Развитие ребенка в 12 месяцев что должен уметь малыш
За 12 месяцев развития ребенок претерпевает удивительные изменения: из совершенно беззащитной и неумелой крохи он превращается в маленького смышлёного и любопытного человечка. У малыша развиваются характер и вкусы, предпочтения и интересы. Двенадцатый месяц становится в некотором роде переходным, как в развитии малыша, так и в отношение родителей к своему чаду. Самым важным в жизни ребенка остается познание и изучение окружающего мира, на которое он уделяет все свои силы и время.
Рост и вес в 12 месяцев
Ребенок остается очень активным и тратит уйму энергии на изучение окружающего мира, поэтому прибавка в весе в этом возрасте остается небольшой: около 400 грамм. Рост увеличивается в пределах одного сантиметра.
Средними росто-весовыми показателями в 12 месяцев являются вес около десяти килограмм и рост от 71 до 79 сантиметров. Стоит отметить, что нет точных показателей роста и веса для всех детей в этом возрасте. Из-за особенностей разных организмов, наследственности и условии роста изменения роста и веса ребенка могут разниться от ребенка к ребенку и небольшие несовпадения со нормальными показателями не большая проблема.
Умения и навыки в 12 месяцев
- В этом возрасте малыши могут ходить, держа за руку родителей или опираясь на мебель. Некоторые дети начинают ходить самостоятельно, однако часть предпочитает передвигаться на «четвереньках». Не стоит волноваться, что малыш ещё не начала ходить, возможно его организм его не готов к этому.
- Умело манипулирует руками. Ребенок может удерживать несколько предметов, используя как одну руку, так и обе. Может передать предмет, взять или удерживать.
- Ребенок способен самостоятельно встать или присесть, не опираясь на мебель или стены.
- Малыш умело играет с более сложными игрушками. Например, может построить пирамидку, надевая колечки на палку.
- Осваивает навыки невербального общения. Жестами может поздороваться, подозвать, поблагодарить или попрощаться. Легко изучает новые жесты и повторяет за родителями.
- Пытается есть самостоятельно с помощью столовых приборов. Лучшим вариантом будет приобрести специальные столовые приборы из мягких и износостойких материалов, которыми будет удобно пользоваться ребенку.
Появление первых зубов
В год у малышей обычно уже есть верхние и нижние центральные резцы. В возрасте двенадцати месяцев начинают расти верхние и нижние боковые резцы, а также могут появится первые коренные зубы. Как правило, процесс появления зубов у девочек начинается несколько раньше и проходит быстрее чем у мальчиков.
Некоторые дети не проявляют никаких внешних признаков роста зубов, и их появление может быть обнаружено лишь по белым следам на деснах малыша. Однако большая часть малышей при росте зубов переносит некоторые болезненные симптомы, среди которых обильное слюновыделение, покраснение и опухание десен, постоянное желание покусать предметы и почесать небо, а также продолжительное повышение температуры до 37-38 градусов.
Чтобы помочь ребенку перенести дискомфорт от прорезывания первых зубов можно проводить небольшой массаж десен. Делается он хорошо вымытым пальцем. Также эффективны будут специальные игрушки-прорезыватели из резины, геля или силикона.
Хорошо боли в деснах снимают прохладные компрессы из хлопчатобумажной салфетки, смоченной водой.
При появлении первых зубов необходимо начать гигиенический уход за ними. Лучшими способами будет использование салфеток с напальчником с безопасным антисептиком ксилитом или дентальные салфетки. Также хорошим вариантом является чистка полости рта бинтовым или марлевым тампоном, смоченным в слегка подсоленной кипяченой водой. Гигиенической обработка рта следует делать дважды в день: утром и перед сном.
Психико-эмоциональное развитие в 12 месяцев
- Малыш знает и произносит около двадцати слов. Обычно в эти слова входят названия окружающих его предметов, имена людей или частые события. Произношение ещё далеко от идеального, но большинство слов не составит труда понять. Некоторые слова ребенок может использовать в искаженном смысле или вкладывать в их значение больше, чем есть на самом деле.
- Малыш с интересом знакомится и общается с другими детьми. Но следует быть осторожными, так как в таком возрасте часто происходят конфликты.
- Ребенок понимает разницу между взрослыми, и кто как к нему относится. Он может быть более капризным и непослушным в обществе доброй мамы и бабушки и наоборот вести себе гораздо сдержаннее со строгим папой или дедушкой.
- Ребенок проявляет характер в играх. Он придумывает новые правила, пытается сделать всё по-своему. Из-за этого общения ребенком может немного усложнится.
- Начинает развиваться долговременная память. Ребенок запоминается всё, что было с ним вчера, три дня назад или даже неделю спустя.
- Ребенок с интересом слушает музыку и играет под неё. Некоторые дети пытаются подпевают, другие танцуют.
- Ребенок продолжает осваивать юмор. Теперь для него важно не только смеяться самому, но и попытаться рассмешить или обрадовать родителей. Развитое чувство юмора может быть признаком высокого интеллекта
- Может ответить на вопросы да/нет кивком головы, попрощаться и поприветствовать взмахами руки. Также малыш понимает простые фразы, когда ему предлагают что-то или просят подойти.
Кризис первого года
В этом возрасте у детей начинается переходный период, сопровождаемый большими переменами в характере и поведении ребенка. Он становится агрессивнее, часто перестает слушаться родителей и взрослых, очень легко обижается, часто плачет и капризничает, проявляет повышенную самостоятельность.
Причиной таких изменений в поведении несколько. Во-первых, у ребенка появляется своя воля. Из-за желания её проявить возникает конфликт с родителями. Во-вторых, ребенок хочет продолжить познавать мир, а любые запреты (даже во благо ребенка) от родителей понимаются им как препятствие к развитию. В-третьих, малыш становится гораздо увереннее в себе и пытается совершать действия, на которые ещё не способен. Из-за неудач он начинает сильно нервничать и переживать.
Проверка темпов развития в 12 месяцев
Один год – это важная дата в развитии ребенка, его первое день рождение. Его развитие продолжать идти огромными шагами, но важно понимать, что малыш уже умеет и может делать, а с чем ему необходима помощь. Чтобы удостоверится в необходимом уровне развития вашего малыша, можно провести ряд несложных наблюдений и тестов на общее физиологическое и интеллектуальное развитие.
- Ребенок может подняться и стоять, опираясь на что-либо. Некоторые способны сделать самостоятельные шаги.
- Малыш должен использовать как минимум пару простых жестов.
- Произносить и понимать несколько простых слов.
- Малыш может самостоятельно пить из своей кружечки и пытаться есть с помощью ложки. Также он должен пытаться копироваться движения взрослых, например, расчесывание.
- Ребенок должен уметь собирать небольшую башенку из кубиков (два-три кубика в высоту).
- Может определить объекты по описанию и указать на них.
Постарайтесь обратить пристальное внимание на поведение ребенка. Проявление некоторых особенностей может означать небольшие отклонения в развитии. К там особенностям можно отнести следующее:
- Активно не взаимодействует с новыми объектами окружения и игрушками.
- Не отвечает не своё имя, а также медленно реагирует на раздражающие звуки или голоса близких родственников.
- Стоя не способен выдержать свой вес.
- Слишком спокойный
Питание в 12 месяцев
Питание в этом возрасте мало чем отличается от прошлого месяца. В целом, в 12 месяцев можно начать приучать малыша к общей повседневной пищи. Однако если малыш есть за общим столом, то вся еда должна либо вариться, либо тушиться, либо быть приготовлена на пару; в ней не должно быть приправ, соли и сахара. Пища должна быть разделена на мелкие порции, чтобы малышу было удобно жевать.
В этом возрасте ребенок также должен есть пять раз в день. Отличными вариантами для включения в рацион ребенку будут нежирные супы, разные злаковые каши и овощные пюре, кусочки вареного мяса и пшеничного хлеба. Кисломолочные продукты следует оставлять на вечер, особенно полезно будет кормить домашним творогом.
Если у ребенка появились первые зубы, то нужно стимулировать жевательные рефлексы, включая в обеды небольшие кусочки мягких и хорошо проваренных овощей и мягких фруктов. Также можно готовить каши и пюре не в блендере, а вилкой, позволяя ребенку прожевывать мелкие кусочки пищи.
Режим дня в 12 месяцев
Небольшую проблему в 12 месяцев может принести смена распорядка дня ребенка. Некоторые дети ложатся спать днем в 2-3 часа и спят до 5 вечера, то есть вместо двух коротких дневных снов остается один, но длиннее. Из-за этого ночью они засыпают только после 10 и просыпаются не раньше 9 часов утра. Также это становится причиной смена распорядка питания: вместо пяти раз ребенок в течение дня есть лишь четыре раза.
Развивающие игры в 12 месяцев
Главным навыком в 12 месяцев является ходьба – именно её развитию необходимо уделять как можно больше времени. Нет смысла насильно заставлять ребенка ходить – это лишь создаст лишние негативные ассоциации. Лучше мотивировать ребенка самому подниматься и ходить. Один из способов – это поставить игрушки или интересные малышу предметы на уровне его роста. Сначала, после две предмета через небольшое расстояние друг от друга. Ребенок захочет сам встать и пройтись за ними.
При обучении ходьбе могут возникнуть два препятствия. Во-первых, малыш продолжит активно передвигаться на «четвереньках». Он считает, что так гораздо быстрее и удобнее. Скорее всего причина в продолжении ползанье – это неподготовленность организма ребенка к прямой ходьбе. Второй проблемой может быть страх перед прямохождением. Чтобы преодолеть его помогайте малышу подняться, делайте первые шаги, придерживая его за руки. Также хорошим вариантом будет показать вашему малышу, как ходят другие дети. Его это воодушевит и придаст уверенности в своих силах.
Несмотря на развитие умения ходить важно продолжать носить ребенка на руках. Такие прогулки помогут ребенку преодолеть страх познания окружающего мира, а также создадут крепкую эмоциональную связь между малышом и родителем.
Особое внимание в одиннадцать месяцев уделяйте развитию речи. Как можно чаще разговаривайте с ребенком, описывайте окружающий мир, комментируйте свои действия, разговаривайте об играх. Не забывайте, что ребенок уже человек, не надо сюсюкаться, ваша речь должна быть четкой, эмоциональной и литературной, чтобы ребенок мог её повторить.
Хорошим вариантом развития речи являются речевые игры. Играя с малышом старайтесь использовать больше повседневных слов и давайте малышу возможность повторять за вами. Если ребенок произносит слово неправильно, произносите слово вновь.
Рекомендуем обатиться к специалисту!Ребенок в 12 месяцев развитие и питание — малыш в 12 месяцев
Познавательные способности
Малыши первого года жизни очень любопытны, что в сочетании с активным развитием интеллекта и двигательной активностью дает поразительные результаты. Главным признаком познавательного развития выступает наблюдение и повторение манеры поведения взрослых.
Малыш уже хорошо чувствует и понимает реакцию взрослых на различные действия, движения, звуки. У него хорошо развита мимика, он хорошо выражает свои эмоции, иногда делает это намеренно, чтобы вызвать соответствующую реакцию окружающих. Он очень радуется, если ему удается насмешить родителей. В ход идут движения (танцы, наклоны, забавные позы), мимика (ужимки, смешные гримасы).
У ребенка в 12 месяцев уже начинают проявляться зачатки творческих наклонностей. Стоит понаблюдать за малышом – что ему нравится? Некоторые малыши очень активно реагируют на музыку, сразу начинают ритмично двигаться. У других проявляется пристрастие к рисованию. Обычно детям в этом возрасте подходят пальчиковые краски. Большинство детей первого года жизни любят движение, игры в догонялки, легкие доступные физические занятия.
Одним из важных этапов познавательного развития ребенка в 12 месяцев выступают первые признаки инстинкта самосохранения. Например, это проявляется в страхе высоты. Поднявшись слишком высоко по детской лестнице, ребенок ищет опору или руку матери. У некоторых малышей инстинкт самосохранения проявляется в виде страха посторонних людей, например, врачей. Очень важно на этом этапе показать малышу, что он в безопасности, а также поставить границы доступных развлечений, но при этом не испугать его.
Ребенок первого года жизни постепенно изучает свойства предметов. В процессе игры он узнает, что значит твердое и мягкое, горячее и холодное, сухое и мокрое. Ребенок в этом возрасте очень любопытен и активно познает окружающий мир. Наиболее интересны и понятны для него животные. Чтобы помочь малышу развиваться, можно показывать ему картинки с животными, попутно демонстрируя, какие звуки они издают. Главное – нужно помнить, что любая информация должна подаваться в игровой форме.
К факторам познавательного развития относятся социальные навыки ребенка. Малыши в этом возрасте с удовольствием общаются друг с другом, активно контактируют со взрослыми. Они любят играть в игры (прятки, догонялки, хороводы, создание простых конструкций из кубиков). Безусловно, социализация ребенка зависит от индивидуальных особенностей характера, но в большинстве случаев дети в 1 годик любят играть с ровесниками.
Психическое и интеллектуальное развитие
В 1 год у малыша замедляется процесс роста и набора веса, зато интеллектуальное и эмоциональное развитие становится более интенсивным. Более продолжительный период бодрствования позволяет ребенку больше времени играть. Основные способы познания у детей в 12 месяцев – сенсорные. Тактильные ощущения развивают память. Прикасаясь к определенным предметам, малыш запоминает их особенности и свойства. Например, мячик круглый и прыгает, машинка с колесами и может ездить, кубик твердый и из него можно строить.
все про то, что должен уметь малыш в 12 месяцев, особенности питания, мелкой моторики и речи, а также нормы физических показателей
За первый год жизни малыш превращается в полноценную маленькую личность, имеющую свои черты характера, привычки и эмоции.
Сделав первые шаги и произнеся первые слова, он продолжает познавать окружающий его мир.
Если вы являетесь счастливым родителем годовалого ребенка, вам необходимо знать основные нормы развития малыша в данном возрасте.
Физиологические изменения
К 12 месяцам вес ребенка превышает вес при рождении в три раза и составляет, в среднем, 9 кг. Рост малыша чаще всего равен 75 — 80 см. Средний прирост веса за двенадцатый месяц обычно не превышает 250 г, а рост увеличивается на 1 — 1,5 см.
Голова малыша все еще непропорционально большая по отношению к телу, животик выпирает вперед.
Стопы годовалого ребенка имеют своеобразную форму: плоские и без свода. Малыш только начинает ходить, и на его стопах все еще сохраняются жировые подушечки. Постепенно они исчезают, и стопа приобретает изгиб.
Физические параметры
Нормы роста и веса для мальчиков и девочек
Калькулятор роста и веса ребенка
Выберите пол и возраст ребенка, чтобы узнать какими должны быть параметры вашего чада согласно нормам ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения)
Вес
Низкий кг
Средний кг
Высокий кг
Рост
Низкий см
Средний см
Высокий см
Окружность головы и груди
Окружность головы | Окружность груди | |
Мальчик | 43,5 — 48,6 см | 46 — 52,5 см |
Девочка | 42 — 47,6 см | 46,3 — 51,4 см |
За двенадцатый месяц окружность головы и грудной клетки, в среднем, увеличиваются на 0,5 см.
Движения рук ребенка становятся более ловкими и умелыми. Он умеет подтягиваться, карабкаться на предметы повыше, сохранять равновесие не только сидя, но и стоя, держась за опору.
Около 50% детей к этому возрасту овладевают навыком ходьбы.
Обратите внимание! Отступления от этого срока нормальны и не должны вызывать беспокойство у родителей.
Средним количеством зубов, которые имеются у малышей данного возраста, является 8. Меньшее количество также считается нормой, но проконсультироваться с врачом стоит в том случае, если у ребенка нет ни единого зубика.
Что должен уметь делать малыш в 12 месяцев
- Ребенок может сесть и встать без посторонней помощи.
- Он захватывает большим и указательным пальцами мелкие предметы.
- Спускается и поднимается по лестнице приставным шагом (при помощи взрослых).
- Кроха откусывает и жует твердую пищу.
- Умеет пользоваться вилкой и ложкой.
- Уверенно стоит и активно ползает.
- Словарный запас ребенка включает до десяти – пятнадцати слов.
- Собирает и разбирает пирамидку.
- Ребёнок использует несколько жестов: машет ручкой или посылает воздушный поцелуй.
- Малыш может сидеть на корточках и подниматься из этого положения.
Тест на развитие
- Малыш с интересом (а иногда и с опаской) реагирует на незнакомых людей и новые игрушки.
- Понимает предназначение бытовых предметов и пытается ими пользоваться.
- Ребенок пританцовывает, когда слышит музыку.
- Он знает близких людей по именам; понимает, о ком говорят, когда произносят имя.
- «Разговаривает» с игрушками.
- Кроха имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия.
- Негативно реагирует на повышенный тон разговора взрослого, не любит запреты и отказы.
- Он хорошо понимает речь родителей и знает значение такие слов, как «дай», «нет», «подойди», «можно».
- Он знает многих животных и показывает их на иллюстрациях.
- Ребенок с удовольствием прячет и ищет игрушки, наполняет ящики и коробки игрушками и опорожняет их.
Особенности питания годовалого ребенка
Полужидкие блюда (перетертые в пюре и содержащие небольшие кусочки) остаются основой питания годовалого ребенка.
Малышу по – прежнему не стоит давать очень сухую пищу, так как у него могут возникнуть проблемы с глотанием.
Каждый день кроха должен потреблять приблизительно 1200 калорий. Молочные продукты все еще занимают центральное место в детском питании.
Малышу можно предлагать кефир, йогурт (до 200 мл в сутки), творог и сыр. Творог можно подавать в «чистом» виде или в составе блюд: запеканок, пудингов или сырников. Дневная норма творожных продуктов составляет 70 г.
Малышу можно давать перепелиные и куриные яйца, в меню их рекомендуется включать не чаще трех раз в неделю по одной штуке.
К году малыш, как правило, знаком со многими овощами и фруктами. В меню крохи можно вводить новые виды ягод и фруктов, но делать это осторожно и в малых количествах. Мягкие ягоды следует давать малышу кусочками, а жесткие и имеющие плотную кожуру – измельчать в пюре. Суточная рекомендуемая доза фруктов – 200 г.
Мясные продукты могут быть предложены в виде паровых котлет, тефтель, мясного суфле или фрикаделек в количестве 100 г в день.
Рыбу следует давать годовалому малышу не чаще двух раз в неделю по 40 г., предпочтение стоит оказывать нежирным сортам, с минимальным содержанием костей. Следует обратить внимание на треску, морского окуня и судака.
Особенности сна
Сон ребенка в 12 месяцев, как и прежде, играет существенную роль в его развитии и хорошем настроении. Он должен составлять 13 – 14 часов в сутки. Длительность ночного сна не превышает 11 – 12 часов, а дневного – 2 – 2,5 часа.
Если ребенок спит днем только один раз, то время его бодрствования продолжается около 5 часов. У тех, кто все еще не перешел на один дневной сон, время бодрствования колеблется в рамках 3 – 4 часов.
Мелкая моторика у детей в первый год жизни
Годовалый малыш уже неплохо владеет руками: он умеет взять любой предмет, открывает и закрывает крышки коробок, закрепляет детали простого конструктора на подставке.
Развитие мелкой моторики у детей данного возраста тесно связано с процессом формирования речевых навыков и памяти малыша.
Ниже представлены простые упражнения, которые способствуют развитию важных участков головного мозга, отвечающих за многие мыслительные процессы:
- Завязывание и развязывание узлов.
- Перебирание крупных бус или четок.
- Разрывание бумаги на мелкие куски.
- Нанизывание маленьких колечек на пирамидку.
- Завинчивание и раскручивание крышек банок или бутылок.
- Собирание пазлов и мозаик с крупными частями.
- Перелистывание страниц книжки с картинками или журнала.
- Рисование ватной палочкой или спичкой.
- «Склеивание» картинок, разрезанных на несколько частей.
- Лепка из пластилина или соленого теста.
Развитие речи
В 12 месяцев пассивный словарный запас намного богаче активного, то есть малыш понимает гораздо большое слов, чем может произнести. Обычно он использует около 10 лепетных слов и хорошо произносит 3 — 4 слова.
Темпы формирования речи, во многом, задаются родителями, так как именно они создают условия для развития речи ребенка. Ниже приведены главные факторы, влияющие на создание благоприятной развивающей среды для малыша.
Чтение
Читайте с ребенком сказки, потешки и стишки. Книги способствуют увеличению пассивного словаря крохи и обогащают его опыт разнообразными жизненными ситуациями.
Выберите несколько стихов, которые вы будете сопровождать движениями, ребенок будет с удовольствием за вами повторять.
Указательный пальчик
Годовалый ребенок часто показывает на какой – то предмет пальцем и хочет, чтобы родители объяснили ему его предназначение. Ловите такие моменты и удовлетворяйте любопытство малыша.
Расширение пассивного словаря
Называйте ребенку различные предметы, пусть он находит их глазами и указывает на них пальчиком. Таким образом, вы будете знать, что малыш понимает больше, чем может сказать.
Сюжетные игры
Двенадцатый месяц предполагает обучение ребенка ролевым играм. Проигрывая житейские ситуации, вы помогаете малышу развить социальные навыки и создать собственное представление о реальности, которая его окружает.
Сюжеты игр не должны быть слишком сложными, главное, чтобы малыш их хорошо понимал.
Предложения
Помогайте ребенку строить предложения. Если он тянется ручками к предмету, до которого не может достать, а потом смотрит на вас и говорит «мама», объясните, что в такой ситуации следует сказать – «Мама, дай … (название предмета»).
Нервно – психические особенности
Справка! За первый год своей жизни ребенок приобретает множество навыков и умений. Он начинает физически отделяться от мамы, уже не стремится постоянно быть на руках.
Большинство детей в этом возрасте играют самостоятельно без помощи взрослых.
Поведение малыша постепенно меняется, начинает проявляться его характер.
В 12 месяцев проявляются качества ребенка, которые могут не понравиться родителям.
Ребенок теперь эмоционально выражает свое недовольство, если ему что – то не по душе, бывает противоречивым в своих действиях, часто капризничает, вредничает и упрямится по пустякам.
Малыша становится трудно воспитывать. Этот период психологи часто называют «кризис первого года». У ребенка начинает формироваться воля и личность, он уже осознает, что взрослые (по сравнению с ним самим) обладают гораздо большей свободой, и отсюда возникает стремление к протесту.
Обратите внимание! Родителям стоит помнить, что этот период является лишь временным явлением. Необходимо проявить сдержанность и терпение и помнить, что подходить к малышу со взрослыми мерками не имеет смысла.
Особенности ухода
Как и в предыдущие месяцы, необходимо принимать воздушные и солнечные ванны, обтирать и купать ребенка через день.
Комнату малыша следует проветривать каждый день, температура может колебаться в пределах 20 – 23 градусов.
Купать годовалого ребенка можно через день, длительность процедуры составляет от 10 до 15 минут, температура должна быть не ниже 33 градусов. После купания можно обтереть ребенка питательным детским маслом.
Хорошими увлажняющими свойствами также обладают соли с минералами и экстрактами лекарственных трав, которые добавляются в ванночку малыша.
Каждое утро крохи рекомендуется начинать с умывания лица и рук и расчесывания волос. Перед вечерним сном важно мыть и ножки. В режим дня ребенка необходимо включить гимнастические упражнения и массаж. Занятия следует проводить ежедневно по утрам в течении 10 минут.
В возрасте 1 года дети способны понимать, что чистка зубов, умывание и мытье рук относятся к обязательным ежедневным действиям. Со временем они перерастут в полезную привычку.
Режим дня
Определенный распорядок дня является важным условием сохранения здоровья и полноценного восстановления сил годовалого ребенка. Режим дня должен включать в себя длительный сон, активный досуг и питание. Также важно обращать внимание на изменения, которые происходят с малышом в этом возрасте.
Сон
Сон ребенка будет ровным и безмятежным, если до этого он отправится на прогулку с родителями.
Игры на улице повышают настроение, расслабляют и насыщают кровь кислородом. Приблизительно за 30 минут до сна следует прекратить активные игры.
Обязательным условием успешного распорядка является четкое выполнение всех его пунктов в установленное время. Таким образом, у ребенка сформируются привычки, и он будет послушно следовать графику.
Летом малыши сладко засыпают на свежем воздухе, а зимой стоит помнить об ежедневном проветривании комнаты.
Бодрствование
Дневные игры и активность занимают 3 – 4 часа в распорядке дня ребенка. Родителям следует позаботиться о покупке красочных и интересных развивающих игрушек.
Обратите внимание! Важным моментом режима также является гимнастика по утрам. Мышечная масса годовалого ребенка нуждается в постоянном наращивании и укреплении. Многие дети в таком возрасте уже умеют делать приседания и наклоны.
Выполнять упражнения с малышом рекомендуется в хорошо проветренной комнате, включив задорную энергичную музыку.
Прогулки
Распорядок дня также подразумевает ежедневные прогулки на свежем воздухе. В этом возрасте дети становятся крайне любопытными исследователями окружающего мира. Для прогулок следуют выбирать тихие места: небольшие дворы, парки и сады.
Прогулки могут длиться до двух часов.
Занятия дома
В 12 месяцев выбор игр и занятий очень обширен. Чтобы играть по правилам годовалого ребенка, следует помнить о важной особенности ребенка такого возраста — он не может концентрировать свое внимание на чем- то одном дольше 10 — 15 минут. Даже самая увлекательная игра может быть ему интересна только в пределах четверти часа.
Игры
- Игровой домик
Соорудите из картона небольшой игровой домик. Сделайте отверстия для входа и выхода и покажите ребенку, как заходить и выходить из сооружения. Вы можете научить его стучать или «звонить» в дверь и спрашивать, есть ли кто – нибудь дома.
- Разговор по трубе
В 12 месяцев дети очень любят слышать и издавать новые необычные звуки. Через картонную трубку (на одном конце вы, а на другом – ребенок) вы можете говорить смешным голосом или просто издавать забавные звуки. Малыш будет за вами с удовольствием повторять.
Игрушки
- Строительные картонные и деревянные блоки.
- Небольшой пластмассовый чайный сервиз.
- Детская железная дорога.
- Песочный набор.
- Чемоданчик с доской для рисования.
- Музыкальные игрушки – каталки.
- Геометрические пирамидки.
- Фигурки людей и животных, сделанный из мягких материалов.
- Сенсорные мячики.
Мультфильмы
Развивающие мультфильмы для годовалых детей созданы в соответствии с развитием психоэмоциональных особенностей малыша. Они обладают логичной и понятной структурой, картинки меняются медленно, чтобы малыш мог осознать происходящее на экране.
Длительность просмотра мультфильма не должна превышать 10 минут. Лучше всего включать мультфильм в первой половине дня, так как просмотр перед дневным или ночным сном может взволновать ребенка, и он не уснет.
Следует смотреть развивающие мультики вместе с ребенком, время от времени обращать внимания на интересные и важные моменты. Ниже представлен ТОП – 10 мультфильмов, которые каждый годовалый ребенок будет с удовольствием смотреть.
ТОП – 10 мультфильмов
- Ребёнок Эйнштейн.
- Паровозик Чух — Чух
- Тини лав.
- Маша и медведь.
- Приключения пингвиненка Лоло.
- Даша — путешественница.
- Три кота.
- Осторожно, обезьянки.
- Три маленькие утки.
- Веселая радуга.
Полезное видео
Предлагаем вам также посмотреть видео про малыша в один год:
Советы родителям
- Не отходите от определенного режима дня малыша.
- Поощряйте интерес ребенка к окружающему миру.
- Внимательно относитесь к установке запретов и рамок поведения для ребенка.
- Не относить к своему малышу как ко взрослому человеку, который должен понимать логические объяснения.
- Занимайтесь воспитанием маленького ребенка с большим терпением и любовью.
9 навыков, развитие, ТОП-10 игр с ребёнком
Последнее обновление статьи:
Что должен уметь ребёнок в год?
1. Безусловно, малыш отлично сидит и ползает.
2. Ребёнок самостоятельно стоит. Из положения стоя сам садится и может встать.
3. В 12 месяцев ребёнку под силу самому ходить.
Появление этого навыка не является строго фиксированным по какому-либо месяцу жизни. Некоторые дети начинают ходить в 10 месяцев и к году практически бегают. Малыши, которым больше нравится ползать, могут пойти позже – в год или в год и месяц. Самое главное, чтобы ребёнок демонстрировал развитие этого навыка, каждый день пытался сделать на один шаг больше, чем вчера.
4. Малыш осмысленно произносит несколько простых слов – «мама», «папа», «ляля», «баба» и тому подобное. Но даже если этого нет, не стоит сразу бить тревогу.
С неразговорчивым ребёнком старайтесь побольше общаться, рассказывать о явлениях, событиях вокруг. Сопровождайте свои действия объяснениями и пояснениями, вместе читайте.
5. Ребёнок удерживает кружку двумя руками, сам пьёт из неё, ставит на место. Пытается или уже держит ложку.
6. Складывает небольшую башню из кубиков, нанизывает кольца на пирамидку, перелистывает страницы книги.
7. Выполняет по просьбе простые действия – найти игрушку, взять куклу, покормить мишку, найти пирамидку и прочее.
8. Реагирует на появление других детей.
9. Знает, как зовут близких, поворачивает голову в сторону человека, чьё имя было названо.
Для ребёнка в 12 месяцев закономерно проявлять свой характер. Родители таких деток отмечают, что малыш перестал слушаться (хоть и понимает слово «нельзя»), часто упорствует, настаивает на своём, капризничает, отказывается выполнять просьбы взрослых. Это связано, что развитие ребёнка 12 месяцев подходит к новому этапу развития личности, связанному со становлением воли и опробованием на прочность собственных границ. Детские психологи называют это кризисом одного года.
Физическое развитие
Масса тела ребёнка к двенадцатому месяцу утраивается. То есть, если при рождении масса тела малыша была 4200, то в год она должна быть около 12500 граммов.
За год младенец вырастает на 25 сантиметров.
Эти значения приблизительны, и незначительные отклонения не должны тревожить родителей.
Питание
Питаются дети уже практически за взрослым столом. Жареные, маринованные, копчёные и пряные блюда, естественно, исключаются.
Детям в этом возрасте ещё нельзя давать чёрный чай, кофе, грибы и шоколад.
С года при хорошей переносимости лактозы и белка коровьего молока можно начинать давать цельное коровье молоко. Также приемлемо расширить рацион за счёт заморских фруктов и ягод – цитрусовых, арбузов, дынь, персиков и абрикосов.
Год – это тот возраст, в котором детям-аллергикам можно вводить в рацион куриные яйца и рыбу.
Смесь после года можно постепенно заменить детским молоком или последующей смесью «3».
Грудничков желательно кормить грудью и после года. Вопреки мнению многих педиатров, в грудном молоке остаются те же полезные вещества, что и были, а содержание отдельных даже повышается. Грудное молоко после года – уже еда, это правда. Это защита здоровья малыша и матери, источник глубокой связи между ними.
Игры с годовалым ребёнком
1. Вождение коляски
Прекрасно стимулирует малыша ходить. Во-первых, ему это интересно, ведь ребёнок чувствует свою важность. Во-вторых, коляска являет собой дополнительную опору, страхуя от падений из-за неустойчивости.
Вместо коляски можно использовать игрушки-каталки.
Уделите внимание подбору правильной обуви. Голеностоп должен быть фиксирован, полнота регулироваться шнурками или липучками. Важен ортопедический каблук высотой 5 миллиметров.
2. Прятки
С малышом, который уже неплохо ходит, будет интересно играть в прятки. Покажите ребёнку, где можно спрятаться, научите его в процессе поисков ориентироваться на ваш голос.
3. Сенсорная коробка
Для её создания возьмите коробку, по размерам сравнимую с детской обувной. Наполните её различными предметами, безопасными для ребёнка. Для этого подойдут сырые макароны крупных размеров, большие пуговицы, плоды каштанов. Среди этого разнообразия можно спрятать маленькую игрушку или детскую ложку и попросить малыша её отыскать.
Наполняя коробку различными предметами, вы создаёте неиссякаемый источник игр для ребёнка.
4. «Найди только…»
Разложите на ковре различные игрушки и предметы. Попросите малыша собрать только мячики (кубики, куколки, колечки). Таким способом можно изучать цвета, собирая в отдельные кучки предметы определённого цвета, а затем давать ребёнку задание отыскать их среди прочих.
5. Совместное чтение
В процессе чтения устройтесь так, чтобы ребёнок видел страницы. Читайте и показывайте, про что идёт речь.
6. Пальчиковый детский театр
Знакомить детей со сказками можно не только читая вслух. Ещё интересней смастерить или приобрести уже готовых героев сказки. Малыш от такого развлечения будет в восхищении ещё не один год.
7. Изучение частей тела
Показывайте крохе, где его ручки, ножки, глазки. Демонстрируйте на себе и на нём.
8. Игры с музыкальными инструментами
Для таких занятий прекрасно подойдут колокольчики, бубны, барабаны и детские гусли.
9. Рисование
В год более интересны для малыша пальчиковые краски. Есть раскраски, где нарисовано цветное изображения и на нём специально оставлены пустые белые кружки, которые необходимо закрасить пальчиками.
10. Игры с куклой
Покажите, как можно кормить куклу и укладывать её спать. Годовалый малыш уже может её одевать и раздевать с вашей помощью.
Не отказывайте малышу, если он просится на ручки. Обнимайте почаще, общайтесь, рассказывайте об окружающем мире. Ребёнок говорит ещё мало, но понимает намного больше. Терпение, понимание и родительская любовь помогут преодолеть любые возрастные кризисы малыша и станут прочным фундаментом для дальнейших отношений.
Ребенку 12 месяцев. Как развивается ребенок в двенадцать месяцев
Ну, наконец-то ребенку годик исполнился. Теперь время полетит еще быстрее. Это также и время еще больших забот для мамы. Впереди ждет масса открытий, достижений и впечатлений.
Что умеет ребенок в 12 месяцев
- Многие детки умеют ходить самостоятельно, но недолго. Для более длительного хождения требуется поддержка родных, опора или любой стимулянт (игрушка например).
- Хорошо развивается хватательная функция. Малыш уже может брать и удерживать даже мелкие детали, главное следить, чтобы он их не проглотил.
- Ребенок научился говорить самые простые слова. Он уже хорошо говорит «ма-ма», «па-па» или «ба-ба». Умеет выговаривать «даааа» без окончания «й», ну, смысл и так понятен.
- Ребенок становится все более смышленым и прекрасно понимает, о чем с ним говорят, чего от него хотят, и реагирует на это либо адекватно, либо в силу своего настроения. Если не хочет чего-то делать, он этого делать не будет.
- Малыш стал более самостоятельным. Он может резко отказаться от помощи, которую секунду назад просил, если ему не разрешают что-либо делать, ребенок начинает упрямиться, разбрасывает все вокруг, кричит протестуя.
- Кроха имеет отличную память. Всех кого он любит или привязан, он помнит.
- Прекрасно выполняет просьбы «возьми», «дай», «нельзя», «не делай так». И главное, что малыш остро воспринимает громкий крик. Ни в коем случае не агрессивничайте и не ругайтесь при малыше.
Физиологическое развитие ребенка в 12 месяцев
Желудок
ЖКТ хорошо формируется и переваривает пищу. Кал понемногу темнеет и становится более густым.Мозг
Ребенок уже отлично соображает и знает, что нужно делать, а также помнит, что делать не нужно. При нормальном развитии, малыш хорошо умеет произносить слоги, его речевая функция достаточно быстро развивается. Хорошо развито зрение, глазки перестали быть мутными, приобретают «родной» цвет. Мозг напрямую отвечает за двигательные функции, они становятся более скоординированными и четкими.Температура
Теспература постепенно приходит в норму. Теперь функции теплообмена наконец-то входят в нормальный режим и ребенок немного меньше потеет.Зубы
Среднее количество появившихся зубов за 12 месяцев — 8. Нормой считается, если у ребенка больше прорезалось зубов, около 12, или меньше — 1 или 2 первых зуба. Если к году у крохи не появилось ни одного зуба, ребенка следует показать педиатру.Стопы
У ребенка в 12 месяцев стопы еще плоские и отсутствует свод. У малышей, которые только делают свои первые шаги, на стопах имеются жировые подушечки, они будут исчезать по мере улучшения навыков ходьбы. Тогда и у ступней будет появляться изгиб.Физическое развитие 12 месячного ребенка
Со дня рождения и за все первое полугодие ребенок утроил свой вес. Теперь темпы роста и набора массы замедляются. За 12-й месяц ребенок набрал около 350 грамм массы и вырос еще на 1-1,5 см.Психическое развитие
Малыш продолжает интенсивно развиваться. Он уже много времени проводит не во сне, а бодрствуя. Чаще обращает внимание на то, что его окружает, может рассматривать картинки несколько минут, затем небольшое количество времени сконцентрироваться на игре. Общение с родителями является ключевым в развитии малыша. В зависимости от поведения самых близких людей, у ребенка формируется отношение к миру. Будет он его любить, ненавидеть или бояться в большей степени зависит от родителей. В играх ребенку нужна помощь, он самостоятельно не сможет усвоить нужную информацию, обязательно ему нужно показывать, рассказывать, помогать выполнить правильно. При этом максимально терпеливо вести себя, не наказывать и не кричать на ребенка, он еще только в начале пути и не должен выдавать рекорды.Моторика
Многие родители слышали, что необходимо развивать мелкую моторику, но не каждый знает зачем. Так устроен человек, что его интеллектуальные способности непосредственно связаны с моторикой рук. Чтобы развивались мыслительные способности и речь, нужно как можно чаще задействовать пальчики ребенка, они непосредственно связаны с мозговыми центрами, отвечающими за речь и мышление. Очень полезны занятия лепкой и пальчиковым рисованием.Речевое развитие годовалого ребенка
В год малыш знает и понимает достаточно много слов — дай, на, иди, стой, кушай и т.п. Сам может уже повторять, но пользоваться только самыми простыми звукосочетаниями — мама, ляля, папа, мяу, гав, ам-ам и т.д. Малыш еще не говорит отчетливо и может путать местами слоги. Он знает как зовут всех, кто с ним живет, включая животных. Сам откликается на свое имя, но еще не идентифицирует себя с ним, это произойдет значительно позже.Чтобы улучшать речь и пополнять запас слов, с малышом нужно много разговаривать, рассказывать ему все и обо всем. Читать пока не длинные сказки, обязательно с картинками и обсуждать, что нарисовано на них.
Режим дня в 12 месяцев
В таком возрасте режим дня малыша почти не отличается от взрослого. С одно только разницей — дневной сон и прием пищи немного чаще. Если малыш находится до сих пор на грудном вскармливании, то давать грудь можно значительно реже. Обычную пищу принимает утром, в обед, в полдник и вечером на ужин. Спать ложится нужно не позже 10-11 часов, утром пробуждается по-разному зависит от ночного сна. Если он был без перерыва, то ребенок встает рано, если он просыпался несколько раз, то может спать дольше.Сон ребенка
Спать малыш должен не менее 13 часов в сутки. Большая часть времени уходит на ночной сон. Днем ребенок спит один раз 2-3 часа.Питание ребенка в год
На современном этапе многие мамы продолжают кормить грудью малыша и в годик. Однако одного только молока ребенку мало, ко всему, в этом возрасте уже есть зубы — 4 сверху и 4 снизу. Если есть зубы, они должны выполнять свою основную функцию — прожевывать пищу. Малыш получает питание не менее 5 раз в сутки. Помимо материнского молока, его рацион должен состоять из овощей, фруктов, мяса, рыбы, кисломолочных продуктов. Можно давать немного зелени. Очень соленого, острого, слишком сладкого, жареного, маринованного, то есть содержащего уксус, лучше избегать.Кризис первого года
Ближе к 1 годику ребенка вдруг не узнать — он часто капризничает, устраивает истерики, злится без причины, отказывается от еды, плохо спит. Это явление называется кризисом первого года. Как-то пытаться исправить ситуацию бесполезно. Этот период нужно просто пережить. Важно не ругать малыша, не отталкивать его, а наоборот помочь справиться с первым кризисом взросления. Это происходит естественным путем, психика человека не всегда поспевает за физическими изменениями. В годик малыш уже значительно отличается от того, которым был даже несколько месяцев назад.Он очень быстро развивается — делает первые шаги, выговаривает первые слова, его день насыщен впечатлениями, узнает много нового, познает окружающий мир доступными ему способами. Не у всех деток одинаково проходит этот кризис и продолжительность тоже разная. Одни вообще редко проявляют признаки того, что кризис наступил, другие очень ярко переживают. Зависит от того, как родители ведут себя с ребенком. Если много запрещают, не учитывают его желаний, не стараются понять, то ребенок тяжелее переживает этот период. Важно не потакать малышу во всем и не впадать в противоположную крайность, а сохранять баланс, общаться с ребенком и наблюдать за ним, чтобы понимать его желания и делать правильные выводы.
Занятия для развития
Малыш развивается сразу в нескольких направлениях, чтобы ему помочь, можно предлагать следующие игры:- Предложить толкать перед собой устройство на колесах, это может быть все, что угодно — коляска, большая машина. Такое упражнения поможет отрегулировать координацию движений, быстрее научиться ходить.
- Играть в песочнице, в теплую пору.
- Рисовать и лепить.
- Разрешать общаться с такими же детками во дворе.
- Читать книжки с картинками.
- Купаться с игрушками.
Полезные игрушки для годовалого ребенка
Гармонично развиваться помогут правильные игрушки. Желательно, чтобы у малыша были следующие игрушки:- Музыкальные инструменты, игрушечные синтезаторы.
- Книжки с картинками, можно пока без текста.
- Кубики.
- Пирамидка.
- Машинки, желательно разных размеров.
- Наборы для игр в песочнице и в воде.
- Те же предметы, что у взрослых, но игрушечные — телефон, мебель, посуда и т.п.
- Детская мебель для приема пищи и сна.
- Мягкие игрушки животных.
Гимнастика для ребенка
В возрасте 1 года малыша можно приучить делать утром зарядку. Начинать просто в игровой форме:- Перейти комнату по периметру.
- На месте потоптаться.
- Достать мячик из-под стула или дивана.
- Поиграть в мячик — бросать и ловить.
- Немножко приседать.
Проверка норм развития ребенка в 12 месяцев
Нужно понаблюдать за малышом, что он уже умеет. В данном возрасте ребенок сам:- Стоит, немного ходит с поддержкой и без.
- Повторяет простые слова, сам использует несколько.
- Хорошо ползает.
- Пытается кушать ложкой и пить из чашки.
- Из 2-3 кубиков может сложить башенку, собрать кольца пирамидки на основание. При этом не обязательно в правильном порядке, хорошо собирать пирамидку он научится значительно позже.
На заметку маме
Вам следует не просто уделять время ребенку, а уже начинать воспитывать его. Годовалый возраст это рубеж между непониманием, наивностью малыша и манипуляторным, требовательным поведением. Стоит постараться, чтобы не срываться по пустякам и как можно терпеливее относиться к капризам ребенка. Тем не менее, попустительство уже немного отходит в сторону, ведь малыш все прекрасно соображает и умеет манипулировать мамой. Также не забывайте, что ребенок будет подражать вам и вашему поведению. Мама злая — малыш кричит постоянно без причины. Мама добрая и ласковая — малыш пытается ей угодить и показать насколько он ее любит и что готов на многое, чтобы она всегда улыбалась. Не забывайте метод кнута и пряника, в этом возрасте он вам уже пригодится. С первым годом жизни, малыш!Развитие ребенка в 12 месяцев что должен уметь малыш
Свершилось! Первая свечка на праздничном торте — малышу исполнился год … Наш герой заметно повзрослел, стал самостоятельным и вполне осознающим, что он хочет. Он все еще познает мир вокруг себя, и все еще нуждается в близости родителей. Маленький человек должен быть окружен заботой и любовью, чтобы в дальнейшем из него получилась сильная личность, уверенная в своих действиях.
Читайте: Развитие ребенка в 11 месяцев.
У первогодок скорость роста заметно снижается. Это объясняется тем, что карапуз стал более активен в движениях, потому что разнообразие пищи дает ему возможность получать большее количество полезных веществ.
Кроме умения ходить, малыш продолжает оттачивать и иные действия: толкает, тянет, носит различные предметы. Он будет подмечать движения старших братьев и сестер, и копировать их. Например, гимнастические упражнения будут представлять наклоны вперед, пока голова не упрется в пол. И таким манером, вверх тормашками, озорник будет поглядывать на происходящее, радуясь тому, что рассмешил окружающих.
По-прежнему, малышу проще забраться вверх по лестнице, чем спуститься вниз. Ему уже знакомо чувство страха. Это говорит о том, что теперь у него имеется ощущение высоты, и начинает срабатывать инстинкт самосохранения. Надо продолжать снова и снова демонстрировать ребенку правила безопасного спуска.
Ребенок 12 месяцев развитие и питание.
На 12-м месяце жизни психологическая сторона жизни ребенка заметно усложняется. Неожиданно для всех кроха может вдруг заплакать не от боли или страха, а от обиды. У себя дома карапуз предстает бесстрашным исследователем, а среди чужих людей он требует, чтобы близкий человек был поблизости. У него появляется страх быть брошенным матерью. Поэтому надо быть очень внимательным к крохе, и не давать ему поводов к переживаниям.
Ребенок в этом возрасте старается оказывать влияние на взрослых для достижения своих целей. В противном случае он может закатить истерику, упасть на пол, орать, кричать и визжать. В этот момент недопустимо зареванного малыша ругать и наказывать — его надо взять на руки и успокоить, укачать. Разобрать ситуацию надо лишь после того, как ребенок успокоиться.
Еще год за годом будет сохраняться эмоциональная связь мамы с малышом. Он не будет удовлетворен только играми, вкусной едой и общением со своими сверстниками. Ему как воздух необходимы материнские объятия, нежность и ласковые руки. У него должна быть уверенность в том, что он является центром Вселенной для мамы с папой, что он для них самая большая драгоценность. Только так, ощущая огромную любовь, малыш узнает собственное «я», утверждая свою значимость среди людей.
У годовалых деток появляется так называемый «переходный объект». Это вещь или предмет, который собой заменяет близкого человека, в данный момент отсутствующего. Особенно важно для малыша иметь этот предмет под рукой во время засыпания. Это может быть мягкая игрушка или мамина рубашка, сохранившая ее запах, или пеленочка, такая же теплая как руки мамы.
Важно помнить, что «переходный объект» не должен стать смыслом существования ребенка. К его помощи надо прибегать только в те моменты, когда малышу требуется успокоение и душевный мир — отход ко сну, расставание (пусть и на короткий срок) с родителями, или когда льются слезы из-за ушибленной коленки. В остальное время «оберег» должен быть убран, но на расстоянии вытянутой руки ребенка, чтобы он мог прижать его к груди в любой момент.
Что умеет ребенок в 12 месяцев?
12-месячный малыш умеет:
- Перекладывать во время еды ложку из одной руки в другую
- Набирать воду в ванной, применяя подручные средства
- Рвать листы бумаги и листья растений
- Снимать бусы через голову
- Брызгаться во время купания ручками и ножками, пытаясь вылезти из ванночки
- Ходит почти уверенно.
Очень интересно наблюдать, как из пассивного существа, ребенок превращается в активного, подвижного и очень занятого множеством дел маленького человека, способного самостоятельно передвигаться и удовлетворять свои желания в познании окружающего мира.
Кроха постоянно «играет» собственным голосом — то покричит, то что-то пробормочет, подражая разговору, то запоёт. Проснувшись рано утром, малыш может долго раговаривать сам с собой, издавая какие-то звуки, пока своими руладами не разбудит родителей.
Питание ребенка в 12 месяцев.
Рацион годовалого ребенка полезен и разнообразен. Родителям обязательно надо обращать внимание на продукты, которые недопустимы в меню ребенка. К ним относятся следующие изделия:
- Конфетно-шоколадные
- Копченые и вяленые
- Колбасные
- Специи и пряности
- Помидоры
Что умеет ребенок в 12 месяцев? К этому времени карапуз уже умело управляется ложкой и готов приступить к пользованию детской вилочкой.
Чтобы продолжить развитие жевательной функции, ребенку надо предлагать запеканки, котлетки на пару. Для системы пищеварения не помешают детские йогурты, кефир. Предлагая хлеб, надо следить, чтобы кроха на подавился крошкой.
Игры.
Выбирая игрушки для ребенка, которому исполнился год, необходимо делать акцент на развитии зрительной памяти, мелкой моторики пальчиков, и развитии речи.
Развитию ребенка в 12 месяцев способствует определенный арсенал строительных деталей — это арки, конусы, пирамиды, разноцветные кубики. Карапуз познает азы строительства, и тут же разрушает все до основания. Во время созидательного процесса идет развитие мелкой моторики рук и оттачивается координация движений.
Разнообразные сортеры – игрушки с отверстиями, куда помещаются фигуры, которые соответствуют прорезям. Они дают малышу представление о формах, помогая вырабатывать внимание и настойчивость.
Режим дня ребенка в 12 месяцев.
В режиме годовалого малютки происходят значительные изменения. Период бодрствования увеличивается до 5 часов. Это становится возможным благодаря увеличению работоспособности его нервной системы.
Если малыш в течение нескольких дней укладывается на дневной сон по расписанию, спит по несколько часов, а в следующий раз засыпает только на ночь, то родителям повезло. Потому что адаптация к новому «сонному» режиму обычно занимает несколько недель или даже месяцев.
Читайте: Развитие ребенка в 2 года.
Таблица развития ребенка до 1 года.
12 й месяц развития ребенка, ребенок 12й месяц жизни развитие ребенка в 12 месяцев
Развитие ребенка от 11 до 12 месяцев
Физическое развитие
Завершается первый год жизни ребенка. Антропометрическая динамика за прошедшие двенадцать месяцев колоссальная! Вы хорошо помните, как выглядело это розовое нежное создание триста шестьдесят пять дней назад? Достижения чада за это время удивительны и огромны! Кроха вырос на 25 сантиметров и набрал приблизительно 7 килограмм массы тела от момента рождения! Уже шесть-восемь зубов в арсенале маленького человека! А разве не достижение – навык покорения пространства?!
На этом этапе различия в двигательном развитии малышей сохраняются. Маленькие исследователи много и уверенно ползают, опираясь на ладошки и коленки. Более ловкие дети ходят самостоятельно или придерживаясь за руку взрослого или мебель. У малыша начинает вырабатываться контроль собственных движений, он пробует удерживать равновесие с помощью одной руки, для того чтобы в другой можно было держать игрушку. Сидящий на полу ребенок не теряет равновесие даже тогда, когда вы поднимаете ему ножку (например, надевая ботиночек).
Движения руки тоже становятся более координированными. Пытаясь захватить одновременно несколько предметов, малыш раскрывает ладошку соответственно их размерам. Развиваются сочетанные движения обеих рук: ребенок может брать игрушки одновременно двумя руками. Появляется «щипковый захват» – ребенок захватывает мелкие предметы и игрушки согнутыми большим и указательным пальцем. Малыш постепенно учится быть более самостоятельным — сам ест печенье или сушку, пытается пить из чашечки, держать ложку.
Ребенок начинает постигать пространственные отношения. Ему нравится вынимать игрушки из коробок и банок. Складывать предметы обратно у малыша не всегда получается. Ему трудно понять, как вложить один предмет в другой. Особенно это заметно, если вы дадите малышу две круглые формочки – большого и маленького размера. Вместо того, чтобы вложить маленькую формочку в большую, он пытается всунуть большую в маленькую и предпринимает неоднократные попытки для достижения желаемого результата.
Осваивая первые шаги, малыш учится одно¬временно выполнять другие действия: толкать перед собой игрушку на колесиках, нести в одной или двух руках предмет, тянуть за собой машинку на веревочке. Малыши, которые начали ходить до года, продолжают осваивать новые движения -учатся приседать, ло¬житься без помощи взрослого, кидать и катить мяч и следить взглядом за его движением.
Психическое развитие
Малыши начинают открывать для себя новые закономерности – они понимают, что спрятанная на их глазах игрушка не пропадает, а остается на том же месте, где ее спрятали. Ребенок внимательно следит за вашей рукой, когда вы прячете игрушку, и сразу ищет ее там, где вы ее положили. Спрячьте кубик под небольшой коробкой – малыш приподнимет коробку, возьмет кубик и, довольный собой, покажет его вам.
В этом возрасте малышей можно начинать учить простым манипуляциям с игрушками – тянуть машинку к себе за веревочку, класть мишку «спать» в кроватку рядом с собой. Дети продолжают изучать непознанное. При этом способы исследовать новые предметы остаются старыми: ребенок трясет, стучит и тянет в рот и съедобное, и несъедобное. Он может пытаться кусать игрушку, похожую на фрукт, который недавно пробовал. Ощупывая и прикасаясь к различным предметам, малыш может показать вам, что ему приятны далеко не все тактильные ощущения. У некоторых малышей в этом возрасте может отмечаться повышенная тактильная чувствительность: им не нравится трогать желе или влажные мягкие предметы, вставать босиком на песок и т.п. Ребенку, бесспорно, нужен разный тактильный опыт, но с новыми ощущениями знакомьте его постепенно. Позволяйте малышу как можно больше ходить босиком по разным поверхностям: по полу, по траве и песку, влажному и сухому. Дотрагивайтесь до спинки и ручек малыша мягкой пуховкой, кусочками меха, теплыми и прохладными предметами. Любимой игрой малыша надолго становится игра «входит и выходит». Не случайно детские психологи называют этот возраст ребенка возрастом «Иа-Иа». Малыши часами могут скла¬дывать предметы в емкости, а потом доставать их оттуда.
Ребенок становится все общительнее и с удовольствием встречает уже знакомых взрослых, радуется встрече с ними и стремится быть в центре событий. Он все больше и больше нуждается в разнообразии. Игры малыша становятся более осмысленными. В этот период хорошо выделить специальное время для игр с ним. Очень важно, чтобы с ребенком как можно чаще играл папа. Игры пап и мам отличаются. Папы играют с малышами в «шумные» игры, поднимают их вверх, подбрасывают, учат пинать мяч.
Многие малыши проявляют все больший интерес к рассматриванию картинок в книжках. Это не мешает им использовать книжку как игрушку: малыш вертит книгу, стучит ею об пол, дергает за страницы. Именно поэтому первые книги для малышей должны быть небольшого формата, легкие, с картонными страницами. Покупайте книжки с картинками без текста. Не мешайте малышу играть с книжкой. Яркие картинки обязательно привлекут его внимание. Показывайте ребенку изображения знакомых предметов. Громко называйте их, читайте короткие стишки.
Ребенок требует большего внимания со стороны родителей. Он хочет общаться и ищет доступные ему средства коммуника¬ции. Малыш вырабатывает понятную родителям систему звуко¬вого сопровождения своих просьб — звуками и жестами нетерпения выражает желание пить, есть, указательным жестом выражает желание получить понра¬вившуюся игрушку или интересующий его предмет.
Ребенок учится произносить новые звуки и активно тренируется в их произношении. Он может произносить отдельные звуки и звукосочетания, повторяющиеся слоги («ма-ма», «па-па», «ба-ба»), которые у некоторых детей становятся первыми словами. В этом возрасте некоторые дети могут произнести пер¬вое слово. В чем разница между сочетанием звуков и словом? Слово всегда соотносится с определенным человеком, предметом или действием. Сочетания звуков, в отличие от слов, произносятся сами по себе, «в никуда», и не несут смысловой нагрузки. Вы замечаете, что, не умея говорить, ребенок многое понимает: не только слова, но и фразы. По просьбе мамы или папы малыш машет ручкой: «пока-пока», хлопает в ладошки, перестает совершать какие-то действия, реагируя на запрет родителей. Количество слов, которые ребенок понимает, значительно превосходит набор слов, которые он может произнести. Малыш понимает и выполняет простые просьбы: «дай мне», «покажи мне», «достань мячик». Кроха показывает на себя, когда его называют по имени, смотрит в сторону родителей, если о них говорят. Он начинает понимать слово «нет», но не всегда реагирует на запрет, например, на какое-то время перестает делать то, что не нравится родителям, чтобы потом продолжить снова.
Перечислим игрушки и предметы, полезные для развития малышей этого возраста: игрушки-гнезда (принцип матрешек), пирамидки и игрушки с надевающимися на стержень деталями, кубики, игрушки с прорезями, заводные игрушки (машинки, курочки, утята), игрушки-каталки с длинной ручкой, куклы, мягкие и резиновые игрушки-зверята, наборы детской посуды, музыкальные игрушки, куклы-бибабо, рамки-вкладыши.