что это такое и как его организовать
Все мамы когда-нибудь да задумываются о прикорме. Многие продвинутые мамочки слышали такое выражение, как педприкорм. Сегодня сайт для мам supermams.ru подробно расскажет о том, как организовать педприкорм со своим ребенком.
Что такое педприкорм?
Начнем с самого простого: что такое «педприкорм» отличается от привычного всем прикорма пюрешками (педиатрического прикорма)?
Педиатрический прикорм был особенно популярен во всем мире в прошлом веке, да и теперь не сдает своих позиций. Все мы знаем, что детские творожки и пюре – та еда, с которой мы знакомим ребенка в первую очередь. Ребенка отдельно от всех сажают в высокий стульчик и кормят с ложечки. Основная задача такого прикорма – быстро перевести ребенка на взрослую еду, заменив ею большую часть (а то и все) кормления грудью. Поэтому ребенка активно кормят. Схему введения прикорма в виде таблички с возрастом ребенка, продуктами, и граммами вам выдаст любой педиатр, да и поиск в интернете.
В отличие от педиатрического, педприкорм (педагогический, или естественный прикорм) организован совсем по-другому. Все питательные вещества ребенок по-прежнему получает из грудного молока, но после появления у ребенка пищевого интереса мама дает ему крохотные кусочки еды из своей тарелки. Перед мамой не стоит задачи впихнуть в ребенка «столько-то граммов», она просто знакомит ребенка и его организм со своей едой.
Чем хорош педприкорм
Педприкорм – прикорм для ленивых мам!
- Не нужно готовить ребенку еду отдельно от себя
- Не нужно тратиться на дорогое детское питание
- Не нужно беспокоиться, что ребенок не поел, и теперь останется голодным, и вообще не вырастет
- Не нужно трепать себе нервы, что ребенок не съел пюре, на приготовление которого вы угробили полдня и кило продуктов
Кроме того, педприкорм полезен для детей:
- Ребенок получает микродозы взрослой еды, которые ему гораздо легче переварить с помощью ферментов, которые он получает из материнского молока.
- Ребенок сразу учится жевать и глотать, и вообще обращаться с кусочками пищи (если кусочек слишком большой, выплюнет)
- Мусоля кусочки пищи во рту, ребенок пропитывает их слюной, что способствует их дальнейшему перевариванию.
- У ребенка формируется здоровое отношение к еде и в дальнейшем нет проблем с аппетитом (не переедает, меньше проблем с пищеварительной системой).
- Ребенок учится самостоятельно есть.
Когда уже можно вводить педприкорм
Вообще, ВОЗ не рекомендует вводить какой бы то ни было прикорм раньше 6 месяцев. Кроме того, критериями введения педприкорма являются:
- Готовность желудочно-кишечного тракта. У ребенка начинают вырабатываться ферменты для переваривания взрослой пищи. Это проявляется тем, что при попадании в организм ребенка взрослой еды, у него нет отрицательных реакций (учащение или урежение стула, вздутие живота, рвота и аллергические реакции). Кроме того, с выработкой ферментов кал ребенка приобретает неприятный запах, как у взрослых.
- Готовность головного мозга. Проявляется возникновением пищевого интереса. Ребенок внимательно следит, как кусочки еды исчезают во рту родителей, тянет ручки к еде. Если ребенка можно отвлечь от еды, дав ему ложку или салфетку, это еще не пищевой интерес, а если ребенок четко нацелен именно на еду, и салфетка его не устраивает, можно смело начинать педприкорм.
Как организовать педприкорм?
Организация педприкорма – дело несложное, но, как и организация педиатрического прикорма, отмечает сайт для мам supermams.ru, может потребовать от мамы некоторой самоотверженности и терпения.
- Каждый раз садясь есть, мама берет с собой за стол ребенка. Поэтому начать лучше с простой еды, с которой она сможет справиться одной рукой (если это кусок мяса, заранее порезать его на кусочки). Кроме того, желательно чтобы на тарелке не было ничего такого, чего мама не могла бы дать ребенку (повод для мамы перейти на здоровую пищу).
- За столом не должно быть ничего отвлекающего от процесса еды: ни телевизора, ни интернета, ни книг. Ребенок не должен ни на что отвлекаться, тогда снижается риск того, что он подавится, а кроме того, не отвлекаясь, мама сможет внимательнее следить за ребенком и помочь ему, если он откусил слишком большой кусок, или поймать чашку, летящую на пол.
- Если что-то упало на пол, мама не обращает на это внимания до конца еды. Иначе начнется веселая игра «в собачку»: я кидаю, а мама приносит.
- Мама-правша сажает ребенка к себе на левую коленку, максимально придвигая его к столу (чтобы если еда будет падать, падала она на стол). Если ребенок еще не сидит, его устраивают на коленях полулежа, придерживая левой рукой. Обе руки ребенка должны быть свободны.
- Тарелку с едой мама-правша ставит справа от себя так, чтобы ребенок не мог ее достать.
- Вся еда на тарелке – мамина. Мама ее ест сама, но если ребенок активно просит, она дает маленькие кусочки пищи (микродозы) ребенку. Мама в любой момент может забрать у ребенка еду, в частности, согнув указательный палец крючком, выгрести изо рта ребенка слишком большой кусок, если считает нужным.
- Чтобы познакомить ребенка с напитками, лучше всего подойдут небольшие пиалообразные чашки (желательно, одинаковые у мамы и ребенка). Если ребенок просит пить, ему дается чашка, в которую налита чайная ложка жидкости, и возможность самостоятельно донести ее до рта. Если вода пролилась, мама вытирает со стола и наливает еще каплю воды, а если ребенок вылил воду целенаправленно, или бросил чашку, больше в этот раз он не получает ни чашки, ни воды.
- Подозрительные продукты (на которые у мамы аллергия, или на которые ребенок реагировал через грудное молоко) лучше давать в первой половине дня, чтобы проконтролировать реакцию ребенка.
- По мере освоения ребенком навыков питания, он постепенно переселяется на соседний с мамой стул (можно в детский стульчик), и получает в свое распоряжение отдельную тарелку, на которую мама выкладывает кусочки еды из своей тарелки, а также ложку, а позже и вилку.
- Если ребенок ест руками, не стоит акцентировать на этом его внимание. Но если он начал есть ложкой или вилкой, обязательно обрадуйтесь и похвалите: «молодец, кушаешь ложкой, как мама!»
- Если ребенок потерял интерес к еде и начал баловаться – немедленно заберите у него еду и отпустите его на пол.
- Мама не предлагает ребенку еду, и тем более, не уговаривает его, если он не хочет есть. Ребенок должен быть заинтересован в получении еды больше мамы, прямо-таки добывать себе кусочки.
- Ребенка также может прикармливать папа, бабушка или другой родственник, но прежде чем дать ребенку кусочек пищи, нужно спросить маму, можно ли. Это нужно, чтобы в дальнейшем ребенок меньше ел без вашего ведома. Это особенно актуально, если у ребенка появится аллергия на какие-либо продукты.
Педприкорм в цифрах
Всем мамам, особенно молодым и неопытным, придают уверенности конкретные цифры. Конечно, введение педприкорма подразумевает отсутствие четко регламентированных сроков, продуктов и доз. Тем не менее, вот основные закономерности.
- 5,5-6 месяцев – возникает пищевой интерес
- До 1,5 лет – ребенок и мама едят одну пищу (ребенок ест то же самое, что и мама)
- Микродоза – объем пищи, умещающийся на кончике ложки, или между подушечками большого и указательного пальцев мамы, или глоток жидкости
- До 5 видов продуктов – можно дать ребенку за один прием пищи
- До 3 микродоз – одного продукта за прием пищи
- 3-4 недели – даются микропробы нового продукта, мама следит за реакцией ребенка
- 2 чайные ложки – максимальный объем пищи, съеденной ребенком младше 8 месяцев за один прием
- 2 столовые ложки – максимальный объем пищи, съеденной ребенком старше 8 месяцев за один прием
- После 12-14 месяцев объем съеденного мы не контролируем, ребенок знает свою норму сам
- С 9 месяцев до 1 года 4 месяцев – усваиваются продукты, богатые белками
- После 1 года – начинается полноценное усвоение пищи, отличной от грудного молока
И главное, необходимо помнить, что, практикуя педприкорм, мы кормим ребенка грудью, желательно после каждого приема пищи. Все питательные вещества для роста и развития ребенок по-прежнему получает из грудного молока. Мы же создаем ребенку такие условия, в которых он бы научился кормить себя сам взрослой едой.
Автор – Best!Я, сайт supermams.ru – Супермамы
Поделись полезным:
Загрузка…правила при грудном вскармливании, с чего начать, принципы микродоз
Подросший ребенок нуждается в большем количестве питательных веществ, чем обеспечивает ему материнское молоко или смесь. Именно поэтому с 6-месячного возраста ВОЗ рекомендует начать введение прикорма – пищи, которая со временем заменит грудное или искусственное вскармливание.
Медики разработали и предлагают родителям оптимальные схемы введения разных групп продуктов в детский рацион. Тем не менее, есть и другой способ познакомить кроху с пищей, которую едят взрослые. Его называют педагогическим прикормом. Давайте разберемся, чем такой вид прикорма отличается от традиционного и как его вводить.
Плюсы
- Знакомство ребенка с новой пищей происходит с учетом потребностей, зрелости малыша и его желаний.
- Младенец во время семейных трапез усваивает традиции своей семьи, связанные с принятием пищи.
- Маме не нужно тратить время на отдельное приготовление каких-либо блюд для крохи.
- Педагогический прикорм не вредит вскармливанию материнским молоком.
- Карапуз учится жевать, а его пищеварительная система постепенно привыкает к новым блюдам.
- При таком прикорме проблем с аппетитом у деток, как правило, не бывает.
- Нет необходимости покупать ребенку баночки с пюре и каши в коробочках.
Минусы
- Научной базы по введению такого прикорма не существует.
- Обнаружить, какой продукт вызвал аллергию или расстройство стула, очень сложно.
- При первых пробах кроха может давиться пищей.
- Вся семья должна начать питаться правильно, исключив жареные, копченые, соленые и острые блюда. Впрочем, этот минус довольно скоро превращается в плюс для всех членов семьи.
О том, в чем заключается педагогический прикорм, смотрите в передаче доктора Комаровского.
Рассчитать собственную таблицу для традиционного прикорма вы можете, заполнив форму, расположенную ниже.
Когда можно начинать?
Малышу начинают предлагать педагогический прикорм с учетом физиологического, а также психологического развития крохи. При этом согласно рекомендациям медиков, до 6-месячного возраста никакую пищу помимо грудного молока ребенку не дают.
Одни младенцы готовы попробовать пищу с тарелки мамы в 6 месяцев, другие – в 7 или даже позже, то есть начало полностью индивидуально.
Когда и с чего начинать?
Педагогический прикорм не ставит целью насытить кроху новой пищей и вытеснить новыми блюдами грудное вскармливание. Начинать такой вид прикорма советуют при наличии следующих моментов.
- Физической готовности. Малыш уже умеет держать предметы в руке, а также поднести ложку ко рту. Когда в рот карапуза попадает пища, она не выталкивается языком. При этом челюсти ребенка совершают жевательные движения.
- Пищевого интереса. Малютка постоянно интересуется едой в тарелках других членов семьи, а также столовыми приборами.
- Физиологической готовности желудочно-кишечного тракта. Когда кроха пробует новый продукт, у него не появляется рвота, разжижение стула или аллергическая реакция.
Прежде чем дать ребенку первую микропорцию новой пищи, младенца знакомят с правилами поведения на кухне. Мама берет кроху на семейный завтрак или ужин, а также готовит рядом с ребенком.
Педагогический прикорм вводят так:
- мама кладет на свою тарелку свежую, вкусную и безопасную для ребенка пищу;
- кроха сидит на коленях мамы, держа свою ложку в ручке;
- когда мама начинает есть, малыш начинает проявлять интерес к содержимому маминой тарелки;
- как только карапуз потянется к пище, мама угощает малютку микродозой одного из продуктов; так называют крохотную порцию величиной с зернышко риса или головку спички, для жидких продуктов такая микродоза представляет собой один глоток;
- малыш ест продукт или выплевывает;
- если блюдо понравилось ребенку, ему дают еще до двух микроскопических порций того же блюда;
- в течение 3-5 дней понравившийся продукт можно продолжать давать в количестве не больше трех микродоз;
- далее при отсутствии отрицательных реакций детского организма на новую пищу количество продукта увеличивают до чайной ложечки.
Правила и принципы
- Введение педагогического прикорма не подчинено четкому календарю. Основным аспектом для начала такого прикорма является готовность крохи попробовать незнакомую пищу.
- Консистенция блюд, которые пробует ребенок, не изменяется. Малышу дают продукты в том же виде, в котором их едят родители, а не готовят пюре.
- Для ребенка не готовят отдельно. Для соблюдения этого и предыдущего принципов семья должна придерживаться здорового рациона. На тарелках родителей должны быть блюда из круп, овощей, кисломолочных продуктов, мяса, рыбы. Не следует предлагать ребенку сладости, жареное, колбасу.
- Пока малыш не научился держать ложку, пищу он получает из родительской тарелки, сидя на коленях у мамы. Примерно с 9-месячного возраста малыша можно усадить в свой стульчик, а еду для него переложить в его отдельную тарелку.
- Ребенка продолжают кормить грудью. Если ребенок вскармливается смесью, то педагогический прикорм не рекомендован. Одной из целей введения именно педагогического прикорма является поддержка ГВ до года и дольше. Ребенок, пробуя новые продукты, получает ценные питательные вещества из маминого молока, запивая им пищу с тарелки взрослого.
- Никогда не развлекайте детей за едой, потому что при педприкорме это не надо. Поощряя интерес карапуза к пище, которая его заинтересовала, кроху одновременно приучают к правильному поведению за столом. Не нужно допускать, чтобы ребенок безобразничал в тарелке. Если малыш начинает активничать, маме следует отодвинуть тарелку либо прикрыть ее.
- Ребенку нужно не предлагать еду, а посадить на коленки и есть с удовольствием рядом с ним: именно так формируется правильное отношение к еде, ее ценность, тогда ребенок очень хочет, чтоб ему также досталось. И только после этого отсутствие уговоров отпадает.
- Если ребенку очень понравилось какое-то блюдо, то его следует давать не чаще 1-2 раз в неделю, чтобы не нарушить процесс знакомства карапуза с другой пищей. Не следует настаивать на том, чтобы карапуз попробовал пока не интересную ему пищу.
Признаки неправильного введения прикорма
Трудности знакомства с взрослой пищей бывают у многих малышей. В отношении педприкорма они заключаются в том, что ребенок после достаточно успешных проб и хорошего аппетита вдруг начинает отказываться от еды. Это верный признак переедания, поэтому для решения проблемы несколько дней не берите кроху вместе с собой за стол. Если же ребенок в это время снова проявил интерес к пище родителей, препятствовать крохе не стоит. К тому же, желательно при малютке есть с аппетитом, и показывать, как вам нравятся продукты в тарелке.
Мнение Е. Комаровского
Известный педиатр не видит в педагогическом прикорме никакого вреда, но и полезным его не считает. Комаровский уверен, что знакомство детей с овощами, мясом, злаками, кефиром и другими продуктами лучше проводить по традиционной схеме введения прикорма, которая более распространена и поддерживается педиатрами. Такую схему популярный врач считает более безопасной и удобной, а педприкорм относит к способам развлечения родителей. Подробнее об этом смотрите в следующем видео.
Узнайте, в норме ли вес вашего ребенка, воспользовавшись следующим калькулятором.
Что такое педприкорм, и с чем его едят
Многие мамы даже не знают что такое педприкорм. Некоторые считают, что он слишком заумный, загадочный, из-за него приходится менять привычный рацион питания. Так ли это?
Существует два вида прикорма: педагогический и педиатрический. И хотя мы привыкли ко второму, первый все же более естественный.
Под педиатрическим прикормом нужно понимать прикармливание по составленным схемам, следуя которым происходит ввод продуктов по возрасту.
Уже с названия становится ясно, что такое прикармливание удобно не мамам, а детским врачам. Ведь намного проще проводить контроль за сроками ввода и реакциями на них у всех детей сразу, а не по отдельности.
Читайте также:
Почему ребенок срыгивает после кормления
Гастроэнтерит у детей, симптомы и лечение
Развивающие игры для малышей
Что такое педприкорм
Педприкорм — это самая древняя и естественная система докармливания, но в свое время она утратила актуальность из-за нечеткости указаний для мам и сложности контроля за процессом ввода продуктов для педиатров.
Педагогический прикорм знакомит малыша с едой, которая находится на тарелке взрослого. Его суть в том, чтобы просто поддержать детский желудочно-кишечный тракт ферментами грудного молока, которое имеет информацию об употребленной еде мамой и крохой.
Кроме того, это стимулирует выработку ферментов для переработки тяжелой еды. Таким образом ребенку проще осознать, что прием пищи — это важная неотъемлемая часть жизни, он сразу пробует не пюре, а безопасные кусочки продуктов, которые в дальнейшем свободно перевариваются.
Сравним два вида прикорма
Цели
Педиатрический: грудное вскармливание постепенно заменяет взрослая пища.
Педагогический: ребенок привыкает к пищевому процессу.
Методы
Педиатрический: ввод продуктов происходит группировано, маленькими порциями с самого начала. С новым вкусом знакомят раз в 3-5 дней (при отсутствии какой-либо реакции со стороны малыша). После введения продуктов одной группы, можно переходить к следующей через полмесяца-месяц.
Детскую еду готовят отдельно, тщательно измельчают и дают по режиму. Постепенно одно взрослое кормление вытесняет один прием маминого молока. Уже до года надо довести питание до 4 раз в день. А грудное вскармливание остается лишь для дневного и ночного сна.
Педагогический: изначально кроха знакомится с взрослой пищей из маминой тарелки. Педприкорм не требует специальной готовки для младенца, он получает крохотные кусочки продуктов (размером с рисину), которые не травмируют ЖКТ и легко усваиваются.
Плюсы
Педиатрический:
- мама более уверенна в своих действиях, полагаясь на авторитет педиатров и разработчиков схем докармливания;
- можно проводить коррекцию стула ребенка при запоре, поносе, индивидуальной непереносимости или аллергии;
- продукты, подобранные отдельно для крохи, более качественные;
Педагогический:
- малыш обучается глотанию, пережевыванию, знакомится со столовыми приборами и поведением за обедом.
- педприкорм позволяет не тратить время попусту, пытаясь накормить ребенка без аппетита, его не нужно развлекать и уговаривать;
- происходит более быстрая и безболезненная адаптация к взрослой пище;
- мама не стоит целый день у плиты, готовя сначала на семью, а потом отдельно на ребенка;
- женщина спокойно может оставить карапуза на других членов семьи, не переживая о питании.
Минусы
Педиатрический:
- грудное вскармливание постепенно вытесняют прикормы.
- все отдельное и дополнительное: посуда, пища, время и процесс приема продуктов;
- сложная адаптация к общему столу, глотанию и жеванию;
- насильное заталкивание еды, ведь мама преследует цель — накормить. В итоге малыш вообще отказывается что-либо кушать;
- пища в виде пюре прилипает к стенкам кишечника, а это провоцирует вялость ЖКТ и может вызвать различные болезни;
Педагогический:
- некоторые мамы испытывают панический страх от того, что ребенок может подавиться. Ведь переход грудное вскармливание-педприкорм — слишком резкий, по их мнению.
- выяснение негативных реакций на той или иной продукт проблематично;
- кроха может знакомится с пищей руками, так как это является основой прикорма в возрасте до года;
- педприкорм вынуждает пересмотреть свой ежедневный рацион и перейти полностью на здоровую пищу ради малыша.
Педагогический прикорм основывается на таких правилах
- Малыш кушает только со взрослым человеком;
- Ребенок употребляет пищу с интересом: если он тянется рукой к тарелке — предлагаем крохотный кусочек, перестает — обед для крохи закончен.
- Вводим сражу же с первых дней прикорма плотную пищу — микродозы продукта.
- Во время приема пищи на стол помещаем небольшое количество еды.
- Грудное вскармливание остается приоритетным.
- Даем еду с тарелки или из маминой руки, но никак не из поверхности стола. Учимся культуры питания с малых лет!
Педприкорм предусматривает ввод взрослых продуктов не раньше 5,5 месяцев. Первые порции равны щепотке. Начинать следует с монопродуктов, а через неделю увеличить их количество до трех. На время прикорма вся семья должна привыкнуть к новым кулинарным пристрастиям.
Никто не давит на ребенка, не указывает на количество потребляемой пищи и не настаивает скушать еще один кусочек. Малыш сам должен осознать значимость взрослой еды.
Те мамы, которые решились на педагогический прикорм, отмечают, что так докармливать намного проще и легче. На готовку и кормежку уходит меньше сил, времени, нервов и терпения. Им не нужно покупать горы баночек детского питания, взбивать, перетирать, уговаривать и в итоге доедать, выбрасывать.
Помните, что младенец не нуждается ни в каком докорме до 6 месяцев. Ему достаточно исключительно грудного вскармливания: прикладывание по требованию, достаточные ночные кормления, совместный сон мамы и грудничка, отсутствие пустышек и сосок.
Все детское питание, по мнению американского педиатра Р. Мендельсона, который написал книгу «Как вырастить ребенка здоровым вопреки врачам», предназначено для «искусственников» для более мягкой адаптации к взрослой еде. А груднички после маминого молока могут легко воспринимать свежую, обычную еду.
Перед введением прикорма малыша важно ознакомить с жизнью в кухне и поведением за столом. Если ребенок, младше 6 месяцев, тянется к чему-то на столе, это не значит, что он голоден. Он просто интересуется, подражает вам.
Не стоит сразу же пытаться его накормить. Дайте ему все, что считаете безопасным, кроме еды. Всему свое время. Пусть ребенок пока наблюдает, за процессом готовки, поедания вами пищи, учиться вести себя правильно за обедом у вас на руках.
Еще один важный момент: готовность крохи к введению прикорма
Она проявляется таким образом:
- ребенок может брать еду, класть ее в рот, жевать, глотать и выталкивать наружу, если она ему не пришлась по вкусу;
- может звуками или знаками попросить тот или иной продукт;
- показывает свое нежелание продолжать прием пищи;
- умеет жевать деснами и не давится, выталкивающий рефлекс языка отсутствует;
- появляется интерес к еде, а не к столовым приборам;
- отсутствие пищевой аллергии, рвоты, запоров, поноса, метеоризма после употребления взрослых продуктов.
Устали бороться со своим ребенком во время кормления? Теперь вы знаете что такое педприкорм, облегчите себе жизнь — перейдите на педприкорм!
Педприкорм. Правила микродоз. Плюсы и минусы педприкорма
Часто мамочки называют этот вид питания ребенка – кусочковая еда. Это направление в питании ребенка довольно молодое, в связи, с чем возникает такое большое количество вопросов.
Педприкорм можно вводить малышам только на грудном вскармливании, но не ранее чем в 5 – 7 месячном возрасте. И только при условии того, что малыш сам проявляет интерес к такому виду питания!
Малыш заинтересован?
Обычно, у мамочек не возникает проблем, с пониманием заинтересован малыш, или нет. Карапуз с любопытством смотрит, как кушают родители, особый интерес вызывают кусочки пищи, которые отправляются в рот к маме, малышу они еще не понятны, но очень интересны. Такой интерес, как правило, возникает к полугоду жизни.
Малыши пытаются схватить кусочки пищи рассмотреть, понюхать, возможно попробовать – все эти симптомы указывают на исследовательский интерес у ребенка к новому питанию. В это время родители ни в коем случае не должны препятствовать такому интересу, и ограничить ребенка только в том случае, если пища слишком горячая, и малыш может обжечься, или это не совсем правильная еда, или экзотическая. Такие продукты малышу запрещены, для педприкорма подходит строго определенный вид продуктов, об этом стоит помнить.
Перед тем как давать ребенку педприкорм, необходимо проследить за реакцией ребенка и заменить некоторые критерии, которые будут указывать на готовность малыша.
Первый и самый главный критерий – отсутствие выталкивающего рефлекса, который представляет из себя защитную реакцию для организма малыша. Каждый из родителей замечал, что если малышу дать какой-либо продукт, который ему не по вкусу, то в последующем вся эта масса окажется на подбородке ребенка, и заметны выталкивающие движения языком. В первые месяцы жизни все малыши выталкивают все продукты питания, которые схожи по вкусу с грудным молоком. С того момента, как только пищеварительный тракт готов переваривать новые продукты, выталкивающий рефлекс постепенно угасает и исчезает вовсе.
Второй, не менее важный критерий – появление жевательных движений челюстями. С появлением работы челюстей, начинается их активный рост, так как именно оптимальная жевательная нагрузка является стимулятором роста челюстного аппарата. Стоит помнить о том, что для пережевывания пищи необязательно наличие зубов в полости рта, и тем более жевательной группы, которые прорезываются ближе к 2,5 – 3 годам. Карапуз вполне может справиться челюстями.
Первоначально, когда новый продукт попадает в полость рта, он проходит вкусовой контроль – подходит по вкусу или нет. Только по прошествии контроля, начинается процесс пережевывания – малыш, как жерновами перемалывает пищу челюстями, и только после проглатывает. В этот момент родители должны тщательно следить за малышом, чтобы он не подавился. Лучше всего давать малышу баранку или целое яблоко, откусить большой кусок кроха не сможет, следовательно, и подавиться тоже.
Третий критерий – пальчиковый захват, когда карапуз хватает новые продукты из тарелки мамы. Кроме того, пальчиковый захват проявляется, когда малыш ползает и пытается попробовать все на вкус. С точки зрения природы – все эти действия говорят о том – что малыш может найти себе прикорм самостоятельно.
С чего начать?
Специалисты советуют брать с собой малыша за стол, приготовить ему собственное место, или сажать на коленки маме, постепенно малыш привыкает к тому, что у родителей совершенно другая еда. Заметив, что у ребенка есть интерес к продуктам питания взрослых, нельзя давать малышу огромный кусок, или целое блюдце риса или гречки. Вводить педприкорм необходимо микродозами.
Что такое микродоза? Это буквально капелька продукта, на кончике ложечки, или кусочек твердого продукта не более чем размер фасолины. С введением прикорма не рекомендовано измельчать продукты в пюре, ведь смысл прикорма – кусочковая еда. Конечно, в первое время реакция ребенка может быть непредсказуемой, чаще малыши выплевывают новые продукты, но постепенно ребенок привыкает к новым вкусам, и с удовольствием кушают новые продукты.
Введение такого прикорма наилучший момент для пересмотра взрослого меню, кроха постепенно привыкает к взрослой пище, что не может не радовать, постепенно отпадает необходимость готовить взрослое и детское меню – что значительно экономит время мамы. Меню родителей должно быть правильным и сбалансированным, все не полезные продукты должны исчезнуть из рациона питания – исключительно плюсы. Попадают под запрет жаренное, соленое, маринады, острое, копчености – все эти продукты нельзя давать малышу, и дело тут не только в том, что продукты не особо полезны, а в том, что пищеварительная система крохи не справиться с такими продуктами, что в последующем может закончиться расстройством пищеварения.
Родителям главное не настаивать, и если кроха капризничает и отказывается от прикорма, стоит отложить знакомство на попозже. Существует и обратная ситуация, когда крохе так понравился новый продукт, и он всегда, и с большим аппетитом его кушает. В том случае если родители вычислили этот продукт, то стоит давать его не чаще чем 1 — 2 раза в неделю, и чередовать с другими продуктами. Это условие очень важно, так как в противном случае малыш будет требовать исключительно любимое блюдо, и отказываться от остальных. Такой ситуации допускать нельзя по простым причинам: быстро надоедает одно и то же, да и знакомство с остальными продуктами может быть нарушено.
Правила микродоз
Все законы микродоз должны в обязательном порядке соблюдаться родителями, с целью безопасности малыша. Кроха может скушать до трех микродоз определенного прикорма, и не более. Это условие необходимо соблюдать для профилактики перегрузки желудочно-кишечного тракта. Для того чтобы малыш не подавился, родителям необходимо тщательно следить за процессом питания.
В том случае если продукт питания жидкий, то его нужно давать на дне кружки, не более чем на один глоток. Микродозы должны присутствовать в рационе питания ребенка на протяжении месяца, за это время, родители должны познакомить малыша как можно с большим количеством продуктов, которые присутствуют в рационе питания взрослых. После, при нормальном состоянии ребенка, отсутствии аллергических и других негативных реакций организма, количество прикорма можно увеличивать.
Введение педприкорма никоем образом не должно сказаться на грудном вскармливании, а именно на количестве прикладываний к груди. Не существует четко установленного времени, когда давать малышу прикорм это может быть любое время дня, и нет четкой связи между кормлением грудью и прикормом. Все будет зависеть от желания ребенка, некоторые малыши предпочитают перекусить прикормом и после покушать основательно маминым молоком, некоторые малыши могут выбрать другой рацион питания.
Родители должны поддерживать интерес к такому питаю у малыша, если малыш скушал уже пару ложечек например картофеля, и готов скушать еще, то крохе нужно предложить другой продукт, например рис.
Введение педприкорма идеальный предлог для обучения ребенка этикету – в это время необходимо приучать ребенка кушать при помощи ложки. Выбирать столовые приборы должны сами родители, для малыша нужно купить несколько ложек, так как в ходе приема пищи большая их часть окажется на полу. Должен быть запас чистых ложек. Отдельная тарелка для малыша нужна будет только с того времени, когда кроха начнет кушать самостоятельно.
Такая важная мамина тарелка
Давать педприкорм можно только с тарелки мамы, и при условии того что мама также кушала этот продукт! После, во время кормления грудью, с грудным молоком, кроха получает необходимый набор ферментов, которые помогают переварить новые продукты. Эти ферменты существенно облегчают пока еще не совершенную работу желудочно-кишечного тракта ребенка, и соответственно переваривание проходит на много легче.
Именно поэтому, грудное вскармливание имеет такое огромное значение, и очень важно его сохранить. В противном случае у ребенка могут возникнуть проблемы с перевариванием, что влечет за собой ряд негативных последствий, впоследствии малыш просто отказывается от приема пищи вовсе.
Если вводить такой прикорм для малышей на искусственном вскармливании, то практически со 100% вероятностью этот период проходит на много тяжелее.
Плюсы и минусы педприкорма
Как и любой вид прикорма, педагогический прикорм имеет свои сильные и слабые стороны, тем более что мнение педиатров по этому поводу далеко не однозначное. Существенным положительным качеством педприкорма является существенное улучшение аппетита у ребенка, карапуза уже не нужно уговаривать скушать последнюю ложечку «за маму». Малыш воспринимает процесс приема пищи естественно, может сам контролировать количество и качество продуктов питания.
Малыш постепенно приучается к правилам поведения за столом, проходит процесс обучения как именно пользоваться столовыми приборами. Педприкорм – подготовительный этап к переходу на взрослое меню, которое уже можно вводить к году. Педприкорм существенно облегчает жизнь мамочке, ведь уже нет необходимости готовить по несколько блюд, для взрослых и для крохи.
Среди минусов можно выделить строгое соблюдение правильного рациона питания для родителей. Из меню должны полностью исчезнуть жаренные, острые, маринованные продукты. И мало кто, способен отказаться от самых вкусных продуктов и перейти на полное питание «пресных» блюд. Но если посмотреть с другой стороны, то в этом нет ни чего плохого – правильное питание не может нанести вред организму, только пользу.
Признаки неправильно введенного прикорма
Введение прикорма практически всегда связан с некоторыми проблемами, только у маленького процента малышей нет проблем с введением прикорма и сам процесс проходит гладко. Это факт связано со многими причинами.
Наряду с этим, существуют реальные признаки неправильного введения педприкорма. В том случае если у малыша был аппетит, процесс приема пищи проходил нормально, присутствовал интерес к новым продуктам, но после, по непонятным причинам, кроха отказывается от приема пищи, это свидетельствует о переедании малыша.
Решить эту проблему довольно просто, нужно всего на всего в течение нескольких дней не брать малыша за общий стол, но если у малыша возникнет желание попробовать продукты, то родители не должны препятствовать. Кроме того специалисты советуют в это время кушать при малыше с аппетитом и расхваливать вкус новых продуктов.
Весь смысл этого вида прикорма не накормить малыша, заменив основное питание – грудное вскармливание – на прикорм, а именно познакомить кроху с новыми продуктами. Самая главная ошибка родителей заключается в том, что родители ошибочно полагают, что если малыш начал кушать взрослую пищу, то в грудном молоке уже нет необходимости. Это самая распространенная ошибка, которая влечет за собой множество последствий. Грудное молоко создавалось эволюцией, оно просто не заменимо для ребенка. Именно молоко защищает малыша и способствует развитию иммунной защиты, помогает расти и развиваться и конечно облегчает пищеварение.
А как же водичка?
У родителей возникает законный вопрос, если ребенок получает новые продукты питания, взрослую пищу, значит ему необходима и водичка. Так ли это на самом деле? Специалисты утверждают, что основную жидкость малыш получает из грудного молока. Но в это время уже можно давать малышу микродозы водички на дне кружки, буквально на один глоток.
Обычно, малыши начинают интересоваться содержимым кружки матери только после года. Но ждать до этого времени смысла нет, можно пробовать давать водичку раньше, но не ранее чем после полугода жизни.
Педагогический прикорм: естественное введение твердой пищи | Материнство
Первая ложка
Олежке уже 6 месяцев и все, кто окружает его маму Свету, беспокоятся, что она до сих пор кормит его исключительно грудным молоком. Педиатр уже 2 месяца говорит о том, что пора давать крохе яблочный сок, желточек, да и овощные пюрешки с кашками как раз по возрасту. Конечно же, свекровь с мамой тоже не отстают — вторят доктору. Света пока удерживает осаду, она где-то читала о том, что вводить прикорм надо как раз после 6 месяцев. Единственное что ее волнует — это то, как его вводить. Рекомендации педиатра и бабушек Олеженьки не вселяют в нее уверенность, есть в них что-то противоестественное. Все время возникает мысль — как же с этими проблемами справлялись женщины лет 100–200 назад? Неужели они давали малышу сок яблока по капельке и кашку из бутылочки со специальным наконечником в виде ложечки? Вряд ли…
В этот момент мы и познакомились со Светой. Она мне рассказала о том, почему ее смущает, традиционная система введения прикорма — ее сестра таким образом вводила прикорм своему сыну. И в памяти Светы остались яркие образы: сестра сидит перед малышом: то ложечкой постучит, то прокукарекает, то газетку в руки крохе подсунет — лишь бы он увлеченный этим рот открывал для очередной ложки. Внимание племянника чуть ослабеет — он перестает открывать ротик, даже отворачивается, так она что-то новое придумывать начинает. Правильно ли это?
Современное введение прикорма
Нынешняя система введения прикорма, увы, многие факторы не учитывает — возрастной период, когда вводится прикорм, возрастные особенности психики малыша, небольшой аппетит малышей, интерес к разнообразной пище. Ребенку вводят определенные продукты в положенный возрастной период в строго определенных количествах. Существует целая таблица, когда, что и сколько должен съедать кроха. Если малыш тянется к пище, которая ему еще не по возрасту, например, мама кушает котлету, а 7-ми месячный малыш, глядя на нее, тоже хочет попробовать новое блюдо, то ему ее не дают. Ребенку дают пищу перетертую и не один раз — чтобы ему легче было глотать. Для малышей придумана и специальная еда — овощи в баночках, мясо в баночках, рыба в баночках и прочее. «Лакомства» в них без определенного цвета, запаха и вкуса.
Данная система — продукт нашего времени, изобретенная в лабораториях не одним ученым-медиком, попытка улучшить природу и необходимость для детей-искусственников.
Вернемся к истокам…
К сожалению, наши мамы перестали доверять своему инстинкту, они больше верят авторитету медиков, которые, по их мнению, лучше осведомлены о том, что нужно и полезно для нового члена семьи. Мамы забыли традиции наших бабушек и прабабушек, а ведь те знали, как знакомить малыша с новой для него пищей.
Если представить себе семью лет 200 назад, в которой было человек 10-12, и мать у печи, которая, даже если и захочет, не сможет приготовить что-то отдельное для своего подросшего грудничка. Вот так и приучали детей к новой пище: захотел кроха хлебушка — на, попробуй крошку, схватил из маминой тарелки кусочек капусточки — на здоровье!
Мы пытаемся возродить прежний «дедовский» способ введения прикорма, который был сформирован не за один век, основанный на наблюдении за малышами, многими поколениями матерей. Ныне его называют естественным прикормом и такую тактику знакомства малыша с новой пищей начинают использовать все больше молодых мам.
Отличие ее от традиционной «баночной» состоит в том, что у ребенка поддерживается интерес к еде за общим столом. А это позволит в будущем, после того как крохе исполнится год и больше, родителям быть спокойными за то, что их кроха будет с удовольствием участвовать в семейных трапезах. Ведь он будет уже самостоятельно управляться с ложкой и чашкой, не надо будет волноваться, что ребенок не поел, не придется за ним бегать с уговорами, да разными ухищрениями вталкивать в карапуза какую-то еду.
Естественный прикорм
Данная система учитывает, что ребенок до года не насыщается новыми продуктами — он их просто пробует, как бы создает для себя банк новых вкусов тех продуктов, которые принято кушать в его семье, а основной его пищей продолжает оставаться грудное молоко. Эта система основана на природном интересе ребенка к новой пище, на подражании малыша взрослым — он стремится брать ручкой ту же еду и так же отправлять ее в ротик как мама или папа, на постепенной адаптации организма крохи к новой пище.
Если малышу уже исполнилось 6 месяцев и он активно интересуется содержимым маминой тарелки, значит, пришло время знакомить его с семейным меню, правда, только в том случае, если это здоровое питание. То есть в семье кушают много овощей, фруктов, злаков и круп, а также молочные продукты, умеренно мясо (не обязательно каждый день), рыбу. Как можно меньше жирного, жареного, совсем нет или минимум всяких сосисок, колбас, пирожных, конфет, газировок…
В случае, если малыш проявляет интерес к пище мамы раньше полу года — не стоит торопиться. Лучше начать прикармливать детку позже на пару недель, чем раньше 6-ти месяцев. Пищеварительная система может быть еще не готова к приему новой пищи и, начав ранний прикорм, вы можете нарушить естественное ее созревание.
Описываемый способ введения прикорма может быть использован только в том случае, если ребенок находится на естественным образом организованном грудном вскармливании: прикладывается по требованию, не допаивается чем-либо, не сосет пустышку. В случае неправильно организованного грудного вскармливания, например, кормление по режиму через определенные промежутки времени, прежде чем вводить прикорм, необходимо изменить способ вскармливания ребенка на естественный.
Применяем на практике
Данный способ введения прикорма достаточно прост и его может использовать любая мама, однако, перед тем, как начинать его вводить желательно проконсультироваться со специалистом, владеющим этим методом введения прикорма для уточнения деталей.
Как вы понимаете, такое прикармливание не требует особых ухищрений. Главное — это чувствовать ребенка, не настаивать на своем, а прислушиваться к его потребностям, интересам, желаниям. Не забывайте, что введение естественного или педагогического прикорма идет на фоне грудного вскармливания. Малыш продолжает получать грудь так же, как и раньше, т.е. по требованию. Кроха в возрасте 6-8 месяцев пока не нуждается в основательных прикормах, заменяющих ему какое-то из кормлений грудью — ему вполне хватает материнского молока, ведь там есть все необходимые витамины, микроэлементы, антитела и многое другое. Энергетически значимым прикорм может становиться примерно в 9-10 месяцев, а иногда и позже. До этого главная пища ребенка — мамино молоко.
Маме не следует волноваться и принимать активный интерес ребенка к новой пище за нехватку молока: даже при наличии такого интереса любовь к грудному молоку и прикладываниям к груди не исчезает.
Как же происходит знакомство с новой пищей? Например, если мама собирается позавтракать, она берет за стол с собой своего подросшего малыша. Перед мамой тарелка с едой, например, блинчики с творогом, яблоки, чай и печенье. Малыша лучше усадить маме на колени и положить перед ним на стол чайную ложку (имейте в запасе по больше ложек, на случай, если кроха будет их ронять). Итак, кроха занимается чайной ложкой — берет ее, перекладывает из ручки в ручку, стучит, затаскивает ее в рот — изучает, одним словом. В этот момент мама приступает к еде — берет блинчик и начинает его с аппетитом есть. Малыш, если у него появится интерес к тому, что делает мама, начнет тянуться к ее еде, пытаясь буквально вытащить ее из маминой тарелки. Чтобы малыш не безобразничал в маминой тарелке, его действия надо ограничивать. Малыш должен сидеть на левой маминой коленке, если мама правша, и ест правой рукой и мамина тарелка должна быть отодвинута так, что бы малыш не мог достать оттуда еду. Если малыш активно старается достать себе еду, такое его поведение называется пищевым интересом. Как реагировать? Дайте малышу попробовать то, что вы кушаете — отщипните от блинчика очень маленький кусочек и положите крохе в ротик. Маленький кусочек малыш может немножко пожевать, и проглотить, а может и выплюнуть изо рта, это нормальная реакция первое время.
- Когда малыш не реагирует на то, что мама что-то кушает, а занимается исключительно ложкой — это означает, что интереса у него к пище взрослых пока нет и вводить прикорм ему еще рано. Не торопитесь, просто старайтесь почаще кушать с аппетитом у него на глазах.
- Что делать, если малыш, попробовав один кусочек, не потянулся за следующим? Надо давать крохе этот продукт еще раз, чтобы он распробовал? Нет, настаивать мама ни в коем случае не должна. Ведь ваша задача поддержать интерес крохи к новой пище, а не накормить его блинчиком.
И вот мама кушает дальше. Теперь она взяла сочное яблоко и откусила его, а малыша привлек аппетитный хруст и яркий цвет фрукта — он тянется к нему. Предложите ему микродозу для пробы, если ему понравилось и он тянется еще — хорошо, дайте еще пару раз, а потом уберите яблоко, чтобы малыш не переел. Крохе надо совсем немного для первого раза. Малыш только знакомится с новой пищей, адаптируется к ней, он не стремится наедаться даже самым вкусным по его мнению продуктом.
Важно, чтобы кроха пробовал те же блюда, что ест мама. Поскольку в этот возрастной период изменяются свойства материнского молока: теперь оно помогает малышу усваивать новую пищу, поставляя необходимые для этого ферменты. Таким образом, прикладывание к груди облегчает малышу переход на новый вид питания.
А наша мама, тем временем, взялась пить чай с печеньем. И малыш тоже хочет! Налейте ему один глоточек для пробы. Чашку лучше завести отдельную — из небьющегося материала, чтобы вы без опасения могли давать крохе ее в руки. Пока малыш только учится пить из чашки, придерживайте ее за донышко и регулируйте поступление жидкости в ротик малыша. Кстати, скорее всего, малыш сам не захочет попробовать все за один раз, а ограничится одним из понравившихся ему продуктов. После того, как малыш напробуется, или мама посчитает нужным закончить его пробы, малыш спускается на пол, а мама продолжает спокойно есть.
Самостоятельный стол крохи
Кроме совместных с мамой обедов или завтраков с ужинами за общим столом, пора приучать детку к самостоятельному питанию. К этому возрасту, малыш уже способен удерживать в ручках небольшие предметы, поэтому вы можете предложить ему для пробы кусочки твердых овощей и фруктов, таких, от которых малыш не может сам много откусить, например, морковка, кабачок, яблока, или баранка, сушка, сухарик. Особенной любовью у деток пользуется куриная косточка, с которой мама предварительно снимает все мясо и хрящи. О нее, и десенки поческть можно, и вкусная она очень!
Конечно, во время самостоятельной еды мама должна быть рядом с малышом и следить за процессом. В случае, если малыш откусил большой кусок, нужно указательным пальцем достать его из ротика.
Дети-аллергики
Введение прикорма для деток, страдающих пищевой аллергией — вопрос очень тонкий. Действовать надо осторожно, внимательно отслеживая процесс, по принципу «тише едешь, дальше будешь».
Поскольку сама мама должна придерживаться гипоаллергенной диеты, то и кроха начинает знакомиться с пищей, не вызывающей аллергии. Например, фрукты и овощи — не оранжевые и не красные, ему пока не надо пробовать коровьего молока, а знакомство с мясом начинайте с индейки, потом можно пробовать телятину и так далее. В один день дайте ребенку один продукт, следующие 2-3 дня наблюдайте: аллергическая реакция может проявиться не от первой, а от 2-3 пробы. Получается, что следующий новый продукт мама сможет дать крохе только через 3-4 дня.
Не забудьте, что у такого малыша проба новых продуктов должна заканчиваться прикладыванием к груди.
Ребенку-аллергику нужна особенно мягкая и постепенная адаптация к пище взрослых, так как его желудочно-кишечный тракт и ферментативная система особенно чувствительны. Надо также иметь в виду, что витамины и прочие полезные вещества ребенок начинает полноценно усваивать из другой пищи только после года, а до этого все это поставляет крохе мамино молоко, поэтому можно не спешить с прикормом.
Продолжаем пробовать еду взрослых
Если проба новых продуктов шла успешно и ребенок был активен в этом процессе, то примерно в 8-10 месяцев у малыша уже может сформироваться один или два основных прикорма. Например, завтрак или обед. Правда, они все равно могут начинаться и заканчиваться прикладыванием к груди, потому что малыш запивает взрослую пищу маминым молочком как водой или соком. Не следует ребенка от этого отучать. Потребность напиться чего-то еще кроме маминого молока возникает только после года с небольшим, именно тогда от крохи можно услышать что-то похожее на: «Дай водички!».
После 9-11 месяцев кроху уже можно сажать на отдельный стул и предлагать ему отдельную тарелку (до этого он ел из маминой). Мама помогает карапузу управляться с ложкой — помогает набирать в нее еду, а кроха сам пытается ее донести до рта. Запаситесь терпением — процесс этот не из легких как для малыша, так и для вас — разлитый суп, упавшая картошка… Но процесс этот нужный, ведь и вы не сразу научились кушать аккуратно. Если малыш что-то разлил, тут же постарайтесь вытереть: пусть привыкает кушать в чистоте.
Как кушаем после года
После года ребятенок проявляет большой интерес к пище взрослых, он также как они садится за стол 3-4 раза, причем кушает ту же самую еду, ничем не отличающуюся от всех остальных. Может кушать и первое, и второе блюдо, если захочет.
Если карапузу очень нравится то, что ему положили в тарелку, но он уже подустал есть самостоятельно, то он не отказывается, если мама поможет ему доесть оставшееся. В других же ситуациях, детки не любят, когда их кормят, они стремятся все есть самостоятельно: рукой положить кусочек в ложку, а уж потом направить ее в ротик.
В перерывах между едой, малышок может полакомиться чем-то еще – скушать морковку, сухарик или яблочко.
Кормления грудью также остаются: длительные – когда малыш укладывается спать или пробуждается ото сна, кратковременные (эти прикладывания для контакта с мамой – на 1-2 минуты) – в зависимости от состояния малыша. В какой-то день их может быть мало, а в какой-то больше.
Авторы:
Ксения Соловей, консультант по лактации, психолог.
Лилия Казакова, педиатр, консультант по лактации.
Статья была опубликована в журнале «Мой ребенок», 2003 г.
- Малыш получает микродозу заинтересовавшего его продукта. Микродоза — минимальное количество еды, которая помещается у мамы между подушечками указательного и большого пальцев (размером со спичечную головку).
- За завтрак кроха может получить три микродозы каждого понравившегося ему продукта, на этом знакомство с данным продуктом заканчивается, продолжить можно будет в обед или ужин.
- Если у крохи проявляется устойчивый интерес к определенному продукту в течение 3-5 дней, то микродозу увеличивают до одной чайной ложки.
- Не перекармливайте малыша одним полюбившимся ему продуктом, чтобы он не утратил к нему интерес. Если малыш настойчиво хочет пробовать что-то определенное, предложите ему что-нибудь другое.
Что такое естественный прикорм и «с чем его едят»? — запись пользователя Римма (Rimma_N) в сообществе Педагогический прикорм в категории Теория
Дорогие участницы сообщества, сегодня мне бы хотелось поговорить о прикорме малышей. Так много вопросов возникает у мам: когда начать, что делать, если не ест, что давать? и т.д. Надеюсь, предоставленная мной информация вам окажется полезной.
Я хочу рассказать об естественном прикорме. Сразу предупрежу , я буду рассматривать прикорм не как какой-то определенный набор продуктов (чем кормить, какой консистенции, как сластить или солить - эти вопросы вы сами для себя решите), а как ПРОЦЕСС перехода с молочного питания на питание с общего стола с учетом физиологических особенностей конкретного ребенка. И основное, что мы сейчас запомним, это то, что грудное вскармливание и введение прикорма - два абсолютно параллельных процесса. Они не связаны друг с другом ни по времени, ни по объему, ни по целям. ВОЗ предлагает следующие темпы увеличения объема прикорма: если он был начат в 6 месяцев, то к году другая еда должна составлять примерно 25% от общего рациона крохи. А в 1,5 года - 50%. Поэтому форсирование событий - не наш случай
Для того, чтобы начать прикармливать кроху, помимо его физиологической и психологической готовности, необходимо еще и наличие пищевого интереса. Что это за интерес и как он проявляется? Ребенок тянется к еде! Не к предметам, разложенным на столе. Не к маминому рту или к ней на ручки. Не к салфеткам и подстилкам под горячее. Именно и только к еде, которую так аппетитно поглощают взрослые. Если ему для успокоения дать что-нибудь в руки, он с гневом отвергнет этот предмет и будет демонстрировать активное желание заполучить саму еду. Также вряд ли он успокоится, если ему предложат грудь. Вот такой пример живого и активного ПИ.
ПИ, как правило, возникает у ребенка в 5-7 месяцев и имеет свойство угасать, если родители его не поддерживают, к 8-10 месяцам. Часто встречаются такие истории, когда мама очень радовалась как малыш с удовольствием открывает рот и кушает (банки, спец. приготовленное мамой, или общую еду - неважно), а потом через несколько месяцев ничего не хочет и отказывается от любой еды. Почему так происходит? После того, как ребенок многое попробует и познакомится с самим процессом питания (жевания, глотания), происходит снижение или даже потеря пищевого интереса. Причина проста - ребенок продолжает находиться на достаточно большом объеме жидкого питания. Т.е голода как такового не испытывает, а интерес к пище постепенно удовлетворяется и исчезает. Становится неинтересно, а другого стимула находиться за столом - нет. Способы поддержания пищевого интереса: ограничение по времени самого приема пищи, ограничение объема пищи (до года), совместная трапеза с другими членами семьи.
Я хочу отметить, что совместная трапеза со взрослыми является основным залогом успешного прикорма. У меня перед глазами 2 очень сложных случая, когда детям в 1 год еда была не только неинтересна, а даже вызывала рвотный рефлекс. Т.к. дети были на ИВ, то кормились из бутылочек. Могли иногда еще поесть баночные пюре. И в том и в другом случае семьи жили достаточно обособленно, чаепитий и гостей почти не было. Мужья приходили домой поздно и ужинали уже когда ребенок спал, а мамы старались в течении дня кушать тогда, когда дети спали, так сказать в спокойной обстановке. В итоге, получилось так, что дети к году практически не видели как едят взрослые, что они едят, какими приборами и т.д. И наверное, думали, что люди на самом деле кормят друг друга ложками, а не орудуют ими самостоятельно... Да, с самостоятельным кормлением проблемы до сих пор ( а детям уже по 2,5).
Надо кушать всем вместе, собираться за общим столом (в первое время хотя бы 1 раз за день). Даже если мама ратует за особенное, здоровое питание своего малыша, отдельно от остальной еды - все равно за столом должен найтись кусочек, который можно дать малышу. А на завтрак и обед, когда никого нет дома, ребенок может покушать только с мамой. Знаю, что некоторые мамы таким образом кормят и баночным питанием. Просто накладывают себе в тарелку пюре, едят его (или делают вид, что едят), и ждут когда ребенок начнет выпрашивать. Иногда такой способ выручает, особенно если некогда приготовить.
Выделяют 2 этапа естественного прикорма: адаптационный прикорм (педприкорм) и энергетический.
Адаптационный прикорм: начало этапа в 5-7 мес. и заканчивается в 8-12 месяцев. Интервалы большие, так как все очень гибко и все дети разные. К 8 месяцу жизни созревает и активируется ферментная система так, чтобы качественно начать переваривать взрослую пищу и добывать из нее энергию. У адаптационного прикорма есть еще задачи: научиться доносить пищу до рта, выплевывать, познакомиться с разными вкусами, научиться пить из чашки, кушать с ложки . А задача родителей на этом этапе - тормозить переход ребенка к большим порциям, не дать сорвать работу ЖКТ.
Начинают знакомство малыша с введения микродоз (микропроб) продуктов, именно знакомство, без цели накормить ребенка какой-то порцией. Микродоза для мягкой пищи -это примерно столько, сколько помещается у мамы между подушечками большого и указательного пальцев, если она их сожмет, или на кончике чайной ложки. Для жидких продуктов - один глоток, наливается в маленькую чашку на донышко. Никакой особой последовательности во вводе продуктов нет - мы не едим, мы знакомимся. За один раз даем не более двух-трех микродоз величиной с 1-2 зернышка риса, через неделю - величиной с 1-2 горошины, и т.д. Допустимо выдать кусок (достаточно большой) в руки: морковку, сушку, яблоко. Через 3-4 недели микропробы увеличиваются, за это время ребенок уже перепробовал много видов пищи. одного продукта можно дать 2-3 микродозы, за 1 прием пищи до 5 разных продуктов. Уже хорошо знакомые продукты можно дать в объеме 1-2 чайных ложки. Важно: не увеличивать дозы, даже если ребенок «не наелся» и просит еще, в этом случае дают попробовать что-то другое. За первый месяц введения прикорма малыш может успеть перепробовать все продукты маминого рациона. Продолжать проявлять исключительно устойчивый и живой пищевой интерес. Пока этого не произойдет, переходить к следующему шагу во ведении прикорма не следует. Некоторые дети могут достаточно долго "застревать" на этапе пробования взрослой еды - то зубы полезли и не хочется ничего есть, кроме груди, то заболел, то мама переусердствовала в своем желании непременно накормить ребенка - и малыш просто потерял к еде всякий интерес... Не торопите кроху!
Энергетический прикорм : начинается в 8-10 мес. и продолжается до 1,5-2,0 лет. Об энергетическом прикорме уже можно говорить тогда, когда объем еды за 1 прием пищи превышает 1 столовую ложку. В этот период малыш, как правило, не нуждается в запаивании взрослой еды маминым молоком; изменяется стул ребенка - становится более оформленным. На этом этапе очень важно продолжать всячески поддерживать пищевой интерес ребенка и поощрять кроху к инициативе в еде. Не заставляйте его есть, если он не просит. Не кормите его с ложки. Без лишней необходимости не предлагайте еду сами. Вы можете аппетитно жевать в его присутствии или просто сообщить ему, что садитесь завтракать. Пусть он самостоятельно и трезво оценит свое самочувствие: голоден ли он? готов ли сейчас усвоить мамину кашу? его организму нужна каша или сыр? будет он запивать еду водой или маминым молоком?
Основная задача ребенка до 3-х лет - познакомиться с рационом питания его семьи и научиться вести себя за столом, как «хороший» взрослый. В плане рациона ребенок подстраивается под традиции своей семьи. Все, что делает за столом взрослый, учится делать ребенок. Он учится кушать то, что едят все в его семье, за общим столом. Учится пользоваться ложкой и вилкой, салфетками, говорить «спасибо», просить добавку, убирать за собой посуду. Всему этому он может научиться, глядя на взрослых и подражая им. Все, что взрослый не делает, не должен делать ребенок. Эти нормы поведения мама задает малышу с первых дней введения прикорма и знакомства с пищей взрослых. По мере формирования мелкой моторики ребенок учится управляться столовыми приборами, и кушать очень аккуратно.
Я лично выступаю за то, чтобы на первом этапе располагать ребенка у мамы на коленях. Так матери проще следить за поведением ребенка и пресекать опасные действия с его стороны и баловство. А свое место у малыша и своя тарелка появляются ближе к 12-14 мес. Но если у вас сразу все хорошо получается в стульчике, то почему бы и нет?
Основные правила введения естественного прикорма:
- ребенок ест за общим столом, вместе со всеми.
- правила поведения ребенка на кухне и за столом устанавливает мама
- взрослые едят с аппетитом, не акцентируя внимание на ребенке, никто не говорит ему, сколько и как нужно съедать, не подсовывают кусочки побольше, не уговаривают съесть еще
- мама ест первая, не обремененная тем, как накормить ребенка
- нет ограничений в прикладываниях к груди. Можно грудь дать и за столом, но «без отрыва» от трапезы
- напитки, и вообще жидкость ребенок пробует в небольших порциях
- малыш не должен видеть, что еда выбрасывается
- мама не должна позволять малышу играть с едой, размазывать её, кидать, плевать… еда используется только «по назначению»
- если ребенок не съел свой кусок, или оставил еду в тарелке, мама молча (и достаточно быстро) доедает это сама, демонстрируя ценность пищи.
- в руку малышу даются только твердые куски, от которых он сам много не отъест (твердые яблоки, морковки, кочерыжка, сушки и т.п.)
- ребенок должен учиться работать столовыми приборами. До 8-11 месяцев это ложки (их должно быть много, т.к. они все время падают, а маме запрещается их поднимать), своя тарелка появляется у ребенка тогда, когда он начинает есть отдельно, обычно после 10-12 месяцев. До этого возраста малыш может есть, сидя у -мамы на руках и из ее тарелки
- если ребенок устал есть, потерял интерес, необходимо унести его из-за стола
- у ребенка не должно быть свободного доступа к еде — он получает только то, что дает ему мама
- за столом никаких игрушек, только еда. Все, кому есть неинтересно, отправляются играть в комнату
- в течение дня нужно обеспечить ребенку 4-6 разовое питание
- за общий стол желательно ребенка до 8-11 месяцев сажать на колени к маме, а более старшего — на такой стул, с которого он может САМ слезть. Как подходящий вариант — подушка на взрослом стуле. Самостоятельно двигающийся ребенок должен иметь возможность слезть со стола за куском, который уронил. Иногда это проще организовать с маминых колен, так как удобных стульев в доме нет, значит продолжаем сидеть на коленях., лет до 1.5, когда сможем сами слезть с любого стула!
- ребенка НИКОГДА не кормят за сказки и пляски! Он ДОЛЖЕН ПРОСИТЬ еду! По собственной инициативе мама может предложить 1 микродозу еды, для ребенка обучающегося есть или 1 чайною ложку — для ребенка уже умеющего. Не съел — быстро съели за него и больше ничего не предлагаем
- ребенка никогда НЕ УГОВАРИВАЮТ сидеть за столом тихо, не капризничать или не мешать — все эти действия пресекаются, причем немедленным выдворением из-за стола. Выдворять можно под стол или в другую комнату. Важно, чтобы ВСЕ, кто при этом присутствуют, отнеслись к этому действу с пониманием. Мама имеет ПРАВО так поступать, никто не вступается, не жалеет, не комментирует, и уж тем более не реагирует на скандал, который ребенок возможно закатит
- со стола встают, закончив, есть, или по совершенно неотложным делам! Желательно с совсем маленьким дитем даже не отбегать к телефону, всем своим видом демонстрируя, что еда — важнее. Поэтому, если ребенок закончил, есть раньше мамы или начал баловаться, мама выносит его из-за стола, а сама ВОЗВРАЩАЕТСЯ ОБРАТНО. И доедает! Спокойно и неторопливо. Важность и ценность еды демонстрируется ребенку только таким отношением!
- территория питания должна быть четко оговорена. Причем соблюдать ее должны все члены семьи. Если кто-нибудь из взрослых ест борщ на табуретке перед телевизором в комнате — напрасным будет внушать малышу, что баранки надо жевать только сидя на стульчике в кухне
- приучаем к чистоте во время еды. Если разлили/испачкали — то сразу же убираем, можно привлечь к процессу вытирания тряпочкой и само чадо. Если переживаем за чистоту одежды — садимся за стол с голым пузом или (что хуже, так как не дает малышу ощутить в полной мере результаты неаккуратности) пользуемся фартучками. Руки и лицо вытираем по мере загрязнения — не надо приучать ребенка к липким пятнам, лежащим на щеках. Для подметания и мытья пола тоже заранее заготовлена тряпка — чтобы не метаться в ее поисках, разрываясь между грязным линолеумом и перепачканным ребенком
- перед едой и после — посещаем ванную комнату. Как правило, никто не забывает помыть испачканного карапуза после трапезы. Но мыть руки ДО — это элементарные правила гигиены, страхующие малыша от заражения различными инфекциями
- никогда не ругайте малыша за столом. Что бы он ни натворил, как бы он ни раздражал вас своей неловкостью, какие бы оплошности он ни сделал — сохраняйте невозмутимость духа. Помогите ему исправить ошибку, вместе уберите грязь, удалите его из-за стола в конце концов (если он балуется специально). Но не теряйте материнской нежности и мягкости
увеличение объема работы оформление
Такого введения прикорма может придерживаться любая семья. Даже не важно ГВ у ребенка или ИВ. Знаю, что некоторые семьи практикуют и педиатрический и вот такой естественный прикорм одновременно. Только кормление мамой ребенка с ложки из баночек должно отделяться по месту и по времени с общим столом. Т.е. лучше это делать не на кухне, другими ложками и из другой посуды. Иногда (из-за низкого набора веса или низкого гемоглобина) мама боится отменить педиатрический прикорм. Вот приходится выкручиваться. Кстати, на заметку: бывает , что крайне низкий пищевой интерес или вовсе его отсутствие связаны с очень низким гемоглобином у ребенка. Не знаю, что является первопричиной, но это два взаимосвязанных процесса. Поэтому, если тактика естественного прикорма не приводит к положительным результатам, имеет смысл обследоваться.
Я знаю, что в написанном мною можно найти множество спорных моментов и поводов для дискуссий, что у каждой пары мама-ребенок своя особенная и уникальная ситуация. Не нужно стараться следовать буквально всем рекомендациям, мамы обычно выборочно выделяют то, что готовы практиковать в своей семье (как и с ГВ, в принципе) и вполне успешно справляются с задачей прикорма. Нет строгих правил, есть просто здравый смысл
Прикорм — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 июля 2013; проверки требуют 47 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 июля 2013; проверки требуют 47 правок. Введения прикорма. Индийская мать даёт ребёнку впервые попробовать рис.Прико́рм — это любые более плотные, чем грудное молоко или молочная смесь, пищевые продукты, домашнего или промышленного приготовления, дополняющие грудное молоко или молочную смесь у здорового ребёнка после 6 месяцев жизни и способствующие постепенному переводу ребёнка на общий стол. Нужно обратить внимание, что прикорм значимо дополняет грудное молоко или молочную смесь во втором полугодии жизни, но не является основой рациона ребёнка.
Согласно ВОЗ введение прикорма — это кормление грудных детей продуктами и жидкостями в дополнение к грудному молоку. В период перехода от исключительно грудного вскармливания к прекращению кормления грудью грудные дети постепенно приучаются есть домашнюю пищу, пока она полностью не заменит грудное молоко [1] (недоступная ссылка) При этом продолжать кормить ребенка грудным молоком или молочной смесью желательно не менее, чем до 1 года.
В зависимости от традиций разных стран и в разное время концепции введения прикорма существенно менялись.
Педиатрический прикорм[править | править код]
Данный вид прикорма выделен искусственно в качестве противопоставления «педагогическому прикорму».
Основные правила[править | править код]
- Вводить любой новый продукт можно только тогда, когда ребёнок здоров.
- Первым прикормом не должны быть соки или фрукты — для младенца они не несут никакой пищевой ценности, являются низкокалорийными и часто вызывают расстройства кишечника, аллергические реакции
- Начинают введение прикорма с пюреобразных (но не жидких!) блюд с постепенным переходом с 8-10 месяцев к более «грубой» пище, включающей комочки, кусочки и т. п. так, чтобы примерно к 10-12 месяцам ребёнок мог получать пищу с домашнего стола
- Начинают введение прикорма с монопродукта, в течение 10-14 дней постепенное увеличивая его объём до 100—200 г на одно кормление. Ряд детей (чаще на грудном вскармливании) не съедают более 100—150 г прикорма за одно кормление — это вариант нормы. Нельзя ребёнка заставлять съесть больше того, что он съел с удовольствием. Вместо этого можно дать данный прикорм два раза (например, два раза в день по 50 г).
- После достижения объёма прикорма 50-200 г в него необходимо добавлять масло (растительное и далее сливочное) и фрукты и/или соки в качестве вкусовой добавки
- Нельзя вводить в питание новый продукт за 1 неделю до и 1 неделю после проведения очередной профилактической прививки.
- Каждый новый продукт следует давать понемногу (5-10 грамм). Необходимо внимательно наблюдать за переносимостью нового продукта. Если у ребёнка нет непереносимости нового продукта, его количество можно постепенно увеличить.
- Прикорм всегда даётся только с ложечки.
- Новый прикорм вводится через 3-4 недели после введения предыдущего
- Прикорм можно давать как до кормления грудью, так и после прикладывания. Это зависит от ребёнка.
- Рекомендуется начинать введение прикорма промышленным детским питанием, поскольку оно готовится из экологически чистых продуктов и обогащается витаминами и минералами. Если мама предпочитает «домашние» продукты, то необходимо тщательно соблюдать правила гигиены.
- Никогда не вводите два продукта сразу, так как, если у малыша будет аллергия, вы не сможете определить на что именно. Новый компонент можно будет добавить через 10-14 дней.
- Между основными кормлениями ребёнку после 6-7 месяцев можно давать соки и фрукты в качестве десерта, но не основного питания.
- После введения 3-х основных продуктов прикорма (каши, овощи, мясо) необходимо формировать режим питания, который принят в семье — завтрак, обед и ужин. Иногда детям требуется второй ужин.
- Детям первого года жизни не следует добавлять в прикорм соль и сахар
- Как только ребёнок стал употреблять более или менее значимый объём прикорма (50 г и более), необходимо предлагать ему обычную питьевую воду.
- Для допаивания не предлагать компоты, чаи и другие жидкости, имеющие сладкий или необычный для ребёнка вкус
- С 9 — 10 месяцев начинайте приучать ребёнка есть самостоятельно — 2 ложки, собственная тарелка и т. п. (одной кормите Вы, другой ест ребёнок).
- Если ребёнок болен, то возможно временно перевести его на одно грудное молоко или адаптированную смесь. Возвращать прикорм в этом случае следует как можно раньше после острого периода. Это необходимо для восстановления ребёнка.
- Во время кормления обстановка должна быть спокойная. Все члены семьи должны сидеть вместе, таким образом у ребёнка формируются традиции совместного завтрака, обеда ужина. Ребёнок подражая взрослым хорошо кушает свою еду. Поведение мамы и ребёнка в процессе введения прикорма определяется как «отзывчивое питание».
- Детям до 3 лет не следует давать бульоны.
- Неадаптированные жидкие молочные продукты (молоко животных, кефир и т. п.) не должны использоваться ранее 1 года жизни. В настоящее время существуют адаптированные для младенца альтернативы данным продуктам.
- Нет никакого преимущества перед кефиром таких неадаптированных кисломолочных продуктов как наринэ, биолакт, йогурт и т. п. для ребёнка первого года жизни.
- Нет преимуществ козьего молока перед коровьим молоком и они не используется у детей до 1-1,5 лет для питания.
- Введение в рацион желтка и творога необходимо отложить примерно до 1 года, так как эти продукты не обладают для детей раннего возраст значимой пищевой ценностью в тех объёмах, которые рекомендуется. Однако, этого объёма достаточно, чтобы спровоцировать появление аллергических реакций.
- Введение прикорма детям на искусственном вскармливании не отличается от введения детям на естественном вскармливании.
Нельзя вводить прикорм если:
- Ребёнок заболел
- В жаркую погоду
- Во время профилактических прививок
- срок годности вводимого продукта истек или правила приготовления или хранения были нарушены
Сроки введения продуктов[править | править код]
До 6-месячного возраста здоровый ребёнок с достаточными прибавками не нуждается ни в каком прикорме. У некоторых детей прикорм может вводиться до 6 месячного возраста по медицинским показаниям, но не ранее 4 месяцев жизни.
- В случае, если ребёнок здоров, первой пищевой добавкой в 6 месяцев является овощное пюре или безглютеновая безмолочная каша.
- В настоящее время не рекомендуется вводить первыми фрукты и соки.
- Второй прикорм вводится через 3-4 недели после первого. Ещё через 3-4 недели вводится третий прикорм.
- Возможные варианты последовательности введения трёх основных продуктов: каша-овощи-мясо, каша-мясо-овощи, овощи-каша-мясо, овощи-мясо-каша.
- Любой прикорм не должен вытеснять кормление грудью. Прикормы дополняют рацион ребёнка.
- Фрукты и соки должны вводиться в качестве вкусовой добавки или как десерт между основными кормлениями только после того, как ребёнок начал получать 1 или 2 прикорма.
- Вводить творог и желток лучше ближе к году. Эти продукты высокоаллергенны и не несут столь значимой пищевой ценности для младенца.
- 9 месяцев — Кисломолочные продукты рекомендуется давать в виде адаптированных кисломолочных смесей, которые безопаснее обычного кефира или его аналогов. Если ребёнок отказывается от кисломолочных адаптированных продуктов, то можно их не давать — никаких проблем это не вызывает.
- К 8-9 месяцам в рацион ребёнка желательно ввести не менее 3 кормлений густой пищей в общем объёме 400—600 г
Педагогический прикорм[править | править код]
Педагогический прико́рм — вид прикорма грудных детей, целью которого является знакомство ребёнка с пищей и поведением во время еды. Педагогический прикорм не ставит своей целью накормить. Он направлен на поддержание естественного интереса к пище и формирование пищевого поведения.
Педагогический прикорм является частью концепции естественного родительства (естественного воспитания).
Основные принципы педагогического прикорма[править | править код]
- Прикорм вводится не по календарю, а после проявлению признаков готовности ребёнка (главные из них: «пищевой интерес» — интерес именно к взрослой еде, а не к столовым приборам; а также способность сидеть хотя бы с поддержкой). Обычно это приходится на возраст ребёнка 6 месяцев, но допускается и более позднее введение (не более раннее!)
- Пища для ребёнка не пюрируется, но даётся ребёнку микродозами (кусочки размером с 1 зернышко риса или гречки). Количество микродоз и возможных продуктов за один прием пищи зависит от возраста и «стажа» ребёнка. Также можно давать ребёнку кусочки фруктов и овощей, сушки, достаточно большие для удержания в руке и обсасывания.
- Пища даётся из тарелки взрослого (обычно матери) во время приёма пищи взрослыми. Ребёнок при этом сидит на коленях взрослого, можно на отдельном стуле, но не фиксирован в нём. (Задачи накормить нет, если не ест — не кормят).
- Пища не готовится отдельно для ребёнка. В ней может присутствовать соль или небольшое количество специй.
- Грудное вскармливание остаётся практически в том же объёме. Ребёнок, как правило, запивает съеденную твердую пищу грудным молоком. приёмы пищи не заменяют прикладывания к груди, частота прикладываний снижается постепенно в зависимости от потребностей ребёнка, но не от количества съеденной твёрдой пищи.
Плюсы и минусы[править | править код]
Таким образом ребёнок постепенно знакомится с рационом семьи и традициями употребления пищи, учится жевать и глотать. Твёрдые маленькие кусочки пищи переносятся пищеварительной системой ребёнка легче, чем пюрированная пища (кусочки не «размазываются» по слизистой оболочке).
Дополнительный плюс — не нужно готовить отдельно, покупать готовые детские пюре и каши.
Нет сведений о введении педагогического прикорма для детей на искусственном вскармливании.
- Разделение прикорма на «педагогический» и «педиатрический» — искусственно. Как правило, приверженцы «педагогического прикорма» противопоставляют их друг другу. При этом ссылаются на рекомендации по прикорму 70-80 годов 20 века, но не приводят современные данные.
- Отсутствуют какие-либо физиологические основы педагогического прикорма.
- Утверждение о лучшей переносимости кусочков, чем пюре, не имеет физиологических основ.
- Нет никаких доказательств преимуществ «педагогического» прикорма.