Наиболее распространенной причиной лжи у детей является: Если ребенок говорит неправду, причины детской лжи – Самые распространенные причины детской лжи. Как отучить ребенка врать

Содержание

Самые распространенные причины детской лжи. Как отучить ребенка врать

Самые распространенные причины детской лжи

Как мы наверняка уже поняли и сами, по поводу хороших, приятных маме поступков нашему чаду врать незачем – напротив, такими действиями не грех и похвастаться… Поэтому необходимость скрывать с помощью лжи поступки, преимущественно, неблаговидные проистекает из самой ее сути – приема, с помощью которого кто-то пытается скрыть истину от остальных. Поэтому ясно, что, если истина нуждается в сокрытии, наверняка хорошего в ней мало!.. Впрочем, не все так просто. Как и взрослые, дети быстро учатся лгать наполовину (привирать) или лгать в целях не всегда таких уж «плохих», «преступных» и прочих.

Напомним, что врать мы обучаем детей сами – причем, сопровождая это обучение заверениями, что так делать нехорошо. Фактически, мы создаем в их головах изрядную путаницу, где стремление подражать родителям и увиденные результаты обманов между взрослыми говорят чаду о том, что врать зачастую выгодно, необходимо и даже правильно. Одновременно, наши запреты утверждают обратное и, более того, намекают ему на неотвратимость наказания. В то же время неправда в исполнении родителей всегда остается безнаказанной – ведь взрослые не будут наказывать сами себя при ребенке!.. Да и лгут они всегда так, чтобы по возможности не быть пойманными на «горячем» никогда… И что в конце концов должен думать по поводу всего этого наш юный сорвиголова?..

Обычно дети быстро выбирают сторону лжи, проводят с нею ряд экспериментов и в итоге становятся такими же умелыми «врунишками», как и мы сами. Подтвердить, что большинство детей со временем перестает видеть во лжи что-то плохое, очень легко – для этого достаточно спросить себя, много ли на своем веку мы встречали правдивых взрослых… Понятно, что все эти взрослые когда-то были детьми, так что пример достаточно показателен. Увы, наше чадо тоже научится – ему просто нужно для этого немного времени, смекалки и наблюдательности. И от нас в данной ситуации требуется только перестать ставить его в неловкое положение, прибегая к обману и наказаниям за обман и при этом утверждая, что все это – «очень плохо». Другими словами, основной задачей родителей в период, когда ребенок учится говорить неправду, состоит в том, чтобы:

1) научить его, когда ложь является делом благим, а когда – может испортить очень многое в жизни;

2) создать такие личные взаимоотношения с ним, чтобы именно с нами он хотел быть и был всегда откровенен – не прибегал к этому распространенному методу взаимодействия с другими людьми в семейном кругу.

Пытающийся пройти этот путь самостоятельно ребенок может наделать, так сказать, в дороге массу ошибок. Например, многие уже уверенные в своих навыках врунишки прибегают к обману банально из ложного чувства чести – чтобы выгородить друзей, взяв их вину на себя по их наущению или нет. А вина эта не всегда бывает такой уж мелкой – в подростковом возрасте она может иметь отношение даже к статьям административного и уголовного кодекса!.. На начальных же этапах склонность ко лживости или особенности темы, выбранной для вранья, могут рассказать очень многое о конфликтах в семьях, даже если они скрытые. Кроме того, они не менее красноречиво повествуют о сути проблем, мучающих ребенка, являющихся для него, что называется, «самым наболевшим». Одним словом, особенности детской лжи – это очень интересно, но часто также и опасно. Причем дело не только в создаваемых ложью ребенка проблемах для родителей.

Один из таких неумелых экспериментов может принести самому лжецу куда больше неприятностей, чем его взрослым защитникам – отцу и матери. Поэтому постараемся не судить о мотивах сгоряча. Понятно, что нам в момент вскрытия истины станет и стыдно, и очень обидно – скорее всего, нас даже охватит такой гнев, что «руки зачешутся» сами и сильно… Тем не менее, возможно, наш малыш соврал из побуждений не столь уж, так сказать, греховных. И наказывать его за вранье хоть каким-то из пришедших нам на ум способов ни в коем случае нельзя, так как мы рискуем получить неисправимого в дальнейшем лжеца – профессионала. Итак…

1. Обычно дети врут из желания скрыть поступок, который не будет одобрен родителями – то есть поступок из числа тех, за которые родители ранее уже подвергали его наказанию, выражали свое недовольство. В таких случаях ложь призвана полностью скрыть этот факт или выгородить лжеца в глазах родителей – изменить долю его участия или роль в случившемся. Например, из этой серии случаи с потерянными («украденными собакой») варежками и шапочками, съеденными без разрешения («съеденными котом») вкусностями, а также случайно сломанными («потерянными» или «подаренными друзьям») игрушками и др. С возрастом ложь этого типа становится все более распространенной, так как именно на нее родители, пока шалости в общем безобидны, «не обращают внимания» чаще, чем на ложь по поводу проступков более серьезных. Узнав о таких мелочах, родители безошибочно чувствуют, что ребенок солгал из страха быть наказанным, поэтому предпочитают сделать вид, будто до сих пор ничего не знают.

Львиная доля таких шалостей происходит сама с малышней подвижной, всегда любопытной, азартной и не удержимой ни в какой узде запретов – безо всякого их желания или по чистой случайности. Так что вину самого ребенка можно проследить лишь в небольшой части случаев. Скажем, «состав преступления» налицо, когда он тайком ест запретные сласти или берет «поиграться» (считай, разобрать на мелкие запчасти) вещи, которые его уже просили не трогать. Но даже если жертвой детского любопытства на сей раз стал хороший мобильный телефон или планшет, родителям для детей все равно не жалко ничего. Поэтому в глубине души они готовы вздыхать над грудкой запчастей, в которую превратились папины наручные часы, молча, сообщив малышу, максимум, что эта «штучка» была очень дорогой/любимой, и потеря их огорчает…

Что же касается порванных курточек или, тем более, съеденного без спросу печенья, такие мелочи мы прощаем еще легче, чем поломку предметов с высокой стоимостью. С другой стороны, ложь из-за таких невинных в общем проказ должна заставить нас задуматься вот над чем: если наш малыш запуган до такой степени, чтобы бояться прямо сказать, что он упал и порвал брючки совершенно случайно (или его толкнули), не слишком ли мы с ним строги?.. Во всяком случае, боязнь признаться даже в таких пустяках, показательна. Она означает, что ребенок больше боится нас, чем уважает, поскольку он готов лгать до последнего и по поводу каждой провинности, лишь бы не получить в очередной раз наказание. Наверняка он настолько запуган не из-за собственной робости, и истинной причиной его лживости является именно преувеличенный страх перед нами.

2. Впрочем, детские страхи бывают и другими, но они тоже подталкивают ко вранью. Например, ребенок может банально испугаться в момент какого-то события, повести себя в результате неправильно, а после – устыдиться, что он и испугался, и не остановил всего, что последовало за его ступором. Скажем, такое сплошь и рядом имеет место в ситуациях действительно небезопасных – когда что-то съестное у ребенка и в самом деле отбирает крупное бродячее животное. Нередко потом наше благородное чадо боится указать на одну конкретную собаку из опасений, что мы можем учинить с нею что-нибудь в отместку за нападение… В таком случае он может солгать, что съел все сам, лишь бы не показывать родителям, что он испугался, и не указывать на голодное животное, которое может от этого пострадать. Аналогично дети лгут «он сам упал!», когда они не смогли удержать падающего с дерева товарища – или, что еще хуже, подтолкнули его к падению, решив, что это будет забавно, а товарищ ударился неожиданно сильно.

Ну, а самым распространенным враньем такого типа являются постыдные результаты типичных детских страхов по ночам. В частности, из этой серии уже упомянутый случай, когда ребенок боится ходить по темным комнатам и в результате опорожняется по ночам в постель, хотя днем уже уверенно пользуется указанными родителями местами – скажем, горшком или уборной. Считать это провинностью не совсем верно – малыш просто боится темноты, что для его возраста вполне нормально. А запрещенное действие, осуществляемое в постели, здесь является только следствием страхов, а не изначальным намерением поступить назло родителям. Но мы о столь сложном сочетании мотивов (когда он оказывается шкодником и лгуном как бы поневоле) часто даже не подозреваем. И, следовательно, наверняка накажем его за очередной проступок просто по привычке.

3. Самые забавные случаи вранья у детей обычно связаны с растущей неудовлетворенностью уровнем жизни или социальным статусом – своим или всей семьи. Именно ложь такого типа звучит почти исключительно для других – когда ребенок находится вне дома и за пределами родительского надзора. Она, как правило, носит характер обмана длительного – родители выясняют, что они «космонавты», «тайные агенты» и другие «известные», «влиятельные», «знаменитые» личности, почти всегда случайно, по прошествии некоторого периода времени. В большинстве случаев, содержание таких рассказов производит в момент раскрытия обмана эффект, скорее, комический, чем трагический. О таких случаях и говорят: «Наврал с три короба». Родителям остается лишь посмеяться, пожать плечами, остановиться подробнее на истинном положении вещей и увести красное, как рак, от стыда дитятко домой для объяснений…

К такого рода «головокружительной карьере», придуманной для них отпрыском, родители относятся даже без обид, поскольку видят в рассказах чада даже нечто схожее с комплиментом – попытку малыша лучше показать то, как он гордится своими родителями и любит их. Словом, единственная нотка, которая портит им в таких случаях веселье, состоит разве что в горечи, что на самом деле папа вовсе не меценат и не космонавт, а рядовой служащий… Тем не менее нужно учитывать (в том числе при беседе на эту тему с малышом), что едва ли ребенок приписал своим родителям или себе (дети часто ставят в таких фантазиях себя на роль глав семьи) столь длинный список «заслуг» просто так. По систематическим обманам такого рода хорошо видны их основные, не изменяющиеся от раза к разу подробности. То есть, если, например, малыш однажды сказал, что его папа (на самом деле, допустим, инженер) является директором завода, в дальнейшем он будет придерживаться именно этой версии. Точно так же впредь он не забудет и другие значимые подробности – вроде жизни всей семьи в трехэтажном особняке вместо «хрущевки», количества машин в семье и др. Некоторые части такой «легенды» изменяться уже не будут. А прекрасная память на сделанные ранее утверждения, согласимся, не может не настораживать – особенно с учетом общего непостоянства, характерного для детей, их забывчивости и не слишком высокой внимательности.

В самом деле, разум ребенка непрерывно учится новому, интерпретирует подмеченное и пр. Все психические и физиологические процессы у ребенка протекают в несколько раз быстрее, чем у взрослого. Поэтому детям так свойственно быстро отвлекаться, забывать обиды, менять настроение. В норме для них такая четкая память на основные подробности фантазий нехарактерна – в противном случае они лучше бы учились и не придумывали бы каждый раз новые версии старых игр… Эта неожиданно хорошая способность запоминать краеугольные подробности обмана говорит о том, что ребенок, по сути, давно придумал себе «параллельную реальность». В данном случае он уже нарисовал себе полноценную воображаемую жизнь своей семьи, во всех подробностях. Если эта желаемая жизнь постоянно мельтешит у него перед глазами так же настойчиво, как и жизнь реальная, додумывать на ходу новые детали и четко помнить прежние ему легко – он видит их перед собой, словно наяву! И в таком описании мы уже понимаем, что здесь ненормального, не так ли?..

Совершенно очевидно, что, будь перед нами взрослый, мы уже сочли бы его не вполне адекватным, близким к помешательству, так как галлюциногенные фантазии свойственны многим расстройствам психики. Но не стоит пугаться больше, чем нужно, да еще раньше времени! Такие состояния у детей, как правило, безопасны для деятельности коры мозга и не говорят о ее нарушении. Дети вообще отличаются бурной фантазией и игрой воображения – им легко поверить в собственную выдумку и представить ее, словно наяву. Конечно, длительное и непрерывное нахождение всецело в одной такой «фантазии» нездраво и говорит о многом. Но о помешательстве оно не говорит точно, а все остальное, в принципе, решаемо.

Такие фантазии у детей становятся постоянными потому, что постоянной является их неудовлетворенность текущим положением дел. Например, дети добавляют себе «важности» в случаях, когда отношение к ним со стороны родителей больше всего похоже на игнорирование, невнимание, отсутствие заботы. Если ребенок добавляет «статуса» своим родителям, его наверняка не устраивает собственное материальное положение как отражение положения всей семьи. Другими словами, он обделен таким количеством чисто материальных признаков благополучия (игрушек, красивых бантиков и курточек), какими могут похвастать его сверстники. Таким образом, папа-«начальник» вместо простого служащего появляется в историях этого типа как «человек значительный» вместо «человека состоятельного». При этом очевидно, что проблемы такого рода (изъяны в отношениях родителей или материальном положении семьи) носят длительный характер. То есть их невозможно изменить и исправить в течение нескольких недель даже при большом желании…

Аналогично дети могут врать о несуществующем статусе родителей из-за неуверенности в себе – особенно в большом и чужом коллективе (скажем, в детсадовской группе), при самостоятельном (ведь родителей здесь нет!) общении со взрослыми (воспитателями). В таком случае нашего ребенка эти самые воспитатели дополнительно могут охарактеризовать как заносчивого, не слишком общительного и, возможно, агрессивного.

4. У случаев «социальной» лжи, кстати, имеется и одна из наиболее опасных разновидностей. Она обычно связана с острыми семейными конфликтами, драмами – например, разводами, смертями близких, случаями насилия, наркотической/алкогольной/игровой зависимости и др. Правда, в большинстве случаев этот обман вскрывается быстро, поскольку дети в таких случаях могут рассказывать истории самые разные, подчас – откровенно пугающие. В частности, при очевидном конфликте с одним из родителей (побои, скандалы – как с другими членами семьи, так и с ребенком) малыш может компенсировать невозможность изменить эту ситуацию в реальности возможностью изменить ее в своем воображении. В такие моменты и появляются приводящие посторонних в ужас рассказы «моя мама умерла», «наш дом сгорел», «папа сбежал с другой тетей на Канары» и пр.

Это тоже ложь, но ложь на темы страшные. Она в равной степени четко отражает реальное положение дел и глубину наносимой (нанесенной, если событие было единичным, как чья-то смерть) малышу травмы. Нередко обороты вроде «умерла», «убили» и др. по отношению к живым, но отнюдь не любимым домочадцам звучат в устах фантазирующих в этом направлении детей как пожелание – то есть как словесная реализация того, что малыш хотел бы на деле… Однако на столь шокирующие россказни иногда способны и дети из семей внешне благополучных, но – только внешне.

Склонность врать об «умерших» родственниках, об ужасных случаях с ними или знакомыми родителей характерна для детей, остро неудовлетворенных отношениями в семье – в частности, отношением именно к нему. Кроме того, ею страдают дети, склонные к социопатии – опасной особенности воспитания, которая взращивает в ребенке ненависть и презрение к любым правилам комфортного сосуществования, принятым в обществе. В самом общем виде, социопатия формируется в условиях подмены родительской любви вседозволенностью. Социопаты любят провоцировать окружающих именно за счет шокирующих, запрещенных поступков – отсюда и название патологии. Точно в том же ключе они и лгут – рассказывают «страшные истории», поскольку они действительно пугают окружающих…

Наконец, как единичный случай (разово, не на постоянной основе) ребенок может брякнуть нечто подобное и сгоряча. Фактически, только потому, что он, подобно социопату, надеется впечатлить «аудиторию» по-настоящему, а опыт подсказывает ему, что смерть и иные похожие несчастья впечатляют сильнее других. Так что, в последнем случае ребенок как бы «шалит» – с той же целью, с которой затевается и обычная шалость… А его вранье, пусть оно и может серьезно напугать окружающих, задумывается с целью безобидной – хотя бы временно привлечь к себе повышенное внимание взрослых.

5. Многие в остальном послушные (что называется, шелковые) дети с годами превращаются в неисправимых врунов только по одной причине. А именно по той, что их обычное послушание, которому не могли нарадоваться родители, было следствием безответности – неспособности отказывать в чем-либо кому-либо. В сущности, ложь, к которой прибегают дети с таким характером, звучит всегда с той же целью, что и у взрослых. Иными словами, таким способом ребенок, которому по ряду причин сложно или невозможно сказать обычное «нет», говорит это же «нет» другими словами. В данном случае так, чтобы избежать самого отказа или оправдать его аргументами более весомыми, чем его личное нежелание.

Вообще нормально сформированному характеру безответность несвойственна – дети от природы достаточно решительны и инициативны, чтобы быстро обучаться использованию слова «нет». Но, во-первых, это касается лишь большинства детей, а не их всех. А во-вторых, ребенка, в отличие от взрослого, значительно проще запугать до состояния безответности – притом в самом начале жизни. К тому же изначально ребенок находится в не самом лучшем положении для частых отказов, так как он любит родителей и стремится быть «хорошим» для них. То есть родители являются для него безусловным авторитетом, и он боится навлечь на себя их недовольство.

Период, когда личное мнение у нашего чада отсутствует настолько, что полностью подменяется родительским, достаточно длителен – минимум от первых месяцев жизни до 3 лет. В это время все решения за ребенка принимает кто-то другой – причем не обязательно папа и мама. Наше чадо еще долго будет подчиняться авторитарному тону любого, даже незнакомого, взрослого. И родители обычно учитывают это свойство детской психики, обучая своих чад «не разговаривать с чужими людьми и не слушаться их». Однако усвоит ребенок этот совет или нет – для нас пока не главное. Важнее то, что его собственное мнение сформировано недостаточно четко, поэтому ребенок даже нуждается в подмене своих решений родительскими, и эта подмена до некоторых пор проходит безболезненно. А уже по мере оформления его психики, выделения в ней слоев, которые психология условно называет «Я», «Сверх-Я» и др., разница сказывается все заметнее. И, следовательно, ребенку становится все проще отказывать другим в просьбах/приказах.

Так вот, у одних детей способность говорить «нет» проявляется быстрее и сильнее, у других – позже и слабее. На степень самостоятельности детской личности можно заметно повлиять с помощью воспитания. Поэтому многие дети, чьи родители нетерпимы к возражениям и по жизни, и в семье, вырастают безответными, послушными, тихими. Их способность отказывать еще в детстве сталкивается с превосходящим ее многократно сопротивлением. Ведь папа или мама – уже сложившиеся люди, и они куда лучше ребенка поднаторели в деле настояния на своем!.. Вследствие систематических попыток подавить волю ребенка, она сильно замедляется в развитии.

Своеобразной расплатой за воспитание, подавляющее всякую личную волю чада, для таких родителей становится систематическая ложь этих чад в ответ. Ее эпизоды повторяются чаще от месяца к месяцу – по мере того как у ребенка оформляются собственные интересы и цели и он стремится сделать растущие разногласия с родителями незаметными для них. Обычно, «законченный враль» формируется из такого ребенка уже к 7–10 годам. Причем нужно заметить, изощренная наблюдательность и дотошность родителя с таким «стервозным» характером учит ребенка и еще кое-чему, помимо безответности. В частности, ложь детей, выросших среди таких взрослых, всегда невероятно правдоподобна. Они постигают суть и назначение вранья слишком рано и слишком глубоко, а неудачные пробы обходятся им слишком дорого, чтобы навык лгать убедительно формировался у них подолгу… Поэтому такие дети всегда поразительно расчетливы в мелочах своей «легенды», рассчитывают ее в зависимости от конкретного адресата, предполагают сразу несколько возможных последствий («что будет, если скажу то или это») лжи. В том числе их расчет касается поступков родителя в ответ на то или иное сообщение… Одним словом, дети, воспитанные слишком властными взрослыми, – это самые виртуозные лгуны на свете. Поймать их «на горячем» очень сложно, так как они легко поддерживают созданные ими «легенды» годами, следя за каждой способной выдать их мелочью.

Впрочем, безответные дети систематически лгут не только авторитарным домочадцам. Дело в том, что исправить с помощью собственных ресурсов личности вред, нанесенный таким воспитанием, очень сложно. А это значит, что человек, не научившийся правильно отказывать в детстве, продолжает лгать всем подряд, всю дальнейшую жизнь, каждый раз, когда ему необходимо отказать кому-то в чем-то. А стало быть, жертвами его лжи становится еще огромное количество людей. В частности, начиная с коллег и друзей и заканчивая уже собственной «второй половинкой». Люди с таким характером часто выглядят людьми не просто скрытными, но с «двойным дном». То есть окружающие рано или поздно начинают чуять постоянную фальшь, исходящую от их слов и поступков. А невозможность уличить лжеца в течение длительного времени начинает и раздражать, и даже пугать, хотя сам лжец подобного эффекта, скорее всего, не хотел.

6. Следует обязательно иметь в виду, что не у всякой детской лжи имеется своя собственная, отдельная и прямая цель. Как мы помним, мы стремимся навязать ребенку общее представление, что врать нехорошо. Это значит, что ребенок в основном оценивает эпизоды своей лжи как «нехорошие». Просто в ряде случаев эта низкая оценка собственных действий не препятствует повторному использованию вранья, так как ребенок уже понимает и выгоды, им приносимые…

Тем не менее отношение к своим поступкам как к «плохим» нередко порождает любопытное явление. При нем однажды солгавший ребенок тотчас пугается, что его обман когда-нибудь раскроется. А вот уже испуг после совершенных почти автоматически действий (в зависимости от обстоятельств, дети часто успевают солгать раньше, чем решить, не лучше ли сказать правду) сплошь и рядом бывает чрезмерным. В этом виноваты мы и наши предыдущие попытки запугать чадо «ужасным будущим», которое ожидает всех врунишек на свете. На стыке понимания «порочности» и одновременно полезности вранья, ребенок начинает бояться не столько его самого, сколько ответственности за него или, если угодно, момента, когда откроется правда. А этот страх обычно влечет за собой новую ложь – теперь уже призванную поддержать предыдущую «легенду».

Мы, несомненно, знакомы с эффектом, когда одна ложь порождает другую, часто – большую… Но наши дети – это не мы, они не обладают столь же солидным жизненным опытом. Поэтому страх быть уличенным, преследующий ребенка еще с «тех самых» пор, в дальнейшем приводит к отчуждению между ним и родителями. То есть наше чадо больше не может общаться с нами доверительно, поскольку вынуждено впредь следить за каждым сказанным словом, чтобы ненароком не выдать себя. Плюс его опасения насчет наказания за проступок стремительно усиливаются, поскольку его вина уже усугубилась за счет попытки ее скрыть. Наконец, ему и самому уже наверняка стыдно, что он солгал и вынужден теперь продолжать лгать. А в сумме весь этот, как ему кажется, замкнутый круг вновь и вновь, каждый раз удерживает его от затеи просто сказать родителям правду…

Симптомом такой мучающей ребенка лжи является его резкое отстранение от родителей, схождение его желания поговорить с ними о чем-либо на «нет». Малыш становится молчаливым, грустным, теряет аппетит, начинает плохо спать по ночам. А заканчивается вся эта внутренняя борьба одинаково – в один прекрасный момент наше чадо устает таиться и само выкладывает нам всю историю, которую оно так долго скрывало… Мы можем не сомневаться, что больше всего это будет походить на истерику – изложение будет торопливым, громким (чтобы победить собственную нерешительность), и закончится потоком слез.

Впрочем, не все дети заканчивают первый эпизод лжи именно так. Среди них немало и тех, кто сначала тоже пугается, но спустя некоторое время (особенно если обман так и не будет раскрыт) успокаивается и, стало быть, получает первый положительный результат от знакомства с ложью. Впоследствии им лгать будет все проще с каждым разом – ведь первый опыт был таким удачным!.. Так что в известном смысле основательно запуганный «ужасными» последствиями обмана ребенок – это и неплохо (хотя бы в первый раз страх подтолкнет его к признанию в проступке). Но, в то же время, это и не так уж хорошо. Ведь в период борьбы со своей робостью ребенок может и преодолеть ее, так ничего нам не сказав… А значит, этот первый же пример подскажет ему, что успех любой лжи зависит даже не от степени ее правдоподобности, а от актерского мастерства лжеца и его уверенности в своих словах.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Ребенок говорит неправду: основные причины

Причины детской лжи

1. Страх. Самая распространенная причина детской лжи — страх наказания, и обман является попыткой его избежать. Особенно часто это встречается в семьях, где практикуется жесткое наказание. Объяснить ложь можно: никто не любит, когда его наказывают или кричат. Но оправдывать такое поведение нельзя.

Илья учится в третьем классе. Контрольную работу по математике он выполнил на двойку. По дороге домой он вырвал лист из дневника, а родителям сказал, что контрольной работы не было.

Интересно то, что ребенок не думает о последствиях. Он действует ситуативно, избегая наказания именно сейчас, не думая о том, что будет наказан вдвойне — и за двойку, и за ложь.

2. Нежелание что-либо делать. Дети врут не только во избежание наказаний, но и при нежелании выполнять нелюбимые дела. В ход идет разыгрывание симптомов болезней, придумывание нереальных ситуаций и так далее.

Кирилл не хочет заниматься в музыкальной школе. Почти каждый раз по дороге в школу искусств ему встречается злая собака, которую он очень боится, поэтому он убегает домой. Если его провожает кто-то из родителей, то собака отсутствует. Но все остальные занятия оказываются пропущенными.

Подобных ситуаций множество. Дети, если не хотят выполнять домашнее задание, врут, что им ничего не задавали или они уже сделали уроки. И конечно, все сталкивались с ситуацией «больного» горла или головы как попытки не идти в детский сад или в школу.

3. Желание вписаться в новую компанию или поднять свой рейтинг вызывает стремление преподнести себя в лучшем свете. Иногда дети не находят ничего лучшего, чем врать о себе, своих достижениях, благосостоянии, пагубных привычках. Они врут, чтобы получить одобрение сверстников. Дети могут придумывать негативные истории о себе, чтобы их пожалели или проявили к ним снисхождение. Все зависит от компании, которую ребенок хочет впечатлить.

В пятом классе появился новый ученик Серёжа. Сергей рассказал, что живет с бабушкой, так как его родители — секретные агенты, работающие за границей. У него есть свой дом в Германии, и он обязательно сделает всем визы и пригласит как-нибудь в гости. Соседу по парте «признался», что курит и пробовал спиртные напитки. Учительнице он по секрету рассказал, что бабушка с дедушкой постоянно выпивают, поэтому он сам о себе заботится, готовит на всю семью, и ему некогда делать уроки. Преподавателю удивительно было увидеть на родительском собрании интеллигентную маму, работающую врачом.

Такое поведение характерно для неуверенных в себе детей.

4. Слишком строгие ограничения. Если родители ограничивают свободу детей, то это может привести к тому, что дети будут нарушать запреты, обманывая родителей.

Девочке-подростку не разрешают встречаться с мальчиком, поэтому она придумывает истории, что они с подружками ходят в кино и в развлекательные центры.

Десятилетнему мальчику хочется иметь собаку, но родители не разрешают общаться с животными, опасасаясь за здоровье ребенка. Мальчик нашел щенка на улице, спрятал его в подвале и тайно носит ему из дома еду и старые вещи для подстилки.

Ложь позволяет ребенку жить нормальной жизнью. Если же он скажет родителям правду, то его возьмут под особый контроль и усилят запреты. Однако постоянная нечестность беспокоит ребенка, вызывая тревожность. Это негативно сказывается на детской психике.

5. Подражание. Дети всегда берут пример со значимых для него взрослых, подражая их поведению. Если родители постоянно врут своим родным, коллегам и ребенку, то детям кажется такое поведение нормой. При этом ребенок не понимает, почему взрослые недовольны его враньем, а сами ведут себя так же.

Мама утром позвонила на работу и сказала, что приболела и не сможет прийти на совещание, а сама включила музыку и стала готовиться к приходу подруги.

Так почему ребенку нельзя сказать, что болен, и не пойти на контрольную?

Коррекция лживости

Несколько простых правил помогут вам правильно выстроить линию поведения с ребенком.

  • Доверяйте своим детям. Не обижайте их подозрениями.

  • При обнаружении лжи рассказывайте о своих чувствах и эмоциях. Договаривайтесь о том, чтобы всегда говорить правду. Родители и дети должны доверять друг другу.

  • Смягчайте наказание, если ребенок признает свою вину. Стыд за свой поступок — уже наказание для ребенка.

  • Проводите нравственные беседы о честности, но избегайте нотаций.

  • Показывайте пример правдивого поведения своим детям.

  • Не оставляйте ложь безнаказанной. Внушайте детям, что всё тайное обязательно становится явным.

  • Учите детей делиться своими проблемами. Детские проблемы нужно решать, а вместе легче преодолеть любые сложности.

Помните: чаще всего ребенок врет, чтобы защитить себя от окружающего мира. Очень важно, чтобы он не пытался защитить себя от собственных родителей.

Светлана Садова

Некоторые дети часто врут: по поводу домашнего задания, того, что они ели на обед, действительно ли они почистили зубы. Но родители не всегда могут различить, что правда, а что ложь. Пройдите тест и узнайте, как часто ваш ребенок говорит неправду.

Пройти тест

Статья: Самые распространенные причины детской лжи

Самые распространенные причины детской лжи:

1. Ребенок врет (в родительском понимании), фантазируя, т.е. приукрашивая или искажая те или иные действия/события случающиеся вокруг него или с ним, с целью дать волю своему воображению, побыть в сказочном мире, почувствовать обладателем особенными качествами характера и т.п.

Сюда относятся детские сочинительства и рассказы о своем геройстве, о том, как он побывал где-то, совершил что-то выдающееся. Как правило, это дети – дошкольники. Их фантазии не стоит расценивать как обман. Ребенок искренне верит в свою сказку и огорчается, когда взрослые ему не верят. Например, мальчик может “показать” маме с папой, как он легко сражается с невидимыми противниками (руки пустые) и сказать, что у него есть волшебный меч. Кроме этого, в стрессовой обстановке придуманная сказка помогает ребенку снять напряжение.

Самой лучшей тактикой будет подыгрывание малышу, ответ на его заявления: “неужели? и что было дальше?….” и мягкий вывод из области фантазий в реальность – так он ближе к 6-7 летнему возрасту постепенно начинает отделять свою сказку от реальности и соглашаться со взрослым.

Но если родители уже в этом возрасте начинают возмущаться детскими фантазиями, грубо одергивая: “а ну, не ври!” – дети быстро замыкаются и уходят от общения. В дальнейшем они могут себя считать обманщиками, потому что мама или папа постоянно твердили об этом. Так осуществляется невольное программирование на роль лжеца.

2. Ребенок врет с целью избежать какого-то неприятного события или чтобы защититься от обвинений и крика. Сюда относится как неосознанное вранье (до 5-6 лет), так и осознанное (старше 6-летнего возраста). Причем в первом варианте часто существует подмена или сваливание своей ответственности на другой персонаж. Как из мультика про Машу и банку варенья – если помните, девочка не желала признаться бабушке, кто полакомился вареньем и свалила вину на кошку.

Во втором варианте – уже сложнее. Ребенок понимает, что сказав неправду, он оттянет или избежит неприятного события в виде возмущения, криков родителей или физического наказания ремнем, что он испытает меньше тревоги и напряжения и т.д. Для него обман становится спасительным выходом, некой выгодой.

В этом случае родителям нужно пересмотреть свое отношение к своему сыну или дочке, свои правила и запреты, не слишком ли жесткие они и достаточно ли комфортна психологическая обстановка в семье? И как они общаются с ним, какая интонация в голосе: спокойная, душевая или холодная, какое выражение лица…?

Когда в семье не все ладно, мама кричит на папу и наоборот, когда родители часто кричат на ребенка и существует вероятность эмоционального срыва – дети используют ложь именно для того, чтобы уйти от “грозы” в доме, от недовольного взгляда мамы…

Часто родители говорят ему такую фразу: “Ну скажи только правду – и тебе ничего не будет! А если обманешь – накажем!” К сожалению, этой репликой родители не только не отучают врать, но и создают себе дополнительные сложности. В самом деле, с одной стороны если я натворил что-то и скажу правду – мне за это ничего не будет, я могу и дальше безобразничать? А с другой, если я совру – они будут долго выяснять, была ли неправда или нет и о самом проступке забудут.

3. Ребенок врет с целью выделиться в кругу сверстников или чтобы получить какое-то преимущество перед остальными. Так было у 6-тилетней девочки, которая всем во дворе рассказывала, какой у нее замечательный папа, покупает ей игрушки, берет с собой на прогулку и катается с ней на велосипеде (папы у девочки нет).

В этом случае не восполняются базовые потребности девочки в ободрении, заботе, защите и безопасности, т.к. она чувствует в себе неуверенность в чем-то. Сказав неправду, такой ребенок как бы вживляется в придуманный им более благополучный или успешный образ, чтобы не испытывать еще бОльшего разочарования.

Родителям нужно подумать, в какой области их дети испытывают трудности и помочь их преодолеть. А если эта трудность не разрешается обычными средствами, показать ребенку, как он может стать успешным в другой сфере. Например, мальчик после перелома ноги не мог наравне соревноваться со сверстниками на дистанциях и его это сильно угнетало. Поэтому он всем говорил, что ему неинтересны соревнования, на них наплевать. Но отец, вовремя распознав депрессию сына, научил его играть в волейбол и мальчик стал лидером в этой игре.

4. Ребенок врет, потому что в семье все врут. К сожалению, такое случается сплошь и рядом. Например, отец просит сына, ответившего на телефонный звонок, не говорить, что он дома. Или мама в общении с подружкой всячески нахваливает ее платье, прическу, а в ее отсутствии откровенно смеется над ее плохим вкусом. Или ребенку пообещали пойти вместе с ним в цирк и не пошли.

Двуличие в общении, в поступках – это благодатная почва для расцвета детского обмана. В этом случае родителям нужно серьезно проследить за своими разговорами, обещаниями, чтобы не создавать такие ситуации, когда обман поощряется самим взрослым.

5. Ребенок врет, потому что нет доверия к родителям или он на них обижен. Это своего рода месть, чтобы родители почувствовали “на своей шкуре”, насколько их сыну или дочке некомфортно и обратили на них внимание. Сюда могут включаться вызывающее поведение, демонстрация непослушания, обман в самых простейших очевидных вещах. Вплоть до перехода на личности: “мама, ты плохая…” “папа, ты меня никогда не понимаешь….” “ты …”– и далее грубые непечатные выражения.

Как правило такое поведение в ребенке вызывает злость у родителя и острое желание как следует его проучить. Но это тактика ведет к расколу и глубокому непониманию между ребенком и родителями. В этом случае нужно самим остыть, взглянуть на ситуацию со стороны и отследить по времени, что именно привело к таким результатам в поведении. Очень часто корни лежат именно в отношениях. Ведь не всегда это поведение было. Когда возвращается взаимопонимание – начинает расти доверие. Когда оно укрепится, желание обманывать и привирать потеряет всякий смысл.

Открытые оскорбления относятся к той же проблеме, что и отсутствие доверия. А точнее – когда нет родительского уважения и авторитета (ребенок их не видит). Эту сторону нужно рассматривать глубже, начиная со взаимоотношений между супругами. Поддерживают ли они родительский авторитет друг друга перед ребенком? Нет ли таких ситуаций, когда мама игнорирует папу и наоборот?

6. Ребенок врет ради красного словца. Такие дети испытывают большую потребность в вербальном выражении самих себя. Их еще называют болтушками, поскольку рот ни на минуту не закрывается. Эти дети охотно рассказывают о себе, сочиняют новые истории, любят поговорить со взрослыми, обожают петь. Выявив в своем ребенке такие артистичные склонности, не лишне будет задуматься о развитии голоса и пластики движений: отдать в драмкружок, на танцы, на вокал и т.п., где будет востребована потребность в самовыражении.

И напоследок, на что обратить внимание. Период кризиса 7-летнего возраста часто сопровождается неустойчивостью в эмоционально-волевой сфере. Плюс на это накладывается совершенно новый образ жизни школьника. Дети чаще капризничают, совершают необдуманные поступки, бунтуют против старых правил и ограничений. Весь этот коктейль наряду с мощной физиологической перестройкой организма и дает неуправляемое поведение. Иными словами, самому ребенку сложно и родителям с ним – тоже.

Консультация на тему: Ребенок говорит неправду. Причины детской лжи.

Ребенок говорит неправду. Причины детской лжи.

 Многие психологи отмечают, что каждый ребенок на определенном этапе развития (средний дошкольный возраст — 4—5 лет) проходит через стадию так называемой «фантазийной лжи». В этот период   дети бывают так сильно захвачены яркостью своих фантазий, что сами верят в реальность придуманного. Особенно часто это происходит в возрасте 5—6 лет. Ребенок придумывает сказки и приключения, участником которых становится он сам, а иногда и знакомые ему люди. Ему так хочется верить в реальность волшебства, что он  готов доказывать всем, будто в лесу видел Змея Горыныча, под кроватью живет злобный домовой, а соседский пес умеет разговаривать. Достаточно вспомнить, как переживает ребенок за персонажей сказок, как по-настоящему пугается всякой нечисти, а родители этим испугом охотно пользуются в воспитательных целях («Не будешь слушаться, отдам тебя Бабе-Яге!»). В таком «полете воображения» ничего страшного нет. Но если ребенок и в старшем возрасте не может (или уже не хочет) отделить реальность от вымысла, — это повод для серьезного беспокойства.

Причины подобного ухода в мир собственных фантазий кроются в серьезной неудовлетворенности ребенка своей жизнью. Чаще всего такой ребенок страдает от недостатка внимания или любви со стороны родителей, он испытывает трудности в общении со сверстниками. Но, создав собственный мир, в котором он любим и успешен, он окончательно замыкается в себе. Поэтому бегство ребенка от действительности, как правило, требует вмешательства взрослых.

В другом случае, в форме лжи в дошкольном возрасте может реализовываться самоутверждение ребенка. Ложь появляется тогда, когда ребенок начинает понимать необходимость подчиняться определенным правилам, провозглашаемым взрослым. Такие ситуации становятся для ребенка ситуациями двойной мотивации. Ребенок, нарушивший правило, часто прибегает ко лжи, чтобы быть признанным взрослым. Ложь может возникнуть как побочное следствие развития потребности в признании, потому что волевая сфера ребенка недостаточно развита для последовательного выполнения поступков, ведущих к признанию. Ложь возникает как компенсация недостаточности волевого (произвольного) поведения.

Таким образом, к  основным причинам детской лжи можно отнести:

  • чрезмерный контроль, родители пристально следят за детьми и всегда желают знать, что те делают;
  • стремление ребенка избежать наказания;
  • ложь, связанная с источниками удовольствия, запретными вещами;
  • дети говорят неправду, потому что стремятся иметь некоторую личную свободу.

Рекомендации родителям.

Родителям стоит задуматься, насколько честны они сами. Родители – главный образец для подражания. Психологи отмечают, что дети-лжецы обычно растут в семьях, где сами родители отличаются нечестностью.

Большинство родителей думает, что, зная все о ребенке и о его делах, можно оградить ребенка от неприятностей. Несомненно, каждый родитель должен располагать определенной информацией о своем ребенке, но ее объем зависит от возраста ребенка. То есть родителям необходимо четко разделять, что им необходимо знать, а с чем они могут смириться как с проявлением независимости ребенка. Родители могут составить перечень вопросов, в курсе которых им необходимо быть, например:

  • поведение друзей, кто друзья ребенка;
  • какие телепередачи смотрит ребенок;
  • как ведет себя в детском саду и пр.

Сферы, в которые родители не вторгаются:

  • личная корреспонденция;
  • телефонные разговоры;
  • детская комната.

Отношение, полностью построенные на доверии, зарождаются с самого начала общения родителей и детей, и если родители постоянно будут демонстрировать ребенку полное доверие, то ребенку незачем будет врать.

Если ребенок попался на явной лжи, это не должно стать концом доверия (единичная ложь все же простительна). Если ложь примет хронический характер, ребенок в дальнейшем  пострадает от последствий утраты доверия.

Формула доверия для родителей:

«В наших с тобой отношениях нет ничего важнее доверия. Если ты сделаешь что-то такое, что мне наверняка не понравится, не бойся мне об этом сказать. Можешь напомнить мне, что не надо сердиться. Ты, конечно, можешь попытаться скрыть свой поступок, но я буду просто горд тобою, если ты найдешь в себе смелость сказать правду».

Как надо вести себя родителям с маленьким лгунишкой.

–  Понять возможную причину лжи и проанализировать ее.

– Ответить на вопрос: ребенок солгал безвинно или преднамеренно? А если преднамеренно, то почему? В чем виноваты вы?

– У вас завышенные требования к ребенку или он вам лишь только подражает?

– Не спровоцировали вы сами обман соблазнами или вопросами-ловушками?

– Кто пострадал ото лжи: вы, ваш ребенок или посторонний?

– Что закодировано во лжи? Какую информацию она несет?

– Не чувствует ли ваш ребенок себя отверженным в семье?

– Не сравниваете ли вы его с другими детьми в семье, выражая недовольство и вызывая ревность и соперничество?

– Не занижаете ли вы его самооценку?

– Не опекаете ли вы излишне ребенка?

Не подражает ли ребенок так своим ровесникам и сверстникам?

– И не копирует ли он вас, являясь неожиданным свидетелем того, как вы «манипулируете» ложью, считая ее сущим пустяком?

– Не вызываете ли вы в нем враждебность своими наказаниями «за дело» или с целью «профилактики»?

– Как только вам покажется, что вы нашли возможную причину лжи, старайтесь действовать и помогать ребенку.

– Если ребенок сам сознается во лжи, ни в коем случае не надо наказывать его, скорее одобрите, чтоб поверил в собственные силы: раз смог сознаться, что сказал неправду, значит – честный и больше не обманет никого.

 – Если ребенок не хочет сознаваться, не заставляйте его это делать, а лучше расскажите ему сказку или придумайте историю о том, к чему приводит ложь и сколько доставляет неприятностей.

– Учите говорить его любую правду. Пусть он поймет, что лучше, чтобы была «невежливая правда, чем «вежливая ложь».

– Старайтесь поощрять как можно чаще искренность ребенка. Его забавы не должны быть связаны с обманом.

Если ложь заслуживает наказания.

  • Избегайте применять физическое наказание (Общепризнанно, ребенок, подвергающийся физическим наказаниям, лжет чаще, чтобы избежать их).
  • Отделяйте наказание за ложь (попытку скрыть поступок) от наказания за проступок, скрываемый ложью
  • Подчеркивайте, какое значение может иметь поступок ребенка для окружающих
  • Наказание должно быть соразмерно поступку
  • Если после многократных поучений и наказаний ребенок продолжает врать, в этом случае нужна консультация специалиста.
  • Не наказывайте ребенка, если он сам сознался во лжи, дал оценку собственному поступку.

 

Детская ложь: причины и решение проблемы

Мамы учили ребенка говорить правду, не обманывать, не врать, быть честным. И внезапно ловят его на вранье. Молодые родители начинают выяснять, кто научил врать карапуза, кто неправильно воспитывает маленького человечка. Нужно понять: детская ложь, склонность фантазировать — один из этапов развития личности.

Маленький человечек искренне верит в Деда Мороза, Снегурочку, в волшебную палочку, смешивая реальную жизнь с фантазиями. У сына или дочки до трех лет только начинается складываться логическое мышление, которое позволит отделить вымысел от правды. Родители, услышав от чада, что тот видел настоящего гнома или разговаривал с говорящей собакой, обвиняют ребенка во вранье.

Фантазия и ложь: в чем разница

Иногда взрослые считают что детские фантазии и детская ложь — это одно и то же. Ребенок с богатым воображением, любящий фантазировать, для таких взрослых просто враль, которого необходимо вывести на «чистую воду», строго наказать за вранье. Стоит четко понимать, что при вранье преследуется определенная выгода. Малыш же просто фантазирует — для него мир сказок реален.

Не надо обвинять маленького несмышленыша в целенаправленной лжи. Возможно, он станет писателем, режиссером, творческой личностью. Держите ситуацию под контролем, пусть непоседа рассказывает родителям о выдуманных приключениях. Предложите ему вместе писать книгу про чудеса: пусть рисует, а мама записывает придуманные истории в тетрадь.

Совместная деятельность и доверие вызовут благодарный отклик в душе маленького человечка. Это поможет избежать больших проблем, когда ребенок достигнет подросткового возраста. В основе целенаправленного вранья лежит недостаток доверия между детьми и взрослыми членами семьи.

Родителям стоит бить тревогу, волноваться, когда ребенок выходит за рамки фантазий, начинает намеренно врать. Необходимо выяснить побудительные причины детской лжи. Зная, почему он врет, можно избежать проблем.

Виды лжи у детей

Детская ложь не однородна. Рассмотрим каждый вид.

  • Фантазия. Обычно любят фантазировать детки до 3-4 лет. Дается простор воображению, игра перекликается с реальностью. Этот этап проходят все малыши. Умение фантазировать развивает образное мышление, воображение, речь детей. Ребенок под одеялом
  • Ложь, помогающая повысить социальный статус. Испытывая комплекс неполноценности, желая самоутвердиться, привлечь к себе внимание, несмышленыш начинает врать про богатство семьи, знаменитых друзей или про то, что родители работают на важной, секретной работе. Пытаясь вызвать жалость, малыш может рассказывать, как его обижают дома, постоянно заставляют работать, не дают делать уроки.
  • «Как мама и папа». Родители попросили малыша соврать во телефону, что их нет дома. Или что-то пообещали сделать и нарушили свое обещание. Сначала радуются приходу гостей, а потом жалуются, что эти гости надоели. Все эти ситуации откладываются в сознании детей. Мама врет — что делать ребенку? Малыши копируют поведение взрослых, берут их как пример для подражания. Поэтому, прежде чем обвинять чадо во лжи, родителям стоит оценить собственное поведение.
  • «Никого не хочу обидеть». Один из вариантов, когда малыша к вранью принуждают значимые взрослые люди. Каждый из взрослых имеет свою точку зрения на то, как правильно воспитывать подрастающее поколение. Часто возникают конфликты в семье. Зять, теща, невестка, свекровь — все они выплескивают свой негатив в разговоре с ребенком. Не желая никого обидеть, малыш соглашается сначала со словами бабушки о маме. Позже поддакивает маме, когда она ругает бабушку. Так формируется привычка обманывать. Мама разговаривает с ребенком
  • «Ложь во спасение». Как ни странно, этот вид лжи формируется у ребятни на детских утренниках, театральных, кукольных представлениях. Страшный серый волк догоняет зайчика, чтобы съесть его, и спрашивает детей, в какую сторону убежал зайчонок. Весь зрительный зал показывает неправильную дорогу. Ребенок запоминает, что для спасения жизни можно соврать.
  • Ложь из чувства страха. Именно этот вид вранья доминирует во всех случаях и наиболее опасен для психического состояния чада. Непоседа все время ждет разоблачения, его нервная система испытывает большую нагрузку, вызванную стрессом.
  • Немотивированная, патологическая ложь. Ребенок постоянно врет, и это стало привычкой. Он не задумывается о последствиях своего вранья, делая это по любому поводу. Когда непоседу ловят на лжи, он сочиняет очередную небылицу. Не придавая этому большого значения.

Мальчик улыбается

Честность — это та добродетель, которую родители хотят привить своим чадам. Истоки любой лжи находятся в семье. Прежде чем наказать ребенка, родителям необходимо изучить собственное поведение, а также взаимоотношение. Если папа с мамой врут, сын, дочь не вырастут честными людьми.

Причины вранья и его признаки

Причины детской лжи скрываются за корыстными целями. Знание, почему дети врут, поможет скорректировать воспитательный процесс. Родители смогут понять, как избавиться от этой привычки.

Причины лжи.

  • Страх понести наказание. Слишком строгое деспотичное воспитание наталкивает ребенка на идею соврать, чтобы не быть наказанным. Оскорбления, ругань, физические меры воздействия за случайные проступки, например, если уронил чашку, которая разбилась. Такое отношение к маленькому человеку подрывает его доверие к родителям. Чтобы избежать сурового наказания, кроха готов перенести вину на младшего брата, сестренку, просто соврать.
  • Страх огорчить родителей. Мама тяжело переживает все неудачи собственного чада, его двойки в дневнике, плачет, огорчается, принимает успокаивающие лекарства. Ребенок в 10 лет еще очень эмоционально привязан к своим родителям. Не желая расстраивать отца, подросток может или промолчать про двойку, или совершить любой поступок, чтобы он не узнал про плохие оценки и прогулы в школе. Например, вырвать страницу из дневника.
  • Желание получить то, что запрещено. «Мне мама разрешила», — врет малыш бабушке, требуя дать ему конфеты вместо супа. «Папа разрешил купить мне новую игрушку», — слышит мама в магазине от своего карапуза.
  • Самооправдание. «Это не я начал драку, он первый полез», — такую версию услышат обе мамы драчунов. Он понимает, что поступил неправильно, плохо и, чтобы его не ругали, обвиняет другого, придумывает себе множество оправданий.
  • Причин для немотивированной лжи не существуют. Человек обманывает так же естественно, как дышит.
  • Карапуз может начать врать в сложных ситуациях: при размолвке в семье или при разводе родителей маленький человечек испытывает стресс. Пытаясь помирить своих любимых родителей, ребенок готов сделать очень многое: убежать из дома, инсценировать свое заболевание, врать, придумывать множество способов, чтобы мама и папа снова были вместе.
  • Защита личного пространства. Тотальный контроль за тем, как проводит личное время ребенок. Запрет общаться с друзьями, которые не нравятся взрослым. Эти ограничения приводят к тому, что дочь начнет обманывать родителей.

Ребенок в мечтах

Симптомы обмана

Внимательные родители уже по внешним признакам поведения непоседы могут понять, когда кроха обманывает. Дети не могут полностью контролировать свою мимику, движения. Взрослые должны насторожиться, если при беседе:

  • маленький человечек отводит в сторону глаза, старается не смотреть в лицо своему собеседнику;
  • во время разговора часто подносит руку ко рту, как будто стремится прикрыть его. У детей 3-4 лет это видно отчетливо, ребятня постарше уже не так явно прикрывает лицо рукой, хотя внимательный наблюдатель отметит эту особенность разговора;
  • проявляются нервные движения. Сын то теребит себя за мочку уха, то трет переносицу, постоянно потирает или глаз, или висок. Руки у него никогда не находятся в спокойном состоянии;
  • разговаривая, кроха держит руки в карманах — это показывает, что карапузу есть что скрывать от взрослых;
  • беседуя, непоседа все время покашливает.

Девочка сидит за столом

У каждого родителя есть и другие признаки поведения несмышленыша, которые помогают определить — врет малыш или говорит правду. Прежде чем решать, как наказать ребенка за вранье, следует установить доверительные отношения с непоседой. Только совместные усилия родителей, детей помогут устранить причины детской лжи.

Отучаем малыша от вранья

Обнаружив, что несмышленыш врет, родители начинают искать способы решения проблемы, потому что никому не хочется растить обманщика. Честность — то свойство характера, которое необходимо каждому. Советы психолога взрослым помогутскорректировать поведение маленького непоседы.

  • Беседа с дочерью или сыном не должна проходить на бегу или в присутствии других людей. Сядьте напротив малыша, смотрите ему в лицо. Пусть чадо чувствует вашу личную заинтересованность в этом разговоре.
  • Ведите разговор спокойным тоном, не переходите на оскорбления, перечисления всех проступков чада, совершенных ранее.Мама ругает девочку
  • Перед началом разговора сообщите отроку, что вы в курсе его проступка. Не стоит заставлять малыша придумывать еще одну ложь, изворачиваться.
  • Твердо пообещайте не сердиться на него, если он признается, честно все расскажет. Сдержите обещание. Иначе маленький человечек больше вам не поверит.
  • Вместе разберите, обсудите неправильность поступка. Подскажите непоседе, как следовало поступить.
  • В конце беседы обязательно напомните о своей любви к ребенку, пообещайте ему понимание, поддержку. Пусть он будет уверен, что вы всегда придете на помощь.

Злой ребенок

Не стоит рассчитывать, что после первой же беседы непоседа исправится, перестанет обманывать. Таких разговоров будет много. Главная цель этих бесед — решение кризиса доверия в семье. Пытаясь понять, что вам делать — если ребенок врет много, постоянно, не впадайте в крайности. Не пытайтесь отучить кроху от обмана поркой ремнем. Маленький человечек и так под тяжелым стрессом. Наказывайте только за конкретный проступок, не стоит наказывать дважды за одну вину.

Непоседа осознает, что его ложь — некрасивый, неправильный поступок. Он постоянно ждет разоблачения, опасаясь последующего сурового наказания. Не относитесь к вранью чада, как к вселенской трагедии. По статистике, каждый взрослый человек врет не менее 4-5 раз в день. Случайный обман или детская ложь не служат показателем того, что маленький человечек — патологический обманщик.

Мальчик с длинным носом

Не стоит лечить вранье в 3-5 лет. Детские фантазии полезны для развития ребятни. К помощи психолога стоит обратиться, когда дети старше 9-10 лет врут много по любому поводу. Вполне возможны вопросы с психическим состоянием.

При разговоре с сыном акцентируйте внимание на последствие обмана, когда оно раскроется. Потеря уважения, доверия, ссора с друзьями — это главный результат кроха должен понимать, к чему приводит ложь. При любой ситуации помните, только совместно можно решить любой вопрос.

Взрослые члены семьи должны быть одной командой. Не надо оспаривать решение мамы или папы о наказании маленького обманщика. Запрещено в присутствии несмышленыша его высмеивать, обзывать, оскорблять. Такое поведение вызовет ненависть к родителям, разовьет чувство неполноценности. Человек будет страдать комплексами всю свою жизнь. Врать он не перестанет от такого обращения.

Алёна Кириленко

Автор статьи

Алёна Кириленко

Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

Написано статей

103

Рейтинг автора

5

[mrp postnumb=4]

причины детской лжи, как отучить ребёнка от вранья

Многие родители периодически ловят своих детей на том, что они говорят неправду. Малыши склонны придумывать разные истории, приукрашать факты и фантазировать. Если никак на это не реагировать, ребенок продолжит врать в более старшем возрасте и вырастет патологическим лжецом. Как же отучить ребенка врать? Воспользуйтесь советами психологов — они помогут вам установить доверительные отношения с сыном или дочкой и сделать так, чтобы чадо всегда говорило вам правду.

детская ложь

Детская ложь — норма или патология?

По мнению ряда психологов, склонность привирать — это нормальный этап развития ребенка. Все, что малыш видит, слышит и чувствует в первые годы жизни, является для него новым и непонятным. Ребенку приходится обрабатывать массу информации, учиться использовать ее каждый день.

Для взрослого человека очевидно, где факт, а где — выдумка, но малышу только предстоит это понять. Его логическое мышление находится на этапе формирования. Поэтому кроха искренне верит в Деда Мороза, бабайку и сказки, которые рассказывают ему родители. Если ребенок не может что-то понять или объяснить, он подключает воображение. В определенные моменты реальность и фантазии перемешиваются друг с другом. В результате родители ловят малыша на лжи, хотя сам ребенок искренне уверен в том, что говорит правду.

Другое дело, если дети осознанно начинают привирать. Обычно это случается, если взрослые что-то запрещают ребенку. Малыш в таком случае начинает размышлять о том, как бы добиться желаемого, а самый очевидный способ — схитрить. Детская логика примерно такова: «Раз нельзя так, то это станет можно, если я скажу по-другому». Поэтому малыши начинают осознанно лгать и манипулировать взрослыми. Родителям важно вовремя принять меры, иначе невинный детский обман превратится в привычку всегда добиваться желаемого с помощью вранья.

Причины детской лжи

Часто малыши говорят неправду, так как принимают свои фантазии за реальность. Однако детская ложь может быть и вполне осознанной. К ней приводят разнообразные причины, в том числе:

  • стремление получить то, что запрещают родители;
  • недостаток внимания со стороны родителей или желание показаться лучше чем он есть на самом деле;
  • страх наказания за проступок;
  • самооправдание;
  • неудовлетворенность условиями жизни;
  • несоответствие ожиданиям родителей;
  • патологическая ложь.

Рассмотрим причины детской лжи подробнее, чтобы родителям было проще разобраться в том, что происходит с их чадом.

причины-детской-лжи

Стремление получить то, что запрещают родители

Пример: ребенок уже покушал сладостей, но хочет еще. Он говорит маме, что папа разрешил взять конфеты (хотя тот еще не приходил домой с работы). “Я не знал сколько времени вот и опоздал домой”… и т.д.

Решение проблемы: перестаньте запрещать все подряд. Малыши начинают врать, если постоянно слышат слово «нельзя», ведь это вызывает протест. Поэтому они стараются использовать ложь ради отстаивания своих интересов. Пересмотрите запреты, уменьшите их количество и оставьте только те из них, которые напрямую касаются здоровья ребенка, безопасности, воспитательных моментов, режима, традиции питания. Только если вы дадите ребенку больше самостоятельности, он сможет учиться нести ответственность за свои действия. Не лишним будет рассказать малышу, что получить желаемое можно не только с помощью обмана. Скажите ему, что ту же игрушку достаточно просто попросить, объяснив, почему она так нужна. Кроме того, ребенок должен понять, что важно хорошо себя вести — тогда взрослые будут поощрять его за послушание.

Читаем также: Как правильно говорить ребенку “НЕЛЬЗЯ”

Недостаток внимания со стороны родителей или желание показаться лучше чем он есть на самом деле

Пример: ребенок стал всерьез рассказывать о своих сверхспособностях — невероятной силе, ловкости, уме, смелости, выносливости – хотя для взрослого человека очевидно, что ребенок пытается выдать желаемое за действительное.

Решение проблемы: как к этому относиться родителям? Как ко лжи или как к фантазии? Если малыш врет и пытается выдать желаемое за действительное, это тревожный сигнал. Он указывает на то, что ребенок ищет способы заинтересовать близких людей, а, значит, ему не хватает тепла, ласки, внимания и поддержки со стороны родителей. Дайте малышу почувствовать свою любовь. Уделяйте ребенку больше внимания и развивайте способности своего ребенка. Объясните, что каждый человек имеет свои какие-то таланты. Кто-то хорошо катается на скейте, кто-то великолепно поёт или танцует, а кто-то знает всё про египетские пирамиды или космос. Вот и надо развивать и показывать свои реальные способности, и тогда врунишкой или хвастунишкой никто не будет считать. Читайте вместе с ним книги и детские энциклопедии, гуляйте, общайтесь. Отведите ребенка в какой-нибудь кружок или спортивную секцию. Так он будет развивать свои настоящие способности, станет более уверенным в себе и сможет хвастаться реальными достижениями.

[sc name=”rsa” ]

Страх наказания за проступок

Пример: ребенок разбил вазу и пытается переложить вину на кота или младшего брата, чтобы его не отругали, не лишили чего-то  хорошего или, хуже того, не отлупили.

Решение проблемы: будьте спокойнее в отношениях с малышом, наказывайте его только за серьезные проступки, но не слишком строго. Если на ребенка кричат за мельчайшую провинность, пугают поркой, постоянно лишают его сладостей и просмотра телевизора, он начинает бояться собственных родителей. Слишком часто и строго наказывая ребёнка, родители провоцируют его желание избежать их любым способом. Принимайте решения по факту: если малыш разбил чашку — пусть убирает, если обидел кого-то — пусть извиняется, если сломал игрушку — пусть сам пытается починить, получил двойку – нужно позаниматься и исправить. Такие условия справедливы. Они не оскорбляют достоинство маленького человека, поэтому необходимость во вранье отпадает сама собой.

Читаем также: Как нельзя наказывать ребенка

ложь-страх-наказания-за-проступок

Самооправдание

Пример: ребенок поступил плохо и изо всех сил старается оправдаться — лопочет что-то невнятное, находит тысячи оправданий, обвиняет других людей чтобы оправдать себя и рассказывает, как сильно его самого обидели (“Он первый начал”). После чего выдаётся рассказ о том, как обидчик начал первым, какие обиды он причинил и т. д. Заметьте, что «обидчик» рассказывает аналогичную историю.

Решение проблемы: поддерживайте ребенка в любой ситуации и обсуждайте с ним все, что происходит в его жизни. Детскую ложь, направленную на самооправдание, искоренить очень сложно. Гордость не позволяет ребенку признавать себя виноватым, поэтому он ищет способы, как обелить себя. Поговорите с ним мягко и дружелюбно, объясните, что не перестанете его любить, даже если он первый отобрал игрушку у другого мальчишки или полез в драку. Когда ребенок будет уверен, что родители поддержат его в любой ситуации, он станет больше им доверять.

Неудовлетворенность условиями жизни

Пример: ребенок начал выдумывать невероятные истории о своих родителях, что его родители очень богаты, постоянно дарят ему игрушки, возят на море, в дальние страны, что папу часто показывают по телевизору. Это мечты о лучшем существовании говорят о неудовлетворённости ребёнка своим социальным статусом. Такие вещи ребёнок может понимать уже в 3–4 года, а в 5 лет он уже неплохо будет ориентироваться в том, кто богат, а кто беден.

Решение проблемы: постарайтесь хотя бы иногда исполнять желания ребенка и боритесь с детской жадностью. Уже в возрасте 3-4 лет дети начинают осознавать, что люди различаются по социальному статусу, а к 5 годам приходит четкое понимание богатства и бедности. В детском саду всегда находится ребенок, которому подарили больше подарков на день рождения, который интереснее провел лето с родителями. Это вызывает зависть, и малыш начинает озвучивать свои мечты, выдавая их за реальность.

Если ребенок врет, потому что считает себя хуже других детей из-за более низкого социального статуса, поищите возможность дать ему хотя бы часть того, о чем он так мечтает.Может, не «просто так», а чтобы ребёнок приложил немного своих собственных усилий. В отношении «жадных» дошколят, которые безудержно желают получить все игрушки на земле, поясните, что это нереально, но зато можно время от времени получать хорошие подарки.

ложь-страх-наказания-за-проступок

Несоответствие ожиданиям родителей

Пример: девочка любит рисовать, а мама видит её музыкантом; мальчик желает записаться в радиокружок, а папа видит его талантливым переводчиком. Пока родители отсутствуют дома, они рисуют и конструируют, а потом обманывают, что усердно занимались музыкой или английским. Или ребёнок с вполне средними способностями, которого родители хотят видеть отличником, рассказывает о необъективности учителей, оправдывая свой невысокий уровень успешности.

Решение проблемы: к сожалению, происходит так, что ожидания родителей — тяжкий груз для детей. Часто взрослые хотят, чтобы дети сделали то, что не получилось у них. Подумайте, не противоречат ли ваши ожидания задаткам и интересам ребёнка? Нечестно заставлять его проявлять способности и достигать целей вместо вас (в соответствии с вашими не исполненными детскими мечтами), «за вас в детстве». Например, мама не смогла стать переводчиком, а теперь заставляет сына учить иностранный язык. Эти ожидания могут не соответствуют интересам малыша. Родителям стоит прислушаться к желаниям детей. Не желая расстраивать близкого человека, ребенок начнет врать и изворачиваться, но все равно не добьется успехов в нелюбимом занятии. Лучше дайте своему чаду пойти собственным путем — тогда и обмана в вашей семье станет меньше.

Патологическая ложь

Пример: ребенок постоянно использует ложь в корыстных целях — врет, что сделал домашнее задание, чтобы его отпустили гулять, перекладывает вину на другого, чтобы избежать наказания и т.д.

Решение проблемы: требуется помощь специалиста. Патологическое вранье — достаточно редкое явление в детском возрасте. Если ребенок обманывает постоянно, пытается манипулировать окружающими, то его нужно показать психологу. Он поможет подобрать решение для вашего конкретного случая.

паталогическая-ложь

Как проявляется ложь у детей разных возрастов?

Первую ложь родители могут услышать от своих 3-4 летних детей. К 6 годам ребенок уже отдает отчет своим действиям и понимает, что врет. Однако в целом бывает сложно понять, лжет ли малыш осознанно или действительно верит в то, что придумал.

По мере взросления ребенка изменяются и мотивы, которые толкают его на обман:

4-5 лет. Дети этого возраста отличаются бурным воображением. Они еще верят в сказки, волшебство и нередко путают реальность с вымышленным миром. Часто дошкольники врут неосознанно — они просто выдают желаемое за действительное (таковы особенности их развития). Поэтому то, что говорит ребенок в 4-5 лет, нельзя расценивать как ложь. Нужно относиться к этому как к фантазиям.

7-9 лет. В этом возрасте все поступки и слова человека становятся осознанными. Школьники уже способны проводить границу между своими фантазиями и реальностью. Они начинают обманывать намеренно, изучая возможности лжи, пользуясь ей в своих целях. Если ребенок начинает часто врать, родителям стоит насторожиться. За постоянной ложью могут скрываться серьезные проблемы.

Как объяснить ребенку, что врать — плохо?

Детская ложь — это проблема, которую нужно устранять. Если вы заметили, что ваш ребёнок пытается использовать ложь во благо себе, прежде всего необходимо проанализировать поведение ребенка, откровенно с ним поговорить и постараться понять, в чем причина нечестности. Ведь дети обычно не врут просто так, к этому их всегда подталкивают определенные обстоятельства. Когда вы в них разберетесь, вы сможете найти способ пресечь детское вранье.

Воспользуйтесь следующими советами, чтобы донести до ребенка то, что обманывать других людей — это не есть хорошо:

  1. Чаще разговаривайте со своим чадом, обсуждайте темы добра и зла. В качестве примеров можно приводить ситуации из кино, мультиков, сказок. Ребенок должен понять, что счастье, успех и удача сопутствуют положительным героям, а добро всегда побеждает зло.
  2. Доказывайте недопустимость лжи на личном примере. Если папа, находясь дома, просит маму ответить на звонок и сказать, что его нет, у ребенка формируется лояльное отношение к вранью. Не допускайте таких ситуаций, требуйте от домочадцев честности.
  3. Расскажите ребёнку, что существует «вежливая ложь», которая предполагает тактичное отношение к людям с целью их не обидеть (например, когда не понравился подарок на день рожденья).

детская-ложь-как-отучить-ребенка-врать

Рекомендации психологов по воспитанию честного ребенка

Психологи дают родителям ряд полезных рекомендаций, которые помогают справиться с детской ложью:

  1. Отличайте фантазии от обмана. Помните, что у дошкольников часто бывает размыта граница между выдумкой и реальностью. Если у малыша слишком разыгралось воображение, возможно, ему просто нечем заняться – разнообразьте досуг ребенка.
  2. Не наказывайте за обман. Ваши крики, негодования и скандалы только подскажут ребёнку, что ложь следует скрывать сильнее и как следствие приведут к тому, что ребенок не перестанет врать, а лишь начнет лучше скрывать свою ложь.

Чтобы потребность во лжи отпала, ребенок должен быть уверен, что близкие люди:

  • доверяют ему и друг другу;
  • никогда не унизят его;
  • встанут на его сторону в спорной ситуации;
  • не отругают и не отвергнут;
  • поддержат в любых непростых ситуациях и дадут хороший совет;
  • если накажут, то справедливо.

Лучше научить ребёнка не лгать, чем всё время его наказывать. Хотите, чтобы ребёнок был честным? Сделайте правду культом в вашей семье. Хвалите ребёнка за честность.

Читаем также:

Видео сюжет: ребенок врет. Что делать?

Детская ложь – интервью с детским психологом Александрой Бондаренко

Причины детской лжи, способы ее предотвращения и устранения

Психологами замечено, что первую ложь от ребенка можно услышать в возрасте около 3 лет, а уже более активно врать и придумывать что-либо ребенок может ближе к 5-6 годам, поэтому любые попытки обмана лучше пресекать ещё до достижения пятилетнего возраста. Врет ребенок обычно из-за нескольких причин.

Причины детской лжи

Очевидно то, что дети полностью подчинены взрослым, потому с помощью лжи ребенок просто облегчает себе жизнь: надеется избежать строгих наказаний, добиться разрешения родителей, увильнуть от каких-то неприятных обязанностей, уменьшить давление на себя, а также пытается сделать свою жизнь более насыщенной с помощью выдуманных историй и персонажей.

Ложь является первоочередным способом самозащиты детей

Для того чтобы обезопасить себя и свой внутренний мир от вмешательства взрослых или стать более самостоятельным, ребенок использует ложь. Бывают случаи, когда ребенок скрывает за ложью не только плохие, но также и хорошие поступки, например: принимает участие в школьном конкурсе, записался в спортивную секцию, посещает занятия школьного кружка.

Натолкнувшись на такую ложь, родители огорчаются, ведь они не запрещали, а, наоборот, поощрили бы ребенка за его смелость. Но, к сожалению, дети быстро привыкают к тому, что запреты в их семьях могут звучать чаще, чем разрешения. Тем более, ребенок является слабым и уязвимым, а ложь – это средство защиты и своеобразное оружие слабых.

Наиболее распространенной причиной детского вранья может быть страх родительского наказания или крика

Если ребенок помнит, что за случайно поломанную вещь его поставят в угол, не поведут на прогулку или просто будут ругаться, он сочтет за правильное промолчать или спрятать испорченную вещь от родителей.

В таких случаях родителям необходимо подумать о том, не очень ли часто они наказывают свое чадо, не слишком ли велика степень наказания. Ведь для ребенка запрет телевизора и компьютера, лишение прогулок с друзьями, его любимых игрушек может стать существенным горем, в то время, как для родителей это просто очередной прием для воспитания. Боясь наказания, ребенок вынужден сознательно врать и умалчивать о своих проступках и шалостях.

Причиной детской лжи может служить отсутствие восхищения со стороны родителей

Если родители ожидают слишком многого от ребенка, а он не в силах это выполнить и оправдать ожидания, тогда ему приходится хвастаться придуманными достижениями, будто в детском саду он сделал что-то лучше всех, что его похвалили, воспитательница приводила его в пример другим и т.д. Он будет все придумывать и преувеличивать, лишь бы родители им восхитились, похвалили его.

Если родители или учителя заметили, что ребенок слишком много фантазирует, врет неправдоподобно, это значит, что он считает свою жизнь скучной и не удовлетворен ею. Тогда единственной возможностью ее как-то приукрасить будет придумывание интересного рассказа о вымышленном друге или о каких-то неестественных подвигах, чтобы стать популярным среди сверстников и одноклассников.

Иногда ложь говорит о таких проблемах, которые дети могут испытывать, но о которых они не умеют рассказать или не понимают их. Дети не способны объяснить, что они не верят в себя, страдают от скуки и одиночества или напряженного отношения в семье, поэтому они и прячут свои переживания за ложью.

Причиной лжи может быть ее провокация у детей

Если сами родители в присутствии детей лукавят, недоговаривают кому-то что-либо, обманывают начальника плохим самочувствием, не одалживают соседке денег, говоря, что их нет, то дети попадают в заблуждение. И если при таком поведении родители требуют от ребенка говорить только правду, у него возникает не только внутреннее недоумение, а еще и недоверие к взрослым.

Спровоцировать детскую ложь может не только вранье родителей или их агрессия, но и бездействие или эгоизм. Если не обращать внимание на ложь ребенка, думая, что это пройдет, то такое его поведение может и вовсе стать привычным. Каждый ребенок воспринимает игру или какое-то другое занятие очень серьезно, ведь это для него особый способ познания окружающего его мира.

А уж если ребенок попросит разрешения принести в дом что-нибудь с улицы (палочку, желудь, камешек), то могут отказать в этом, посмеявшись над идеей ребенка и считая все это ненужным мусором. Тогда ребенок начнет защищаться и приносить домой свои находки втайне, тем самым обманывая родителей.

Как бороться с детским враньем?

Как бороться с детским враньем?
Как же бороться с детским враньем? Как не допустить того, чтобы Ваш ребенок обманывал Вас и окружающих?

Измените стиль общения с ребенком

Выяснили, что ложь является результатом неуверенности в собственных силах и возможностях. Поэтому, в первую очередь, необходимо изменить стиль общения с Вашим ребенком, разговаривать с ним как лучший друг, а не как родитель. Прививайте ребенку уверенность в своих силах, воспитывайте его интеллектуально и физически развитым и крепким. Тогда ложь для него станет просто бессмысленной.

Объясняйте, что не собираетесь ругать ребенка, что он может доверять Вам

Если Вы замечаете, что малыш частенько слышит отказы с Вашей стороны, боится что-то спросить, и поэтому начинает врать и придумывать, то обязательно объясняйте ему, что не собираетесь его ругать, что он может доверять Вам и не бояться что-либо спрашивать и просить. Тогда для него уже не будет никакого смысла врать. Например, скажите ребенку следующее: «Малыш, не надо бояться сказать мне правду, что ты сделал что-то, что может мне не понравиться. Я постараюсь не сердиться и буду рада тому, что ты говоришь мне правду».

И обязательно выполните свое обещание. Ведь если ребенок все-таки найдет смелость признаться в чем-то, а Вы на него накричите, то он перестанет Вам доверять, и это особенно спровоцирует его говорить неправду.

Почаще разговаривайте с ребенком, делитесь с ним своими радостями и неудачами

Почаще разговаривайте с ребенком, рассказывайте ему о себе, о своих достижениях, радостях и неудачах. Даже если Вы думаете, что Ваше чадо Вас не понимает, даже если ему два-три годика. Да, он действительно не сможет осознать суть сказанного, не поймет, почему так получилось. Но это позволит Вам обрести доверительные и честные отношения друг с другом. Ребенок привыкнет к таким разговорам по душам и немножко позже поймет то, что Вам можно доверять, раз уж и Вы делитесь с ним чем-то.

Постарайтесь найти причину, возможно Вашему ребенку чего-то не хватает

Если Вы обратили свое внимание на то, что Ваше чадо много фантазирует и хвастается, расспросите его о придуманных подвигах, его вымышленных друзьях и героях, но ни в коем случае не показывайте при этом отрицательную реакцию.

Подумайте над рассказом, оцените откуда могли возникнуть такие фантазии, почему так произошло, возможно Вашему ребенку чего-то не хватает, он чем-то не удовлетворен, ведь что-то вынуждает его придумывать другую реальность и фантазировать.

Когда Вы найдете причину, то сможете понять, что необходимо делать и какие меры предпринимать. Например, вместо того, чтобы кричать или ругаться, лучше спросите у ребенка, как ему бы хотелось провести его выходной день или свободное время.

Подавайте хороший пример

Помните, что дети в основном берут примеры со своих родителей, потому главным в борьбе с детским враньем является честное поведение и отношение родителей к ребенку.

Но ребенка также необходимо подготовить к тому, что, к сожалению, он может встретить неискренних и нечестных людей вне Вашей семьи, что впервые воспримется очень болезненно. Обсудите с ребенком возможные причины неискренности окружающих и научите его остерегаться таких людей.

Другие советы

Обязательно необходимо рассказать ребенку о том, как даже небольшая ложь может слишком испортить его жизнь. Можно при этом привести примеры, истории, сказки, которые доказывают правильность сказанных Вами слов.

Постарайтесь не выуживать из ребенка все его детские секреты, уважайте его тайны. Ведь Вы также многое не рассказываете своему малышу в силу его возраста. Тогда Вы сможете стать хорошим понимающим другом для своего малыша.

Еще одним способом отучить ребенка врать является беседа с ним. После его рассказа, в котором Вы заметили ложь, можете переспросить ребенка, действительно ли все было так, как он говорит, попросите его рассказать еще раз.

Другой воспитательный прием состоит в том, что родитель должен найти силы и спокойно дать понять ребенку, что он знает о произошедшем правду. Вместо вопросов и выяснений о том, кто сделал шалость, можно обычным уверенным тоном сказать малышу, что Вы знаете об этом, возможно утешить его и успокоить. Тогда ребенок поймет, что говорить и слышать правду совершенно безопасно, и он сможет легко это делать через определенное время.

Заключение

Улыбающийся мальчик
После всего вышесказанного помните, что торопить события не стоит. Может ребенок ждет удачного момента, чтобы поведать Вам свое правдивое признание. Сначала все-таки лучше построить доверительные отношения в Вашей семье, расположить ребенка к откровению и помочь ему.

И знайте, что ничто так не ранит детей, как несправедливость. Поэтому, сколь бы очевидной не казалась вина ребенка, помните, что всегда может быть вероятность его несправедливого обвинения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *