Подготовка к 1 классу: занимательные задания и примеры в картинках с ответами и решением – Что должен знать и уметь будущий первоклассник?

Родителям «Подготовка к 1 классу»

Школа будущего первоклассника

Модифицированная рабочая программа предшкольной подготовки будущих первоклассников подготовлена в соответствии с программой подготовки дошкольника к школьному обучению «Предшкольная пора» (модифицированная) под ред. Н.Ф.Виноградовой и предназначена для формирования у детей предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школьному обучению по ФГОС.

Цель: обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.

Как видите, здесь не ставится целью научить ребенка читать, писать, прибавлять, отнимать и т.д. Наша задача обеспечить ребенку тот минимум умений и навыков, которые нужны в школе, чтобы научиться этому в 1 классе.

Почему все дети пришли в 1 класс вместе, все одинаково слушают, но постепенно так начинают отличаться по своим успехам или неуспехам?

Но потому и говорят о готовности ребенка к школе, предполагая, что для обучения у ребенка уже должна быть сформирована произвольность, когда ребенок может длительное время сидеть за партой, заниматься нужным делом, а не только тем, чем хочется. Ребенок должен уметь слушать и слышать, должны быть развиты внимание, память, пространственные отношения, т.е. ребенок должен обладать тем минимумом, который обеспечит его успешное обучение в школе.

Мы, учителя, приняв детей в 1 класс сразу же сталкиваемся с тем, что ребенок не умеет слушать и слышать учителя, не может длительное время трудиться, не умеет держать правильно ручку, не знает, как устроена тетрадь, и как и где в ней пишут, не хочет повторить по образцу – «А я привык так …», некоторые не подчиняются общим правилам и мешают остальным, а есть и те, которые первое время плачут и просятся домой к маме.

Это мешает учиться самому ребенку и задерживает обучение всего класса. Конечно, учитель будет терпеливо объяснять снова и снова, добиваться результатов.

Но как было бы хорошо, если бы к началу обучения у детей были бы уже сформированы эти необходимые качества. Поэтому целью «Школы будущего первоклассника» является также выравнивание стартовых позиций обучающихся.

Иногда родители не понимают, почему у их ребенка уже с первых дней не все получается так, как надо. Приведу пример, как происходит обучение на первых уроках.

Учитель:

— Тетрадь положите наклонно, вот так.

— Ручку держим тремя пальцами, «щепоткой».

— Отступите сверху одну клетку и на следующей строке поставьте точку. Пишем от начала строки. Начинаем чуть выше центра клетки, ведем линию к верхнему правому углу клетки, закругляем и ведем линию к нижней середине, поднимаемся назад по линии вверх, вниз, вверх. Получилась двойка.

У всех ли детей она получится такой же, как показал учитель? Нет. Один не нашел, откуда начинать, другой ручку привык держать неправильно, третий вообще написал мимо клеток. Почему?

hello_html_5cdca85c.png

Один ребенок не привык слушать взрослого и следовать его инструкции. Другой не умеет ориентироваться в тетради: где руку поставил, там и пишет. Третий не знает, где лево, а где право, т.е. не усвоил пространственные отношения. Четвертому не до учителя, он скучает по дому. А пятый все сделал правильно, он умеет слушать, понимает где лево, а где право, уже знает, как устроена тетрадь, и даже если привык держать ручку неправильно ( раньше не придавали этому взрослые значения), то постарается взять ее именно так, как сказал учитель. Так какой же ребенок и в дальнейшем будет хорошо учиться? Конечно последний, даже если он до школы не умел читать, прибавлять и отнимать.

Вот этому и будет учиться ребенок в «Школе будущего первоклассника» в первую очередь.

Часто в первом классе дети затрудняются охарактеризовать какой –то предмет. На вопрос: какой? Отвечают одним словом – хороший, других слов в активном словаре у ребенка нет. Пример занятия:

hello_html_m7a7021d1.png

К зиме у котенка Рыжика и щенка Тима выросла новая, теплая шерстка. Теперь не страшны им мороз и холодный ветер.

— Зачем котенку и щенку новая шерстка?

— Какая шерстка у котенка и щенка?

(Мягкая пушистая, теплая длинная, короткая рыженькая)

— Какая зимняя одежда есть у тебя?

(Шуба, пальто, комбинезон, дубленка, сапоги, ботинки, валенки, брюки, шерстяные штаны, варежки, шарф, шапка)

— Повтори чистоговорку: Ди-ди-ди – осенью дожди. Да-да-да – зимою холода.

— Игра «Какая сегодня погода?»

(Предлагаем детям подобрать точное слово для погоды: «Сегодня на улице холодно (тепло, прохладно, жарко, дождливо, солнечно, морозно, ветрено) ?»

Затем дети штрихуют картинку с изображением котенка и щенка.

hello_html_m3a588dc3.png

Научимся инсценировать сказки, рассказывать их.

hello_html_m54f0a741.png

Вот еще несколько примеров для занятия с ребенком:

hello_html_270afbb7.jpg

hello_html_m16183289.png

hello_html_2fb5c3f3.jpg

hello_html_m462c8e32.png

hello_html_m32fe39e2.png

hello_html_m117adfbf.png

hello_html_m6527a987.png

hello_html_3ffdf825.png

Приведенные для примера задания показывают, что ненавязчиво, во время игры, занимаясь любимым делом, дети получат возможность научиться:

  • принимать и выполнять правила школьного распорядка;

  • организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

  • слушать и понимать речь других;

  • распознавать звуки в словах;

  • различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;

  • составлять элементарный рассказ по серии картинок;

  • различать геометрические фигуры по форме, цвету и размеру;

  • считать от 0 до 10 и обратно; сравнивать числа, складывать и вычитать;

  • ориентироваться в пространстве;

  • ориентироваться в тетради;

  • правильно держать ручку; подготовиться к письму;

  • различать понятия: страна, город, улица, члены семьи, времена года, месяцы, дни недели, профессии;

  • узнать основные виды деревьев, цветов, различать домашних и диких животных;

  • производить анализ объекта — сравнение и сопоставление, выделение общего и различного, осуществление классификации, установление аналогии.

Ожидаемый результат

: Знают буквы. Умеют читать слова. Могут написать слова печатными буквами. Складывают и вычитают в пределах 10. Решают простые задачи. Знакомы с правилами работы в тетради в клеточку и линейку. Составляют небольшие тексты. Ориентируются в школьных правилах. Умеют общаться со сверстниками.

Но помните: быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

hello_html_5d270fc.png

«Школа будущего первоклассника» будет работать по субботам с 10 часов

Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 занятия в день. Длительность занятий — по 25 минут. Перерыв между занятиями — 10 минут.

  1. «Учимся родному языку»

  2. «Математика и конструирование»

Подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; ведущая деятельность – игра.

Ребенка считают неготовым к школе, если он:

• настроен исключительно на игру;

• недостаточно самостоятелен;

• чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;

• не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;

• мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;

• имеет серьезные нарушения речевого развития;

• не умеет общаться со сверстниками;

• не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязен.

При любом уровне готовности ваш ребенок будет принят в первый класс. Но еще есть время позаботиться о том, чтобы у Вашего ребенка все было в порядке.

Приглашаем Вас в «Школу будущего первоклассника».

hello_html_me3b0d5a.png

Материал (1 класс) на тему: Занятия по подготовке к 1 классу

Занятие № 1

Подготовка к обучению грамоте

Тема: Знакомство с учащимися.

План занятия.

1) Знакомство со сказочными героями.

— К нам на занятия пришли сказочные герои. Узнали вы их?

        Незнайка, Буратино, Букварь, гном Загадайка.

— Буратино ничего не знает и не умеет, поэтому он будет учиться вместе с нами, а Букварь будет готовить на каждый урок для нас интересные задания.

— С героями вы познакомились, а теперь настала пора и нам познакомиться.

Меня зовут …

2) Беседа о школе.

— Что такое класс?

— Что такое урок?

-Что такое каникулы?

— В классе учатся дети одного возраста или разного?

— Как можно узнать, что пора идти в класс?

— Что такое перемена и для чего она нужна?

— Что такое отметка?

— Какие отметки хорошие, а какие плохие?

— Что такое дневник и для чего он нужен?

— Как в школе называется стол, за которым сидят дети?

— На чём пишет учитель, когда объясняет правило или задание?

— Как нужно обращаться к учительнице?

— Что нужно сделать, если необходимо спросить что-то у учительницы или когда хочешь ответить на заданный вопрос?

— Что нужно сказать, если необходимо выйти в туалет?

Физкультминутка.

-Посмотрите на … . Что у него в руке?

Ничего.

— Приготовился ли он к школьным занятиям?

        Нет.

— А что должен иметь школьник?

— А как называются эти предметы назовите одним словом?

        Школьные принадлежности.

— Букварь приготовил для вас загадки. Отгадаем их, узнаем, что надо иметь для школы.

Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?..        (Карандаш)

Отгадай, что за вещица, —                                
Острый клювик, а не птица,                                
Этим клювиком она
Сеет-сеет семена
Не на поле, не на грядке –

На листах твоей тетрадки.        (Ручка)

Хоть я и не прачка, друзья,
Стираю старательно я.        (Резинка)

В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души.        (Пенал)

Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым.        (Кисточка и краски)

До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог.        (Ранец)

Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями
В строчках
На листочках,
Где станции на точках.        (Книга)

Листы у неё белые-белые,
Они не падают с веток.
На них я ошибки делаю
Среди полосок и клеток.        (Тетрадь)

Я люблю прямоту, Я сама прямая.
 Сделать новую черту
 Вам я помогаю.
 Что-нибудь без меня
 Начертить сумей-ка.
 Угадайте-ка, друзья,. Кто же я?        ( Линейка)

— Зачем человеку школа?

— Поднимите руку, кто хочет учиться?

— Почему?

3) Итог.

— О чём говорили на первом занятии?

Математика

Тема: Одинаковые? Разные?

План занятия.

1) Счёт предметов с опорой на наглядность.

— Добавь в ряд столько предметов, сколько не хватает до количества, указанного цифрами?

5

8

6

9

— Поставь в нижний ряд предметы так, чтобы их стало

— на 1 больше, чем в верхнем

— на 1 меньше, чем в верхнем

— поровну

2) Задание гнома Загадайка.

— Посчитай сказочных героев

— Сколько всего сказочных героев?

— А почему не уменьшилось их количество, ведь мы считали с разных мест?

Физкультминутка.

3) Работа в тетради.

— Откройте тетради, возьмите карандаш, слушайте задание

через один

вагончики

яблочки

4) Итог.

 — Что делали на занятии?

Творчество

Тема: Рисуем настроение

План занятия.

1) Чтение рассказа и беседа по прочитанному.

Первое сентября.

        Наступил новый учебный год. Ученики идут в родную школу. У ребят радостные лица. Каждый несёт подарок. Вася держит букет осенних цветов. Он сам посадил их весной.

        Сергей Гурин кладёт на парту коллекцию листьев. Таня Смирнова привезла с моря чудесную раковину. Игорь Козлов несёт в баночке золотых рыбок. Учитель Илья Семёнович похвалил ребят.

— О каком времени года идёт речь в рассказе?

— Какое настроение у ребят?

— Что несут ребята в школу?

— Как учитель отнёсся к подаркам детей?

Физкультминутка.

2) Рисование в альбомах цветными карандашами.

— О чём мы вели разговор сегодня на занятии?

— Какое у вас настроение?

— Поднимите руку, кому хочется в школу поскорей?

— Кому не хочется расставаться с д/с?

— Нарисуйте своё настроение.

— Что вы сейчас чувствуете? О чём думаете?

— Это может быть школа или ваша группа в д/с, а может быть вы скучаете по маме или по лету?

— Возьмите в руки цветные карандаши и рисуйте

3) Анализ рисунков.

— Не успели, дорисуете дома.

4) Итог.

Занятие № 2

Математика

Тема: Счёт предметов

План занятия

1) Счёт предметов (порядковый номер)

— Считаем сказочных героев. Кто стоит первый, последний, пятый, восьмой?

2) Незнайка перепутал ряд чисел

— Я попросила Незнайку помочь мне и посмотрите, что он сделал. Верно ли? Давайте исправим.

3) Гном Загадайка принёс свои задания

— Найди соседа.

        На поляне на лесной,

        Среди цветов и гномиков,

        Ты скорее поиграй

        Соседа цифры отгадай!

4) Решение простых задач

5) Уравнивание чисел

Физминутка

6) Работа в тетради

7) Итог

Подготовка к обучению грамоте

Тема: Текст. Деление на предложения.

План занятия

1) Составление текста

        Картинки в определённой последовательности

— Составьте к каждой картинке предложение

— Сколько предложений?

— Как можно назвать одним словом?

— Кто может , глядя на картинки, повторить предложения?

— А теперь попробуем каждое предложение разделить на слова.

Физминутка

2) Дикие и домашние животные

— А у нас сегодня новые гости. Из лесной школы к нам на урок пришла Белочка-умница и принесла нам интересное задание.

— Посмотрите на рисунки. Назовите животных. В какую группу их можно объединить?

        Домашние и дикие

— А чем они отличаются друг от друга?

— Какую пользу приносят домашние животные?

3) – Выберите из каждого задания по 1 животному и раскрасьте его.

4) Итог

Творчество

Тема: Графический диктант. Азбука вежливости.

План занятия

1) Графический диктант

— 3 клетки вниз, вверх 1 клетка, вправо 1 клетка, …

2) Азбука вежливости (сказка «Репка»)

        Чтение и анализ

3) Развивающие упражнения

        Работа выполняется самостоятельно с индивидуальными пояснениями и заданиями для всех

— Найди лишнюю картинку

— Раскрась в соответствии с цифрами

— Дорисуй волны по пунктиру

4) Итог

Пирамида

Жёлтый

Синий

Красный

Зелёный

Белый

Занятие № 3

Математика

Тема: Порядковые отношения

План занятия

1) Счёт предметов

— Гном Загадайка привёл из леса своих друзей. Узнали их?

— Сколько гостей пришло на урок?

— Кто стоит первый, десятый, третий, восьмой, перед, после, между?

— Закройте глаза. Что изменилось?

Физминутка

2) Уравнивание предметов

— Сколько яблок? Груш?

— Что можно о них сказать?

— Как сделать так, чтобы их стало поровну?

Лук и клубника        -//-

3) Решение задач

— Сколько ушей у трёх мышей?  (6)

— Сколько лап у двух медвежат?        (8)

— У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?        (1)
        

— Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!        (6)

Яблоки с ветки на землю упали.
Плакали, плакали, слезы роняли
Таня в лукошко их собрала.
В подарок друзьям своим принесла
Два Сережке, три Антошке,
Катерине и Марине,
Оле, Свете и Оксане,
Самое большое — маме.
Говори давай скорей,
Сколько Таниных друзей?        (7)

С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Две кричат во след за ней:
«Не забудь своих друзей!»
Сколько ярких звезд пропало,
С неба звездного упало?        (3)

4) Работа в тетради

5) Итог

Подготовка к обучению грамоте

Тема: Составление по картинкам времена года

План занятий

1) Загадки о временах года

— Гном Загадайка приготовил вам загадки

Укрыла землю одеялом,
Сковала реки крепким льдом
И окна нам разрисовала
Искристым белым  серебром.
(Зима)

Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня …
(Весна)

Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке…
Как зовется время это?
Угадать нетрудно …
(Лето)

У избы помоет крышу,
Отведет в берлогу Мишу,
Труд крестьянский завершит,
А потом листвой шуршит.
Мы ее тихонько спросим:
«Кто ты?» И услышим  …
(Осень)

— Как можно объединить эти слова?

— Давайте вспомним о каждом из них, назовём признаки

— Назовите зимние месяцы, весенние, летние, осенние

Физминутка

2) Запись предложений

 — Посмотрите на доску. У нас получился целый ряд из времён года. Давайте составим к каждой картинке предложения.

— Чертим схемы в тетради.

3) Игра «Полслова за вами»

— Отгадайте, что я хочу сказать

ВЕ…

ЛЕ…

4) Итог

Творчество

Тема: Рисуем время года

План занятия

1) Рисование

— Сегодня на первом занятии мы вели разговор о временах года. Назовите их названия.

— Назовите своё любимое время года. Почему?

— Сегодня мы их будем рисовать.

2)Тест

        -Нарисуй следующую картинку

        — Зачеркни все круги

        — Проведи линии по пунктирам

3) Итог

Занятие № 4

Математика

Тема: Уравнивание групп предметов. Решение простых задач.

План занятия

1) Соседи числа

На поляне на лесной

Среди цветов и гномиков

Живут цифры в домиках.

Ты скорее поиграй,

Соседа цифры отгадай!

2) Порядковые отношения

— Первый, последний, за, перед, между, после

3) Решение простых задач на нахождение суммы

4) Уравнивание предметов

        В тетради

Физминутка

5) Работа в тетради

6) Итог

Подготовка к обучению грамоте

Тема: Выделение слов из предложения. Слоги.

План занятия

1) Выделение слов из предложения

— Посмотрите на картинку Какое время года?

— Какие ещё знаете?

— Составим по картинке предложение.

— О ком говорится в предложении?

— Каких птиц знаете?

Физкультминутка

2) Деление слов на слоги

хлопок – слог

3)

— Назовите птиц

— Чем питаются?

— Где живут?

— Какие из этих птиц улетают?

— Какие остаются?

4) Игра «Скажи наоборот»

— Я называю слово, а вы противоположное.

Задание каждому.

5) Итог

Творчество

Тема: Графический диктант. Логические упражнения.

План занятия

1) Графический диктант

2) Расскажи сказку

3) Сам. работа

1. Зачеркни лишнее

2. Раскрась стрелки

3. Заштрихуй машинки

4) Итог

Занятие № 5

Математика

Тема: Счёт. Порядковые отношения

План занятия

1) Решение задач

2) Счёт предметов. Уравнивание

3)Диктант

-Нарисуйте столько кружочков, сколько яблок на доске

-Нарисуйте треугольников на 1 меньше, чем кружочков

— Нарисуйте квадратов на 1 больше, чем треугольников

15 клеток

1 — красным

4 – зелёным

Между 5 и 7 – синим

Слева от зелёного – жёлтым

Справа от синего – жёлтым

5 – красным

Между красным и жёлтым – синим

4) Работа в тетради

5) Итог

Подготовка к обучению грамоте

Тема: Ударный слог

План занятия

1) Работа по картинке

— Составьте предложения

— Назовите последнее слово в предложении

— Какие игрушки вы знаете?

— Делим слова на слоги

— Ставим знак ударения

2) Собираем картинку

— Составляем предложение (каждый)

3) Игра «Скажи наоборот»

аккуратный                 беда                        беднеть                        больше

большой                        боязливый                брать                                будущий

вбежать                        ввернуть                вежливый                        великан

верх                                вечер                        включать                        влево

вместе                        внешний                внутри                        военный

восход                        вперёд                враг                                встреча

глупец                        говорить                голодный                        грязный        

густой

4) Итог

Творчество

Тема: Обводим шаблоны

План занятия

1) Графический диктант

2) Тест «Готовность к школе»

3) Нарисуй по образцу

4) Выполни штриховку

5) Итог

Занятие № 6

Математика

Тема: Счёт предметов. Уравнивание. 

План занятия

1)Решение задач

— Гном Загадайка принёс вам задачки:

Весёлый ёж – колючий бок

        Шагал домой и нёс грибок.

        Ёж шёл и песню напевал

        И вдруг под ёлкой увидал

        Ещё 1 румяный гриб – красавец

        К шляпке лист прилип

        Ёж гриб сорвал, домой несёт

        И громко песенку поёт.

        Просты у песенки слова:

        «Несу домой грибов я …»        1+1

Мишка по лесу идёт

И 2 ягодки несёт,

А там, где старая сосна,

Видит он ещё одна!

Ну, девчонки и мальчишки,

Сколько ягодок у мишки?        2+1

        

6 весёлых поросят

У корытца в ряд стоят!

Тут 1 улёгся спать –

Поросят осталось …        6-1

Возле норки 7 ежат

Днём на солнышке лежат.

2 убежали спать

И осталось ровно                7-2

2) Счёт предметов

Сказочные герои

Ряд чисел

Физминутка

3) Диктант

— Нарисовать столько ∆, сколько окон у нас в классе. (клетку не пропускаем)

— Пропусти вправо клетку и нарисуй ○ на 1 больше.

— Пропусти вправо клетку и нарисуй столько □, сколько раз я хлопну в ладоши.

— Пропусти вправо клетку и нарисуй ∆ на 1 меньше, чем □.

— Пропусти вправо клетку и нарисуй ○ на 2 меньше, чем ∆.

∆∆ ○○○ □□□□ ∆∆∆ ○

4) Работа в тетради

— Раскрась светофор в разных позициях.

5) Итог

Подготовка к обучению грамоте

Тема: Ударный слог. Повторение.

План занятия

1) Работа с предложением и словом

— Кто может прочитать?

На доске: Открыт овощной магазин. Там продают овощи и фрукты.

-Незнайка составил к ним схемы. Давайте проверим.

— Исправим ошибки.

— Что продают в магазине?

— Какие овощи вы знаете?

— Какие фрукты вы знаете?

Картинки, запись слов.

Физкультминутка

2) Логические упражнения

— Незнайка сочиняет

Если зимой потеряешь дорогу,

        Если затем набредёшь на берлогу.

        Того, кто там спит,

        Ты, дружочек, не трожь!

        Ведь тот, кто там спит,

Называется ёж!

        По улицам бродил

        Двугорбый крокодил!

У белки – бельчонок, у мыши – мышонок, у кукушки – кукушонок, у кошки – котёнок. Давайте продолжим игру. Но будьте внимательны!

У вороны — …, у галки — …, у козы — …, у лошади — …, у свиньи — …, у собаки — …, у овцы — …, у лягушки — …, у курицы — …, у коровы — …, у зайчихи — …, у щуки — …, у тюленя — ….

3) Итог


Творчество

Тема: Графический диктант

План занятия

1) Графический диктант

2) Обведение шаблонов 2Сложная штриховка»

3) Скороговорка

На пальчике у Олечки

Колечко от Колечки.

То колечко Олечке

Не нравится нисколечко.

Ромашка

Что же это за цветок?

Серединка – как желток1

Лепестки – белее нет!

Собрала я их в букет,

А потом сказал мне Сашка:

«Это попросту ромашка!

Если хочешь погадать,

Любит или нет, узнать,

Лепесточек оторви –

Раз, два, раз, два, раз, два, три!»

Занятие № 7

Математика

Тема: Больше, меньше, выше, ниже

План занятия

1) Работа в тетради

2) Больше, меньше, столько же

-Сравните предметы

-Не считая можно сказать, чего больше?

— А чего меньше?

— Как уравнять7

— Сколько героев взяли себе по игрушке?

— Примеры решите, проговаривая

1+1=                2+1=                5+1=

3-1=                4-1=                8-1=

-Решите задачи

3) Итог

Подготовка к обучению грамоте

Тема: Предложение, слово, слог, ударение

План занятия

1) Составляем рассказы по картинкам

2) Делим слова на слоги

— В альбоме рисуем

3) Составляем предложение по картинке

        Схема

4) Игра «Подбери слово»

— Я называю действие, а вы подбираете слова, которые подходят к этому действию

Прыгает – заяц, лягушка, мальчик, спортсмен

Плавает –        Шипит –        Поливает —

Говорит —         Читает –        Стучит –

Смотрит –        Растёт –        Ползает –

Бегает –        Кусает –        Печёт –

Светит –        Горит –        Идёт –

5) Итог

Творчество

Тема: Штриховка

1) Выполнение сложной штриховки

2) Рассказывание стихотворения

3) Учим скороговорку

4) Насекомые

— Назовите, раскрасьте

5) Итог

Занятие № 8

Математика

Тема: Счёт предметов

План занятия:

1) Числа, предметы

— Сколько предметов не хватает до количества, указанного цифрами

        5 –

2) Подбери к примеру рисунок

— У каждого из вас листок с примерами и картинками. Решать их не надо, а надо к каждому примеру подобрать соответствующий рисунок.

3) Работа в тетради

4) Итог

Подготовка к обучению грамоте

Тема: Предложение, слог, ударение, закрепление.

План занятия

1) Составь предложение

— У вас на парте картинка. Составьте по этой картинке предложение.

Опросить каждого

2) Кроссворд «Игрушки»

1. Не утонет в речке …?        мяч

2. За мальчиком с корабликом скачут …?              Лягушки        

3. Игрушка, верхом на которой можно поехать в гос-

ти?         Лошадка

4. В грузовике не привык кататься …?        Кот

5. Под дождём до ниточки промок …?        Зайка

3) Делим слова на слоги

4) Итог

Творчество

Тема: Графический диктант. Рисование.

План занятия

1) Графический диктант

2) Рисование

— Обведи и раскрась картинки (попугай, цветок, бабочка)

3) Итог

Занятие № 9

Математика

Тема: Счёт предметов. Геометрические фигуры

План занятия

1) Считаем устно

        Сколько бубликов в мешок

        Положил ты, петушок?

        2, но дедушке дадим

        И останется …         (        1 )

        На крыльце сидит щенок,

        Греет свой пушистый бок.

        Прибежал ещё 1

        И уселся рядом с ним.

        Кто ответит из ребят,

        Сколько стало всех щенят?        ( 2 )

        Утка морковку в корзине несла.

        Этой покупкой довольна была.

        Если морковку ещё ей купить,

        Сколько их будет –

        Ты сможешь сложить?        ( 2 )

2) Геометрические фигуры

— Я показываю предмет, а вы ищите и рисуете фигуру, которая похожа на предмет.

3)

— Расставьте знаки в домино.

4) Работа в тетради

5) Итог

Подготовка к обучению грамоте

Тема: Закрепление изученного. Развитие речи

1) Развитие речи

— Составь предложение из слов

На доске:         самолёт         небо         по         летать

                       лиса         бежать         заяц         по

                       девочка         вырезать         бумага         из         цветок

— Закончи предложение

Повар взял кастрюлю, поставил её на плиту и …

Однажды, когда кот спал, к нему подкрались мыши и …

Когда дети смастерили скворечник …

Дети надели тёплую одежду …

Утром показались яркие лучи солнца …

Дети нашли под ёлкой ёжика …

2)

— Делим слова на слоги

3) Игра «Кто, что»

— Услышите слово, отвечающее на вопрос кто – хлопок в ладоши, что – по парте

        Заяц, слон, автобус, арбуз, кот, солнце, кит, телевизор, девочка, собака, удочка, часы.

4) Итог

Творчество

Тема: Развитие и логические упражнения

План занятия

1) Оригами «Лодочка»

2) Определение кругозора у уч-ся

— Задаю вопросы по темам:

        1. Время

        2. Мир и человек

        3. Природа

        4. География

3) Стихи

4) Итог

               Занятие № 10

Математика

Тема: Повторение

План занятия

1) Повторение изученного

Счёт

Сравнение, уравнивание

Решение задач

2) Работа в тетради

3) Итог

Подготовка к обучению грамоте

Тема: Текст. Предложение. Слово. Слог. Закрепление

План занятия

1) Назови предмет по описанию

жёлтый                высокая                весёлая                маленький                бумажный

кислый                колючая                проворная                лесной                лёгкий

овальный                зелёная                рыжая                колючий                самодельный

лимон                ёлка                        белка                        ёж                        кораблик

круглое                белое                        продолговатое                маленькая

жёлтое                воздушное                холодное                        хрупкая

яркое                        лёгкое                шоколадное                фарфоровая

солнце                облако                мороженое                        чашка

2) Штриховка, графический диктант

3) Итог

Творчество

Тема: Любимое занятие, любимая игрушка

План занятия

1) Рисование на свободную тему




Консультация (1 класс): Что должен знать и уметь ребенок к началу обучения в школе

Что должен уметь ребенок при поступлении в школу? 

Множество мнений учителей, психологов, тестов. Ваш ребенок может пройти одни тесты и не пройти другие. Как оценить готовность ребенка к школе? Эксперты считают, что  самым важным показателем  является психоэмоциональная зрелость ребенка.

Психоэмоциональная зрелость ребенка при поступлении в школу определяется следующим образом.

Ребенок должен ответить на следующие вопросы:

Назови свои фамилию, имя, отчество.

Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.

Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?

У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?

Сейчас утро или вечер (день или утро)?

Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?

Что бывает раньше – обед или ужин?

Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

Кем работает твой папа, твоя мама?

Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента ( платье, карандаш)

Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

Когда можно кататься на санках – зимой или летом?

Почему снег бывает зимой, а не летом?

Что делает почтальон, врач, учитель?

Зачем в школе нужна парта, звонок?

Ты хочешь пойти в школу?

Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

Каких животных ты знаешь? Назови 3 домашних животных и 3 диких? Чем они отличаются?

Каких птиц ты знаешь?

Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?

Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.

Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Также необходимо:

уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа;

выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»;

знать понятия «больше-меньше-поровну»;

знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур;

уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;

решать простые арифметические задачки;

уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части

Важно, чтобы ребенок:

отличал буквы от звуков, гласные от согласных;

мог найти нужную букву в начале, середине и конце слова;

подбирал слова на заданную букву;

делил слово на слоги;

читал предложения из 4-5 слов и понимал прочитанное.

Для успешного начала учебы в школе требуется:

правильно держать ручку и карандаш в руке;

проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;

обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;

уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;

копировать с образца геометрические фигуры;

уметь продолжить штриховку рисунка;

уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.

К поступлению в школу ребенок должен иметь навыки самообслуживания – причесаться, самостоятельно одеться-раздеться, оправиться, подготовиться к уроку, уметь попросить помощи взрослого в случае необходимости. Кроме того, обязательными являются знания личного характера – имя, фамилия, возраст, домашний адрес (город, улица, дом, квартира), имя и профессия папы, мамы. Ребенок должен иметь понятия о временах года, времени суток (день, вечер, утро, ночь), днях недели, домашних и диких животных. Кроме всего прочего ребенок должен понимать, зачем нужно ходить в школу, зачем нужно учиться.

Особое внимание следует уделить развитию памяти, внимания и логического мышления ребенка. Например, из названных 10 слов, он должен повторить через некоторое время как можно больше (от 6 до 10), можно в другой последовательности или суметь повторить по клеточкам рисунок, обобщить предметы по их признакам, собрать пазлы, рассказать стихотворение наизусть.

Сегодня существует огромный ассортимент литературы для родителей дошкольников – прописи, тетради, учебники. Однако, не стоит торопить события и учить ребенка всему и сразу. Во-первых, не учите ребенка чи писать самостоятельно. Конечно, такие умения приветствуются школьными преподавателями, однако, научив ребенка  писать неправильно, вам и его будущим преподавателям будет очень трудно его переучить. И в то время, когда его менее умеющие одноклассники будут шагать вперед, ваш ребенок будет стоять на месте в своем развитии. Уделите внимание развитию памяти, моторики, внимания.

Вот несколько примеров для занятий:

  1. Учите стихотворения наизусть и просите повторить их через некоторое время (неделю, месяц).
  2. Во время прогулки обратите внимание ребенка на количество машин во дворе или голубей возле скамейки. А через несколько часов спросите, сколько их было. Это позволяет развивать память и внимание.
  3. Назовите ребенку несколько слов и через 10-15 минут попросите их повторить. Начинать можно с 5-6 слов, постепенно увеличивая их количество.
  4. Покажите ребенку несколько картинок или предметов, затем попросите его отвернуться и уберите какой-нибудь из них или замените. Ребенок должен назвать недостающий предмет.
  5. Разложите на столе несколько одинаковых по значению предметов или картинок одного рода (овощи, фрукты, животные и т.д.) и добавьте к ним один (одну), не относящуюся к ним. Ребенок должен назвать лишний предмет (картинку) и сказать, почему он так считает.
  6. Займите ребенка творчеством – вырезать из бумаги и картона, лепить из пластилина, собирать пазлы, бусы из бисера или крупных бусин – это хорошо развивает мелкую моторику ребенка.

Чем бы вы не занимались с ребенком, не забывайте, что он всего лишь ребенок, не стоит требовать от него высоких показателей, точного исполнения заданий. Любое знание и умение достигается постоянными занятиями и терпением. Не настаивайте на занятиях при плохом самочувствии ребенка, не заставляйте делать его что-то насильно. Главное правило, заинтересовать ребенка, не отпугивая его от знаний.

 И еще — занятия должны быть недолгими, 15-20 минут, лучше, если они будут проходить в игровой форме. Если ребенок быстро утомляется, сократите время занятий – лучше меньше, но регулярно.

 Желаем успехов в ваших занятиях и новых дстижений!

Первый раз в первый класс. Как подготовить ребёнка к школе? | Здоровье ребенка | Здоровье

Наш эксперт – детский психолог Дария Жмурова.

Мы привыкли думать, что стресс вызывают только неприятные события. На самом деле стресс – это реакция организма на любые изменения в жизни, какими бы эмоциями они ни сопровождались. Торжественные и радостные моменты тоже могут вызвать стресс.

Тревожные симптомы

Ребёнок может не жаловаться и не говорить, что ему плохо, страшно, неуютно. Но вы должны сами понять, что с ним что-то не то. Стресс проявляется по-разному:

  • ребёнок боится или не хочет идти в школу, придумывает себе болезнь;
  • выглядит замкнутым, отказывается от привычного общения с родителями и друзьями;
  • появляются капризы и частые или резкие смены настроения;
  • возвращается ночное недержание мочи, которое, казалось бы, малыш уже перерос;
  • возникает необоснованная агрессия по отношению к окружающим;
  • наблюдается нежелание делиться новостями о школе и уроках (ведь вы каждый день спрашиваете у него, как прошёл новый день, верно?).

Любой из таких симптомов требует вашей немедленной реакции и незамедлительных действий. Если не сможете преодолеть этот временной этап сами, обязательно обратитесь к школьному психологу, это нормальная практика.

Советы родителям

Есть несколько приёмов, которые доступны любому взрослому, но освоить их лучше ДО 1 сентября. Всё не так сложно, как кажется!

Начните заранее готовить ребёнка к смене режима дня. Вставайте пораньше, учите его застилать постель, одеваться и собирать свои вещи самостоятельно.

Играйте дома в школу. Посадите вместе с ребёнком «в классе» кукол и мишек, учите их поднимать руку, выходить к доске, правильно отвечать на вопрос учителя, причём ребёнку должна достаться роль самого толкового и послушного ученика, которого постоянно хвалят.

Расскажите будущему первоклашке, что первый день в школе – это большой праздник. В подтверждение своих слов готовьтесь к этому событию. Обсуждайте с ним, что вкусного вы в этот день приготовите к обеду, кого пригласите в гости, куда пойдёте гулять.

Не покупайте канцтовары, ранец, туфли и школьную форму самостоятельно, привлеките к этому занятию виновника торжества. Пусть он сам выберет что-то из школьных принадлежностей.

Ежедневно говорите малышу о том, что он самый лучший и что у него обязательно всё получится. И тогда у него не останется поводов для страха.

А когда учебный год начнётся, обязательно каждый день спрашивайте у малыша, как прошли занятия, с кем из детей он уже подружился, что им давали на обед в столовой, как выглядит его класс и нравится ли ему, где и с кем он сидит. Такое участие даст ребёнку понять, что его не бросили и не отправили к чужим людям, а им интересуются и о нём заботятся.

Позаботьтесь о зрении ребёнка!

Начало учебы в школе– это большое испытание, в том числе и для глаз. Из-за чрезмерной зрительной нагрузки риск развития близорукости у ребенка в этот период возрастает в 10 раз. 

Чтобы предупредить такое развитие событий, детс­кий врач-офтальмолог, кандидат медицинских наук Людмила Потапова рекомендует:

Не перегружайте первоклассника занятиями музыкой, языком, рисованием. А вот подружиться со спортом сейчас самое время. Особенно полезны плавание, танцы (снимают нагрузку на шейный отдел позвоночника, а значит, обеспечивают хорошее кровоснабжение глаз), занятия с мячом, настольный теннис (тренируют зрение).

Ограничивайте зрительные нагрузки. Пребывание за компьютером и у телевизора не должно превышать 20 минут в день.

Организуйте правильное рабочее место первоклассника: учебник на столе держите на подставке, чтобы она была под углом 45 градусов. Настольная лампа должна давать не точечный свет, а освещать всё рабочее поле.

Научите ребёнка снимать напряжение глаз. Через каждые полчаса зрительной нагрузки нужно выполнять гимнастику для глаз: посмотреть вверх–вниз, вправо–влево; нарисовать взглядом круг; крепко зажмурить глаза на 3–5 секунд. Каждое упражнение повторять 10 раз.

Смотрите также:

Домашняя школа. Подготовка ребенка к обучению в школе. Занятие № 1.

Домашняя школа. Занятие № 1.Здравствуйте, уважаемые коллеги и заботливые родители! В этой рубрике я буду публиковать свои занятия с детьми по подготовке к обучению в школе.

Сегодня, 1 июня, моя «Домашняя школа» открылась! Почему домашняя? Я провожу занятия у себя дома. У меня частный дом, в котором самая большая и просторная комната в день занятий превращается в учебную комнату.

Ещё у меня есть достаточно большой двор для детских игр и приусадебный участок, который тоже сыграет свою роль в обучении и развитии моих маленьких учеников. Ну и главное, есть большой опыт педагогической работы с учащимися начальной школы и опыт просто мамы троих детей.

Вас удивило, что моя школа открылась 1 июня, в первый день летних каникул? Этому есть своё объяснение. Во-первых, летние каникулы — это отдых для учеников школы, а мои маленькие ученики ещё дошколята. Во-вторых, лето — это пора учительских отпусков. А именно в это время заботливые родители обращаются за помощью к учителям начальных классов. А просьба о помощи у них простая: «Пожалуйста, подготовьте ребенка к школе».

Мои маленькие ученики в этом году ещё не идут в школу. Поэтому я намерена заниматься с ними до 31 мая 2015 года, т. е. ровно год. В моей маленькой группе пока 4 ребенка. Это два моих сына: шестилетний Павлуша и четырехлетний Андрюша и дочери моих близких знакомых, две пятилетние девочки Ладушка и Сашенька. Команда небольшая, но объединенная одним духом и общей целью. Самое главное, у меня есть помощницы, две замечательные мамы девочек-учениц. Одна мама художница, а другая преподаватель музыкальной школы.

Своей личной методики по подготовке детей к обучению в школе у меня нет. Но есть 17-летний опыт работы в школе учителем начальных классов и опыт многодетной мамы. Со своей старшей дочерью, а ей 24 года, мы прошли и подготовку к школе, и начальные классы, и ЕГЭ в 11 классе, и 5 лет университета.

В основу проведения занятий по подготовке к школе положены 5 главных целей, которые мы все вместе постараемся достичь.

1. Развитие памяти и внимания.

2. Пополнение словарного запаса, развитие речи и общего кругозора.

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

4. Обучение счету в пределах первого десятка и азбуке.

5. Эстетическое развитие (музыка, рисование).

А теперь я опишу подробно ход 1 занятия.

Занятие № 1

В день проведения занятия мои дошколята будут находиться со мной 2 часа. Каждое занятие комплексное и одним махом такой большой объем информации дошкольникам выдать невозможно. Каждый этап занятия должен продолжаться не более 15-20 минут. Между каждым этапом будут проводиться игры на свежем воздухе, игры в комнате на ковре, музыкальные паузы и конечно, работа на приусадебном участке. Каждому ребенку я выделила грядочку — маленький огородик, на котором дети посадят различные растения. В течении лета мы будем ухаживать за саженцами, наблюдать за их ростом и развитием. Ну и в итоге, надеюсь, соберем урожай.

А теперь идём по пунктам:

1. Развитие памяти и внимания.

Картинки для «фотографирования» вы можете подобрать сами, но если хотите, я поделюсь с вами своей презентацией с подборкой картинок.

Скачать презентацию можно с сайта: Фотографирование, картинки.

2. Пополнение словарного запаса, развитие речи и общего кругозора.

На первом занятии я ограничилась карточками по методике Глена Домана (домашние и дикие животные).

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Здесь я использую пропись Олеси Жуковой. Вот странички прописи, которые я выбрала для первого занятия. Их можно скачать со страницы сайта (щелкаем на картинку и она увеличится, дальше щелкаем правой кнопкой мыши и выбираем «Сохранить картинку как…»)

00003              00064

4. Обучение счету в пределах первого десятка и Азбуке.

Обучение счёту:

Первое с чего начала, это озвученная презентация по методике Глена Домана «Математика с пелёнок». Меня совершенно не смущает слово «с пелёнок». Мне нравится эта методика и для меня не важно, что мои маленькие ученики уже давно вылезли из этих самых пелёнок.

Дальше я работаю над соотношением числа и цифры. Для этого я изготовила комплекты с цифрами от 1 до 9 для каждого ученика и маленькие фигурки различных животных для счёта.

Цифры я сделала в программе Microsoft Word  в формате А4, распечатала на принтере и разрезала.

цифры от 1 до 9

Для этого этапа урока у меня есть в запасе ещё одна презентация «Учимся считать от 1 до 5. Сборник для малышей». Здесь сначала наглядно ввожу понятие «число», а уже потом «цифра». Все картинки на слайдах появляются по щелчку. Переход на следующий слайд тоже по щелчку. Качество презентации отличное. Вы можете забрать эту презентацию прямо с сайта.

Скачать презентацию: Учимся считать от 1 до 5. Сборник для малышей.

На первом занятии я выдала блоком «Счет от 1 до 5», потому что мои ученики уже знакомы с цифрами. Здесь, на сайте «Началочка» вы можете посмотреть дополнительные материалы по этой теме в рубрике «Математика».

Азбука. Звук [а] и буквы Аа.

Для работы с азбукой я использую задания из следующих источников:

Рабочая тетрадь «Обучение грамоте малышей»

Букварь Н. С. Жуковой

Страницу из прописи Олеси Жуковой с буквой А (см. на этой странице выше).

Я не расписываю своё занятие в детальных подробностях, потому что эта статья предназначена прежде всего для моих коллег — учителей начальных классов. А они-то знают, что и где говорить, какие задавать вопросы и т. п.

5. Эстетическое воспитание.

На первом занятии я использовала моё любимое «рисование пальчиками». Подробно об этом виде рисования можно прочитать всё на том же сайте «Тараторки». В боковом меню выбираем рубрику «Рисование» и дальше «рисование пальчиками». На странице сайта можно скачать картинки для раскрашивания. На этом сайте у меня тоже есть детские картинки для раскрашивания, которые подойдут для рисования пальчиками. Смотрите здесь: http://nachalo4ka.ru/uznay-po-konturu/#more-254 (ссылка на скачивание под флеш-роликом).

Все этапы занятия прошли успешно. Более того, ребята не могли расстаться. Когда за детьми пришли их мамы, то им пришлось провести у меня ещё пару часов.

Следующее занятие я назначила на среду, 4 июня.  Ход занятия № 2 и все последующие будут опубликованы на сайте. Если Вам интересна тема «Подготовка ребенка к школе»  — ждите мою новую статью. Подписывайтесь на рассылку и будьте в курсе последних новостей моего сайта.

Если Вам понравилась статья, кликните на социальные кнопки, поделитесь с друзьями. Это лучшая благодарность автору.

Материал (1 класс) по теме: Подготовка к школе

Подготовка к школе

Кончается дошкольное детство вашего ребёнка. Чаще вы задумываетесь о том, что пройдёт немного времени, и ему пора будет идти в школу. Конечно, вы хотите как можно лучше подготовить его к этому серьёзному событию. Не секрет, многие родители представляют себе подготовку к умственному труду лишь в том, чтобы быстрее научить его читать и знать порядок в счёте. Готовить ребёнка к школе — это значит не только обеспечить количество определённых представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нём психологическую готовность к обучению — интерес и потребность в познании нового трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям, то достигается не только путём специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающей жизнью — в играх, труде, общении с взрослыми и сверстниками. Необходимо приучать ребёнка к усидчивости, тренировать его внимание, ведь в школе ему предстоит сосредоточенно работать на уроках, готовить к выполнению тех требований, которые предъявляет школьная учёба. В частности умению, сосредоточенно, не отвлекаясь, работать сначала 11-15 минут, затем 15 -20 минут. Не забывайте хвалить за успехи и не ругать за ошибки.  Что ещё входит в понятие о готовности к школьному обучению — это развитие крупной и мелкой моторики.

Под крупной моторикой подразумевается умение ребёнка прямо ходить, бегать, прыгать, застёгивать пуговицы, завязывать шнурки.

Под мелкой моторикой подразумевается умение владеть ножницами, иголкой, карандашом, кисточкой. Линии на рисунке должны быть прямые, А не дрожащие неровные. Все дети младшего возраста любят рисовать. Правда, не у всех получается красиво, но у каждого ребенка можно найти изюминку и похвалить ребенка. Очень полезны все виды рукоделия: вышивание, вязание крючком, пришивание пуговиц, конструирование из мелких деталей (мозаика, паззлы), занимаясь лепкой, рисуя, ребенок не научиться писать. Но рука у него разовьется, станет умело справляться с карандашом, ручкой.

Важное место в работе с детьми занимает развитие речи. Необходимо: научить детей осмыслено говорить, обогатить их речь, привить любовь к чтению книг. Читайте с детьми книги каждый день, беседуйте о прочитанном, пусть ребенок высказывает свои мысли. Если ребенка с детства приучить к поэзии, к интересной книжке, он растет любознательным, общительным, быстрее овладевает культурой речи. В.Г.Белинский писал: «Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердца переполняются чувством изящного; пусть поэзия действует на них, как музыка — прямо через сердце, мимо головы, для которой еще настанет свое время, свой черед» Учите детей составлять предложения по картинкам, поощряйте любой успех. Не сердитесь на него, если у него что-то не получается. У каждого ребенка есть свой срок и свой час достижения. Необходимо поощрять все усилия ребенка и само стремление узнать новое. Не торопите его, все придет со временем. Ж.Ж.Руссо писал: «Чего не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро». 

Полезные занятия для ребенка в период его подготовки к школе

  1. Развитие мелких мышц руки.
  2. Работа с конструктором разного типа.
  3. Работа с ножницами, пластилином.
  4. Рисование в альбоме (карандашами, красками).

Игры по развитию внимания и мышления

  1. Расставить по образцу что изменилось?
    Лошадка, кукла, мяч, машинка, кубик.
    Треугольник, квадрат, треугольник, круг, овал. (Убирают или переставляют предметы)
  2. Что здесь лишнее?
    Машина, парус, автобус, лыжи.
    Ручка, карандаш, линейка, вилка, краски.
    Круг, квадрат большой и маленький, прямоугольник, трапеция.
    Вишня, листик, бабочка, арбуз, виноград.
  3. Как назвать это одним словом?
    Тарелка, кастрюля, чашка, кружка… (Посуда.)
    Балалайка, пианино, гитара, барабан, дудочка, бубен… (Музыкальные инструменты)
    Береза, ольха, тополь, дуб, ель, пихта… (Деревья)
    Помидор, огурец, картофель, баклажан… (Овощи)
    Яблоко, груша, абрикос, банан…(Фрукты)
    Собака, утка, кошка, корова, свинья. (Домашние животные)
    Белка, крот, лиса, волк, медведь, барсук, олень. (Дикие животные)
    Воробей, ворона, ласточка, стриж, орел, грач, страус, пингвин. (Птицы) и т.д. Можно дополнить эту игру: называть еще предметы каждой группы.
  4. Подбери по примеру (огурец — овощ; мак- …сорняк, роса, садик, земля, цветок) Очень много в магазине продается раскрасок, прописей, книг по подготовке ребенка к школе.

Массаж рук. 

Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе.

Родитель вместе с ребенком читает потешку:

Сел сверчок на шесток,

Таракан в уголок. ( Хлопают большие пальцы)

Сели – посидели,

Песенку запели. ( Хлопают указательные пальцы.)

Услыхали ложки –

Вытянули ножки .( Хлопают средние пальцы.)

Услыхали калачи-

Попрыгали с печи. (Хлопают безымянные пальцы.)

Да давай подпевать,

Подпевать да танцевать! (хлопают мизинцы.)

Какую ручку и карандаш купить ребенку?

 Вашего  ребенка  скорее  всего  привлекут  яркие  ручки,  с  большим  количеством разноцветных  стержней.  Но  писать  ими  ребенку  сложно:  пальцы  не  удерживают.  Использование  крупных  ручек  ведет  к  закреплению  неправильного  навыка  письма  и  в результате  —  плохому  почерку,  усталости,  неправильной  осанке  (ребенок  начинает писать как бы «всем телом»). Лучше всего первокласснику подойдет обычная шариковая ручка. Из карандашей наиболее удобен твердо-мягкий — ТМ, который легко стирается, не пачкает руки. Ручек и карандашей в пенале должно быть как минимум по паре, так как они почему-то постоянно ломаются и самым загадочным образом теряются.

Рекомендации для родителей, у которых ребенок стал первоклассником

  1. Ваш ребенок пошел в школу. Но считайте, что в школу пошли вы. У вас много дел и без этого.
  2. Не старайтесь увидеть в ребенке десятиклассника. Будьте готовы, что учеником он станет спустя некоторое время. Парта, ранец, тетради еще не делают из него ученика.
  3. Уважайте новую жизнь ребенка. Теперь уже не вы решаете, с кем он сидит за одной партой, какими должны быть его взаимоотношения с учительницей и одноклассниками. Все это теперь его собственные уроки жизни, которые, поверьте, важнее школьного расписания.
  4. Меньше отвечайте за его пребывание в школе и больше — за пребывание дома. Дом теперь приобретает для ребенка гораздо большее значение, чем раньше.
  5. Старайтесь не демонстрировать возможностей ребенка перед сверстниками. Важнее, чтобы он почувствовал себя равным другим, хотя бы в первом классе.
  6. Старайтесь не заходить в магазины и не делайте побочных дел по дороге в школу. Беседуйте с ребенком, спрашивайте об уроках, которые сегодня предстоят. То есть проявляйте уважение к школе как самому важному делу вашего ребенка.
  7. На первых порах просите ребенка «подсказать» вам, как дойти до дома. Советуйтесь: а что, если мы пройдем по другой улице? Ребенку важно, проведя несколько часов в школе, почувствовать пространство. Просто побыть в движении.
  8. Помогайте ребенку поддерживать связь с его дошкольной жизнью. Зайдите вместе с ним в детский сад, чтобы поздороваться с воспитателями, рассказать о школе. Дайте покачаться на качелях. Загляните в гости к кому-то из соседских детей, с кем ваш ребенок дружил до школы.
  9. И еще! Человек, который пошел в школу, преисполнится достоинства, если у него появится собственный будильник, который он с вечера сам поставит на определенное время.
  10. И еще очень важно — уважение к миру ребенка. Не заглядывайте в ранец без его ведома. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему.
  11. Хорошо бы завести тетрадь для ежедневных записей или рисунков. В этой тетради он сможет описывать каждый свой день (хотя бы одно событие). Благодаря этой возможности появится опыт размышлений о себе и своей жизни.

ОЦЕНКА ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ ПО ТЕСТОВОЙ БЕСЕДЕ

Задайте вопросы своему ребенку и узнайте что не знает ваш ребенок:

1.     Назови свою фамилию, имя, отчество
2.       Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы
3.       Кем работает твоя мама (твой папа)?
4.       Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: тетей или дядей?
5.       Где ты живешь, назови свой домашний адрес
6.       У тебя есть брат (сестра), кто старше?
7.       Сколько тебе лет? А сколько будет через год?
8.       Сейчас утро или вечер (день или утро)?
9.       Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Обедаешь утром или днем? Что бывает раньше – обед или ужин?
10.    Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему так считаешь?
11.    Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
12.    Почему снег бывает зимой, а не летом?
13.    Что делают почтальон, врач, учитель?
14.    Зачем нужны в школе звонок, парта, портфель?
15.    Ты сам(а) хочешь пойти в школу? Почему?
16.    Ты любишь рисовать? Какого цвета карандаш, ленточка, платье и т.д.
17.    Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
18.    Назови растения (овощи, фрукты, цветы, деревья)
19.    Каких зверей ты знаешь? Каких птиц?
20.    Каких домашних животных ты знаешь?
21.    Кто больше: корова или коза? Птица или пчелка? У кого больше ног: у собаки или петуха?
22.    Что больше: 8 или 5, 5 или 3
23.    Счет прямой. Посчитай от 6 до 10
24.    Счет обратный. Посчитай от 7 до 4
25.    Знаешь ли ты буквы? Какие?
26.    Классификация, обобщение
27.    Какие это (геометрические) фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник
28.    Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Советы психолога родителям первоклассника

Совет первый:  самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, — это ваше внимание. 

Совет второй: ваше положительное и спокойное отношение к школе и учителям упростит ребенку период адаптации. 

Совет третий: помогите ребенку установить отношения со сверстникам и чувствовать себя уверенно.  Особенно ваша помощь понадобится, если ребенок не ходил до школы в детский сад. В этом случае он не привык к тому, что внимание взрослых распределяется сразу между несколькими детьми. Хвалите ребенка за общительность, радуйтесь вслух его новым школьным знакомствам. Поговорите с ним о правилах общения со своими ровесниками, помогите стать вашему ребенку интересным другим. Учите его новым играм, чтобы он мог показать их друзьям. Пригласите одноклассников вашего ребенка к вам домой — простое чаепитие, а маленький хозяин научится принимать гостей. 

Совет четвертый: помогите ребенку привыкнуть к новому режиму жизни. Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. Многие дети в первом классе впервые сталкиваются с необходимостью вставать в одно и то же время утром. На протяжении 3-6 часов школьного дня ребенок активно учится. В шесть-семь лет такая нагрузка равна напряженному рабочему дню взрослого человека. С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, зрение, слух ребенка. Если до этого вы не придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести его. Ваша дочь или сын нуждается в регулярном продолжительном сне. Помогите школьнику научиться засыпать в одно и то же время. Не заставляйте ребенка сразу садиться за уроки. Ребенку нужно время, чтобы отдохнуть. Это полезно и для самого процесса обучения. Мозг использует время отдыха, чтобы «уложить новые знания на нужные полочки». Ребенку, как и нам, после рабочего дня нужен кусочек тишины и отдыха. Позаботьтесь о здоровье вашего ребенка, так как в первые месяцы школьного обучения огрехи в режиме дня будут сказываться более серьезно, чем раньше. 

Совет пятый: мудрое отношение родителей к школьным успехам исключит треть возможных неприятностей ребенка. Многие мамы и папы так хотят гордиться своими детьми и так беспокоятся об их отметках, что превращают ребенка в приложение к школьному дневнику. Школьные успехи, безусловно, важны. Но это не вся жизнь вашего ребенка. Школьная отметка — показатель знаний ребенка по данной теме данного предмета на данный момент. Это не имеет никакого отношения к личности ребенка. Хвалите ребенка!

И помните: никакое количество «пятерок» не может быть важнее счастья вашего ребенка. 


Давайте постараемся, чтобы самые первые шаги, сделанные в школьном мире, были для самого ребенка и членов его семьи радостными и уверенными! 

Как подготовить ребенка к 1 классу

Как подготовить ребенка к школе? Этот вопрос не покидает умы родителей, чьи дети скоро окажутся или уже оказались у школьного порога. Современная образовательная система подразумевает, что малыш, только что покинувший стены детского сада,

уже владеет всеми необходимыми для дальнейшего обучения знаниями и навыками.

как подготовить ребенка к школекак подготовить ребенка к школекак подготовить ребенка к школе

Если раньше родители, отправляя ребенка в огромную страну знаний, ни о чем не беспокоились, убежденные в том, что учить – это обязанность учителя, то теперь многие педагоги уже на первом собрании заявляют: «Моя задача – направить детей, а помогать им должны именно вы, родители». И чем лучше малыш подготовлен к первым занятиям за школьными партами, тем спокойнее он будет себя чувствовать, и тем успешнее будет протекать его учебный процесс.

Главные вопросы

Перед каждым родителем, задумавшемся об учебном процессе, встает бесконечное количество разных по степени важности вопросов. Вот только некоторые из них:

  • Когда начинать подготовку? Конечно же, чем раньше – тем гораздо лучше. Однако никогда не поздно помочь малышу усвоить или систематизировать знания, которые непременно пригодятся в стенах классного кабинета.
  • Можно ли подготовить ребенка к школе самостоятельно? Практика показывает, что нередко дети, не посещавшие дошкольное учреждение, оказываются лучше своих сверстников подготовлены к школьной учебе, если с ними серьезно занимались родители. Поэтому, задавшись такой целью, можете быть уверены:Вы можете достичь очень хороших результатов, если захотите этого.
  • Какие знания или навыки принесут наибольшую пользу малышу в дальнейшем? Во многих учебных заведениях родителям предлагают ознакомиться с перечнем необходимых для успешного обучения малыша знаний и умений. Ниже мы расскажем Вам о том, что обычно требуется от семилетнего ребенка.
  • Как помочь адаптироваться к коллективу? Это действительно очень важный момент, особенно, если кроха растет несколько изолированно, в домашних стенах. К сожалению, общению и взаимодействию с другими людьми можно научиться лишь в процессе. И родители могут подсказать своему ребенку, как лучше поступить, лишь наблюдая за его поведением. Поэтому постарайтесь предоставить своему малышу возможность больше играть с ребятишками во дворе, приглашайте друзей к себе в дом, а при возникновении межличностных конфликтов обсуждайте их с ребенком, старайтесь добиться его расположения и откровенности. В таком случае Вы получите уверенность в том, что если возникнут конфликтные ситуации в классе, Вы узнаете о них не последними и сможете вовремя принять какие-то меры.

Обязательно запишитесь в субботнюю школу. Там малыш сможет заранее познакомиться с ребятами из будущего класса, освоиться, привыкнуть к большому коллективу.

Дома беседуйте со своим маленьким абитуриентом о том, как лучше себя вести; какие существуют негласные правила в любой компании; о том, что все детки, собранные в один класс – разные, и, нравится это или нет, но нужно их принимать.

Обратите внимание на умение малыша общаться не только с ребятишками, близкими с ним по возрасту, но и со взрослыми людьми. Объясните ему, как нужно обращаться к учителю, отработайте элементарные правила вежливого общения.

Как замотивировать ребенка? Очень часто в школе родителям объясняют, что одно из главных требований к будущим первоклассникам – наличие стойкой мотивации к учебе. К сожалению, здесь нет универсальных советов, нужно суметь подобрать ключик к своему ребенку и открыть в нем стремление к знаниям и интерес к учебному процессу. Кому-то помогают беседы о том, что, выучившись на хорошие оценки, он сможет выбрать ту профессию, о которой мечтает. Кто-то из детишек стремится стать взрослым и самостоятельным, и можно объяснить ему, что учеба и полученные в процессе знания – это необходимый атрибут взрослой жизни. Главное – избегайте мотивации наподобие «будешь хорошо учиться – поедем на курорт, или купим игровую приставку, или будешь гулять, сколько хочешь»… Мотивация должна идти изнутри, ребенок должен понимать, что учеба нужна именно ему, а не родителям, которые готовы за успешную учебу выполнить любой его каприз.

Как приучить к школьному режиму дня? Важно научить малыша спокойно заниматься делом в течение получаса – именно столько длятся уроки в первое время. Обычно у шестилеток не возникает с этим проблем, однако при склонности к гиперактивности с малышом придется поработать дополнительно.

Продумывайте такие получасовые занятия, в течение которых деятельность меняется несколько раз. Если ребенок очень неусидчивый, то можно включить в этот процесс маленькие физические разминки. Примерное занятие будет выглядеть так: пять минут послушали о чем-то («включили» внимание), пять минут пописали – порисовали, пять минут поработали с наглядными пособиями, затем немножко размялись и повторили цикл. В конце подвели итог. По мере того, как ребенок становится более внимательным, удлиняйте части занятия.

Непосредственно перед началом учебного года, недельки за две, начинайте раньше ложиться спать и раньше вставать. Часто именно раннее пробуждение становится причиной, по которой малыш не любит ходить в школу. Просыпайтесь и будите малыша с хорошим настроением, вспоминайте, какие приятные события ждут его в течение дня. Можно делать приятные утренние сюрпризы: необычно оформленный завтрак, маленькое любимое малышом лакомство, любимый мультфильм.

Основные навыки и знания

Нередко посещение школы превращается в мучение не из-за того, что маленький ученик чего-то не знает, а из-за отсутствия у него элементарных навыков самообслуживания. Часто так бывает, если малыш не посещал детский садик, а дома все за него делала любящая мама.

Научите ребенка справляться с непривычной для него школьной одеждой. Часто только в первом классе мальчик впервые видит шнурки на туфлях и галстук, а девочка – длинную тонкую молнию сбоку на сарафане. Чтобы не возникло проблем при переодевании перед уроком хореографии и физической культуры, потренируйтесь в домашних стенах.

Отработайте умение быстро и аккуратно складывать пенал, портфель и доставать нужные принадлежности на стол. Очень важно приучить ребенка поддерживать на своем рабочем столе порядок – так ему самому будет гораздо легче учиться. Часто малыши паникуют оттого, что учитель сказал взять в руки карандаш, а тот куда-то запропастился. Объясните, что если всегда класть на парте все на свое место, время на ненужные поиски тратить не придется.

собраный пеналсобраный пеналсобраный пенал

Обязательно разберите с малышом все основные функции его мобильного телефона. Часто бывает так, что телефон дарится в честь Первого сентября, и ребенок успевает освоить только, как позвонить маме или поиграть в игры. А учитель в школе требует отключить звук или сам телефон. Научите ребенка, как ставить мобильник на беззвучный режим, как читать смс – это ему обязательно пригодится.

Чтобы подготовить ребенка к школе, нужно систематизировать и закрепить и некоторые знания:

Хорошо запомнить свой адрес, имена и профессии родителей, дату рождения.

Отработать простой и обратный счет до ста, знание состава чисел в пределах первого десятка, знание цифр, сложение и вычитание однозначных чисел.

Уметь объединять предметы по выделенным среди них общим признакам, уметь исключать лишний предмет из группы схожих.

Знать прописные и строчные буквы.

Знать основные растения и животных России и основных экзотических зверей, их детенышей, иметь представление о растительном мире других стран.

Знать цвета и различные их оттенки.

Знать направления движения и уметь определить положение предмета в пространстве.

Умение понимать прочитанный или прослушанный текст, рассказывать своими словами его главную мысль, отвечать на заданные по содержанию текста вопросы и делать пересказ.

По поводу умения читать мнения расходятся. Практика показывает, что деткам, владеющим чтением, легче понимать задание; но при этом читать они должны правильно, не глотая буквы и окончания слов и ничего не домысливая. Если же малыш читает неправильно, переучивать его гораздо сложнее, чем научить с нуля.

По поводу глубоких школьных знаний педагоги едины в своем мнении: главное – чтобы ребенок умел слушать, слышать и понимать учителя, а всему остальному, если потребуется, его научат. Поэтому не нужно внедрять в мозг малыша содержание многотомных энциклопедий. Занимайтесь с ним, развивайте его интерес к знаниям, учите его взаимодействовать, и тогда Вам не придется переживать по поводу того, как подготовить ребенка в школу.

Посмотрите видео беседу о вопросе готовности ребенка к школе:

Вам может пригодиться:

АНГЛИЙСКИЙ АЛФАВИТ В КАРТИНКАХ И РАСКРАСКАХ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *