Как научить ребенка считать примеры в пределах 20
Итак, первые шаги в математической науке уже пройдены, и теперь родителям предстоит объяснить ребенку, как же складывать или вычитать числа в пределах 20-ти. Безусловно, самое главное в математике – понять все премудрости этой науки. Не подсмотреть у соседа по парте, не посчитать на палочках или пальцах (рук и ног), а именно понять, почему нужно поступать так, а не иначе.
Эта сложная наука – математика
Некоторым деткам научиться математическому счету бывает намного труднее, чем, например, научиться читать. Поэтому, чтобы у ребенка появилась так называемая «симпатия» к предмету, родителям придется постараться привить любовь ребенка к математике.
Некоторые родители не желают обременять себя подобными делами и перекладывают обучение вычислениям на плечи педагогов начальной школы. Безусловно, именно учителя и выполняют обучение счету детей, но родители не должны самоустраняться, а обязаны помогать ребенку, помогать находить ошибки, анализировать их.
Даже если вы решили воспользоваться услугами репетитора, заниматься с ребенком дома все равно придется, ведь учитель задает домашние задания, которые следует добросовестно выполнять. В противном случае знания, не подкрепленные практикой, очень быстро забудутся.
Как научить считать в пределах 20-ти
Педагоги с опытом рекомендуют использовать для объяснения азов вычитания и сложения в пределах второго десятка по уже разработанным алгоритмам. Это поможет детям понять и осмыслить, что представляет собой один и два десятка, как складывать числа или вычитать их, если они переваливает через десяток. Занимаясь с ребенком, каждый раз следует проверять, насколько хорошо он понял пройденный материал, закрепить его, и не перескакивать на следующие темы, если в предыдущей остались пробелы.
С чего начать?
Прежде всего ребенок должен знать, как называются числа второго десятка и в каком порядке они идут друг за другом. После этого понадобится двадцать одинаковых деталей чего-либо: кубиков, счетных палочек, карточек от игр и прочее.
Разложите с ребенком кубики (карточки, палочки и прочее) в два ряда по 10 штук в каждом ряду. Первый ряд – это первый десяток, можете даже пронумеровать все кубики первого десятка. Второй ряд – это числа второго десятка. Выложите их один под другим, т.е. кубики с порядковыми номера «один» и «одиннадцать» должны располагаться один над другим, «два» над «двенадцать», «пять» над «пятнадцать» и так далее.
Запоминать названия чисел второго десятка так будет намного проще: 11 – к слову «один» прибавляет окончание «-дцать», лежит на нем «один», так и получает «один-на-дцать». Таким же образом получаем и другие числа «две-на-дцать», «три-на-дцать» и так далее. Повторяйте с ребенком такое упражнение до тех пор, пока он не запомнит числа.
Вычисления без перехода через десяток
Перед тем, как начать обучение счету в пределах двух десятков, ребенок должен четко понимать, где у числа десятки, а где – единицы. Если вы будете объяснять ребенку правила вычисления «на пальцах», то скорее всего, он ничего не поймет. Для обучения вам потребуются наглядные пособия, например, кубики.
Чтобы объяснить ребенку, как делать вычисления без перехода через десяток, попросите его выложить в линию 10 кубиков. Это десяток. Теперь попросите его прибавить к ним еще 3 кубика, поставив их сверху на первые десяток (одиннадцатый кубик на первых, двенадцатый на второй, тринадцатый на третий). Проговаривайте свои действия – «десять плюс три равно тринадцать». Подобный образом составьте и другие числа, без перехода через десяток.
Примерами на сложение и вычитание без перехода через десяток считаются такие, в которых все математические действия совершаются с целым или целыми десятками и еще несколькими единицами.
10+5=15 16-6=10
10+8=18 17-10=7
После того, как ребенок поймет, как совершается сложение, можно переходить к примерам на вычитание. Если маленький школьник поймет принцип сложения и вычитания чисел до 20-ти, значит у него не будет проблем и с математическими действиями чисел второго, третьего десятка и так далее в пределах сотни.
Вычисления с переходом через десяток
Математические примеры на сложение и вычитание с переходом через десяток несколько сложнее, и поэтому ребенок долен быть готов к этому этапу обучения. Для этого ему необходимо выучить состав чисел первого десятка.
Например, состав числа 2 – то 1 и 1, а состав числа 3 – это две пары чисел: 2 и 1 или 1 и 2, а состав числа 5 – это следующие пары: 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1. И так для каждого числа первого десятка.
Для чего это необходимо? Выполняя арифметические действия ребенку придется сначала письменно, а затем и устно раскладывать прибавляемое или вычитаемое число так, чтобы оно дало десяток при сложении или вычитании с первым.
Вторым важным условием для перехода к этому этапу является быстрый устный счет в пределах первого десятка. Без этого, ребенку будет сложно удержать в голове видимые числа и те, на которые он раскладывает одно из видимых.
Рассмотрим на примере алгоритм решения примеров на сложение с переходом через десяток.
Нужно прибавить к 8 число 6.
8+6=
Запишем этот пример так:
8+(2+4) =
Т.е. мы раскладываем второе слагаемое 6 на два числа, чтобы в сумме с первым слагаемым 8 получить десятку. После того, как мы складываем 8 и 2 и получаем десятку, нам видно, что при добавлении к нему числа 4 мы получим число 14
Значит 8+(2+4) = 14 или 8+6 = 14
Для закрепления рассмотрим еще несколько примеров на сложение.
6+9 =
Этот пример можно записать следующим образом:
6+(4+5) = 15
И еще один
7+8 =
Записываем его в таком виде:
Рассмотрим на примере алгоритм решения примеров на вычитание с переходом через десяток.
Чтобы вычесть из одного числа другое с переходом через десятку, нужно разложить вычитаемое таким образом, чтобы у нас получилась десятка при первом отнимании.
15-7 =
В данном случае число 7 состоит из 5 и 2. Запишем этот пример так, чтобы в первом действии у нас получилась десятка
(15-5)-2 = 8
Ребенку легче будет решать такие примеры, если он запомнит, что при вычитании нужно раскладывать вычитаемое так, чтобы сразу же отнять у первого числа единицы.
Например:
14-6=
Раскладываем вычитаемое (6 состоит из 4 и 2)
(14-4)-2 = 8
16-9=
Раскладываем вычитаемое (9 состоит из 6 и 3)
(16-6)-3=7
Т.е. при вычитании какое бы число не нужно было разложить, сначала вычитаем единицы из первого числа, чтоб осталась десятка, а затем уже вычитаем оставшееся число.
Рекомендации родителям
Не стоит рассчитывать, что эти простые истины математики дадутся ребенку с легкостью. Даже если соседская девочка или сын сотрудницы освоил сложение и вычитание за один день, это не повод впадать в отчаяние. Во-первых, все дети разные и у всех индивидуальные особенности усвоения информации, а во-вторых, если кто-то что-то освоил быстрее, еще не значит, что учиться ему будет легче.
Кроме того, при обучении малыша родителям нужно следить за реакцией ребенка на это обучение. Если вы видите, что ему не интересно, попробуйте сменить тактику. Считайте конфеты, яблоки, книжки, можно вырезать одинаковые фигурки для обучения, а затем сделать из них праздничную гирлянду.
Если в определенный период времени ребенок отказывается учиться, у него плохое настроение или самочувствие, не настаивайте. Перенесите время урока на более благоприятный период. Зато у малыша не пропадет желание к учебе, как к чему-то неприятному и неизбежному. Ну и самое главное, проявляйте терпение к его стараниям и почаще хвалите. Для него это очень важно.
Памятка «КАК ВЫУЧИТЬ ТАБЛИЦУ СЛОЖЕНИЯ»
КАК ВЫУЧИТЬ ТАБЛИЦУ СЛОЖЕНИЯ
Одна из причин неуспешности младшеклассников – это незнание таблицы сложения. Точнее, дети ее знают, но не так уверенно как таблицу умножения. Дело в том, что таблицу умножения учат наизусть и учитель регулярно проводит опрос по таблице умножения. А если мы спросим первоклассника (или даже третьеклассника): «Сколько будет 5+7», ответ мы получит не сразу, а спустя пару секунд. Потому что ребенок будет сначала считать, а потом уже ответит. В принципе, конечно, не обязательно знать таблицу сложении. Всегда можно посчитать. Но для школьника это знание – критерий успешности. Почему? Потому что на контрольной работе есть лимит времени. И тот, кто не тратит секунды на подсчет того, сколько будет 6+8 или 13-8, имеет больше времени на обдумывание задачи, на проверку. Однако учить таблицу сложения скучновато. Но всегда можно поиграть. Игра 1. «Ходилка». Возьмите обычную игру-ходилку с кубиком и фишками. Единственное условие, поле у игры должно быть достаточно большим (90-100 пунктов). И так как большинство игр такого рода предназначены для малышей, можно немного усложнить процесс и нарисовать дополнительные стрелочки-переходы. Секрет один – нужно играть не одним, а двумя кубиками. Уже в начале игры вы увидите, легко ли ваш ребенок складывает числа. Если ребенок начинает ходить сразу после того, как бросил кубики, то можно утверждать, что он неплохо знает таблицу сложения. Если же он делает паузы на подсчеты, стоит играть в эту игру, достигая беглости счета. Потом игру можно усложнить, сделав кубики самостоятельно. Ведь играя обычными кубиками, мы тренируем счет лишь до двенадцати. Сделайте кубики и напишите на них цифры от 1 до 9 (пример кубика смотрите ниже). Игра 2. Домино. Сделайте домино сами. Только вместо традиционных точек или картинок, нужно написать примеры. На картонные прямоугольники можно просто написать примеры на сложение и вычитание. А дальше можно играть, параллельно тренируя устный счет. Игра 3. Математическая цепочка. Это усложненный вариант домино. Заранее нужно подготовить некоторое количество карточек, которые ребенок должен выложить в цепочку. Пример такого задания приведен здесь (см. фото под текстом). Правда, это уже не игра, а именно задание. Однако школьники обычно составляют цепочки с интересом.
Научить ребенка складывать и вычитать
Научить ребенка складывать и вычитать является не из легких задач для родителей. Взамен куклам и машинкам приходят веселые цифры, знаки в виде магнитов в форме фруктов, с цифрой. Некоторые приобретают музыкальные коврики, настенные плакаты. Обучение переходит в игровую форму, легче усваивается малышом.
Что должен уметь ребенок перед обучением?
Приблизительный возраст начала обучение от 3 лет. Не секрет, что сейчас рождаются более развитые дети, чем несколько десятилетий назад. Поэтому обучение лучше начать раньше:
- ребенок должен знать цифры на слух, не первый раз видеть;
- должен уметь собирать предметы в целое, разбирать по частям;
- во время прогулки можно использовать, считать птичек, камешки, листики;
- должен решать логические задачи,подходящие по возрасту, а именно различает предметы по форме, размеру, цвету. Если предложить убрать лишний предмет по значению, ребенок должен сам сделать.
Пример: вычитание лишнего предмета, где лежит 2 яблока, один огурец. К 4 годам ребенку предлагают настольные игры, тем самым развивают мышление. Понятие больше, меньше в данном возрасте также актуально. Например:
- игра «Угадай число». Взрослый загадал число от 1 до 10, малыш угадывает. Так запоминается последовательность чисел;
- в освоении вычитания, сложения поможет игра «Школа», малыш учится слушать, делать задания. Тем самым вырабатывается усидчивость, логическое мышление.
Формируется первый навык. Важно учитывать время, отведенное на обучение, для данного возраста составит 20 минут.
Как научить ребенка складывать до 10
С ребенком можно пойти в игровой буфет, что-то продать или купить. Тем самым учится вычитать в пределах 10 количество товаров, которые нужно складывать. Пример: на игровой витрине один банан и два лимона, считаем сколько всего фруктов на витрине. Называют цифры по порядку от одного до трех, показывая на предметы. Предлагают озвучить самостоятельно, повторяют несколько раз. Затем прибавляют фрукты, овощи, постепенно доходя до 10. Важно не торопиться, повторять пройденный счет.
Как научить ребенка вычитать до 10
В качестве игрового предмета берется кукла. Родитель, к примеру, достает 3 куклы, считает вместе с ребенком. Потом убирает одну, говоря, что кукла пошла погулять. Сколько кукол осталось в доме? Если ребенок затрудняется ответить, повторяем схему еще раз. Аналогично увеличиваем цифру, начиная с 10 до 0. Ведем счет уже в обратном порядке. Или другой пример: взято десять магнитных карточек, ребенок рассматривает, из десяти вычесть одну, пересчитать остаток без вычитаемой цифры. Вычитание двух карточек, трех и по порядку.
Как научить счету в уме
Один из навыков, требуемых при поступлении в школу, умение вычитать в уме. У детей данной возрастной категории преобладает наглядно-образное мышление. Легко назвать любимого героя из сказки связав со счетом. Ребенок запоминает образы, возвращаясь к ним во время счета. Нужно делать вычитание из общего количества, раскладывать на две группы предметы. Отнимать единицу от общего количества. Пример на вычитание:3-2, ребенку объясняют, из чего состоит цифра 3, 2. Раскладывают число на составные части. В дополнение могут использоваться раскраски с цифрами, песенки со счетом, а также сказки. Так постепенно ребенок научится вычитать и прибавлять.
Как научить ребенка решать примеры
Работа с двузначными числами ведется постепенно, вычитать в пределах 20. Берут домино с наглядными цифрами, составляют примеры, где нужно вычитать и прибавлять. Простое правило, чтобы вычитать двузначные числа, сначала вычитают из десятков десятки, из единиц единицы. Пример на вычитание:35-12=23. 30 отнять 10 равно 20, и 5 отнять 2 равно 3. Итого получим 23.
Вычитание столбиком
Производить вычитание двузначных чисел намного проще столбиком. Ребенок может вычитать столбиком на листе бумаги.
Как выучить таблицу сложения
Не все родители знают, что есть таблица сложения нужна для скорости счета, чтобы не тратить время на контрольной работе на подсчеты. Главное объяснить, что слагаемое по вертикали прибавить слагаемое по горизонтали, получается верный ответ в окошке.
Хочется сказать несколько напутствующих слов родителям перед тем, как научить ребенка вычитать. Возможен кратковременный кризис в начале обучения, так как ребенку нужно время привыкнуть. Важно найти баланс между наказаниями, запретами и обучением. Стимулировать положительной оценкой ребенка, замечать старания, даже незначительные на первый взгляд.
Нужно выражать уверенность, что у него получится вычитать двузначные числа. Оптимистично настроенные взрослые передают детям состояние, тем самым упрощая процесс обучения. Малыш входит в новый возрастной период, важно учитывать и психологическую составляющую. Вот по утверждению некоторых психологов, физическое развитие — залог умственного. Поэтому перед началом обучения важно принять решение и обрести «золотую середину» в обучении детей.
Когда видно реальный предмет, который можно прибавить или отнять к другому предмету, ребенок легко запомнит и научится. Любой яркий и безопасный предмет, кубики, фрукт и на помощь малышу приходят родители, со всем багажом знаний, навыков.
Лучшее запастись терпением, тогда вычитание и сложение, как первый предмет станет радостным занятием для малыша. В данном вопросе необходимо регулярно заниматься, лучше с утра, поскольку время до дневного сна оптимально для малыша, родителей.
Предусматривается отдельное, оснащенное светом рабочее место, где ничего не помешает. Необходимо включить в расписание дня обучение, может быть перестроить день, чтобы научить вычитать ребенка столбиком со временем научиться быстро вычитать. Тогда школьное обучение будет легче даваться подготовленным детям. Но и в начальных классах требуется поддержка и помощь деткам.
Табличное сложение / Сложение / Справочник по математике для начальной школы
- Главная
- Справочники
- Справочник по математике для начальной школы
- Сложение
- Табличное сложение
Прежде чем познакомиться с таблицами сложения чисел, мы рассмотрим случаи сложения разных видов.
Например, 7 + 6 = ?
Мы видим, что сумма будет больше 10, потому что 10 — это 7 и 3. Мы будем прибавлять число 6 по частям.
Сначала прибавляем столько, чтобы получить 10: 7 + 3 = 10.
Дальше мы вспоминаем, что 6 — это 3 и 3.
Число 3 мы уже прибавили, значит, надо прибавить ещё 3: 10 + 3 = 13.
Тогда наш пример 7 + 6 можно записать по-другому:
или так:
Значит, 7 + 6 = 13
Рассуждая так, можно решить любой пример на сложение в пределах 20.
Случаи табличного сложения
11 — это 1 и 10
11 — это 2 и 9
11 — это 3 и 8
11 — это 4 и 7
11 — это 5 и 6
12 — это 2 и 10
12 — это 3 и 9
12 — это 4 и 8
12 — это 5 и 7
12 — это 6 и 6
13 — это 3 и 10
13 — это 4 и 9
13 — это 5 и 8
13 — это 6 и 7
14 — это 4 и 10
14 — это 5 и 9
14 — это 6 и 8
14 — это 7 и 7
15 — это 5 и 10
15 — это 6 и 9
15 — это 7 и 8
16 — это 6 и 10
16 — это 7 и 9
16 — это 8 и 8
17 — это 7 и 10
17 — это 8 и 9
18 — это 8 и 10
18 — это 9 и 9
19 — это 9 и 10
Таблицы сложения
Таблица сложения нужна, чтобы научиться быстрому сложению чисел.
Существует несколько таблиц сложения чисел. Одна из первых таблиц такого рода — таблица сложения в пределах 10, но если ты хорошо знаешь состав чисел, тебе она не понадобится.
Как пользоваться такой таблицей?
Например, тебе нужно узнать, сколько будет 4 + 5.
Есть очень простая таблица сложения чисел с переходом через десяток. Вот она.
Пользоваться ею, конечно, очень легко.
Но наиболее полная таблица сложения чисел в от 1 до 20 представлена ниже.
Как ею пользоваться? Очень просто.
Например, тебе нужно к 7 + 6:
А это сводная таблица, которой можно прользоваться, пока не заучишь её наизусть.
А такими таблицами можно пользоваться при заучивании результатов сложения наизусть.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Советуем посмотреть:
Письменное сложение в столбик
Сложение
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Страница 45. Вариант 2. № 2, Волкова, Проверочные работы
Страница 53. Вариант 2. Тест, Волкова, Проверочные работы
Страница 29, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, 2 часть
Страница 64, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, 2 часть
Страница 65, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, 2 часть
Страница 67, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, 2 часть
Страница 77, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, 2 часть
Страница 97, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, 2 часть
Страница 30, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 2 часть
Страница 37, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 2 часть
2 класс
Страница 61, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть
Страница 90, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть
Задание 82, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть
Задание 4, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть
Страница 4. Вариант 1. № 1, Моро, Волкова, Проверочные работы
Страница 6. Вариант 1. № 2, Моро, Волкова, Проверочные работы
Страница 21. Вариант 2. № 3, Моро, Волкова, Проверочные работы
Страница 45. Вариант 2. № 2, Моро, Волкова, Проверочные работы
Страница 46, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть
Страница 78, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 2 часть
3 класс
Страница 5, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть
Страница 6, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть
Страница 19, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть
Страница 23, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть
Страница 8, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть
Страница 14, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть
Страница 5, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть
Страница 6, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть
Страница 13, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть
Страница 70, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть
5 класс
Упражнение 166, Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
© budu5.com, 2020
Пользовательское соглашение
Copyright
Как научить ребёнка считать примеры в пределах 10 и 20?
Современная реальность тесно связана с научно-техническим прогрессом. С раннего возраста дети привыкают к различным электронным приборам, легко осваивая их. С другой стороны, полноценное формирование личности человека требует развития познавательных процессов в раннем детстве. Внимание, память, мышление развиваются с помощью простых упражнений, органично вплетенных в игровую канву.
Запомните!
Для полноценного развития важно научить ребенка как можно раньше считать примеры в пределах 10.Это станет основой формирования понимания понятий «больше» и «меньше», умения концентрировать внимание, ориентироваться в пространстве, различать фигуры, определять длину, размеры предметов. Положительный результат обеспечит усердие, желание родителей, которые должны руководствоваться законами возрастной психологии.
Смотрите также:
Содержание статьи:
Как быстрее всего научить ребенка считать примеры в пределах 10
Процесс счета в уме состоит из речевого и двигательного компонента. Вначале каждое счетное действие должно проговариваться вслух. Со временем такие процессы будут проходить автоматически с помощью только визуального восприятия. Перекладывание предметов в процессе счета поможет сформировать понятия «больше» – «меньше», запомнить количественные обозначения.
Математические задания в картинках на вычитание в пределах 10В каком возрасте лучше это делать по ФГОС
В возрасте 1-3 года важнейшей деятельностью детей является манипулирование предметами, экспериментирование с различными материалами, совместные игры со сверстниками под присмотром взрослых. Именно на фоне этих активностей и нужно вводить арифметические упражнения. Осваивать счет по порядку, используя различные предметы, малыши могут уже с двух лет. Уже к 3-4 годам ребенок учится делить яблоки или конфеты между членами своей семьи, отнимать, складывать, выполнять некоторые простые математические действия.
Интересно!
Специалисты считают, что готовность к счету в уме у детей развивается только к 4-5 годам. В этом возрасте малыш готов к пониманию абстрактных понятий и выполнению правил.Как понять, что ребенок готов
Чтобы сформировать у малышей арифметические навыки и умения, нужно опираться на определенные предпосылки. Категорически не рекомендуется что-либо навязывать. Дети начинают проявлять интерес к счету уже с раннего возраста. Заметить это легко, предлагая на прогулке подсчитывать количество ступенек, машин, других предметов. Если ребенок активно включается в процесс счета, можно постепенно усложнять задачи. Важно закрепить интерес и знания, развивая мотивацию с помощью увлекательных игр и примеров.
С чего начинать
Уже в возрасте 6 месяцев ребенку нужно начинать рассказывать простые стишки с цифрами, а когда исполнится один годик, уже можно учить показывать его возраст на пальцах.
С самого начала обучения родителям важно создавать положительный эмоциональный фон, заниматься с ребенком понемногу, но часто.Обучать малышей лучше, используя любимые детские игрушки. В процессе игры рекомендуется перемещать их так, чтобы проиллюстрировать понятия «много», «больше», «меньше», «поровну», связывать видимое количество с цифровым обозначением. Кроме того, с их помощью можно научить детей понимать, что такое состав числа. Важно отдавать предпочтение пониманию, запоминанию каждого шага обучения.
Смотрите также:
Популярные способы обучения ребенка
На начальной стадии обучения рекомендуется использовать различные наглядные материалы. В этот период полезными будут красочные картинки, кубики, пирамидки, матрешки.
Счет на пальцах
Наиболее простым и распространенным методом обучения является счет на пальцах. Эта проверенная методика основана на народном творчестве. Простые стишки, поговорки, детские песенки эффективно помогают формированию детских навыков счета на начальных этапах. Кроме того, метод развивает моторику пальцев.
Данный способ имеет свои недостатки, поскольку в детском восприятии цифра непосредственно связывается с конкретным пальцем.Облегчить переход к другим методикам поможет специальное пособие, которое легко изготовить своими руками. Для этого понадобится 2 куска вспененной резины или ткани разного цвета, 22 липучки, лист картона. Из резины нужно вырезать две ладошки. На кончики пальцев с двух сторон и по их центру разместить по липучке. Это позволит загибать пальцы в нужном количестве, создавая различные комбинации.
С помощью этого пособия можно наглядно изучить понятие «состав числа».Смотрите также:
На предметах
Для большей эффективности запоминания результатов счета нужно включать в процесс обучения зрительные и тактильные каналы. Это позволяет производить операции с целыми числовыми группами. Важно использовать однородные предметы в представлении определенного числа. Отлично подойдут простые привычные кубики.
Сначала понадобится 5 штук, коробка с расчерченными клетками, карточки с написанными числами.Расположение и количество отдельных предметов запоминается детьми достаточно хорошо. Таким способом в детском сознании формируется представление о конфигурации определенного числа.
Вначале малыша просят положить в коробку один кубик, назвать число и выбрать соответствующую карточку. Затем при добавлении других элементов ребенок должен менять карточки. После нескольких повторений маленький ученик запоминает конфигурации кубиков. Далее можно переходить к операциям сложения и вычитания, используя игровую форму. При этом счет постепенно увеличивается до 10.
На линейке
Перед началом обучения устному счету, рекомендуется потренировать малыша с помощью линейки. Например, можно попросить его показать на делениях, сколько будет, если к четырем прибавить два. Данный метод помогает малышу научиться считать. С другой стороны, многие специалисты считают, что такая методика не способствует быстрому развитию познавательных процессов.
Например, память, мышление, внимание остается на прежнем уровне.Смотрите также:
Как научить малыша устному счету
Устный счет развивает мышление, сообразительность, быстроту реакции, четкость мысли. Кроме того, данное умение повышает способности к обучению, уверенность в собственных силах.
Правила обучения счету в уме
Чтобы достичь видимых успехов в обучении, нужно проявить терпение и определенное упорство. Кроме того, необходимо придерживаться следующих важных правил:
- поддерживать интерес у ребенка;
- поощрять каждое достижение, успешное действие;
- избегать принуждения учиться считать;
- не повышать голос, не ругать малыша;
- не давать детям слишком сложных заданий;
- регулярно повторять пройденный материал;
- закреплять умения считать с помощью окружающих предметов.
Игры, примеры и стихи
Чтобы сформировать необходимые навыки счета, достаточно выполнять специальные упражнения. В повседневной жизни можно тренировать ребенка с помощью таких игр:
- номера машин. Это упражнение развивает умение быстро считать. Малышу требуется сложить все цифры автомобильного номера;
- магазин. Перед походом за покупками ребенку следует о них рассказать и попросить считать купленные товары и держать их в уме. В процессе совершения покупок спрашивать малыша, сколько осталось купить;
- задачи и стишки из Интернета. Иллюстрированные задания, специально созданные веселые стихи помогут детям быстрее включиться в обучение.
Чем помогут таблицы сложения и вычитания
Такие материалы способствуют закреплению умения считать от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, сформировать навыки сравнивать числа, понимать состав числа 10, решать задачи на увеличение выбранного числа на несколько единиц. Современные методики обучения активно используют такие таблицы, они позволяют довести простые математические действия до автоматизма.
Одна цветная таблица состоит из 81 маленьких табличек с примерами на сложение и вычитание. На обратной стороне помещен ответ.
Таблица сложения и вычитанияСмотрите также:
Как научить ребенка считать примеры в пределах 20
Для объяснения основ арифметических действий в пределах второго десятка рекомендуется пользоваться проверенным алгоритмом. Это позволяет осмыслить понятия двухзначных чисел, научиться их складывать и отнимать.
Вначале нужно разложить предметы в два ряда по 10 штук, пронумеровав нижний десяток. Это облегчит запоминание двухзначных чисел. Например, над кубиком «один» будет располагаться «один-на-дцать», над «три» – «три-на-дцать» и так далее до двадцати. Затем повторять упражнение до запоминания.
На следующем этапе нужно попросить ребенка выложить по порядку нижний ряд кубиков так, чтобы получился десяток.Затем попросить на него выкладывать по несколько элементов, производя математические действия с целыми десятками и несколькими единицами. При этом каждое счетное действие нужно проговаривать с ребенком вслух. Например, «десять плюс пять равно пятнадцать».
Данное упражнение в игровой форме нужно проводить до тех пор, пока малыш не поймет принцип сложения чисел. После этого можно переходить к упражнениям на вычитание, используя такой же развивающий материал и следуя этому же алгоритму.
Смотрите также:
Чего не следует делать при обучении счету
Правильно сформированные арифметические умения являются основой полноценного интеллектуального развития ребенка, поэтому категорически не рекомендуется использовать методики, которые могут негативно сказаться на мышлении и памяти. Например, злоупотребление счетом на пальцах не требует развития пространственного запоминания количества предметов. Такой способ помогает наиболее быстро ознакомиться с цифрами.
Обучение счету с помощью палочек и записей примеров может также привести к отрицательным эффектам в виде привычки считать медленно, складывая и вычитая только по единице. Если слишком часто использовать данный метод, то тормозится развитие умения складывать по числовым группам.
Счет с помощью линейки помогает изучить ребенку понятие «числового ряда». Этот метод тренирует понимание сути складывания и вычитания. С другой стороны, данная методика абсолютно не тренирует память.
При обучении малыша категорически не рекомендуется использовать сложные термины, поскольку для маленького ученика будет сложно понять суть заданий. Нужно подробно объяснить значение каждого слова.
Наиболее популярные вопросы
Какая методика обучения счету самая лучшая?
Злоупотребление наглядными примерами при обучении арифметическим умениям тормозит развитие памяти и не тренирует мышление, поэтому лучше формировать данные навыки у ребенка в устной форме.
Надо ли заучивать таблицы сложения?
Операции сложения и вычитания являются основой математики, поэтому их лучше довести до автоматизма. Общепринятая практика – это заучивание данной таблицы на память. С другой стороны, наибольших успехов дети достигают, если они понимают, что такое число, что означает «прибавить» или «отнять».
С самого начала обучения малыша нужно использовать разные способы и варианты решения задачи. Это помогает развить гибкость мышления, облегчит математическое образование ребенка на более поздних этапах.
Скоро в школу или как выучить таблицу сложения.
Одна из причин неуспешности младшеклассников – это незнание таблицы сложения. Точнее, дети ее знают, но не так уверенно как таблицу умножения. Дело в том, что таблицу умножения учат наизусть и учитель регулярно проводит опрос по таблице умножения. А если мы спросим первоклассника (или даже третьеклассника): «Сколько будет 5+7», ответ мы получит не сразу, а спустя пару секунд. Потому что ребенок будет сначала считать, а потом уже ответит. В принципе, конечно, не обязательно знать таблицу сложении. Всегда можно посчитать. Но для школьника это знание – критерий успешности. Почему? Потому что на контрольной работе есть лимит времени. И тот, кто не тратит секунды на подсчет того, сколько будет 6+8 или 13-8, имеет больше времени на обдумывание задачи, на проверку.
Однако учить таблицу сложения скучновато. Но всегда можно поиграть.
Игра 1. «Ходилка».
Возьмите обычную игру-ходилку с кубиком и фишками. Единственное условие, поле у игры должно быть достаточно большим (90-100 пунктов). И так как большинство игр такого рода предназначены для малышей, можно немного усложнить процесс и нарисовать дополнительные стрелочки-переходы. Секрет один – нужно играть не одним, а двумя кубиками. Уже в начале игры вы увидите, легко ли ваш ребенок складывает числа. Если ребенок начинает ходить сразу после того, как бросил кубики, то можно утверждать, что он неплохо знает таблицу сложения. Если же он делает паузы на подсчеты, стоит играть в эту игру, достигая беглости счета. Потом игру можно усложнить, сделав кубики самостоятельно. Ведь играя обычными кубиками, мы тренируем счет лишь до двенадцати. Сделайте кубики и напишите на них цифры от 1 до 9 (пример кубика смотрите ниже).
Игра 2. Домино.
Сделайте домино сами. Только вместо традиционных точек или картинок, нужно написать примеры. На картонные прямоугольники можно просто написать примеры на сложение и вычитание. А дальше можно играть, параллельно тренируя устный счет.
Игра 3. Математическая цепочка.
Это усложненный вариант домино. Заранее нужно подготовить некоторое количество карточек, которые ребенок должен выложить в цепочку. Пример такого задания приведен здесь (см. фото под текстом). Правда, это уже не игра, а именно задание. Однако школьники обычно составляют цепочки с интересом.
(с) Юлия Гусева (психолог)
Школа первоклашек. Помогаем ребенку освоить азы математики — Психология — Изучать таблицу сложения с детьми лучше всего с помощью наглядных пособий, — советуют специалисты.
Изучать таблицу сложения с детьми лучше всего с помощью наглядных пособий, – советуют специалисты.
Школа первоклашек
Фото: Сергей Николаев«Сегодня» продолжает проект для заботливых родителей детишек, которые в этом году впервые идут в школу. Раз в две недели мы будем публиковать полезные советы квалифицированных специалистов о том, как подготовить ребенка к началу учебного года.
Специалисты говорят, что для детяй пяти-шести лет значки «3», «5», «8» ничего не значат, ведь они в этом возрасте мыслят формами, образами, красками. Чтобы дети быстрее и легче запомнили цифры, им следует показывать рисунки — так же, как при изучении букв алфавита по картинкам.
Хорошо запомнив последовательность чисел первого десятка, детям будет легче решать примеры на добавление и вычитание единицы. Им легко понять, что 6+1=7, потому что при счете после числа 6 идет 7. Они знают, что 5-1=4, потому что числу 5 предшествует 4. Чтобы дальнейшее обучение математике было успешным, ребенку нужно прочно, до автоматизма, усвоить таблицу сложения чисел в пределах 10. То есть первоклассник должен твердо знать наизусть, что 2 — это 1+1, 3 — это 2+1, 4 — это 3+1 или 2+2 и так далее.
Изучать таблицу сложения с детьми лучше всего с помощью наглядных пособий. Не стоит сравнивать запоминание таблицы сложения с таблицей умножения: практика показывает, что табличка умножения дается ученикам в свое время намного легче, чем табличка сложения первоклассникам. Это потому, что вторую табличку дети заучивают, уже имея четкое представление о числах.
После того как ребенок научится с легкостью выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10, можно переходить к сложению и вычитанию двузначных чисел без перехода через десяток. Например, 32+54=86, потому что 3 десятка + 5 десятков = 8 десятков и 2 единицы + 4 единицы = 6 единиц. А затем уже начинается обучение сложению и вычитанию в пределах 20 с переходом через десяток. Например, 8+6=8+2+4=10+4=14.
Инструктор Центра развития личности «ТЕТРА» Наталья Рудинская подобрала для детей несколько увлекательных упражнений, которые помогут им освоить азы математики.
Соедини рисунок с правильным ответом, а потом раскрась картинки.
_01_49
Поставь знак «больше» — > — или «меньше» — < .
_02_08
Закрась вторую часть каждого бантика. Но прежде, чем сделать это, впиши в бант второе число, чтобы сумма равнялась 10.
_03_02
Внимательно посмотри на рисунки. Определи закономерность и дорисуй лицо в свободном квадрате.
_04
Соедини точки по порядку и узнаешь, кто нарисован на картинке.
_05_01
Раскрась рисунок, следуя указаниям. Каждая цифра соответствует определенному цвету.
1___
Дополни число точек в каждом треугольнике до 10. Для этого соедини линиями нужное количество точек из нижнего ряда с выбранным треугольником.
_06_01
Подпишись на наш telegram
Только самое важное и интересное
Подписаться