Шестикрылые серафимы — ближайшие к Богу ангелы
Шестикрылые серафимы — это верховные ангелы, наиболее приближенные к Богу в христианской и иудейской религиозных традициях. Они обладают колоссальными силами и возможностями, практически равными божественным — сам Сатана ранее был одним из них.
В статье:
Кто такие шестикрылые серафимы
Прежде чем говорить о значении серафимов в общепринятом христианском богословии, следует внимательно узнать истоки, от которых произошли эти могущественные существа. Само слово «сераф», или же «сараф», в древнеиудейском языке обозначало огонь, а конкретнее — непосредственно языки пламени или же дракона. Кроме этого, в некоторых случаях данное слово также означало молнию, любого летающего змея или даже грифона. Именно с этой, «змеиной» сущностью серафимов связано большинство чудес, творимых ветхозаветными пророками. Отчетливо прослеживается в этом значении серафимов и связь с сиррушем — таинственным змееподобным существом или драконом, занимавшем важное место в древневавилонской мифологии.
Так, именно серафимы в ветхозаветные времена часто становились исполнителями всех пророчеств Господних, ниспосылая наказания беспутным язычникам, которые были противны Божьему лику. Серафимов обозначал и змей на знамени Моисея. В целом же непосредственно в Библии эти ангельские существа упоминаются крайне редко. А наиболее исчерпывающее их описание представлено в книге Пророка Исайи, где и описывается наличие у них шести крыльев. Одну пару они используют для полёта, другими двумя закрывают лицо и ноги соответственно. В этом же описании указывается и то, что они беспрестанно прославляют Бога своими песнями и гимнами.
Небесные серафимы являются одними из немногих высших, исключительно добродетельных существ, которые могут изображаться в иконографии при помощи красных цветов, что символизирует их огненную сущность и невероятные способности, равно как и олицетворение силы, близкой к господней.
Известные ангелы Серафимы и их имена
Следует отметить, что чаще всего в христианских и иудейских религиозных книгах серафимы упоминаются без каких-либо личных атрибутов и имен. С одной стороны это подчеркивает их крайне высокое положение в небесной иерархии, а с другой — демонстрирует их как наиболее праведных и чистых проводников Божественного Замысла. Тем не менее целый ряд источников указывает на то, что в чине Серафимов находится целый ряд относительно известных ангелов.
Так, в раннехристианских источниках упоминается Иехоэл, являющийся предводителем всех Серафимов. Кроме того, он единственный, кто знает истинное имя Божье. Также, Иехоэл является личным врагом демона Левиафана и неустанно сдерживает его от попыток нанести вред человечеству и Небесам. Известен и серафим Израэль — хоть некоторые и склоняют его к чину ангелов-херувимов, известная литература упоминает, что он является шестым среди всех ангелов, находящихся подле престола Божьего.
Многие теологи и исследователи считают, что именно чином серафима обладает ангел Уриил, являющийся одним из самых частых персонажей различных неканонических и апокрифических писаний. Тем не менее в большинстве официальных источников он не имеет никаких присущих серафимам атрибутов, изображаясь как обычный ангел или архангел с двумя крыльями.
Множество демонов также ранее были серафимами – как сам Сатана, так и, например, его вторая рука — демон Вельзевул, а также Левиафан и Асмодей. Именно они и являются основными владыками ада, отвечая за самые важные смертные грехи и соблазняя людей и других ангелов на злые поступки. Это логично, особенно если вспомнить большинство легенд о падении Сатаны. Упоминается, что его сила была практически равна Божьей, и он был самым сильным из всех ангелов, а значит — он однозначно принадлежал к чину серафимов.
Молитвы к серафимам и обращения к ним
Как таковые молитвы серафимам возносятся крайне редко. Обычно, в православии предпочитают обращаться к каким-либо конкретным святым, к личному ангелу-хранителю, либо же к Небесным силам в целом. Именно в таких обращениях ко всем Небесным Силам и фигурируют Серафимы, причем, во многих из таковых молитв в очередной раз указывается страшная сила их и внешний вид, что намекает о том, что они долгое время были орудием кары господней, как и ангелы смерти.
В целом, обращения к серафимам, архангелам и всему сонму Сил Небесных произносятся во времена самой сильной нужды. Также, их можно читать перед началом какого-либо особенно ответственного дела, в котором необходима будет любая возможная помощь – чем больше она будет, тем лучше. Итак, данную молитву необходимо читать только после недельного поста, предварительно исповедовавшись в храме:
Вси святии Небесные Бесплотные Силы, удостойте меня вашей силы сокрушать все зло и страсти под ноги мои.
Святии Бесплотные Серафимы, удостойте меня иметь пламенеющее сердце к Богу.
Святии Бесплотные Херувимы, удостойте меня иметь премудрость для славы Божией.. Святии Бесплотные Престоли, удостойте меня различать истину от неправды.
Святии Бесплотные Господства, удостойте меня господствовать над страстями, чтобы дух поработил плоть.
Святии Бесплотные Силы, удостойте меня иметь мужество в исполнении воли Божией.
Святии Бесплотнии Власти, удостойте меня иметь силу победы над злом.
Святии Бесплотные Начала, удостойте меня служить Господу Богу в непорочности сердца и дел рук моих.
Святии Бесплотные Архангелы, удостойте меня исполнять волю Господа нашего Иисуса Христа.
Святии Бесплотные Ангелы, удостойте меня руководствоваться над немощными в просвящении их в истине.
Другая, более простая молитва может читаться в любое время, просто в те моменты, когда вам будет необходима помощь Небесных Сил:
Величаем вас, Архангелы и Ангели и вся воинства, Херувими и Серафими, славящие Господа.
Величаем вас, Архангелы, Ангели, Начала, Власти, Престоли, Господствия, Силы и Херувимы, и страшныя Серафими, прославляющие Господа.
О серафимах, несмотря на их важную роль и приближенность к Богу, известно крайне мало. Эти шестикрылые ангелы способны изменить жизнь каждого человека как в лучшую, так и в худшую сторону. До сих пор сохранились притчи про карающих серафимов, обращавших в прах целые народы.
Вконтакте
Одноклассники
Кто такие серафимы и херувимы в православии: отличия ангелов
В Священном Писании указано, что до создания человека, Всевышним были созданы бестелесные сущности – ангелы. По сути – это разумные существа, сотворённые Господом, основная цель которых заключается в служении Небесному Отцу.
Способности ангелов
Фото: Pixabay.comСила воинов Небесного Царства даруется Господом. Именно Бог определяет круг способностей и возможностей, которыми они будут наделены. Христианскими сказаниями и писаниями были определены некоторые способности ангелов:
- Могут быть невидимыми для человека;
- Способность материально проявлять свою сущность в физическом пространстве;
- Возможность летать;
- Явление к человеку через видения, а также умение видеть будущее;
- Появление в человеческом теле, воздействие на материальный мир;
- Способность испепелять и разрушать целые селения и города (например, Содом и Гоморра).
Ангелы отличаются друг от друга не только степенью власти и совершенства, но и направлением деятельности. Всевышний выделил разные зоны ответственности для этих созданий. Созданные бессмертными, они никогда не постареют и не умрут. Являясь служебными духами, принимают непосредственное участие в судьбе человечества.
Среди людей бытует ошибочное мнение, что ангелы существуют только в христианской религии. Так получилось, потому что христианство является единственной религией, в которой достоверно описывается иерархия ангелов. Конкретно это описывается в книге Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии», которая была написана в 5 веке.
Ангельская иерархия
Согласно этой книге в Ангельских чинах принято различать три лика, а в каждом лике находится три чина. Т.е. всего 9 чинов. Рассмотрим первый лик, в котором выделяют следующие чины:
- Серафимы;
- Херувимы;
- Престолы.
Серафимы
Фото: Flickr.comСерафимы — это ангелы, находящиеся к Богу ближе всех остальных.
Впервые они упоминаются в Ветхом Завете. Переведя слово «серафим» на древнееврейский, мы получим — «пламенеющий», что говорит нам о их пламенной любви к Создателю.
Они имеют три пары крыльев: одна пара необходима для полёта, другая для того, чтобы закрывать лицо и третья, чтобы закрывать ноги.
Имея любовь к Богу, Серафимы разжигают огонь этой любви и в сердцах других, предочищая душу Божественным огнем, исполняя ее силы и крепости, вдохновляя на проповедь.
Херувимы
Фото: Flickr.comВ Небесной иерархии, херувимы занимают второе место, следуя сразу после серафимов. Книга Бытия гласит, что один из них удостоился охранять вход в Райский Сад, держа в руках огненный меч. Принято считать, что херувимы – средство передвижения Господа. В Библейском писании встречается изречение – «восседающий на херувимах», когда говорится о Всевышнем.
Они имеют две пары крыльев: одна пара поднята вверх, где крылья касаются друг друга, а вторая пара опущена вниз, где крылья закрывают тело.
Основные отличия
Фото: Flickr.comСерафимы являются ангелами высшего чина и наиболее приближены к престолу Господа. Вышеупомянутые ангелы полностью окружают Его, славят и бесперебойно воспевают, а также очищают человека от зла и скверных деяний.
Херувимы созданы исполнять волю Творца, выполняя поручения Всевышнего. Осуществляют передачу волю Господа и Святое Знание, не только ангелам низшего чина, но и людям.
Отличается цвет крыльев ангелов: серафимы имеют крылья алого цвета, а херувимы – лазурного. Также отличается количество крыльев: серафимы имеют три пары, в отличие от двух пар у херувимов.
Шестикрылые ангелы прославляют Творца у Его престола, пламенеют от любви к Нему, пробуждают любовь к Всевышнему в других созданиях. Херувимы же – заступники Небесного Отца, разумные создания, распространители знания, изваяния мудрости. Они непрерывно смотрят на Создателя и изрекают остальным полученную от Него информацию и мудрость.
Загрузка…кто такие, имена, тайны, молитвы
Небесная иерархия обладает сложным строением. Ангелы делятся на несколько рангов, и каждый из чинов исполняет уникальную функцию на благо мироздания. Всякое место почетно в божественной структуре, и все же самые ответственные задачи возложены на более мудрых и опытных ангелов. К числу верховных ангелов, входящих в ближайшее окружение Создателя, входят шестикрылые серафимы.
Кто такие серафимы
Название этого отряда представляет собой множественное число древнееврейского слова «сераф» (в отдельных диалектах – «сараф»), которое имеет несколько значений. По смыслу это слово связано с огнем и переводится как «пламя» или «пылающий», «огненный». Также «сераф» в иврите обозначает летающего змея, поэтому серафимы ассоциируются в некоторых текстах с грифонами либо драконами.
Исследователи древней мифологии усматривают связь между библейскими серафимами и персонажем сирруш из вавилонских мифов. Согласно изображению на воротах богини Иштар, сирруш имел змееподобное чешуйчатое тело.
В облике огненных змеев серафимы снисходят на Землю, чтобы исполнить Божью волю. Они несут возмездие злостным грешникам и тем, кто чинит препятствия пророкам. Когда Господь повелел Моисею выставить на знамя змея, то речь шла именно о серафиме.
Медный змей, иллюстрация 1907 года
Серафимы занимают высшее положение в ангельской иерархии. Их образ раскрыт в ветхозаветной Книге пророка Исайи. В его видении серафимы составляли ближайшее окружение Бога. Примечательно, что эти существа имели три пары крыльев: одной парой они закрывали свои лица, второй – ноги, третья пара служила им для полетов. При этом они воспевали славу Господу. Затем Исайя описывает, как один из серафимов подлетел к нему и горящим углем коснулся уст. Так пророк был очищен от предыдущих грехов.
Упоминаются серафимы и в финальной части Библии – Апокалипсисе. Они предстают как четыре животных, которые имели по шесть крыльев и также восхваляли имя Господне. На иконах серафимы часто изображаются в красном цветовом спектре. Это подчеркивает их огненную природу, а также фантастические возможности, сравнимые с силой самого Бога.
Известные серафимы и их имена
Как правило, в богословских текстах иудаизма и христианства серафимы фигурируют без упоминания имен. Это подчеркивает высокий статус этих существ в божественной иерархии, а также указывает на их праведность и исключительную чистоту. Они являются самыми преданными проводниками воли Господа.
Между тем, некоторые источники содержат информацию, что в число серафимов входят известные ангелы. К примеру, в эпоху раннего христианства был известен Иехоэль, возглавляющий отряд серафимов. Именно Иехоэль обладал тайным знанием, каково подлинное имя Господа. Являясь предводителем серафимов, этот верховный ангел противостоял Левиафану и ограждал людей, живущих на Земле, от агрессии этого могущественного демона.
Убийство Левиафана
В христианских текстах ангел Израэль также причислен к рангу серафимов, хотя другие богословы причисляют его к разряду херувимов. Утверждается, что Израэль занимает шестое место среди наиболее приближенных к Творцу созданий.
Отдельные теологи наделяют чином серафима ангела Уриила. Во всяком случае, этим статусом Уриила наделяют христианские неканонические тексты и апокрифы. Однако официальные источники описывают Уриила как архангела с двумя крыльями, а не шестикрылого серафима.
Отдельного разговора заслуживают падшие ангелы во главе с Люцифером. Последний, как известно, был самым близким к Богу и вполне мог принадлежать к рангу серафимов. Не исключено, что высшие демоны Вельзевул, Асмодей и Левиафан до низвержения в преисподнюю служили при Господе в качестве серафимов.
Сохранив прежнее могущество, они заняли верховное положение в иерархии темных сил. Их называют владыками ада, и на них возложена самая ответственная миссия – сбивать с пути истинного живущих на Земле людей, подбивать на дурные дела и завладевать их душами.
Серафимы в трактате «О небесной иерархии»
Богослов Дионисий Ареопагит при описании серафимов опирался на Книгу пророка Исайи. Дионисий ставит серафимов во главу Небесного воинства, а их пламенную сущность он объясняет стремлением к свету. Также, согласно этому тексту, огонь олицетворяет очищение от грехов. Серафимы просто сжигают грешные помыслы и чувства, обращая их в пепел.
Дионисий Ареопагит, мозаика в Осиос Лукас
Эти ангелы пребывают в вечном движении, мгновенно перемещаясь в любой уголок Вселенной. Они озаряют неугасимым светом все окружающее пространство, приводя в восторг праведников и устрашая грешников.
Молитвы и обращения к серафимам
В православии верующие редко обращаются непосредственно к серафимам. Более распространены молитвы, адресованные Богу, своему ангелу-хранителю либо конкретному святому. Но существуют призывы к Силам Небесным, где серафимы обязательно упоминаются в числе верных Божьих помощников.
В таких молитвах неизменно подчеркивается могущество серафимов и их приверженность к справедливости. На протяжении человеческой истории эти шестикрылые ангелы являли собой орудие божественного возмездия, иногда выступали в качестве ангелов смерти, а потому люди обращаются к серафимам и другим высшим ангелам в исключительных случаях. Это уместно, если на страну напал враг или идет гонение на праведников.
Обычный верующий может попросить серафимов о поддержке, если он задумал важное дело, направленное на пользу людям. Но прежде чем приступить к такой молитве, надо выдержать недельный пост и обязательно сходить в храм на исповедь. Вот текст обращения:
Вси святии Небесные Бесплотные Силы, удостойте меня вашей силы сокрушать все зло и страсти под ноги мои.
Святии Бесплотные Серафимы, удостойте меня иметь пламенеющее сердце к Богу.
Святии Бесплотные Херувимы, удостойте меня иметь премудрость для славы Божией… Святии Бесплотные Престоли, удостойте меня различать истину от неправды.
Святии Бесплотные Господства, удостойте меня господствовать над страстями, чтобы дух поработил плоть.
Святии Бесплотные Силы, удостойте меня иметь мужество в исполнении воли Божией.
Святии Бесплотнии Власти, удостойте меня иметь силу победы над злом.
Святии Бесплотные Начала, удостойте меня служить Господу Богу в непорочности сердца и дел рук моих.
Святии Бесплотные Архангелы, удостойте меня исполнять волю Господа нашего Иисуса Христа.
Святии Бесплотные Ангелы, удостойте меня руководствоваться над немощными в просвещении их в истине.
Можно прибегнуть к более простой молитве, которая не требует особых условий. Читайте ее, когда будет нужна ангельская поддержка.
Величаем вас, Архангелы и Ангели и вся воинства, Херувими и Серафими, славящие Господа.
Величаем вас, Архангелы, Ангели, Начала, Власти, Престоли, Господствия, Силы и Херувимы, и страшныя Серафими, прославляющие Господа.
Заключение
Несмотря на первостепенную роль серафимов в Царстве Божьем, сведения об этих шестикрылых созданиях не слишком обширны. Мы знаем о них крайне мало. Однако их яркий образ всегда вдохновлял поэтов и служил духовным ориентиром для искателей истины.
Немного об авторе:
- Евгений Тукубаев
- Нужные слова и ваша вера – ключ к успеху в совершенном ритуале. Информацию я вам предоставлю, но ее реализация напрямую зависит от вас. Но не стоит переживать, немного практики и у вас все получится!
Поделиться новостью в соцсетях Метки: Ангелология, Полтергейст « Предыдущая запись Следующая запись »
Серафим — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 марта 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 марта 2019; проверки требует 1 правка.- Серафим (1913—1998) — архиепископ Афинский и всей Эллады, предстоятель Элладской православной церкви.
- Серафим I — патриарх Константинопольский в 1733—1734 годах.
- Серафим II (конец XVII века — 1779) — патриарх Константинопольский в 1757—1761 годах.
- Серафим Вырицкий (1866—1949) — иеросхимонах Русской православной церкви, преподобный.
- Серафим Саровский (1754(или 1759)—1833) — иеромонах Русской православной церкви, преподобный.
- Серафим (Адамов) (ок. 1845—1925) — обновленческий епископ, до ухода в раскол в 1922 году — епископ Калачеевский, викарий Воронежской епархии.
- Серафим (Александров) (1867—1937) — епископ Русской православной церкви, митрополит Казанской и Свияжский.
- Серафим (Алексиев) (1912—1993) — архимандрит Болгарской православной церкви, церковный писатель и поэт.
- Серафим (Аретинский) (1812—1886) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Воронежский и Задонский.
- Серафим (Белоножко) (род. 1973) — епископ Белорусского экзархата Русской православной церкви, епископ Бобруйский и Быховский.
- Серафим (Битюков) (1878—1942) — архимандрит, деятель катакомбной церкви.
- Серафим (Бонь) (род. 1959) — епископ греческой старостильной Истинно-православной церкви, митрополит Киевский и всея Руси (с 2008).
- Серафим (Булашов) (1878—1942) — игумен Русской православной церкви, преподобномученик.
- Серафим (Велицкий) (1872—1927) — епископ Русской православной церкви, епископ Маловишерский, викарий Новгородской епархии.
- Серафим (Гачковский) (1925—1982) — епископ Русской православной церкви, епископ Алма-Атинский и Казахстанский.
- Серафим (Гинис) (род. 1949) — архиерей Константинопольской православной церкви, викарий Австралийской архиепископии.
- Серафим (Глаголевский) (1757—1843) — епископ Русской православной церкви, митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский.
- Серафим (Глушаков) (род. 1969) — епископ Русской православной церкви на покое, бывший Анадырский и Чукотский.
- Серафим (Голубятников) (1856—1921) — епископ Русской православной церкви, епископ Екатеринбургский и Ирбитский.
- Серафим (Дементьев) (1856—1937) — игумен Русской православной церкви, в 1905—1916 годах настоятель Кутеинского монастыря.
- Серафим (Демьянив) (род. 1953) — епископ Украинской православной церкви (Московского патриархата), архиепископ Яготинский, викарий Киевской епархии.
- Серафим (Джоджуа) (род. 1961) — епископ Грузинской православной церкви, митрополит Боржомский и Бакурианский.
- Серафим (Динков) (род. 1974) — епископ Болгарской православной церкви, митрополит Неврокопский.
- Серафим (Домнин) (род. 1977) — епископ Русской православной церкви, митрополит Пензенский и Нижнеломовский.
- Серафим (Дулгов) (1923—2003) — епископ Русской православной церкви заграницей, архиепископ Брюссельский и Западно-Европейский.
- Серафим (Жемчужников) (1843—1887) — епископ Русской православной церкви, епископ Аксайский, викарий Донской епархии.
- Серафим (Загоровский) (1872—1943) — иеромонах, преподобноисповедник, местночтимый святой Украинской православной церкви.
- Серафим (Зализницкий) (в схиме Сергий; род. 1953) — епископ Украинской православной церкви (Московского патриархата), епископ Шумский, викарий Тернопольской епархии.
- Серафим (Зборовский) (1895—1937) — епископ Русской православной церкви, епископ Актюбинский и Кустанайский.
- Серафим (Звездинский) (1883—1937) — епископ Русской православной церкви, епископ Дмитровский, святой Русской православной церкви (2000).
- Серафим (Иванов) (1897—1987) — епископ Русской православной церкви заграницей, архиепископ Чикагский и Детройтский.
- Серафим (Игнатенко) (ум. 1929) — участник григорианского раскола, в котором имел титул епископа Белгородского, до 1927 года — епископ Русской православной церкви.
- Серафим (Йованович) (1875—1945) — епископ Сербской православной церкви, епископ Рашско-Призренский.
- Серафим (Киккотис) (род. 1961) — епископ Александрийской православной церкви, митрополит Зимбабвийский и Ангольский, ипертим и экзарх Южной Африки.
- Серафим (Кинов) (1819—1896) — епископ Болгарской православной церкви, митрополит Сливенский.
- Серафим (Климков) (1893—1970) — архимандрит, деятель катакомбной церкви.
- Серафим (Кокотов) (1891—1938) — епископ Русской православной церкви, епископ Томский.
- Серафим (Коровин) (1863—1932) — епископ Русской православной церкви, епископ Ялуторовский, викарий Тобольской епархии.
- Серафим (Кузьминов) (род. 1977) — епископ Русской православной церкви, епископ Белёвский и Алексинский.
- Серафим (Кушнерук) (1874—после 1946) — епископ Украинской автономной православной церкви, епископ Мелитопольско-Таврический.
- Серафим (Лукьянов) (1879—1959) — епископ Русской православной церкви, митрополит, экзарх патриарха Московского и всея Руси в Западной Европе.
- Серафим (Ляде) (1883—1953) — епископ Русской православной церкви заграницей, митрополит Берлинский и Германский.
- Серафим (Мелконян) (род. 1961) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Калининградский и Балтийский.
- Серафим (Мендзелопулос) (род. 1956) — епископ Элладской православной церкви, митрополит Пирейский.
- Серафим (Мещеряков) (1860—1933) — епископ Русской православной церкви, епископ Ставропольский, лидер обновленчества.
- Серафим (Никитин) (1905—1979) — епископ Русской православной церкви, митрополит Коломенский и Крутицкий.
- Серафим (Остроумов) (1880—1937) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Смоленский и Дорогобужский.
- Серафим (Палайда) (1893—1955) — архимандрит Русской православной церкви заграницей.
- Серафим (Протопопов):
- Серафим (Протопопов) (в миру Симеон Иванович Протопопов; 1818—1891) — епископ Русской православной церкви, епископ Самарский и Ставропольский.
- Серафим (Протопопов) (в миру Александр Алексеевич Протопопов; 1894—1937) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Елецкий и Задонский.
- Серафим (Райча) (род. 1973) — иеромонах Русской православной церкви, клирик Свято-Николаевского прихода Бангкока.
- Серафим (Раковский) (род. 1967) — архимандрит Украинской православной церкви, ректор Одесской духовной семинарии.
- Серафим (Родионов) (1905—1997) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Цюрихский, викарий Корсунской епархии.
- Серафим (Роуз) (1934—1982) — иеромонах Русской православной церкви заграницей, духовный писатель.
- Серафим (Руженцов) (1876—1935) — епископ Православной российской церкви, один из лидеров обновленчества.
- Серафим (Савостьянов) (род. 1971) — епископ Русской православной церкви, епископ Тарусский, викарий Калужской епархии.
- Серафим (Самойлович) (1881—1937) — епископ Православной российской церкви, архиепископ Угличский, викарий Ярославской епархии.
- Серафим (Свежевский) (1899—1996) — епископ Русской православной церкви заграницей, архиепископ Каракасский и Венесуэльский.
- Серафим (Сигрист) (род. 1941) — епископ Православной церкви в Америке на покое, бывший епископ Сендайский и Восточно-Японский Русской православной церкви.
- Серафим (Силичев) (1892—1937) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Саратовский.
- Серафим (Соболев) (1881—1950) — епископ Православной российской церкви, затем Русской православной церкви заграницей и с октября 1945 года — Русской православной церкви.
- Серафим (Стефану) (1932—2017) — епископ Элладской православной церкви, митрополит Стагонский и Метеорский.
- Серафим (Сторхейм) (род. 1946) — бывший епископ Православной церкви в Америке, архиепископ Оттавский и Канадский (лишён сана).
- Серафим (Тихонов) (1935—2000) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Пензенский и Кузнецкий.
- Серафим (Трофимов) (1883—1930-е) — епископ Русской православной церкви, епископ Ростовский, викарий Ярославской епархии.
- Серафим (Тьевар) (1899—1931) — иеромонах Русской православной церкви.
- Серафим (Тяпочкин) (1894—1982) — архимандрит Русской православной церкви, настоятель Свято-Николаевского храма в посёлке Ракитное Белгородской области.
- Серафим (Цудзиэ) (род. 1951) — епископ Японской православной церкви Московского патриархата, архиепископ Сендайский и Восточно-Японский.
- Серафим (Чичагов) (1856—1937) — епископ Русской православной церкви, в 1928—1933 годах митрополит Ленинградский и Гдовский; священномученик.
- Серафим (Шамшин) (1897—1937) — епископ Русской православной церкви, епископ Томский.
- Серафим (Шарапов) (1878—1959) — епископ Русской православной церкви, епископ Полтавский и Кременчугский.
- Серафим (Юшков) (1864—1952) — епископ Русской православной церкви.
Серафим Полубес и другие жители Земли — художественный фильм режиссёра Виктора Прохорова (СССР, 1983 год).
Кто такие Серафимы | Сухарева башня
Согласно христианскому и иудейскому учениям, в царствии небесном так же, как и в любом другом обществе, существует четкая иерархия и субординация. Одни небожители исполняют различные мелкие поручения, не вступая с Богом в непосредственный контакт, другие – напротив, настолько приближены к Создателю, что благодаря этому наделены особыми способностями и силой. К последним и относятся Серафимы.
Огненная сущность Серафимов
Само слово «Серафим» происходит от еврейского «сорэф», что переводится как «горящий» или «пылающий». А окончание «им» используется для обозначения множественного числа в мужском роде. Таким образом, Серафимы являются ангелами из огня. Именно по причине огненной сущности Серафимов их чаще всего изображают в красном цвете.
Несмотря на то, что Серафимы довольно редко упоминаются не только в канонических, но и в апокрифических текстах, совершенно ясно, что зачастую именно с помощью своей огненной сути Серафимы исполняют волю Божию. Так, когда будущий пророк Исаия, имевший за плечами множество грехов, засомневался в том, достоин ли он той чести, которую даровал ему Бог, к нему явился Серафим. Ангел взял горящий уголь и, прикасаясь к губам Исайи, произнес: «Это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен».
Как выглядят Серафимы?
У всех Серафимов по три пары крыльев. С помощью одной пары Серафимы летают, исполняя Божью волю. Двумя другими — они прикрывают свои лица для того, чтобы при непосредственном общении с Господом не смотреть на него. Третьей парой крыльев они прикрывают свои ноги для того, чтобы не унижать Бога их видом. Так же прикрывают Серафимы свои тела, если им приходится являться перед простыми смертными. Ведь, согласно преданиям, от света, излучаемого этими ангелами, человек может ослепнуть.
Как гласят религиозные тексты, если не считать крыльев и ослепляющего света, внешность Серафимов довольна схожа с людской. По крайней мере, точно известно, что у них есть ноги и лица.
Чем занимаются Серафимы?
Серафимы – это ангельские существа, которые могут напрямую общаться с Господом. А, следовательно, можно сделать вывод о том, что Серафимы стоят на самой высшей ступени иерархической лестницы, по сравнению с другими ангелами.
Серафимы неустанно прославляют Господа и поют о нем хвалебные оды. Своей огненной любовью к Богу они способны заразить любого, кто находится ниже них по рангу. А ниже них, как известно, все, кроме Бога.
Серафимы исполняют самые ответственные миссии. Они являются пророкам и святым, способны очистить от греха любого, даже самого плохого человека. Благодаря могуществу, которым наделил их Господь, Серафимы могут сделать так, что грехи просто сгорят в их пламени, не оставив ни следа.
Престолы, Серафимы и Херувимы — высшие чины первой сферы
Престолы, Серафимы и Херувимы — главные ангельские чины. Их представители занимают главенствующие места в небесной иерархии. Узнайте, за что они отвечают и какие функции выполняют.
В статье:
Престолы, Серафимы и Херувимы в разных источниках
Ангельская иерархия известна богословам из различных источников. Это Ветхий и Новый Завет, Священное Писание, а также откровения монахов и священников, которые жили в различные времена. Престолы, Серафимы и Херувимы упоминаются также в «Божественной комедии» Данте Алигьери. Интересно, но в бессмертном товрении Данте ангельская иерархия описана также, как и в современных богословских изданиях.
Успение Богородицы, Франческо Боттичини
Серафимы, Херувимы, Престолы занимают первое место в христианской иерархии ангельских сущностей. Это названия чинов, первый чин — Серафимы, второй — Херувимы, третий — Престолы. Все три чина относятся к первой сфере небесной иерархии, которых существует три. В каждой сфере — по три чина ангелов.
Ангелы высшего чина редко изображаются человекообразными существами. Иконографические изображения их вполне способны серьезно удивить большинство верующих людей. Четкая иерархия ангелов имеется только в христианской традиции. Коран практически не затрагивает эту тему, поэтому в исламе не уделяется много внимания видам помощников Аллаха. В иудаизме и каббале существует несколько версий иерархии божественных сущностей, и все они серьезно отличаются между собой.
Дионисий Ареопагит писал, что человек не может знать наверняка о том, какова иерархия небесных сил. По его мнению, известно только то, что пожелал открыть Бог. Возможно, нам доступна только часть устройства небесной божественной власти и аппарата управления нашим миром.
Высший ангел Метатрон — место в иерархии
Метатрон и аура
По преданиям, ангел Метатрон занимает главное положение среди всех остальных небесных сущностей. Он судит других ангелов, а также восседает на таком же престоле, какой имеется и у Бога. Впрочем, если верить легендам, престол стал причиной ссоры между Богом и Метатроном и последующего наказания ангела.
Метатрон не относится к чинам первой сферы — Серафимам, Херувимам или Престолам. По преданиям, когда-то он был обычным праведником. Бог вознес его на небеса живым и превратил в совершенное существо — архангела Метатрона. Архангелы занимают восьмое место из девяти среди ангельских чинов. Однако, несмотря на это, он находится ближе к Богу, чем высшие чины.
Однако, по некоторым преданиям, Бог изгнал Метатрона. Другие ангелы не желали признавать главным обычного человека. Кроме этого, ситуация с двумя престолами, которая породила слухи о двувластии на небесах, стала причиной для изгнания Метатрона. Однако его изгнание описывают не все легенды. По некоторым из них он навсегда остался приближенным к Богу архангелом, несмотря на понесенное наказание. Соответственно, ангел высшего чина — Метатрон, единственный в своем роде.
Наивысший ангельский чин — Серафимы
Серафимы — наивысший ангельский чин. Это ангелы, которые ближе остальных, не считая Метатрона, находятся к Богу. По книге пророка Исайи, они появились перед людьми в облике шестикрылых существ. Первой парой крыльев они закрывали свои лица, а второй — тело. Два последних крыла необходимы им для того, чтобы летать.
По Еноху, один из Серафимов именует себя Серафиэль. У него голова орла. От этого божественного существа исходит настолько яркий свет, что даже другие ангелы не способны рассмотреть его внешний вид. Возможно, остальные Серафимы закрывали свои лица и тела только для того, чтобы не ослепить людей своей святостью.
Шестикрылый серафим. Мозаика собора монастыря Неа Мони на о. Хиос.
Иконы изображают представителей высшего ангельского чина с открытыми лицами. Два их крыла подняты вверх, два поддерживают Серафимов в воздухе, а двумя они закрывают свои тела от взоров людей. По канону, это ангелы, которые стоят вокруг Бога или поддерживают его престол. Преобладающий на их иконах цвет — пламенный, огненный, красный.
Дионисий Ареопагит утверждает, что природа Серафимов схожа с огнем, пламенной любовью к чистоте и святости. Они находятся в постоянном движении вокруг божественного. Их призвание — освещать своим светом и опалять своим жаром, возвышать и уподоблять себе низших существ.
Представители высшего чина в ангельской иерархии возносили хвалу Бога и рассказывали людям о его святости и необходимости веры и соблюдения христианских заповедей. Они поклоняются Богу и служат людским нуждам. Но основная функция Серафимов — это осуществление целей Бога на земле. Они способствуют их воплощению, отдавая приказы более низшим чинам ангелов, а также влияя на людей напрямую.
Читайте статью серафимы — сильнее только Бог.
Херувимы — второй высший ангельский чин
Херувимы занимают второе место в ангельской иерархии, после Серафимов. По Книге Бытия, один из них охраняет вход в Эдем с огненным мечом. Он был назначен на должность стража после изгнания Адама и Евы. Израильский царь Давид описывает херувимов как средство передвижения Бога. Неизвестно, были ли они запряжены в его колесницу или переносили Бога каким-то другим способом, поскольку сохранившееся изречение Давида этой тайны не открывает:
…воссел на херувимов и полетел.
В Ветхом Завете также часто встречается описывающий Бога эпитет — «восседающий на херувимах». По преданиям, когда фараон преследовал евреев, Бог взял Херувима из одного из колес своего престола и полетел на нем спасать избранный народ. Кроме этого, существует еще одна функция этих представителей одного из высших ангельских чинов. Возле престола Бога и в мире людей они поют, прославляя его. По апокрифам, они заняты песнопениями вместе с фениксами и Серафимами.
Как одни из высших ангелов, Херувимы являются носителями божественной мудрости. Они распространяют знания о Боге среди людей, направляют их на правильный путь и помогают развить необходимые богобоязненному человеку качества. Херувимы также занимаются повышением образования других божественных сущностей, когда это необходимо.
По иудейским верованиям, Херувимы были созданы на третий день Творения. Однако по еврейским легендам, они стали первыми живыми существами, населяющими безлюдный мир. По Талмуду, первыми существами стали человек, бык, орел и лев. Они же находились некоторое время возле престола Бога. Позднее Иезекииль посоветовал ему заменить быка на херувима, чтобы бык не был живым напоминанием о временах, когда евреи поклонялись Золотому Тельцу.
Читайте статью кого сейчас называют херувимами.
Подробного текстового описания внешнего вида херувимов не существует. Однако их неоднократно изображали на иконах и в скульптуре. Взорам людей доступны только их лица и крылья. В отличие от Серафимов, лиц Херувимы никогда не прячут. По пророчествам Иезекииля, они имеют и вовсе не одно лицо. Причем одно из них человеческое, а второе — львиное. Более ранние тексты описывают Херувимов как четырехликих существ, а иногда и вовсе являющихся в образе крылатых быков. Отмечается также отличное от человеческого строение их лиц. Медицина называет подобные дефекты у людей херувизмом.
Талмуд упоминает, что статуи Херувимов стояли только в самом первом храме. Когда во время его разрушения язычники увидели их, они начали глумиться над верующими, называя их поклоняющимися статуям. Поэтому в дальнейшем Херувимы в виде скульптур не изображались. Их можно было увидеть только в настенных росписях храмов.
По еврейским традициям, во время сна тело человека рассказывает душе обо всем, что было сделано за день. Душа передает сведения духу, он — ангелу, ангел — архангелу, архангел — Херувиму, а Херувим рассказывает обо всем Серафиму, а Серафим докладывает Богу. Соответственно, Серафимы являются прямым начальством Херувимов, их посредниками в общении с Богом. Каббала гласит, что главным среди Херувимов является ангел, который носит имя Херувиил.
Роспись «Херувим» церкви Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе (Москва).
Мидраш говорит, что не Херувим носит Бога, а Бог носит его. Он не заключает в себе ничего материального, Бог сидим на Херувиме, наблюдая за происходящим в мире. Этот же источник называет два имени Херувимов — Тетраграмматон и Элохим. По преданию, это части истинного имени Бога.
В христианской традиции Херувимы считаются поющими в честь Господа ангелами, а также носителями его разума и мудрости. По библейским описаниям, у них имеется двенадцать крыльев. Астрологи связывают количество крыльев Херувимов с количеством знаков Зодиака. Кроме этого, прослеживается связь и с количеством часов в половине земных суток.
Позднее Иоанн Златоуст писал, что Херувимы полностью состоят из глаз — все их тело покрыто ими. Возможно, поэтому они скрывают его под крыльями. Иоанн Златоуст увидел в таком строении символ мудрости. По его словам, через Херувимов Божий разум взирает на мир.
Некоторые богословы, например, Фома Аквинский и Феодор Студит называют Херувимов представителями высшей ангельской власти. По их мнению, они занимают первое место в божественной иерархии, а Серафимы — второе. В православном богослужении имеется особая молитва, которая называется херувимской песней.
Какое место в небесной иерархии занимают Престолы
По Священному Писанию, Престолы имеют такое название не просто так. На них время от времени восседает Бог, изрекая свой Суд. По некоторым преданиям, Престолы служат и средством передвижения Бога, поэтому их иногда называют Богоносными.
Изображение престолов на фреска храма Святого Иоанна Крестителя в Кратово, Македония.
Представители этого ангельского чина выполняют роль престола Господнего. Они занимают третье место среди ангельских чинов, подчиняясь Серафимам и Херувимам. Все остальные ангельские чины подчиняются Престолам и более высшим ангелам.
Престолы выполняют не только функции транспорта и божественного трона. С их помощью Бог осуществляет свой суд над ангелами и людьми. Престолы занимаются и человеческими судами, помогая правителям, судьям, руководителям, которые выполняют свои обязанности на разных уровнях, в различных масштабах.
Престолы изображаются в виде огненных колес с глазами на ободах. У них имеется по четыре крыла. Изначально в таком виде изображались Херувимы, но позднее их облик стал ближе к Серафимам, а огненные колеса еще некоторое время были их атрибутами. В это же время людям открылся истинный облик Престолов. В еврейской культуре третий чин называется Колесами, или Офанимами.
В целом, существует три чина первой сферы божественной иерархии. Это ближайшие к Богу Серафимы и подчиненные им Херувимы и Престолы. Каждый из этих божественных сущностей выполняет свои роли, помогая Богу управлять миром.
Вконтакте
Одноклассники
Почему Богородица «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим»?
Вопрос читателя:
Добрый день. Помогите понять выражение «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим».
Понятно, что речь идет о Богородице. Но при чем здесь бестелесные существа херувимы и серафимы? И вообще, как это выразить современным языком? Может,она честнее, чем херувимы, и славнее, чем серафимы? Хотя почему её надо с ними сравнивать? Кто они по сравнению с ней?
Отвечает иерей Сергий Ширапов:
Добрый день!
В этой молитве мы восхваляем Богородицу, говоря, что Она Своею честью (честнейшую) и славою (славнейшую) превосходит самых высших Ангелов: Серафимов и Херувимов.
(По учению Православной Церкви все ангелы (Небесные Силы) делятся на три лика. В свою очередь, каждый лик подразделяется еще на три. Такое деление основано на двух принципах: степени приближенности к Богу и типу служения).
То есть Божия Матерь по своим совершенствам стоит выше всех — не только людей, но и святых Ангелов, причем самых высших — Херувимов и Серафимов, которые находятся ближе всех Ангелов к Богу и более всех их посвящены в Его Тайны. «Бог-Любовь огнь есть поядаяй», — процитирую книгу «Невидимый мир ангелов». Серафимы, постоянно приникая к этой огненной Божественной Любви, исполняются огнем Божества. Если для Серафимов Бог является, как пламенногорящая Любовь, то для Херувимов Бог — «выну», т.е.вечно светящаяся Премудрость. Херувимы непрестанно углубляются в божественный разум, восхваляют, воспевают его в песнях своих, созерцают тайны божественные, с трепетом проникают в них. Вот почему, по свидетельству Слова Божия, в Ветхом завете Херувимы изображаются над Ковчегом Завета приникающими преимущественно перед всеми другими чинами.
Теперь посмотрим на Богородицу. Если Серафимы только созерцают Огонь Божьей Любви и частично отражают его низшим чинам и людям (как уста пророка Исайи были очищены Серафимом с помощью горящего угля), то Матерь Бога носила этот Огонь внутри Себя под сердцем и осталась жива, потому Её прообразом и является неопалимая купина, которую видел Моисей. Как там куст горел и не сгорал, так и тут Дева, человек, имела внутри Огонь поядающий — Бога и не сгорела.
Если Херувимы могут постигать Свет Божества, то Богородица — Матерь Этого Света в том плане, что зачала и выносила Богомладенца. Потому мы Её так величаем. И Она является наивысшим из Божьих Творений, поскольку была достойна родить Своего Создателя и этим освящена еще больше.
«Такое приятие в себя Бога, очевидно, есть единственное, исключительное, беспримерное, недоступное ни для святых человеков, ни для святых ангелов, принадлежащее одной Богоматери», — пишет об этом святитель Игнатий Брянчанинов.
Если сосуд для Причастия мы не наполняем ничем другим и стараемся его хранить паче других сосудов, то тем более Богородицу, вместившую Бога.
Помоги Вам Бог!
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал «Вопросы священнику»
На заставке: икона Божией Матери «Знамение», фрагмент