Детские шахматы занятия: 10 причин отдать ребенка на шахматы — Рамблер/спорт – Как научить ребёнка играть в шахматы

Мастер-класс по обучению игре в шахматы детей дошкольного возраста. «Учимся играть в шахматы – игровые ситуации для дошкольников»

Мастер-класс по обучению игре в шахматы детей дошкольного возраста.
«Учимся играть в шахматы – игровые ситуации для дошкольников»

Цель: Познакомить педагогов с игровыми ситуациями, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с игровыми ситуациями, используемыми

для обучения детей игре в шахматы.

2. Формировать умение играть в шахматы.

 

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу познакомить вас с игровыми ситуациями, которые помогут открыть ребенку увлекательный мир шахмат.

Шахматы – великолепная игра с древнейшей историей, сегодня это популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей во всех уголках планеты, наряду с этим это прекрасный тренажер для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности.

Шахматы – это одна из удивительных загадок человечества. До сих пор не утихают споры, где была изобретена игра. Часть ученых придерживаются китайской теории происхождения, другие утверждают, что шахматы появились в Индии, а третьи настаивают на том, что родоначальницей шахмат была Персия. Название игры произошло от персидских слов «шах мат», что означает — король мертв.

В шахматы играли известные политики, философы и ученые, ими увлекались писатели, художники и музыканты.

Покоритель городов, великий воин Тамерлан, предпочитал интеллектуальную игру в шахматы рукопашному бою. Император Фридрих Великий не мог найти себе достойного соперника по игре среди окружающих и вел «сражения» по переписке с философом Вольтером, который считал шахматы ежедневной необходимой гимнастикой для ума. Охотно проводили свой досуг за шахматной доской А.Пушкин и М.Лермонтов, Л.Толстой. В 1870 году Ивана Тургенева избрали вице президентом шахматного конгресса в Баден – Бадене.

Шахматы долгое время являлись составной частью нашей культуры и спорта. Более семидесяти лет русские шахматисты никому не отдавали мировую корону. Ни в одном виде спорта у наших спортсменов нет таких достижений.

Неоспорима польза игры в шахматы для детей, начиная увлекаться этой игрой в раннем возрасте, ребенок получает мощный толчок развития, как в интеллектуальном, так и в личностном плане.

Помимо того, что у ребенка активно развивается мышление, вырастает способность концентрироваться и улучшается память, у него формируются такие важные черты характера как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе. При этом поражения, которые постигают игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.

Актуальность проблемы обучения детей дошкольного возраста обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития. Идея использования игры в шахматы в формировании развития интеллекта у детей научно и практически давно апробирована и реализуется во многих странах мира.

Ранее обучение детей дошкольного возраста в игре шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, помогает расширить круг общения детей, к тому же дает возможность   современному ребенку научиться выбирать главное из потока информации, которая будет его окружать.

Я люблю шахматы — эту древнюю интеллектуальную игру. Свой интерес к этой игре я смогла передать родителям и детям. На протяжении нескольких лет в детском саду работает «Шахматный клуб». Дети с удовольствием знакомятся с правилами шахматной игры, играют в шахматы.

Весь процесс обучения шахматам строиться на увлекательной игре. Только таким образом ребенок осваивает материал, не теряет к нему живого интереса.

Процесс обучения проходит в несколько этапов:

1. Знакомство с шахматной доской. Цель не только облегчить детям познание азов шахматной игры, но и помочь им овладеть пространственным ориентированием на плоскости, познакомиться с такими понятиями как: горизонталь, вертикаль, диагональ, видеть всю доску, а также отдельное поле.

2. Знакомство с фигурами и пешками. Для этого использовала стихи, игры, сказки. Например – сказка о героической пешечке, пробившейся сквозь все преграды к заветному полю превращения ферзя. Можно поиграть в «ладью», рассказать о ней сказку, показать на шахматной доске ее домик, нарядить ее, начать за ней охотиться. Для закрепления знаний о фигурах и пешках я использую разнообразные игры с шахматным содержанием, такие как «Чудесный мешочек», «Кто быстрее расставит фигуры», «Что общего и чем отличаются», «Лови – не лови», «Сделай так».

3. Обучение правилам шахматной игры. Рассказывая детям сказку, ненавязчиво знакомлю их с различными правилами: правилами квадрата и оппозиции, рокировкой, шахматной нотацией.

4. Решение шахматных задач и этюдов. На этом этапе дети учатся решать различные задачи и этюды, знакомятся с дебютом и волшебным миром комбинаций.

5. Игра в шахматы. Это практическая часть обучения, в ней подключаются сеансы одновременной игры и увлекательные турниры. Дети познают дух соперничества и соревнования. Ведь если ты любишь шахматы, не страшен проигрыш, страшно не понять эту волшебную и загадочную игру.  

А теперь уважаемые участники, я предлагаю Вам отправиться в сказочное королевство шахматных чудес! Чтобы наше путешествие было удачным нам нужен путеводитель. А путеводителем для нас станет шахматная доска.

1. «Шахматная доска»

Посмотрите внимательно на нее и скажите, из чего состоит шахматная доска. На шахматной доске чередуются поля черного и белого цвета. Кроме полей на доске мы видим проспекты и улицы. Это линии: горизонтали, вертикали и диагонали. Горизонтали проходят слева-направо, вертикали сверху-вниз, а диагонали наискосок. А сейчас уважаемые путешественники, возьмите фишки и выложите на своей доске линии, какие вы запомнили. (Участники выполняют задание)

Пока наши путешественники заняты, я хочу познакомить вас с шахматной легендой. Согласно индийской легенде, шахматы были изобретены человеком по имени Сиса, воспитателем принца. Сиса создал игру, чтобы объяснить своему ученику, что король ничего не стоит без поддержки своих подданных. В награду за изобретение Сиса попросил зернышко пшеницы за первое поле шахматной доски, два зернышка за второе, четыре за третье и так далее, удваивая число зерен с каждым последующем полем. Это казалось скромной просьбой, но выяснилось, что общее число зерен превышало весь мировой запас зерна!

Задание выполнено, а сейчас назовите линии, которые вы выложили. Правильно, молодцы, все справились.

2. «Фигуры и пешки»

Шахматное королевство населяют фигуры и пешки, у каждой фигуры свой характер, способ передвижения по шахматной доске. Фигуры и пешки – белые и черные. Они могут быть белыми и коричневыми, белыми и зелеными, синими и красными, но всегда называются: белые и черные. Итак, начнем знакомство. Прошу любить и жаловать – пешка. Найдите пешку и поставьте ее на доску. Пешка может за один ход продвинуться на одно поле прямо вперед, а при первом ходе на два поля. Пешка «бьет» чужую фигуру вперед по диагонали. Добравшуюся до противоположного края доски пешку можно обменять на любую пленную фигуру, даже – ферзя. Любая пешечка может превратиться ферзя. Переходим к фигурам. Ладья, поставьте ее на доску. Ладья может за ход продвинуться на любое количество полей вперед или назад, влево или вправо. Слон может передвигаться на любое количество полей по диагонали. Существуют белопольные и чернопольные слоны, которые передвигаются только по белым или только по черным полям. Конь продвигается буквой «Г» на два поля вперед или назад, затем на одно поле влево или вправо. Чтобы легче было запомнить ход коня про него говорят: «Прыг, скок – и в бок!» Он может перепрыгивать через свои и неприятельские фигуры и пешки. Позвольте представить – советник короля – ферзь. Ферзь – самая сильная фигура шахматного войска. Передвигается на любое количество полей в любом направлении. И, наконец, король – самая главная фигура в королевстве. Передвигается в любом направлении на одно поле. Когда игрок лишается своего короля, то он считается проигравшим. Молодцы! Вы были очень внимательны! Сложите фигуры в коробочку.

3. «Шахматный театр»

В королевстве каждая фигура талантлива и артистична, поэтому часто устраиваются шахматные спектакли. Уважаемые путешественники, приглашаю Вас на театрализованное представление – «Шахматная репка». Наша шахматная сказка начинается. Возьмите каждый фишку – это и будет репка. Итак, посадил король репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел король репку тянуть, тянет-потянет, не может вытянуть. Позвал король ферзя, стали они вдвоем репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвал ферзь ладью, стали они втроем репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала ладья слона, стали они вчетвером репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвал слон коня, стали они впятером репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвал конь пешку, стали они вшестером репку тянуть, тянут-потянут, вытянули репку. Молодцы, замечательная сказка у нас получилась.

4. Игра «Чудесный мешочек»

Жители шахматного королевства очень любят различные игры. Самая любимая игра у них «прятки». Я предлагаю нашим путешественникам поиграть с ними. Найдите фигуру в мешочке на ощупь и угадайте кто это.

5. Физминутка

Все подданные королевства следят за своим здоровьем, занимаются физкультурой. Давайте вместе с ними сделаем шахматную зарядку. Возьмите понравившуюся вам фигуру в правую руку. Ноги вместе, руки опустили, подняли руки вверх переложили фигуру в левую руку, опустили, 3раза. Ноги поставили на ширине плеч, руки опустили, наклонились вперед, вытянули руки, переложили фигуру в левую руку, выпрямились, 3 раза. Пяточки вместе, носки врозь, руки опущены, присесть, руки назад, переложить фигуру в левую руку за спиной, выпрямиться, 3 раза. Молодцы, размялись, займите свои места.

6. «Приглашение на бал»

В шахматном королевстве часто устраивают балы. Вот и сегодня все приглашены на бал, давайте поможет фигурам украсить себя. Предлагаю взять листочки с изображением контуров фигур и фломастеры. (Участники выполняют задание) Пока наши путешественники выполняют задание, давайте проверим знания о шахматной игре у наших зрителей, чтобы они не скучали.

Игра со зрителями «Загадки из шахматной шкатулки»

В моей «Шахматной шкатулке» находятся вопросы, давайте попробуем на них ответить. Принимаются любые ответы, правильные и неправильные.

— Как ходит пешка?

— Какая фигура не может стоять рядом с такой же другого цвета и почему?

— Сколько линий на доске и как они называются?

— Где стоят ладьи на доске до начала игры?

— Какие слоны никогда не столкнуться?

— Как взаимодействует ферзь со своими пешками и фигурами?

— Между какими фигурами на доске стоит конь?

Задание выполнено. Расскажите и покажите какие новые костюмы вы придумали для фигур. Какие вы молодцы, замечательные наряды у вас получились.

7. Игра «Кто быстрее соберет фигуры для сражения»

Но больше всего на свете шахматные фигуры любят проводить сражения. Перед сражением войска выстраиваются в строгом порядке. Сейчас наши путешественники быстро выстроят свои войска на доске вместе со мной. Итак, запоминайте, расположение фигур на доске. В первом ряду в углах доски должны стоять ладьи, за ними кони, слоны, в середине король и ферзь. Ферзь стоит всегда на поле своего цвета. Во втором ряду выстраиваем пешки. А сейчас уберите войска в коробочку и по моему сигналу сами расставьте их кто быстрее. Молодцы, очень хорошо справились с заданием.

8. Сама игра.

Шахматные войска готовы. Пора приступить к сражению. Вы уже узнали и поняли как передвигаются фигуры и пешки. И сейчас я предлагаю вам попробовать свои силы, сыграть самую простую партию в шахматы. Как начинающие игроки мы с вами сыграем только пешками, остальные фигуры можно убрать с доски. Вам нужно довести одну из свои пешек до противоположного края доски, до поля превращения и превратить ее в ферзя.

Игра закончилась. Вы молодцы, очень славно потрудились и поиграли. Я хочу поблагодарить участников мастер-класса и вручить вам золотые медали.

В шахматах выигрывает каждый. Если ты получаешь удовольствие от игры, а это самое главное, то даже поражение не страшно.

Чтобы передать свои знания и любовь к шахматам детям, я создала и реализую в детском саду проект «Малыши играют в шахматы» в который вошли все те игровые ситуации, которые я вам сегодня представила.

Уважаемые участники, прошу вас оценить наше путешествие в мир шахмат. Если вам понравилось, то наклейте пешку на белое поле, а если нет – на черное.

 

Литература:

  1. В.Г. Гришин «Малыши играют в шахматы», Москва, «Просвещение», 1991 г.

  2. А. Карпов «Учитесь шахматам», Москва, «Эгмонт Россия Лтд.», 1997 г.

  3. И.Г. Сухин «Волшебные фигуры или шахматы для детей 2 – 5 лет», Москва, «Новая школа», 1994 г.

  4. «Учусь играть в шахматы», составитель В. Третьякова, Москва, «Издательский центр «Терра», 1997 г.

  5. Н..М. Петрушина «Шахматные дебюты. 10 уроков для самых маленьких», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г. 

План-конспект занятия (старшая группа) на тему: конспект занятия по шахматам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Морозко»

Конспект

Организованной образовательной деятельности

по познавательному развитию

Тема: «Шахматная доска».

Составила: Спирина Ю. М.

Воспитатель первой

квалификационной категории

г. Мегион

00.00.2017

Цель: познакомить детей с волшебным миром шахмат. 

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с понятием – шахматная доска, клетка, поле, горизонталь, вертикаль, диагональ; расположением доски между партнерами. Количество полей в горизонтали, вертикали, диагонали.  Количество горизонталей, вертикалей, диагоналей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали,  вертикали и диагонали. Дать начальное представление о шахматных фигурах  и  правилах хода.

Развивающие:

Развивать ориентирование на плоскости, память, учить обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности.

Воспитательные:

Воспитывать  чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, получение навыков общения детей в команде, способность к соперничеству,  терпеливость.

Словарная работа: шахматная доска, белые поля, черные поля, противник, партнеры, вертикаль, диагональ, горизонталь, шахматные фигуры : король, ферзь,  конь, слон, ладья, пешка.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Виды деятельности: Игровая; коммуникативная; познавательно – исследовательская; продуктивная; двигательная; восприятие художественное культуры.

Методические приемы:

Игровые: организационный момент, использование сюрпризных моментов, игровой упражнение.

Наглядные: ИКТ,  демонстрационный материал, рефлексия.

Словесные: вопросы, указание, поощрение, решение проблемных ситуаций, беседа, рефлексия.

Практические: продуктивная деятельность.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, шахматная  доска, костюмы в виде шахматных фигур, указка.

Демонстрационный материал:  Презентация: «Внешний вид и правила хода шахматных фигур».        

Раздаточный материал: разрезные линии (диагональ, вертикаль, горизонталь), медали на память в виде шахмат.

Ход организованной образовательной  деятельности

 

Воспитатель встречает детей в костюме клеточки  

Воспитатель:  Здравствуйте ребята,  давайте с вами  познакомимся:

У меня есть волшебный кубик, (показывает кубик черно — белый) тот, кому я его брошу, называет свое имя.

 (воспитатель  кидает кубик каждому ребенку по очереди, ребенок называет свое имя)

Воспитатель: Ребята,  меня зовут Клеточка. Я приехала  к вам  из Шахматной страны и приглашаю вас в путешествие. Вы согласны отправиться со мной?

Дети:  Да!!!

Воспитатель: Итак, наше путешествие начинается!!! Давайте пройдем к столу.

(Воспитатель берет детей за руки и ведет к первому столу.)

Воспитатель: Это Шахматная беседка.  Посмотрим, что же у нас здесь.

(На столе лежит  большая квадратная доска с множеством темных н светлых клеток.)

Воспитатель: Это шахматная доска. На ней ведется шахматное сражение. Что вы видите на доске?

 (Ответы детей)

Воспитатель: Одинаковые ли эти квадратики?

(Ответы детей)

Воспитатель: Чем они отличаются?

(Ответы детей)

Воспитатель: Вы правы по размеру квадратики действительно одинаковые, а вот цветом они отличаются  друг от  друга — белые и черные клеточки.  А называются они поля. Светлые квадратики – белые поля. Темные квадратики – черные поля.  Теперь сосчитаем, сколько тех и других. Выберите для себя цвет квадратиков и посчитайте их. Сколько у вас получилось белых квадратиков?

(Ответы детей)

Воспитатель: А сколько черных?

(Ответы детей)

Воспитатель: Видите и белых и черных одинаковое количество -32, а всего их 64 штуки. Или как правильно сказать 64 поля. А теперь запомните : Шахматная доска — это 64 клеточки.

(Под доской  лежит  лист из  тетради.    Дети находят его, клеточка (воспитатель)   читает):

Воспитатель:  «Загадки из тетрадки».  Это  листок из тетрадки моего друга Загадая.  Хорошо, что вы нашли ее. В ней много шуток, загадок, вопросов, заданий.  Наше путешествие становится все интереснее. Будем  понемногу решать их и научимся играть в шахматы. Начнем?

 

ЗАГАДКИ ИЗ ТЕТРАДКИ

Воспитатель: Итак, первый вопрос.

1. Покажи шахматную доску?

2. Покажи  какое-нибудь белое поле?

3. Покажи  черное поле?

4. Какие поля больше: белые или черные?

5. Какая форма у шахматной доски: круглая или квадратная?

6. Какая форма у шахматного поля?

7. Что меньше: шахматная доска или шахматное поле?

8. На каких полях ничего не растет?

9. Из каких досок не строят теремок?

10. В каких клетках не держат зверей?

11. Спрятались ли шахматные клетки в словах: поляна, тополя, поляк, полярник?

12. Какими словами оканчиваются такие стихотворные строчки?

Скоро бой. И ждет войска

Деревянная …

Раздался голос Короля:

Найдите на доске …

13. О какой игре идет речь в  стихотворении:

 

Скучно было детворе

Ранним утром во дворе.

– Знаю я одну игру, –

Сказал ребятам Петя. –

Где б я ни был и везде

В нее играют дети.

В игре той есть ладья и ферзь,

Слон, конь и пешек ряд,

А возглавляет всех король –

Его хранит отряд.

Хочу задание вам дать:

Игры названье угадать!

Воспитатель: Какие мы молодцы!!!! Со всем справились!!! Продолжаем путь!!!

(Воспитатель берет детей за руки и ведет ко второму столу)

Воспитатель: А вот и наша вторая остановка.

(Второй стол линии, возле стола стоят 2 стула)

Воспитатель: В шахматы обычно играют два противника. Их еще называют партнеры. Они садятся лицом друг к другу. Шахматная доска располагается между противниками так, чтобы угловое поле справа от каждого игрока было белого цвета… Как нам правильно сесть за шахматную доску?

(Воспитатель  усаживает  за стол девочку, с противоположной стороны стола  садится сама).

Воспитатель: Белое поле справа, – слова воспитателя

Воспитатель: Как правильно поставить шахматную доску? Вам  надо запомнить одно важное правило: поле а1, должно находиться у того, кто играет белыми фигурами под левым локтем, оно всегда (!) чёрного цвета.

Посчитайте сколько белых и черных полей в одной горизонтали?….

Дети: 4/4

Воспитатель: А теперь сосчитайте, сколько горизонталей на шахматной доске?…

Дети: 8

Воспитатель: Может ли быть в горизонтали два белых поля рядом: да или нет?

Дети: нет.

Воспитатель: Совершенно верно, а теперь давайте вместе обозначим каждую горизонтальную линию цифрой. Цифра ставиться сбоку, слева и справа от доски, и так по порядку все восемь линий (1-я,2-я,3-я…..8-я).

Молодцы, а теперь покажите, на доске какие еще есть прямые линии.

(Дети задумались, и кто-то говорит (показывает) снизу вверх, а кто-то сверху вниз.)

Воспитатель: Правильно, и как называются эти линии……

Дети: ответы детей…….

Воспитатель: ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЛИНИЯ или ВЕРТИКАЛЬ – это любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая проходит снизу вверх.

Их на доске, как и горизонталей, также восемь.

Горизонтальные линии имеют обозначение цифр….., а вертикальные линии?

Дети: буквами.

Воспитатель: Правильно буквами ( a,b,c,d,e,f,g,h). Да, трудновато сразу все запомнить, вначале некоторые буквы будут непривычны для вас – но их надо запомнить и выучить наизусть. У меня для вас есть специальная веселая считалка, облегчающая запоминание вертикальных линий: А-ртисту Б-иму ц-иркуль д-ашь, е-го ф-амилия Ж-е а-ш. Запомните правило: сначала буква, потом цифра!

 (Воспитатель достает из под доски листок с загадками и  два небольших конверта)

Воспитатель:  Что это? (ответы детей)

Дети: Это   листок/ конверты  

Воспитатель:  Как вы считаете, откуда все это?

Дети: из  тетрадки   Загадая (иные ответы детей).

Воспитатель:  Правильно,  из  тетрадки   Загадая,  Давайте посмотрим, что он приготовил нам на этот раз.

Воспитатель:  (читает):

ЗАГАДКИ ИЗ ТЕТРАДКИ

Игра-эстафета   «Волшебные линии».

Задача: собрать из линий шахматную доску.

Делим детей на две команды. Воспитатель  раскладывает на столе вертикальные, горизонтальные линии перемешав их.

Воспитатель:  Итак, ребята, давайте разделимся на две команды.  И поиграем!!! Команда выполнившая задание – поднимает руки!!! (распечатывает конверты и достает линии). Кто мне напомнит, что нам нужно сделать с линиями?

Дети: собрать шахматную доску

Воспитатель:  Все готовы?

Дети: Да!!!!

Воспитатель:   1,2,3   —  начни!!!!

(дети собирают из линий шахматную доску)

Воспитатель:   Какие мы молодцы!!!  Со всем справились.

А сейчас давайте еще немного разомнемся!!!

Физминутка:
Воспитатель:   А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, встаньте в круг.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом              (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём.               (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
В путь мы снова все спешим.        (садятся за столы)

ДИАГОНАЛЬ

Воспитатель:   Продолжаем путь. (Воспитатель берет детей и ведет к третьему столу).

Воспитатель:   Давайте посмотрим, что нас ждет здесь…

 (На столе лежит указка, воспитатель берет ее в руки  и спрашивает):

Воспитатель:   Ребята, а вы знаете, что это за палка?

Дети: Не палка, а указка.

Воспитатель:    Она нам пригодится – подтвердила Клеточка.

Воспитатель:   Теперь давайте поговорим о ДИАГОНАЛЯХ шахматной доски. ДИАГОНАЛЬ – это любая прямая цепочка клеток одинакового цвета, касающихся друг друга уголками. Диагонали бывают разной длины. В самых коротких – всего два поля.

(Воспитатель показала самые короткие диагонали).

Воспитатель:    Есть на шахматной доске и самые длинные – БОЛЬШИЕ ДИАГОНАЛИ. В каждой из них по восемь полей.

(имя. …..)покажет нам большую белую диагональ.

Воспитатель:    Вот вы и познакомились со всеми шахматными дорожками: горизонталями, вертикалями и диагоналями. Теперь посмотрим,  где же  центр.

Воспитатель:   Центр – это четыре поля в середине шахматной доски. В центре два белых поля и два черных. Давайте их покажем. (…..)покажи центр (опросить 2-3 ребенка).

(Под центром аккуратно спрятаны задачки и воспитатель их достает).

Воспитатель:   Ого!! Что это!!! Снова задачки!!! Давайте посмотрим!!!!

 

ЗАГАДКИ ИЗ ТЕТРАДКИ

Воспитатель:   Первый вопрос.

1. Покажи какую-нибудь диагональ,

 Покажи большую белую диагональ.

Сколько в ней полей?

2. Покажи большую черную диагональ.

Сколько в ней полей?

3. Какая диагональ длинней: большая белая или большая черная?

4. Покажи одну из самых коротких диагоналей.

Сколько в ней полей?

5. Покажи диагональ из трех полей.

Покажи диагональ из  четырех полей.

Покажи диагональ из  пяти полей.

Покажи диагональ из  шести полей.

Покажи диагональ из  семи полей.

Одинакового ли цвета крайние поля каждой диагонали?

6. Покажи центр.

Сколько в нем полей?

7. Какую форму имеет центр: круглую или квадратную?

8. Сколько белых полей в центре?

А черных?

9. Есть ли в центре рядом два поля одинакового цвета?

Воспитатель:   Какие вы у меня молодцы!!!!  Шахматное королевство населяют фигуры и пешки, у каждой фигуры свой характер, способ передвижения по шахматной доске.  Давайте пройдем к стульчикам и посмотрим, как выглядят шахматные фигуры.  (Воспитатель рассаживает детей на стульчики и рассказывает по слайдам).

Воспитатель:   Фигуры и пешки – белые и черные. Они могут быть белыми и коричневыми, белыми и зелеными, синими и красными, но всегда называются: белые и черные. Итак, начнем знакомство. Прошу любить и жаловать – пешка. Найдите пешку и поставьте ее на доску. Пешка может за один ход продвинуться на одно поле прямо вперед, а при первом ходе на два поля. Пешка «бьет» чужую фигуру вперед по диагонали. Переходим к фигурам. Ладья, поставьте ее на доску. Ладья может за ход продвинуться на любое количество полей вперед или назад, влево или вправо. Слон может передвигаться на любое количество полей по диагонали. Существуют белопольные и чернопольные слоны, которые передвигаются только по белым или только по черным полям. Конь продвигается буквой «Г» на два поля вперед или назад, затем на одно поле влево или вправо. Чтобы легче было запомнить ход коня про него говорят: «Прыг, скок – и в бок!» Он может перепрыгивать через свои и неприятельские фигуры и пешки. Позвольте представить – советник короля – ферзь. Ферзь – самая сильная фигура шахматного войска. Передвигается на любое количество полей в любом направлении. И, наконец, король – самая главная фигура в королевстве. Передвигается в любом направлении на одно поле. Когда игрок лишается своего короля, то он считается проигравшим. Вот мы с вами узнали, как зовут каждую фигуру.

Воспитатель:   Ой, ребята, смотрите, что это?

(Воспитатель указывает в сторону большой шахматной доски.)

Дети:  это шахматная доска.

Воспитатель:    Это же какими должны быть фигуры, что бы играть на этой доске?  Ребята, я предлагаю вам побыть шахматными фигурами, у меня даже костюмы имеются.

(Воспитатель помогает надеть детям накидки с изображением шахматных фигур.)

Воспитатель:   Итак, всё шахматное войско перед нами! Хорошо ли вы запомнили этих воинов? Проверим?

(Дети пробуют ходить как фигуры.)

Воспитатель:   Молодцы ребята, вот и подошло к концу наше путешествие.

Но не огорчайтесь , увлекательные шахматные сражения не утихают  в течении многих столетий, приоткрывая своим поклонникам все новые и новые  тайны.

В заключение давайте проговорим, что мы с вами сегодня вспомнили и что узнали:

Покажите, пожалуйста, белое поле, пройди по нему (имя….), черное поле. Какие поля больше: белые или черные?

— Сколько всего полей на шахматной доске?

— Сколько белых полей, черных полей на шахматной доске?

— Как правильно сесть за шахматную доску?

— Сколько в центре полей? Какие?

— Какие цифры присутствуют на шахматной доске? Какие буквы?

— Сколько на доске горизонталей?

-Сколько вертикалей всего?

— Покажи большую белую диагональ. Сколько в ней полей?

— Покажи черную диагональ из 5-ти полей.

— У какой фигурки головка круглая?

— У какой фигуры на верхушке маленький шарик?

— Какая фигура выше: пешка или ладья?

— Какая фигура ниже: слон или ферзь?

— Сколько всего фигур? Сколько белых? Сколько черных?

На этом наши приключения  подошли к концу. Давайте снимем костюмы. И на прощание я хочу вам подарить значки – смайлики. Чтобы вы вспоминали наше путешествие   (воспитатель помогает детям снять костюмы и дарит медали). До свидания.

Конспект занятия по обучению игре в шахматы для детей дошкольного возраста «Знакомство с шахматной фигурой «Ладья»

Конспект занятия по обучению игре в шахматы

для детей дошкольного возраста

Тема: «Знакомство с шахматной фигурой -ладья»

Цель: — Познакомить с шахматной фигурой – ладья, с правилами хода ладьи, с правилами взятия. Учить ориентироваться на шахматной доске. Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.

Задачи:

1.    Вырабатывать навык узнавать и правильно называть шахматные фигуры;

2.    Заинтересовать учащихся начального этапа обучения, игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.

3.    Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление учащихся младшего школьного возраста.

4.    Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность.

Оборудование:

  • шахматные доски с фигурами;

  • демонстрационная шахматная доска;

  • дидактический материал.

  • домик для ладьи, Загадай, Клеточка,

Ход занятия.

Ребята, отгадаете, что находится в волшебной коробке.

На свете есть забавная

Волшебная игра.

В неё с утра до вечера

Играет детвора

Там мчатся кони резвые

Трубят поход слоны.

И клетки чёрно – белые

Чудес и тайн полны.

-шахматы

2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.

Игра «Волшебный мешочек»

-Я предлагаю сыграть в «Волшебный мешочек». Достав фигуру из мешочка, ставим ее на шахматную доску в начальном положении. (В мешочке лежат объёмные фигуры, отсутствует ЛАДЬЯ)

— А сколько всего пешек? Слонов? (перечисляются все фигуры)

-12

-4

3. Объявление темы занятия

-А какой фигуры не хватает на шахматной доске?

— Как вы думаете, почему её не было в мешочке?

— Кто догадался, с какой фигурой будем знакомиться?

— На что она похожа?

-ладьи

-потому что мы ее еще не изучали.

-с ладьей

-На башню

4. Формирование новых знаний и умений.

— Где занимает ладья свое место изначально?

-Покажите.

-Сколько ладьей на доске?

 Сегодня я предлагаю нам совершить путешествие в шахматную страну и поподробнее узнать об одной шахматной фигуре.

Присаживайтесь поудобнее на своих стульчиках, мы отправляемся в путешествие. А поможет нам во всем разобраться Клеточка и Загадай. Вот они на шахматной доске нас уже ждут.

-Ребята мы с вами отправляемся в шахматную страну город Каиссию.

Клеточка остановилась около маленького уютного домика, на котором было написано «Белая ладья».

— А почему ладью называют ладьёй? — спросила Клеточка.

— Шахматная Ладья  на доске весьма напоминает крепостную неприступную башню. А во Франции и в других странах мира она так и называется – Тура (башня, крепость). В Россию шахматы из Индии так долго плыли на кораблях-лодках (в старину лодки назывались ладьями), что эта фигура в итоге и превратилась в ладью. Да и сами старинные шахматные ладьи в России были очень похожи на корабли. Но в шахматы сегодня играют во всём мире, и фигуры везде должны быть одинаковы. Вид фигуры в конечном результате изменился, она стала похожа на башню, название же осталось прежним.

Клеточка распахнула дверь домика.

Посредине комнаты за шахматным столиком сидела… белая ладья. Самая настоящая. Но большая, живая, улыбчивая.

—  А-а, Клеточка и Загадай. Я — ладья. Слушайте и запоминайте. Играя в шахматы, мы, ладьи, ходим по горизонталям и вертикалям. За один ход ладья может переместиться на любое количество клеток свободной горизонтали или вертикали. И ладья озорно запрыгала с клетки на клетку.

— Нам доступны все поля шахматной доски,— продолжила ладья.— За два хода ладья может добраться до любого поля свободной доски. Если на пути встретятся другие фигуры — всё равно, свои или неприятельские — перепрыгивать через них или становиться с ними на одной клетке мы не можем. Но мы имеем право побить фигуру другого цвета, которая окажется на нашей дороге.

— Как побить? — удивился Загадай.

— Побить или взять означает, что фигура противника снимается с доски и больше в сражении не участвует. Ладья же становится на место сбитой фигуры. Взятие выполняется за один ход.

И тут чёрная ладья тоже забралась на шахматную доску.

— Чёрная ладья стоит под боем. При ходе белых я беру её и становлюсь на её место,- сказала белая ладья и побила чёрную.

Ну что, ребята, давайте немного отдохнем. Встаньте у своих стульчиков.

-по краям шахматной доски, в углах

-Четыре. 2белые и 2 черные.

5. Физкультминутка:

— А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом              (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём.               (Приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим.        (садятся за столы)  

Выполняют физкультминутку

6. Первичное закрепление

Теперь мы с вами отправляемся из шахматного города Каиссия снова в наш детский сад. На нашей доске шахматной нас ждет уже задачка.

Представьте, что все черные фигуры заколдованы. А белая ладья должна побить все фигуры противника.

Игра «Кратчайший путь»

  1. Л а1; мина а2; ракета h8

  2. Лh2; мина g4; ракета g6

  3. Лd5; мина d1; ракета h2

  4. Л а1; мина e1;c5;f4;f6 ракета f5

  5. Лh2; мина b4;c3;d4;e5;f6;g7 ракета c4

  6. Лe5; мина g2;f4;g5 ракета g4

Дети выполняют на демонстрационной доске.

7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Игра «Перехитри часовых». Выполняется на карточках.

Белая ладья должна добраться до ракеты, не становясь на поля, атакованные черными ладьями-часовыми, и не становясь на заминированные поля и не перепрыгивая их.

  1. hello_html_53690ff7.gif

  2. hello_html_337e5298.gif

  3. hello_html_390aa06b.gif

  4. hello_html_781977d3.gif

  1. hello_html_m446f9cea.gif

  1. hello_html_m3f4d92.gif

Дети выполняют на карточках с проверкой на доске.

8.Обобщение по теме.

9.Подведение итогов занятия.

Игра «ДА – НЕТ»

  • Ходит ли ладья по белым и черным полям?;

  • Может ли ладья пойти с белого поля на белое?

  • Может ли ладья перепрыгнуть через одно поле? Через 2 поля? Через 3 поля?

  • Может ли белая ладья перепрыгнуть через черную ладью? А черная ладья через белую?

  • Может ли одна белая ладья побить другую белую ладью?

О какой фигуре сегодня говорили? Что узнали про ладью?

Послушайте стихотворение про нашу сегодняшнюю гостью.

Видимо, ладья упряма,
Если ходит только прямо,
Не петляет – прыг да скок,
Не шагнёт наискосок.
Так от края и до края
Может двигаться она.
Эта башня боевая
Неуклюжа, но сильна.
Шаг тяжёлый у ладьи,
В бой её скорей веди!

10. Рефлексия

— Закончите предложения:

Сегодня на занятии мне понравилось…

Сегодня я научился….

Продолжают предложения.

hello_html_m7d7e9b2b.gif

Домик ладьи

Шахматная клетка

hello_html_m657f31be.jpg

Загадай

hello_html_2601a7.jpg

Ладья в давние времена

hello_html_m4a3d885.jpg

Разработка занятия по шахматам для детей дошкольного возраста

ВОЛШЕБНЫЙ МИР ШАХМАТ

Сценарий открытого занятия для детей дошкольного возраста

Разработала Эйхвальд Наталья Сергеевна

Цель занятия: В занимательной игровой форме закрепить знания о «Начальном положении» шахматных фигур, познакомить с «Волшебной историей» возникновения шахмат.

Задачи занятия:

  • Повторить названия шахматных фигур;

  • Закрепить расстановку фигур в начальном положении;

  • Познакомить с «Волшебной историей» возникновения шахмат;

  • Расширить кругозор и обогатить детскую фантазию;

Предварительная работа:

  • Просмотр шахматного мультфильма «Буровичок Югорка и заговор Черной Королевы»»;

  • Беседа на тему: шахматные фигуры, волшебные рукавички, злой волшебник «Ледоног», шахматная королева;

  • Составление письма шахматной королеве;

Ход занятия:

Воспитатель с детьми входят в зал, дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята, вы помните, мы с вами написали письмо Шахматной королеве о том, что хотим узнать о волшебной истории возникновения шахмат. И в этом нам обязательно помогут волшебные рукавички, которые хранятся у неё. А вот и наша гостья.

Входит шахматная королева с волшебным сундучком в руках (музыка)

Шахматная королева: Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые взрослые. Ребята, как только я получила ваше письмо, то сразу отправилась к вам.

Воспитатель: Здравствуйте Шахматная королева, мы очень рады потому, что ты пришла к нам. Расскажи нам, пожалуйста, историю о том, как появились шахматы. Видим, ты пришла не с пустыми руками, ты не забыла волшебные рукавички?

Шахматная королева: Конечно, я взяла волшебные рукавички (открывает волшебный сундучок, достает рукавички и замечает подмену), но что это? Ребята! Я не смогу показать и рассказать вам историю шахмат без рукавичек. Кто-то заколдовал одну из них!

Воспитатель: Дети! Вы помните в мультфильме про Югорку, кто старался получить волшебные рукавички? (ответы детей).

Правильно! Злой дух «Ледоног». Видимо он никак не успокоится. Хочет завладеть волшебными рукавичками.

Шахматная королева: Ребята! Не волнуйтесь. Ведь одна рукавичка осталась у нас и с ее помощью, мы обязательно получим вторую рукавичку, только для этого нужна ваша помощь. Вы согласны помочь? (дети отвечают да).

Я буду загадывать шахматные загадки, а вы дружно будете отгадывать и чем больше, будет правильных ответов, тем, колдовство «Ледонога» будет слабеть.

(Шахматная королева, загадывает детям загадки, кто отгадывает, тому надевает шапочку с шахматной фигурой).

Загадки[7].

№ 1

Мы могли на ней бы плыть

С русским князем по воде,

Но позволено ходить

И по клеточкам… (ладье)

 № 2

Обитает не в саванне,

И не так огромен он,

Но такое же названье

У фигуры этой -…(слон)

 № 3

Он, не цокает, конечно,

Но легко перешагнём

Через ряд фигур и пешек

Этим шахматным…(конем)

№ 4

Это правило известно,

Короля нам есть нельзя,

Но свободно можешь есть ты

Вместо этого…(ферзя)

№ 5

Быть особо защищённым –

У него такая роль,

Это правило резонно,

Потому что он -…(король)

№ 6

Кто не любит прыг да скок?

Кто ходить привык без спешки

И берёт наискосок?

Ну конечно, это -…(пешка)

  • Вперед и назад ходит браво, помчится налево, направо, ту фигуру знаю я, ведь зовут её …….(ладья).

  • Не живет в зверинце, не берет гостинцы, по косой он ходит, хоботом не водит? (слон)

  • Прыгнет он, подковы звяк! Получается зигзаг! И повадки у лошадки необычны и смешны: притаится, словно в прятки и скакнет из-за спины, кто это? (конь)

  • Самый большой, а самого маленького боится? (король и пешка).

  • Дюймовочка в клеточке? (пешка)

(8 участников – дети шахматные фигуры, остальные разведчики)

Шахматная королева: Молодцы! Вы правильно разгадали шахматные загадки. Давайте проверим, спало ли колдовство «Ледонога» (достает рукавички) Нет. Видать сильно заколдовал рукавичку злой волшебник, и я попрошу уважаемых взрослых посмотрите, пожалуйста, на свои стульчики (на каждом стульчике приклеена шахматная фигура), наденьте шахматные шапочки на голову и помогите нам расколдовать волшебную рукавичку. Спасибо, а теперь, чтобы исчезло злое волшебство нам нужно вспомнить, как располагаются шахматные фигуры перед началом игры.

Воспитатель: Дети, вы помните, как стоят шахматные фигуры в «Начальном положении»? Тогда приготовьтесь слушать внимательно Шахматную королеву.

Шахматная королева: (рассказывает стихотворение и жестами приглашает детей с шахматными шапочками встать на шахматную доску).

«Я смотрю на первый ряд,

По краям ладьи стоят.

Рядом вижу я коней,

Нет фигуры их хитрей.

Меж коней заключены

Наши славные слоны.

И еще два поля есть

А на них король и ферзь.

А теперь без спешки

Идут на место пешки» [5].

— А теперь взрослые займите свои места на шахматной доске, а ребята проверят, правильно ли вы справились с заданием (комментарий шахматной королевы). Вы все сделали правильно, но, чтобы лучше запомнить расстановку шахматных фигур, мы все вместе сейчас поиграем в игру «Разведчики».

Игра «Разведчики»: «Белые разведчики» глазки закрыли, представили волшебную шахматную страну, а «Черные разведчики» в это время поменялись местами, на счет 1,2,3 «Белые разведчики» открыли глазки и внимательно посмотрели, какие черные фигуры перепутались (дети подымают руку и выходят исправлять ошибки).

А теперь «Черные разведчики» закрыли глазки, представили волшебную шахматную страну, а «Белые разведчики» в это время поменялись местами, на счет 1,2,3 «Черные разведчики» открыли глазки и внимательно посмотрели, какие черные фигуры перепутались (взрослые подымают руку и выходят исправлять ошибки, играем по 2раза, музыка ритмичная).

Шахматная королева: Какие вы все молодцы! Я уверена, что вы все запомнили, как располагаются фигуры перед началом шахматного сражения. Но давайте проверим, исчезло ли колдовство «Ледонога» (достает рукавички). Не расстраивайтесь, есть еще одно верное средство, которое я уверена, развеет чары злого волшебника. Для этого мне нужно 2 ребенка и 2 взрослого, вместе с ними мы проявим смекалку и дорисуем шахматные фигуры.

Дорисуй фигуру: (на ватмане нарисованы заготовки шахматных фигур: ладья и конь, нужно дорисовать фигуры, разный уровень сложности для детей и взрослых, музыка спокойная)

Шахматная королева: Посмотрите, как все хорошо справились! Настоящие художники! А ведь это было самое сложное задание! Надо скорее проверить волшебные рукавички!

(достает две одинаковых рукавички). Посмотрите, мы все вместе, дружно победили волшебство злого «Ледонога» и теперь можем отправиться в путешествие по страницам шахматной истории. (королева хлопает в рукавички, звучит волшебная, спокойная музыка, гаснет свет и загорается экран)

Презентация: (Волшебная история возникновения шахмат).

Шахматная королева: Вам понравилось путешествие по страницам шахматной истории? Расскажите дома своим родным, что нового вы сегодня узнали и нарисуйте свои волшебные шахматы, а мне пора уходить. Волшебные рукавички зовут меня обратно в шахматную страну, пока «Ледоног» не затеял вновь что- нибудь плохое. Но на прощанье я хочу подарить вам подарок – мои любимые шахматы.

Вот настал момент прощанья,

Будет кратка моя речь:

Говорю вам до свиданья,

До счастливых новых встреч!

(Шахматная королева уходит под музыку, дети вместе с воспитателем уходят в группу)

РЕКВИЗИТ: шапочки с шахматными фигурами, мольберты (2 шт.), ватман с заготовками фигур, маркеры (4 шт.), ноутбук, Мультимедийное оборудование, шахматный мультфильм «Буровичок Югорка и заговор Черной Королевы», большая шахматная доска, волшебные рукавички, костюм королевы, «Волшебный сундучок».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы — М.: Просвещение, 1991. -158 с

  2. Сухин И. Г. Приключения в шахматной стране. М.: Педагогика, 1991. – 144с.

  3. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: АСТ: Астрель, 2007. — 460 с.

  4. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994. — 160 с.

  5. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999. – 120с.

Источники:

  1. http://chess555.narod.ru/index.htm

  2. http://www.chessarea.ru/шахматная школа

  3. Стих о коне

Методическая разработка (подготовительная группа): Мастер-класс по обучению игре в шахматы детей дошкольного возраста.

Мастер-класс по обучению игре в шахматы детей дошкольного возраста.
«Учимся играть в шахматы – игровые ситуации для дошкольников»

Цель: Познакомить педагогов с игровыми ситуациями, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с игровыми ситуациями, используемыми

для обучения детей игре в шахматы.

2. Формировать умение играть в шахматы.

 

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу познакомить вас с игровыми ситуациями, которые помогут открыть ребенку увлекательный мир шахмат.

Шахматы – великолепная игра с древнейшей историей, сегодня это популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей во всех уголках планеты, наряду с этим это прекрасный тренажер для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности.

Шахматы – это одна из удивительных загадок человечества. До сих пор не утихают споры, где была изобретена игра. Часть ученых придерживаются китайской теории происхождения, другие утверждают, что шахматы появились в Индии, а третьи настаивают на том, что родоначальницей шахмат была Персия. Название игры произошло от персидских слов «шах мат», что означает — король мертв.

В шахматы играли известные политики, философы и ученые, ими увлекались писатели, художники и музыканты.

Покоритель городов, великий воин Тамерлан, предпочитал интеллектуальную игру в шахматы рукопашному бою. Император Фридрих Великий не мог найти себе достойного соперника по игре среди окружающих и вел «сражения» по переписке с философом Вольтером, который считал шахматы ежедневной необходимой гимнастикой для ума. Охотно проводили свой досуг за шахматной доской А.Пушкин и М.Лермонтов, Л.Толстой. В 1870 году Ивана Тургенева избрали вице президентом шахматного конгресса в Баден – Бадене.

Шахматы долгое время являлись составной частью нашей культуры и спорта. Более семидесяти лет русские шахматисты никому не отдавали мировую корону. Ни в одном виде спорта у наших спортсменов нет таких достижений.

Неоспорима польза игры в шахматы для детей, начиная увлекаться этой игрой в раннем возрасте, ребенок получает мощный толчок развития, как в интеллектуальном, так и в личностном плане.

Помимо того, что у ребенка активно развивается мышление, вырастает способность концентрироваться и улучшается память, у него формируются такие важные черты характера как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе. При этом поражения, которые постигают игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.

Актуальность проблемы обучения детей дошкольного возраста обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития. Идея использования игры в шахматы в формировании развития интеллекта у детей научно и практически давно апробирована и реализуется во многих странах мира.

Ранее обучение детей дошкольного возраста в игре шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, помогает расширить круг общения детей, к тому же дает возможность   современному ребенку научиться выбирать главное из потока информации, которая будет его окружать.

Я люблю шахматы — эту древнюю интеллектуальную игру. Свой интерес к этой игре я смогла передать родителям и детям. На протяжении нескольких лет в детском саду работает «Шахматный клуб». Дети с удовольствием знакомятся с правилами шахматной игры, играют в шахматы.

Весь процесс обучения шахматам строиться на увлекательной игре. Только таким образом ребенок осваивает материал, не теряет к нему живого интереса.

Процесс обучения проходит в несколько этапов:

1. Знакомство с шахматной доской. Цель не только облегчить детям познание азов шахматной игры, но и помочь им овладеть пространственным ориентированием на плоскости, познакомиться с такими понятиями как: горизонталь, вертикаль, диагональ, видеть всю доску, а также отдельное поле.

2. Знакомство с фигурами и пешками. Для этого использовала стихи, игры, сказки. Например – сказка о героической пешечке, пробившейся сквозь все преграды к заветному полю превращения ферзя. Можно поиграть в «ладью», рассказать о ней сказку, показать на шахматной доске ее домик, нарядить ее, начать за ней охотиться. Для закрепления знаний о фигурах и пешках я использую разнообразные игры с шахматным содержанием, такие как «Чудесный мешочек», «Кто быстрее расставит фигуры», «Что общего и чем отличаются», «Лови – не лови», «Сделай так».

3. Обучение правилам шахматной игры. Рассказывая детям сказку, ненавязчиво знакомлю их с различными правилами: правилами квадрата и оппозиции, рокировкой, шахматной нотацией.

4. Решение шахматных задач и этюдов. На этом этапе дети учатся решать различные задачи и этюды, знакомятся с дебютом и волшебным миром комбинаций.

5. Игра в шахматы. Это практическая часть обучения, в ней подключаются сеансы одновременной игры и увлекательные турниры. Дети познают дух соперничества и соревнования. Ведь если ты любишь шахматы, не страшен проигрыш, страшно не понять эту волшебную и загадочную игру.  

А теперь уважаемые участники, я предлагаю Вам отправиться в сказочное королевство шахматных чудес! Чтобы наше путешествие было удачным нам нужен путеводитель. А путеводителем для нас станет шахматная доска.

1. «Шахматная доска»

Посмотрите внимательно на нее и скажите, из чего состоит шахматная доска. На шахматной доске чередуются поля черного и белого цвета. Кроме полей на доске мы видим проспекты и улицы. Это линии: горизонтали, вертикали и диагонали. Горизонтали проходят слева-направо, вертикали сверху-вниз, а диагонали наискосок. А сейчас уважаемые путешественники, возьмите фишки и выложите на своей доске линии, какие вы запомнили. (Участники выполняют задание)

Пока наши путешественники заняты, я хочу познакомить вас с шахматной легендой. Согласно индийской легенде, шахматы были изобретены человеком по имени Сиса, воспитателем принца. Сиса создал игру, чтобы объяснить своему ученику, что король ничего не стоит без поддержки своих подданных. В награду за изобретение Сиса попросил зернышко пшеницы за первое поле шахматной доски, два зернышка за второе, четыре за третье и так далее, удваивая число зерен с каждым последующем полем. Это казалось скромной просьбой, но выяснилось, что общее число зерен превышало весь мировой запас зерна!

Задание выполнено, а сейчас назовите линии, которые вы выложили. Правильно, молодцы, все справились.

2. «Фигуры и пешки»

Шахматное королевство населяют фигуры и пешки, у каждой фигуры свой характер, способ передвижения по шахматной доске. Фигуры и пешки – белые и черные. Они могут быть белыми и коричневыми, белыми и зелеными, синими и красными, но всегда называются: белые и черные. Итак, начнем знакомство. Прошу любить и жаловать – пешка. Найдите пешку и поставьте ее на доску. Пешка может за один ход продвинуться на одно поле прямо вперед, а при первом ходе на два поля. Пешка «бьет» чужую фигуру вперед по диагонали. Добравшуюся до противоположного края доски пешку можно обменять на любую пленную фигуру, даже – ферзя. Любая пешечка может превратиться ферзя. Переходим к фигурам. Ладья, поставьте ее на доску. Ладья может за ход продвинуться на любое количество полей вперед или назад, влево или вправо. Слон может передвигаться на любое количество полей по диагонали. Существуют белопольные и чернопольные слоны, которые передвигаются только по белым или только по черным полям. Конь продвигается буквой «Г» на два поля вперед или назад, затем на одно поле влево или вправо. Чтобы легче было запомнить ход коня про него говорят: «Прыг, скок – и в бок!» Он может перепрыгивать через свои и неприятельские фигуры и пешки. Позвольте представить – советник короля – ферзь. Ферзь – самая сильная фигура шахматного войска. Передвигается на любое количество полей в любом направлении. И, наконец, король – самая главная фигура в королевстве. Передвигается в любом направлении на одно поле. Когда игрок лишается своего короля, то он считается проигравшим. Молодцы! Вы были очень внимательны! Сложите фигуры в коробочку.

3. «Шахматный театр»

В королевстве каждая фигура талантлива и артистична, поэтому часто устраиваются шахматные спектакли. Уважаемые путешественники, приглашаю Вас на театрализованное представление – «Шахматная репка». Наша шахматная сказка начинается. Возьмите каждый фишку – это и будет репка. Итак, посадил король репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел король репку тянуть, тянет-потянет, не может вытянуть. Позвал король ферзя, стали они вдвоем репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвал ферзь ладью, стали они втроем репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала ладья слона, стали они вчетвером репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвал слон коня, стали они впятером репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвал конь пешку, стали они вшестером репку тянуть, тянут-потянут, вытянули репку. Молодцы, замечательная сказка у нас получилась.

4. Игра «Чудесный мешочек»

Жители шахматного королевства очень любят различные игры. Самая любимая игра у них «прятки». Я предлагаю нашим путешественникам поиграть с ними. Найдите фигуру в мешочке на ощупь и угадайте кто это.

5. Физминутка

Все подданные королевства следят за своим здоровьем, занимаются физкультурой. Давайте вместе с ними сделаем шахматную зарядку. Возьмите понравившуюся вам фигуру в правую руку. Ноги вместе, руки опустили, подняли руки вверх переложили фигуру в левую руку, опустили, 3раза. Ноги поставили на ширине плеч, руки опустили, наклонились вперед, вытянули руки, переложили фигуру в левую руку, выпрямились, 3 раза. Пяточки вместе, носки врозь, руки опущены, присесть, руки назад, переложить фигуру в левую руку за спиной, выпрямиться, 3 раза. Молодцы, размялись, займите свои места.

6. «Приглашение на бал»

В шахматном королевстве часто устраивают балы. Вот и сегодня все приглашены на бал, давайте поможет фигурам украсить себя. Предлагаю взять листочки с изображением контуров фигур и фломастеры. (Участники выполняют задание) Пока наши путешественники выполняют задание, давайте проверим знания о шахматной игре у наших зрителей, чтобы они не скучали.

Игра со зрителями «Загадки из шахматной шкатулки»

В моей «Шахматной шкатулке» находятся вопросы, давайте попробуем на них ответить. Принимаются любые ответы, правильные и неправильные.

— Как ходит пешка?

— Какая фигура не может стоять рядом с такой же другого цвета и почему?

— Сколько линий на доске и как они называются?

— Где стоят ладьи на доске до начала игры?

— Какие слоны никогда не столкнуться?

— Как взаимодействует ферзь со своими пешками и фигурами?

— Между какими фигурами на доске стоит конь?

Задание выполнено. Расскажите и покажите какие новые костюмы вы придумали для фигур. Какие вы молодцы, замечательные наряды у вас получились.

7. Игра «Кто быстрее соберет фигуры для сражения»

Но больше всего на свете шахматные фигуры любят проводить сражения. Перед сражением войска выстраиваются в строгом порядке. Сейчас наши путешественники быстро выстроят свои войска на доске вместе со мной. Итак, запоминайте, расположение фигур на доске. В первом ряду в углах доски должны стоять ладьи, за ними кони, слоны, в середине король и ферзь. Ферзь стоит всегда на поле своего цвета. Во втором ряду выстраиваем пешки. А сейчас уберите войска в коробочку и по моему сигналу сами расставьте их кто быстрее. Молодцы, очень хорошо справились с заданием.

8. Сама игра.

Шахматные войска готовы. Пора приступить к сражению. Вы уже узнали и поняли как передвигаются фигуры и пешки. И сейчас я предлагаю вам попробовать свои силы, сыграть самую простую партию в шахматы. Как начинающие игроки мы с вами сыграем только пешками, остальные фигуры можно убрать с доски. Вам нужно довести одну из свои пешек до противоположного края доски, до поля превращения и превратить ее в ферзя.

Игра закончилась. Вы молодцы, очень славно потрудились и поиграли. Я хочу поблагодарить участников мастер-класса и вручить вам золотые медали.

В шахматах выигрывает каждый. Если ты получаешь удовольствие от игры, а это самое главное, то даже поражение не страшно.

Чтобы передать свои знания и любовь к шахматам детям, я создала и реализую в детском саду проект «Малыши играют в шахматы» в который вошли все те игровые ситуации, которые я вам сегодня представила.

Уважаемые участники, прошу вас оценить наше путешествие в мир шахмат. Если вам понравилось, то наклейте пешку на белое поле, а если нет – на черное.

 

Литература:

  1. В.Г. Гришин «Малыши играют в шахматы», Москва, «Просвещение», 1991 г.
  2. А. Карпов «Учитесь шахматам», Москва, «Эгмонт Россия Лтд.», 1997 г.
  3. И.Г. Сухин «Волшебные фигуры или шахматы для детей 2 – 5 лет», Москва, «Новая школа», 1994 г.
  4. «Учусь играть в шахматы», составитель В. Третьякова, Москва, «Издательский центр «Терра», 1997 г.
  5. Н..М. Петрушина «Шахматные дебюты. 10 уроков для самых маленьких», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г. 

План-конспект занятия (старшая, подготовительная группа): Конспект занятия по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы «Страна шахмат»

Конспект занятия по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы

«Страна шахмат»

Конспект подготовила:

воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска

ДС №38 «Домовёнок»

Жукович Светлана Анатольевна

Цель: формировать общие первоначальные представления детей старшего дошкольного возраста о возникновении и особенностях игры в шахматы.

Задачи

1. Заинтересовать воспитанников начального этапа обучения, игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, красочных иллюстраций, в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.

2. Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление дошкольников.

3. Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность.

Оборудование: демонстрационные шахматные фигуры; «чудесный мешочек» с шахматными фигурами; графические изображения человечков — «Одноглазик», «Двуглазик», «Трёхглазик»; чистые листы бумаги для рисования и маркеры — у каждого ребёнка; призы — наклейки за правильные ответы; подарочные буклеты на память — каждому ребёнку.

Ход занятия

1. Организационный момент

Воспитатель: — Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в сказочное королевство! Но это не обычное королевство, а шахматное. Но прежде чем мы это сделаем, скажите:

— А знаете ли вы, что такое шахматы? (Ответы детей)

— Это чудо из чудес

Нам известно с детства,

Ждет ребят, как дар небес,

Шахмат королевство.

Там и ныне, словно встарь,

На высоком троне

Восседает грозный царь

В шахматной короне.

Там отважны и сильны

Пешки храбро бьются,

Там и кони и слоны

Доблестно дерутся.

Ферзь с ладьей — на страх врагам

Поспевают всюду.

Кем, не скажите ли мне,

Выдумано чудо.

Воспитатель: — Ребята, как вы думаете, кто же и когда придумал эту игру? (Ответы детей)

Воспитатель: — Оказывается, игра в шахматы пришла к нам из далекой, загадочной Индии, много веков назад. Раньше она считалась забавой мудрецов и властителей, но со временем завоевала сердца многих людей.

— Ребята, а вы хотите узнать о ней? (Дети отвечают)

2. Основная часть

Воспитатель: — Тогда, слушайте внимательно.

— Скажите, пожалуйста, как вы думаете, кто самый главный на Земле? (Ответы детей)

Подвести детей к понятию, что главный — Человек.

Воспитатель: — Да, действительно, самый главный на Земле — Человек. В жизни ему предстоит бороться с трехглавым Драконом.

— Одна голова Дракона — жадность, вторая голова – подлость, предательство, а третья голова — хитрость.

— Жадность и предательство — самые отрицательные качества человека. А почему? (Ответы детей)

Воспитатель: — Если человек жадный, то он может и предать.

— А вот хитрость — это качество человека может быть как положительным, так и отрицательным.

Например: Хан из сказки о Золотой Антилопе, был хитрым и жадным, за это он и пострадал. Это — отрицательные качества.

— А положительное — найти выход из затруднения с помощью своего ума, перехитрив противника, но, не совершив никакой подлости, например — Василиса Премудрая.

Воспитатель: — Ребята, как вы думаете, что лучше ум или сила.

Как правило, аудитория делится – одни за ум, другие за силу.

Подвести к понятию: и ум, и сила.

Воспитатель: — Кто главнее папа или мама? (Папа и мама)

— Что лучше: хорошо учиться или много знать? (Хорошо учиться и много знать)

— Или, что лучше: лето или зима? (Каждое время года хорошо по-своему)

— А сейчас мы с вами поиграем в такую игру, которая развивает и память и ум. А называете она «Чудесный мешочек». Как вы думаете, что может быть в этом мешочке? (Ответы детей)

Игра «Чудесный мешочек»

Ребенок достает шахматную фигуру

Воспитатель: — Ребята, как вы думаете, что это? (Шахматная фигура)

— А на что она похожа? (Ответы детей)

Фигуры, по ходу игры, выставляются на столе, а демонстрационные – вывешиваются на доске. В конце игры – закрепить названия шахматных фигур по картинкам на доске. За каждый правильный ответ детям вручается поощрительный приз.

Воспитатель: — Молодцы, ребята. А сейчас мы проверим, как вы запомнили названия шахматных фигур.

— Я загадаю вам загадки, а вы угадайте о какой шахматной фигуре идёт речь. За правильный ответ — поощрительный приз.

Маленькая, удаленькая,

Через поле пройдет

И награду найдет. (Пешка)

Не живет в зверинце он

И не весит сорок тонн,

Но и ловок, и силен.

Догадались? Это (Слон)

Узнать его легко: он с гривой,

С осанкой важной, горделивой.

Красавца этого не тронь!

Узнал, кто это? Это (Конь)

Этот важный господин

Захватил всю власть один.

Слушаться его изволь.

Кто это такой? (Король)

Стоит в Углу с величием судьи,

Приз дадут, и смело вступит в бои.

Известна своей крайней прямотой,

Неужто не узнаешь ты (Ладьи)

Всех он смелее и сильней,

И не узнать его нельзя,

Он победит слонов, коней,

Конечно, ты узнал. (Ферзя)

Физминутка

Воспитатель: — Итак, мы с вами поиграли, а сейчас займите, пожалуйста, свои места и посмотрите, внимательно на доску.

На доске графические изображения человечков – «Одноглазик», «Двуглазик», «Трёхглазик»

Воспитатель: — Как вы думаете, что здесь изображено. (Ответы детей)

— Обычно, с помощью круга и треугольника обозначается человек. А это не простой человек, а шахматист. Вспомним фразу А. С. Пушкина «А во лбу звезда горит» — таким будет идеальный шахматист. Но это достигается не сразу.

— Как вы думаете, что изображает каждый человечек? (Дети отвечают)

Воспитатель объясняет, что Одноглазик — ум, Двуглазик — мудрость, дальновидность, хитрость, как положительное качество. Трехглазик — это тот человек, который имеет и ум, и дальновидность, хитрость.

Воспитатель: — Ребята, давайте каждый из вас нарисует таких человечков у себя на листах.

Дети рисуют сначала – Одноглазика, затем – Двуглазика, потом – Трехглазика – настоящего шахматиста.

Воспитатель:  — Давайте рассмотрим каждого из них.

— Можно ли стать настоящим шахматистом, будучи только Одноглазиком, то есть, только умным? (Нет)

— А только Двуглазиком — то есть мудрым, дальновидным, хитрым. (Нет)

— Какой же вывод можно сделать?

— Чтобы стать настоящим шахматистом, нужно стать Трехглазиком. Поэтому давайте поставим между фигурками соответствующий арифметический значки.

— Из этого следует: «Хочешь победу завоевать — должен Трехглазиком в шахматах стать!» (Повторить вывод хором)

— А вы хотите, стать победителем? (Да)

Воспитатель: — А как стать победителем вас научат у нас в шахматном дворце «Белая ладья».

— Вам понравилось наше путешествие? Ребята, а нам пора возвращаться обратно в наш сад. Но мы обязательно вернемся назад в королевство шахмат и продолжим путешествия.

3. Итог занятия

Воспитатель:  — Ребята, что же нового вы узнали сегодня?

— Где родилась игра в шахматы. (Индия)

— Что необходимо для того, чтобы стать Трехглазиком в шахматах? (Много читать, развивать память, решать шахматные задачи, а главное — прийти учиться в шахматную школу)

Воспитатель: — Спасибо вам, ребята. Вы мне очень понравились, мне очень интересно было с вами поиграть. На прощание я хочу вручить вам небольшие подарки. Они будут напоминать вам о нашей сегодняшней встрече, а заодно вы вспомните всё, о чём сегодня узнали. До свидания!

За каждый правильный ответ детям вручается наклейка — смайлик, надо учитывать, что наклейки должны быть у всех детей, для поддержания мотивации. В конце занятия можно раздать буклеты с наглядно – представленным содержанием занятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *