Игры с ребенком в 6 месяцев, развивающие игры и игрушки
Вот уже полгода позади. Кроха стал таким активным! Теперь к его ежедневным потребностям покушать и поспать прибавились новые занятия: познавать самого себя и мир вокруг. Игры с ребенком в 6 месяцев теперь должны быть более подвижными и активными. А так как у малыша развивается предметная деятельность, то и без развивающих игрушек не обойтись. Как играть с ребенком в полгодика, чтобы было и весело, и познавательно, и полезно?
Ниже представлены варианты игр, которые можно взять за основу, организуя досуг своего малыша. Однако стоит помнить: они рассчитаны на здоровых и развитых в соответствии с возрастом детей! Если у малыша диагностированы какие-либо отклонения от нормы, посоветуйтесь с педиатром.
Физическое развитие ребенка в 6 месяцев
Если раньше кроху без проблем можно было оставить одного на диване, то теперь это опасно. Нет больше «полешка», спеленатого по рукам и ногам. Хотя не все малыши в этом возрасте умеют ползать — лежать на одном месте полугодовалый ребенок точно не будет.
Теперь кроха может недолго сидеть (с опорой): это освобождает руки малыша, которые нужно чем-то занять. Если же малыш не сидит самостоятельно, необходимы упражнения для укрепления спины. Их можно включить в ежедневную гимнастику, превратив в игру. Например, упражнение «Подъемный кран». Из положения лежа на спине потягивайте малыша за ручки, пока он не сядет. В это время приговаривайте:
На большом подъемном кране
Мы поднимемся до мамы.
Мы поднимемся до крыши,
И еще, еще повыше!
«Тренировка мышц стимулирует рост и развитие мозга, — утверждает Джеки Силберг, автор увлекательной книги для родителей «125 развивающих игр для детей до года». – Игры, в которые взрослые играют с малышом, являются его подготовкой к взрослой жизни».
Существуют разные методики раннего развития детей. Следовать им или избрать собственный путь воспитания – личное дело каждого родителя, но игры для 6-месячного ребенка являются важным элементом любой методики, и на данном этапе им стоит уделить особое внимание.
Познаем себя!
Игры, направленные на изучение частей тела, уже в этом возрасте необходимы малышу. Совсем скоро на вопрос «Где ушки, носик, глазки?» ребенок все покажет сам, а пока родители должны помогать ему в «изучении анатомии».
«Для чего нужны нам ножки?»
Посадите ребенка напротив или на свои колени лицом к себе. Читайте стихотворение, показывая части тела на себе. В следующий раз можно показывать на малыше:
Для чего нужны нам ножки? Хлопаем обеими руками по ногам.
К маме бегать по дорожке.
Для чего нужны нам ручки? Рисуем пальцем кружки перед собой.
Рисовать кружки и тучки.
Ушки – чтобы песни слушать, Показываем ушки.
Ротик, чтобы кашку кушать, Показываем ротик.
Глазки, чтоб на все смотреть, Показываем глазки.
Голос, чтобы песни петь. Поем любой звук.
«Вот такие у нас щечки – маленькие»
Возьмите ладошки малыша в свои руки. Похлопайте ими на манер «ладушек», приговаривая слова и прикасаясь ладошками к частям тела ребенка:
Ладушки-оладушки сладенькие…
Вот такие у нас щечки (ушки, глазки, ножки и т. д.) – маленькие.
Ладушек-оладушек сладенький,
Вот такой у Маши носик (ротик, лобик, животик и т. д.) маленький…
В этом возрасте ребенку интересны игры со своим отражением. Поднесите кроху к большому зеркалу. Пусть он посмотрит на свое и ваше отражение. Целуйте или поглаживайте ребенка, чтобы он видел, как это делает и зеркальная мама. Дайте крохе прикоснуться к стеклу. Показывайте разные мимические движения: улыбку, удивление, сердитость.
Развиваем слух, играя
Слушать, слышать, подражать очень важно для малыша! Мир звуков огромен, знакомьте своего ребенка с ним как можно раньше. Говорите постоянно, когда ребенок находится рядом: рассказывайте обо всем, читайте стихи, пойте.
«Как говорит собачка?»
Пусть малыш видел животных только на картинках, все равно играйте с ним в звукоподражания: «мяу-мяу, хрю-хрю, ква-ква» помогают не только узнавать животных, но и развивать детскую речь. Приложите пальчики ребенка к своим губам, когда мяукаете или жужжите, так он узнает, что звуки «ощутимы» – они теплые и щекочутся.
Важно, чтобы игрушки издавали звук. Не обязательно покупать игрушечное пианино или планшет: погремушки, неваляшки, резиновые зверушки с пищалками заинтересуют шестимесячного малыша не меньше. Потрясите погремушкой за спиной ребенка, а когда он повернется на звук, переместите игрушку в другое место, например, под одеяльце, и снова позвените. Находить источник звука – отличное упражнение для развития слуха.
Развиваем речь
Речь человека полноценно развивается только в процессе общения.
«Языку, так же как и чувству юмора, не учат, – пишут в своей книге «Ребенок от рождения до двух лет» Уильям и Марта Сирс, – его впитывают!»
Действительно, только слыша чужую речь, можно овладеть собственной. Обеспечьте кроху полноценным общением! К 6 месяцам ребенок уже лепечет, он становится настоящим собеседником! Улавливая интонации голоса родителей, малыш пытается им отвечать. Играя с ребенком, можно попутно упражняться и в речи. Всегда сопровождайте свои действия словами, будь то массаж, одевание или купание. Пение – отличный инструмент для развития, как речи, так и слуха. Пойте малышу, и совсем скоро он начнет вам подпевать.
Вы считаете, что первым словом ребенка должно быть заветное «мама»? Можно этому поспособствовать. Проговаривайте свои действия от третьего лица. Например: «Сейчас мама тебе покормит и сделает массажик».
Важно, чтобы ребенок уяснял связь между предметами и словами, которыми они обозначаются. Рассказывая стишок, например, про мишку косолапого, хорошо бы привлечь к рассказу игрушечного медвежонка: продемонстрировать, как он топает ногой, и показать, где же этот лоб, в который влетела шишка.
Олеся, мама годовалого Ильи: «Илюша в полгодика любил, когда мы играли в «гуси-гуси». Перед кормлением я всегда спрашивала: «Гуси-гуси? Га-га-га! Вы есть хотите? Да-да-да!» И вскоре сынок уже сам «гагакал» и «дадакал»! До сих пор эта фраза служит у нас сигналом к приему пищи».
Как играть, чтобы задействовать речь ребенка? Это просто, главное, чтобы слова стишков и пестушек повторялись родителями регулярно, и ребенок узнавал коротенькие тексты. Почему так хороши для игр именно рифмованные фразы? В них есть ритм, который дети четко улавливают. Пройдет всего несколько занятий, и в намеренные мамины речевые паузы посреди стишка кроха начнет вставлять свои звуки.
Тренируем зрение
Кроха в 6 месяцев узнает родных и радуется их появлению. Подобным образом он реагирует на хорошо знакомые предметы. Ребенок внимательно следит за перемещением любимых игрушек не только поворотом головы, но и всего тела. Как развивать зрение с помощью игр?
«Далеко-высоко-близко»
Выберите яркую игрушку. Поднеся ее близко к лицу малыша, привлеките внимание ребенка каким-либо звуком. После отдалите игрушку примерно на метр, снова привлеките внимание ребенка. Можно поднимать игрушку, заставляя кроху следить за ней взглядом, либо, наоборот, опускать вниз. Такие занятия предупреждают развитие косоглазия.
Малыш уже узнает какой-то предмет и реагирует на вопрос мамы: «Где мишка (кукла, мячик и т. д.)»? Усложните задачу, задавайте этот вопрос, когда знакомый предмет расположен в другом месте.
Отличный тренажер – небольшая (до 0,5 л) пластиковая бутылка, наполненная не более чем на две трети подкрашенной водой или крупами (лучше – ассорти). При этом бутылка должна удобно размещаться в руках ребенка, чтобы он мог вертеть и крутить ей: булькающая вода или перекатывающаяся крупа развивают не только зрение, но и слух.
Пальчиковые игры
Развитая мелкая моторика ребенка – это не только хорошая координация движений, но и речь! Об этом неустанно твердят и педиатры, и неврологи, и логопеды.
Какие игры способствуют развитию моторики? Прежде всего, пальчиковые. Уделять внимание пальчикам при массаже стоит с самого рождения малыша. До того времени, пока ребенок не будет в состоянии самостоятельно сгибать и разгибать пальчики в такт приговоркам, это должны делать взрослые.
Но стоит помнить, что физическое воздействие на пальцы ребенка должно быть настойчивым, но легким, не причиняющим боли. Суставы пальчиков еще хрупкие, и их легко травмировать!
Пальчиковые игры нужно проводить несколько раз в день. Начинать с небольшого массажа-растирания, чтобы улучшилось кровоснабжение. Далее переходить непосредственно к упражнениям, сопровождающимся ритмичными приговорками, например:
Мальчик-пальчик, улыбнись! Братцам-пальцам поклонись!(сгибая большой пальчик)
С этим братцем (загибая указательный) в лес сходи,
С этим — (средний палец) печку растопи,
С этим – суп свари густой (безымянный),
С этим (мизинец) – песенки попой!
Сгибая поочередно пальчики на каждой из ладошек, начиная с большого:
Раз, два, три, четыре, пять!
Разгибая по одному с мизинца:
Этот пальчик спать не хочет,
Этот – на весь дом хохочет,
Этот – хочет пошуметь,
А вот этот – песню спеть.
Тут родители пришли (массируя большой пальчик),
Шалунишки спать легли! (сжимаем ручку в кулачок)
Способствуют развитию моторики занятия с мелкими предметами. Прочно пришейте к куску ткани пуговицы разных форм и размеров и периодически давайте малышу их перебирать маленькими пальчиками.
Анна, мама двухлетней Арины: «В свое время нам очень помогли советы знакомого логопеда. С полугода мы стали заниматься пальчиковыми играми. Помимо того, что и говорить стали рано, уже в год небольшими фразами, так теперь я даже не боюсь давать ребенку ножницы. Под моим присмотром, разумеется, дочка уже неплохо ими орудует, координация очень хорошая!»
Игры с водой
Играть с водой можно во время гигиенических процедур. Главное, сопровождайте все действия словами! Каждый раз, умывая кроху, приговаривайте:
Водичка, водичка,
Умой Маше (другое имя) личико;
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Сделайте каждое купание незабываемым, «приглашайте» в ванночку семейство резиновых утят или небольшой мячик.
Ксения, мама девятимесячной Карины: «Дочка не случайно родилась по Зодиаку Рыбой. Воду обожает с рождения. Каждое наше купание – целое театрализованное представление: здесь и игрушки, и мочалки, и кричалки! А мы с папой – зрители. От нас требуют аплодисментов. Счастью нет предела».
Если кроха еще неуверенно сидит, замените на время ванночку глубоким пластмассовым тазиком: так и спине будет опора, и за игрушками тянуться далеко не нужно. При гипертонусе можно добавлять в воду отвары трав (лист брусники, шалфей, пустырник, корень валерианы), таким образом, игры будут иметь и лечебный эффект.
Игры с водой помогают развивать и тактильные ощущения. Налейте в мисочки воду разной температуры: комнатной, чуть потеплее, теплую. Опускайте поочередно в каждую из мисок ручку ребенка, приговаривая:
Это чистая водица для купанья не годится – холодна!
Эта чистая водица – умываться нам сгодится – неплоха!
Эта теплая водица для купанья пригодится – хороша!
Занятия с водой полезны не только для психического и эмоционального развития ребенка, они укрепляют иммунитет: вода – отличное средство для закаливания.
Развивающие игрушки
Для развития координации движений, тактильных ощущений, мелкой моторики необходимы соответствующие игрушки. С 6 месяцев ребенок способен играть одновременно с 2–3 предметами, и это позволяет делать игры более разнообразными, привносить в них сюжетность.
Например, построили башню из нескольких кубиков, а машинка-шалунишка, которой управляет мамина рука, въехала в постройку и сломала ее! Сколько смеха вызывает у малыша звук падающих кубиков и растерянное выражение на мамином лице! Повторяя регулярно эту игру, вы скоро заметите, что ребенок сам пытается толкать машинку в сторону сооруженной вами башни. Так малыш овладевает причинно-следственными связями.
Наполните ведерко или коробочку небольшими игрушками, покажите, как это весело, когда игрушки рассыпаются по ковру, если ведерко перевернуть! И уже сейчас можно тренировать координацию и мелкую моторику, ручкой ребенка складывая игрушки обратно в ведро.
Игровое поле малыша должно быть достаточно информативным: яркие игрушки разнообразных форм и фактур, среди которых обязательны и такие, которые реагируют на действия крохи, – звенят, пищат и т. д.
В каждом доме есть немало предметов, которые пригодны в качестве интересных и развивающих игрушек: деревянная и пластмассовая посуда, крышки от кастрюлек, пластиковые бутылки.
Развивающие игры для детей 6 месяцев не требуют приобретения особых, дорогих игрушек, разрекламированных модными производителями. Достаточно самых элементарных. Главное, чтобы игрушка не содержала мелких, непрочно прикрепленных деталей была изготовлена из безопасных материалов, ведь малыш все пробует на вкус!
Играйте с ребенком не только дома. На прогулке в позволяйте ему трогать листочки, травинки, камешки. Комментируйте все, что привлекает внимание ребенка, поясняя: «Это птичка, а это бабочка», «Вот какой большой дом!», «Посмотри, какая машина!».
Заключение
В 6 месяцев ребенок – не беспомощный малыш. Сейчас у него формируется игровая деятельность, а игра – важная составляющая правильного, гармоничного развития. Малыш стал общительнее, он лепечет и вполне способен проявлять радость или недовольство так выразительно, что родители все понимают. Слуховой и звуковой анализаторы малыша продолжают совершенствоваться. Особое же внимание стоит сосредоточить на развитии мелкой моторики. Это важно не только для ловкости пальцев, но и для формирования речевых навыков. А лучшими помощниками в этом станут развивающие игрушки с мелкими деталями разных размеров и фактур.
Видео по теме
Игры и занятия с ребенком от 6 месяцев до года
Юный член семьи растет и приобретает все новые навыки. В этот период особенно важно не сравнивать своего малыша с детьми подруг или книжными таблицами. Один ребенок будет уверенно сидеть уже в 6 месяцев, другому для этого понадобиться больше времени. Кто-то рано пойдет, а кто-то будет ползать до года.Развитие всегда индивидуально, радуйтесь достижениям своего ребенка, предлагайте и показывайте ему новые игры. Эта статья — не перечень заданий, а скорее набор идей, как помочь малышу осваивать новое.
6-7 месяцев
В возрасте полугода ребенок уже сидит в детском стульчике, у него освобождаются обе руки. Он уже может начать осваивать такие игры как «ладушки», предлагать сразу больше игрушек. Это будет способствовать развитию мыслительной деятельности и координации движений, побуждать ребенка делать выбор между несколькими предметами.Если в рацион ребенка уже вводится прикорм, можно предложить взять малышу ложку и показать, захватив его кулачек, как зачерпнуть еду и поместить в рот. Это не только первый шаг на пути к самостоятельности, но и упражнение для развития мелкой моторики.
Если в рацион ребенка уже вводится прикорм, можно предложить взять малышу ложку…
Хорошей идеей будет познакомить ребенка с его первыми книжками. Они должны быть с толстыми страницами, которые будет легко ухватить и перевернуть.
Для развития речи по-прежнему хороши стишки, потешки, песенки. Во время купания и переодевания постоянно называйте части тела ребенка. Показывайте ему жесты «да», «нет» и «пока». Детям проще дается изучение новых слов, если они подкреплены движением.
В этот период малыш учится управлять нижними конечностями, и развитие координации движений будет способствовать становлению навыка ходьбы в дальнейшем. В играх с ребенком можно использовать легкий мяч, положенный в кроватку. Предложите малышу вытолкнуть мячик, покажите, как это сделать.
7-8 месяцев
С 7 месяцев стоит использовать игры на развитее памяти. Именно она необходима ребенку в первую очередь для освоения новых знаний. Поиграйте в «прятки» с игрушками — поместите предмет в коробочку и закройте крышкой. Можно использовать для игры платочки, пластиковые стаканчики, обычное полотенце. Попросите ребенка найти: «куда же он спрятался?». Откройте коробочку и покажите: «а вот он!». Предложите малышу самому найти игрушку.Когда ребенок освоится с условиями игры, усложните задание — предложите ему найти игрушку в одной из трех коробочек. Не забывайте, что цель таких игр — развитие памяти и внимания. Ребенок должен видеть, куда именно вы положили предмет.
Каждая мама знает, что в этот и последующий период разговаривать с ребенком надо очень много. Проводите экскурсии по дому, знакомьте ребенка с предметами окружающей обстановки, действиями домашних животных, комментируйте, что делаете сами. Посмотрите вместе с ребенком картинки в книжке, фотографии, называйте различные предметы, животных, явления.
Посмотрите вместе с ребенком картинки в книжке, фотографии, называйте различные предметы, животных, явления.
Часто дети в этом возрасте норовят поиграть с едой — им хочется размазать кашу по столу, раскрошить хлеб. Наберитесь терпения и не одергивайте малыша. Такое занятие подготовит его к взрослому приему пищи, познакомит с новыми тактильными ощущениями, будет способствовать пониманию причинно-следственных связей. Возможно, стоит предложить ребенку пальчиковые краски.
8-9 месяцев
В этом возрасте у ребенка начинает развиваться очень полезный навык — «пинцетный захват» (когда малыш берет предметы не всей ладонью, а большим и указательным пальцем). Окончательно он появится примерно в 10 месяцев, но уже сейчас можно помогать ребенку в управлении пальцами.Детям в этом возрасте очень нравится все, что может менять свою форму. Малышу будет интересно играть с обычной бумагой, фольгой, мять их и разрывать. Можно совмещать игру с бумагой и «прятки» — заворачивайте в нее игрушки, и пусть юный исследователь найдет их.
В 8 месяцев уже можно предложить ребенку простейшие игры, связанные с конструированием. Покажите ему, как сложить башню из кубиков, собрать пирамидку. Запаситесь терпением, возможно, показать придется ни один раз, прежде чем малыш сам попробует сложить что-то.
Для развития речи будет полезно использовать игрушки-помощники. Игрушка может «показать» ребенку как держать ложку, правильно складывать пирамидку, «прокомментировать» свои действия.
Добавляйте все новые звуки в число повторяемых. Как «звучит» кастрюля, если по ней постучать: «бум-бум», как звенит колокольчик: «динь-динь». Простейшие слоги ребенку проще всего освоить в первую очередь, но для копирования, ему необходимо постоянно их слышать.
9-10 месяцев
Когда ребенок уже хорошо сидит, ему могут понравиться игры с мячом. Покажите, как можно толкнуть мяч от себя. Сначала действие нужно будет проделывать, управляя руками малыша. Аналогичным образом можно показать, как ловить мячик. Эта игра будет способствовать развитию координации движения и доставит удовольствие.Полезно для развития мелкой моторики все то, что обычно ребенку нельзя — нажатие на различные кнопки, вращение ручек, закрывание и открывание шпингалетов, задвижек. Чтобы подобные занятия не создавали проблем, необходимые предметы можно прибить к доске или куску фанеры.
Интересно малышу будут и застегивать-расстегивать кнопки для одежды, змейки, можно попытаться застегивать пуговицы. Мы для этой цели сделали специальную книжечку, из ткани, где были вшиты различные элементы.
Ребенок уже умеет или учится манипулировать сразу двумя предметами и этот навык так же следует развивать. Покажите ему, как можно постучать двумя кубиками друг об друга, используйте для этих целей ложки, погремушки, пластмассовые шарики.
Стараетесь, чтобы ребенок запоминал расположение различных предметов. Спрашивайте его чаще, где находится та или иная игрушка, или предмет гардероба.
10-11 месяцев
Как правило, в этом возрасте ребенок уже перемещается достаточно свободно. Поиграйте с ним в настоящие «прятки». Если малыш растеряется, покажитесь и скажите: «ку-ку». Такая игра сыну очень нравилась, а мне позволяла удерживать его внимание и контролировать направление движения.Становлению речи могут способствовать различные ритмичные упражнения, сопровождаемые стихотворением. Детям обычно очень нравится зарядка в такой форме. Подбирайте или заменяйте действия, исходя из освоенных движений, постепенно добавляйте новые.
Захват двум пальцами уже появился? Теперь для игры ребенку можно давать мелкие неострые предметы. Например, крупные фасолины, горошины, пуговицы. Их можно складывать в баночки, коробочки или просто перебирать руками. Сначала они должны быть достаточно крупными, постепенно их размер будет уменьшаться. Главное следить за малышом, чтобы «игрушка» не попала в рот.
Складывайте небольшие предметы в коробочки…
В этом возрасте ребенок начинает сравнивать различные предметы между собой. Это хороший повод разнообразить игры освоением новых понятий: «большой — маленький», «широкий — узкий». Можно начинать знакомить ребенка с формами предметов.
11-12 месяцев
Если ребенок уже ходит, учите его перешагивать через препятствия. Для этого можно поместить на полу небольшую игрушку или натянуть веревочку. Для малышей, предпочитающих ползать как можно дольше, тоже можно подготовить подобные «полосы препятствий» из полотенец или подушек. Это будет не только интересно ребенку, но и позволит ему научиться лучше управлять своим телом.Игры в песочнице или снегу в этом возрасте будут очень кстати. Наполнение ведерка способствует становлению кисти. Сначала используете наиболее простые действия — пусть ребенок пересыпает, наполняет формочки и ведерко, копает ямки.
Если для игры с песком ребенок использует не только совок, но и руки — не запрещайте ему. Он знакомится с новой текстурой, а такой «массаж» будет полезен детским ладошкам. Пересыпать, лепить, рисовать на песке — интересуйте малыша новыми вариантами.
Для игр в песочнице слишком холодно или сыро? Развивать координацию движений помогают и другие игры. Наполните миску водой и дайте ребенку большую ложку. В миску поместите небольшие пластмассовые шарики и предложите их выловить. Можно «покормить» какую-то игрушку. Мы из ложки поливали цветок — он же тоже хочет пить.
Ребенку уже можно читать сказки, давать обычные книжки — пусть он сам пытается перевернуть страницу. Главное объяснять малышу, что рвать и портить книги нельзя.
1 год
В этом возрасте уже можно широко использовать первые ролевые игры. Уложить игрушки спать, накормить и причесать куклу, покатать ее в коляске. Так ребенок осваивает навыки социального взаимодействия, учится играть самостоятельно. Возможно, малыш попытается поиграть и с родителями. Участвуйте в игре малыша, благодарите его и поощряйте подобные действия.Спрашивайте малыша обо всем. Сначала это должны быть простые вопросы, предполагающие положительный или отрицательный ответ. Если ребенок не дает ответа — ответьте за него, но после некоторой паузы.
Просите ребенка что-то принести, показать, найти. Таким образом, Вы помогаете юному члену семьи накапливать словарный запас, лучше понимать обращенную речь и вовлекаете его в процесс общения.
Старайтесь, чтобы в окружении малыша на прогулке и в гостях были и другие дети. Даже если ребенок не станет сразу включаться в совместную игру, у него появится возможность понаблюдать за поведением и действиями других ребятишек, а не только родителей.
Количество игр и игрушек, с которыми справляется малыш, уже достаточно широк. Этот перечень будет расширяться тем быстрее, чем больше новых интересных занятий Вы сами предложите ребенку и покажите, как с ними справляться.
Автор: Екатерина Ефремова
10 лучших развивающих игр для детей от 6 месяцев до года
Игры – это не только веселое времяпрепровождение для наших крох. С их помощью малыши знакомятся с миром и приобретают новые знания. Причем, речь не о современных игрушках и гаджетах, которыми занятые родители заваливают своих чад, а именно о развивающих играх с папой и мамой. Такие игры способствуют концентрации внимания и повышают исследовательский интерес ребенка.
Читайте также: 25 лучших развивающих игр для малыша с рождения до 6 месяцев.
Какие игры наиболее эффективны для развития крохи?
Читайте также: Самые лучшие развивающие игрушки для малышей до года.
- Капуста
Заворачиваем небольшую игрушку в несколько слоев бумаги. Даем малышу возможность найти игрушку, развернув каждый слой.
Цель игры – развитие восприятия и мелкой моторики, управление движениями рук, получение представления о постоянстве вещей. - Туннель
Создаем туннель из имеющихся в доме коробок или иных подручных средств (конечно, с учетом безопасности малыша). Размер туннеля предполагает для малыша возможность свободного проползания из точки А в Б. На дальнем конце туннеля сажаем любимого мишку ребенка (машинку, куклу…) либо садимся сами. Дабы малыш понял, что от него требуют (и не испугался), для начала проползаем через туннель сами. Потом запускаем малыша и маним его к себе с другой стороны тоннеля.
Цель игры – развитие восприятия, уверенности в себе и координации, укрепление мускулатуры, разрядка напряжения, борьба со страхами. - Преодолеваем преграды
В игре принимают участие мама с папой. Мама садится на полу и вытягивает ноги (можно обе ноги согнуть, или одну согнуть, а другую оставить выпрямленной, и пр.), сажает кроху на пол. Папа садится напротив с яркой игрушкой. Задача малыша – доползти до игрушки, проползая через ноги или под ними и самостоятельно продумывая способ преодолеть препятствие.
Можно усложнить задачу, бросив на пол между родителями пару подушек или соорудив туннель из коробок.
Цель игры – развитие сообразительности, координации и двигательных/моторных навыков, укрепление мышц, развитие чувства равновесия и ловкости. - Шуршунчики
Даем крохе лист бумаги, учим комкать. Скомканный бумажный мячик используем для игры – «кто дальше бросит», в качестве шара для «боулинга» (выставив легкие кегли на полу), бросаем в воздух (кто выше) и бросаем в коробку («баскетбол»). При каждом удачном попадании хвалим малыша. Не оставляем малыша с бумажными мячиками ни на секунду (соблазн — попробовать бумагу на зуб – присутствует практически у всех детей).
Цель игры – знакомство с новыми материалами (можно периодически менять бумагу на глянцевый журнальный лист, салфетку, фольгу и пр.), развитие моторики рук и координации движений, совершенствование уже имеющихся навыков, обучение манипулированию предметами, развитие исследовательского интереса и стимуляция зрительной координации. - Коробочки
Подготавливаем несколько коробочек разного размера, цвета и, желательно, фактуры (с крышками). Складываем «одна в другую», предварительно спрятав в самой маленькой коробочке игрушку. Учим малыша открывать коробочки. После того, как он доберется до игрушки, учим складывать коробочки в обратную сторону и закрывать их крышками.
Хвалим ребенка за каждое успешное движение. Можно положить игрушку в одну из коробочек (чтобы малыш увидел) и, перемешав все коробки перед ребенком, расставить их в одну линию – пусть кроха определит ту самую коробку с «призом».
Цель игры – отработка новых движений, развитие моторики и зрительной координации, изучение классификации объектов по цвету и размеру, развитие органов чувств и памяти, стимуляция зрительного/тактильного восприятия. - Стаканчики
Берем 3 прозрачных пластиковых стакана, под один в присутствии малыша прячем мячик. Предлагаем крохе найти игрушку. Далее берем 3 платочка, повторяем «фокус» с игрушкой.
Позже (когда малыш поймет задачу) достаем непрозрачные стаканчики, а фокус показываем по принципу игры «кручу-верчу», но медленно и не сильно путая стаканы.
Цель игры – развитие внимания, формирование представления о независимом существовании вещей. - Угадай мелодию
Ставим перед ребенком металлический тазик, насыпаем рядом на пол горку из игрушек разной текстуры и содержимого. Бросаем поочередно каждый предмет в тазик, чтобы услышать звук каждой игрушки. Постепенно отодвигаем тазик от ребенка, чтобы он учился попадать в него с определенного расстояния.
Цель игры – развитие сообразительности и координации движений, развитие способности манипулирования вещами, развитие творческого мышления, изучение классификации объектов по звуку (не забываем сопровождать каждый звук комментариями – стучит, звенит и пр.). - Домашний сортер
В обычной коробке небольшого размера вырезаем отверстия разной формы и размера. Насыпаем перед малышом игрушки, предлагаем ему сложить игрушки в коробку через отверстия.
Цель игры – развитие моторики, внимательности, логики и координации, знакомство с формами и текстурой. - Расфасовка
Ставим перед малышом 2 коробки. Насыпаем рядом игрушки. Предлагаем крохе (на собственном примере) сложить в одну коробку белые игрушки, в другую – красные. Либо в одну – мягкие, в другую – пластмассовые. Вариантов множество – мячики и кубики, маленькие и большие, и пр.
Цель игры – развитие внимательности и сообразительности, знакомство с цветами, текстурой и формами, развитие мелкой моторики. - Кто сильнее дунет
Для начала учим кроху просто дуть на вас, надувая щечки. Показываем на примере. Вдыхаем и с силой выдыхаем. Как только малыш научиться дуть, усложняем задачу. Просим подуть на перышко (легкий бумажный мячик и пр.), чтобы сдвинуть его с места. Дуем «наперегонки» — кто дальше.
Позже (после 1,5 лет) приступаем к надуванию мыльных пузырей, к веселой игре с пузырьками через соломинку и пр. Игры с водой – строго под контролем.
Цель игры – развитие мышц (для становления речи) и легких, управление своим дыханием.
Читайте также: Лучшие развивающие мультики для детей до года.
чем занять кроху в 5-6 месяцев
Пять-шесть месяцев – возраст, когда малыш уже совсем не похож на того беспомощного кроху, которым был в первые месяцы жизни. Как мама и папам, которые хотят вырастить из своего чада полноценную личность, развлечь и развить его? Я – Родитель подготовил семь игр для полугодовалого крохи.
Какие новые навыки появляются у ребенка в 5-6 месяцев?
Физическое развитие
К полугоду малыш может переворачиваться со спины на живот и обратно. Некоторые дети уже дети уже вовсю ползают, а некоторые только пытаются добраться до отдаленной игрушки. Появляются первые попытки сесть, малыш может приподняться, опираясь на одну руку, а второй играя предложенными игрушками.
Развитие мелкой моторики и координации
Ребенок начинает манипулировать предметами – брать игрушки, ощупывать их, перекладывать из одной руки в другую. Он уже отчетливо противопоставляет большой палец остальным пальцам кисти.
Развитие зрительного восприятия и внимания
Ребенок способен находить спрятанный предмет, узнает знакомые предметы, начинает отличать цвета и формы. Он изучает все, что находится вокруг него – игрушки, лица родителей, вещи, ощупывая и рассматривая все, до чего может дотянуться.
Развитие слуха и речи
Ребенок начинает слышать удаленные звуки, различать посторонние шумы, определяет источник звука. Малыш поворачивается на свое имя, ищет глазами знакомый предмет при вопросе взрослого, где тот находится, повторяет за родителями некоторые слоги и звуки.
Семь игр для малыша в 5-6 месяцев
Полугодовалый ребенок – уже полноправный партнер в игре, он живо реагирует на действия взрослого. Какие игры пойдут ему на пользу?
2 игры для физического развития
«Ползем за игрушкой»
Цель игры: стимулировать малыша ползать
Хорошо, если ваш малыш уже освоил ползание. Если это не так, малыша стоит стимулировать к ползанию. Для этого подойдут любые яркие игрушки. Как только ребенок повернется на животик, положите интересный предмет в некотором отдалении от него. Он обязательно попытается к нему подползти. Если кроха пока плохо ползает, помогите ему, дав опереться стопами на руку взрослого и позволив немного оттолкнуться от нее.
Для облегчения игры можно расположить малыша так, чтобы он мог отталкиваться ножками от стены или другой опоры.
«Маленький футболист»
Цель игры: развитие крупной моторики, мускулатуры мышц ребенка
Для игры понадобится не очень большой мячик. Взрослый кидает его так, чтобы ребенок мог отбить его ручками или ножками.
2 игры на развитие мелкой моторики
«Воздушный шарик»
Цель игры: развить умение противопоставлять большой пальчик всем остальным
Надуйте воздушный шарик не очень сильно, чтобы избежать случайных хлопков, и привяжите к нему небольшие ленточки. Покажите шарик ребенку, поиграйте им и привлеките внимание. Потом дайте ребенку ленточку в руку так, чтобы малыш схватил ее с одной стороны большим пальчиком, а с другой – всеми остальными. Учите малыша притягивать шарик к себе и толкать от себя, беря в ладони, а потом – обратно за ленточку.
«Перекладываем мячик»
Цель игры: научить малыша перекладывать игрушку из одной руки в другую
Положите ребенка на спину перед собой, а если он уже сидит – посадите к себе на колени. Дайте малышу игрушку, следя за тем, чтобы он распределил пальчики по поверхности всей ее поверхности. Потом учите его перекладывать мячик из одной ручки в другую, показывая ему пример.
При желании игру можно модифицировать: учите ребенка сначала отдавать вам мячик, а потом брать обратно.
Игра на развитие зрительного восприятия
«Где картинка?»
Цель игры: учить малыша находить исчезнувший из виду предмет (картинку)
Вам понадобится картонная коробка, на одну из граней которой наклеена яркая картинка. Покажите картинку малышу, описывая то, что на ней изображено. Выражайте свою радость, с интересом рассматривайте картинку вместе с малышом. Потом переверните коробку на другую грань. Выражайте эмоции, удивляйтесь, куда же исчезла картинка. Побуждайте ребенка искать изображение, переворачивая коробку. Когда малыш с вашей помощью найдет картинку, обязательно порадуйтесь: «Ах вот она где!».
Время от времени меняйте изображения на коробке.
2 игры на развитие речи
Пальчиковые игры
«Сорока-белобока»
Цель игры: повторение отдельных слогов
Полгода – самое время для активного знакомства с пальчиковыми играми. Именно они лучше всего способствуют органическому развитию мозга и появлению осознанных слогов. Простейшая «сорока-белобока» станет отличным вариантом зарядки для пальчиков крохи.
Возьмите ладошку ребенка и начните водить по ней указательным пальцем круговыми движениями, приговаривая известную потешку. Затем загибайте пальчики по одному, начиная с мизинца, массируя их.
Вы также можете придумать свою потешку или просто рассказывать малышу истории про каждый пальчик, когда начинаете его загибать или массировать.
«Ладушки»
Цель игры: повторение отдельных слогов
Полезна для малыша в полгода и такая игра как ладушки – очень скоро он начнет радостно хлопать в ладоши при первых словах стишка:
— Ладушки, вы – ладушки
Где были?
— У бабушки!…
Помните, что каждый малыш развивается индивидуально. Если ваш ребенок еще не освоил какие-то навыки, описанные в нашем материале, не переживайте. Поиграйте с ним в игры, рекомендованные для малышей четырех-пяти месяцев, а лучше используйте те, которые вызывают у крохи самые радостные эмоции.
Какая вы мама? Узнать
Екатерина Кушнир
Во что играть с ребенком в 6 месяцев / Mama66.ru
Шесть месяцев – очень важный и значимый момент в жизни каждого ребенка. Именно в этот период дети начинают самостоятельно ползать и сидеть. Это дает им новые возможности в изучении окружающего мира.
Этот возраст позволяет ребенку видеть предметы, находясь в вертикальном положении. Какие игры полезны для шестимесячного ребенка? Этот вопрос задают себе многие родители.
1. Предметные игры.
В этом возрасте малыш уже может самостоятельно удерживать погремушку в руке, умеет перекладывать её из рук в руки, стучать ею и трясти её. Сложите некоторые игрушки в коробок, пусть Ваш малыш вытягивает их, изучает их.
Продемонстрируйте ему, что можно немного постучать ими по полу, по другой игрушке, по коробке. Играя с ребенком, следует заострить его внимание, на то, что каждая игрушка звенит абсолютно по-разному. Для развития ориентации крохи, коробку с игрушками ставьте то сбоку, то позади, то перед малышом и говорите ему: ищи коробочку слева, справа, сзади и т.п.
2. Игра «Платочек».
Можно разнообразить любимую всех малышей игру «Ку-ку» с помощью платка. Запрячьте свое лицо под платком, периодически появляйтесь и говорите своему малышу «ку-ку». Можно запрятать под платком игрушки и показывать, как можно их найти. Такая игра поможет ребенку понять, что предметы существуют отдельно друг от друга.
3. Игры на бросание предметов.
Для этой игры нужно поставить ведро или тазик и пусть Ваш ребенок кидает туда всевозможные предметы (погремушки, мягкие игрушки, деревянные кубики, шарики с наполнителем). При этой игре нужно, чтобы малыш обратил внимание на то, что все игрушки падают с разным звуком.
Освоив навыки бросков, многие дети любят выкидывать предметы из манежа, а потом требуют вернуть их назад, чтобы опять бросить их. В этом случае, к игрушке можно привязать ниточку и прикрепить её к кровати. Научите своего ребенка тянуть за ниточку для того, чтобы вернуть её после выбрасывания.
4. Музыкальная игра.
Включите для своего крохи мелодии с разным ритмом и в исполнении разнообразных музыкальных инструментов. Для развития у ребенка слуха дирижируйте вместе под марш и вальс.
5. Малыши любят кататься на коленях у взрослых.
Эту забаву можно дополнить веселыми детскими прибаутками и стишками про животных. Например, «Давай скакать- скакать на конячке…», «Люблю свою конячку» и т.д.
6. Пальчиковые игры.
Смысл этой игры заключается в изучении не только пальчиков на руках, но и на ножках. Изучайте вместе все части лица и тела.
7. Игра «Пирамидка».
Естественно в шесть месяцев малыш самостоятельно сам складывать пирамидку не сможет, но предложить малышу поснимать кольца со штыря вполне реально. На штырь можно надеть кольца других пирамидок и всевозможных размеров. Когда малыш будет надевать или снимать кольца, описывайте размер и цвета каждого колечка.
8. Игры в ванной.
Продемонстрируйте малышу, как можно набрать и вылить воду из стаканчиков. Пусть он посмотрит, как течет вода из-под крана. Подержите ручки малыша под водяной струей, и пусть он попробует набрать стаканчик воды, естественно с Вашей помощью. Ребенок должен научиться различать горячую и холодную воду. Можно попускать мыльные пузырьки, чтобы малыш похлопал их.
9. Игра «Дуй-дуй».
Покажите малышу, как можно набрать воздух в рот, этим самым Вы научите его дуть. Постепенно, когда малыш научится это делать, спровоцируйте его подуть на воздушный шарик, на перышко и т.п. Эти упражнения развивают дыхательную систему малыша и хорошо стимулируют его речь.
10. Игры для развития тактильных ощущений ребенка.
Проговаривая названия, цвет, форму и свойства предмета, дайте ребенку потрогать и ощутить на ощупь окружающие его предметы. Например, попробуй, какой мягкий мячик, он круглый, зеленого цвета.
11. Игра «Знакомство с животными».
Для этой игры используйте разнообразные картинки, мягкие и другие игрушки. Показывайте их малышу и рассказывайте о них.
От того, как часто Вы будете заниматься с малышом, зависит его дальнейшее развитие. Дети этого возраста, как никто нуждаются во внимании к себе. Следите за безопасностью и не оставляйте ребенка самого без присмотра. В этом возрасте не рекомендуется давать малышу играть с мелкими предметами. Безопасность ребенка в Ваших руках!
Автор: Загудайлова Галина
написано для сайта Mama66.ru
рекомендации родителям детей 6-12 месяцев
В период от полугода до года ребенок уже не так активно растет, как в первые полгода после рождения, зато он начинает приобретать много необходимых навыков по освоению окружающего мира. Родители могут помочь ему в этом, предлагая подходящие развивающие игры. Специально для вас Я – Родитель подготовил 6 игр – для малышей от шести до девяти месяцев и от девяти до двенадцати месяцев.
Какие навыки развиваются у младенца в 6-9 месяцев?
Развитие мелкой моторики и координации
В этом возрасте мелкая моторика развита настолько, что кроха уже сам сознательно начинает проявлять интерес к предметам небольшого размера. И поэтому задача родителя, с одной стороны, уберечь чадо от опасности поглощения мелких предметов, с другой – организовать необходимые занятия для дальнейшего развития моторики.
Развитие целенаправленных действий
В полгода ребенок уже не просто изучает свойства предметов, а стремится использовать их по назначению: мячики и машинки – катать, в колокольчик – звенеть, в бубен – бить. Важно наглядно показывать ему, как из его действий следует результат.
Развитие речи
Теперь уже малыш не только произносит отдельные слоги, но и стремится к осмысленной речи. Поэтому нужно помогать ему осваивать лепетные слоги, из которых он уже очень скоро будет складывать первые слова: ма-ма-ма, па-па-па, ба-ба-ба, де-де-де и прочие.
3 развивающие игры с детьми 6-9 месяцев
Для развития каждого из перечисленных выше навыков Я – Родитель подобрал по одной игре.
Игра на развитие мелкой моторики
Положите в коробку игрушки разной формы: кубики, шарики, пирамидки. Можно более сложные: игрушечные фрукты, шишки – главное, чтобы они были безопасны, если все-таки кроха решит попробовать их «на зубок». Покажите малышу, как их доставать из коробки, а потом – как их туда складывать.
Игра на развитие целенаправленных действий
Знаете ли вы, что, когда ребенок в этом возрасте разбрасывает игрушки, часто он таким образом приглашает родителя в игру? Поэтому можно и сделать из этого настоящую игру, в которой он будет самостоятельно развивать необходимые навыки.
Привяжите на веревку или ленточку игрушку к стульчику, кроватке или манежу. Ребенок вначале будет кидать игрушку, а потом вы ему покажете, что можно вытягивать ее обратно за веревочку! И кидать снова, конечно же.
Частушка на проговаривание полезных лепетных слогов
Утром я встаю,
Песенку пою.
Песенку такую,
Вот какую:
Ля-ля-ля –
Вот и песенка вся.
Да-да-да –
Вот и песенка вся.
Ба-ба-ба –
Вот и песенка вся.
Скажи: ма-ма-ма-мама,
Скажи: па-па-па-папа,
Скажи де-де-де-деда,
Вот такая непоседа!
(автор: Клара Соломина)
Чему стоит уделить особое внимание в развитии малыша 9-12 месяцев?
Развитие двигательных навыков
В этом возрасте малыш – настоящий спортсмен, ведь за такой короткий период он учится стоять, ходить вокруг опоры, а потом ходить и без поддержки! Специалисты рекомендуют уже сейчас начинать вместе с малышом осваивать детские площадки и спортивные снаряды. К примеру, можно учить ребенка заползать на небольшую горку для младенцев и скатываться с нее, подниматься по лесенке с вашей помощью и прочим простым физическим действиям.
Развитие логики
Ребенку интересно не только использовать предметы по их назначению, к примеру, молоточком – стучать, ставить кубик на кубик и строить башню, он уже способен делать простые сравнения: большой-маленький, полный-пустой, есть-нет. Для этого хорошо подходят игры с емкостями, из которых можно что-то доставать и куда можно что-то складывать. Или игры с пластмассовыми вкладышами, которые можно вставлять один в другой.
Развитие памяти
Если до этого возраста вы с ребенком играли в «безопасные» прятки – прятали игрушку и потом ее доставали, то сейчас уже можно попробовать более «серьезные» прятки. Начать прятаться самим и учить малыша, что он тоже может спрятаться, а потом его обязательно найдут. Эта игра также важна для того, чтобы кроха легче переносил разлуку с мамой и другими взрослыми, к которым он привязан.
3 развивающие игры с детьми 9-12 месяцев
Игра на развитие двигательных навыков
Организуйте у себя дома переносной «спортзал»: соберите необходимые «снаряды», которые можно временно раскладывать в комнате, а потом убирать.
Это может быть большая тряпичная труба, в которую ребенок будет проползать. В эту игру лучше играть вместе с партнером: например, мама направляет ребенка, а папа зовет его с противоположного конца трубы.
Подобным образом можно использовать большой ящик, открывающийся с двух сторон.
А если разложить дорожку из книжек и поддерживать малыша за ручки, то он будет с удовольствием по ним ходить. Вместо книжек можно использовать специальные коврики с неровным покрытием, предотвращающие развитие плоскостопия.
Игра на развитие логики
Привяжите к веревочке несколько игрушек и положите их в коробку, а ее закройте тканью. Постепенно вытягивайте игрушки по одной из коробки и называйте их, когда они будут появляться из-под отреза. Дайте попробовать это сделать малышу. Потом, когда все игрушки будут вытащены, загляните в коробку и, разведя руками, скажите: «Нет игрушек!». Вместе с ребенком положите их обратно: «Есть игрушки!».
Игра на развитие памяти
Возьмите платок и закрывайте им свое лицо: «мамы (папы) нет». Потом открывайте: «мама нашлась (папа нашелся)»! Спрячьтесь за кроватку малыша, чтобы он какое-то небольшое время вас не видел: «где мама (папа, бабушка)?». Выгляните оттуда: «вот мама (папа, бабушка)»! Покажите малышу пример, как он может сам выглядывать из-за кроватки, а потом за нее прятаться, держась за опору. Или заползти за кровать, кресло, чтобы потом вы его там радостно обнаружили.
Наталья Нарышкина
Какими вы представляете идеальные отношения с ребенком и что лучше, опекать и баловать, контролировать или отпускать «в свободное плавание»? Прислушайтесь к себе и ответьте на вопросы нашего теста, и вы сможете определить, какая вы мама.
Пройти тестИгры и упражнения с детьми от 0 до 6 месяцев
В первый год жизни ребенок активно развивается. Объем информации, который малыш осваивает в этот период, очень велик. Помочь ему в получении новых знаний о мире позволяют различные игры, которые родители могут предложить маленькому исследователю.0-1 месяц
В первый месяц жизни малыш еще очень много спит. Большая часть времени в короткие периоды бодрствования уходит на питание и поддержание личной гигиены. Но уже в этот период можно предложить своему малышу первые развивающие игры.Зрение грудничка еще не развито и всевозможные мобили и яркие погремушки вряд ли произведут на него должное впечатление, но малышу приятно наблюдать за маминым лицом, слышать ее голос.
Стройте ребенку рожицы, показывайте язык, улыбайтесь и «грустите». Старайтесь, чтобы Ваше лицо находилось от ребенка на расстоянии 25-30 см. Объекты расположенные дальше или ближе кроха еще видит нечетко.
Во время переодевания или после купания дотрагивайтесь до различных частей тела ребенка, меняйте его положение, старайтесь сопровождать это комментариями или потешками. Так малыш получит первые знания о своем теле.
Взять что-либо в ручку такой кроха еще не способен, но если вложить в нее палец, малыш рефлекторно ухватит его. Можно вкладывать два пальца в руки ребенка и двигать ими, рассказывая стишок или напевая песенку. Такое занятие будет способствовать развитию тактильной чувствительности.
Заговаривайте с ребенком еще до того как подойдете к его кроватке. Так у ребенка будет возможность слышать речь с разного расстояния. Старайтесь разговаривать с различной интонацией, тише и громче.
1-2 месяца
Кладите ребенка на животик. Очень приятным «упражнением» как для ребенка, так и для мамы станет выкладывание малыша себе на грудь. Во-первых, это позволит маме немного передохнуть, во-вторых, чтобы увидеть мамино лицо малышу нужно будет приподнимать голову, поэтому с полуторамесячного возраста это станет особенно актуальным. И наконец, подобное времяпровождения может стать настоящим спасением при детских коликах.В этот период мышцы шеи укрепляются и можно не только вкладывать пальцы в детские ладошки, но и слегка приподнимать малыша, когда он за них ухватится. Такое упражнение будет тренировать мышцы шеи, живота и спины.
Продолжайте использовать игры на развитие тактильной чувствительности. Запаситесь лоскутками различной ткани и прикасайтесь к телу ребенка различными материалами.
С месячного возраста малыш уже учится следить глазами за объектами. Легче всего ему сфокусировать взгляд на черно-белых картинках. Это могут быть изображения линий различной ширины, фигуры, схематичное изображение человеческого лица. Картинки можно подвесить на мобиле или показывать ребенку самостоятельно.
2-3 месяца
В 2 месяца периоды бодрствования становятся уже более продолжительными, что дает родителям возможность предложить малышу больше интересных занятий.В этом возрасте малыш уже начинает активно разжимать кулачки. Поэтому ему можно предложить игры, связанные с удержанием предметов. В ручки можно вкладывать небольшие шарики, бусы, пуговицы, нанизанные на нитку.
Ребенку двух месяцев уже можно надеть на ручки и ножки колечки с бубенчиками. Это будет стимулировать как развитие слуха, так и координацию движений.
Для развития зрения и слуха подойдут различные погремушки. Потряхивайте игрушку и водите ею вверх-вниз, влево-вправо, вперед-назад. Интересный звук дополнительно будет привлекать внимание малыша. Для извлечения звуков можно использовать что угодно — кубики, ложки, бутылочки, наполненные крупой. Чем разнообразнее будут звуки, которые малыш услышит, тем интереснее ему будет играть.
Хорошо повлияют на развитие тактильных ощущений и мелкой моторики различные игрушки изготовленные мамой самостоятельно. Это могут быть мешочки различной формы и из разных материалов наполненные крупами. Такие игрушки можно сделать еще и звучащими — вшейте в него кусочек полиэтилена или фольгу, бубенчики.
Можно подуть на тело или лицо ребенка слабее и сильнее. Кстати, это не только развивает тактильные ощущения, но и хорошо успокаивает многих детей. Когда сын капризничал, это несложное упражнение помогало остановить плач.
В возрасте 2 месяцев сыну уже очень нравилась игра «где мама?». Для этого потребуется только легкий платок. Разговаривайте с малышом, а затем накиньте платок себе на голову — «где мама?», стяните платок — «а вот она!». Когда малыш станет чуть старше, так же от него будут прятаться игрушки. Эта игра позволит ребенку лучше ориентироваться в пространстве и понимать, что предметы не исчезают, даже если ребенок их не видит.
Используйте большой мяч для развития вестибулярного аппарата ребенка и тренировки мышц. Положите малыша животом на шар, удерживая и слегка прижимая, качните вперед — это побудит его приподнять голову. Верните мяч в исходное положение, затем покатите назад. Покачайте на нем ребенка влево-вправо. В дальнейшем такие занятия помогут малышу легче переворачиваться и управлять своим телом.
3-4 месяца
К трехмесячному возрасту ребенок уже способен следить за объектами и поворачивать голову на звук любимой погремушки. На этом этапе малыш уже тянется за игрушками, пытается ухватить их. Различные мобили, развивающий коврик — то, что нужно, чтобы побуждать ребенка тренировать ручки.Используйте легкие погремушки и прорезыватели.
В возрасте трех месяцев уже можно начинать знакомить ребенка с частями тела. Во время купания и переодевания малыша рассказывайте и показывайте их ребенку.
Разговаривайте с малышом, используя стишки и потешки. Чем больше в стихотворении будет повторяющихся звуков — тем лучше. Любые потешки с множеством повторов помогают ребенку осваивать речь.
Уже в столь раннем возрасте можно познакомить ребенка с животными и звуками, которые они издают. Это будет способствовать развитию речевых навыков.
4-5 месяцев
В возрасте 4 месяцев ребенок уже свободно чувствует себя на животе, уверенно держит голову и пытается дотянуться до игрушек, разложенных перед ним. Это подходящий период для развития мышц, которые понадобятся ему при ползании. Побуждайте малыша тянуться за предметом, лежащим перед ним. Для этих целей подойдет любая любимая игрушка без острых частей. Чтобы ребенку было легче дотягиваться, можно подложить валик из одеяла или полотенца ему под грудь.Еще один навык, который развивается у ребенка в этот период — умение переворачиваться со спинки на живот. Чтобы облегчить малышу эту задачу побуждайте его тянуться за игрушкой вправо-влево, когда он лежит на спинке. Хорошим упражнением будет скрещивание на груди и разведение рук малыша, перекидывание одной ножки на другую.
Можно начать знакомить ребенка с первыми причинно-следственными связями. Например, сделать горку из книги или коробки и показать, что поставленная на нее машинка катится вниз. Неваляшки так же уже будут интересны малышу в этом возрасте.
Сделайте горку из книги и покажите, что поставленная на нее машинка катится вниз.
В 4 месяца у ребенка развивается бинокулярное зрение — он уже смотрит на объект обоими глазами, длительное время удерживает на нем взгляд. Это удачное время для более тесного знакомства малыша с лицом и мимикой человека.
Вопреки суевериям, для этого потребуется зеркало. Поднесите ребенка к нему и покажите, где у Вас находится рот, нос, глаза, брови. Затем продемонстрируйте все это на лице ребенка. Игры с зеркалом нравятся большинству детей. Можно построить в него рожицы — это позабавит малыша и побудит попробовать повторить мамину мимику, наблюдая за собой.
5-6 месяцев
В этом возрасте ребенок уже лучше управляет собственными движениями, уверенно захватывает предложенные предметы. Усложните игру — дайте малышу не одну, а две игрушки, вложив их в ручки. Понаблюдайте, как ребенок поступит с ними. Такая игра учит юного исследователя принимать решение и побуждает перекладывать игрушки из одной руки в другую.На этом этапе развития малыш так же предпринимает первые попытки ползти. Помогите ему в этом. Выкладывайте перед ребенком любимые игрушки, но уже так, чтобы дотянуться до них не удавалось сразу. Можно помочь ребенку оттолкнуться ножками от руки взрослого и достать игрушку.
Хороший вариант — использование не только игрушек, но и других предметов, наполненных разнообразным содержимым. Малышу может понравиться обычная пластиковая бутылка с водой, в которой плавают блестки, бусинки. Откатывайте ее от малыша — пусть он попробует достать предмет рукой. Если ребенку это не удается, подкатите бутылку и попробуйте через некоторое время снова.
С бутылочками, а так же мячиками можно играть и иначе — положите ее прямо перед малышом, чтобы он сам своим движением откатил ее от себя. Кроха попытается вернуть игрушку.
Положите мячик прямо перед малышом, чтобы он сам своим движением откатил его от себя.
Продолжайте развивать тактильные ощущения малыша. Старайтесь, чтобы не все игрушки было легко удержать в руке. Например, предложите малышу во время купания мячик, который будет выскальзывать из его пальцев. Это так же стимулирует развитие мышц кисти.
В этом возрасте ребенок уже будет стараться открывать различные коробочки. Найдите несколько картонных коробок и предложите ребенку скинуть с них крышку. Чтобы игра стала интереснее в коробочки можно помещать игрушки и находить их вместе с ребенком.
Каждый последующий этап развития ребенка, как правило, является усложнением предыдущего. Не забывайте закреплять уже освоенные навыки, постоянно разговаривайте с малышом. Используйте во время занятий стишки и потешки. Если что-то у ребенка не получается или не нравится ему — не настаивайте, отложите и предложите позже.
Автор: Екатерина Ефремова