сколько длится тихий час в детском учреждении, почему малыш не хочет отдыхать, что нужно делать и как уложить?
Чаще всего негативное отношение к садику у детишек складывается именно из-за тихого часа. Каждый поход в сад начинается бурей протестов и возражений, и часто бывает трудно понять, чем вызваны такие истерики. Это обычный каприз или индивидуальная особенность малыша? Почему ребенок отказывается спать в саду? Как помочь ребенку уснуть и какие советы можно дать в этом случае родителям и воспитателям?
Сколько времени длится детский сон в саду?
Обычно детей укладывают спать в час. Сон длится два часа, но в разных возрастных группах времени может отводиться больше.
Разберем эти отличия на примере разных возрастных групп:
- Младшей группе, в отличие от остальных, может отводиться на сон не два часа, а три, как в яслях.
- Средняя группа чаще всего спит два часа.
- Старшая группа спит два – полтора часа, так же, как и подготовительная.
Время на сончас может отличаться в разных детсадах.
Как укладывают деток?
Перед самим тихим часом дети обязательно обедают, после моют руки и лицо, посещают туалет. После этого они идут в спальную комнату.
Воспитатели сразу обращают внимание на ребят, которым бывает трудно успокоиться и настроиться на сон, они могут подходить к ним и расспрашивать, что их беспокоит, поглаживать по спинке.
После того, как детки успокоятся, им читают сказки, стихотворения, иногда поют колыбельные песни.
Мнение эксперта
Домина Валентина Александровна – педагог
Педагог детского развивающего центра, мама троих детей
Но часто в садиках воспитатели просто не успеваю или не хотят проделывать все эти ритуалы, детей просто отправляют в кровати и заставляют спать, не успокоив и не подготовив ко сну. В этом случае успокоиться, и тем более заснуть, для них может быть очень трудно.
Почему малыш не хочет ложится отдыхать в тихий час?
Отказ от сна может быть вызван разными причинами:
- Тяжелая адаптация. Период адаптации для некоторых ребят может проходить очень трудно, он может проявлять себя не только в отказе спать. Это период приспособления к новым условиям – постоянный контакт с другими детьми, новый режим и правила, раннее расставание с мамой… Чтобы период адаптации проходил легче, нужно заранее подготовить чадо к новой жизни: рассказывать ему о садике, объяснять, что это новый шаг на пути к взрослению.
- Нарушен режим сна. Причиной может быть нерегулярный отход ко сну и непродолжительный сон, бессонница. Ребенок может просто не захотеть спать вовремя. Чтобы этой проблемы не было, просто старайтесь укладывать кроху в одно и то же время, а перед сном свести все активные игры и отвлекающие моменты (телевизор, яркий свет) к минимуму.
- Малыш поздно проснулся и не устал. Причиной отказа от сна также может быть поздний подъем. В этом случае ко времени дневного сна ребенок просто не успевает устать. Оптимальное время бодрствования в возрасте 3–6 лет – около 6 часов. Необходимо найти оптимальное время утреннего подъема. Начните будить кроху в 6:30-7:00.
- Ребенок не может расслабиться. Это также может быть связано с тяжелой адаптацией. Можно давать ребенку класть в кроватку любимую игрушку, так он будет чувствовать себя спокойнее. Хорошо успокаивает чтение вслух.
- Мешают другие дети.
- Страх отделения от мамы. Повышает тревожность малыша, родителям важно обеспечить для него психологическую поддержку, больше времени проводить вне сада в совместных играх.Родителям важно быть уверенными в том, что они все делают правильно, постараться избавиться от чувства вины за то, что ребенок ходит в садик. Не нужно торопиться оставлять кроху на целый день. Сначала постарайтесь забирать его сразу после сна и вместе идти гулять, чтобы приучить его с радостью ходить в садик.
- Гипервозбудимость. В этом случае не стоит заставлять малыша спать. Попросите воспитателя, чтобы он немного посидел с ребенком на кроватке и погладил его по спинке. Это поможет ребенку успокоиться и быстрее заснуть.
- Отвлекающие факторы. Это могут быть посторонние шумы, температура в комнате, жужжание насекомых. Поговорите с воспитателем об этой особенности своего ребенка.
Как должны вести себя воспитатели?
Что нужно делать воспитателю? Бывает так, что причиной отказа от сна становятся сами воспитатели.
Если ребенок не засыпает, его начинают запугивать: “Не будешь спать – отправлю в чулан”, “Придет серенький волчок и укусит за бочок”.
В таком случае важно и нужно поговорить с воспитателем, спокойно и дипломатично рассказать ему о том, что вам не нравится. Предложите сменить “тактику”.
Мнение эксперта
Домина Валентина Александровна – педагог
Педагог детского развивающего центра, мама троих детей
Воспитатели должны использовать не только педагогические методы, но проявлять к детям заботу и любовь. Только так можно найти подход к каждому ребенку. Попросите воспитателя быть более внимательным к вашему чаду, чтобы он относился к нему мягче и снисходительнее. Предложите варианты, как можно помочь крохе. Адекватный воспитатель обязательно прислушается к Вашим словам.
Если все-таки педагог не хочет идти навстречу и упорно стоит на своем, просто забирайте малыша на время сончаса и укладывайте дома, а потом он, возможно, начнет спать и в саду.
Если у Вас не получается это делать, ничего другого не остается, кроме как перевестись в другой садик. Внимательнее присмотритесь к эмоциональному фону в детском саду, к другим детишкам.
Обратите внимание на их отношение к Вашему ребенку, на то, как он их воспринимает, может, в группе много детей и кроха еще не привык к их обществу? Тогда просто переведите его в другую группу, где количество детей будет меньше.
Как уложить малыша: советы воспитателям
- Чтобы дошкольники вовремя легли спать, педагог должен соблюдать распорядок дня в группе. Благодаря этому у детей выработается физиологическая привычка и в момент наступления сончаса, они будут уже готовы к дневному отдыху.
- Полезно проводить водные процедуры. Проводите обливание ног, которое может принести пользу и в закаливании.
- Обратите внимание на освещение. Оно не должно быть ярким, а шторы желательно закрывать.
- К разным группам можно использовать разные методы. Так, к детям младшей группы лучше всего подходить к каждому по отдельности, разговаривать с ним в спокойном дружелюбном ключе, можно сказать о том, какие чудесные сны им приснятся, как они потом расскажут об это маме и. т. д.
Для малышей важно, чтобы в момент сна с ними была любимая вещь или игрушка, которая напоминала бы им о доме и о маме. Ребяткам из старших групп можно объяснять, что сон – это необходимый для организма отдых.
- Важно еще, чтобы в комнате была приятная обстановка, не было ярких цветов и любых отвлекающих моментов. Лучше всего, если комната для сна будет в пастельных тонах.
Можно ли чем-то заменить дневной отдых?
Дневной сон необходим для полноценного физического и умcтвенного paзвития детей.
Но в детском садике на дневной сон уходят все, независимо от возраста, и перед родителями и воспитателями встает вопрос, который можно решить двумя способами:
Родители могут забирать ребенка из детсада во время дневного сна и водить его на кружки, а потом приводить обратно – во многих садах после полдника проводятся развивающие занятия и игры.- Вместе с родителями, чьи дети тоже не спят днем, можно договариваться с воспитателем о проведении дневного досуга малышей.
Например, когда все остальные дети в группе отдыхают, несколько ребят могут проводить время вместе с другим воспитателем в спортзале, на прогулке, или просто играя вместе вне спальни (такая практика тоже существует, но довольно редко, в основном, если ребенок не может уснуть, его просят просто тихонько лежать и не мешать спать остальным).
Если ребенок не может заснуть, педагог звонит его родителям и просит забрать малыша.
С проблемой отказа ребенка спать в садике в тихий час сталкиваются многие родители и воспитатели. Главное в этом случае выяснить причину такого поведения и отнестись к малышу с максимальной заботой и пониманием.
Полезное видео
Видеообзор простых способов уложить ребенка спать в детском саду:
Не спит днем в детском саду! — если ребенок не спит в детском саду — запись пользователя Ольга (OlgaSun_) в сообществе Детские сады, общение со сверстниками в категории Адаптация ребенка в детском саду.
коматоз что это такоеСобственно проблема описана в заголовке, я уже просто схожу с ума, у кого что - а у нас вот такая проблема оттуда, откуда вообще не ждали. Каждый день прихожу ее забирать и каждый день мне говорят, что ребенок не спал в тихий час (редко бывает говорят, что уснула только в 14.30, т.е. спала полчаса..) Дальше под кат..
Все бы ничего, но ребенку 2(!!!) годика и дневной сон необходим как воздух.. Вы можете представить, какой кошмар происходит у нас дальше. Забираю в 17.00, до дома едем на машине минут 20 (сад в другом районе), через 5 мин ребенок начинает отключаться с закатывающимися глазами в машине, тормошу всю дорогу, чтобы не дать уснуть, иначе если уснет на 20 мин - будет только хуже (спящую вытащить из машины никогда не получается - всегда просыпается с тааааааакой потом истерикой). Весь вечер ребенок орет, ревет, истерит, капризничает, ни на что не реагирует (ни порисовать, ни поиграть, ни почитать - все швыряет, дерется) находится в полном неадеквате.. Укладываю на ночь в 8 вечера, бывает, что и в 7 - отключается за минуту, но это же выход!!??
В нормальном состоянии ребенок сова - т.е. спит долго, много и с удовольствием. Когда в сад не идем - дома дневной сон нормальный всегда по 2 часа в среднем....
В сад ходим, естественно, не регулярно, как у всех - 2-3 дня отсилы неделю ходим, потом 2 недели болеем...
Когда сидим дома - ребенок спокойный, умный, уравновешенный, веселый, как начинаем ходит в сад - начинается постоянное состояние психо-коматоза из-за недосыпа, который к выходным превращает ребенка еще и в жуткое зрелище с белой кожей и черными кругами под глазами... (реально бабушка на выходных пугается! спрашивает, что мы(!!) с ребенком делаем, что он так выглядит)
Уже просто руки опускаются и нервы сдают - ЭТА ***** АДАПТАЦИЯ ВООБЩЕ КОГДА-НИБУДЬ ЗАКОНЧИТСЯ????????????
Кроме того, как бросить сад никакого выхода мне уже в голову не приходит. А если бросить сейчас - а дальше что?? С осени все начинать с начала? Декрет закончится и мне в любом случае выходить на работу. Специально просила место в яслях, чтобы за этот год пройти адаптацию.............Ходим с конца сентября ..
rebenok-malo-spit — запись пользователя Ольга (Olenka82) в сообществе Детские сады, общение со сверстниками в категории Адаптация ребенка в детском саду.
Как быть воспитателю, если один гадкий утенок, единственный не спящий ребенок громко говорит, ну или поет, таким образом мешает спать другим детям.
Т.е. ребенок спит, но мало. Сон час начинается в 12 и по режиму длится до 15. Так вот если деть проснулся в 12-30 (по неизвестным причинам не спится ему долльше в саду, а дома сон от 1.5 до 3 часов), он вынужден просто лежать молча в кровати до 15-00. Не кажется ли это вам пыткой?
Ежели молча ему не лежится (что именно и происходит), воспитатель сразу звонит маме: "Забирайте, мешает спать другим детям!"
А так же каждый день просит забрать сразу, как только сможем. Мы вообще то можем и не водить ребенка в сад. Дело то не в моих возможностях. Замкнутый круг: Я не могу выйти на работу, пока ребенок не научится оставаться в саду весь день, а весь день он не остается потому, что я в любое время могу его его забрать."
Что касается чуткости сна моего крохи, когда то (первые дни) мне доводилось, что ребенок так же адаптируется к шуму в саду и он не мешает ему спать, т.е. привыкает к голосам, похныкиванием и т.д. Сейчас же речь заходит о том, что вобщем то тишина у них абсолютная, и вообще все как то спят..... Хотя если уж мой должен привыкнуть к плачу других и продолжать спать, то почему бы остальным не привыкнуть к голосу моего, тем более что он не плачет, а просто трендит лежит.
Что касается тишины: Как то специально сидела и слушала. Так вот там нянька так моет пол, что я подумываю купить им новую швабру, потому что своей огромной деревянной она не вписывается ни в один угол, только и слышно было бах да бух!!! Потом она пошла мыть горшки, и как она бросала их на кафель, я слышала в коридоре!!!!
Вернусь к началу своего поста.
Так вот как же быть, если воспитатель всего один и сидит со спящими детьми, на время тихого часа няня уходит на обед. Не спящий ребенок остается один в игровой, без присмотра???? Или как??? Ну если не способен он лежать 2.5 в кровати молча......
Ребенок не хочет спать в детском саду
Чаще всего ребенок, посещающий детский садик, привыкает спать днем, так сказать, «за компанию».
Но малыши в старших или подготовительных группах считают себя настолько «взрослыми», что дневной сон начинают воспринимать как что-то ограничивающее их жизнедеятельность и, как результат, выражают мощный протест.
Причины
Часто причины отказа детей спать в детском саду настолько разные, что определить, каприз ли это малыша или его природная особенность, бывает достаточно сложно.
- Непривычная ребенку обстановка может стать причиной не только отказа малыша от дневного сна, но и вообще от посещения дошкольного учреждения. Первые несколько месяцев в детском саду ребенок так или иначе переживает адаптационный период – он впервые остается надолго в непривычной обстановке и практически с не знакомыми ему людьми. Очень сложно ребенку бывает и наладить контакт с остальными ребятами – именно такие проблемы могут стать причиной отказа малыша спать в детском саду.
- Отсутствие привычных ассоциаций, связанных с засыпанием – с младенчества ребенок привыкает к определенному «ритуалу», который четко соблюдают родители, укладывая его спать. Например, это могут быть: качание малыша на руках; похлопывание по спинке; бутылочка с чаем или соком; обязательное присутствие мамы или кого-то из взрослых. Так как в детском саду ребенок лишается всех этих ассоциаций, то, естественно, привычный процесс засыпания нарушается.
- Позднее пробуждение по утрам, например, некоторые родители не против того, чтобы малыш ложился спать вечером в «удобное» для него время – часто позже 22.00 часов. Естественно, ребенок и утром просыпается гораздо позже. Оптимальное время бодрствования для 3-6-летних детей – около 5-6 часов, а сон в детском саду приходится на период с 13.00 до 15.00-15.30, поэтому малыш, проснувшись утром позже 7.00 часов, просто не успевает устать и, естественно, не ощущает ни усталости, ни желания отдохнуть.
- В выходные дни родители часто позволяют малышу отдохнуть от «сурового» детсадовского режима, разрешая ему не спать днем.
- Боязнь отлучения от матери, разделения с ней (в психологии называется страхом сепарации) значительно повышает тревожность и нервную возбудимость малыша, что мешает ребенку подготовиться к дневному сну в детском саду.
Поэтому относиться к нему необходимо с пониманием и уважением, учитывая все его потребности и желания, а тем более особенности.
Важно понимать, что не все случаи упрямства и отказы детей что-либо делать основаны на мимолетных желаниях пошалить. Многие капризы имеют более глубокие корни, связанные с обстановкой в семье, отсутствием необходимого внимания, а иногда даже дискомфортом или нездоровьем.
Мамам и папам необходимо учиться договариваться со своими малышами – не стоит давить на них, заставлять что-то делать. Достаточно объяснить малышу необходимость выполнения какого-либо поручения или просьбы, проявляя уместную строгость, выдержку и, конечно же, терпение. Если родители будут честны и откровенны со своим ребенком, малышу легче будет понять и выполнить их просьбу.
Необходимо любить своих детей, ведь они необыкновенно умны, талантливы и просто замечательны, а родительская любовь помогает ребенку в полной мере раскрыть свои самые лучшие качества.
Спать или не спать?
Дневной сон очень важен, да и необходим для полноценного физического и умственного развития растущего организма ребенка.
Малыши, которые привыкли спать днем, гораздо активнее, общительнее и дружелюбнее тех ребят, которые отказываются отдыхать в дневное время.
Кроме того, такие детки, отдыхая физически и накапливая энергию, намного легче приспосабливаются к жизненным переменам и быстрее усваивают информацию.
С физиологической точки зрения дневной сон помогает ребенку вывести из организма излишки кортизола – гормона стресса. Оптимальное количество его в естественной норме обеспечивает организм малыша необходимой энергией, а вот его переизбыток мешает уснуть. Кортизол имеет накопительное свойство – чем меньше ребенок спит днем, тем выше уровень гормона, и тем сложнее уложить малыша вечером. И наоборот, если днем ребенок выспался, тем легче его уложить на ночь. Как бы парадоксально ни звучало, но с научной точки зрения сон всегда порождает сон!
Согласно статистике, сон – это естественный процесс и жизненная необходимость каждого человека, а потребность в сне меняется с возрастом. Так, например, новорожденный младенец спит почти целые сутки, бодрствуя всего 4-5 часов. Дети в возрасте от года до трех должны спать 12-14 часов, а вот малыши постарше, от 3 до 6-7 лет, могут спать уже меньше – 10-12 часов. И, конечно, 1,5-2 часа от этого времени все же приходится на дневной сон.
Конечно, все статистические данные немного усредненные, ребенка невозможно «подогнать» под определенные стандарты, да и не стоит этого делать.
Кому-то нужно много спать, кому-то – гораздо меньше.
Главным критерием общепринятой нормы сна все же считается здоровье ребенка, его хорошее настроение, жизнерадостность и улыбка.
Потребность в дневном сне зависит от темперамента детей, фазы их развития (этапов не только физиологического, но и психологического взросления), а также некоторых временных факторов (например: прорезывания зубов, недомогания и даже перемены погоды).
Не стоит торопиться и однозначно причислять ребенка к «мало спящим» детям – всегда необходимо объективно оценивать ситуацию и задавать некоторые вопросы: а достаточно ли спит малыш, просыпается ли он всегда в хорошем настроении, обеспечивает ли сон полноценный отдых ребенку.
Ответив на них, родители могут решать: стоит ли укладывать малыша днем. Недосыпание тоже вредно – кроме развития хронической усталости, расстройств нервной системы, оно может привести даже к задержке умственного развития ребенка.
Психологи пришли к выводу, что недосыпание повышает риск развития синдрома дефицита внимания у малыша, приводит к гиперактивности и проблемам с поведением. Но и чрезмерный сон не полезен – малыши, спящие много и долго, становятся вялыми и неприветливыми, так могут развиваться многие патологические состояния. Поэтому родителям необходимо тщательно следить за качеством сна ребенка и в первую очередь за его здоровьем, а потом уже делать какие-либо выводы.
Готов ли ребенок к отмене дневного сна?
Малыш взрослеет, его физиологическая потребность в сне значительно сокращается – это естественный процесс.
Чем старше ребенок, тем легче он переносит эпизодические пропуски дневного сна.
Но родителям всегда следует помнить о том, что отказ от сна в дневное время значительно увеличивает нагрузку на нервную систему их чада, что может выражаться в частых капризах, возбужденном состоянии, особенно в вечернее время, ночных пробуждениях или раннем подъеме по утрам.
Несколько правил, помогающих определить готовность ребенка отказаться от дневного сна, были определены психологами и врачами-педиатрами многих стран мира:
- У малыша на протяжении всего дня сохраняется активность и доброжелательность, хорошее настроение.
- После даже непродолжительного сна днем малыш достаточно трудно засыпает вечером.
- Без дневного сна ребенок спокойно спит ночью, хорошо и без капризов засыпает вечером.
Если родители замечают, что малыш соответствует вышеперечисленным признакам готовности отказа от дневного сна, то не стоит настаивать на необходимости спать днем – лучше заменить время дневного отдыха на другие, более активные мероприятия, например: прогулки на свежем воздухе; развивающие игры и даже просмотр мультфильмов.
Замена видов отдыха
Если малыш не посещает детский сад – у родителей не возникает проблемы, что предложить ему вместо дневного сна.
Можно, например, водить ребенка на различные секции или кружки, просто гулять на свежем воздухе, если позволяет погода; больше времени уделить общению с малышом – читать книги или вместе смотреть мультфильмы.
Но если он ходит в детский сад, то проблема отказа от дневного сна встает гораздо острее.
Сегодня практически не существует дошкольных учреждений, где дневной сон детей заменялся бы другими видами их деятельности, тем более для небольшой группы малышей (по физиологическим особенностям не все дети готовы полностью отказаться от дневного отдыха).
У родителей и педагогов невольно возникает проблема, которую все же можно решать, используя несколько вариантов:
- Можно забирать малыша из сада на время дневного сна и водить его на различные кружки, а затем приводить обратно – ведь во многих садах и после полдника проводятся развивающие занятия.
- Совместно с некоторыми родителями, чьи дети также не спят днем, договариваться с воспитателем о проведении дневного досуга малышей. Например, когда все остальные дети в группе отдыхают, несколько ребят могут проводить время в спортзале, на прогулке или же просто играя в свободном режиме вне спальни.
Педиатры и психологи советуют: при правильном формировании графика сна своего ребенка родителям необходимо прежде всего ориентироваться на здоровье малыша, его физиологические и психологические потребности и особенности.
Видео на тему
заставлять или нет, мнение экспертов
Отношение к детскому саду у всех малышей разное. Одни дошкольники любят туда ходить, в выходные с нетерпением ждут понедельника, чтобы встретиться с друзьями, другие же словно отбывают наказание, пока мама и папа на работе. Вне зависимости от этого у ребёнка могут быть проблемы с дневным сном в садике — он не может или не хочет засыпать в тихий час. Что делать в такой ситуации родителям?
Важность дневного сна для воспитанников детского сада
Послеобеденный сон в детском саду является не просто данью традиции, а несёт большую пользу для детского организма. Специалисты давно установили, что дошкольник, который спит в тихий час, гораздо менее возбудим и меньше устаёт к концу дня.
Дневной сон благотворно влияет на детскую психику (учит малыша справляться со своими эмоциями, поддерживает хорошее настроение) и интеллект (кроха лучше усваивает информацию).
Кроме того, сон в дневное время выводит из организма излишки гормона кортизола (в нормальном количестве он нужен для выработки дополнительной энергии). Если же после обеда дошкольник бодрствует, то вещество накапливается, и вечером родителям порой сложно уложить карапуза спать. Получается, что сон порождает сон.
Дневной сон благотворно влияет на психику дошкольнику, устраняет усталость, способствует усвоению информации
Нужно отметить, что потребность в дневном сне зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, его темперамента, некоторых временных факторов (болезнь, прорезывание зубов, перемена погоды и пр.). И есть отдельные дошкольники, которые могут чувствовать себя вполне хорошо и без отдыха днём.
По мере взросления ребёнка потребность в дневном сне у него естественным образом уменьшается. Так, если трёхлетние малыши в 90% случаев отдыхают после обеда, то уже к пяти годам 75% детей испытывают проблемы с засыпанием. А ко времени поступления в школу большинство детей вовсе отказывается от послеобеденного сна.
Причины, по которым ребёнок отказывается спать в садике
Нежелание спать днём в детском саду может быть обусловлено самыми разными причинами. Многие из них непосредственно связаны с процессом адаптации, когда ребёнок только привыкает к детскому саду:
- Малыш оказывается в незнакомой обстановке, с неродными людьми. Поэтому он напряжён, не может расслабиться днём в кроватке.
- В садике нет привычных ритуалов, связанных с процессом засыпания (например, дома перед сном мама гладит по спинке, читает сказку, кроха обнимает в кровати большую мягкую игрушку и пр.).
- Дети — это маленькие психологи. Возможно, малыш понял, что когда он отказывается спать, воспитатель звонит маме и просит забрать его (конечно, если есть такая возможность). И такая ситуация его очень даже устраивает.
Нежелание спать часто проявляется у малышей в период адаптации к садику
Засыпание — это потеря контроля. Трудно заснуть, когда нет доверия к происходящему.
Татьяна Челпанова, психолог
https://vk.com/topic-48978_7738981
Есть и прочие причины нежелания ребёнка спать в тихий час (они мешают малышу как в период адаптации, так и в последующее время):
- Позднее пробуждение ребёнка по утрам. Родители, жалея малыша, будят его в самый последний момент, чтобы он подольше поспал.
- В выходные дни дошкольник не соблюдает режим: дома ему разрешают не спать днём.
- Возможно, малышу что-то не нравится в самой обстановке (например, неудобная кровать, её расположение, короткое одеяло и пр.).
- Ребёнок просто не устаёт днём в садике и поэтому не хочет отдыхать.
Когда я работала воспитателем в детском саду, то, действительно, наблюдала, что дети, которых приводили очень рано, буквально сразу «отключались» в кроватке. А многие из тех, кто приходил позже, испытывали трудности с засыпанием.
Варианты решения проблемы
Конечно же, первоочерёдная задача родителей — выяснить, почему ребёнок не спит в садике. В зависимости от этого нужно и решать проблему:
- Постоянно беседовать с малышом, настраивать его на дневной сон в садике («Хотя меня и не будет рядом, будет Мария Ивановна — она поможет тебе заснуть», «Я тебя очень люблю и заберу тебя вечером»).
- Если кроха испытывает тревожность во время тихого часа, можно принести с собой любимую игрушку и попросить воспитателя разрешить брать её в кроватку. Если получится, можно договориться с педагогом, чтобы она немного посидела возле крохи, погладила его.
Можно попросить воспитателя разрешить малышу спать с любимой игрушкой
- Наладить режим дня ребёнка: утром стоит будить его пораньше, а в выходные обязательно укладывать спать днём.
- Если малыш манипулирует взрослыми (добивается, чтобы его забрали из садика вместо сна), это нужно пресекать: сказать крохе, что мама уходит на работу и может прийти только вечером. Женщине также необходимо предупредить воспитателей, что она не будет забирать ребёнка по их первому требованию.
- Если засыпанию ребёнка мешают какие-то внешние факторы, нужно поговорить о них с педагогом (например, попросить переложить малыша на другую кровать).
Очень многое в решении проблемы со сном зависит от педагогического мастерства воспитателя, его умения искать подход к детям. Так, малышу можно сказать, что его никто не заставляет спать — он может просто спокойно полежать с закрытыми глазками и помечтать (многие в этом случае через какое-то время засыпают).
Воспитатель моджет пойти на хитрость — сказать ребёнку, что он может не спать, а просто лежать с закрытыми глазками
Я, например, устраивала конкурс «Кто быстрее всех уснёт, тот получит сладкий приз». Это хорошо действовало на тех детей старшего дошкольного возраста, кто не хотел засыпать из баловства. После тихого часа я угощала таких слишком активных малышей конфетами.
Если малыш всё равно не спит
В некоторых случаях дошкольник, действительно, просто не испытывает потребности в дневном сне. В этом случае родителям нужно донести это до воспитателей и уже вместе с ними искать выход из ситуации. Варианты могут быть следующими:
- Во время тихого часа малыш просто лежит в кроватке.
- Вместо сна дошкольник тихонько играет в групповой комнате или рисует. Лучше всего отправлять его туда не сразу — пусть немного полежит в кроватке, пока заснут другие ребята.
Во время тихого часа ребёнок может просто тихонько поиграть или порисовать в группе
- Если есть возможность, во время дневного отдыха мама или ещё кто-то из близких забирает ребёнка (это время можно потратить на посещение какого-то кружка, прогулку и пр.), а потом приводит его обратно в садик. Ведь после сна во многих учреждениях проводятся развивающие занятия.
Видео: как уложить ребёнка спать без слёз и капризов (советы сотрудников детского сада)
Отзывы родителей
Конечно, есть отдельные дети, которым не испытывают физиологической потребности в дневном сне в садике, — таких малышей просто не нужно заставлять спать. В остальных же случаях многое зависит от настроя родителей, организации правильного режима дня. Большую роль в решении проблемы играет и педагогическое мастерство воспитателя, его маленькие хитрости.
ребенка заставляют спать в детском саду – Детский сад и ребенок
Рубрика — Детская психология
Вопрос: Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, про дневной сон. У нас в группе детки, которым еще не исполнилось 3 года и которым уже 4-ый. Мой ребенок спит дома не более 1.5 часов днем. В детском саду же на дневной сон отведено время 3 часа. Он просыпается, плачет, не хочет больше спать, его ругают и заставляют спать еще. Из-за этого он не хочет ходить в детский сад. Скажите, как поступить в этом случае.
Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:
Ваш ребенок правильно не хочет. Где это видано, заставить человека спать? Это все равно, что заставить любить, заставить увидеть (а не смотреть), заставить понять. Не-ре-аль-но.
Странно другое: почему Вы хотите, чтобы эта пьеса продолжалась?
Ваш ребенок (как и каждый другой ребенок) никогда не будет «как все». Потому что понятие «как все» — пустое. Это просто словосочетание, на самом деле за ним не стоит никакой смысл. Используется данное выражение в речи потому, что им можно заставить человека повиноваться. Говоря проще – управлять человеком. Вот единственное назначение слов «как все».
Почему я должен это делать? – часто спрашивают дети. Когда у взрослых не хватает аргументов, они говорят: потому что все так делают. И что это доказывает? Когда дети вырастают, немногие из них сохраняют в себе божественную способность продолжать спрашивать: почему я должен это делать? – у других и у себя. Большинство идет по дорожке под названием «как все», понурив голову, проглотив все наставления, смирившись с тем, что они – по всем вопросам безнадежные должники, они всегда что-то должны. Даже выражение есть специальное «чувство долга». Что за чувство такое? И каким местом человек может его ощутить? От него спина ссутуливается, плечи опускаются, в теле появляется тяжесть, тянущая вниз, к земле. Гнетущее состояние.
Можно, конечно, сказать, что человек без чувства долга будет безответственным, легкомысленным, будет порхать, как бабочка, ничем не напрягаясь. Да, это так! И это прекрасное состояние. Творческое, светлое, дающее отличное настроение, прекрасное самочувствие, отменное здоровье и бьющую через край энергию – в общем, все, как у детей. Этого состояния некоторые люди боятся. Они придумывают, что человек без чувства долга перестанет заботиться о своих близких, не будет работать и т.п., но не говорят самого главного, что их так пугает – этот человек станет свободным и бесконтрольным. То есть, у него не будет кнопочек, на которые так любят нажимать манипуляторы, и рычажков, за которые они любят дергать. Управляемый человек очень удобен, он почти как биоробот, как механическая игрушка: надавил на жалость – получил подарок, надавил на чувство долга – получил еще. Таких кнопок и рычагов существует много разновидностей, и все они – чужеродный, искусственный элемент в человеческом теле, типа протеза или вживленного электрода. Одним словом – лишнее.
Вряд ли кто-то станет утверждать, что у кошки есть чувство долга. Но это никак не мешает ей быть прекрасной матерью, заботиться и нежно воспитывать своих малышей, защищать их от любой, реальной или мнимой, опасности, растить и учить. Любит ли она своих детей? Кто видел кошку с котятами, отлично знает ответ.
Человек в этом смысле мало чем от кошки отличается. Может ли чувство долга заставить его искренне и с любовью заботиться о ком-то? Может ли оно заставить полюбить? Восхищаться? Радоваться? Ответьте сами. Выдумки это все. Кнопки и рычаги.
Теперь посмотрим на еще один аспект Вашего вопроса. Много уже было писем, в которых родители из последних сил стараются приспособиться к тем обстоятельствам, в которые попали, хотя обстоятельства эти им совсем не нравятся. Одним не повезло, как они считают, с воспитателем, другим – с группой в саду, третьим не дает спокойно жить какой-нибудь один ребенок в садике. Этих родителей объединяет одно, на мой взгляд, странное свойство: они в своих письмах никогда не упоминают возможность сменить один сад на другой или вообще воспитывать ребенка вне садика.
Может быть, это тоже проявление феномена «как все»?
Не все дети ходят в сад. И может быть, именно вашему ребенку нужно, необходимо, обязательно много времени проводить наедине с собой или, скажем, с папой. У каждого свой путь, и этот факт можно только уважать и признавать, если хотите жить с радостью и удовольствием, а не в постоянной борьбе с обстоятельствами.
Как часто складывается ситуация: ребенка водят в сад, но ему там не нравится, он плачет, болеет, закатывает по утрам истерики. С другой стороны, воспитателям тоже мало радости от такого малыша: они тоже недовольны и жалуются родителям. Родители получают больше всего снарядов: с одной стороны, они в ужасе от того, что происходит с ребенком, с другой стороны им иногда хочется убить всех воспитателй вместе с нянечками за их вечные жалобы и недовольство (а за что же им деньги платят?). А если вдобавок ребенка отдают в сад, чтобы можно было ходить на нелюбимую работу, тогда жизнь вообще превращается в непонятно что. Всем плохо. Зачем это нужно?
Давайте, наконец, что-то поменяем. Давайте перестанем мучать друг друга и самих себя. Давайте перестанем терпеть и приспосабливаться. Давайте станем просто жить так, как нам нравится, как нам приятно и легко.
Вы имеете право не быть «как все». Вы можете позволить себе роскошь самим решать, куда водить своего ребенка, находить такие решения, при которых ваш ребенок, а главное, вы сами чувствуете себя превосходно! Просто – живете и получаете от этого удовольствие.
В вашем конкретном случае с дневным сном в садике я бы поговорила с воспитателями (двумя? или одним?). Объяснила бы им, спокойно, без нажима и патетики, что у моего ребенка нет потребности в сне на целых 3 часа, что ребенок сам отлично справляется с тем, сколько ему спать (кушать, ходить в туалет), а показатель этого – хорошее самочувствие и хорошее настроение, когда он встает. Посмотрите на их реакцию, послушайте, что они вам скажут. Вполне возможно, что вы легко найдете общий язык. А если нет – тоже не беда. Значит, это не ваш садик. Значит, для вашего малыша есть другая, очень хорошая возможность, которая ждет его – не дождется. Только представьте, сидит она, эта прекрасная возможность, в укромном местечке, и дожидается лично вас с лично вашим ребеночком, и от нетерпения пританцовывает на месте: ну когда же, когда же они меня наконец-то найдут? Когда им надоест цепляться за старое, неприятное? Скорей идите сюда, я здесь, я вот!
Фото: Анастасия Шилова
Сон в детском саду — как приучить ребенка спать в детском саду
Одно из первых серьезных испытаний для малыша это поход в детский сад. В этой статье хотелось бы подробно остановиться на вопросах, связанных с подготовкой малыша к дневному сну в новой обстановке.
В процесс сна ребенок до этого посвящал не такое уж большое количество людей. Как же сделать так, чтобы адаптация к садику прошла самым благополучным образом?
1) Постарайтесь за 2 месяца решить вопросы с нормализацией дневного сна дома. Ребенку пора научиться засыпать в кроватке, и желательно, чтобы кто-то ещё кроме мамы мог его уложить.
2) Если вы сторонник длительного грудного вскармливания и кормите «вокруг снов», то с особенной скрупулёзностью обратите внимание на то, что малыш в саду будет засыпать без вас и утешительного сосания. Заручитесь поддержкой близких родственников или няни в том, чтобы научить малыша засыпать не только под грудью.
3) Если вы еще не сделали этого, откажитесь от сна в движении, на улице, т.к. ребенок в садике будет спать в своей кроватке. В целом, старайтесь приблизить условия сна к тем, которые вы помните ещё со времен своего сада. Не так много перемен коснулось этой стороны жизни.
4) Важно заранее начать соблюдать режимы снов и кормлений, с которыми встретиться ребенок в саду. Разговоры о том, что ребенок быстро привыкнет к новым условиям и режиму, не всегда основательны, даже если считать, что кроха начнет делать все «за компанию». Дневной сон обычно начинается около 13:00 и продолжается до 15:00. Если малыш не может уснуть в 13:00, т.к. поздно просыпается утром – за несколько дней до похода в сад постепенно сдвиньте на более раннее время подъема.
5) Если вы видите, что ребенок утром вялый, хочет ещё полежать в кровати, значит, он не выспался — вечернее время укладывания на сон надо сместить на более ранее время. Для ребенка в возрасте 3 лет лучшее время для засыпания на ночной сон в 19:30, строго не позднее 20:00.
6) Сохраните режим дня и во время выходных.
7) В момент подготовки к детскому саду, если у малыша ещё нет любимой игрушки, сходите в магазин вместе с ребенком, выберите мягкого плюшевого любимца, устройте настоящий праздник знакомства этой игрушки со всеми членами семьи. Вечером включите его во все ритуалы подготовки ко сну. (Например, «мишка смотрит, как купается наша доченька, мишке очень понравилась сказка, теперь мишка устал и хочет спать с тобой, он будет вместе с тобой смотреть сны.») Каждый день приучайте ребенка к любимой игрушке, постоянно разговаривайте с ней, играйте. Приучите малыша к вопросу: «Понравилось ли мишке на прогулке?» Сначала отвечайте на него сами, изменив голос, словно это медвежонок разговаривает. Через несколько дней попросите ответить ребенка за мишку. Когда ребенок привыкнет, полюбит и целиком примет игрушку, ему не будет так одиноко в момент укладывания в кроватку в садике. Вечером же вы узнаете от ребенка, что же мишке понравилось, а что нет в саду, хорошо ли мишка спал. Ребенок не может ещё подробно рассказать о себе, т.к. личные переживания мешают, а о состоянии мишки рассказать гораздо легче.
8) Сон в не совсем знакомом месте всегда вызывает стрессовую реакцию, поэтому непосредственно перед походом в детский сад обязательно расскажите ребенку, что с ним будет происходить. Объясните, что обед превратится в поход в кафе, он будет кушать с другими ребятами за одним большим столом; что у него будет своя уютная кроватка. Поделитесь своими чувствами гордости и радости за первые самостоятельные успехи ребенка за пределами дома. Ведь и правда, он настоящий гений, если успешно справляется с адаптацией к детскому саду!
9) Не оставляйте ребенка в первый же день на дневной сон в детском саду, ему будет легче адаптироваться, если он начнет знакомиться с ребятами и воспитателями уже после дневного сна, во время прогулки. Его может заинтересовать совместная игра. Второй аргумент за общение во второй половине дня заключается в том, что малыш не увидит утренних слез других детей при расставании с мамами. Именно этот момент может насторожить вашу кроху, и вместо желания посмотреть, что творится за дверью группы, он может быстро рвануть к выходу.
10) Будьте спокойны и уверенны, доверяйте опыту воспитателей, относитесь к ним как к близким, уважаемым и любимым людям. Расскажите воспитателям об особенностях сна вашего ребенка. Ну что, посидели на дорожку, приготовились, а теперь — в путь!