Как составить условия задачи 3 класс: Страница 42 — ГДЗ 3 класс, Математика, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть – Картотека по математике (3 класс): Задачи 3 класс

Методическая разработка (3 класс) на тему: Типы и виды задач


Дата____________________
Тема: Речь.
Цель: познакомить учащихся с ролью речи в жизни людей, с основными требованиями правильной речи. Развитие памяти.
1.^ Слово учителя:
Русский язык по праву считается одним из самых богатых, красивых и выразительных языков мира. На нем говорят не только русские люди. Желающих изучать русский язык в мире становится все больше и больше.
Мы говорим по – русски всю свою жизнь. Зачем же нам еще заниматься развитием своей речи?
Речь человека «растет» и «взрослеет» вместе с ним. Чем больше слов знает человек, чем точнее и правильнее умеет он пользоваться своим словарным запасом, тем точнее и ярче выражает он свои мысли, тем приятнее с ним общаться окружающим его людям. Поэтому, ребята, мы с вами будем знакомиться с новыми словами, их значением, исследовать законы, по которым строиться правильная и красивая речь.

2.^ Рубрика: Не торопись отвечать, торопись думать.

Задание 1. Вспомни и ответь.
— Как зовут сына папы Карло?
-Из чего папа Карло сделал Буратино?
-Как зовут мальчика-луковку?
— Без кого скучал Малыш из сказки А.Лингренд?( без щенка)
-Кто тащил репку в сказке «Репка»?

Задание 2.Отгадай загадку.
-Если б не было его,
Не сказал бы ничего. «Язык»

  • Для чего человеку нужен язык?
  • Какое еще значение имеет слово ЯЗЫК?


Беседа о значениях слова.
Чаще всего слово ЯЗЫК мы связываем со словами РАЗГОВОР,РЕЧЬ. Давайте вспомним, какая бывает речь. (устная и письменная).Для чего она нужна?(для общения).Какая у нас должна быть речь, чтобы с нами было приятно общаться? (четкой, правильной, красивой )


^ Задание 3 Прослушайте стихотворение А.Л.Барто «Сильное кино».
Подумайте, почему девочка не поняла содержание фильма, который посмотрел ее брат.
Сильное кино.
Заранее , заранее
Все было решено:
У школьников собрание,
Потом у них кино.
Домой придет мой старший брат,
Он мне расскажет
Все подряд,
Он объяснит мне,
Что к чему.
А я большая!
Я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
Они ползут,

А он им – раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Они ей – раз!
Она им – раз!
Но тут как раз
Ее он спас,
Он был с нею заодно….
Ух ,сильное кино!
Наверно я еще мала,
Я ничего не поняла!

Задание 4.Составление правил красивой речи.
Коллективное обсуждение.

  1. Правильно строй предложения.
  2. Не торопись. Говори четко, не глотай слова.
  3. Не кричи, но и не говори очень тихо.
  4. Говори выразительно: выделяй голосом главные слова, делай паузы.
  5. Не употребляй слова – паразиты.


Рубрика: Умел дело делать, умей и позабавиться.

Задание5 . Для того чтобы сделать свою речь четкой, люди придумали увлекательные упражнения. Называются они СКОРОГОВОРКИ.
Разучивание скороговорки:
«Сыворотка из — под простокваши»
3.Можно прослушать запись стихотворения или сказки в исполнении артистов театра .При отсутствии таковой учитель сам может подготовить выразительное чтение какого – либо литературного произведения.

Дата__________________________
Тема: Тише, громче…
Цель: формирование навыков выразительной речи. Развитие памяти, логического мышления.
1.Рубрика: Не торопись отвечать , торопись думать .
— Кто автор сказки «Муха – цокотуха»?
— Кто самый лучший в мире укротитель домоправительниц?
— Что в одной русской народной сказке было не простое, а золотое?
— Как называется время суток между вечером и утром? Утром и вечером?
2.Работа над выразительностью речи.
Мы уже говорили о правилах красивой речи. Одно из правил – выразительность. Что значит говорить выразительно?
(четко, правильно, соблюдая интонацию.)
Сегодня мы будем учиться этому.
Послушайте стихотворение Н. Юсупова.
Простите.
Папа разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой обиделись сразу.
Но папа нашелся: взглянул им в глаза
И робко и тихо «Простите» сказал.
Имама молчит, улыбается даже.
— Мы купим другую, есть лучше в продаже…
«Простите» — казалось бы, что в нем такого?
А вот ведь какое чудесное слово!

  • Почему слово названо чудесным?
  • А почему папа произнес его робко и тихо?


Он хотел показать, что раскаивается в произошедшем.

  • Как вы считаете, изменилось бы что-нибудь, если бы папа произнес «Простите»громко, с другой интонацией?


Мама могла бы не понять что он осознал свой проступок и извиняется за него.
2.^ Рубрика: Умел дело делать, умей и позабавиться.
Работа над четкостью речи и правильным интонированием.
Скороговорка:
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.

  • Расскажи скороговорку. Последние две строчки произноси радостно, восхищенно.
  • А теперь попробуй произнести эти строчки с сожалением, с ужасом.


3.Итог занятия

-понравилось  ли вам занятие?

если «да» — поднимите руки вверх

      «нет» — в стороны

     


дата_______________
Тема: Слова, слова, слова…
Цель: формирование представлений о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение. Развитие внимания, логического мышления.

 1.Рубрика: Не торопись отвечать, торопись думать.
Задание: «Добавь словечко».
Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф,
Не потому, гордый нрав, а потому, что он ….жираф.
Говорят, один рыбак в речке выловил башмак,
Но зато ему потом на крючок попался …..сом.
Задание: Вспомните.


— Из чего состоит наша речь?
— Из чего состоят предложения?
— Для чего нужны слова?
Для того, чтобы называть предметы, действия предметов, признаки предметов и т. д.

2.Чтение стихотворения А.А. Шибаева.
Слова, слова, слова…
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным – полно, а безымянных нету!
Слова, слова, слова. И все, что может видеть глаз, —
Над нами и под нами, — и все, что в памяти у нас, —
Означено словами. Слова, слова, слова
Они слышны и здесь и там, на улице и дома:
Одно – давно привычно нам, другое – незнакомо…
Слова, слова, слова. Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно – в огромном море – море слов –
Купаться ежечасно! Слова, слова, слова.

3.Буквы — большие выдумщицы. Они очень любят загадывать нам разные загадки, любят играть с нами.

А.А. Шибанова «Что придумали буквы».
4.Работа над четкостью речи, тренировка памяти.

Скороговорка:
Мышь в углу прогрызла норку,
Тащит в норку хлеба корку,
Но не лезет корка в норку,
Велика для норки корка.

5.Итог занятия

-понравилось  ли вам занятие?

если «да» — поднимите руки вверх

      «нет» — в стороны

     

Дата________________

Тема: Озорные буквы.

Цель: формирование понятия о важности сохранения позиции каждой буквы в слове.
1.Не торопись отвечать, торопись думать.
Задание: Вспомни и назови автора.

Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперед,
А за ним комарики
На воздушном шарике…К. И. Чуковский

В доме 8 дробь 1
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью Каланча…С.В.Михалков

2.Где ум, там и толк.

Задание: «Сложи слово».
Сад + рож – А – Д –С + Ь = рожь
Г + НЕСУ +З –СУ + ДОМ – М = гнездо
Задание: Очень важно, чтобы звуки и буквы в наших словах жили дружно.
Иначе….Вот что произошло однажды.
Однажды не поладили буквы – гласные и согласные – и разошлись в разные стороны.
Сбились согласные в кучку, хотели поговорить – и никак! Кашлянули: -КХ!
Чихнули: -ПЧХ! Хмыкнули: -ХМ! Зачем – то позвали кошку: -КС! И заскучали..
Вдруг: -ТСС! Показалось им, кто – то рыдает где – то…Прислушались.
А-а-а! О-о-о! – кричали гласные. Они плакали как малые дети: -УА!УА! Аукались: -АУ!АУ! Заключили буквы мир, снова встали рядом, внятно сказали: Будем всегда вместе!
И с тех пор никогда больше не разлучались.

3.Задание: Слово может изменить смысл, если мы уберем какую- нибудь букву или вставим новую. Прочитаем стихотворение А.А. Шибанова «Озорные буквы».

Не давали буквам дела . Им безделье надоело.
Надоело им скучать – и пошли озорничать…
«К» в карман к монтеру прыг! А в кармане – ролики.
Из кармана в тот же миг выскочили кролики.
Букву «Д» на дне пруда увидали раки.
С той поры у них беда: то и дело…драки

4.Итог: очень важно каждую букву в слове писать на своем месте. Перестановка в слове слога или буквы может совершенно изменить смысл слова.


Дата_________________________

^ Тема: Слова играют в прятки.

Цель: развитие познавательного интереса к языку и внимательного отношения к слову.

1.Рубрика: Не торопись отвечать, торопись думать.

Задание: Вспомни загадки по их концам и назови отгадки.
— Стоит Антошка на одной ножке.
— Не лает, не кусает, а в дом не пускает.
— Сто одежек, и все без застежек.

  • Кто это: Матроскин,Страшила, Мойдодыр, Гена.


2.Какие слова «спрятались» в именах?

Мойдодыр, Айболит, Тянитолкай.


  • Кто придумал такие имена героям своих произведений? К. И. Чуковский.

  • Сможешь ли ты придумать несколько имен подобного рода? А вот какие имена придумал поэт Григор Витез.


Петух Будидень и ленивый Радо.
Рано, лишь забрезжит день, встает петух
И будит очень громко коня Нервипостромки,
Вола Везителегу и пса Туданебегай,
Хавронью Лезькавлужу, кота Пошелнаружу,
БабусюДайковрижки , подпаска Гонистадо,
Врача Колотьненадо, голубку Пугнискрыши,
Шофера Эйпотише..

3. Игра «Найди слово».Иногда слова бывают как матрешки – в одном слове прячутся несколько других.

уточка – точка
волк — вол
коса — оса
олень — лень
снаряд – наряд

4.Прочитай стихотворение А. Санина. Почему вдруг произошли такие чудеса?

Дым на улице стоит, Дом из труб его валит.
На чердак залезла ложка, со стола упала кошка.
Вдень весенний у ворот начал дружно таять мед.
Пироги пекутся в речке. Рыбаки сидят у печки.
Путник в город шел мешком. Вы слыхали о таком?


Дата____________________
 Тема: Слово и его значение.
Цель: формирование понятия о лексическом значении слова.
1.Рубрика №1.

Задание: назови, как эхо, часть слова, чтобы получилось новое слово.
Смех (мех), машина (шина ), тапочки (почки, очки ), тумбочка (бочка ), дубок (бок ), кисель (ель ), рыбак (бак ).

^ 2.Рубрика: Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Загадка: Не дерево, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не растение, а с корешком,

Не человек, а с разумом.

Книга учит нас, рассказывает об окружающем мире. Но чтобы прочитать книгу и правильно понять содержание написанного в ней, нужно знать значение каждого слова. О том, к чему приводит незнание значения слова, рассказал в стихотворении О. Дриз.

Привет.
Прислала мне тетя печенья, конфет, варежки, шарф и горячий привет.
Вот варежки, шарф и конфеты с печеньем…Где же привет?
Я смотрю с нетерпеньем. С чем он? С грибами? С капустой? С вареньем?
Наверное, мама привет этот прячет, — видно, очень горячий.


  • Значение какого слова не знал мальчик?

  • Где или у кого можно узнать значение незнакомого слова?

  • Как называется словарь, в котором собраны объяснения значений различных слов?


Показать любое издание толкового словаря. Объяснить, как им пользоваться.

^ 3.Умел дело делать, умей и позабавиться.

Назови одним словом.

— Сумка школьника, которую носят на спине.( ранец)
— Пункт, который охраняет часовой. ( пост)
— Занавески на окнах.(шторы)
— Куклы из дерева, которые вкладываются одна в другую.(матрешка)

Запомни!
Очень важно знать точное значение слова, чтобы не допускать ошибок в речи.

Если значение слова не понятно, надо попросить взрослых объяснить его или посмотреть в толковом словаре.

дата_______________

Тема:
Цель: Формирование понятия о прямом и переносном значении слова.
Рубрика№1.Отгадай загадку.
«Сердит! – закрыв лицо рукой, сказал прохожий глухо.
«Ударил как!» — ворчал другой, поглаживая ухо.
Шла мимо бабушка с клюкой, в платок упрятав нос
Она сказала: «Ишь, какой, кусается, как пес.»
И я скорей лицо прикрыл воротником пальто.
В тот день и прям сердитым был, вы догадались, кто? (мороз)


  • Что означает выражение ударил мороз?

  • А что означает выражение мороз кусается?


В русском языке некоторые слова могут иметь не только прямое значение, например, ударил молотком, но и переносное — ударил мороз.


  • Встречал ли ты такие слова?

  • Для чего в нашем языке слова используются в переносном значении?(чтобы сделать речь более выразительной)


2.Прочитай стихотворение поэта М.Яснова. Найди слова в переносном значении.

^ Кто что несет.
Семен портфель несет в руке,
Павлуша – двойку в дневнике.
Сережа сел на пароход –
Морскую вахту он несет.
Андрюша ходит в силачах –
Рюкзак несет он на плечах.
Задиру Мишу Петр побил –
Несет потери Михаил.
Степан не закрывает рот:
Он чепуху весь день несет!

3.Что означают выражения:

Бьют часы, идет снег, сырое яйцо, золотые руки.

4.Отгадай, что это?
-Его держат, когда дают кому-то.(слово)
— Они идут, а с места не сдвигаются.(часы)
— Оно летит без крыльев и бежит без ног.(время)
5.Прочитай стихотворение. Найди слова в переносном значении, объясни их. Нарисуй к нему свой рисунок.
В глуши лесной, в глуши зеленой, всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой бьет из камней родник студеный.
Кипит, играет и спешит, крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами стеклом расплавленным бежит.

И.Бунин.

Дата__________________________

Тема: Многозначные слова.

Цель: формирование понятия многозначности слов.

1.Рубрика№1.
— Какая шляпка никогда не надевается на голову? (шляпка гвоздя)
— Какую баранку нельзя съесть? (руль машины)
2.Сплеча да сгоряча, не добудешь калача.

В русском языке есть слова, которые имеют не одно, а несколько значений. Такие слова называют многозначными.

У слова может быть несколько значений:
Ножка малыша – ножка стула
Хвост птицы – хвост самолета – хвост колонны
Спинка стула – спинка ребенка
Запоминай при чтении различные значения слов. Это поможет сделать твою речь красивой.
3.Прочитай стихотворение И.Токмаковой. Найди в нем многозначные слова.
В чужой стране.
В чудной стране ,
Где не бывать тебе и мне
^ Ботинок черным язычком,
С утра лакает молоко.
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.

4.Сходство предметов может быть не только по внешнему виду, но и в действиях. Подумай и ответь.


  • Почему щетки для очистки стекол у автомобиля называют дворниками?

  • Почему человека, который купается в проруби, называют моржом?
    5.Отгадай слово.

  • Закончи фразу: глуп как….баран; грязный как …свинья; упрям как…осел; назойлив как…муха; труслив как…заяц; неуклюж как …медведь.


6.Анаграмма.Составь новые слова, изменяя порядок букв в слове:
Лиса – сила
Марка – рамка
Лапка – палка
Пила – липа

7.Запомни! Запоминай при чтении различные значения слов.

Дата__________________________________

^ Тема: Омонимы.

Цель: формирование первичного представления об омонимах и их значении в речи. Развитие логического мышления.

1Рубрика№1.

— Какую косу нельзя плести?

— Какой лук не употребляют в пищу?

— Каким ключом не откроешь дверь?

— Из какого крана нельзя брать воду? (из подъемного)

— В каких лесах не растут деревья? (в строительных)

В этих загадках мы встретились со словами, которые одинаково звучат и пишутся, но имеют разное значение. Сегодня мы познакомимся с ними.

Такие слова называются омонимы. Очень важно знать точное значение слова, чтобы правильно употреблять его в речи.

2.Прочитай стихотворение Я. Козловского. Найди омонимы.

Любопытный суслик.

Суслик выскочил из норки и спросил у рыжей норки:

— Где вы были?

— У лисички.

— Что вы ели там?

— Лисички.

3.Объясни значение омонимов.

нота соль приправа для пищи

птица овсянка крупа

оружие шашка фигурка для игры

земной шар мир отсутствие вражды,согласие

4.Может ли так быть?


  • В трамвае кондуктор задержал зайца?

  • На косе мы сделали привал.(коса – узкая полоса суши)

  • Что за шутки? Говорят, на быках мосты стоят.


5..Прочитай слова. В каждом из них спряталось по два слова.

Соробака – сорока,собака.

Коронава – корова,корона.

Бакиран – бак,баран.

Куцарица – курица,царица.

5.Большой – маленький. Не попади в ловушку!

Заяц – зайчик.

Щука –

Карандаш –

Чайник –

Лыжа —

Занятие№10

^ Тема: Синонимы.

Цель: формирование первичного представления о синонимах и их значении в речи.

1.Рубрика№1

Замени один согласный звук так, чтобы получилось слово, отвечающее на вопрос ЧТО?

Киска (миска, каска), коза (коса), жук (сук), сом (дом, ком), уточка (удочка), ужи (уши).

2.Вспомни,какие слова называют многозначными. Прочитай стихотворение и найди многозначные слова.

Странные вещи в природе бывают.

^ Ножки у стула ,но стул не шагает.

Часто часы бьют .Номы не слыхали,

Чтобы кого – то они обижали.

«Слон затрубил» ,- говорят.

Интересно!

Что – то слона я не вижу в оркестре

2.По зернышку – ворох, по капельке – море.

Сегодня мы поговорим о словах — друзьях. Они различаются по звучанию, но называют один и тот же предмет, одно и то же действие. Называются такие слова синонимы.

В русском языке есть слова, которые имеют целый ряд синонимов, например слово красный (алый, огненный, кровавый, багряный, малиновый и пр.)

Простое слово промежуток:

В театре несколько минуток,

Пока начнется новый акт,

Мы называем все антракт;

На время что – то прекратив,

Мы объявляем перерыв;

После урока непременно

Нужна ребятам перемена.


  • Можем ли мы сказать ,что эти слова являются синонимами?


4.Соедини парами .синонимы.

Смотреть алфавит

Огонь глядеть

Азбука солдат

Воин пробежал

Промчался пламя

5.Подбери синонимы к словам.

Доктор – врач, шагать – идти, сражение – битва, собака – пес, работа – труд.

6.Подбирая к слову синонимы, будь внимателен к его значению. Чем больше будешь знать синонимов, тем выразительнее будет твоя речь.

Занятие№11.

Тема: Антонимы.

Цель: формирование первичного представления об антонимах и их значении в речи.

1.Рубрика№1.

Измени слово так, чтобы оно называло много предметов.

Брат, друг, сук, клок, тень, письмо, путь.


  • Подбери синоним к слову путь.

  • Какие слова называются синонимами?


Послушайте стихотворение и найдите синонимы.

Проводы.

Спокойной походкой

Идет по перрону

С большим чемоданом

Большая Ворона.

А вместе с Вороной ,

Чуть сзади и сбоку,

Ее провожая,

Шагает Сорока.

И все б это было совсем хорошо,

Если б их поезд давно не ушел


— слова, которые звучат одинаково и одинаково пишутся, но различаются по смыслу, называются _______________.

— слова, которые имеют одинаковое значение, но звучат по разному, называются

_____________________.

2.Умение всегда найдет применение.

Сегодня мы поговорим о словах, противоположных по смыслу.

Игра «Наоборот».

Скажу я слово «высоко» , а ты ответишь:( Низко)

Скажу я слово далеко, а ты ответишь: ( Близко)

Скажу тебе я слово трус, ответишь ты : (Храбрец)

Теперь начало я скажу, ну, отвечай:..(храбрец)

Слова с противоположным значением называются антонимами.

3.Подбери к данным словам антонимы.

Верх – низ, радость – горе, холод – жара, белый – черный, добро – зло.

4.Часто антонимы встречаются в пословицах и поговорках.

Прочитай пословицы, объясни их значение. найди антонимы.

^ Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

5.закончивыражения – антонимы, которые встречаются в русских народных сказках.

Долго ли, коротко ли, и днем и ночью, вода живая и мертвая, ни свет ни заря, близко ли ,далеко ли, врагов кругов видимо – невидимо..

Занятие№12.

Тема: Тематические группы слов.

Цель: познакомить детей с тематическими группами слов.

1.Рубрика №1.

Вставь пропущенные парные согласные так, чтобы слова в парах различались только ими.

Ш(п)ар – ж(б)ар, ро(з)ы –ро(с)ы, т(б)очка – д(п)очка,лу(к) – лу(г).

2.Послушай стихотворение А. А. Шибаева «Вставь слово вместо точек»


  • Закончи каждое предложение подходящим по смыслу словом.


Самолетом правит …летчик.

Трактор водит …тракторист.

Электричку — …машинист.

Стены выкрасил …маляр.

Доску выстругал …столяр.

В доме свет провел …монтер.

В шахте трудится …шахтер.

В жаркой кузнице — …кузнец.

Кто все знает – молодец!


  • Что называют нам пропущенные слова?

  • Какие еще профессии людей ты знаешь?


3.Слова русского языка можно объединять в группы по темам некоторые группы получаются очень большими. А некоторые — совсем маленькие группки.

Прочитай шуточное стихотворение и найди в нем слова , которые тоже можно объединить в одну группу.

^ Муха – чистюля.

Жила. – была Муха –чистюля

Все время купалася муха.

Купалась она

В воскресенье

В отличном

Клубничном варенье.

В понедельник –

В вишневой наливке.

Во вторник –

В томатной подливке

В среду – в лимонном желе.

В четверг –

В киселе и смоле.

В пятницу –

В простокваше,

В компоте и манной каше…

В субботу,

Помывшись в чернилах,

Сказала:

— Я больше не в силах!

Ужасно — жужжасно устала,

Но,кажется,чище не стала!


  • Какое название можно дать этим словам?

Занятие№13.

Тема: Наш цветной мир.

Цель: формирование первичного представления об образности.

1.Рубрика№1.

Вставь в пословицы подходящие по смыслу антонимы к выделенным словам.

Больше думай, ___________ говори.

Дождик вымочит, а солнце _______________.

Горькая правда, лучше _________лжи.

2.Красивые речи приятно и слушать.

Если б все на свете было

Одинакового цвета,

Вас бы это рассердило

Или радовало это?


  • Посмотри внимательно на название следующего стихотворения. Вставь подходящие по рифме слова.


Лиловое стихотворение.

Весь____________ новый дом,

Весь ____________ кот на нем.

Кухни и столовые тоже в нем ____________.

От трубы и до колес весь_____________ паровоз.

И сиреневый букет на ____________стал буфет.

— И кому какое дело – я люблю ___________цвет

И карандаша другого у меня сегодня нет. Р, Сэф.


  • Можно ли изменить цвета в этой истории? Хорошо было бы , если бы все предметы были одного цвета?


Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным…

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным! Е. Руженцев.

3.Прочитай выразительно. Раскрась листья. От каких они деревьев?

Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной, стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки синеют, а между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной просветы в небо, что оконца.

4.Отгадай загадки.

День прибывает, а он убывает.(календарь)

Ниток много, а в клубок не смотаешь.(паутинка)

То рыжая, то серая, а названьем белая.(белка)

Занятие№14.

Тема: Что на что похоже.

Цель: формирование первичного представления о сравнении.

1.Рубрика№1.

Подумай и ответь, что или кто может быть.

Высоким или низким – дом, дерево.

Большим или маленьким – мальчик, ботинок.

Холодным или горячим – суп, молоко.

Узким или широким – лента, коридор.

2.Видит око далеко, а ум еще дальше.

Прочитай стихотворение О. Высотской и попробуй отгадать тему нашего занятия.

На что похожи облака? На что они похожи?

На крокодила, на быка и на оленя тоже!

Вон город на горе крутой – то розовый, то золотой.

3.Прочитай выразительно.

Картофельные олени.

Картофелины лежали в подвале до самой весны

И медленно прорастали ростками ужасной длины.

Ростки извивались, ветвились, как будто оленьи рога,

И эти рога появились, как будто при виде врага.

У самого мирного склада, у склада для овощей,

Был вид разъяренного стада, — и это в порядке вещей.

Наверное, бедной картошке в кастрюлю не хочется лезть,

Иначе – зачем у картошки такие сердитые рожки! ?

Вот именно! То – то и есть! Н.Матвеева.


  • С чем в этом стихотворении сравниваются ростки картофеля?

  • Какие еще слова – сравнения встречаются в стихотворении?


Справка для учителя:

Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений с целью более яркой характеристики одного из них через свойства другого.

4.Что на что похоже? Нарисуй свои сравнения.

Гриб – это….зонт.

Радуга – это …мост.

Месяц – это …лодка.

Арбуз – это …мяч.

5.Сравнения часто употребляются в загадках. Отгадай загадки. Какие сравнения помогли отгадать загадки.

Золотое решето черных домиков полно.

Падают с ветки золотые монетки.

6.Запомни!

Тот, кто умеет наблюдать, увидит вокруг себя много интересного!

Сравнения делают нашу речь красивой.

Занятие№15.

Тема: Голоса природы.

Цель: развитие познавательного интереса, внимания к языку. Развитие логического мышления, воображения, памяти.

1.Рубрика№1.

Давай поиграем! Кто это?


  • По звукам, которые чаще всего встречаются в стихотворении, догадайся, кто их произносит.

-Ухвачу –у – уу –у!

Укушу –у –у !

Утащу – у – у !

Удушу –у – у!

И – съем! (волк)

Чьи там крики у пруда:

-Квасу квасу нам сюда!

Ква –ква – квасу, просто – кваши,

Надоела нам вода! (лягушки)

2.Как птица родилась, так она свое и поет.

Мы живем в мире звуков. Прислушайся внимательно, и ты услышишь, как вокруг нас о чем – то поют, говорят, шепчут, вздыхают живые и неживые предметы.


Как тикают часы?

Как звенит капель?

Как бьет колокол?

Как звенит колокольчик?

3.В своих рассказах, сказках, стихах писатели и поэты нередко передают звуки природы. Вот что услышал во дворе писатель Г. Цыферов

Что у нас во дворе? Дерево, Его зовут тополь.

Если ветер, тополь смеется: — У –У –У…

Если дождь – плачет: — Кап – кап…

4.А знаете ли вы голоса птиц, зверей, насекомых? Давайте поиграем!

Кто как говорит?

Мяукает…кошка, мычит…корова, блеет…овца, кукует…кукушка, ухает…филин, курлычет…журавль, воет…волк, звенит…комар, жужжит …муха, заливается…соловей

5.Знаешь ли ты голоса неживой природы?

Море – (шумит), гром – (гремит), старая дверь – (скрипит), вьюга – (воет), гудок –( гудит).

6.Найди и прочитай дома сказку – несказку В. Бианки «Кто чем поет»

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ В ТРИ ДЕЙСТВИЯ»

Донецкая общеобразовательная школа I-III ступеней № 25

УРОК МАТЕМАТИКИ

ТЕМА:

hello_html_m647bcfa.gif

hello_html_6042e7c7.gif

Разработала

учитель начальных классов

Чернышова С.Н.

2015 г.

Тема: Решение текстовых задач в три действия.

Цели: совершенствовать умения решать задачи на сумму и разность двух произведений;

закреплять умения находить площадь фигуры прямоугольной формы;

учить понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока,

формировать вычислительные навыки,

развивать логическое мышление, математическую речь учащихся, умения

творчески работать над задачами,

воспитывать интерес к математике, чувство коллективизма, взаимоуважения,

взаимопомощи при работе в группах.

Тип урока: закрепление изученного

Оборудование: ИКТ, презентация и клипы к уроку, дидактический материал запись музыки для физминутки, маркеры, листы с заданиями, карточки для самооценки.

ХОД УРОКА

І. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА.

ІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.

  1. Ввод сказочного героя в урок

-Из прекрасной страны Мультляндии к нам в гости пожаловал всеми любимый персонаж…

КЛИП ПРО КОТА ЛЕОПОЛЬДА

-Как вы помните, мыши очень большие пакостники. И в своей школе в стране Мультляндии они всячески старались навредить Коту Леопольду, особенно по математике. Прежде всего, они спрятали все карточки, которые Леопольду нужно было решить за неделю. Давайте ему поможем справиться с заданиями на карточках.

КАРТОЧКИ «Семицветик» (карточки для индивидуальной работы на лепестках)

hello_html_482e0add.png

  1. Минутка каллиграфии (повторение таблицы умножения на 9)

-А пока ребята решают карточки, восстановим ряд чисел, которые в тетради Леопольда по математике мыши забрызгали грязью.

СЛАЙД «ВОССТАНОВИ РЯД ЧИСЕЛ» (2 ученика у доски)

Поменялись тетрадями, проверили, у доски тоже.

1-назвать дес.,ед., 2-разложить на разрядные слагаемые.

-Восстанови ряд чисел: 9, 18, 27, 36, 45, 54, 63, 72, 81, 90

-Какое из чисел лишнее?

-Как назвать остальные?

-Назовите количество дес. и ед. в каждом числе.

— Подчеркните чётные.

-Разложите на разрядные слагаемые нечётные двузначные.

  1. Устный счёт

-Мыши перепутали все числа и в тетради Леопольда получились длинные примеры, которые он решать не умеет. Давайте ему поможем посчитать устно.

ПРИМЕРЫ «ЦЕПОЧКА»

(36:4+5•9):6:3•4:6= 2 (42:6+3•7):4•5=35

-Кот не умеет быстро считать и не знает название компонентов действий. Поэтому со следующим заданием ему было тяжело справиться. А как справитесь вы, ребята?

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ (запись примеров под диктовку и решение их)

  • Сумму чисел 34 и 29 уменьшили в 9 раз

  • Частное чисел 64 и 8 увеличили на 9

  • Найдите разность двух произведений 7 и 8 и 9 и 4

  • Разность чисел 82 и 74 увеличили в 9 раз

  • Найдите сумму двух произведений 4 и 8 и 8 и 4

  • Число 100 уменьшили на произведение чисел 6 и 8

(34+29):9 = 7 (82-74)*9=72

64:8+9=17 4*8+8*4=64

7*8-9*4=20 100-6*8=52

  1. Разминка (по 4 ученика)

-Чтобы окончательно расстроить нашего героя, мыши решили написать ему уравнения. Уж их Кот точно не сможет решить.

КЛИП «МЫШИ ЧЕРТЯТ»

Х•8=72 Х:7=9 56:Х=8

— Ну, а в задачах наш герой совсем не разбирается. А вы, ребята? Решим несколько задач устно.

hello_html_m1bfa64fa.png

hello_html_226f6212.pnghello_html_m60b3a28c.png

ІІІ. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

  1. Постановка темы и целей урока

— Во сколько действий решались задачи?

— Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Решение задач в три действия

— Поставьте цели урока

Продолжим учиться решать задачи в три действия

— Мы будем продолжать учиться решать задачи в три действия, будем творчески работать над задачей, вспомним, как находить площадь фигуры прямоугольной формы.

2. Решение задачи на сумму двух произведений

-Мыши залезли к Леопольду в холодильник, перевернули кастрюлю с молоком. Съели всю сметану. Бедному Коту теперь придётся пойти в магазин и купить себе молока и сметаны на неделю. Но он никак не может посчитать, сколько ему нужно денег.

КЛИП «КОТ ВЗДЫХАЕТ»

-Давайте поможем коту справиться с этой нелёгкой задачей.

hello_html_7ab5c67b.png

(2 учащихся на доске: один по действиям, второй — выражением. Остальные решают по действиям и записывают после решения выражение)

Объяснение решения.

3. Творческая работа над задачей

— Какой тип задачи? (задача на сумму двух произведений)

— Измените вопрос задачи так, чтобы задача была на разность двух произведений.

— Какое действие изменится?

— Как это отразится в краткой записи условия?

— Давайте решим эту задачу.

hello_html_49df0ada.png

(2 учащихся на маркерной доске выражением, один с объяснением у доски)

ФИЗМИНУТКА (под песню Кота Леопольда)

4. Решение задач на сумму двух произведений выражением

— Ребята, вы, конечно же, догадались, почему Кот весь день сидит на крутом бережку. Несомненно, он пришёл туда, чтобы поймать рыбки. Очень уж Леопольд любит блюда из рыбы.

— Внимание! Работа по карточкам. Прочитайте задачу.

Кот Леопольд поймал себе на неделю 4 сетки карасей по 8 штук в каждой сетке и 7 маленьких ведёрочек окуньков по 9 штук в каждом ведёрке. Сколько всего рыбы поймал Леопольд?

— Какой тип задачи? Во сколько действий она решается?

— Запишите решение задачи выражением.

(первые пять человек на оценку)

Взаимопроверка (обмен тетрадями, один из учеников читает выражение и ответ)

5. Творческая работа над задачей

— Какой тип задачи?

— Измените вопрос задачи так, чтобы задача была на разность двух произведений.

— Расскажите задачу.

— Запишите решение задачи выражением.

(первые пять человек на оценку)

4.Геометрический материал

— Ничего у мышей не выходит. Не могут они навредить Коту, ведь Леопольд очень добр и воспитан.

Решили и они стать воспитанными. И пришли просить прощения у Леопольда за содеянное.

КЛИП «ПРОСТИ НАС ЛЕОПОЛЬД»

Кот решил дать им задание. Но мыши никогда не занимались математикой.

Давайте поможем и мышам, раз уж они раскаялись.

Итак, задание от Кота Леопольда.

Есть у Кота огород прямоугольной формы.Кот предложил мышам его перекопать. Ширина огорода 3м, а длина на 4м больше. Какую площадь нужно перекопать мышам?

hello_html_33469ac.png

РАБОТА В ГРУППАХ

(2 УЧ-СЯ К МАРКЕРНОЙ ДОСКЕ, остальные на местах)

Проверка выполнения задания. (По представителю от каждой группы)

ІV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

-Наш урок подходит к концу и прежде, чем подвести итог, давайте обратим внимание на домашнее задание.

С.84 № 550 (решить задачу на сумму двух произведений, изменить вопрос задачи и решить задачу на разность двух произведений), № 552 – решить примеры

V. ИТОГ УРОКА. ОЦЕНИВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ.

— Чему каждый из вас научился на уроке? Оцените свою деятельность на уроке. .(Поднимание карточек самооценки)

— Нашим героям очень понравилось у вас на уроке, они даже подружились.

КЛИП «СПАСИБО ЗА УРОК»

Учебно-методическое пособие (математика, 3 класс) на тему: таблицы для составления задач

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Зерновой

Дергачёвского района Саратовской области»

(филиал п. Золотуха)

   Таблицы для составления задач.

Цель:

— отрабатывать навыки и умения составлять и решать простые задачи.

Учитель: Филоненко Л.В.

Таблица №1.

Нахождение суммы двух чисел.

Выражения

Слова для условия

Слова для вопроса

5 + 4

3 + 4

2 + 1

6 + 2

нарисовал

раскрасил

принёс

посадил

вырастил

прочитал

сделал

вырезал

росло

стояло

отдал

подарил

и т. д.

Сколько всего…?

Примеры задач.

1.  

       Таня прочитала 5 страниц, а Маша 4 страницы.

      Сколько всего страниц прочитали девочки?

2.  

      Коля подарил брату 5 марок с животными и 4 марки с пейзажами.

      Сколько всего марок подарил Коля?

Графическая схема условия.

               —

               —

Чертёж.

        

                                    ?

Таблица №2

 

                             

Выражения

           Слова для условия

Слова для вопроса

               1

 2

5 + 4

3 + 4

2 + 1

6 + 2

нарисовал один

раскрасил один

принёс один

посадил один

вырастил один

прочитал один

сделал один

вырезал один

росло один

стояло один

отдал один

подарил один

и т. д.

нарисовал один

раскрасил один

принёс один

посадил один

вырастил один

прочитал один

сделал один

вырезал один

росло один

стояло один

отдал один

подарил один

и т. д.

Сколько всего…  

            один?

Примеры задач.

В букете было 5 ромашек, васильков – 6, а маков столько же, сколько ромашек и васильков вместе. Сколько было маков?

Графическая схема условия.

            —              

            —

            —   ?    столько же

Чертёж.

    Р. |__________|

    В. |_____________|

    М.|______________________|

Таблица №3.

Увеличение числа на несколько единиц.  

Выражения

             Слова для условия

        Слова

   для  вопроса

          1

                   2

5 + 4

3 + 2

4 + 3

7 + 3

вырастил

построил

написал

купил

прочитал

посадил

решил

росло

старше

длиннее

выше

и т. д.

больше на …

Сколько выполнил другой?

Примеры задач.

1.   Мите 5 лет, а Игорь на 4 года старше.

     Сколько лет Игорю?

Графическая схема условия.

            —

 

            — ? на         больше, чем

Чертёж.

|__________|

|__________|____|

                       

           ?

Таблица №4.

Увеличение числа на несколько единиц ( в косвенной форме).  

Выражения

             Слова для условия

        Слова

   для  вопроса

          1

                   2

5 + 4

3 + 2

4 + 3

7 + 3

вырастил

построил

написал

купил

прочитал

посадил

решил

росло

старше

длиннее

выше

и т. д.

больше на …

Сколько выполнил другой?

Примеры задач.

1.   Мите 5 лет, он на 4 года старше Игоря.

     Сколько лет Игорю?

Графическая схема условия.

 

            —      , это на        больше, чем

            — ?

Чертёж.

|__________|____|

                       

 |__________|        

            ?

Таблица №5.

Нахождение остатка.  

Выражения

             Слова для условия

        Слова

   для  вопроса

          1

                   2

9 – 3

5 – 2

6 – 3

Было

подарил

раскрасил

прочитал

полил

прошёл

принёс

нарисовал

сделал

уехал

убрали

и т. д.

Сколько осталось?

Примеры задач.

 У Иры было 9 игрушек. 3 игрушки она подарила подруге. Сколько игрушек осталось у Иры?

 

Графическая схема условия.

 Было       –

                   –                

Осталось –  ?

Чертёж.

 |______________________|______________________|                                                              

        

                                                               ?

                                           

                                               

Таблица №6.

Уменьшение числа на несколько единиц.  

Выражения

             Слова для условия

        Слова

   для  вопроса

          1

                   2

9 – 3

Было столько.

меньше на …

короче на …

ниже на …

тоньше на …

моложе на …

легче на …

нарисовал меньше на …

прочитал меньше на…

полил меньше на …

вырастил меньше на …

вырезал меньше на …

 Сколько …?

Примеры задач.

  Славе 9 лет. Витя на 3 года моложе.

  Сколько лет Вите?

Графическая схема условия.

            —

 

            — ? на         моложе, чем

Чертёж.

|_________________|

___________| _ _ _ _|

          ?

Таблица №7.

Уменьшение числа на несколько единиц ( в косвенной форме).  

Выражения

             Слова для условия

        Слова

   для  вопроса

          1

                   2

9 – 3

Было столько.

меньше на …

короче на …

ниже на …

тоньше на …

моложе на …

легче на …

нарисовал меньше на …

прочитал меньше на…

полил меньше на …

вырастил меньше на …

вырезал меньше на …

 Сколько …?

Примеры задач.

  Славе 9 лет, он на 3 года моложе Вити.

  Сколько лет Вите?

Графическая схема условия.

 

            —      , на         моложе, чем

            — ?

Чертёж.

|___________| _ _ _ _|

         

|_________________|

                    ?

Таблица №8.

Разностное сравнение.

Выражения

Слова для условия

              Слова для вопросов

             1

            2

5 – 2

вырастил

решал

посадил

прочитал

полил

нарисовал

принёс

стояло

лежало

плавало

и т. д.

На сколько меньше?

  На сколько больше?

Примеры задач.

1.

  Во дворе гуляло 3 курицы и 9 уток.

  На сколько меньше гуляло кур, чем уток?

2.

 Павлик решил на уроке 6 примеров, а Витя 8 примеров.

 На сколько примеров  больше решил Витя, чем Павлик?

Графическая схема условия.

     –

                             На …?

     –

Чертёж.

|_________________|

|___________| _ _ _ _|

                           ?

Таблица №9.

Умножение двух чисел (по определению)

Выражения

             Слова для условия

        Слова

   для  вопроса

                 1

        2

7 × 6

посадил за 1 ед. времени

прочитал за 1ед.времени

проехал за 1ед. времени

убрал за 1ед. времени

заплатил за 1ед.времени

вырезал за 1ед. времени

погрузил за 1ед.времени

и т. д.

за 6 часов

за 6 дней

6 часов

за 6 дней

за 6 суток

за 6 часов

за 6 часов

 Сколько всего

    за  …?

Примеры задач.

Миша читал каждый день по 7 страниц.

Сколько страниц он прочитал за 6 дней?

Графическая схема условия.

                                   × 6 д

       

      7 с                                                      ? с

Чертёж.

|______|______|______|______|______|______|

                                           ?

Таблица №10

Увеличение числа в несколько раз.

Выражения

             Слова для условия

        Слова

   для  вопроса

          1

                   2

7 × 6

прочитал

прыгнул

начертил

построил

сшили

покрасили

отрезали

надоили

убрали

посадили

и т. д.

больше в …

Сколько стало потом?

Примеры задач.

Сережа вырезал 7 красных квадратов, а синих в 6 раз больше.

Сколько синих квадратов вырезал Сережа?

Графическая схема условия.

            —

 

            — ? в          больше, чем

Чертёж.

|_____|

|_____|_____|_____|_____|_____|_____|

                              ?

Таблица №11

Увеличение числа в несколько раз (в косвенной форме).

Выражения

             Слова для условия

        Слова

   для  вопроса

          1

                   2

7 × 6

прочитал

прыгнул

начертил

построил

сшили

покрасили

отрезали

надоили

убрали

посадили

и т. д.

больше в …

Сколько стало потом?

Примеры задач.

Сережа вырезал 12 красных квадратов, это в 6 раз больше, чем синих.

Сколько синих квадратов вырезал Сережа?

Графическая схема условия.

            —

 

            —     , это в      раз  больше, чем

            — ?

Чертёж.

|_____|_____|_____|_____|_____|_____|

                             

|_____|

     ?

Таблица №12.

Деление на равные части.

Выражения

             Слова для условия

        Слова

   для  вопроса

          1

                   2

12 : 4

вырастил

разложил

купил

прочитал

вылепил

отрезал

убрал

и т. д.

поровну

одинаково

Сколько нужно на один предмет?

Примеры задач.

Ученик выпилил 12 дощечек и сделал из них

 4 одинаковые кормушки для птиц.

Сколько дощечек он использовал на каждую кормушку?

Графическая схема условия.

                                      : 4к

       

      12д                                                      ?д

Чертёж.

|_____|_____|_____|_____|

    ?          ?          ?         ?

Таблица №13.

Деление по содержанию.

Выражения

             Слова для условия

        Слова

   для  вопроса

          1

                   2

12 : 4

посадил

вырастил

разложил

убрал

погрузил

разлили

нарисовали

принесли

решили

прочитали

и т. д.

в каждой по …

Сколько получилось?

Примеры задач.

  18 редисок связали в пучки, по 4 редиски в каждую.

 Сколько получилось пучков?

Графическая схема условия.

                                      : 4р

       

      18р                                                      ?п

Чертёж.

|_____|_____|_____|_____|

   

                   Таблица №14.

Уменьшение  числа в несколько раз (в косвенной форме).

Выражения

             Слова для условия

        Слова

   для  вопроса

          1

                   2

12 : 4

плавало

горело

росло

прочитали

упаковали

купались

нарисовал

вылепил

отгадал

и т. д.

меньше в …

Сколько стало потом?

Примеры задач.

  У Коли 3 кролика, это в 4 раза меньше, чем у Володи.

  Сколько кроликов у Володи?

Графическая схема условия.

            —

 

            —     , это в      раз  меньше, чем              

            — ?

Чертёж.

|_____|

     

|_____|_____|_____|_____|

                      ?

                             

                           

 

Таблица №15.

Кратное сравнение.

Выражения

Слова для условия

              Слова для вопросов

             1

            2

12 : 4

заселили

привезли

посадили

заготовили

надоили

покрасили

катались

построили

прочитали

нарисовали

и т. д.

Во сколько раз меньше?

  Во сколько раз   больше?

Примеры задач.

 В столовой израсходовали 12 килограммов картофеля и 4 килограмма моркови. Во сколько раз больше израсходовали картофеля, чем моркови?

Графическая схема условия.

     –

                             Во …?

     –

Чертёж.

|_____|

                                                 ?

|_____|_____|_____|_____|

ПНШ 3 класс. Математика. Учебник № 1, с. 99

Задачи на кратное сравнение

Ответы к с. 99

328. Сформулируй условие задачи на кратное сравнение так, чтобы в ответе получалось число 5.

Ваня за четверть получил 10 пятёрок и 2 четвёрки по математике. Во сколько раз пятёрок больше, чем четвёрок получил Ваня?

10 : 2 = 5 – больше
О т в е т: Ваня получил в 5 раз больше пятёрок, чем четвёрок по математике.

329. По данному чертежу сформулируй условие задачи на кратное сравнение.

Реши составленную задачу. Вычисли и запиши ответ.

Длина ломаной – 12 см.
Длина отрезка – 6 см.
Во сколько раз длина ломаной больше длины отрезка?
12 : 6 = 2 – больше
О т в е т: длина ломаной в 2 раза больше длины отрезка.

330. Сформулируйте задачу на разностное сравнение и задачу на кратное сравнение так, чтобы у них было общее условие и разные требования, а при вычислении ответов получалось одно и то же число.
Реши сформулированные задачи. Вычислите и запишите ответы этих задач.

Вова проспал в школу и не позавтракав бросился бегом в класс.  От подъезда до киоска он бежал 4 минуты, а от киоска до школы – 2 минуты. Во сколько раз больше потратил времени Вова, чтобы пробежать от подъезда до киоска, чем от киоска до школы? На сколько больше времени потратил Вова на дорогу от подъезда до киоска, чем от киоска до школы?
1) 4 : 2 = 2 – больше
2) 4 – 2 = 2 (мин) – больше
О т в е т: от подъезда до киоска Вова бежал в 2 раза дольше, чем от киоска до школы, от подъезда до киоска Вова бежал на 2 минуты дольше, чем от киоска до школы.

Ответы к заданиям. Математика. Учебник. Часть 1. Чекин А.Л. 2013 г.

Математика. 3 класс. Чекин А.Л.

4.9 / 5 ( 87 голосов )

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *