Первые звуки: предречевое развитие ребёнка
Все голосовые реакции ребёнка можно разделить на две группы: рефлекторные и социализированные звуки. Среди рефлекторных выделяют крик и звуки удовольствия.
Уже ко 2-му месяцу жизни крик ребёнка начинает приобретать всё новые и новые оттенки, а к 3 месяцам мама уже может определить, почему кричит малыш: голоден ли он, мокрый ли он или у него что-то болит. Во всех случаях крик имеет свои особенности. У здорового младенца интонационная окраска крика отчётливо выражена начиная с 3-го месяца жизни. У детей, перенёсших родовую травму, асфиксию в родах и другие патологические состояния, интонационные особенности крика могут отсутствовать. Голос у таких детей тихий, монотонный. Нарушения в развитии интонационной окрашенности крика часто сочетаются с трудностями кормления. Малыш может плохо сосать, поперхиваться и захлёбываться во время кормления, иногда молоко вытекает у него через нос. Такого малыша следует обязательно показать невропатологу.
В первые месяцы в крике ребёнка преобладают гласноподобные звуки, имеющие некоторый носовой оттенок. Это звуки типа «э», «ай». Иногда звуки напоминают согласные «г», «к», «н». Но поскольку они рефлекторной природы, их не считают предшественниками фонем. И тем не менее, произнося эти звуки, малыш учится координировать работу дыхательной, фонаторной и артикуляционной мускулатуры. Развивается и обратная связь между артикуляционными движениями и их слуховым восприятием.
Рекомендуем вам внимательно прислушиваться к крику ребёнка. Характер крика имеет важное диагностическое значение. У здорового младенца 2-го месяца жизни крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлинённым выдохом. Дети с поражением центральной нервной системы, у которых в дальнейшем возникают расстройства речи, в первые месяцы могут не кричать. Или крик у них бывает пронзительным, либо, наоборот, очень тихим. На выдохе ребёнок всхлипывает или вскрикивает. Признаком неблагополучия является и значительный носовой оттенок голоса. Если у здорового младенца интонационные особенности крика формируются к 3 месяцам жизни, то при органическом поражении центральной нервной системы, например при детском церебральном параличе, крик остаётся однообразным, невыразительным.
Звуки удовольствия, как мы говорили, также имеют рефлекторную природу. Обычно после кормления или после того, как вы переодели мокрого или грязного малыша, вы слышите звуки довольного кряхтения, удовлетворённого ворчания, гуканья, гуления или начального лепета. Среди них чаще встречаются передние гласные и задние согласные. В отличие от крика, они не имеют носового оттенка. Специалисты считают, что речь развивается быстрее, когда слух стимулируется звуками удовольствия. Наибольшее значение среди них имеют гуление и лепет.
Стадия гуления охватывает первое полугодие жизни ребёнка. Звуки гуления возникают на выдохе. Гуление – своеобразная тренировка речевого дыхания. Звуки гуления произносятся спонтанно, с открытым ртом. Репертуар их обогащается, как и интонации. Звуки гуления уже приближаются к стандартным фонемам.
В период гуления часто рефлекторные звуки нередко переходят в социализированные. Малыш всё чаще начинает использовать гуление для общения с окружающими. Он может гулить и оставаясь один в комнате. Но с вашим появлением гуление усиливается. Постепенно малыш начинает произносить длинные цепочки звуков, как бы подражая самому себе.
Вначале гуление возникает в общем комплексе оживления, который сопровождает эмоциональное общение ребёнка и взрослого. В период так называемого истинного гуления движения ручек и ножек малыша постепенно притормаживаются, и он как бы сосредотачивается на новых для него артикуляционных и слуховых ощущениях. Это необходимая предпосылка для формирования основных механизмов речи и развития самоподражания – нового качественного приобретения в период доречевого развития.
У детей с поражением центральной нервной системы, в частности при детском церебральном параличе, развитие голосовых реакций нарушено. При тяжёлых формах болезни гуление не появляется вообще, при более лёгких – возникает в более поздние сроки. Звуки его однообразны, произносятся редко и тихо, часто сопровождаются чрезмерно хаотичными движениями конечностей.
В первом полугодии жизни ребёнка вас должны насторожить: отсутствие гуления, повышение мышечного тонуса языка, неправильное положение его в полости рта ( он может отклоняться от средней линии), так называемый большой язык при полуоткрытом рте, появление его насильственных движений. Такого малыша нужно обязательно показать невропатологу, поскольку у него в дальнейшем могут возникнуть трудности с произношением звуков. Они связаны не только с недостаточностью речевых движений, но и со слабостью, неотчётливостью их ощущений. Ребёнок может нечётко или искажённо воспринимать положение языка, губ, что сильно затрудняет развитие правильного произношения звуков. С малышом необходимо специально заниматься.
К 5-6 месяцам здоровый ребёнок начинает произносить сочетания губных и гласных звуков, таких, как «баа», «маа», а также язычных звуков «ттт» и «лаа». В это же время появляется и первый слог «ба» или «ма». Вначале он произносится однократно, очень редко и как будто случайно. Это начало развития лепета. Лепет – повторное произнесение слогов под контролем слуха. В лепете каждый звук артикулируется одновременно с выходом. Так ребёнок тренирует координацию дыхания и артикуляции.
Развитие речи ребенка от рождения до 6 месяцев
Возрастная психология, детская психология, воспитание детей
Toggle it Child-psy- Уроки понимания
- Когда ваш ребенок сводит вас с ума
- Когда мы чувствуем собственную беспомощность
- Хрустальный шарик детства
- Что знают специалисты о вашем ребенке
- Когда родительская любовь заходит слишком далеко
- Кое-кто не хочет, чтобы его обнимали
- Потребность в приватности
- Волшебное слово: «Жди!»
- Как много можно рассказать ребенку
- Обделены ли заботой и вниманием дети, матери которых работают?
- Усталость, граничащая с безумием
- Когда ребенок врет
- Мама, я боюсь!
- Если ваш ребенок грозится убежать
- Когда ребенок все время ноет
- Когда ребенок невоспитан
- Дети, подверженные несчастным случаям
- Правда и выдумки о привычках
- Не кусайте руку, которая вам протянута
- Почему дети не спят?
- Общаться с ребенком — как?
- Урок первый: Безусловное принятие
- Урок второй. Помощь родителей. Осторожно!
- Урок третий. «Давай вместе!»
- Урок четвертый. «А если не хочет?»
- Урок пятый. Как слушать ребенка.
- Урок шестой. Двенадцать против одного или что нам мешает слушать ребенка.
- Урок седьмой. Чувства родителей.
- Урок восьмой. Как разрешать конфликты.
- Урок девятый. А как насчет дисциплины?
- Урок десятый. «Кувшин» наших эмоций.
- Можно ли что-то поправить? Как?
- Капризничает? Значит, развивается!
- 5-я неделя: мир меняющихся ощущений
- 8 недель : мир явлений
- 12-я неделя: мир плавных переходов
- 19-я неделя: мир событий
- 26-я неделя: мир взаимосвязей
- 37-я неделя: мир категорий
- 46-я неделя: мир последовательностей
- 55-я неделя: мир задач
- 64-я неделя, или почти 15 месяцев
- 75-я неделя, или 17 с небольшим месяцев
- Продолжаем общаться с ребенком. Так?
- Ребенок растет
- Живем вместе
- Наше общение
- Важные правила общения с детьми
- Жила была девочка, похожая на тебя…
Дорис Бретт
- Когда ваш ребенок сводит вас с ума
- Развитие ребенка
Развитие речи- Развитие речи ребенка от рождения до 6 месяцев
- Развитие речи ребенка от 6 до 12 месяцев
- Развитие речи ребенка от 1 года до 3 лет
- Развитие речи ребенка от 4 до 6 лет
- Развитие речи ребенка от 6 до 7 лет
- Если ребенок ругается матом
- Как развивать речь ребенка. От рождения до трех лет.
- Нормы развития
- Развитие ребенка от 6 до 9 месяцев.
- Развитие ребенка от 0 до 3 месяцев
- Развитие ребенка от 3 до 6 месяцев
- Развитие ребенка от 9 до 12 месяцев
- Кризис первого года.
- Как прибавить в росте и вырасти с своих глазах.
- Как научить ребенка …
- Как научить ребенка пользоваться туалетом
- Как научить детей контролировать гнев
- Как научить ребенка спокойно ложиться спать
- Как научить ребенка заботиться о зубах
- Как научить ребенка побороть страх
- Как научить ребенка не пачкать пеленки
- Первые шаги
- Когда ребенок начинает ходить на четвереньках
- Когда ребенок начинает активно двигаться
- Когда ребенок делает первые шаги
- Календарь развития ребенка
- Календарь развития ребёнка от рождения и до года
- Календарь развития ребёнка от года до 6 лет
- Физическое развитие детей до года
- Таблица изменения роста и веса ребенка от 0 до года.
- Таблица изменения роста и веса ребенка от 1 года до 3 лет
- Таблица изменения роста и веса ребенка от 3 до 7 лет
- Таблица изменения роста и веса ребенка от 7 до 17 лет
- Норма роста и веса для подростков
- Гормоны роста человека (СТГ и ИФР)
- Тяжелая кость : сколько на самом деле весил скелет человека
- Ожирение у детей
- Психологическая зрелость
- Гимнастика для малышей
- Развитие внимания у детей дошкольного возраста
- Выявление способностей у детей и их развитие
- Азбука для родителей
- Дети нового поколения
- Дети Индиго. Особенности развития.
- Невероятные левши: понятия леворукость и левшество
- Одаренные дети: особенности психического развития
- Творчество и одаренность
- Половое воспитание
- Нагота
- Представления о поле
- Половые игры
- Половая уравновешенность
- Половой опыт
- Мастурбация
- Стереотипы мужественности — женственности у подростков
- О детской сексуальности и формирование полоролевой ориентации
- Что, как и когда говорить ребенку о сексе.
- Сексуальное воспитание: коротко о том, что должен знать ребенок.
- Об извращенцах, насильниках, преступниках и др. опасностях.
- Дети и эмоции.
- Как научить ребенка общаться
- Покончим с истериками
- Как победить буку?
- Миф о тихонях
- Как преодолеть застенчивость?
- Почему ребенку трудно со сверстниками
- Детские чувства
- Кормление и еда.
- Искусственное вскармливание
- Кормление по просьбе ребенка
- Кормление насильно
- Расставание с рожком
- Тошнота и рвота
- Еда
- В постель с рожком
- Семья
- Первый ребенок
- Единственный ребенок
- Второй ребенок
- Младший и средний ребенок
- Почему в семье разные дети?
- Младший ребенок
- Мать
- Отец
- Жизненный цикл семьи: Основные кризисы
- Приемный ребенок
- Распад семьи. Развод
- Соперничество братьев
- Родители и дети
- Родительская любовь
- Смерть близкого человека
- Средний ребенок
- Старший ребенок
- Близнецы
- Бабушка и дедушка
- Отчим
- Мачеха
- Ребенок без отца
- Дети развода: потеря любимого
- Близнецы в детском саду
- Близнецы идут в школу
- Близнецы в школе: проблемы обучения
- Дед Мороз
- О чем плачет ребенок?
- Пеленать или не пеленать ?
- Детский сад: за и против
- Детские капризы
- Игрушки
- Избалованные дети
- Комплекс вины
- Контроль за мочевым пузырем
- «паршивая овца» в семье
- Отвергнутый ребенок
- Отпуск
- Манежик
- Лечебные игры
- Левша
- Летний лагерь
- Наказание
- Когда мы говорим «Нельзя!»
- Наследсвенность
- Непослушание
- Неуверенность в себе
- Музыка
- Игра.
- Пассивное сопротивление
- Плохие сны
- Подарки
- Привилегии
- Пoрицание
- Подзатыльники
- Развитие речи
- Приходящая няня
- Разочарования
- Религиозное воспитание
- Робость
- Самостоятельность
- Слезы
- Соска
- Детские страхи
- Тревожное состояние
- Фантазирование
- Чрезмерная живость
- Стремление сломать игрушку
- Бранные слова
- Воображение
- Дружба
- Дух соперничества
- Дух противоречия
- Дисциплина
- Воровство
- Агрессивность
- Домашние животные
- Детское КУПИ!
- Рост и вес новорожденных
- Знакомим ребенка с компьютером
- Как выбрать очки ребенку? Выбор оправ и линз.
- Очки или контактные линзы: что выбрать для ребенка?
- Как выбрать детский лагерь: критерии выбора, важные детали
- От чего зависит рост ребенка и каким он будет, когда ваш ребенок вырастет.
- В отпуск с ребенком
- Дети и деньги
- НЛП в воспитании ребенка: несколько советов от специалиста по НЛП
- Когда режутся зубки
- Я потерялся: для детей и родителей
- Как рассказать ребенку о сексе
- Жадность и конфликты на детской площадке
- Детские ходунки и прыгунки: ЗА и ПРОТИВ
- Почему дети не любят полезную еду, и обожают фастфуд.
- Цветовая диагностика детей для определения типов личности.
- Метод кнута и пряника, или оперантное научение
- Дети нового поколения
- Проблемы развития
- Детские страхи
- Боязнь темноты
- Нарушение сна и ночные кошмары
- Рисование страхов
- Метод избавления от страхов с помощь игр
- Метода анатомирования и манипулирования страхами
- Устранение страхов с помощью арт-тепарии
- Беспокойство у младенцев: детские страхи до года
- Детские страхи в период от 1 года до 3 лет
- Детские страхи в период от 3 до 5 лет
- Коррекция детских страхов у детей 5-9 лет
- Энурез
- Ночное недержание мочи
- Методика укрепления мочевого пузыря
- Энурез. Недержание мочи у детей, подростков и взрослых – причины и лечение.
- Леворукий ребенок
- Тесты и методики для определение леворукости
- Как подготовить леворукого ребенка к школе
- Проблемы переучивания
- 10 советов родителям леворукого ребенка
- Безруких М.М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми
- Тетрадь для занятий с детьми. Часть 1.
- Тетрадь для занятий с детьми. Часть 2
- Тетрадь для занятий с детьми. Часть 3
- Тетрадь для занятий с детьми. Часть 4
- Тетрадь для занятий с детьми. Часть 5
- Тетрадь для занятий с детьми. Часть 6
- Школьные проблемы левшей
- Леворукие дети и математика: секреты обучения маленьких левшей
- Детские страхи
как научить, что делать, если не начинает и что думает об этом Комаровский
С рождением малыша в семье начинается период незабываемых событий.
Один из таких моментов — когда ребенок начинает издавать свои первые звуки: гулить, агукать.
Но когда малыш немножко задерживается с произношением звуков, мама и папа начинают искать причины, предпринимать какие-то меры, чтобы малыш заговорил.
Зачастую, молчание малыша обусловлено разными факторами, которые никак не связаны с задержкой в развитии.
Во сколько месяцев малыш должен начинать издавать первые звуки: гулить, агукать? Как ускорить процесс появления агуканья у малыша?
Во сколько месяцев у новорожденных появляются первые звуки
Первый месяц своей жизни новорожденный не издаёт никаких звуков. Он плачет и кряхтит, чем даёт понять маме и папе, что ему что-то требуется. Первые звонкие выражения желаний в виде гуления и агуканья появляются несколько позже. Как раз гуление — это первый шаг к общению, который может проявиться уже на втором месяце жизни крохи.
Как отмечают специалисты, детки всех языковых групп изначально издают похожие звуки. Проще всего малышам удаётся издавать гласные звуки. У малыша появляется гортанная речь, которая очень похожа на голубиное гуление, отсюда этот способ общения малыша и получил своё название.
Достигая трёхмесячного возраста, малыш уже способен произносить первое «агу». В этот период ребенок уже начинает узнавать близких людей, отвечать улыбкой на их появление рядом, а также пытаться общаться с ними с помощью своего первого «агу». Агуканье является показателем адаптации ребенка к окружающей среде. Примерный период начала «агуканья» малыша — 1,2 — 2,5 месяца.
Внимание! Если до 4 месяцев малыш не начал гулить, возможно у него нарушен слух или речевой аппарат. Это повод показать кроху врачу.
Чем отличается агуканье от гуления?
Гуление и агуканье — это два этапа развития речевого аппарата.
Первый этап — гуление. В этот момент ребенок произносит протяжные, похожие на пение гласные звуки «а», «о», «у», «и», «е».
Данный период может растянуться от двух недель до четырех месяцев, прежде чем малыш произнесет свое первое «агу».
После этого, малыш в один момент добавляет в свою речь несколько согласных звуков, что свидетельствует о переходе на следующий этап развития речевого аппарата.
Буквы «х», «к», «г» помогают малышу агукать.
Справка! Многие малыши во время гуления часто подражают пению. Тихие песенки с протяжными гласными в этот период для малыша будут как никогда кстати.
Что делать, если грудничок не начинает гулить или агукать?
Долгое молчание малыша настораживает, и мама сразу начинает приглашать врачей, искать причины отсутствия гуления. Но всё можно постараться исправить самостоятельно, важно следовать некоторым простым правилам, которые наверняка подтолкнут кроху к общению:
- Больше общайтесь с малышом. Чем чаще он слышит родную речь, тем быстрее он начнет произносить звуки.
Важно! При общении с ребенком важна эмоциональная составляющая. Необходимо разговаривать с ним спокойным, размеренным тоном.
- Жестикуляция. Движения руками, пальчиковые игры во время разговора с малышом также подтолкнут его «включиться» в разговор. Простые, всем знакомые игры «Сорока-сорока», «Ладушки» могут применяться с самого рождения.
- Не сюсюкать. Многие родители считают, что пока ребенок ещё маленький, с ним можно сюсюкать, искажать слова, в чем очень ошибаются.
Важно! Четкое, правильное произношение слов не только ускорит процесс возникновения гуления и агуканья, но и поспособствует возможному раннему произношению слогов, слов и предложений.
- Развитие моторики рук. Мелкой и крупной моторике ручек малыша нужно уделять внимание с рождения. Нервные окончания, содержащиеся на кончиках пальцев напрямую влияют на развитие речи.
- После начала первого гуления родителям нужно начать повторять звуки за малышом, постепенно добавляя новые буквы. Это поможет перейти от гуления к агуканью.
Как научить навыку?
Чтобы малыш начал гулить, важно выполнять с ним простые упражнения, благодаря которым вскоре он начнет издавать певучие, протяжные звуки.
- Пойте песенки. Колыбельные, спокойные детские попевки помогут малышу закрепить опыт гуления и скорее начать агукать. Сочетание протяжных гласных с примесями отрывистых согласных являются сильным стимулом развития речи малыша.
Справка! Сегодня существует множество протяжных песенок с алфавитом. Благодаря им ребенок будет учиться гулить и уже запоминать необходимые для гораздо более позднего возраста вещи.
- Делайте массажи. Массаж ладошек и пальчиков, а также ступней младенца помогут начать ему скорее заговорить. Содержащиеся на кончиках пальцев нервные окончания напрямую связаны с развитием речи. Лёгкий массаж можно начать делать с первых дней жизни крохи, а в более взрослом возрасте (от 6 месяцев) можно под наблюдением взрослых давать ему играть с крупами (фасоль, горох, пшено и т.д.), что является лучшей методикой развития мелкой и крупной моторики.
- Читайте стишки, сказки, потешки и другие детские произведения. Это будет развивать не только речь малыша, но и память.
Что об этом думает доктор Е. Комаровский
Также рекомендуем посмотреть еще одно видео о том, в каком возрасте, как правило, малыши начинают агукать :
Гуление и агукание малыша — быстро сменяющие друг друга этапы развития. Чтобы эти процессы не стали разочарованием для мам и пап, необходимо с самого рождения готовиться, ждать первые звуки малыша и подготавливать к этому ребенка. Простые упражнения подтолкнут кроху к первому гулению и «агу». Но самое важное — сохранять эмоциональное спокойствие внутри семьи и отдавать малышу всю любовь и нежность.
17 знаков, с помощью которых ребенок хочет что-то сказать, когда еще не умеет говорить
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Когда ребенок совсем маленький, у родителей возникает масса страхов за его самочувствие и вопросов, что именно ему хочется и что беспокоит. Как понять малыша без слов? Специалисты выделяют 3 основных способа, с помощью которых ребенок «разговаривает» со взрослыми.
Каждый родитель учится понимать индивидуальные знаки своего ребенка, а мы в AdMe.ru заинтересовались, какие есть общие правила распознавания потребностей.
По плачу
В первые 4 месяца после рождения ребенка плач — это основной способ выразить свои потребности. Но как отличить, скажем, голодный плач от болевого и прочих?
- Призывный плач. Малыш долго находится один, хочет, чтобы его взяли на руки. Он кричит 5–6 секунд, затем делает паузу около 20 секунд, как бы ожидая результата. Если родитель не реагирует, то такая цикличность повторяется несколько раз, пока плач не переходит в сплошной.
- Голодный плач. Может начинаться с призывного плача, но если малыша взяли на руки и не покормили, то плач продолжается, переходит в истеричный, ребенок крутит головой, может издавать чмокающие звуки.
- Плач при болях. Такой плач будет монотонным, громким и непрекращающимся, периодически возникают истерические всплески, которые говорят о том, что болевые ощущения усиливаются. Но если ребенок заболевает, то его плач может быть монотонным, но тихим, так как нет сил на громкие звуки.
- Плач при физиологических процессах. Даже простой выход лишнего воздуха из организма, мочеиспускание или дефекация могут поначалу вызывать у ребенка неприятные ощущения. Такой плач напоминает хныканье, писк.
- Сонный плач. Когда малыш очень хочет спать, но по каким-то причинам не может заснуть, плач напоминает обиженное, ровное хныканье и сопровождается зевотой, ребенок может тереть глаза и уши.
- Плач при неудобстве. Такой плач довольно раздраженный и прерывистый, часто сопровождается ерзанием, малыш может крутиться и выгибаться. Это значит, что нужно проверить подгузник, возможно, ему неудобно в одежде, жарко или холодно.
Кроме того, даже очень маленькие дети могут плакать, когда им хочется сменить обстановку, когда они разочарованы или испытывают скуку.
По звукам
Австралийский педиатр Присцилла Данстен занимается исследованием ранних детских звуков (до 3–4 месяцев) более 20 лет. В ее экспериментах участвовали тысячи малышей разных национальностей. Присцилла считает, что первичные рефлекторные звуки интернациональны.
А вот после 4 месяцев ребенок издает звуки, желая пообщаться, и они имеют меньше отношения к физическим потребностям. Присцилла открыла свою школу, обучая новоиспеченных родителей понимать своих малышей. Считается, что, вовремя распознав эти звуки, можно предотвратить плач.
«Словарик» основных звуков:
- «Ня» («не») — «Хочу есть!» Такой звук получается, когда ребенок прижимает язычок к небу, и порожден сосательным рефлексом.
- «Э-э» («эи») — «Сейчас срыгну!» Этот звук образуется, когда из пищевода начинает выходить воздух, а ребенок пытается рефлекторно его вытолкнуть.
- «Ау» («оу», «оы») — «Хочу спать, устал!» Складывая губы трубочкой, то есть при первых признаках зевоты, малыш издает такой «звук усталости».
- «Хе» — «Мне некомфортно!» Неприятные тактильные ощущения заставляют ребенка двигаться, болтать ручками и ножками. А когда при этом приоткрыт рот, получаются именно такие звуки.
- «Иэо» («иэу») — болит живот, газы. Напрягая животик и стараясь избавиться от боли, ребенок выдыхает, звуки искажаются, и получается жалобный стон.
По движениям
этапы произношения звуков, как научить агукать и говорить
Последнее обновление статьи:
Гуление и агуканье — это этап речевого развития младенца, в ходе которого ребёнок экспериментирует с произношением артикулированных звуков, но ещё не начинает произносить никаких узнаваемых слов. Младенцы не обязательно гулят, когда радуются или расстраиваются. Они также могут болтать спонтанно и беспрерывно, когда эмоционально спокойны.
Когда ребёнок начинает агукать и гулить?
Гуление и агуканье появляется вскоре после рождения и прогрессирует через несколько этапов. Новорождённый малыш разговаривает только криком. Затем к месяцу репертуар звуков у детей расширяется, а вокализация становится более речевой. Младенцы обычно начинают произносить узнаваемые слова, когда им около 12 месяцев, хотя гуление может продолжаться и некоторое время спустя.
Гуление и агуканье можно рассматривать как предшественник развития языка, или просто как вокальное экспериментирование. Эти первые формы звукового воспроизведения – самые простые для детей, потому что они содержат естественные, рефлексивные, в основном гласные звуки.
Предполагается, что агуканье происходит у всех детей, овладевающих языком. Младенцы во всём мире следуют общим тенденциям в гулении и агуканье. Различия, которые имеются, являются следствием чувствительности детей к характеристикам языка, который они постоянно слышат. Младенцы имитируют особенности этого языка (интонацию, тон, ударение). Гулит грудничок, используя согласные и гласные, которые чаще всего встречаются в их родительском языке.
Лепетание состоит из немногих звуков. Это означает, что кроха подготавливает произношение основных звуков, необходимых для того, чтобы говорить на том языке, который постоянно слышит.
Если агуканье ребёнка происходит в первый год, можно прийти к выводу, что речь у него развивается нормально. По мере того, как малыш растёт и меняется, произношение звуков также меняется.
Хронология типичного вокального развития
Младенцы следуют общей схеме вокальных событий в детстве. Эта временная шкала обеспечивает общий план ожидаемых событий от рождения до одного года:
- Агуканье и гуление обычно длится 6 — 9 месяцев.
- Период лепета заканчивается около 12 месяцев, потому что это возраст, когда ребёнок начинает говорить первые слова.
Однако некоторые дети могут проявлять большую вариативность, и эта временная шкала является лишь ориентиром.
- с рождения и до 1 месяца младенцы производят в основном звуки удовольствия, крики о помощи и реакции на человеческий голос;
- около 2 месяцев младенцы уже могут различать разные звуки речи и издавать нечто, похожее на «гусиные звуки», или кряхтение;
- около 3 месяцев малыши начинают издавать удлиненные гласные звуки «oooo» «aaaa» (первое агу), и будут отвечать вокально на речь других. Они продолжают издавать преимущественно гласные звуки;
- около 4 месяцев дети могут менять свою подачу и подражать тонам взрослой речи;
- около 5 месяцев крохи продолжают экспериментировать, пытаясь имитировать некоторые звуки, произнесённые взрослыми;
- около 6 месяцев дети меняют громкость, подачу и скорость. Когда младенцам 6 месяцев, они, наконец, могут контролировать открытие и закрытие вокального тракта. Получив эту способность, малыши начинают различать разные звуки гласные и согласные.
Этот возраст часто выделяется как начало канонического этапа. Во время этой стадии гуление представляет собой редуплицированные (удвоенные) звуки, включающие чередование гласных и согласных, например, «баба» или «бобо»;
- около 7 месяцев младенцы могут производить несколько звуков на одном дыхании. Они также распознают разные тона;
- на 8 месяце малыши могут повторять отдельные слоги. Они имитируют жесты и тональное качество речи взрослых. Дети также воспроизводят пёстрое гуление. Разнообразная болтовня содержат смеси комбинаций согласных и гласных, такие как «ка, да, бу, ба, ми, боу». Разнообразие этого лепета отличается от редуплицированного с точки зрения вариации и сложности образующихся слогов;
- около 9 — 10 месяцев младенцы могут подражать не речевым, а речеподобным звукам, если они находятся в репертуаре ребёнка. Когда дети начинают агукать, это уже начинает походить на родной язык. Общее строение слогов, которые они воспроизводят, очень тесно связано со звуками их родного языка, и эта форма гуления значительно предвосхищает форму ранних слов;
- на 11 месяце малыши подражают флексиям, ритмам и выражениям ораторов;
- к 12 месяцам младенцы обычно могут говорить одно или несколько слов. Эти слова относятся к предметам, которые они называют. Дети используют их для привлечения внимания или для определённой цели. Крохи продолжают воспроизводить гулящие звуки за пределами своих первых слов.
Переход от гуления и агуканья к языку
Современные исследования поддерживают идею о том, что лепет непосредственно связан с развитием языка.
Согласно этой гипотезе, когда малыш начинает говорить «агу», это является прямым предвестником языка. Сначала дети воспроизводят универсальные звуки, которые существуют во всех частях мира и на всех языках.
Редуплицированное гуление воспроизводит несколько звуков, но только отдельные из них («ма-ма» и «па-па»), превратившись в «маму» и «папу», признаются значимыми и, таким образом, поощряются родителями, а остальным не уделяется внимание как бессмысленным. Это мнение согласуется с утверждением, что анатомические изменения вокального тракта очень важны, но подразумевает, что социальная среда, в которой воспитывается младенец, оказывает большее воздействие на развитие языка.
Когда младенцы начинают агукать, они уделяют пристальное внимание реакциям своих родителей и воспринимают ответную реакцию в качестве одобрения звуков, которые они создают. Это усиление посредством рефлексии помогает малышам сконцентрировать своё внимание на специфических особенностях звука. Социальная обратная связь способствует ускоренному обучению и более раннему воспроизводству разнообразных расширенных слов.
Имеются данные о том, что гуление различается в зависимости от языковой среды, в которой воспитывается ребёнок. Было выделено, что младенцы, рождённые во франкоязычных средах, демонстрируют большее количество восходящей интонации в отличие от младенцев, выросших в англоязычной среде. Вероятно, это связано с различиями между французскими и английскими интонациями во время разговора.
Порядок составления согласных и гласных в гулении русских, английских, шведских, французских и японских младенцев также, по-видимому, похож на порядок их родного языка. Эти результаты подтверждают ещё одну гипотезу, предполагающую, что детское журчание напоминает фонетические характеристики родного языка ребёнка из-за воздействия речи.
Когда дети подвергаются воздействию двух языков, их лепет напоминает язык, которому они больше всего подвержены. Доминирующим языком считается тот, который оказывает на ребёнка наибольшее воздействие.
Аномальное развитие
Обычно в возрасте 6 месяцев все нормально развивающиеся дети будут лепетать. Однако младенцы с определёнными заболеваниями или отставанием в развитии могут проявлять задержку или отсутствие гуления. Например, у младенцев с аутизмом может наблюдаться задержка в гулении, а в некоторых случаях оно может отсутствовать полностью. Гуление у детей с аутизмом встречается реже, чем у типично развивающихся детей, с меньшим диапазоном слогов, созданных во время редуплицированной стадии лепета.
Гуление также может задержаться у детей, родившихся с синдромом Дауна. Стадия редуплицирования у детей с синдромом Дауна может появиться на 2 месяца позже по сравнению с другими младенцами, хотя создание звуков похоже на гуление у нормально развивающихся младенцев.
Гуление у глухих детей
Были проведены исследования, чтобы выяснить, могут ли младенцы с нарушением слуха воспроизвести типичные вокальные звуки.
Агуканье может появляться в том же возрасте и в похожих формах у слышащего и глухого ребёнка, однако дальнейшее продолжение развития речи зависит от способности малыша слышать себя. По этой причине глухие дети перестают лепетать устно раньше, чем слышащие дети.
Дети начинают агукать, если подвергаются воздействию языка, но вокальное лепетание лепета может быть отложено или вообще отсутствовать у глухих детей.
Слабослышащие дети после установления слухового аппарата начинают слышать речь и лепетать, как это делают здоровые младенцы.
Глухие дети не только значительно отстают в развитии разговорного языка, в отличие от слышащих сверстников, но также воспроизводят меньше шумов. Это говорит о том, что слуховой опыт необходим для развития разговорного языка.
Как научить ребёнка агукать?
Чтобы помочь ребёнку повысить восприимчивость языка (понимание, что он слышит) и его желание гулить и агукать, почаще говорите с крохой.
Нет никакого правильного или неправильного способа говорить с вашим ребёнком. Читаете ли вы книгу, болтаете о погоде или описываете, что находится на полке в продуктовом магазине, — всё это будет полезно для языковых навыков ребёнка. Младенцам нравится разговаривать, слушать ваши реплики и подражать им. Так они учатся говорить.
Методы поощрения ребёнка «разговаривать»
- дайте ребёнку игрушку и поговорите об этом.
«Собака! Это фиолетовая собака. Гав-гав!»;
- включайте зрительный контакт с ребёнком, пока он разговаривает с вами. Когда он болтает, смотрите малышу в глаза, улыбайтесь и отвечайте;
- подражайте болтовне ребёнка. Если вы слышите, как он подражает звуки, которые вы издаете, повторяйте его снова и снова. Повторение может показаться простым и глупым, но это очень интересно для крохи. Оно поощряет его практику вокализации, а также учит малыша, что звуки не просто забавны, но являются и способом общения;
- задавайте много вопросов.
«Должны ли мы пойти в парк или на игровую площадку?»
«Как ты думаешь, бабушка хотела бы, чтобы на этой поздравительной открытке были цветы или птички?»
Затем сами отвечайте.
«Да, я думаю, бабушка хотела бы этих симпатичных птичек».
Да, вы говорите сами с собой, но в то же время вы моделируете разговор «вопрос-ответ»;
- если не знаете, о чем поговорить, рассказывайте ребёнку, что вы (и он) делаете.
«Мамочка надевает куртку! Теперь давай надевать варежки — одну, две — и уютную шапочку. Как насчёт этой, с фиолетовыми цветами?»
Пока младенец не понимает, о чем вы ему говорите, но со временем он начнёт это делать.
- читайте книги. Книги — это супер-источник новых слов для ребёнка.Чтение позволяет малышу слышать, как звучат фразы.
Таким образом, гуление и агуканье являются строительными блоками для понимания речи и языка. И даже самые глупые звуки и шумы помогают ребёнку практиковать артикуляционные движения, которые ему понадобятся для развития его речи.
С достаточной практикой и поддержкой от вас, лепет ребёнка в конечном итоге будет совершенствоваться, создавая первые основные слова маленького человека.
ЯЗЫК МЛАДЕНЦЕВ: ЗНАТЬ, ПОНИМАТЬ, РЕАГИРОВАТЬ. — запись пользователя ♡Галинка♡ (lybly) в сообществе Здоровье новорожденных в категории Разное
роды в живую со звукомАвстралийская исследовательница Присцилла Данстен считает, что понять малыша довольно легко. Нужно выучить всего лишь несколько ключевых «слов», иметь хороший слух и быть очень внимательным и наблюдательным.
Присцилла Данстен начала заниматься исследованиями в этой области в 1998 году, когда сама столкнулась с трудностями в понимании своего новорожденного сына. Очень скоро у нее появились последователи во многих странах мира, а к ее исследованиям,присоединились другие ученые. За прошедшие 12 лет ими проведена не одна сотня экспериментов, в которых участвовали тысячи мам и малышей 30 национальностей из 7 стран. И в результате все исследователи пришли к одному и тому же выводу: Присцилла Данстен совершенно точно расшифровала язык младенцев.
Язык младенцев является действительно универсальным, так как все малыши, где бы они ни родились - в Австралии, в Китае, во Франции, в России, издают одни и те же звуки по одним и тем же поводам. Так что знания пяти основных звуков-«слов» вполне достаточно, чтобы понять, в чем в данный момент нуждается ваш малыш, а стало быть, и адекватно ему помочь, а не метаться в поисках правильного решения.
Присцилла Данстен считает, что все издаваемые малышом звуки можно разделить на три группы: звуки, обозначающие голод; звуки, обозначающие усталость, и звуки, передающие состояние общего дискомфорта. Она советует очень внимательно прислушиваться к своим малышам, поскольку некоторые из этих «слов» отличаются друг от друга совсем чуть-чуть, едва заметными интонациями и нюансами. Для того чтобы овладеть младенческим «языком», попробуйте повнимательнее прислушаться к плачу малыша, постарайтесь выделить отдельные звуки и составить для себя небольшой словарик «малышового языка».Для расшифровки используйте подсказки Присциллы Данстен
ЗВУКИ-ПЛАЧИ
• «Ня» («не») означает, что ваш малыш голоден. Этот звук основан на сосательном рефлексе и получается, когда ребе¬нок прижимает язычок к небу.
• «Ау-ау» («аы-аы») означает, что ваш кроха устал и хочет спать. Этот звук основан на рефлексе зевания - произнося его, ребенок складывает губки трубочкой. Первый звук «ау» может быть долгим и явным. При этом вы, скорее все¬го, заметите и другие признаки сонливости (малыш зевает и трет ручками глаза).
• «Хе» означает, что ваш малыш испытывает дискомфорт (мокрые пеленки, тесная одежка, тугое пеленание, перегревание или переохлаждение). Этот звук отличается от голодного плача сильным звуком «х» в начале.
• «Иэо» («иэу») означает, что у вашего малыша болит живо¬тик из-за скопления газов в кишечнике. При этом живот младенца напряжен, ребенок тужится и подтягивает нож-ки к груди.
• «Э»(эи») означает, что ваш малыш хочет срыгнуть. Такой звук возникает при попытке ребенка вытолкнуть воздушный пузырь из пищевода в верхней части желудка. Этот плач короток и повторяется неоднократно.
Словарем, созданным Присциллой Данстен, можно пользоваться в течение первых 3-4-х месяцев жизни ребенка. Затем ваш малыш начинает издавать звуки не рефлекторно, а уже желая пообщаться.
Первые звуки малыша — mama.ua
Малыш с первой секунды дома должен понимать, что от него тоже ждут общения — это необходимое условие воспитания полноценного мыслящего и социально адаптированного человека. Как же создать такую среду, какие звуки должен слышать вокруг себя новорожденный ребенок, чтобы не только ближе к году обрадовать родителей первыми словами, но и просто нормально развиваться?
Вокруг ребенка непременно должна звучатьчеловеческая речь. Причем малыш обязательно должен слышать слова, обращенные непосредственно к нему. Чем больше будет различий в тембре, интонации и эмоциональной окраске «собеседника», тем лучше. То есть, в идеале, с ребенком должны общаться несколько близких людей и они должны стремиться донести ему разную информацию. Например, мама рассказывает малышу о своей любви, папа — о машинах, футболе, или что там еще интересно папе, бабушка — о чем угодно (вы все равно не уговорите ее общаться с малышом на какую-то конкретную тему).
Важно! Общаясь с маленьким человеком, вы должны употреблять нормальные человеческие слова. То есть из ваших уст машина всегда должна быть машиной — «бибику» ребенок изобретет сам в ходе освоения родного языка. «Хорошенький ребенок» не должен превращаться в вашей речи в «холесенького», хотя бы для того, чтобы малыш знал о существовании в языке этой сложной буквы «р». Бебиток (сюсюканье) имеет право на существование. Но хорош он только изредка как игровая пятиминутка: месяцев с трех до девяти найдите один раз в день время повторять за малышом то, что говорит он. Во-первых, для обоих это станет морем положительных эмоций, ведь детишек очень радует, когда мама улюлюкает так же, как они. А во-вторых, ребенок точно включится в эту речевую игру: раз вы повторяете за ним, значит, и он захочет повторять за вами эти ваши сложные человеческие слова.
Пение. Даже если мама не обладает музыкальным слухом, ее пение все равно будет полезно для ребенка. Ведь даже если вы не прививаете ребенку слух, все равно песней вы можете выразить ребенку свою любовь. Кроме того, лирика песен — это прекрасный образец родного языка, который ребенок так старается освоить весь свой первый год жизни. Если же вы планируете вырастить из ребенка маленького Моцарта и боитесь привить своим пением плохой слух, вы, конечно, можете воспользоваться записями профессиональных исполнителей. Но в этом случае записи должны быть высочайшего качества.
Музыкальные игрушки. К их выбору надо относиться очень аккуратно, так как на рынке детской игрушки присутствует огромное количество бесполезных, а иногда и откровенно вредных звучащих игрушек. Прежде чем дать ребенку игрушку, издающую звук, послушайте ее сами. Лучше всего это сделать еще в магазине. Причем послушать каждый образец лучше всего не пару секунд, а какое-то более продолжительное время. Что следует услышать? В первую очередь честно ответьте себе: вас не раздражает этот звук? Если появились хоть какие-то сомнения, ставьте игрушку на полку и больше к ней не возвращайтесь. Помните о том, что вам это визг-свист придется слушать не один час вместе с ребенком.
Начинайте с малого. Пусть в начале это будет нежный шорох погремушки. Потом ребенку можно предложить погремушку погромче — например, деревянный маракас с горохом внутри. Со временем в арсенале детских игрушек появятся разнообразные по звучанию предметы. И не обязательно это должны быть чисто детские игрушки — не запрещайте ребенку извлекать звук ложкой из кастрюли, разрешите похлопать дверцами кухонных шкафов или на улице провести палочкой по забору. Ребенок, которому не запрещают таким образом извлекать звуки, сам достаточно быстро перестает этим заниматься, — ему всего лишь надо понять, из чего образуется этот конкретный звук, и запомнить его хорошенько. Некоторым деткам достаточно десяти повторений, другим нужно пятьдесят. Но, так или иначе, это действие конечно — вам просто нужно немножко терпения. Очень скоро ребенок найдет себе какое-нибудь другое, возможно, совершенно бесшумное, занятие.
Что касается электронных звучалок: даже если это развивающий электронный плакат, он не является обязательным элементом на полках с игрушками. Ведь электронная речь не всегда бывает понятна, у электронного учителя нельзя переспросить. Он просто повторяет тысячу раз одно и то же — а значит, ребенок может зазубрить английские слова, стихи, правила так, как услышал, и не всегда правильно. А переучивать потом будет очень сложно.
Что касается машинок, божьих коровок, собачек, которые бегают по умопомрачительной траектории и громко орут фальшивый мотив, — избавьте вашего ребенка от таких предметов.
Общайтесь с ребенком. Акцентируйте внимание ребенка на всем, что происходит вокруг. Вы уже привыкли описывать вашему ребенку предметы? Возьмитесь и за описание звуков. Услышали вместе с ребенком на улице собаку — расскажите ему о том, что происходит, ведь он слышит такой звук впервые. И пытайтесь получить от него ответную реакцию. Длинно, подробно описывайте каждое событие, встретившимся вам на пути, каждый звук.
Общайтесь, развивайтесь, открывайте удивительный мир звуков и слов — он прекрасен!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: