Как составить условия задачи 3 класс: Математика 3 класс Моро

Содержание

Урок 38. решение задач несколькими способами — Математика — 3 класс

Математика, 3 класс

Урок № 38. Решение задач несколькими способами

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Какие способы можно использовать при решении текстовых задач?
  2. В решении каких задач нужно использовать правило умножения суммы на число?
  3. В решении каких задач нужно использовать правило деления суммы на число?
  4. Глоссарий по теме:

Задача – математический рассказ с неизвестным.

Схема – краткое условие задачи.

Обязательная литературы и дополнительная литература:

  1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 3 класс. Учебник для

общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с. 18.

  1. М. И. Моро, С.И.Волкова. Для тех, кто любит математику 3 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.; Просвещение,2018. – с. 12.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Ребята, давайте вспомним, что такое задача.

Задача – это рассказ, в котором требуется что-либо узнать.

Чтобы ответить на вопрос задачи, нужно, понять, о чём в ней говориться, представить ситуацию, описываемую в задаче.

Читать условие нужно внимательно: частями, предложениями.

Чтобы легче было представить то, о чём говорится в задаче, можно сделать рисунок (условный рисунок), построить чертёж (схематический чертёж), выполнить краткую запись, составить таблицу. Это поможет установить зависимость между данными задачи.

Из графических моделей видно, что показывает каждое число, что неизвестно, можно ли сразу ответить на вопрос задачи, если нет, то почему. Составляем план решения задачи, который представляет собой цепочку из последовательных действий.

Записывать решение задачи можно по действиям, с пояснениями, с вопросом к каждому действию или выражением.

После проверки решения задачи, записываем ответ.

Ответ нужно списывать с вопроса. Ответ всегда начинается с числа.

Выбор способа решения задачи зависит от условия задачи и данных.

Выполним тренировочные задания:

1. Решим задачу: «В корзине лежало 10 яблок и 6 груш. Фрукты разложили поровну в 2 вазы. Сколько в одной вазе?»

Решение: (10 + 6) : 2 = 8 штук.

2. Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали в филворде компоненты задачи

  1. Миша пришил в первый день 12 пуговиц, ещё два дня по 5 пуговиц.;
  2. Сколько пуговиц всего пришил Миша?;
  3. 12 + 5 ∙ 2;
  4. 22 пуговицы.

Слова, которые нужно найти: условие; вопрос; решение; ответ.

3. Решите задачу и выберите правильный ответ: «У Зои 20 открыток с природой и 6 открыток с животными, у Веры 15 открыток с цветами и 15 открыток с городами, а у Алёны в 7 раз меньше, чем у обеих подружек. Сколько открыток у Алёны?»

1) 20 + 6 = 26 (отк.) – у Зои;

2) 15 + 15 = 30 (отк.) – у Веры;

3) (26 + 30) : 7 = 8 (отк.) – у Алёны.

7 открыток; 8 открыток; 9 открыток.

Ответ: у Алёны 8 открыток.

Страница 30 — ГДЗ Математика 3 класс. Моро, Бантова, Бельтюкова, Волкова, Степанова. Учебник часть 1

Вернуться к содержанию учебника

Что узнали. Чему научились

Вопрос

9. Геологи собрали образцы горной породы мас­сой 21 кг и разложили их в 3 рюкзака так, что в каждом масса образцов оказалась одина­ковой. Сколько килограммов образцов в каждом рюкзаке?

Подсказка

Вспомни, что такое масса и в каких единицах она измеряется.

Если к условию задачи можно составить таблицу, то краткая запись не пишется.

Ответ

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Вопрос

10. Учительница раздала детям 35 тетрадей в клет­ку и столько же в линейку. После этого у неё осталось 18 тетрадей. Сколько тетрадей было у учительницы?

Ответ

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Вопрос

11.

81 — (52 — 9)6 • 3 : 218 : 6 • 230 : 3 • 8
(38 + 58) — 182 • 6 : 421 :
7 • 9
50 : 5 • 6

Подсказка

Вспомни порядок  выполнения действий при нахождении значения числовых выражений со скобками и без них.

Ответ

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Вопрос

12. Найди ошибки и реши правильно.

57 + 38 = 9547 + 39 = 8629 + 65 = 84
100 — 72 = 1891 — 68 = 3383 — 57 = 26

Ответ

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Вопрос

Ответ

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Вопрос

14. Для детского сада купили 12 кукол, 10 завод­ных машин, а мячей столько, сколько кукол и машин вместе. Сколько купили мячей?

Ответ

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Вопрос

15. Какие два числа надо поменять местами, чтобы квадрат стал магическим?

Подсказка

Сложи числа в каждом квадрате по строкам, по столбцам, из угла в угол. Если суммы равны, то такой квадрат называется магическим.

Ответ

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Вопрос

Цепочка:

Ответ

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Вернуться к содержанию учебника


© budu5.com, 2021

Пользовательское соглашение

Copyright

Конспект урока по математике для 3 класса на тему «Моделирование задач»

1.Орг.момент.

Улыбнулись, повернулись

Друг на друга посмотрели

И на место тихо сели.

Сегодня к нам в гости прилетели Сорока-белобока и Воробей-попрыгунчмк. Они для нас принесли задания.

Они просят нас прописать в тетради наименьшее и наибольшее трехзначное число. Какие числа мы будем писать в минутке чистописания?

100

999

2.Математический диктант. Оценивание «плюс, минус»

Следующее задание. Чтобы узнать тему нашего урока мы должны выполнить математический диктант. Записывайте только ответы

1) На дереве сидело 99 ворон, 90 ворон улетело. Сколько ворон осталось? (9)

2)У Алдияра было 6 шишек, а у Алии в 5 раз больше. Сколько шишек у Алии? (30)

3)В лесубыло 350 зайцев и 8 лисиц. Сколько всего зайцев и лисиц было в лесу? (358)

4)На 1 полке стояло 452 книги о животных, на 2 полке на 50 книг меньше. Сколько книго животных стояло на второй полке? (402)

5)На озере плавало 42 утки и 7 гусей. На сколько уток было больше, чем гусей? (на 35)

6)Высота одной горы 3000 метров, а высота второй горы на 450 м больше. Какова высота второй горы? (3450)

7)В одной вазе стояло 9 роз, а в другой в 3 раза меньше. Сколько роз стояло во второй вазе? (3)

8) Сорока живет 15лет, а воробей 3года. Во сколько раз продолжительность жизни воробья меньше, чем у сороки? (5)

9 30 358 402 35 3450 3 5

Проверим какие числа у вас получились. Кто зачитает свои ответы? Если ваши ответы совпадают, то ставьте плюс, если не совпадают, то минус. Молодцы. Встаньте у кого все правильно. (Один минус. Два минуса. и т.д.)

Что нового вы узнали из последней задачи о сороке и воробье?

Ребята, как вы думаете, почему птицы так мало живут. Мы можем помочь им увеличить продолжительность жизни. Ведь сороки могут дожить до 30 лет, а воробьи до 10 лет и более. Как мы им можем помочь?

3. «Открытие» темы урока.

Кто догадался, какова тема нашего урока? (Решение задач) 

Для чего необходимо уметь решать задачи? Пригодятся ли эти знания в жизни?

4.Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы будем решать задачи.
Решая задачи, мы не только учимся рассуждать, анализировать, наблюдать и вычислять, но и узнаем много нового и полезного.

Цель урока:

4. Актуализация знаний

Что такое задача?

Из каких частей состоит задача?

Как называются задачи, которые решаются в одно действие?

Как называются задачи, которые решаются в два действия?

Какие это были задачи: простые или составные?

Сегодня на уроке мы будем решать задачи , составлять краткую запись и выражения к составным задачам.

Но сначала Сорока-белобока просит нас расставить эти числа в порядке возрастания. Если мы их расставим правильно, то прочитаем казахскую народную пословицу.

3 5 9 30 35 358 402 3450

Где птица не летает, а гнездо своё знает.

Как вы понимаете данную пословицу?

Какое число наибольшее среди данных?

Что вы можете о нем рассказать?

Попрыгунчик-воробей принес для нас следующее задание составную задачу.

ПНШ 3 класс. Математика. Учебник № 2, с. 75

Задачи с недостающими данными

Ответы к с. 75

217. Во второй коробке лежало в 2 раза больше конфет, чем в первой. Сколько конфет лежало во второй коробке?
Составь краткую запись задачи с недостающими данными в виде таблицы.

Назови условие данной задачи. Назови требование данной задачи.
Можно ли решить данную задач? Почему? Каких данных недостаёт в условии этой задачи?
Дополни условие задачи так, чтобы задачу можно было решить.
Почему первоначальную задачу относят к ЗАДАЧАМ С НЕДОСТАЮЩИМИ ДАННЫМИ?
Дополни таблицу данными, позволяющими решить эту задачу.
Реши полученную задачу. Вычисли и запиши ответ.

I коробкаII коробка
Количество конфет??
← В 2 раза больше

Условие задачи: во второй коробке лежало в 2 раза больше конфет, чем в первой.
Требование задачи: сколько конфет лежало во второй коробке?
Данную задачу решить нельзя. Не хватает данных для составления выражения. Неизвестно сколько конфет лежало в первой коробке.
В первой коробке лежало 15 конфет.
Потому что её нельзя решить – не хватает данных для составления выражения.

I коробкаII коробка
Количество конфет15 шт.?
← В 2 раза больше

15 • 2 = 30 (к.)
О т в е т: во второй коробке лежало 30 конфет.

218. Из данного списка задач выбери ту задачу, в которой недостаёт данных.
1. Миша поймал 15 карасей, а Костя на 3 больше. Сколько они поймали вместе?
2. Миша поймал 15 карасей, а Костя больше. Сколько они поймали вместе?
3. Миша поймал 15 карасей, и Костя столько же. Сколько они поймали вместе?
Сделай необходимые дополнения в формулировке задачи с недостающими данными. Сделай краткую запись дополненной задачи.
Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.

Миша поймал 15 карасей, а Костя больше. Сколько они поймали вместе?
Миша поймал 15 карасей, а Костя в 2 раза больше. Сколько они поймали вместе?

МишаКостяВсего
Караси15 шт.?
← В 2 раза больше
?

1) 15 • 2 = 30 (к.) – поймал Костя
2) 15 + 30 = 45 (к.)
О т в е т: вместе ребята поймали 45 карасей.

Ответы к заданиям. Математика. Учебник. Часть 2. Чекин А.Л. 2013 г.

Математика. 3 класс. Чекин А.Л.

4.8 / 5 ( 5 голосов )

Задача (условие, вопрос, схема, выражение, ответ). 1-й класс

Цели:

  1. Закрепление навыков устного счёта в пределах 10.
  2. Повторить составление выражений по рисункам, соотношение между целым и его частями.
  3. Уточнить термины, связанные с понятием «задача»: условие, вопрос, выражение, решение, ответ.
  4. Научить делать краткую запись в виде схем, познакомить с записью решения в тетради.
  5. Учить составлять задачи по схемам и числовым выражениям.
  6. Развивать мышление, речь, творческие способности.

Оборудование:

  • наглядность к устному счёту: ромашки, поезд, зайчик, Великий Математик;
  • иллюстрация к задаче;
  • плакаты: условие, вопрос, схема, выражение, решение, ответ;
  • схемы к задачам;
  • плакат (проверка № 5 с. 45).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вводная беседа.

— Ребята, сегодня на уроке мы отправляемся с вами путешествовать в страну Математики и нас будет сопровождать Великий Математик. Математика – это точная наука, требующая хороших знаний, чёткого выполнения всех арифметических действий.

— Какие действия мы с вами уже знаем? (Сложение и вычитание.)

— Во 2 классе мы познакомимся с умножением и делением.

— Сегодня на уроке мы будем заниматься наблюдениями, открывать математические закономерности, изучать новый материал.

III. Устный счёт.

1) Путешествовать мы с вами отправляемся на поезде, но прежде, чем наш поезд тронется, мы должны получить билеты. Для этого разделимся на команды и поиграем в игру «Кто быстрее?»

(Учащиеся выходят к доске и дописывают нужные числа.)

I ряд – 1 команда.

II ряд – 2 команда.

III ряд – 3 команда.

2) А теперь надо узнать № поезда. Для этого решим цепочку примеров:

Проверка (у каждого учащегося цифры, ответ показывает каждый с места).

(На доске картинка с зайчиком).

— Зайчик тоже хочет отправиться с нами путешествовать, но он не знает номер поезда, ему достался трудный пример. Он записан под цепочкой.

(Учащиеся записывают пример в тетради и решают.)

3 + 4 – 2 + 3 – 4 + 5 = ?

— Что вы заметили? (В примере выполнены те же действия, что и в цепочке. Значит ответ будет такой же 9.)

Значит Зайка едет в нашем поезде – берём его с собой.

Наш поезд отправился, давайте сосчитаем:

— Сколько пассажиров в каждом вагоне?

9-6 3 4+5 9 8-4 4
3+3 6 7-5 2 3+4 7

(Ответы в тетради.)

— Прочитаем ответы.

— Запишите их в порядке возрастания и вы отгадаете слово.

(На доске все картинки перемешаны, выходит ученик и располагает их в порядке возрастания.)

2 3 4 6 7 9
З А Д А Ч А

— Какое слово получилось? (Дети отвечают хором.)

IV. Знакомство с новым материалом.

Тема сегодняшнего урока: Задача.

Наш поезд делает I остановку в лесу. Рассмотрите иллюстрацию. Составьте задачу про детей.

«Мальчик и девочка пошли в лес за грибами. Мальчик нашёл 2 гриба, а девочка 4.Сколько всего грибов нашли дети?»

— Правильно. Без чего нет задачи? (Без вопроса.)

— В задаче всегда о чём-то спрашивается, без вопроса нет задачи. Это нужно хорошо понять и запомнить.

— Задачу можно разбить на 2 части:

  1. Условие – то, что известно.
  2. Вопрос – то, что неизвестно.

(На доске постепенно открываются плакаты: условие, вопрос, схема, выражение, решение, ответ.)

— Давайте повторим условие нашей задачи, вопрос.

— А теперь запишем в тетради: Задача.

— Ниже запишите выражение: 4 + 2.

— Найдите его значение: 4 + 2 = 6(гр.)

— Полученное равенство называют решением задачи, а значение выражения 6 грибов – ответом задачи.

Ответ: 6 грибов. (На доске записан образец записи.)

— Разобраться в этом помогает рисунок, но если числа большие то делать рисунок неудобно – слишком много предметов надо рисовать. На помощь приходит схема-отрезок, разбитый на части. Разбивая отрезок на части, мы получаем те же самые соотношения между частью и целым, что и при разбиении совокупностей предметов.

(На доске схема.)

— Какой мы делаем вывод? (Наглядно представить содержание задачи можно сопоставив целое всему отрезку, а части – частям отрезка.)

— Что такое целое? (Отрезок.)

— Что обозначает весь отрезок? (Число грибов, собранных детьми.)

— Что такое части? (Части отрезка.)

— Что обозначают части отрезка? (Грибы, собранные мальчиком и девочкой.)

— Что показывает знак вопроса? (Находят целое.)

— Каким действием решаем задачу? (Сложением.)

— Почему? (Находим целое.)

V. Закрепление.

1) Следующая остановка нашего поезда «Поиграй-ка».

— А сейчас мы с вами немного поиграем.

— Великий Математик прислал конверты с задачами.

(Работа в группах).

— Каждой группе нужно определить, что относится к условию, вопросу, найти схему, записать выражение, решение, назвать ответ.

Проверка:

А) Условие. Во дворе играли 6 ребят. Двое ушли домой.

Вопрос. Сколько ребят осталось во дворе?

Схема:

На доске выражение: 6 – 2.

Решение: 6 – 2 = 4(р.)

Ответ: 4 ребят.

Б) Условие. В хоре пело 4 мальчика и 6 девочек.

Вопрос. Сколько детей пело в хоре?

Схема:

Выражение: 6 + 4.

Решение: 6 + 4 = 10(д.)

Ответ: 10 детей.

В) Условие. Из клетки улетело сначала 2 попугая, а потом ещё 3.

Вопрос. Сколько попугаев улетело из клетки?

Схема:

Выражение: 2 + 3.

Решение: 2 + 3 = 5(п.)

Ответ: 5 птиц.

Физкультурная минутка.

2) Наш поезд продолжает путешествие.

— Следующая остановка: «Объясни-ка».

— Откройте учебник с. 44 урок 23 № 2.

— Что нужно сделать? (Соотнести записи в рамках с соответствующими терминами.)

— Выполните самостоятельно.

— Назовите условие, вопрос, выражение, решение.

— Что обозначает весь отрезок? (Число конфет у девочки.)

— Его части? (Число конфет, которые она подарила и число конфет, которые у неё остались.)

— Почему задача решается вычитанием? (Ищем части.)

— Как найти часть? (Из целого вычитаем другую часть.)

3) Перейдём к №3. Составьте задачу по рисунку.

На столе лежали яблоки в 2-х вазах. В 1 вазе – 5 яблок, во 2 – 2 яблока.

— Сколько всего яблок лежало в двух вазах?

— Назовите условие, вопрос, выражение, решение.

— Что обозначает весь отрезок? (Все яблоки, лежащие на 1 и 2 вазе.)

— Его части? (1 ваза с яблоками, 2 – с яблоками.)

— Почему задача решается сложением? (Находим целое.)

4) Путешествие наше продолжается, но нам надо забрать багаж в камере хранения ( №5).

Расшифруем записи – код ячеек.

— Что нужно выполнить? (Составить выражение с заданным числовым значением и дорисовать картинки.) Выполните самостоятельно.

Проверка (плакат на доске).

№ 6

— Наше путешествие подходит к концу.

— И в последнем задании Великий Математик зашифровал слово.

— Если вы правильно выполните действие и сосчитаете, то узнаете слово (умница).

— Великий Математик считает, что вы все умницы, так как хорошо работали на уроке и правильно отвечали на все вопросы, и выполнили все задания.

VI. Итог урока.

— Что нового узнали, чем занимались на уроке?

— Где можно использовать эти знания?

Логические задачи по математике – 3 класс: решения и ответы

Логические задачи по математике для 3 класса

Логические задачи по математике для учеников 3 класса помогают детям развивать логическое мышление и улучшают сообразительность. Решение таких заданий хорошо тренирует мозг ребенка и закладывает в нем фундамент к дальнейшему развитию. Самое главное – заинтересовать юного математика. А сделать это можно только в том случае, если задания будут ему интересны. Предлагаем вашему вниманию примеры заданий на логическое мышление по математике для учащихся третьих классов.

Интересно! Интересные кроссворды для детей 7-8

Виды заданий

Существует несколько типов логических задач для учеников третьих классов:

•текстовые задачи в несколько действий;

•математические ребусы;

•задания на определение истины;

•классические задачи на логику.

Начнем наш обзор по порядку – с первого пункта.

Логические текстовые задачи в 2-3 действия 

Решение заданий подобного рода очень хорошо развивает не только логическое мышление, но и формирует математический склад ума.

Пример №1 – задача на возрастающую закономерность

Условие. Серёжа построил четыре башни. Первая вышка состояла из 3 кубиков, а каждая последующая была выше на 2 кубика, чем предыдущая. Сколько для строительства всех четырех башен было использовано кубиков?

Решение и ответ. 3+5+7+9= 24. При строительстве четырех башен было использовано в общей сложности 24 кубика.

Пример №2 – задача на закономерность и рост 

Условие. Саше подарили маленького щенка. Мальчик тут же замерил его рост. Оказалось, что он составляет 20 см. Спустя год Саша вновь замерил рост своего питомца, теперь он равнялся 36 см. Через год собака доросла до 44 см, а еще спустя год цифра на ростомере равнялась 48 см. Какого роста будет любимый пёс Саши еще через год, если имеющаяся закономерность роста сохранится?

Решение и ответ. Для начала необходимо проследить закономерность, по которой щенок прибавлял в росте. 36-20=16; 44-36=8; 48-44=4. Как мы видим, ежегодно прирост щенка уменьшается в 2 раза в сравнении с предыдущим. Следовательно, к следующему году питомец мальчика прибавит в росте 2 см, и эта цифра будет равняться 50см (48+2=50). 

В школьной программе для 3 класс часто встречаются задачи на умножение и деление. Приведем несколько примеров по данной теме. 

Пример №3 – задача на определение возраста

Условие. В одной семье проживает 4 детей разных возрастов. Их зовут Коля, Ваня, Оля и Аня. Известно, что им 4, 9,12 и 17 лет. Но кто из них какого возраста – непонятно. Подсказки:

•один из мальчиков посещает детский сад;

•Коля младше Ани;

•сумма дет Вани и Оли без остатка делится на 4. 

Определите, сколько лет каждому из детей.

Решение и ответ. Используя метод деления, мы можем определить, что общий возраст Вани и Оли равняется 16 годам, так как именно это число без остатка делится на 4. Значит, кому-то из них 4, а кому-то – 12. Известно, что один мальчиков ходит в детский сад, значит, именно Ване 4 годика, а Оле – 12. Также известно, что Коля младше Ани, а это значит, что девочка самая старшая из детей в этой семье. Следовательно, Ане 17 лет, а Коле – 9. 

Такие сложные логические задачи вполне могут встречаться и на олимпиадах по математике. 

Пример №4 – задача на деление, сложение и вычитание

Условие. В магазине спортивных товаров продаются наборы из нескольких предметов. 

Первый набор включает в себя: 10 мячей, 2 обруча и 10 скакалок. Его цена – 120 условных единиц.

Второй комплект включает: 7 мячей, 1 обруч и 6 скакалок. Его стоимость – 77 условных единиц.

Определите цену третьего комплекта, если он включает в себя: 2 мяча и 1 скакалку. 

Решение и ответ. Для начала необходимо определить разницу в стоимости между первым и вторым набором (120-77=43). Получается, что 43 условных единицы – это стоимость 3 мячей, 1 обруча и 4 скакалок. 

Интересно! Логические задачи по математике для 1 класса

Теперь отнимем эту цифру от стоимости 2 набора (77-43=34). Так мы узнаем цену 4 мячей и 2 скакалок. Следовательно, стоимость 2 мячей и 1 скакалки будет составлять 17 условных единиц (34÷2=17). 

Математические ребусы

Среди логических задач по математике для 3 класса иногда встречаются ребусы. Задачи такого типа помогают ребенку развивать умение рассуждать и мыслить последовательно. Приведем пример.

Задача – математический ребус-таблица с фруктами

Условие. Рассмотрите предложенную таблицу. В ней указана общая цена фруктов по горизонтали и вертикали. Известно, что одинаковые фрукты имеют одинаковую цену. Определите стоимость персика.

Решение и ответ. Для начала необходимо внимательно рассмотреть таблицу на наличие одинаковых фруктов в столбцах и строках. Мы видим, что во второй строке находится 3 яблока общей стоимостью в 9 условных единиц. Узнаем цену 1 яблока (9÷3=3). Теперь обращаем внимание на второй столбец. Мы можем найти стоимость клубники (11-3х2=5). Теперь мы можем определить цену граната в нижней строке (18-3х5=3). Наконец, настало время выяснить, сколько стоит персик. Для этого решаем следующее выражение 26-(3+3+5)=15. Получается, что стоимость персика равняется 15 условным единицам.

Задачи на определение истины 

Умение мыслить и логически рассуждать – именно эти качества тренируют задачи на определение истины. Предлагаем вашему вниманию два примера подобного типа заданий. Одно простое, а второе – олимпиадного уровня. 

Пример №1 – простая задача

Условие. Фокусник, выступающий в цирке, вынес из-за кулис 3 коробки с надписями (смотрите фотографию). Он заявил, что совсем скоро собравшиеся зрители увидят собачек, голубей и кроликов. Определите, из какого ящичка фокусник достанет кроликов, если нам известно, что каждая из надписей на коробках – неправда. 

Решение и ответ. Мы знаем, что фокусник пытается нас запутать, поэтому надпись «В первой коробке кролики» означает, что их там точно нет. Возле второй коробки находится надпись «Кролики». Это значит, что кролики точно не во втором ящике. У нас остается только один вариант. Получается, что кролики прячутся в коробке № 3.

Пример № 2 – задача для 3 класса повышенной сложности

Условие. Бабушка, дедушка и их внучка живут в одном подъезде трехэтажного дома, но на разных этажах. Известно, что бабушка проживает выше дедушки, внучка не на третьем этаже, а дедушка на 1 на не на 3 этаже. Кто на каком этаже живет, если известно, что одно из утверждений – ложь. 

Решение и ответ. Утверждение, связанное с дедушкой является неправдивым. Дедушка живет на первом этаже, внучка на втором этаже, а бабушка – на третьем.

Классические задачи на логику

Школьная программа построена таким образом, что в 3 классе дети уже могут работать с числами: вычитать, складывать, делить и умножать их. Предлагаем вашему вниманию несколько интересных логических задач по математике. 

Пример №1

Условие. Планируя свой очередной эксперимент, профессор приобрел 9 стержней из металла. Некоторые из них в ходе работ он распилил на 5 частей. В итоге у него стало 33 стержня. Определите, сколько стержней профессор распилил, и какое количество  стержней остались нетронутыми.

Интересно! Объемные цветы из бумаги делаем пошагово

Решение и ответ. Следует понимать, что при распиле стержня на пять частей, количественно прибавляется 4 куска. В общей сложности добавилось 24 кусочка (33-9=24). Теперь мы можем определить, что профессор распилил 6 стержней (24÷4=6). 

Пример №2

Условие. Мальчик играл в компьютерную игру, в которой ему нужно быть победить монстрика с помощью пистолета. Изначально у игрока было в запасе 9 выстрелов. Но по правилам игры, за каждое попадание в цель, мальчик получал еще 3 дополнительных выстрела. Определите, сколько раз парень попал в монстрика, если известно, что в общей сложности он выстрелил 30 раз и израсходовал при этом все выстрелы. 

Решение и ответ. 30-9=21. Именно столько выстрелов мальчик получил дополнительно за попадания по монстрику. Известно, что за каждое попадание прибавлялось еще 3 попытки, значит, теперь мы можем найти общее количество попаданий 21÷3=7. 

Надеемся, что логические задачи по математике для 3 класса с ответами и решениями, приведенные в статье, помогут вашему ребенку лучше разобраться в данном предмете и получать только лучшие оценки в школе. 

Открытый урок по математике в 3 классе «Решение задач» по программе М.И. Моро, УМК «Школа России»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22

ИМЕНИ  Ф.Я. ФАЛАЛЕЕВА   ПОСЁЛКА МОНИНО ЩЕЛКОВСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

                 

Открытый урок по математике  в 3  классе

 

«Решение задач»

 

по программе М.И. Моро, УМК «Школа России»

 

2020 г.

 

 

 

 

                                                                  Учитель начальных классов

Хайдарова Маргарита Сергеевна

 

 

2020 г.

 

 

 

 

 

 

Открытый урок математики  3 класс,

по программе М.И. Моро, УМК «Школа России»

 

Тема урока: Решение задач.

 

Цель урока:  Закреплять умение решать задачи на кратное ; знание таблицы умножения и деления с числами 2 – 5; развивать логическое мышление, память, навыки устного счета.

Планируемые результаты: учащиеся научатся решать задачи на кратное ; пользоваться таблицей  умножения и деления;  составлять план решения задачи;  понимать учебную задачу урока  и  стремиться к её выполнению; соотносить результат  своей деятельности с целью и оценивать его;  высказывать и аргументировать  свою точку зрения.

 Учебные материалы. На плакатах – задачи, правило, карточки для самостоятельной работы; на листах – цепочка примеров для устного счета, рисунки.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Личностные универсальные учебные действия

  • адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы
  •  ориентация на понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ, самоконтроль и самооценку результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.

Регулятивные универсальные учебные действия

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
  • оценивать правильность выполнения действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,

Познавательные универсальные учебные действия

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,
  • использовать схемы и таблицы для решения задач;
  • проводить сравнение;
  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • контролировать действия партнёра;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

 

  • Формы работы: фронтальная, групповая.
  • Тип урока: комбинированный, урок – путешествие.
  • Методы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, проблемный.

Технологии: групповая, игровая,  личностно-ориентированная, информационно-коммуникативные технологии.

Ход урока:

 

Этапы работы

                             Деятельность преподавателя

 

Деятельность учащихся

Технологии

 

 

I.Организационный момент

 

Цель: включение и мотивирование учащихся в учебную деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

— Начинаем наш урок

Не пройдёт он даром .

Постарайтесь всё понять

Чтоб задачи без труда решать.

Преобразовывать ,считать, смекать и рассуждать.

 

 Ребята, давайте создадим себе и

друг другу хорошее настроение.

– Посмотрите, друг другу в глаза,

улыбнитесь глазками. Приготовьте

ладошки и пожелаем друг другу

удачи, хорошего настроения на весь

учебный день.

 

(Минутка создания настроения и

разминки пальчиков.)

Соприкасаются пальчиком с

соседом по парте и говорите:

желаю (большой)

успеха (указательный)

большого (средний)

Настраиваются на урок

во всем (безымянный)

и везде (мизинец).

 

Запишите дату, классная работа

 

 

Отвечают на приветствие учителя

Подготовка учащихся к активной работе на уроке.

 

 

 

 

 

 

Игровая

 

 

 

 

 

 

 II. Актуализация знаний.

 

Цель: повторение изученного материала, необходимого для продолжения в развитии умения решать задачи на кратное сравнение.

Устный счёт

-Начнем наш урок с устных упражнений .

Ребята таблица умножения для нас очень актуальна ,значит очень важно знать её .

Сейчас мы проверим как вы её  знаете .

1)  Ученикам сидящим за первыми партами выдаётся по одному листу  ( у каждого ряда свой) с примерами (по количеству ребят в ряду), который передаётся по ряду из рук в руки, после решения и записи ответа. Последний ученик каждого ряда приносит лист учителю, для проверки ответом.

 

8 * 4

36 : 6

8 * 6

35 : 5

8 * 3

30 : 6

5 * 7

21 : 7                

9 * 3

6 * 9

4 * 9

18 : 9

6 * 4

9 * 2

30 : 6

 

 

 

2) — Заполните таблицу

— Вспомним, как нам найти неизвестный множитель.

Называем, читаем пример ,ответ записываем в таблицу.

 

Множитель

6

5

8

7

6

Множитель

-

4

8

9

-

2

-

2

Произведение

36

20

-

45

32

16

14

-

 

 

Развитие логического мышления.

 

Групповая( по рядам)

 

 

 

 

 

III. Самоопределение к деятельности?

—  Решите примеры в столбик.

Расставьте буквы  в порядке убывания соответствующих ответов  и прочитайте. Соберите  это слово  на доске из   карточек с примерами, с обратной  стороны  можно будет увидеть букву.

 

35 + 48 (з)              39 + 17 (а)                 73 – 28(а)

60 – 18 (ч)               39 – 24 (а)                 15 + 36 (д) 

 

Ответ: задача.

 

 

 

Технология частично-поисковая

«Собери слово» и узнаешь тему урока

— Решению задач

(Самопроверка и определение темы урока).

 

IV. Физминутка

Леопольд  пошел   гулять               (шагаем  на  месте)

Мяч  футбольный  попинать  (движение  — правой ногой)

Взял  с собою  2  гантели     (ПОДЪЕМ  ГАНТЕЛИ)

Чтобы лапы не  слабели     (РУКИ  ВПЕРЕД)

И  скакалку  для прыжков     (ПРЫЖКИ  ЧЕРЕЗ «СКАКАЛКУ»)

К спорту  он   всегда   готов!            (СТОЙКА  СМИРНО)

 

 

V.  Работа по теме урока

Цель: закреплять и развивать знания в решении задач с элементами кратного сравнения.

 

1) — Давайте вспомним , как  можно сравнить два числа?

— Если вопрос начинается со слов « на сколько», то это разностное сравнение и надо…

— Если вопрос начинается со слов «во сколько», то это кратное сравнение и надо …

 

 

2) Работа по учебнику

— Поработаем по учебнику. Откройте  стр. 45

— Прочитайте задачу № 1  про себя.

-Давайте вспомним, что такое задача?

(Ответы учеников)

(Далее ученик читает вслух громко)

— Сколько вопросов в задаче?

— Сразу ли необходимо приступить к решению?

— Сразу ли мы сможем ответить на поставленный вопрос?

— Какие будут ваши предложения?

— Сделайте схему к задаче и попробуйте выбрать свое решение в поставленной задаче.

— Может кто-нибудь поделится своими действиями в решении поставленной задачи?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— А можно ли обойтись без скобок? (Тут необходимо, чтобы вспомнили то, что в порядке  действий в данном выражении — преимущество  умножения, а затем идет сложение и мы можем обойтись без скобок)

— Поделитесь пожалуйста тем, как и что вы записали в ответе?

— Записать в тетрадь надо два способа записи.

 

 

-Вычесть  из большего числа  меньшее

 

-Разделить большее число на  меньшее

 

 

— Один.

-Надо начертить схему.

-Нет, не сразу.

-Вопрос задачи начинается со слова «во сколько раз» это кратное сравнение и надо  разделить  большее  число на  меньшее.

 

— Решение этой задачи можно записать двумя способами:

1)

-Записать и решить вначале сколько ребят играло в футбол (6х3=18 ребят), а затем сложить количество ребят игравших в городки и в футбол (6+18=24 человека), тогда получим сколько ребят играло в эти игры.

2)

 -Второй способ записи и решения, это выражение с использованием скобок.

(6х3)+6=24

или

6+ (6х3)=24

— Да.

 

6+6х3=24

6х3+6=24

 

— Ответ. Всего 24 ребят играло в эти игры.

 

 

VI.Закрепление

Цель: закреплять знания, умения и навыки в решении задач с элементами кратного сравнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Ребята, а вот над №2 с.45 вам надо поработать самостоятельно, желательно самому (-ой) выбрать

способ решения. А вот у доски поработает только один человек над этой задачей. (Запись  схемой условия задачи)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-А теперь давайте проверим то, как вы  справились с поставленной  задачей?

 

Диагностика уровня сформированности  умения решать задачи изученных видов.

 

 

 

 

 

1)6:2=3(ф.)-фонариков.

2)6+3=9(шт.)-звездочек и фонариков.

 

6:2+6=9 (шт.) или 6+6:2=9(шт.)

Ответ: 9 звездочек и фонариков сделал мальчик.

 

VII. Устные вычисления

1) -№4 с.45

-Находим сумму и разность устно.

 

2) -Увеличиваем  вычислительную энергию.

— Вспоминаем и правильно ставим знаки действия при решении задач

— Я читаю задачу, а вы  ставите в карточку знак действия  при помощи которого эта задача решается.

(Работа выполняется по карточкам, где, отвечая на вопрос, вписываем определённый знак действий.)

1 вопрос. Каким действием определить, на сколько одно число больше или меньше другого?

2 вопрос. Чтобы узнать, на сколько единиц одно число меньше другого, какое действие выполним?

3 вопрос. Каким действием определить, во сколько раз одно число больше или меньше другого?

4. Какое действие: число на несколько единиц больше другого?

5. Каким действием найдём уменьшаемое?

6. Каким действием найдём значение разности?

7. Каким действием узнать, во сколько раз одно число меньше другого?

8. Каким действием найдём делитель?

9. Каким действием найдём значение частного?

10. Каким действием узнать: у Мони столько “5”, сколько у Гарри и Рона вместе?

Проверка результатов самостоятельной работы.

Соедините отрезками одинаковые знаки арифметических действий. Какие фигуры получились? Сверьте с образцом. Оцените себя

 

18,22,34,45.  46,36,26,16.

 

Познавательные: контроль и оценка  процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

Работа в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка умения выбирать правильное арифметическое действие при решении задач разных видов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение проверять себя. сравнивая результат с образцом.

 

VIII.  Рефлексия  учебной деятельности.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

 

 

 

 

Задание:

Понравился  урок или нет? Какое у вас настроение после данного урока: грустное, спокойное или радостное?

(На выданных заранее ребятам карточках с изображёнными смайликами)

 

 

Познавательные: контроль и оценка  процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 

IX. Домашнее задание

Стр. 45 №3,№5

 

Вот и кончился урок,

Снова прозвенел звонок.

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело.

Дети записывают задание в дневник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников:

  1.  Математика. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1/[М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др.]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 76-77 с.
  2. http://mathkang.ru/

 

 

 

Решение задач: 3 класс по математике

    Приборная панель

    Математика 3 класс

    Решение проблем

    Перейти к содержанию Приборная панель
    • Авторизоваться

    • Приборная панель

    • Календарь

    • Входящие

    • История

    • Помощь

    Закрывать