Статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему: Как укладывать ребенка спать
Как укладывать ребенка спать
Народная мудрость гласит: «Хорошее начало полдела откачало. Конец – всему делу венец». От того, как начинается день, зависит, как он пройдет. А от того, как закончится, зависит начало следующего.
Пробуждение и засыпание – очень важные моменты в жизни детей. Проснуться – это всегда как бы немножко родиться заново.
С чего начинается ваше утро? С улыбки, поцелуя, прикосновения к сыну (дочери). Вы спокойны, ваши глаза говорят друг другу: мы оба так рады, что мы есть в этом мире!
Теперь можно встать, умыться, обтереться влажным полотенцем (редко у кого утром получается выкроить время на душ), сделать вместе зарядку, хотя бы пятиминутную, одеться, посмотреть на себя в зеркало. Обязательно надо перекусить что-нибудь с горячим чаем (именно горячим), пусть это будет небольшой кусочек хлеба с маслом. Даже если ребенок идет в детский сад, где его ожидает завтрак, желательно что-нибудь съесть дома. И – день начался.
Укладывание ребенка спать вечером тоже не терпит суеты и спешки. Хорошо, если вся процедура будет иметь какой-то постоянный порядок, четкую последовательность, станет своего рода церемонией.
Прежде всего дайте ребенку возможность спокойно закончить игру. Если это малыш 3-4 лет, можно включиться в его игру и от лица игрового персонажа сказать, что мишка уже очень устал и просит положить его спать, но сначала он хочет вместе с Анечкой (или Вовочкой) умыться. Если ребенок постарше, ему можно сказать: «Уже поздно, пора спать, поиграй еще пять минут – и будем укладываться». Если ребенок умеет определять время по часам, он поймет, если вы предложите: «Поиграй до половины девятого, и пойдем умываться». Упрощает жизнь введению четкого правила: после передачи «Спокойной ночи, малыши!» сразу умываться – и в постель.
Но вот свет в комнате погашен. Вы поцеловали ребенка, пожелали ему спокойной ночи. Пора уходить? А может быть, посидеть рядом, погладить, что-то тихо пошептать, вроде «ручки устали, ножки устали», медленно, как в невесомости: «Все хотят спать, глазоньки закрываются, глазки устали; как котеночек свернулся, теплый и мягкий…теплый и мягкий, ему легко и свободно, легко и свободно, все отдыхает». Чтобы ребенок успокоился, лучше гладить его в направлении сверху вниз по ручкам (от плеча к кисти), ножкам (от бедра к стопе), животику, спинке, лобику.
Одни дети засыпают быстро. С другими надо посидеть подольше. Иногда малыш не хочет отпускать маму или папу, пока не уснет. Если взрослые отказывают ему в этом, то и ребенок часто начинает засыпать все труднее и все больше при этом капризничая. Многих родителей такое поведение убеждает в том, что свое чадо они «вконец распустили». Взрослые становятся еще стороже, а ребенок – еще капризнее. Если же выполнять просьбу малыша в течение хотя бы месяца и каждый день сидеть с ним столько, сколько он требует, он начнет засыпать быстрее и спокойнее. В какой-то момент даже может сам предложить остановить его одного.
Очень важно, в каком состоянии взрослые сидит рядом с малышом. Если вы торопитесь и хотите поскорее покончит со всей «процедурой» укладывания – ничего не выйдет. Как нарочно, ребенок будет засыпать очень долго, капризничать и просить то попить, то поесть, то в туалет, то спеть, то почитать. Вы нервничаете, и он видит это, понимает, что он него хотят поскорее отделаться. А кому это придется по душе? Он чувствует, что, хотя вы физически рядом, ваши мысли далеко, и пытается своими капризами вернуть вас себе. Стоит ли сердиться на ребенок, если такое поведение – проявление безграничной любви к вам? Можно ли за это наказывать?
Если вы хотите, чтобы ребенок успокоился и быстро заснул, успокоитесь сами.
Совсем маленькие дети иногда требуют, чтобы их держали на руках или укачивали. Неприязнь взрослых к этим способам укладывания связана прежде всего с их неудобством и обременительностью, хотя обычно родители оправдывают свое нежелание благом детей. Но ведь укачивание и засыпание на руках ребенок неизбежно перерастет. Стоит ли ломать копья, мучить себя и малыша, настаивая на своем, если он все равно со временем откажется от этого?
Если ребенок во сне испугался и заплакал – немедленно подойдите, включите свет: он вернет малыша в безопасную и уютную реальность его спальни. Посидите рядом, прогоните вместе «плохой сон». Когда ребенок успокоится, можно снова выключить свет, но не уходите сразу.
На многих детей очень хорошо действуют пение, музыка, причем не в записи или с пластинки, а живой человеческий голос. Пение любят даже новорожденные.
Существует специальный пестовый фольклор. Удивительно мягкая, нежная, музыкальная и образная русская речь, ритмичность приговоров, сопровождаемых похлопыванием, поглаживанием, покачиванием, доставляют большое удовольствие ребенку. Играя в нехитрые «бабушкины игры», вы заметите, что общий стиль вашего взаимодействия будет неуловимо меняться.
Пусть будет крепка невидимая нить тепла и любви между ребенком и вами! Пойте для души!
Приговорки
Наша доченька в дому,
Что оладушек в меду,
Что оладушек в меду,
Сладко яблоко в саду!
Мята, мята, вся примята.
В мяте елка, в ней светелка,
В светелке голубушка
Моя внучка Любушка.
Когда ребенок просыпается, потягивается, его гладят по животику, приговаривая:
Вдоль — растушки,
Поперек — толстушки,
Ручки – бобушки,
Ножки – бегушки,
Глазки – смотрушки,
Роток – говорок.
Потягунушки, порастунушки!
Поперек – толстунушки,
А в ножки – ходунушки,
А в ручки – хвастунушки,
А в роток – говорок,
А в головку – разумок!
Тяги, тяги, потягушечки,
На сыночка порастунушки,
Ты расти, расти, сынок,
Как пшеничный колосок.
Баюшки, баю, песенку спою
Про заморский край, если будешь спать.
Расскажу я сказочку про звезду-алмазочку,
Улиточку рогатую, про белочку хвостатую.
Баюшки, бай,бай, ты же, милый, засыпай.
Ходит слон по лавочке в красненькой рубашечке.
Где девался дрема? То Марине в голова.
Ты усни, глазок, и усни, другой.
И она уснула, накрепко заснула.
Баю, бай, баю, бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Нашу Катю не буди.
Статья «Время спать, или как организовать дневной сон в детском саду»
МБОУ «Синеколодецкая начальная школа – детский сад»
«Время спать, или как организовать дневной сон в детском саду»
Подготовила;
Воспитатель ГДО
Сковородко Е.В.
2016
Тихий час
В детском садике у нас
Тихий час.
В этот час нам нужна
Тишина.
Мы сказали: – Чок! Чок! Чок!
Язычок,
Закрывает тебя
В сундучок.
Запираем сундучок
На крючок.
Все ребятки на кроватки,
Все молчок!
Потому что у нас
Тихий час.
Потому что нужна
Ти-ши-на.
(Н.Лоткин)
Дневной сон необходим для правильного развития детей дошкольного возраста. Он обеспечивает отдых после длительного периода активного бодрствования, а также накопление ребенком сил и энергии для дальнейшей деятельности во второй половине дня.
Соблюдение режима, столь важное для ребенка, касается, прежде всего, организации цикла сон – бодрствование. Важно приучать ребенка ложиться спать в определенное время.
При организации сна дошкольников могут возникать некоторые трудности и проблемы. Самая общая проблема дошкольного возраста, связанная со сном, – нежелание укладываться. Дошкольники будут до бесконечности изобретать причины, объясняющие, почему они не идут в постель.
Дошкольники способны понять, что они обязаны ложиться спать в определенное время. Им можно объяснить, что положение стрелок на часах соответствует отбою, напоминать, сколько им осталось играть, с помощью таймера. По сигналу таймера дети должны прекратить игру и готовиться ко сну.
Ребенок растет, ему нужно не только восстанавливать изнашивающиеся и разрушающиеся во время бодрствования живые частицы его тела, но и строить новые. Понятно поэтому, что, подобно потребности в пище, и потребность в отдыхе и сне у ребенка большая, чем у взрослого, и что чем ребенок моложе, тем длительнее должен быть у него сон.
Воспитатели и родители должны заботливо относиться ко сну ребенка и обеспечить ему возможность спокойного и достаточно длительного сна. Дошкольники до 5 лет нуждаются кроме ночного сна (10—11 час.) — в двухчасовом дневном сне, старшие (до 7 лет) — в часовом – полуторачасовом дневном сне или спокойном лежании.
Помимо часов, отводимых для сна, обычно чрезвычайно подвижный и активный ребенок нуждается в периодах относительного покоя. Такие периоды, прежде всего, должны иметь место каждый раз перед сном.
После сильного возбуждении (например, после прогулок, подвижных, увлекательных игр, яркой беседы) дети, в особенности впечатлительные, плохо засыпают.
Живучесть впечатлений у ребенка гораздо большая и более наглядно-зрительная, чем у взрослых. С другой стороны, потребность высказывания, вследствие упомянутых особенностей функции детской речи, часто непреодолима. Вследствие этого необходимо позаботиться о том, чтобы сну предшествовал промежуток времени (20—30 минут) для спокойных, не возбуждающих занятий. Какому занятию оказать предпочтение — зависит от характера индивидуального реагирования ребенка и руководства педагога. Во всяком случае никакого нового материала, никаких новых тем не следует вводить в это время.
Советы по организации дневного сна.
Легкому засыпанию благоприятствует спокойная, тихая и убаюкивающая музыка, или же чтение хорошей книги.
Чтобы дошкольники своевременно легли на дневной сон, воспитателю необходимо строго соблюдать распорядок дня в группе. Это способствует выработке физиологической привычки у детей. Организм дошкольников привыкает к определенной последовательности режимных моментов. В тот момент, когда приходит время тихого часа, детский организм уже готов к дневному отдыху. Недопустимо отклонение от распорядка дня, так как это негативно отразится на физиологическом состоянии малышей.
Перед тем как уложить детей спать, их необходимо успокоить. Организуйте спокойные игры (например, настольные, игры — потешки и др.). Почитайте детям книгу. Спокойные виды деятельности позволят ребятам осуществить плавный переход от активных игр к отдыху.
Обратите внимание на свет в спальной комнате. Он должен быть приглушенным, шторы по возможности закрыты.
Большое значение имеет цвет стен, потолков, оконных занавесей (или жалюзи) в спальне. Цвета не должны быть яркими, чтобы не возбуждать неустойчивую психику малышей. Используйте для оформления спальни пастельные, спокойные тона.
Включите детям спокойную музыку (например, колыбельные, классические произведения). Она позволит детям успокоиться и расслабиться. Кроме того, слушание музыки будет способствовать эстетическому воспитанию дошкольников.
Проведите с детьми упражнения на релаксацию. Эти упражнения позволяют одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение.
В спальне говорите с детьми спокойным тоном. Во время сонного часа недопустимы крики, шум, громкие разговоры. Приучите детей к спокойному тону. Это позволит сформировать спокойную атмосферу в группе.
Поделюсь одним из способов, который можно использовать при организации сонного часа.
Поощрение — один из методов корректировки детского поведения. Оно помогает ребенку отличать хорошее от дурного, дозволенное от запретного. Правильно применяемое поощрение закрепляет положительные способы поведения, тем самым формируя у ребенка готовность к активному послушанию.
Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к поощрениям. Слова одобрения, похвала взрослых являются для них стимулом самоутверждения в положительных поступках, уверенности в собственных возможностях. Одобрение, высказанное вовремя и умело, пробуждает в ребенке здоровое самолюбие: медлительный старается быть проворным, небрежно выполняющий задание стремится подтянуться и делать все лучше.
Поощрение должно быть заслуженным и использовать его надо тогда, когда необходимо отметить достижения ребенка (разумеется, в пределах его возможностей), которые требуют от него значительных усилий (физических, умственных, нравственных), скажем за то, что смог отказаться от своих желаний ради удобства других (уступил старшим место, помог маме нести покупки, заступился за младшего, по собственной инициативе навел порядок в комнате и т. п.). В этом случае похвала становится стимулом к хорошему поведению — поступить так в другой раз.
Как же можно применить поощрение при укладывании детей спать?
Можно использовать сказочный персонаж пришедший сегодня в гости к детям, или инициатором может бытьсам воспитатель.
Вариант №1. Перед сном воспитатель говорит детям, что у нас начинается соревнование «Кто уснёт первым». После сонного часа воспитатель выбирает победителей 1, 2 и 3 место. Кто поочерёдно первее заснул. Каждого из победителей воспитатель возвышает на кровати, поднимая его руку, и вручает медаль. Медали переходящие, на следующий день эти медали могут получить другие дети.
Вариант № 3. Использовать накопительную систему бонусов. Так же выбираем победителей, кто заснул первее всех, собираем в течение недели жетоны на каждого ребенка. В конце недели подсчитываем количество жетонов и награждаем победителей.
Мастер – класс
«Звездная коробочка» или «Коробочка для жетонов»
Для накопления жетонов можно использовать такую коробочку, разбитую на ячейки.
Необходимые материалы: крышка из коробки конфет, плотный картон, желтая и синяя бумага, ножницы, клей, линейка, карандаш.
ХОД:
Берем крышку из-под коробки конфет и плотный картон (я брала картон из крышек коробок печатной бумаги). Делаем перегородки.
Для этого нужно отмерить полоски картона по длине и полоски по ширине (количество полосок вы определяете сами из расхода ячеек по количеству детей.) Затем нужно разметить точки пересечения полосок и сделать на них надрезы чуть датьit середины, на каждой из полосок.
Затем обклеиваем края крышки синим и приклеиваем звездочки. Обклеиваем полоски желтой бумагой, пишем в ячейках имена людей. И для большего срока службы обтягиваем скотчем.
Наша коробочка для жетонов готова.
В заключении хотелось бы отметить, что основные задачи сна и пробуждения — это облегчение перехода от бодрствования детей ко сну и от сна к бодрствованию и создание положительного эмоционального фона у воспитанников и педагогов. Каждый воспитатели использует разные средства: спокойную музыку, тексты психологических установок, комплекс дыхательных и физических упражнений. И главное это то, что данные средства могут варьироваться в зависимости от возраста и особенностей детей.
Список литературы:
Аванесов В.Н. Воспитание детей в разновозрастной группе. – М.: 1979.
Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. – М.: 1968.
Богина Т. Л., Терехова Н. Т. Режим дня в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1987.
Ребёнок в дошкольные годы. – Под ред. А.В.Запорожца, В.В.Давыдова. – М.: Просвещение, 1968, Часть II.
Как уложить детей спать в детском саду: [Электронный ресурс] // Как просто. М., 2010-2013. URL: http://www.kakprosto.ru/kak-86351-kak-ulozhit-detey-spat-v-detskom-sadu
Тихий час: [Электронный ресурс] // Всё для детей., 2006-2016 . URL: http://allforchildren.ru/poetry/kindergarten019.php
Как уложить ребенка спать
Почему так много проблем возникает со сном ребенка? Поздно лег, рано встал, шесть раз за ночь проснулся, не спал днем, не засыпает без мамы, два часа нужно укладывать… Почему так много напряжения вокруг такой естественной потребности? Где и когда мы теряем эту естественность «устал — уснул»? Если сон – это потребность организма, то в чем же кроются причины сложного засыпания и как уложить ребенка спать?
Причины сложного засыпания
- привычка засыпать со слезами
Накричали, шлепнули, ребенок поревел и… уснул. С сильными эмоциями (в частности, со слезами) выходит много энергии, после чего наступает физическая усталость и малыш обессилев засыпает. Если несколько раз подряд засыпание происходит после сильного эмоционального выплеска, возможно закрепление паттерна. Малыш привыкает засыпать со слезами, и порой создается ощущение, что ребенок специально доводит взрослых, чтобы получить свою порцию негатива. Держитесь взрослые, иначе войдет в привычку…
- сформировано восприятие сна, как наказания
Сон в сознании крохи может восприниматься не как его собственная физиологическая потребность, а как то, к чему его принуждают. Особенно, если в качестве угрозы часто звучит из уст родителей: «А ну прекрати, а то сейчас спать пойдешь!» Поэтому, сопротивляясь насилию, малыш использует все доступные ему легальные методы (пить, писать, какать) И не только… В результате борьба, изматывающая обе стороны.
- гипертрофированная важность засыпания вовремя
Если жизнь родителей начинается только тогда, когда их чадо засыпает, то появляется гипертрофированная важность, чтобы он обязательно уснул вовремя. И чем сильнее родители хотят, чтобы малыш поскорее уснул, тем активнее он борется со сном. И словосочетание «Быстро спать!» здесь совсем не помогает. В статье «Жизнь с ребенком» я уже писала, что проблема засыпания не решается усилием воли и хорошим поведением ребенка. Тогда что делать если ребенок не спит, как помочь ему уснуть? Поделюсь своими открытиями и способами, использованными мною во время работы в детском саду.
Как уложить ребенка спать:
- телесно-ориентированная терапия
Я садилась на стульчик рядом с кроваткой. Одну руку клала малышу на бедро, мягко фиксируя при этом ноги, а вторую – на плечико и делала очень легкие покачивающие движения. Этот элемент телесно-ориентированной терапии позволяет достичь мышечного расслабления, а также расслабить нервную систему организма.
- присоединение к дыханию
Удерживая свои руки на теле малыша, я присоединялась к его дыханию и некоторое время дышала также как он. Постепенно я делала свое дыхание более глубоким, чтобы перевести дыхание ребенка из частого и поверхностного в более плавное и глубокое, каким оно бывает во время сна. В свою очередь, дыхание ребенка тоже становилось более глубоким. С подстройкой по дыханию я также могла уложить одновременно двух детей. Поставив стульчик между кроватками, я клала одну руку на плечико одному ребенку, а другую – на плечико другому. После чего начинала потихоньку раскачиваться в такт своему дыханию. За счет колебательных движений и замедления дыхания приходило расслабление и дети засыпали очень быстро.
- монотонное чтение
При прочтении текста сказки я вставляла в него фразы про расслабление и сон: «И сказал тогда медведь… Сяду на пенек… Съем пирожок… лягу на травку… отдохну чуток… А Маша ему из короба… Поспи чуток… Но не ешь пирожок…». Читать нужно протяжно, на выдохе, с паузами для плавного вдоха и постепенным замедлением темпа речи. При таком прочтении тоже происходит замедление дыхания у слушателей. Еще хорошо помогало стихотворение Маршака «Сказка о глупом мышонке», рассказываемое наизусть «трансовым» голосом. Я рассказывала его тихонько покачиваясь, с закрытыми глазами. Главное было не уснуть первой.
- собственное расслабление
Все вышеописанные приемы очень действенны, но прежде, чем их применять, необходимо самой расслабиться и успокоиться.
Бессонные ночи – это больная тема многих семей с маленькими детьми. И родители часто задаются вопросом: «совместный сон с ребенком: за или против?» Есть много «против», о чем говорят некоторые психологи и педиатры. Но есть и огромное «за»: мама высыпается. Есть везунчики, у которых дети спят отдельно и не зовут маму по шесть раз за ночь. Если ваш кроха спит в своей кроватке – замечательно. Это значит, что со временем вам не придется решать еще один больной вопрос многих мам: как приучить ребенка спать отдельно.
Ну а если этот вопрос для вас актуален, то может быть вам будут полезны несколько следующих советов.
Как приучить ребенка спать отдельно?
Переезд в новую кровать, да еще и отсутствие мамы – это большой стресс. Для спокойствия должно быть какое-то постоянство, пусть что-то будет «как всегда». Поэтому более щадящим вариантом будет введение промежуточных этапов перехода к самостоятельному сну.
- Разрываем телесный контакт.
Добиваемся его добавлением второго одеяла. Вы рядом, как и раньше, но тепло вашего тела уже ребенком не ощущается.
- Вводим атрибут спокойного сна
Им может стать игрушка, с которой малыш будет засыпать. С такой игрушкой легко засыпается не только в своей кроватке, но и в любом другом месте.
- Мама возвращается на свою кровать
Это самый простой способ, но он возможен, если изначально вы спали с малышом в его кровати. Постепенно после того, как малыш заснул, начинайте уходить на свою кровать, а если проснется и позовет, то приходите. Со временем сон будет становиться крепче, а просыпания реже.
- Переезжаем на новую кровать вместе
Ну а если ребенок спал в родительской кровати, то можно сначала маме перелечь вместе с малышом на детскую кровать. И тогда он сначала привыкает к новой кровати (рядом с мамой), а уже потом, в привычной для него кровати, будет привыкать спать без мамы.
- Личная мотивация ребенка
Редко, но бывает, когда дети сами начинают проситься спать отдельно, аргументируя это тем, что: «Я уже большой!»
- Создаем дополнительный стимул
А если личная мотивация не особо сильна, то можно создать дополнительный стимул. Им может послужить творческий подход к организации нового спального места крохи. Для этого можно вместе с ребенком выбрать новое постельное белье и какие-нибудь аксессуары: светящиеся звезды на потолке, красивый ночничок и талисман для хороших снов.
И пусть сон ваших детей будет крепким, а засыпание легким, быстрым и приятным.
как уложить ребенка спать | Азбука воспитания
Сон – это удивительный дар природы, позволяющий нам не только восстанавливать силы, но и усваивать и упорядочивать информацию, полученную за день. Без полноценного сна человек начинает болеть, а вообще без сна не может жить вообще.
Особенно важен качественный и своевременный сон для детей. малыши во сне восстанавливают силы, потраченные за время бодрствования, приходят в норму все системы организма, за счет только, что не тратится энергия на движение и эмоции, усиливается рост тела — это доказано научно.
Тем не менее многие родители сталкиваются с проблемой: их дитя отказывается спать. Уложить в постель маленького проказника бывает очень сложно, к процедуре подключаются и родители, и бабушки с дедушками, и старшие братья и сестры. Оказывается, для того, что бы ребенок легко засыпал, есть свои хитрости.
Для начала стоит определиться, сколько должны спать дети
Суточная продолжительность сна новорождённых составляет до 20-23 часов в сутки. Примерно до месяца здоровые малыши засыпают без проблем. А вот начиная примерно с месяца ребенок сокращает время сна и может после кормления «гулять» минут по 20-40. Это не есть патология, это нормально. И чем старше становится малыш, тем более длительными становятся периоды «гуляний». В возрасте от 6 месяцев до 1 года дети должны спать около 18 часов в сутки. От 2-х до 4-х лет – около 16 часов, от 4-х до 7 лет – 12 часов.
Обратите внимание на то, что около каждой цифры стоит слово «около». Эти данные — среднестатистические, полученные путем наблюдения за детьми на протяжении нескольких десятков лет. Не забывайте, что каждый ребёнок уникален, и он может установить собственный график сна.
Общие правила организации детского сна
Касательно детей до 4-х лет: укладывайте их спать тогда, когда они действительно этого хотят. Иногда приходится наблюдать пунктуальных матерей, которые по полтора часа убаюкивают извивающихся, плачущих, ноющих детей, потому что пробило два часа дня, и ребенок просто обязан заснуть. Если малыш заснет на полчаса позже или раньше, никакой катастрофы не случится — вы ложитесь спать тогда, когда вы хотите, а не строго по часам. А дети не роботы с заранее заданной программой, они не могут выключиться мгновенно по желанию мамы. Насильственное укачивание вредно и ребенку, которого выдернули из игры и заставляют резко поменять одно состояние на другое, и маме, которая нервничает, срывается, тратит уйму времени впустую.
Ложиться спать в одно и то же время. Это не значит, что раз часы пробили девять, значит, ребенок должен немедленно заснуть. Скорее речь идет о том, что родители должны уловить биологический ритм ребенка и начинать готовить его ко сну незадолго перед тем временем, когда он обычно просится спать. Более старших детей можно принуждать чистить зубы и ложиться в постель, но ломать естественный режим младенцев нельзя.
Придерживайтесь возрастных норм продолжительности сна. То есть не заставлять ребенка спать больше или меньше, чем ему необходимо.
Обеспечить ребёнку сон в спокойной обстановке. Это значит, что следует выключить телевизор, магнитофон, прекратить веселье и шумные разговоры. Тихий час он потому и называется тихим часом. Однако не стоит добиваться и стерильной тишины.
Не приучайте ребенка засыпать и спать в вашем присутствии. Если с грудничками это мило, то с более старшими детьми это уже мука. Отучить их от постоянного присутствия мамы или бабушки во время сна очень тяжело.
Обеспечить благоприятный температурный режим. В комнате, где спит ребенок, не должно быть слишком холодно или слишком жарко. Оптимальная температура для сна здорового ребенка — 18 — 23 градуса.
Обеспечьте приток свежего воздуха. Используйте увлажнители воздуха, кондиционеры, если позволяет экологическая обстановка — открывайте перед сном форточку и проветривайте комнату не менее получаса.
В зимнее время желательно укладывать детей спать в пижамах, потому что они практически все сбрасывают с себя одеяло по ночам. Если такой казус случится, то ребенок в пижаме не замерзнет.
Место для сна должно быть одним и постоянным. очень плохо, когда малыша укладывают спать то в кроватку, то в коляску, а то с мамой или бабушкой. Для маленьких детей очень важна определенность, от этого они чувствуют себя уверенно
Кроватка и постельные принадлежности по размерам и качеству должна соответствовать возрасту. Нельзя детям давать «взрослые» одеяла и подушки, это вредно и может быть опасно.
Место для сна должно находиться в уголке с обоями и обстановкой спокойных расцветок.
Как уложить ребёнка спать
Гораздо проще укладывать ребенка спать, каждый раз повторяя определенные действия, означающие, что пора ко сну, то есть придумать так называемый ритуал. Допустим — моете малыша, переодеваете в чистое, укладываете в кроватку, задергиваете шторы — даже совсем маленькие дети способны усвоить, что набор этих мероприятий означает, что пора спать. Это задает определенный настрой у ребенка, переход ко сну для него уже не будет резким, он воспримет необходимость отдыха спокойнее.
За полчаса перед ночным сном и минут за 15 до дневного сна следует прекратить все активные игры, отключить телевизор, попросить домочадцев не шуметь. На самых маленьких замечательно действует купание, особенно с применением трав, обладающих успокаивающим действием.
Не превращайте ритуал отхождения ко сну в сплошное прощание с бесконечными проверками: заснул, не заснул, как он там, ой, а вдруг что-то случилось. Постоянными заглядываниями в комнату вы будете беспокоить ребенка, он почувствует ваш страх, начнет беспокоиться и будет уже не до сна. Очень не рекомендуется включать в ритуал отхождения ко сну физический контакт с ребенком: сидеть рядом с кроваткой, пока он не заснет, держать за руку, пока он не заснет, укладываться вместе с ним, да еще определенным образом. Например, одна женщина приучила ребенка с рождения спать рядом с собой, при этом она подкладывала под него свою руку. Пока ребенок был маленьким, это умиляло и радовало ее, но эта привычка сохранилась, ребенок вырос, стал тяжелым, и она уже не могла держать его на своей руке. Но каждый раз, укладываясь спать, сын требовал мамину руку, а отказы вызывали скандалы и истерики. Отучить его от этого стоило больших нервов и матери, и самому ребенку.
Помните о том, что главный залог спокойного сна у детей — доброжелательная обстановка в семье и ваше спокойствие.
Азбука воспитания
Материал по теме: Как уложить ребенка спать? (секреты спокойного и быстрого засыпания)
Перед сном
Многие дети очень неохотно ложатся спать, даже если устали и у них слипаются глаза. Они упорно этому сопротивляются, боясь пропустить что-нибудь интересное. Однако приятный вечерний ритуал может помочь им успокоиться и приготовиться ко сну, и ваш ребенок будет с нетерпением ждать момента, когда он сможет провести несколько счастливых минут, получая от вас теплоту и внимание. Для взрослых это тоже будут приятные и радостные минуты, когда можно посекретничать и выразить свои чувства.
Прежде чем выключить свет и уложить ребенка спать, уделите ему немного времени и сделайте так, чтобы вам никто не мешал. Это поможет малышу полнее ощутить вашу любовь и заботу.
Вы можете обниматься, говорить, петь и дурачиться, рассказывать любимые старые сказки или придумывать новые. Постарайтесь создать непринужденную атмосферу, чтобы ребенок мог поделиться с вами своими мыслями, чувствами и фантазиями. Таким образом, уйдя из комнаты, вы оставите его путешествовать в сказочном мире.
К детям, которые обычно засыпают с трудом, нужен особый подход. Укладывайте их спать одним и тем же способом. Например, ласково потирайте ребенку спинку или, легка касаясь пальцами, поглаживайте личико, при этом повторяйте одно и тоже стихотворение, хотя бы такое:
Дети, звери и игрушки —
Все мечтают о подушке,
Если днем устали очень,
Добрых снов, спокойной ночи!
В этой статье мы предлагаем упражнения на релаксацию, которые могут быть особенно полезны некоторым детям.
Удобное место.
Постарайтесь сделать так, чтобы время, когда вы готовите малыша ко сну, было приятным и для вас. Поставьте около детской кроватки удобное кресло — лучше всего подойдет большое кресло-качалка. Эта немаловажная деталь сделает ваше общение с ребенком более непринужденным.
Вот несколько упражнений, которые помогут ребенку заснуть.
Волшебный ковер.
Выберите в комнате место, где было бы удобно рассказывать забавные истории.
Положите там коврик из ванной или маленький плед и назовите его «волшебным ковром». Сядьте на него вместе с ребенком.
Пусть малыш закроет глаза и представит, что он отправляется в страну чудес. Конечно, он должен быть одним из героев сказки. Начните со слов: «Сегодня вечером наш ковер-самолет полетит…» После этого ребенок продолжает фразу, выбирая место, куда направится волшебный ковер. Это может быть Диснейленд, Африка, Марс или зоопарк. Пусть ребенок сам фантазирует (вы помогаете, только когда это необходимо).
Продолжайте «путешествовать» до тех пор, пока малыш не успокоится. Сделайте так, чтобы волшебный ковер, возвратившись, опустился прямо в кровать, а затем сверните его до следующего вечернего путешествия.
Совет рассказчику.
Лучший способ стимулировать творческое воображение ребенка — относиться внимательно ко всему, что он говорит. Восхищайтесь героями сказок, которых он сам создал в своем воображении, и не будьте слишком строги к ним. Не удивляйтесь, если рассказ зайдет за границы здравого смысла.
«Баю-баю».
Самый лучший способ помочь ребенку заснуть — тихо напевать какую-нибудь колыбельную песню. Выберите мелодию и напевайте ее каждый вечер перед сном в течение недели. Пусть малыш тихонько, без слов подпевает вам. И когда он начнет засыпать, вы осторожно уходите из спальни, продолжая напевать.
Ваш репертуар может включать в себя традиционные колыбельные, современные песни о любви или народные мелодии. Ребенок может сам предложить песню из тех, которые разучивает в школе или в детском саду.
Как расслабиться.
Если вы чувствуете, что ребенок перевозбужден, попытайтесь успокоить его, расслабляя тело малыша. Для этого предложите ему лечь на кровать, приняв удобную позу, и закрыть глаза. Объясните, что он должен слушать и выполнять все, что вы говорите. Затем мягким, спокойным голосом скажите, чтобы он постарался расслабить каждую часть своего тела: «Расслабь пальцы ног: чувствуешь, что им стало приятно?» Подождите несколько секунд, а затем скажите, чтобы он постепенно расслабил ступни, полностью все мышцы ног, ладони и руки.
Сделайте паузу на несколько секунд и продолжайте давать команды — расслабить плечи, шею и, наконец, голову. После этого велите малышу полностью расслабиться, успокоиться и думать о чем-нибудь приятном и хорошем. Теперь ласково положите руки ему на лоб и объясните, что расслабиться можно в любой момент, принимая удобную позу и мысленно достигая этого состояния.
Совет родителям.
Это упражнение полезно не только ребенку, но и родителям. Если день был тяжелый и вы слишком устали для того, чтобы играть, уединитесь ненадолго у себя в спальне. Ваши мысли должны быть свободны от забот, а все мышцы расслаблены. Постепенно начинайте глубоко дышать и сосредоточьтесь на том, что вам предстоит провести с ребенком несколько минут, которые доставят вам истинное удовольствие. Постарайтесь удержать этот образ в своем воображении. Посмотрите, удастся ли вам избавиться от усталости.
Вечерний дневник.
Для этого занятия подойдет блокнот, записная книжка в переплете или просто листы бумаги.
Вместе с ребенком записывайте, какие примечательные события произошли в этот день. Спросите, что ему особенно запомнилось, и запишите. Некоторые дети будут с удовольствием долго и подробно рассказывать о том, что им хотелось бы записать. Другим потребуются наводящие вопросы: что тебе понравилось сегодня больше всего? Тебя что-нибудь расстроило? Ты хочешь завтра опять этим заняться? Вспомни какой-нибудь забавный случай. Расскажи, что нового ты узнал сегодня. Тебе это было интересно? Что ты хотел бы записать в дневник?
Поговорим о животных.
Выключив свет, попросите малыша рассказать о том, как он провел день. Попробуйте задать ему такой вопрос: «Как ты думаешь, этот день похож на какое-нибудь животное?» И если последует положительный ответ, то попросите назвать это животное. Эта игра дает прекрасную возможность подробно поговорить с ребенком о животном мире. Вы получите большое удовольствие, рассуждая с ним о разных птицах, зверях и насекомых. Жаркий и долгий летний день, оказывается, можно сравнить с медлительной черепахой, а день, заполненный заботами, суетой, спешкой, — с обезьяной, ящерицей или лисицей. Сначала вы должны сами сказать, кого напоминает прожитый вами день, например: «Я сегодня трудился, как муравей, и очень устал». Затем спросите малыша: «А на кого был похож день у тебя?»
Пространственное восприятие.
Изготовьте панно, приклеив большой кусок однотонной фланели на картон. Из разноцветного фетра вырежьте разнообразные фигуры. Например, несколько больших, средних и маленьких квадратов; синих, красных и желтых треугольников. Кроме того, вырежьте длинную полоску из черной фланели.
Пусть ваш ребенок красиво оформит конверт, папку или коробку для хранения этих предметов. Держите конверт в спальне, и когда наступит вечер, поиграйте с ними. Вот несколько вариантов игры. По очереди располагайте фигуры сверху и снизу черной полосы: в один из вечеров разложите их по размеру, в следующий раз — по цвету. Попросите ребенка найти самый большой красный треугольник и поместить его над черной линией. Затем вы, по просьбе ребенка, кладете самый маленький треугольник над полосой. Или так: найдя самый большой прямоугольник, ребенок должен разместить внутри него самый маленький кружок. На следующий вечер можно разложить фигурки по цвету или форме. Во время игры старайтесь использовать сравнения при описании предметов. Употребляйте такие слова, как «большой», «огромный», «гигантский»; «меньше чем…», «больше чем…», «такой же, как…»
Чтобы внести разнообразие в эту игру, используйте печатные буквы. Их можно купить, или сделать из фланели, или написать на большом листе бумаги — по нескольку одинаковых букв. Тогда можно предложить ребенку задание найти, например, все буквы «М». При этом заметьте, сколько времени ему потребуется на поиск. Найдя буквы, он может сосчитать их. Если буквы нарисованы на листе бумаги, обведите их кружками.
Рассказ об игрушке.
У большинства детей есть игрушечные животные. Ложась спать, малыш чувствует себя в безопасности, если рядом с ним лежит любимая кукла или зверюшка. Поэтому сделайте одну из игрушек главным персонажем вечерней сказки. Пусть ребенок сам выберет, какую захочет, и расскажет о ней историю. Только нужно обязательно помочь малышу.
Начните рассказ, а затем предложите ему продолжить. Например: «Жил был лев по имени… Лев жил в… Он очень любил есть…» Теперь спросите: «Как ты думаешь, кто был его другом?» Это позволит пробудить воображение и фантазию ребенка. Поинтересуйтесь, где лев любил гулять, о чем он думал, просыпаясь по утрам, и т. д. Постарайтесь понять все, о чем хочет сказать ребенок, и помогите ему сочинить интересную историю.
Почитаем вместе.
Все родители знают, какую важную роль в развитии ребенка играет чтение. Это занятие традиционное, но оно во все времена увлекало детей. Исследования показали, что ребенок, которому много читают, быстрее начинает читать самостоятельно. Некоторые дети любят снова и снова возвращаться к одной и той же книге. Другие предпочитают разнообразие.
Если ваш ребенок постигает грамоту, старайтесь читать с ним по очереди одну и ту же книгу. Выбирайте по мере возможности хорошую детскую литературу — советуйтесь с библиотекарем, педагогом или просматривайте проспекты и другие информационные источники о лучших книгах для детей. Необходимо подбирать издания, соответствующие возрасту ребенка, хорошо написанные и красочно оформленные. Такая литература стимулирует воображение ребенка, и, если книга действительно интересная, она доставит удовольствие и вам.
Когда малыш начнет уже читать сам, не прекращайте читать ему вслух. Даже дети, которые уже хорошо овладели грамотой, любят, когда им читают перед сном. Если ребенок, увлекаясь, не может остановиться, тогда заранее вложите закладку на несколько страниц вперед и заканчивайте чтение, когда дойдете до этого места.
Супер-герой.
Конечно, чтение вслух, рассказы и придумывание всякого рода историй перед сном доставляют ребенку огромное удовольствие. Вот один из способов, как рассказывать сказки, чтобы ребенок почувствовал к ним особый интерес. Придумайте рассказ, героем которого, конечно, должен быть ваш ребенок. Он решает все сложные задачи и находит выход из любого положения. Например, после многочисленных причудливых поворотов сюжета ваш рассказ приблизился к моменту, когда «Маленький львенок потерялся; он жалобно скулит, не зная, куда идти, сворачивается клубочком на земле и вот-вот заплачет. Как вдруг появляется… Салли. Салли пришла, чтобы выручить его. Только она знает, что делать».
Мой календарь.
Если у вас на кухне висит календарь, где отмечаются важные события .в жизни семьи, или просто есть записная книжка, без которой не обойтись, ребенок, подражая вам, непременно захочет завести свой календарь. Возьмите для этого бумажные карточки, проколите дырки в уголках и скрепите их металлическим кольцом или веревочкой. Проставьте на каждой карточке с одной стороны число — от 1 до 28, 30 или 31, в зависимости от месяца. Каждый вечер вы или ребенок должны рисовать на обратной стороне карточки картинку, изображающую какой-то эпизод проведенного вами дня. Обсудите с ребенком, как у него прошел день и выберите событие, которое можно изобразить на бумаге. Пролистайте календарь заранее и отметьте в нем наиболее важные дела, которые вас ждут в течение недели или месяца. Можно оставлять в нем записки друг другу: «Мама, вспомни про воздушные шары», «Дэвид, не забудь убрать постель».
Знаешь ли ты, что я чувствую?
Время перед сном — самый удобный момент для доверительного, задушевного разговора. Раскрываясь друг перед другом, вы сможете узнать, совпадают ли чувства, которые овладевают вами и вашим ребенком, в определенной жизненной ситуации. Можно задавать вопросы общего характера, например: «Что ты чувствуешь, когда встречаешься с чем-либо неприятным? Что ты испытываешь, если твой друг поступает нечестно?» Вопросы могут быть и более конкретными: «Что ты почувствовал, когда сегодня утром мы встретили доктора?», «Что ты подумал, когда за обедом папа рассердился на Мэта?»
Разговор должен начать взрослый и при этом быть искренним. Тогда и ребенок будет говорить откровенно и сможет понять, что взрослые также способны переживать.
Как только вы освоите эту игру, вам станет легче справляться с неприятными ситуациями, а малыша она научит общаться с другими людьми и делиться своими чувствами. Наконец, вы многое узнаете о своем ребенке.
Будьте осторожны!
Никогда не указывайте ребенку, как нужно или как не нужно относиться к тому или иному событию, или что он неверно называет те чувства, которые испытывает. Если ребенок говорит: «Я схожу с ума», а вы считаете, что он просто испугался, можно сказать: «А я, попав в такую ситуацию первый раз, не сходил с ума, я просто боялся». Если вы хотите сохранить с ним доверительные и близкие отношения, никогда не говорите: «Ты не сошел с ума, а просто боишься».
Друзья на картинке.
Если вы собираетесь уйти из дому на целый день, попросите ребенка просмотреть старые журналы (которые вам не нужны) и найти в них картинки с детьми или животными. Пусть кто-нибудь поможет ему вырезать их и приклеить на лист плотной бумаги. Вечером, перед сном, поговорите с ребенком об этих картинках. Посоветуйте ему придумать животному или человеку имя, семью, Друзей, любимые игры, любимую еду.
Соберите коллекцию таких картинок, и пусть малыш выберет из них ту, о которой он хотел бы поговорить этим вечером. Можно познакомить один персонаж с другим.
Вместо того чтобы читать ребенку нотацию о том, как себя вести, можно использовать для этого картинки — расскажите, как должен поступить ребенок, изображенный на той или иной картинке.
Воспоминания.
Дети, как правило, любят слушать разные истории из жизни своих родителей, братьев и сестер. Как-нибудь вечером откройте старый семейный альбом и расскажите ребенку, кто это снят на фотографиях, где и при каких обстоятельствах сделаны те или иные снимки.
Лицо на стене.
Впервые мы узнали от соседей, как интересно играть в «лицо-призрак». Вырежьте в центре листа бумаги губы, нос и глаза. Затем, находясь в темной комнате, осветите фонариком одну сторону листа, и вы увидите, как на стене появляется страшное лицо. Придумайте ему имя и, конечно, «биографию». На следующий вечер сделайте другое «лицо». Пусть «призраки» встретятся друг с другом и развлекут вас забавной ночной историей.
Игра теней.
Эта игра основана на активном использовании света и тени. В нее с удовольствием играют и взрослые и дети. Подвесьте в центре комнаты лист бумаги. Выключите свет и осветите фонариком лист с задней стороны. В это же время кто-нибудь должен шевелить пальцами и руками между листом бумаги и фонариком, проецируя на бумагу тень. Те, кто сидит перед «экраном», должны понять, на что похожи тени, и рассказать какую-нибудь историю. В эту игру лучше всего играть вечером в выходные дни, когда к вам в гости приезжают родственники и друзья.
Массаж.
По вечерам мы часто беседуем с ребенком, обсуждаем события дня, читаем, секретничаем. Однако бывает, что малышу недостаточно такого общения — он хочет чувствовать ваше прикосновение. Мягкий, ласковый массаж поможет ему успокоиться и заснуть. Что может быть приятнее нежного поглаживания спины, особенно если при этом еще и рассказывают сказку или тихо напевают песенку.
Если малыш перевозбужден, начните массаж со ступней (если только он не боится щекотки), предложив ему расслабиться и закрыть глазки. Помассируйте ноги в области икры, после чего у него должны расслабиться мышцы ног, а затем то же самое проделайте с руками малыша. Потом попросите его расслабить плечи и мягко их помассируйте. По завершении перейдите к шее и наконец к голове.
Делайте это при слабом освещении, очень спокойно, говорите монотонным голосом или тихонько напевайте, и вы увидите, поможет ли это вашему ребенку заснуть.
Осторожные прикосновения.
Конечно, прикасаясь к ребенку, вы не хотели бы вызывать у него сексуальные ощущения. По мере того как он взрослеет и развивается, необходимо напоминать ему, что никто не должен касаться его тела, вызывая неприятные ощущения. Внушите ребенку, что если такое произойдет, то, прежде всего, он должен рассказать об этом родителям — в таких обстоятельствах родители всегда могут помочь. Перед тем как ребенок пойдет в школу, объясните ему, что окружающие могут прикасаться к его телу, только когда он разрешит это: «А если тебе неприятно, значит, происходит что-то плохое».
«Карта» массажа.
Существует особый способ массажа спины, специально предназначенный для того, чтобы научить ребенка легко распознавать на географической карте стороны света.
Начните поглаживать спинку малыша, поясняя, в каком направлении вы это делаете. Если ваша рука движется вверх, значит вы направляетесь к «северной» части спины. Если вниз — скажите, что вы путешествуете на «юг». Почешите ему левый бок и объясните, что это «запад». Затем переместитесь направо, к «восточному боку». И когда ребенок научится распознавать стороны света, он сможет сам сказать вам, в каком направлении его нужно помассировать. На следующий вечер можно поменяться местами, попросив ребенка, чтобы он в определенном направлении погладил вам спину. Когда малыш начнет хорошо различать стороны света, расскажите ему о северо-западе, юго-востоке. Позже повторите «урок», глядя на глобус или географическую карту.
Беседа у телевизора.
Обращали вы внимание на то, каким образом родители используют телевизор? Для большинства из них — это способ занять ребенка, когда нужно сделать свои дела.
Однако телевизионные передачи предоставляют нам хорошую возможность для общения с ребенком. Хотя бы раз в неделю посмотрите с ребенком его любимую передачу. Но сначала надо, чтобы малыш подготовился ко сну. Затем, обнявшись, удобно устраивайтесь на кушетке, на полу или в кресле и смотрите передачу, при этом обсуждая ее.
У кого из вас есть видеомагнитофоны, необязательно смотреть программы, которые демонстрируются на телеканалах. Запишите понравившуюся ребенку передачу на кассету и просматривайте ее вместе в удобное время. Кассету с видеозаписями о путешествиях, спортивных соревнованиях можно взять и напрокат. Фильмы о подводном мире и жизни животных особенно хороши для совместного вечернего просмотра. Если перед сном вам вместе лишь изредка удается посмотреть телевизор, такое развлечение станет хорошим подарком для ребенка — ведь ваша компания будет ему особенно приятна. Пусть кто-нибудь другой из членов семьи отвечает на звонки и улаживает домашние дела. Относитесь к этому вечернему ритуалу серьезно и с полным вниманием, тогда ребенок поймет, что он многое для вас значит.
Утомленная парочка.
Если день выдался трудный и вы устали, вам обоим необходим именно такой отдых. Выключите свет, лягте рядом с ребенком на кровать, разумеется, если позволяют ее габариты, и скажите: «Папа (или мама) сегодня вечером ужасно устал(а), поэтому не можешь ли ты рассказать мне какую-нибудь хорошую сказку, чтобы мне легче было заснуть. Посмотрим, кто из нас заснет первым». Попытайтесь заснуть рядом с малышом. Если кровать маленькая, возьмите подушку и расположитесь рядом на полу.
Не привыкайте!
Вполне возможно, что вам понравится иногда вздремнуть рядом с малышом, и вы начнете делать это регулярно. Однако не следует превращать это в привычку, поскольку ребенок тогда сможет засыпать только рядом с вами, что может оказаться не всегда удобно. Лучше делать это изредка, когда вы уверены, что вам ничто не помешает.
Текущие события.
Ваш ребенок, по-видимому, уже привык к тому, что вы читаете газеты и журналы. Просматривая их вместе с вами, он почувствует себя взрослым и ему будет особенно интересно, если вы расскажете о том, что изображено на картинках. Не забывайте, что малыш только играет во взрослого, но при этом еще ребенок, поэтому, давая пояснения, постарайтесь избегать сложных терминов, которые могут его утомить. Кроме того, разумно выбирайте темы.
Показывайте друг другу картинки в журналах и газетах и подробно рассматривайте важные и интересные детали. Помогите ему подключить воображение и выявить способность оценивать, тогда вы поймете, что он видит на картинке. Вот некоторые вопросы, которые могут быть полезны.
Что происходит на картинке?
Как ты считаешь, часто ли люди делают это?
Ты тоже хотел бы заниматься этим? А как бы ты это сделал?
Именно так наш четырехлетний друг Адам во время последних президентских выборов стал очень хорошо разбираться в событиях. Он узнавал кандидатов, увидев их в газете или журнале, и всех агитировал за своего избранника.
Звездочет.
Это занятие может показаться не таким увлекательным, если вы живете в городе. Но если у вас есть дом в пригороде, а еще лучше в сельской местности, эта игра оставит неизгладимое впечатление у вас и вашего малыша. Вы можете превратить ее в ежегодный ритуал, когда отдыхаете за городом. Если метеорологи предсказывают ясную и теплую погоду, позвольте ребенку не ложиться спать до темноты, и вместе отправляйтесь на улицу, захватив спальный мешок или одеяло и подушку. Лягте поудобнее и смотрите на звезды, обсуждая то, что видите. Если вам удастся найти время для этого занятия, вы не пожалеете.
Небольшая подсказка.
Постарайтесь избегать вопросов, на которые можно ответить только словами «да» и «нет».
Разговор о завтрашнем дне.
Многие дети любят спрашивать: «А что будет завтра?» Разговоры о том, что их ждет впереди, вырабатывают у детей способность планировать поступки, ставить перед собой цель, а также развивают искусство логической оценки событий. Перед тем как поцеловать ребенка на ночь, постарайтесь обсудить, как прошел у него день и что его ждет завтра. Пусть он сам попытается определить дела на завтра. Например, он может придумать, что будет есть утром; чем займется, когда вы уйдете на работу; или решить, из какого окошка помахать на прощание рукой. Если на следующий день предстоит что-то особенное — гость к обеду, визит к бабушке, покупка новых ботинок, вы получаете прекрасную возможность вспомнить об этом.
Составляя план, помните не только о домашних делах, но и о времени для развлечений. Однако накануне вечером не планируйте каких-либо срочных и обязательных дел, которые непременно надо закончить или начать и которые грозят ребенку неприятностями — например, визит к зубному врачу.
У малышей недостаточно развито чувство времени, поэтому попытки распределить свой день вносят элемент предсказуемости и безопасности их жизни.
Когда вы желаете детям «спокойной ночи», им становится так тепло и приятно, что часто они не хотят вас отпускать. Мы хорошо знаем, как всякий раз, когда родители собираются выйти из комнаты, ребенок умоляюще повторяет: «Ну еще чуть-чуть…» Вместо того чтобы резко выйти, дайте ему понять, что действительно пора прощаться. Достаточно будет сказать: «Поговорим еще чуть-чуть, и я уйду», или можно спеть прощальную песенку, или произнести несколько слов вместе, или погладить его по спинке. Сказав, что наступило время прощания, обязательно держите свое слово. Пусть ребенок знает, что вы очень серьезно относитесь к этой процедуре и не намерены поддаваться на его уловки. Если вы держитесь твердо, ребенок скоро привыкнет к этому, и вечернее прощание станет для вас обоих приятным моментом, а не постоянной борьбой за ваше право уйти.
Детей легче уложить в постель, если они знают, что у них уже не получится снова начать «бродить по дому». Поэтому, когда укладываете ребенка спать, включите ночной свет и объясните ему, что, пока горит ночник, он должен лежать в постели — спать, размышлять или, если вы позволите, слушать музыку.
Прогони привидение.
Беспокоят ли вашего ребенка кошмары? Объясните своему маленькому трусишке, что привидения и чудища живут только в воображении человека. Поэтому ими можно управлять, просто приказав им исчезнуть. Расскажите ему, что это можно сделать даже мысленно. Однако иногда требуется дополнительная помощь.
Предложите малышу какое-нибудь специальное «средство от привидений». Можно взять маленький мешочек с «волшебным» порошком (мука, тальк, сахарная пудра — все подойдет). Нужно посыпать порошком края постели, чтобы убедить его, что он защищен от чудища. Можно распылить его в воздухе, придав туману легкий приятный запах. Или же попрыскайте вокруг кровати «волшебной» водой из бутылочки, предварительно добавив туда несколько капель ванилина или мяты.
Прикосновение к лицу.
Некоторые дети особенно любят, когда их перед сном успокаивают таким образом. Закончив вечерний разговор и выключив свет, ласково проведите рукой по лицу малыша— по бровям, вокруг щек, над верхней губой, по подбородку и по лбу, — тихонько приговаривая: «Спи спокойно до утра».
Источник: Ш. Фельдчер, С. Либерман. «400 способов занять ребенка от 2 до 8 лет».
10 секретов, как уложить детей спать правильно
Почему для детей дошкольного возраста дневной сон не менее важен, чем ночной и как правильно укладывать детей спать. Эти вопросы мучают не одну сотню родителей по всему миру. Многие из них знают не понаслышке, как трудно уложить ребёнка спать. Мамы и папы часами могут просиживать возле кровати малыша, в надежде, что он уснёт, а он и не думает это делать.
Как правильно организовать режим сна, без нервов родителей и слёз детей, мы поговорим в этой статье.
Оглавление:
Как понять, что ребёнок хочет спать
Проблемы со сном часто мучают не только взрослое население планеты, но и детское.
Ребёнок плохо спит ночью, днём, уложить его, также большая проблема. В течение дня малыш тратит много энергии на активные игры. Так, почему же тогда, он так плохо спит, становясь к вечеру невыносимо плаксивым или агрессивным. Всё это происходит из-за перевозбуждения центральной нервной системы. Поэтому для детей дошкольного возраста, так важен режим.
Не все родители придают должное внимание сну своих детей. Однако учёными давно доказана целебная сила полноценного сна. Поэтому организовать правильно дневной и ночной сон детей крайне важно.
Внимательные мамы и папы сразу заметят, когда их малыш хочет спать. Каждый ребёнок индивидуален, поэтому и набор сигналов (я хочу спать) – тоже. Малыш может начать тереть глазки, прикладывать голову к подушке, взгляд становить сонный. Понаблюдав за своим ребёнком некоторое время, вы точно научитесь определять все эти признаки.
В какое время дети должны спать в каждой семье решают индивидуально. Но, придерживаться, общепринятых временных норм желательно для здоровья и приучения к распорядку.
Если малыш еще не ходит в сад, но мама укладывает его по временному режиму детского сада, то, скорее всего, когда ребёнок начнёт посещать дошкольное учреждение, проблем с засыпанием у него не возникнет.
Возможно, вам будет интересно Успешная адаптация ребёнка к детскому саду
Дети, у которых нет проблем со сном, выглядят бодрыми и весёлыми весь день. А спать ложатся спокойно, без слёз и капризов.
Почему так важно спать в темноте и тишине
Сон — это особое состояние сознания человека. Он состоит из определенных стадий, которые повторяются в течение ночи. Эти фазы сна обусловлены активностью различных структур головного мозга.
В норме сон наступает циклически, в одно и то же время каждые сутки. Такие циклы называют циркадный ритм. Ежесуточно они запускаются снова, и главным фактором, который их определяет, является уровень освещенности. Во время ночного сна шишковидная железа (эпифиз) высвобождает мелатонин — гормон, который обеспечивает качественный сон, но разрушается под действием лучей света. А также во сне активно синтезируется гормон роста -—соматотропин, пик секреции которого происходит во время глубокого сна, на ранних его стадиях.
Именно поэтому важно, чтобы сон был в темноте и тишине. Обычно, циркадный цикл настроен на длину светового дня. Однако, когда речь идет о сне ребенка, то все сложнее.
Режим дневного сна малыша до года предусматривает отдых не менее двух раз в день. У старших же детей дневной сон наступает только один раз в день и продолжается примерно 2,5-3 часа. Вполне нормальным является то, что с возрастом 6-7 лет дети продолжают спать днем.
Возможно, вам будет интересно Как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях — 8 основных правил
В отдельных случаях слова родителей: «Он (она) у меня уже не спит днем — выросли» оправданы и обоснованы, с медицинской точки зрения. Даже в европейских странах вполне спокойно относятся к ситуации, когда в группе детсада некоторые дети остаются бодрыми целый день. Но большинство детей в это время спит.
Как правильно укладывать детей спать, чтобы обеспечить им хороший сон
Применив несколько простых хитростей, родители могут сделать процесс засыпания лёгким и приятным для ребёнка.
- Определенный уровень шума
Большинство детей способны засыпать днем, если есть определенный фон — так называемый «белый» или «розовый» шум. Такой шум — это сочетание звуков различной частоты и интенсивности, но не более 50 дБ, звучащие однообразно, поэтому и убаюкивают ребенка. Ученые объясняют это тем, что он напоминает ребенку шум движения крови по сосудам, который сопровождал его во время внутриутробной жизни. Однако для того, чтобы дневной сон ребенка оставался крепким, очень важно, чтобы в комнате после засыпания было тихо. Примерами белого и розового шума является звук водопада, журчание воды в водопроводном кране, шум фена и вентилятора или звук дождя. В современных условиях легко можно воссоздать «любимый сонный звук» ребенка. Постоянный шум, именно такого «качества», замедляет и регулирует мозговую активность.
- Свежий воздух и температурный режим
Обязательно перед сном, а также, если позволяет температура окружающей среды, детскую комнату следует проветрить. Тем самым достигаем двух целей: частично очищаем воздух от микроорганизмов и впускаем свежий воздух. Если в комнате слишком жарко (температура свыше 21 градус), сухой воздух, то условия для засыпания будут неблагоприятными тоже. В холодное время важно придерживаться именно такого температурного режима не только, с точки зрения, рекомендаций для сна, но и физиологической пользы достаточно увлажненного воздуха. Ведь если слизистая носа пересушена чрезмерно нагретым воздухом в комнате, то она перестает выполнять свою защитную барьерную функцию, таким образом, становясь легко проницаемой для бактерий и вирусов, которых всегда немало вокруг.
- Световой режим
Во время дневного сна окна обязательно должны быть заслонены – шторами или жалюзи. Даже если вы обратили внимание, что ваш ребенок беспрепятственно засыпает при ярком дневном свете и считаете: «Если хочет заснуть — и так уснет», то допускаете серьезную ошибку. Дело в том, что мелатонин вырабатывается значительно активнее во время сна в темноте. А соматотропин производится параллельно с ним. Поэтому теперь вы понимаете, что даже ночник ночью надо выключать, как только ребенок уснет. Вы спросите почему? Ведь глаза ребенка закрыты! Однако даже слабый свет способен проникать сквозь тонкую кожу век и раздражать сетчатку глаза, сигнализируя головному мозгу, еще не ночь. То есть, активность мозга вместо настройки на отдых будет направлена на работу. Еще одной причиной, почему стоит завешивать окна во время дневного сна — создание атмосферы комфорта и уюта, который сам по себе настраивает не в веселые игры, а способствует релаксации. Для детской комнаты подойдут спокойные цвета — оливковый, приглушенный оранжевый, оттенки коричневого и нежный фиолетовый. Стоит отказаться от красных плотных штор, поскольку этот цвет возбуждает нервную систему, тогда как черный — угнетает настроение.
- Отсутствие перевозбуждения нервной системы
Это означает, что непосредственно перед сном игры или занятия ребенка должны быть спокойными. Поход в гости тоже следует завершать вовремя. А вот неспешная кратковременная и пешая прогулка за час до сна, будет только способствовать засыпанию. При этом именно достаточно «здоровая» усталость в течение дня — когда ребенок вдоволь нагулялся, набегался, является предпосылкой легкого засыпания. А также для этого случая подойдет совместное чтение книг, настольные игры, и, конечно же, купание. Теплая ванна, кроме гигиенического эффекта, сама по себе имеет расслабляющее действие. Не помешает в нее добавлять настой из трав, которые имеют успокаивающее воздействие на нервную систему, особенно если у вас гиперактивный ребенок. Для таких процедур подойдут: ромашка, пустырник, мята, хвоя, лаванда, тимьян, валериана.
Возможно, вам будет интересно Агрессивный ребёнок — Лучшие рекомендации родителям
- Хорошее самочувствие
Здоровый и уставший ребенок обычно засыпает очень быстро. Однако если повышение температуры тела происходит на фоне простуды (обычно температура тела повышается вечером), головной боли, или колик в животе (если это ребенок на грудном вскармливании), то без лечебных средств или визита врача не обойтись.
- Режим дня
Не только еда в одно и то же время способствует хорошему пищеварению, но и прогулка и укладывание спать в одно и то же время, став привычными, значительно упрощают этот процесс. Режим помогает уберечь от переутомления нервную систему ребенка и способствует уравновешенности. Иногда бывает, когда по разным причинам у малыша «сбивается» привычный режим сна. И дети могут вас даже удивить неожиданной просьбой поиграть в футбол или куклы в час ночи, или, если это младенец — то во время прорезывания зубов ребенок может «изменить» ночь в день, тем самым доводя не только родителей, но и соседей до усталости. Здесь главное не паниковать. Просто один раз в 2-3 дня делать попытку укладываться на 10-15 минут раньше, чем в предыдущие дни и просыпаться на 5-10 минут раньше, то есть искусственно будить ребенка. Хотя в последнее время многие ученые против того, чтобы будить ребенка.
Маленькие секреты большого дела
Сделайте приготовление ко сну, особенно вечернему, целым ритуалом. Пусть ребенок перед тем как лечь сам, уложит спать свои любимые игрушки, пожелав им спокойной ночи. Процесс подготовки ко сну включает, таким образом, и купание, и чистку зубов, и уход за домашними любимцами. Пусть он сам выбирает книги, которые будет слушать перед сном, превратив для себя процесс из пассивного в активный, ведь он сама участвует во всех приготовлениях.
Давайте возможность выбора своему сыну или дочке, ценя его. Кроме того, еще одним вариантом активного участия ребенку в процессе формирования собственного режима дня является предоставление также иллюзии выбора: «Ты пойдешь спать через три минуты или через пять?». При этом ни в коем случае не используйте сон в роли наказания: «Если не сдашь все игрушки (не выключите телевизор или не съешь кашу), сейчас же пойдёшь спать».
Всё, не только процесс засыпания, но и утренний подъем, должно сопровождаться положительными эмоциями. Поэтому важна не только приятная мелодия будильника, но и то, что сопровождает процесс пробуждения — приятные слова, множество поцелуев, любимый мультик или голос кого-то из родителей, который сообщает, что на завтрак его уже ждет любимое блюдо.
Возможно, вам будет интересно Польза гимнастики для детей — Всего 10 простых упражнений для отличного здоровья
Чем больше хорошего настроения с утра, тем лучше день!
Заключение
Как правильно укладывать детей спать, каждый родитель решает для себя сам. Однако, изложенные в этой статье факты о сне, а также подсказки для его улучшения, помогут мамам и папам сделать этот процесс более спокойным и позитивным.
Надеюсь, статья была вам полезна. Поделитесь в комментариях своим мнением по теме статьи.
Удачи и терпения!
Ваша Татьяна Кемишис
Если статья вам понравилась, поделитесь ею в своих соц. сетях
как приучить ребенка спать в садике
Скажите ему, что он может просто полежать и спать не обязательно, а уж там как получится. Я дочку ни когда спать днём не заставляла, зачем тратить нервы и ей и себе? Раньше не спала а теперь (ходит последний год) стала спать.
ну и воспитатели пошли нынче. . мы один раз до обеда сходили.. . орали как резаные.. . но воспитатель нашлась и как-то успокоила.. . на следующий день говорит — вы на обед приходите, но не показывайтесь.. . я пришла, спряталась в раздевалке.. . слышу мою дочу спать укладывают — ор, рев. . минут 15… потом затихла и всё.. что ей воспитатель рассказывала я не знаю — но с моей стороны была полная поддержка — ребенок знал, что без этого жизни не будет…
У меня дочька все время со мной спала и вопщее очень мамина…. в садик тоже первый месяц ходит с первого дня остаетса на сон…. спит со свое любимой игрушкй и подушку свою притащила))))
мы пошли ровно в 2 года. Тоже была уверена что спать там сын не будет. Но у нас какая то воспитательница волшебная-спит как миленький. А приучала она так-просто ложилась с ним вместе и он засыпал с ней в обнимку. Просто она у всех родителей спрашивала кто из деток как засыпает, я ей сказала что мы только в обнимку. Может это и не правильно педагогически, но спит же. Она его таким способом за 3 раза приучила. Может вашему ребенку какое нибудь гомеопатическое, легкое успокоительное попить?
Вообще-то это работа воспитателя, а не ваша (я работаю в яслях, сейчас в декрете) . Все у нас детки спят, кого-то погладить нужно по головке, кому-то спинку почесать, с кем-то посидеть рядом. Через месяц все детки отлично спят. А еще очень действенно: когда я была маленькая папа мне говорил»Ты только не закрывай глаза, смотри не спи! Потолочек рассмотри, но глазки ни в коем случае не закрывай» Через 5 минут я сладко спала. Дух противоречия есть в каждом из нас, можно попробовать так, и свою я так иногда укладывала, хотя она и так прекрасно спала и дома, и в саду.
Скажите ему что если не хочет спать — пусть не спит, а просто закроет глазки и притворится спящим чтоб воспитатели не ругали. Вконце концов он уснёт сам того не заметив.
ни как, моя дочка ни когда не спала в садике, такой уж ребенок. объясните, что, если не хочется спать, то нужно лежать тихо и ни кому не мешать. А еще воспитатель наи ставила раскладушку в игровой, если не лижится смирно, то тихо играла.
Меня в сад отдали в год. И я НИКОГДА там не спала! Каждый день об этом сообщали маме… но что она могла сделать? не трогайте ребенка, захочет-уснет.
ни как-надо посидеть с ним там ведь орет он не просто так-может наказали, что не спал… . У меня сын ни в какую не спал с 2 лет ни дома, ни в саду-не все спят
У меня ребёнку год и десять месяцев. она ни то что спать не хочет, она даже в кроватку не ложиться. просто ходит и орёт. воспитательница пробовала качала её,не помогает. как ребёнка уговорить спать в садике???? с игрушками она не спит. дома сама ложится всвою кроватку и засыпает