на счетах. Делается акцент на том, чтобы увидеть и запомнить картинку в движении. Затем ребенок сам создает движущиеся образы, придумывает ассоциации. Эта методика создает условия к быстрому восприятию информации, учит синтезировать и анализировать информацию, способствует быстрому счету в уме.
По этой программе могут заниматься дети от 5 до 11 лет.
Техника работы школы Соробан строится по трем основным принципам:
- регулярность;
- увлекательный процесс обучения;
- сильная мотивация.
До недавнего времени методика школы Соробан хорошо работала только с одаренными детьми. С ребятами среднего уровня развития занятия не срабатывали, казались слишком трудными.
В последние годы школа разработала программу, подходящую не только для «вундеркиндов», но и для деток со средними способностями, что позволяет им научиться чему-то большему, развить средние способности до высоких результатов.
По любой выбранной методике можно и нужно учить обратному счету. Сначала для этого следует использовать наглядный материал (те же кубики, карточки, игрушки). Затем важно приучать к обратному счету вслух, но без подручных предметов. Не забываем и про порядковый счет.
Обучение можно проводить, рассказывая сказку. К примеру, «Теремок» («Первая пришла мышка, вторая – лягушка… » и т. д). Затем нужно задавать вопросы малышу (кто был первым, вторым, третьим). Можно попросить его пересказать сказку с использованием порядковых числительных.
Сейчас в школах принято строить комбинированные уроки с межпредметной связью. Например, на уроке математики можно задействовать материал из истории, литературы, географии и другого учебного предмета. При обучении счету дома можно также задействовать другие дисциплины.
В учебнике биологии, скажем, старшего брата или сестры неплохо будет посчитать органы в теле человека, на карте мира – количество материков (связь с географией). Можно петь песенки с числами (связь с музыкой), читать слоги в словах (связь с русским языком).
После ряда домашних занятий с малышом устройте ему небольшую контрольную работу в форме теста. И в зависимости от того, как он с ним справится, наградите небольшим призом. В обучении всегда должна присутствовать стимулирующая составляющая. Не забывайте о счете в повседневности.
Какой метод лучше?
Наиболее эффективный метод тот, что подходит ребенку с учетом его индивидуальных особенностей. Возможно, вы прочитали или услышали о какой-то суперрезультативной методике, но с вашим малышом она плодов не дает. Не стоит мучить себя и ребенка: попробуйте что-то другое, менее сложное. В процессе обучения нужно смотреть правде в глаза – не все дети быстро развиваются, далеко не все из них одаренные, задания для каждого нужно выбирать по силам.
В любой методике используйте игры для поддержания интереса малыша и связь с повседневной жизнью.
С дошкольниками нужно заниматься так, чтобы подготовить к школе. А это не только цифры, счет 1, 2, 3, 4, сложение и вычитание. Дошкольникам нужно развивать логику, аналитическое мышление. Они должны научиться думать, искать решение проблемы самостоятельно, выдвигать предположения, а не просто извлекать из памяти готовый заученный ответ. Хотя во многих ситуациях и без этого никуда.
К началу первого класса ребенок должен знать счет минимум до 20 (желательно до 100), уметь работать в уме с однозначными и двузначными числами. Должен знать, где «право», «лево», «верх», «низ», что значит «больше», «меньше», «поровну».
Никакого счета на пальцах быть не должно. Важно, чтобы действия проводились только в уме. Поэтому и методику выбирайте соответствующую. Любая из вышеперечисленных подойдет.
Несмотря на всю важность достижения результата, не переходите во время занятий на крик, не ругайте и не наказывайте ребенка, если какая-то задача ему не по силам. Желание работать в этом случае вы уже не вернете, и все пойдет крахом.
Малышу должны нравиться занятия. Хорошо, если они будут вызывать радость во время ожидания перед их началом, а не ужас предстоящей пытки.
Подробнее о том, как научить ребенка считать, смотрите в следующем видео.
Урок 5. Принципы обучения счету. Счет до 10, до 20 и до 100. Счет столбиком
Как только дети достигают возраста 2-3 лет, приходит время заниматься с ними счетом более серьезно, нежели просто рассказывать, что такое «мало» и «много», и сколько будет «2 + 2». Этот возрастной период характеризуется максимальной познавательной активностью, а когнитивные способности достигают своего пика. Поэтому-то и сами ребятишки отличаются любознательностью и желанием научиться чему-то, чего не умели раньше. В итоге поступающая информация ложится на благодатную почву, а затем начинает активно применяться детьми в их взаимодействии с окружающими предметами и людьми.
Но при обучении ребенка счету всегда следует иметь в виду, что некоторые данные могут усваиваться несколько проблематично. Ребенок может, например, упустить какие-то числа из числового ряда или вовсе изменить их очередность. Причиной этому служит избирательность детской памяти – по большей части в ней задерживается то, что вызвало в сознании эмоциональный отклик, в частности – интерес. Поэтому и обучение следует строить с основой на нескольких основополагающих принципах, с которыми вам обязательно нужно познакомиться.
Содержание:
1
Принципы обучения детей счету
Следует заметить, что часть представленной информации вам уже может быть знакома из раздела по обучению детей чтению и первых уроков по обучению счету. Но беря во внимание ее важность и необходимость применения, мы позволим себе в чем-то повториться.
Для начала отметим, что в зависимости от возраста, дети могут воспринимать информацию по-разному:
- До 2 лет. Об освоении основ счета говорить еще слишком рано. Нужно просто готовить малыша к будущим занятиям, играя со счетными палочками, рассказывая считалочки, перебирая пальчики и т.д.
- 2 года. Ребенок уже вполне способен воспринимать порядковый счет. Можно учить его поочередному счету предметов от 1 до 10, считая все, что попадает в поле зрения.
- 3-4 года. Ребенок начинает считать, осознавая смысл процесса. Полезно знакомить его с простейшими математическими вычислениями, группировкой предметов.
- 4-5 лет. У ребенка формируется навык счета в уме и развивается способность понимать абстрактные понятия.
Исходя из этого, обучение детей счету должно основываться на возрастных особенностях. А лучшим периодом для освоения основных правил счета является возраст 3-4 лет. Представленные ниже принципы помогут вам облегчить малышу его тернистый путь обучения счету:
- База для освоения ребенком новых знаний – это соответствие информации возрасту, систематичность занятий и их увлекательность, а также последовательность.
- Перед обучением счету нужно объяснить ребенку смысл понятий «меньше» и «больше». Для этого полезно обращать его внимание на окружающие предметы, изображения в книжках и т.д.
- Играя с ребенком в игры по освоению счета, чаще применяйте понятие «поровну». Можете просить разделить кубики между членами семьи, конфеты между другими детьми во дворе и т.д.
- Ребенок должен четко понимать, что значит «сложить», а что значит «вычесть». Смыслу этих понятий легко научить, используя счетные палочки, игрушки, фрукты, овощи, конфеты и т.п. Важно донести до малыша, что при сложении количество увеличивается, а при вычитании – уменьшается.
- Обязательно объясните ребенку, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется.
- В первую очередь научите малыша считать до десяти. Перед переходом к более сложным числам нужно познакомить кроху с разными вариантами сложения и вычитания в пределах первого десятка. Только после этого можно переходить к числам второго порядка.
- Используйте в обучении линейку. Считая до десяти, переставляйте пальчики малыша по сантиметрам. Несмотря на простоту, этот прием задаст основу для счета в уме в будущем.
- Старайтесь придавать занятиям игровую форму. Заучивание и зазубривание здесь неэффективны; они могут сформировать у маленького ученика отрицательное отношение к обучению.
- Не приучайте ребенка к сложению и вычитанию на счетах и не злоупотребляйте манипуляциями предметами при счете. В будущем может оказаться сложно научить ребенка проведению мыслительных операций без использования наглядных материалов.
Эти принципы должны стать вашей базой. Их несоблюдение, конечно же, не катастрофично, но если вы хотите предупредить возникновение нежелательных проблем и затруднений, а также избежать наиболее распространенных ошибок, советуем вам не пренебрегать ими.
Теперь же переходим к основной части нашего урока – упражнениям по обучению детей счету. Делятся они на три категории: счет до 10, счет до 20 и счет до 30.
2
Учим ребенка считать до 10
Научить ребенка считать до 10 проще всего. Для этого вам нужно всего-навсего играть с ним дома в несколько игр и с пользой проводить время:
- Сначала обучите малыша основам пальчикового счета, познакомив его с числами от «1» до «5». Но учитывайте, что приучить к счету на пальцах намного легче, чем отучить от него. Из-за невнимательности родителей даже многие пятиклашки нередко продолжают считать, используя пальцы. А это в свою очередь оказывает негативное влияние на дальнейшее развитие.
- Ищите или рисуйте сами картинки, на которых изображено от одного до пяти объектов. Но сами цифры пока не показывайте ребенку, т.к. он может запутаться. Помните, что использовать картинки эффективнее всего до трех лет.
- Устраивайте совместные просмотры развивающих телепередач и мультфильмов. Впрочем, при желании обучающие материалы можно найти в интернете.
- Время от времени используйте для обучения счеты. В магазинах товаров для детей сегодня можно найти множество их вариаций в самом разном исполнении (не забывайте, что приучать к счетам не нужно).
- Читайте малышу считалочки и стишки, где употребляется счет, фигурируют числа и другие элементы математики.
- В свободное время считайте все, что окружает вас дома, на улице, в магазине и т.д.
- Изучив первые пять цифр, переходите к изучению следующих пяти.
3
Учимся считать до 20
После освоения ребенком пальчикового счета до пяти и десяти и цифр первого числового ряда (обязательно убедитесь, что материал усвоен хорошо и малыш не путает последовательность) можно смело начинать изучать счет до 20. Делается это тоже достаточно легко – с применением такого метода:
- Сначала вам нужно объяснить ребенку, что числа, идущие после первых девяти, содержат по две цифры. Растолкуйте, что первыми цифрами в этих числах обозначаются десятки, а вторыми – единицы.
- Подготовьте две небольшие коробки или какие-то другие емкости, а также пару десятков предметов, лучше одинаковых. В первую коробку поместите 12, 13 или 14 предметов, а во вторую – 1, 2 или 3 предмета. Это нужно, чтобы ребенок наглядно увидел разницу.
- Следующим шагом будет рассказ малышу о том, что числа всегда идут в одной последовательности, т.е. после «10» идет «11», затем «12», потом «13» и т.д.
- Когда увидите, что юный математик усвоил основы счета до 20 и не путает последовательность чисел, начинайте давать ему небольшие задания на закрепление навыка. К примеру, попросите ребенка подать вам 14 пуговиц, 12 ягодок, 15 монеток и т.д.
4
Учимся считать до 100
Учиться считать до сотни лучше всего в младшем дошкольном возрасте – в период от 4 до 6 лет. Здесь все не намного сложнее, чем на предыдущем этапе:
- Изначально расскажите ребенку о том, что существуют числа «30», «40», «50», «60» и т.д. до «100», а также о том, что всего есть десять десятков. Не забудьте упомянуть, что между всеми десятками стоят конкретные единицы, и снабдите свое повествование простыми примерами.
- На изучение каждого десятка отводите один день, выполняя задания, аналогичные заданиям при обучении счету до 20. Вечером каждого дня уделяйте 15-20 минут на повторение материала. Для наглядности сначала можно использовать предметы домашнего обихода или игрушки. Если замечаете, что какая-то информация усваивается ребенком не очень хорошо, возвращайтесь к началу текущей темы.
- В качестве вспомогательных методов применяйте дидактические материалы и развивающие игры. Записывайте последовательности чисел и давайте малышу задание искать пропущенные или конкретные числа, названные вами.
- Как можно чаще хвалите своего ребенка. Избегайте негативных оценочных фраз, например, «У тебя не получается», «Ты не выполнил задание», «Ты плохо понимаешь» и т.д. Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми. Старайтесь всеми силами сохранять у него мотивацию и положительный настрой.
При помощи таких нехитрых способов вы сможете легко и быстро научить дитя считать до ста. Но параллельно с этим нужно начинать осваивать математические операции, для начала – сложение и вычитание (не простейших чисел, а двухзначных). Для этого советуем вам научить ребенка считать столбиком.
5
Учимся считать столбиком
Начинать обучение счету столбиком следует, убедившись в том, что маленький человечек хорошо понял счет до 100 и разбирается в десятках. Если все отлично, объясните, как образуются однозначные и многозначные числа, и покажите, как они записываются. После этого донесите до детского сознания, что операции с цифрами производятся разрядно, т.е. с единицами и десятками при счете столбиком работают отдельно.
Если складывать цифры, в сумме образующие более десяти, у ребенка поначалу может возникнуть непонимание. К примеру, вам требуется сложить «14» и «18». Так, складывая «4» и «8» и получая «12», нужно вторую цифру записать, а первую держать в уме, чтобы потом сложить ее с суммой первого столбика цифр. Т.е. «1» + «1» «2» + «1» (единица, которая была в уме) «3». В итоге в первом столбике получаем «3», а во втором «2», что и означает «32». Если вдруг малыш с трудом сохраняет в уме одну цифру, облегчите ему задачу, записывая ее над первым столбиком. По мере освоения метода вспомогательные приемы лучше исключить.
По сути, в овладении умением считать столбиком проблем у ребенка возникнуть не должно. Но всегда нужно проявлять терпение, и при необходимости объяснять одно и то же по нескольку раз как можно доходчивее. И здесь будет уместно упомянуть о трех главных правилах обучения детей счету.
6
3 золотых правила обучения детей
Задавшись идеей помочь своему чаду освоить базовые математические навыки в дошкольном возрасте, придерживайтесь следующих правил:
- Установите конкретное время, когда вы будете заниматься. Возьмите в расчет то, что, во-первых, заниматься нужно каждый день, во-вторых, как минимум полчаса в день, и в-третьих, продолжительность одного занятия не должна превышать 15-20 минут. В противном случае вы перегрузите мозг ребенка, а это чревато быстрой утомляемостью, потерей интереса и даже негативным отношением к занятиям вообще, в том числе и к конкретному предмету в школе в дальнейшем.
- Систематически повторяйте пройденный материал в контексте новых заданий. Это значит, что нужно не заучить «назубок», сколько будет «3» + «5», а регулярно тренировать уже освоенные навыки, решая более трудные задачи.
- При любом намеке на то, что ребенок не справляется с заданиями или не понимает что-то, не нужно проявлять упорство. Грамотнее будет возвратиться к более простым задачам, а через некоторое время вновь попробовать решать сложные. Даже не являясь специалистом, вы должны проявлять педагогический профессионализм, т.е. подстраиваться под мышление своего ребенка.
На этом мы заканчиваем шестой урок, и желаем вам успехов в ваших начинаниях. Применяйте методы, советы и рекомендации, которые мы представили, придумывайте различные варианты игр и занятий, пробуйте новое и экспериментируйте – тогда вас непременно ждет успех.
Следующий урок мы посвятили изучению таблицы умножения. Из него вы узнаете, что и как делать, чтобы ребенок быстро ее выучил, с чего следует начинать, что нужно делать, чтобы она быстрее запоминалась, и как проверять прогресс. Также мы дадим несколько советов, которые помогут вам избежать самых распространенных ошибок.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Кирилл НогалесКоличественный счет предметов. Видеоурок. Математика 1 Класс
Количественный счет – это определение количества предметов, используя этот счет можно ответить на вопрос сколько?. То число, которое при счете называют последним, указывает на количество предметов.
Посмотрите на картинки (рис. 1-10) и ответьте на вопрос: сколько предметов вы видите?
Решение
1.
Рис. 1
На картинке 1 мяч.
2.
Рис. 2
На картинке 2 яблока.
3.
Рис. 3
На картинке 3 пирамидки (считаем их: один, два, три – три пирамидки).
4.
Рис. 4
Считаем: один, два, три, четыре.
На картинке 4 цветка.
5.
Рис. 5
Считаем: один, два, три, четыре, пять.
На картинке 5 карандашей.
6.
Рис. 6
Считаем: один, два, три, четыре, пять, шесть.
На картинке 6 листочков.
7.
Рис. 7
Считаем: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь.
На картинке 7 бабочек.
8.
Рис. 8
Считаем: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь.
На картинке 8 чашек.
9.
Рис. 9
Считаем: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять.
На картинке 9 птичек.
10.
Рис. 10
Считаем: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять.
На картинке 10 снежинок.
У количественного счета есть свои правила. Давайте их рассмотрим.
1. Перед нами утята (рис. 11). Сколько их?
Рис. 11
Для ответа на вопрос произведем расчет слева направо. Считаем: один, два, три, четыре, пять (рис. 12). На картинке 5 утят.
Рис. 12
А теперь посчитаем утят справа налево. Счита
Линейка для счета по математике — Все о детях
Наталья Мелкова
Дидактическая игра «Веселый счет. Учимся считать от 1 до 5»
Представляю Вашему вниманию варианты дидактических игр, направленных на формирование математических представлений, обучению счету до 5 и знакомству с цифрами, с использованием сенсорных элементов на развитие мелкой моторики (прищепок, деталей на липучках, магнитов, пазлы, сделанные своими руками.
Предлагаемые варианты игр предназначены для детей 3-5 лет.
Цель:
1. Знакомство детей с числами от 1 до 5, закрепление цифр и числового ряда в пределах 5.
2. Закрепление обратного и порядкового счета, соотнесение числа и количества.
3. Развитие внимания, памяти, наглядно-образного и логического мышления, умения анализировать, сравнивать, классифицировать через обучение счетным операциям и дидактическим играм. Корригирование и развитие долговременной памяти.
4. Формирование у детей сенсорных способностей, тактильных ощущений.
5. Развитие представлений о цвете, форме, величине и свойствах предметов через яркие наглядные образы и игровую деятельность.
Материал:
Все варианты игр неразрывно связаны с мелкой моторикой, ловкостью пальчиков и зрительно-моторной координацией. Все игровые элементы сшиты из фетра разной жесткости и других материалов, благодаря которым обогащается сенсорный опыт детей. В качестве дополнительных сенсорных элементов используются два вида прищепок: деревянные – 4см и пластмассовые – 6см, неодимовые магниты, липучки. В качестве основы под липучки (для прочного, цепкого скрепления) использовала велкроткань (банки и живот курицы).
ВАРИАНТЫ ИГР:
#1. ПАЗЛ «БОЖЬИ КОРОВКИ».
Пазлы — это отличная развивающая игрушка. Они отлично влияют на развитие логического и пространственного мышления, внимания, памяти. Складывая картинку, ребенок развивает мелкую моторику рук и начинает лучше координировать свои движения. Развивая подобные навыки, ребенок в дальнейшем сможет легко освоить письмо и речь.
Посчитаем точки на спине у божьих коровок и соединим их с нужной цифрой.
#2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ФЕТРОВЫЕ КАРТОЧКИ «ЛАДОШКИ» — знакомство со счетом до пяти на пальчиках.
Пальчики на протяжении долгого времени помогают ребенку считать. На вопрос: «Сколько тебе лет?» малыши прибегают к пальчикам, показывая свой возраст (один, два, три). Получается, что это не только указательный жест для общения, но и полезное упражнение для мелкой моторики, и математический знак, обозначающий количество, и великолепное упражнение на развитие координации, силы пальцев рук и т. д.
Когда ребенок начинает учиться считать, еще не осознавая, что такое число, удачным методическим приемом может послужить прием соотнесения объектов счета с пальцами рук. Очень важно в самом начале знакомства с числами осознать, что один – это один объект, два – одновременно два объекта, и т. д. А с помощью пальцев это сделать легко. Причем осознание этого факта при использовании пальцев рук идет сразу по нескольким каналам восприятия: зрительному (видим, слуховому (слышим, произносим, тактильному (чувствуем, кинестическому (двигаемся).
Предлагаем ребенку приложить пальчики к карточке и назвать число, тем самым соотнести число и количество.
Очень полезный прием для развития мелкой моторики – использование разноразмерных прищепок, что способствует развитию координации и силы пальцев рук.
Маленькие деревянные прищепки с цифрами…
Более крупные (а соответственно удобные) пластмассовые прищепки…
Параллельно знакомить детей с цифрами, делая упор на зрительную память.
#3. «ПОМОГАЕМ БАБУШКЕ КОНСЕРВИРОВАТЬ ЯГОДЫ, ФРУКТЫ, ОВОЩИ И ГРИБЫ».
Предлагаем детям разложить определенное количество сочных ягод и фруктов по банкам…
Посчитать их количество…
Банки «для консервирования» выполнены из велкроткани, поэтому ягоды и фрукты (и другие овощи и грибы) с липучками на обратной стороне — замечательно цепляются на них. Таким образом, банки с ягодами и фруктами можно свободно перемещать в процессе обучающей игры, переносить и хранить.
А теперь тоже самое с овощами…
Как вариант разложить яблоки по цветам. Цвет яблока должен совпасть с цветом крышки на банке.
А теперь посчитаем сколько яблок и груш в каждой банке.
А теперь посчитаем грибочки.
4. «СВЕТЛЯЧКИ».
Солнце спряталось. Темно.
Время за полночь давно
В травке яркий маячок –
Притаился светлячок.
Отвечайте дружно, дети:
Кто нам ночью в травке светит?
Поместился в кулачок
Этот крошка светлячок.
Ребенок должен посчитать сколько светлячков залетело в банку.
5. «ЦЫП – ЦЫП – ЦЫП МОИ ЦЫПЛЯТА».
Вышла Курочка гулять,
Малых деток посчитать:
— Раз, два, три, четыре, пять,
Вместе мы идем гулять.
Мама – курица выполнена из жесткого фетра, а ее животик из велкроткани, что позволяет с легкостью крепить к ней яички и цыплят (у которых имеются липучки на обратной стороне).
Крылья курочки складываются и держатся за счет скрытых под фетровыми цветочками неодимовых магнитов. Все это, в свою очередь, является дополнительным тренажером для детских пальчиков.
Ребенок должен посчитать сколько яиц у курицы…
Сколько вылупилось цыплят, а сколько еще нет…
Сколько цыплят мама спрятала под крыльями?
А сколько всего цыплят у курицы?
Source: www.maam.ru
Читайте также