Причины отсутствие сосательного рефлекса у новорожденного: Перегляд не знайдено [ім’я, тип, префікс]: article, htmlitemid357, contentView

Содержание

Нарушение сосательного рефлекса у новорожденных детей

Нарушение рефлекса сосания у детей раннего возраста встречается довольно часто.
Может проявляться неправильным захватом соска, короткими периодами сосания или вялым длительным «висением на груди», а также малыш может по-разному сосать из правой и левой груди. В этом случае мама может отмечать, что в одной груди меньше молока.

Действительно ли это важная проблема?

Помимо снижения лактации и отказа от грудного вскармливания (со всеми вытекающими последствиями), в будущем могут быть нарушения речевого развития. Очень часто мы видим детишек с задержками речи после трех лет, у которых в первые месяцы был плохо развит сосательный рефлекс.

В чем причина?

Наиболее частой причиной является повреждение затылочной кости в процессе родов. Дело в том, что через затылочную кость проходят ветви черепно-мозговых нервов, иннервирующие мышцы, участвующие в сосании. Помимо этого повреждение затылочной кости может приводить к нарушению венозного оттока и расширению ликворных пространств головного мозга. А это в свою очередь приводит к нарушению функционирования и замедлению развития отдельных структур головного мозга.

Затылочная кость очень уязвима в процессе родов, т. к. во время рождения головки (разгибания) точкой опоры является как раз затылок. Зачастую в этом месте остается характерный след — т. н. родимое пятно.
Затылочная кость может повреждаться и в процессе кесарева сечения.

На УЗИ могут выявлять нестабильность шейного отдела позвоночника, а также ротационный подвывих первого шейного позвонка (атланта). Это также бывает следствием повреждения затылочной кости.

Что делать?

При нарушении рефлекса сосания как можно раньше следует обратиться к врачу-остеопату.
Такие нарушения лечатся при помощи краниосакральной терапии — раздела остеопатии.

В первые месяцы кости черепа очень хорошо поддаются коррекции. Зачастую уже после первого сеанса малыш начинает лучше сосать.

Поэтому чем раньше начинаем лечение, тем быстрее получаем результат.

Прикусываем правильно — статьи о развитии детей

Родители часто задаются вопросами, в каком возрасте следует отучать ребенка от соски, является ли сосание пальца вредной привычкой и с какими последствиями может быть связано длительное сосание. Давайте разберемся вместе с нашим экспертом — врачом-ортодонтом.

О рефлексах

Питание новорожденного, а именно получение моло­ка и попадание его в желудочно-кишечный тракт, осуществ­ляется с помощью двух действий: сосания и глотания. Как это происходит? Млечные протоки груди матери окружены мягкими мышцами, которые сокращаются для выделения молока. Для получения молока ребен­ку не требуется высасывать его из груди матери, а нужно лишь стимулиро­вать мягкие мышцы так, чтобы сокращаясь они выделяли молоко. В ходе вскармливания младенец осуществляет небольшие сжимающие движения губами, которые являются инстинктивными действиями. После попадания молока в рот ребенку требуется лишь опустить язык, чтобы молоко протекло дальше в глотку и пищевод. В этот момент язык продвигается вперед до соприкосновения с нижней губой.

Данная последовательность действий определяет младенческое глотание, так называемый инфантильный тип глотания, при котором происходит активное сокращение мус­кулатуры губ и круговой мышцы рта, продвижение кончика языка вперед до контакта с нижней губой и наверх для прижатия соска к небу.

Соприкосновение языка с нижней губой является настолько обычным для новорожденных, что считается положением покоя.

Часто можно заметить, что если слегка потя­нуть за губу новорожденного, то кончик языка двигается вместе с губой, как будто он к ней приклеен.

А теперь по-взрослому

К моменту рождения губы малыша развиты хорошо для активной сосательной деятельно­сти, а структуры, расположенные в глубине ротовой полости, практически не развиты. С течением времени развивается потребность в усилении активности задних частей языка и более сложных движениях глоточных структур. Сосательный рефлекс обычно исчезает к концу первого года жизни ребенка. Происходит последовательное созревание ротовых функций: от передних областей к задним.

Принцип созревания ротовой полости «спереди — назад» хорошо иллюстрируется процессом развития речи. Первые произносимые звуки — это губно-губные «м», «п», «б», поэтому первые слова новорожденного обычно связаны с произношением именно этих звуков («мама» или «папа»). Некоторое время спустя появляются согласные, произносимые кончиком языка — «т», «д». Свистящие зву­ки «ч» и «щ», требующие постановки кончика языка близко к небу, появляются еще позже. Более точной постановки задней части языка требуют звуки «к», «г» и «р», поэтому до 4–5 лет они могут быть не четкими.

Созревшая или взрослая модель глотания у некоторых детей появляется уже в возрасте 3 лет, у большинства же она формируется полностью к 6 годам и никогда не развивается у 10–15% населения.

С ростом новорожденного увеличивается активность мышц, поднимающих нижнюю челюсть в процессе глотания. По мере до­бавления в диету ребенка полужидких и почти твердых продуктов он вынужден использовать язык для более сложных действий: для формирования пищевого комка, расположения его посередине языка и переноса его к глотке. Жевательные движения маленького ребенка обычно представляют собой движение нижней челюсти вбок при открытии, затем возвращение ее в область средней линии и закрытие для осуществления контакта зубов с пищей. К 2–2,5 годам этот способ младенческого жевания уже хорошо развит. В это же время, при помощи более сложных дви­жений языка в задней его части, инфантильное глотание превращается в более сложный процесс.

Самый вкусный палец

Практически все современные новорожденные развивают некоторое подобие привычки непищевого сосания — сосание большого, указательного паль­ца или похожих по форме предметов. У неко­торых наблюдается сосание больших пальцев уже в утробе, а подав­ляющее большинство новорожденных сохраняют эту привычку до 2 лет и дольше. Эта склонность имеет культурную ос­нову, поскольку дети в примитивных сообществах, имеющие боль­ший доступ к материнской груди, редко сосут какие-либо другие предметы.

По мере прорезывания молочных зубов на втором году жизни питье из чашки заменяет питье из бутылки и кормление грудью, и число детей с привычкой непищевого сосания уменьшается. Когда пре­кращается сосательная деятельность и сосательный рефлекс затухает, инфантильный тип глотания меняется на взрослый, при котором отсутствует губная активность. Во время глотания по взрослому типу губы ребенка полностью расслаблены, язык поднимается вверх к небу, кончик языка упирается в переднюю часть неба за верхними резцами, а зубы плотно смыкаются.

После затухания сосательного рефлекса полный переход ко взрослому типу глота­ния может потребовать нескольких месяцев. Однако длительное сохранение привычки сосания может еще дольше сохранить привычку прокладывания языка (инфантильного глотания).

Продолжительное сосание пальца, соски или других предметов, а также привычка прокладывать язык между зубами во время глотания и разговора может привести к аномалиям прикуса. Это связано с изменением мышечного равновесия между давлением на зубы языка изнутри и действием мышц губ и щек снаружи. Во время сосания излишнее давление пальца, соски, языка на зубы изнутри и отсутствие адекватного давления со стороны щек и губ приводит к деформации зубных рядов и изменению положения зубов. Могут образоваться щели между верхними и нижними зубами или чрезмерный наклон верхних зубов вперед.

Степень смещения зубов зависит от того, сколько часов в день длится сосание, а не от величины оказываемого давления. У детей, которые сосут палец сильно, но с перерывами, деформации могут не возникнуть, в то время как дети, сосущие палец на протяжении 6 часов в сутки и более, особенно дети, спящие с пальцем во рту всю ночь, могут впоследствии страдать от серьезного нарушения прикуса.

Хотя привычка сосания является мощным фактором развития нарушений прикуса, сосание не создает серьезных проблем, если эта привычка не присутствует в период смешанного прикуса, когда смена зубов уже началась. Небольшое смещение молочных резцов наблюдается у 3-4-летних детей, которые сосут палец, но если избавиться от привычки на данном этапе, то нормальное давление со стороны губ и щек быстро возвращает зубы в их обычное положение — происходит так называемая саморегуляция. Если же эта привычка сохраняется после начала прорезывания постоянных резцов (обычно в 6 лет), то может потребоваться ортодонтическое лечение для коррекции положения зубов. Безусловно, нет никакого смысла начинать такое лечение, пока сохраняется привычка сосания.

Рекомендации

  1. Обязательно наблюдайте за физиологическим ростом и развитием зубочелюстной системы ребенка. Ведь своевременное и корректное развитие обеспечит нормальные функции со стороны полости рта: жевание (эффективность жевания), дыхание (носовое дыхание), речеобразование, эстетичное и гармоничное развитие лицевого скелета.
  2. Для детей старше 1 года, еще не отказавшихся от соски, или детей, использующих соску длительное время, спящих с соской во рту, подберите ортодонтическую соску. Такая соска занимает меньший объем и позволяет языку занять максимально высокое положение в полости рта.
  3. Если отказ от пустышки не происходит самостоятельно, отбирать пустышку не стоит, т. к. может возникнуть привычка сосания пальца, от которой еще труднее отучить малыша.
  4. Бороться с привычкой всерьез нужно с 2–3 лет. Для этого существуют профилактические ортодонтические аппараты, помогающие преодолеть сосательный рефлекс.
  5. Проводите регулярные профилактические осмотры: у врача-стоматолога каждые 3 месяца с момента прорезывания 8 зубов (с 12–18 месяцев) и у врача-ортодонта каждые 6 месяцев с момента формирования полного прикуса молочных зубов (с 2–3 лет).

Благодарим за консультацию Т. Е. Хван, врача-ортодонта Американского стоматологического центра (www.stom-adc.ru)

Остеопат для новорожденных в Москве

«Можешь ли ты представить себе что-то, о чем ты не знаешь, на самом деле существует? Если да, ты сможешь продвигаться по великому пути знаний. Но говори всегда только о том, что знаешь» Конфуций.

Невозможно себе представить область медицины, где роль остеопатии была бы столь же важна, как в акушерстве и педиатрии. Роды — это фактор, оказывающий значительное влияние на всю структуру: французский остеопат Гарольд Магун называл перинатальный период «долиной тени рождения». Процесс физического рождения сложный, требующий громадных усилий, как со стороны организма матери, так и ребенка. Организм ребенка адаптируется и восстанавливается после родов постепенно, но не всегда все приходит к норме самостоятельно. Поскольку предлежащей частью в 95% случаев является затылочная кость, следовательно, именно она испытывает на себе максимум давления. При наличии других отягощающих факторов относительно немногие дети рождаются без какой-либо патологии.

Cосательный рефлекс является одним из наиболее жизненно важных рефлексов новорожденного, именно этот факт обеспечивает ребенку столь высокую сохранность сосательного рефлекса даже при поражении ЦНС. Многие новорожденные отказываются от груди или сосут грудь очень плохо. Конечно, возможны варианты, когда у женщины плохо сформирован сосок или у ребенка может быть короткая уздечка языка, но чаще всего это связано с неврологической проблемой. Поэтому, всех детей, даже при незначительном нарушении функции сосания, необходимо отправить к специалисту, неврологу, остеопату- неврологу, для исключения органического поражения ЦНС.

Факторы, негативно влияющие на беременность, роды и здоровье ребенка:

  1.  Патология беременности: инфекции в период беременности, соматические болезни самой матери, генетические дефекты плода, применение лекарственных препаратов (безобидных лекарств нет). Жизненный потенциал человека закладывается, как известно, во время беременности, поэтому все, что происходит с женщиной во время беременности, отражается на росте и дифференцировке тканей эмбриона. Ткани имеют память, они сохраняют травмы — психические, травматические, токсические: все клетки вовлекаются в стресс, и нет клеток, не испытывающих его.
  2. Недоношенные дети. Малый вес, малая окружность головы, из-за чего не происходит правильной консолидации головы в родах, тем самым ребенок «пролетает» не тем размером, также незрелость многих систем организма, приводит к нарушению механизмов саморегуляции.
  3. Переношенные дети. У таких детей существует высокий риск травматизма в родах: крупный вес, несоответствие размеров ребенка, в частности окружности головы, с размером родовых путей, из-за чего нередко применяются различные виды акушерских методов, такие как выдавливание плода, эпизиотомия, наложение щипцов, «кесарево сечение».

Осмотр новорожденного

Расспросив маму о течение беременности и родов, остеопат оценит неврологическое соматическое и остеопатическое состояние ребенка:

  • прежде всего, обратит внимание на характер плача, и позу ребенка. Например, поза «лягушки» может быть связана с генерализованной (общей) мышечной слабостью, что часто приводит к вялости сосания. И, наоборот, поза «боксера», «кукольная голова» (голова как будто посажена на плечи), тремор подбородка и конечностей, а также частое запрокидывание головы назад — свидетельствуют об общем гипертонусе и может приводить к слишком сильному захвату соска.
  • обратит внимание на положение головы: ее фиксация может говорить об общем гипертонусе, что в свою очередь может указывать на фиксацию шейного отдела позвоночника. Определить мышечный тонус ребенка можно простым способом — для этого необходимо привести стопы к передней поверхности голени, если стопа полностью соприкасается с голенью без всякого сопротивления, это указывает на мышечную гипотонию, и наоборот, если стопы с трудом доходят до угла 90 градусов, это указывает на мышечный гипертонус, норма — угол стопы составляет 45 градусов.
  • оценит асимметрию черепа, лица, рта, а также наличие петехиальных – точечных — кровоизлияний в области лба и затылка. Часто их принимают за родимые пятна красного цвета или внутренние гемангиомы, но они свидетельствуют о внутрикостном повреждение лобной и затылочной костей, потому что именно эти зоны являются точками опоры в родах, вокруг которых происходит вращение головы и, следовательно, эти зоны подвержены максимальной компрессии.

Коррекция функции сосания

Механизм сосания слагается из взаимодействия 6 пар черепно-мозговых нервов (ЧМН). При патологии ЦНС, сосательный рефлекс может быть снижен или наоборот повышен. В родах происходит фиксация позвонков шейного отдела, внутрикостное повреждение (компрессия) височных, теменных или клиновидной костей. Но чаще всего это, внутрикостное повреждение касается затылочной кости. Повреждение любой из этих пар ЧМН может привести к слабости жевательной мускулатуры, проблемам с сосанием и глотанием.

Таким образом, даже незначительные изменения на уровне шейного отдела позвоночника, положение костей черепа, а также их внутрикостные повреждения существенно влияют на функцию сосания, а в более старшем возрасте — сказаться на многих других функциях ребенка:

  • положение и тонус языка определяет, в том числе формирование прикуса.
  • нарушение в снабжении нервами языка и мягкого нёба, асимметрия тонуса мышц шейного отдела позвоночника могут быть причиной логопедических нарушений в старшем возрасте.
  • нарушение формирования лицевого скелета — к ЛОР патологиям.
  • к желудочно- кишечным проблемам
  • к задержке психомоторного развития.

Роль врача-остеопата заключается в создании всех необходимых условий для нормального функционирования организма ребенка, обеспечении максимальной подвижности макро- и микроструктур.

Все остальное, сам акт лечения — это прерогатива самого организма, обладающего поразительной способностью к самоисцелению. Именно поэтому после каждого сеанса остеопатии организм сам начинает настраиваться и саморегулироваться, а задача остеопата заключается в контроле и корректировке этого процесса.

Татьяна Васильева, остеопат, доктор остеопатии Европы.

Функция сосания

Киосов А.Ф, неонатолог, г. Челябинск: «Сосание соски приводит к уменьшению выраженности боли у новорожденного ребенка при проведении инвазивных манипуляций. Создает чувство защищенности у новорожденного ребенка. Способствует выработке внутренних, эндогенных, обезболивающих субстанций. В неонатологии используется «метод обезболивания сахарозой» (соска- пустышка смоченная сахарозой или глюкозой). Сосание пустышки у недоношенного ребенка способствует формированию сосания, глотания и дыхания, способствует становлению сосательного рефлекса».

Бертова Е.П, медицинский психолог, г. Санкт-Петербург: «Спасибо! Интересная статья, буду примеры из нее использовать в своей работе.Конечно наследственность может влиять, но мне кажется одну из основных ролей играет грудное вскармливание, а вернее его отсутствие. Сосание груди ребенком требует больших усилий, в следствии чего правильно развиваются челюсти.»

Мазнева М.С., медсестра, г. Батайск: «Хорошо. Мимические мускулы хорошо развиваются. Ребенок становится спокойнее. Это прямая связь с матерью.Все органы человеческого тела от начала до конца жизни человека непрерывно претерпевают ряд морфологических изменений, которые находятся в тесной зависимости от функции. Жевательный аппарат человека в младенческом возрасте особенно ярко отражает это единство формы и функции. В первое полугодие после рождения в полости рта ребенка еще нет зубов, и все элементы жевательного аппарата полностью и целиком приспособлены для акта сосания, необходимого при приеме грудного молока».

Тимошенко Ю.В., врач-педиатр, г. Казань: «Данная статья является интересной не только для врачей, но и для родителей. Одним из определяющих факторов для правильно развития челюстно-лицевого аппарата является, корректный выбор сосок и бутылок. В этом аспекте задача врача педиатра помочь родителям в этом сложном выборе. Дать верный совет и рекомендации в подборе соске для ребенка».

Тананыкина О.В., медсестра, г. Челябинск: «У здоровых детей сосательный рефлекс развит очень хорошо и не всегда короткое пребывание ребенка у материнской груди бывает достаточным, что бы удовлетворить свою потребность в сосании. А нахождение у груди ребенка длительное время, приводит к перееданию, что в свою очередь ведет к срыгиванию, коликам и другим нарушениям работы ЖКТ. В таком случае, ребёнка необходимо познакомить с соской. Если этого не сделать, то младенец начинает сосать палец, что в дальнейшем может привести к нарушению прикуса и к заторможенности в развитии, т.к.сосательный рефлекс должен угаснуть к 1г.6 мес. Нахождение соски у ребёнка можно контролировать и менять в зависимости от возраста. Если у ребенка тенденция к прогнатии (не достаточно развита нижняя челюсть), то можно выбрать соску для коррекции прикуса и уменьшить вероятность нарушения звукопроизношения».

Сакаева Г.Д., доцент кафедры детских болезней БГМА, г. Уфа: «Предоставленная статья очень полезна для пополнения знаний педиатров, стоматологов и врачей других специальностей. В данной статье приведены интересные результаты исследований вскармливания детей круглыми сосками и приближенными к физиологическим сосками NUK, приведены убедительные данные, свидетельствующие о четкой взаимосвязи процессов вскармливания детей первого года жизни обычными круглыми сосками с формированием нарушения прикуса в дальнейшем».

Ткалич О.В., врач-педиатр, г. Воронеж: «Статья замечательная, весьма познавательная! Портреты, факты — исторические, а также данные графические!Компании от педиатров уважение,От мам детишек соской восхищение!»

Закирова Ж.З., врач-педиатр, г. Уфа: «Статья позволяет распознать влияние формы соски на формирование прикуса ребенка, что является очень важным вопросом для родителей и детей. зная и применяя данную статью, мы можем предотвратить нарушения прикуса, что очень важно в эстетическом развитии лица ребенка, психологических проблемах, связанных с «необычностью» детей с нарушениями, и экономическом плане решения проблемы неправильного прикуса».

Некрасова Г.С., врач-педиатр, г. Краснодар: «Спасибо фирмам, которые стараются сделать вынужденное кормление из бутылочки приближенным к сосанию груди. Единственное, что мне до сих пор непонятно, зачем выпускают пустышки? Я понимаю ортопедическая соска для бутылочки, чтобы можно было покормить ребёнка, когда мама не может дать грудь, но какой смысл в пустышках? Когда ребёнок сосёт пустышку, он зациклен на сосательном рефлексе, и ни о какой пользе для его развития не только челюсти, но и интеллектуальном речи быть не может! Сколько детей, которые даже в 3-4 года приходят к врачу с соской во рту! Сколько мы видим, как матери пососут сами соску, потом ее дают своему ребёнку. Пустышки покупаются матерями для их же спокойствия, для меня пустышка — это кляп для ребёнка».

Быкова А.Ю., медсестра,  г. Воронеж: «Если ребенок находится на грудном вскармливании, в процессе сосания, его нижняя челюсть развивается и приобретает нормальную длину- формируется правильный прикус.При длительном кормлении грудью, свыше 18 месяцев следует держать формирование прикуса под контролем.Если же ребенок на искусственном вскармливании- нужно правильно выбрать соску анатомической формы, но слишком частое использование соски -пустышки- прямой путь к формированию неправильного прикуса.Так же очень важно чтобы ребенок дышал носом».

Башкирова Е.А., медсестра, г. Батайск: «Я думаю что, нужно создать на основе моделирования естественного вскармливания новорожденных биомеханическую модель искусственного вскармливания, позволяющую определить основные параметры этого процесса и приблизить их к параметрам естественного вскармливания».

Жукова О.Ю., медсестра, г. Челябинск: «Очень интересная статья. У моей сестры дочь сосала соску (круглую, тогда еще не были доступны другие) до 3 лет, это были 92-95 года, пока не пошла в садик. До того как зубы не начали меняться, не было заметно, что прикус неправильный, или просто не предавали этому значения, думая, что когда будут коренные, то все встанет на свои места. Но когда выросли коренные, неправильный прикус стал очень заметен (нижняя челюсть очень сильно ушла назад), и вот тут-то началось…. Хождение по ортодонтам, начались брекеты и ужасная боль… И таких 5 лет. Хорошо. что все закончилось хорошо, теперь у дочери прекрасная улыбка и ровные зубы. А ведь этого всего можно было избежать!!!! «Предупредить лучше, чем лечить» — и в данном случае это правда!Конечно это были времена, когда не было интернета и таких замечательных статей, да и сосок таких не было. Но времена меняются и в наше время можно дать своим детям только самое лучшее. У меня у самой пока нет детей, но когда появится малыш, то я обязательно вспомню эту статью и пойду покупать соску NUK. Еще раз спасибо Вам большое за статью)))».

Ковалева Е.А., врач-педиатр, г. Уфа: «При груд.вскармливании в процессе сосания помимо самого процесса насыщения организма ребенка пищей присутствует успокаивающее влияние,помимо этого тренируется язык,небо,лицевые мышцы,все это способствует в итоге правильному развитию ротовой полости.Для чего нужны Правильные пустышки ортодонтической формы?они как раз и способствуют успокаиванию младенца в тот момент,когда прикладывание к груди невозможно+ правильному движению языка,тренировке мышц челюстно-лицевого аппарата,как следствие физиологический тип сосания и правильное жевание потом,правильный прикус с ровными зубками, а в итоге в будущем правильному произношению звуков и разговорной речи. Помимо этого при прорезывании зубов особенно силиконовые соски и пустышки ортодонтической формы косвенно «работают» массажером десен младенца».

Санкина О.Е., врач-педиатр, г. Азов: «Очень полезная статья. Позволяет правильно объяснить родителям как правильно выбрать соску. интересная статья, имеющая практическое применение в повседневной работе с пациентами, помогает легко и просто объяснить матери преимущества грудного вскармливания, правильно подобрать соску ребёнку».

Никовнова Ю.Ю., медицинский психолог,г. Аксай: «Мой комментарий не совсем тематичен,он скорее из правовых основ! Почему рынок заполнен опасной продукцией масс маркета и на базе поликлиник и род домов не не проводятся исследования доказывающие опасность одних пустышек,бутылочек,смесей и безопасность других!? Совершенно все мои знакомые дети сосавшие соски и бутылки других производителей имеют неправильный прикус и выдвинутую вперед нижнюю челюсть».

Гребенщикова Ю.А.,медицинский психолог, г. Аксай: «Статья представляет интерес для специалистов в области педиатрии, акушерства. Важно, что авторы статьи понимают и принимают постулат о приоритете грудного вскармливания. Конечно, я считаю очень важным, что производители данного вида продукции руководствуются не только получением прибыли от продажи своего продукта, но и глубоко погружаются в проблему с большой заботой о малышах».

Федорова М.Н., врач-педиатр, г. Аксай: «Данная информация интересна для составления прогноза развития дизартрий у детей, которые в дальнейшем имеют определенное влияние на обучаемость и успехи в усвоении школьных навыков».

Савина М.П., фармацевт, г. Новочеркасск: «Ортодонтическая форма соски имеет формообразующую силу,этот фактор является определяющим в формировании типа сосания,как при грудном вскармливании».

Шергина Д.Г., врач-педиатр, г. Уфа: «Естественно грудное вскармливание это прекрасно, но к сожалению, не все мамы готовы кормить грудью, а некоторые кормят сцеженным молоком, в силу их занятости.Идеальным изобретением стала соска NUK, которая имитирует грудь матери, что непосредственно влияет положительно для строения челюстно-лицевого аппарата, а также ребенок не отвыкает от грудного вскармливания. Мама спокойно может сцеживать грудное молоко в бутылочку и ей не стоит бояться, что ребенок не возьмет ее грудь спустя определенное время.Очень удобно тем матерям которые кормят смесями, т.к. челюстно-лицевой аппарат будет формироваться правильно.А формирование челюстно-лицевого аппарата — это залог успеха развития речевой функции и социальной адаптации».

Жильцова С.С., медсестра, г. Москва: «Признательна за хорошую и нужную статью. Хорошо, что есть фирма которая заинтересована в исследовании и устранении проблем детей связанных с вскармливанием и заботой о сохранении правильного прикуса после рождения ребёнка. Спасибо».

Сухих Я.Н., медсестра, г. Таганрог: «Спасибо огромное за статью, очень интересно было узнать о истории сосок- пустышек, что мешочки льняные наполненные маком или медом и это и были в то время соски. В очередной раз понравились статья о пользе грудного вскармливания, и благодаря статье будем рекомендовать правильные соски фирмы NUK, ведь здоровье наших детей во главе всего».

Комарова О.Н, врач-педиатр, ст.научный сотрудник  НИКИ педиатрии, г. Москва: «Статья является актуальной как для врачей-педиатров, так и для родителей. Помимо формирования правильного прикуса, применение «правильных» сосок, повторяющих форму материнского соска, действительно способствует легкому, незаметному для ребенка переходу от соска к соске, и наоборот, при кормлении из груди и бутылочки. Это своеобразная поддержка грудного вскармливания, которая на сегодняшний день очень важна для ребенка на первом году жизни».

Тихенко Г.А., провизор, г. Новочеркасск: «Статья интересная по своему научному анализу, в ней четко обоснованы причины, приводящие к формированию неправильного прикуса у младенцев, показана важность естественного вскармливания детей. Показательно, что изучением этих вопросов ученые ( стоматологи, ортодонты, педиатры) занимались еще в xv веке. Считаю, что с данной статьей и аналогичными ей необходимо знакомить будущих мам на этапе подготовки к родам. Тогда и не придется исправлять прикус у детей в будущем».

Смольнова И.В., медицинский психолог, г. Ростов-на -Дону: «Лично для меня данная информация является уже известной. Стоматологи, не заинтересованные в продвижении различных брендов сосок подтвердили мне ранее, что правильное кормление из бутылочки действительно имеет значение для здорового развития челюсти и жевательного аппарата ребёнка. Использование сосок-пустышек у детей с неудовлетворённым сосательным рефлексом, например, находящихся на искусственном вскармливании, является (по мнению тех же стоматологов) более приемлемым, чем использование ребёнком других находящихся в зоне его доступности предметов (палец, части его одежды и др.). Хотя соски ортодонтической формы и позволяют удовлетворить сосательный рефлекс младенца и избежать деформации верхней челюсти, однако по каким-то причинам некоторые дети выбирают другую форму соски. Несмотря на то, что информация для меня не новая, я с удовольствием буду использовать материалы данной статьи в своей работе».

Ранняя… — Центр фізичної реабілітації «Крок за Кроком»

Ранняя реабилитация — ВАЖНО знать!!!

Сразу хотим оговориться – возможно Вы все перечисленное ниже уже знаете, или, по крайней мере, слышали об этом. Но, к сожалению, очень часто происходит странная вещь – мы упорно не хотим замечать какие-либо отклонения от нормы у своих малышей. Пройдя реанимацию, ИВЛ, детскую патологию – мы оказываемся в своем уютном, домашнем мирке и убаюкиваем себя фразой, что самое страшное уже позади, главное вес начал набирать, скоро сядет, возможно поползет, и обязательно встанет на ножки самостоятельно, но позже (нужное подчеркнуть). Нет – сам не сядет и не поползет, и, тем более не встанет, если именно Вы и только Вы, не посмотрите правде в глаза не поможете маленькому крохе справится с серьезным препятствием на его пути к счастливой жизни.

А теперь немного теории:

Рефлексы новорожденных – это жизненно необходимые навыки для малышей. Сразу после рождения кроха не совсем беспомощен, у него есть ряд умений и способов поведения, которые и основаны на врожденных рефлексах. Некоторые рефлексы жизненно необходимы (например, сосательный рефлекс), другие не играют такой фундаментальной роли, но по ним врач (педиатр, неонатолог) оценивают уровень развития малыша, а так же по ним можно заподозрить отклонения в его развитии. Некоторые рефлексы, которые уже есть у новорожденного, сохраняются на всю жизнь (например, роговичный рефлекс, который проявляется миганием на любое прикосновение к роговице глаза). Иные рефлексы носят транзиторный характер и угасают через несколько месяцев.

ОСНОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ НОВОРОЖДЕННОГО:

1. Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля).
Этот рефлекс относится к оральным (ротовым автоматизмам) и исчезает к 3-4 месяцам. Он заключается в следующем: при поглаживании уголка рта новорожденного он поворачивает голову в сторону раздражителя и открывает рот. Есть еще несколько разновидностей этого рефлекса. Например, при надавливании на середину нижней губы малыш опускает нижнюю губу, открывает рот и сгибает голову. Если рефлекс не угасает к 3 месяцам, то требуется исключение патологии со стороны головного мозга. Так же следует отметить, что прикосновение должно быть легчайшим, в противном случае (при ощущении дискомфорта) малыш отвернет голову и может заплакать. Лучше всего проверять уголком мягкой пеленки или чем-то очень мягеньким и плюшевым.


2. Хоботковый рефлекс.
Так же относится к оральным автоматизмам. Он присутствует у всех новорожденных и так же угасает к трехмесячному возрасту. Вызывается он следующим образом: при легком прикосновении пальцем по верхней губе малыша у него вытягивается рот в виде своеобразного «хоботка». Если рефлекс не исчезает к 3 месяцам, так же требуется обследование для исключения патологии со стороны головного мозга.

3. Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина.
Еще один рефлекс из серии оральных автоматизмов. Он заключается в надавливании пальцем на ладонь малыша, что вызывает открытие рта малыша и движение головы вперед. Особенно хорошо рефлекс выражен, когда ребенок хочет есть. В норме рефлекс угасает к 2-3 месяцам. Отсутствие рефлекса, его асимметрия свидетельствуют о проблемах со стороны нервной системы (так же как и сохранение рефлекса у ребенка старше 3 месяцев). Особенно это характерно для родовых травм шейного отдела позвоночника.

4. Сосательный рефлекс.
Пожалуй, это единственный рефлекс, отсутствие, которого может заставить паниковать любого родителя. И это верно – сосательный рефлекс необходим для выживания ребенка, но, к сожалению, именного его наличие очень часто дает чувство лжного успокоения. Итак, сосательный рефлекс — хорошо выражен у всех здоровых младенцев, он определяет степень зрелости малыша. Сосание сложный физиологический акт, за который отвечают 5 пар черепных нервов. Сосательный рефлекс несколько ослабевает сразу после кормления, а через полчаса вновь оживляется. Слабый сосательный рефлекс говорит о поражении головного мозга, а так же либо же поражении одного из черепных нервов.


5. Хватательный рефлекс.
При прикосновении к ладони малыша он сгибает пальцы и захватывает предмет в кулак. В норме рефлекс хорошо выражен у всех новорожденных. Иногда рефлекс настолько силен, что новорожденного можно приподнять вверх (рефлекс Робинзона). Так же этот рефлекс можно вызывать и со стороны нижних конечностей – надавливание пальцем на область подушечки стопы вызывает сгибание пальцев. Рефлекс угасает к 3-4 месяцам. В дальнейшем на его основе формируется произвольное захватывание предметов. Асимметрия или слабость этих рефлексов возможно сигнализируют о проблемах со стороны шейного отдела позвоночника.


6. Рефлекс Моро.
Один из рефлексов спинального автоматизма. Вызывается различными приемами: ударом по поверхности, где лежит ребенок в 15 см от его головы, приподниманием разогнутых ножек младенца над поверхностью, хлопком в ладошки. Существует 2 фазы рефлекса, в первой фазе ребенок распрямляет руки, разводя их в сторону и растопыривая пальцы. А во второй фазе возвращает руки в исходное положение. Рефлекс выражен сразу после рождения. Он может отсутствовать у детей с внутричерепной травмой. При родовых травмах шейного отдела позвоночника (акушерский парез руки) он будет асимметричным (не одинаковым с двух сторон). Честно предупреждаем – очень часто проверка этого рефлекса вызывает громкий плач, так что не злоупотребляйте. И еще – этот рефлекс не критичен для выживания, и можно было бы, не обратить на его отсутствие внимания, но он ДОЛЖЕН быть и если ребенок не демонстрирует его – это серьезный повод задуматься.
Рефлекс должен угаснуть к 3-4 месяцу.

7. Рефлекс Галанта.
Так же рефлекс спинального автоматизма. Вызывается раздражением кожи вдоль позвоночника, в ответ на раздражитель младенец выгибается, образуя дугу. При этом нога на стороне раздражителя разгибается в тазобедренном суставе. Рефлекс присутствует с 5-6 дня жизни, и должен угаснуть к 3-4 месяцу. У детей с поражением нервной системы он ослаблен или вовсе отсутствует.

8. Рефлекс опоры и автоматической ходьбы новорожденных.
Ребенок при нахождении в вертикальном положении сгибает ноги в коленных и тазобедренных суставах. Но если поднести его стопы к опоре, то ножки распрямляются и малыш может «стоять» на поверхности на полной стопе. Если малыша наклонить вперед, то он станет осуществлять шаговые движения. Перекрещивание ножек при автоматической ходьбе на уровне нижней трети голеней не является патологией, так как тонус сгибателей у новорожденного выражен больше. В норме рефлексы угасают к 1-1,5 месяцам. У малышей, родившихся в асфиксии, или с внутричерепной травмой эти рефлексы угнетены или отсутствуют. Если у ребенка есть поражение центральной нервной системы (ДЦП), то опора и автоматическая походка задерживаются надолго.

9. Рефлекс ползания Бауэра.
Для оценки этого рефлекса малыша укладывают на живот, он будет выполнять ползающие движения. Если приставить ладонь к стопам крохи, то он будет отталкиваться от нее. Рефлекс становится выражен к 3-4 дню жизни и сохраняется до 4 месяцев. У новорожденных с травмами спинного мозга, при внутричерепных кровоизлияниях и у малышей, родившихся в асфиксии, этот рефлекс ослаблен или асимметричен. При заболеваниях ЦНС рефлекс сохраняется до 12 мес.

10. Защитный рефлекс.
Заключается в том, что при выкладывании малыша на живот он рефлекторно поворачивает голову. Рефлекс присутствует с первых часов жизни. У новорожденных с поражением ЦНС рефлекс угнетен, малыш даже может задохнуться, если не повернуть ему голову. У детей с церебральным параличом наоборот отмечается подъем головы, и даже ее запрокидывание.

Мы не будем приводить все рефлексы, которые присутствуют у новорожденных. Мы рассмотрели только самые основные, которые могут проверить и сами родители. Заложенная генетически программа развития и угасания рефлексов достаточно четкая. Следует также учесть, что у недоношенных детей угасание вышеперечисленных рефлексов может произойти позже, т.е. поправку на незрелость ребенка при рождении давать необходимо. Но как всегда есть но, эта поправка четко соотносится со степенью недоношенности и никак иначе. Т.е., если ребенок родился на 31-32 неделе, то рефлекс ползания должен исчезнуть не позднее 6-7 месяцев.
Ниже мы привели таблицы с более полным перечнем основных безусловных рефлексов и примерными сроками их угасания:

Важно помнить – ресурсы Вашего крохи огромны, и в большинстве случаев – единственное и главное условие для полноценной жизни малыша – ранняя и правильная диагностика возможной проблемы и если врач, указывает на, пусть даже незначительную, по вашему мнению, проблему – немедленная реакция со стороны родителей. Именно ранняя реабилитация может оказаться тем решающим фактором, который позволит забыть все невзгоды, которые постигли вас при рождении.

Использование нейропротекции в лечении новорожденных детей с задержкой функционального развития ЦНС

 

 

О.В. Ковальчук-Ковалевская, И.И. Евсюкова,
Научно-исследовательский институт акушерства и гинекологии имени Д.О. Отта РАМН,
г. Санкт-Петербург

В последнее десятилетие наблюдается рост рождения детей с задержкой внутриутробного развития (ЗВУР), у которых не только затруднен процесс ранней постнатальной адаптации, но и высока частота отсроченных патологических состояний, особенно центральной нервной системы (ЦНС) [1-3]. Такие дети чаще страдают дефицитом внимания и гиперактивностью, нервно-психическими расстройствами, отличаются высокой агрессивностью и затрудненной социальной адаптацией [4-7]. В России в 2010 г. частота рождения детей с ЗВУР составила 79,5 случая на 1 тыс. доношенных и 221,7 случая на 1 тыс. недоношенных детей, а заболеваемость нервной системы у детей от 0 до 14 лет увеличилась на 18% по сравнению с 2009 г. [8]. Поскольку истоки болезней ЦНС в большинстве своем кроются в патологии антенатального и раннего постнатального периодов развития ребенка, встает проблема ее своевременного выявления и адекватного лечения.

В многочисленных исследованиях показано, что при осложнении беременности хронической плацентарной недостаточностью плод испытывает неблагоприятное воздействие гипоксии, в зависимости от длительности которой наблюдается как задержка его роста и массы тела, так и формирование функций ЦНС [9-12]. При этом среди новорожденных с ЗВУР есть дети, у которых выявляется равномерное или диссоциированное отставание от положенного к определенному гестационному возрасту становления постурального, активного, пассивного тонуса и физиологических рефлексов, а также имеются количественные и качественные нарушения циклической организации сна, особенно его парадоксальной фазы, необходимой для развития интеллекта [13, 14].

Известно, что в механизмах морфофункционального развития мозга в раннем онтогенезе основная роль принадлежит пептидергической регуляции, которая осуществляется путем сложного комплекса молекулярно-генетических и биохимических изменений [15-17]. Пептидная система межклеточной сигнализации – наиболее многочисленноа (открыто более 600 природных нейропептидов) и полифункциональна [18]. Малые и средние регуляторные пептиды (в том числе и нейропептиды, содержащие до 50 аминокислотных остатков) широко представлены в мозге, где выполняют функции нейромедиаторов, передающих сигнал в пределах синапса, а также функционируют как нейромодуляторы, оказывая облегчающее или тормозное влияние на состояние нейрона.

В условиях длительного воздействия хронической гипоксии происходит дезорганизация этой системы регуляции, что может вести к деструктивным нарушениям клеточных структур и межклеточных взаимосвязей и, следовательно, к задержке становления функций ЦНС [19-21]. В связи с этим важным является своевременное использование с заместительной и/или стимулирующей целью экзогенных пептидов, среди которых особого внимания заслуживают низкомолекулярные пептиды – цитомедины, обладающие тканеспецифичностью. К таким пептидам относится препарат кортексин («Герофарм», РФ), который способствует регенерации и дифференцировке нервной ткани, нормализации деятельности нейронов головного мозга и циклической организации сна [22-24]. Использование препарата в комплексной реабилитации детей с перинатальными поражениями ЦНС гипоксического генеза ускоряло формирование функций зрительного, слухового восприятия, импрессивной речи, двигательных и коммуникативных функций, приэтом эффективность зависела от возраста пациентов на момент начала лечения [25-27].

Следует отметить, что сведения об эффективности кортексина многочисленны, но в основном касаются его применения у взрослых, а также у детей при различных формах детского церебрального паралича, последствиях черепно-мозговых травм, эпилепсии, задержке психомоторного и речевого развития, синдроме дефицита внимания и гиперактивности [28-31]. Так, было проведено исследование, цель которого – изучить влияние монотерапии кортексином на формирование тонических и рефлекторных реакций в ранний неонатальный период жизни у детей, внутриутробное развитие которых протекало в условиях хронической гипоксии, что привело к отставанию функционального развития ЦНС.

Кортексин использовали в ранний неонатальный период жизни в лечении 18 доношенных и 23 недоношенных детей. Препарат вводили внутримышечно в дозе 0,5 мг/кг в течение 10 дней. Клиническое состояние новорожденных оценивали в динамике в сопоставлении с результатами лабораторных исследований (анализ крови, кислотно-основного состояния). Учитывали показатели нейросонографии (НСГ), электро-/эхокардиографии и рентгенограммы черепа, а также данные микробиологических и вирусологических исследований, включавших выявление грамотрицательной и грамположительной флоры, микоплазм, хламидий, вирусов простого герпеса, цитомегалии. Проводили гистологическое исследование плаценты. Наличие и тяжесть неврологических нарушений у детей определяли с помощью балльной системы (табл. 1).

 

Оценку соответствия гестацонного возраста постурального, пассивного и активного тонуса, а также рефлекторных реакций проводили до и после лечения кортексином, используя таблицы C. Amiel-Tisson (1974) и S.A. Dargassies (1974). Выделяли равномерное отставание формирования функций ЦНС и диссоциированную задержку, когда формирование рудиментарных безусловных рефлексов отстает в большей степени по сравнению с развитием тонических реакций [13]. Было установлено, что при наличии задержки внутриутробного развития этих функций наблюдаются количественные и качественные нарушения циклической организации сна и отставание психомоторного развития ребенка на первом году жизни.

Статистическая обработка материала проведена с помощью программы StatSoft STATISTICA 6.1 Russia для персонального компьютера IP 166 MMX.

Данные о гестационном возрасте и антропометрических показателях детей, получавших кортексин, представлены в таблице 2.

 

Внутриутробное развитие всех детей протекало в условиях хронической гипоксии. Об этом свидетельствовали наличие у матерей анемии и осложнения беременности хронической плацентарной недостаточностью, причем в 50% случаев гистологическое исследование подтвердило хроническую субкомпенсированную плацентарную недостаточность, что привело к отставанию от положенной к сроку массы тела у 33,3% доношенных и 60,9% недоношенных детей. Кроме того, 9 детей перенесли легкую асфиксию при рождении (оценка по шкале Апгар на первой минуте – 4-6 баллов). У остальных детей оценка по шкале Апгар составила 7-8 баллов. Однако и у них имелась неврологическая симптоматика. В первый день жизни средний балл оценки функционального состояния ЦНС составил 7,8 у доношенных и 6,7 у недоношенных детей (рис. 1 и 2).


Равномерная (на 2 недели) задержка формирования постурального, пассивного, активного тонуса и рефлекторных реакций была выявлена у одного доношенного и у 11 недоношенных детей, на 4 недели и более – у 10 и 8 соответственно. Диссоциированная задержка формирования функций ЦНС имелась у 7 доношенных и у 3 недоношенных детей (рис. 3).

В процессе лечения кортексином произошло значительное улучшение общего состояния за счет снижения степени выраженности неврологических расстройств. Появление сосательного рефлекса как у доношенных, так и у недоношенных детей наблюдалось уже на 2-4-й день лечения. Кроме того, прекратились срыгивания, тремор конечностей, произошла нормализация сна, наблюдалось довольно быстрое формирование тонических и рефлекторных реакций. Из рисунков 2 и 3 видно, что уже к концу лечения они соответствовали концептуальному возрасту у 38,9% доношенных и у 59,1% недоношенных детей. Кроме того, число детей с отставанием формирования тонических и рефлекторных реакций на 4 недели сократилось среди доношенных с 55,6 до 11,1% (р < 0,05) и среди недоношенных с 36,4 до 4,6% (р < 0,05).

Диссоциированное развитие реакций после окончания лечения у детей отсутствовало. Особенно заметная динамика развития имела место у недоношенных детей.

Примером эффективности кортексина являются результаты лечения доношенного ребенка с ЗВУР (асимметричная форма III степени), у которого имелось не только отставание от должной для роста массы тела (< 3‰), но и диссоциированное развитие тонических и рефлекторных реакций. Доношенный мальчик родился от 1-й беременности, первых срочных родов. Мать страдает гипертонической болезнью I стадии, при этом беременность осложнилась гестозом и хронической плацентарной недостаточностью. Родился ребенок путем операции планового кесарева сечения в виду наличия рубцовой деформации шейки матки.

Оценка по шкале Апгар составила 7 баллов. Масса тела – 2160 г, рост – 48 см. Состояние ребенка с рождения было средней тяжести. Отмечался стойкий синдром угнетения функций ЦНС: гипотония мышц, отсутствие сосательного рефлекса, снижение двигательной активности. Оценка нарушений функций ЦНС составила 6 баллов (рис. 4). Формирование постурального, пассивного, активного тонуса отставало на 4, а рефлекторных реакций – на 6 недель (табл. 3). По данным НСГ, длительно сохранялась гиперэхогенность. Учитывая патологическую незрелость ЦНС, с 3-го дня жизни проводилась монотерапия кортексином в дозе 0,5 мг/кг в течение 10 дней.


 

После лечения тонические и рефлекторные реакции у ребенка стали соответствовать гестационному возрасту 36 недель, то есть произошел значительный регресс диссоциации и развития функций ЦНС. Оценка нарушений функционального состояния ЦНС равнялась 1 баллу за счет умеренной мышечной гипотонии. По данным НСГ, к 12-му дню жизни перивентрикулярная гиперэхогенность не определялась.

На фоне проводимой терапии общее состояние ребенка прогрессивно улучшалось и с 6-го дня жизни расценено как удовлетворительное. Минимальная масса тела на 3-й день жизни составила 2060 г, но была восстановлена уже к 6-му дню жизни. На 8-й день жизни ребенок был приложен к груди матери и на 13-й день жизни выписан в удовлетворительном состоянии с массой тела 2480 г под наблюдение участкового педиатра.

Таким образом, полученные данные, свидетельствующие об эффективности кортексина в лечении задержки функционального развития ЦНС у новорожденных, перенесших внутриутробно хроническую гипоксию, согласуются с имеющимися в литературе сведениями [32, 33]. Тот факт, что уже к концу терапии кортексином неврологический статус большинства детей, особенно недоношенных, соответствовал норме, указывает на важную роль пептидов в развитии функциональных систем в раннем онтогенезе человека [34]. Об этом свидетельствуют и ранее полученные данные об эффективности применения у детей с ЗВУР эпиталамина, который также способствовал снижению степени выраженности неврологических расстройств, быстрому восстановлению и развитию тонических и рефлекторных реакций, а также нормализации психомоторного развития ребенка на первом году жизни [35].

Механизм влияния низкомолекулярных пептидных биорегуляторов связан с уникальной особенностью пептидной регуляции гомеостаза – способностью осуществлять процессинг полипептидов, что позволяет путем активации пептидаз образовывать в нужном месте и в нужное время требуемое количество коротких пептидных фрагментов, обладающих более высокой биологической активностью, чем исходные соединения [15, 16, 36]. Можно полагать, что введенный в организм кортексин подвергается процессингу, в результате чего отщепляются определенные аминокислотные последовательности, необходимые для осуществления стимулирующего и модулирующего воздействия на клеточном и субклеточном уровнях. Экспериментальные исследования показали, что пептидные препараты проявляют тканеспецифическую активность, участвуя в активации хроматина и нормализуя ритм белкового синтеза [37, 38]. Полагают, что короткие пептиды, поддерживающие аутокринную регуляцию, являются миметиками и агонистами высокомолекулярных факторов транскрипции [18, 36]. Вместе с тем показано, что кортексин обладает антиоксидантной активностью, а оптимальное соотношение в его составе широкого спектра микроэлементов и витаминов потенцирует его нейромодулирующий и нейропротекторный эффект, что позволяет избежать дополнительного назначения этих средств в лечении новорожденных детей [15-17, 19].

Результаты исследований указывают на необходимость применения монотерапии кортексином у новорожденных детей различного гестационного возраста, перенесших хроническую гипоксию и имеющих задержку морфофункционального развития ЦНС. Объективным критерием такой задержки является отставание формирования постурального, пассивного, активного тонуса и физиологических рефлексов, оценка которых доступна любому неонатологу.

Литература

  1. Евсюкова И.И., Арутюнян А.В., Додхоев Д.С. и др. Механизмы задержки внутриутробного развития ЦНС ребенка при хронической плацентарной недостаточности // Журн. акуш. и жен. болезней. – 2010. – 59 (4). – С. 39-45.
  2. Пауэр М.Л., Шулькин Дж. Рождение ребенка, дистресс и риск болезней (Взаимодействие плаценты и мозга): Пер. с англ. Под ред. А.Д. Макацарии и В.О. Бицадзе. – М.: Триада-Х, 2010. – 260 с.
  3. Шайтор В.М. Отдаленные последствия перинатального повреждения нервной системы у детей (нейрофизиологические механизмы, ранняя диагностика и лечение): Автореф. дисс. … докт. мед. наук. – СПб., 2008.
  4. Пальчик А.Б. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных. М.: МЕДпресс-информ, 2009. – 253 с.
  5. Perrin M., Kleinhaus K., Messinger J., Malaspina D. Critical periods and the developmental origins of disease: an epigenetic perspective of schizophrenia // Ann NY Acad Sci. – 2010. – 1204. – E8-13.

Полный список литературы, включающий 38 пунктов, находится в редакции.

Педиатрия. – 2012. – Т. 91, № 6. – С. 129-134.

Когда малыш нуждается в помощи

В ТОГБУЗ «ГКБ им. Арх. Луки г. Тамбова» год учебы в Школе практического мастерства завершен. Заключительное занятие медицинских сестер больницы имени Архиепископа Луки был посвящен вопросам ухода за новорожденными и недоношенными детьми. Вела его старшая медицинская сестра отделения патологии новорожденных и недоношенных детей, медицинская сестра высшей квалификационной категории Татьяна Владимировна Балабаева.

 

Известно, что у новорожденного все основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, поэтому даже незначительные изменения условий окружающей среды могут привести к тяжелым нарушениям важнейших жизненных процессов. Все это диктует необходимость создания особых условий и специального ухода за новорожденными, особенности которого необходимо знать квалифицированной медицинской сестре.

 


Одним из «краеугольных камней» ухода за малышом, только что появившимся на свет, является пеленание. И хотя дискуссий на эту тему и сегодня предостаточно, пеленать ребенка необходимо. При этом нужно помнить, что одежда должна защищать новорожденного от большой потери тепла и в то же время не стеснять его движений и не препятствовать испарению с кожных покровов.


Доношенного новорожденного первые 2–3 дня пеленают с ручками, а в последующие дни при соответствующей температуре воздуха в палате ручки выкладывают поверх одеяла.


Общепринятый метод пеленания имеет следующие недостатки: насильственно изменяется физиологическая поза ребенка, стесняются его движения, затрудняется дыхание, нарушается кровообращение. Учитывая это, в родильных домах ввели специальную одежду для новорожденных. На ребенка надевают две кофточки с длинными рукавами (одну легкую, вторую фланелевую в зависимости от времени года). Затем его свободно заворачивают в три пеленки, оставляя открытой голову и руки, не стесняя ног. В таком виде новорожденного помещают в конверт из хлопчатобумажной ткани, в который вкладывают мягкое байковое одеяло, сложенное в 3 раза. В случае необходимости поверх конверта кладут второе байковое одеяло. При этом способе пеленания движения новорожденного не ограничиваются, и в то же время под одеждой лучше сохраняется тепло.


При пеленании ребенка кладут таким образом, чтобы верхний край пеленки доходил до подмышек. Подгузник помещают на промежность, после чего ребенка заворачивают в тонкую пеленку. Подкладывают полиэтиленовую пеленку (клеенку) размером 30×30 см (верхний край на уровне поясницы, нижний – до уровня колен). Затем ребенка заворачивают в теплую пеленку. При необходимости ребенка накрывают сверху одеялом. С 1-2-месячного возраста на время дневного «бодрствования» пеленки заменяют ползунками, с 2-3-месячного возраста начинают использовать памперсы (обычно на прогулках), которые меняют каждые 3 ч, а в 3-4 мес. когда начинается обильное слюнотечение, поверх распашонки надевают надгрудничек.


Суточное количество пищи, необходимое ребенку старше 7-8 дней, должно составлять 1/5 его массы.


Решающее значение для оценки достаточности количества молока, получаемого ребенком, имеют общее состояние ребенка и динамика кривой массы его тела.


Ежедневно при первом утреннем туалете (до первого кормления) детей нужно взвешивать. Масса тела ребенка в это время является основным показателем его физического развития.

 


Материнское молоко является самой лучшей пищей для ребенка 1-го года жизни, оно имеет ряд преимуществ. Грудное молоко содержит все необходимые для ребенка пищевые ингредиенты и притом в таких количествах и соотношениях, которые наиболее полно удовлетворяют в этот период все потребности интенсивно растущего детского организма.


Белки, жиры и углеводы в грудном молоке находятся в таком сочетании (1:3:6), которое создает оптимальные условия для их переваривания и всасывания.


Материнское молоко — это ничем не заменимая пища для ребенка 1-го года жизни. С практической точки зрения грудное вскармливание экономит время и силы матери. Кроме того, кормление грудью помогает матери восстановить здоровье после родов. Когда ребенок сосет, мускулы стенок матки энергично сокращаются, что помогает ей вернуться к нормальным размерам и положению.


В течение 1-го месяца жизни ребенка кормят 6-7 раз в сутки (днем перерывы между кормлениями 3 ч, ночью – 6 ч), с 1 до 5 мес. – 5-6 раз (днем паузы между кормлениями 3,5 ч, ночью 7 ч), с 5 мес. до 1 года – 5 раз (днем перерывы между кормлениями 4 ч, ночью 8 ч). Такой порядок кормления ребенка необходим для выработки рефлекторной фазы в процессе пищеварения. Постоянный режим кормления очень быстро приводит к тому, что у ребенка вырабатывается устойчивый рефлекс на время, а это способствует выделению пищеварительных соков.


При выхаживании недоношенных детей особое внимание должно быть обращено на организацию их вскармливания. При этом не следует забывать, что у недоношенных детей имеется повышенная потребность в основных пищевых веществах. Однако наряду с этим выражено несовершенство функциональных возможностей органов и систем, особенно системы пищеварения: малый объем желудка, слабое выделение пищеварительных соков, хлористоводородной кислоты, ферментов и др. Все это создает определенные трудности во вскармливании таких детей.


При наличии у недоношенного ребенка выраженного сосательного и глотательного рефлексов его можно прикладывать к груди матери, обеспечивая при этом тщательное медицинское наблюдение, так как акт сосания груди для многих недоношенных является значительной функциональной нагрузкой. Следует учитывать, что даже при активном сосании недоношенный ребенок не всегда может высосать из груди необходимое ему количество молока, поэтому необходимо обеспечить контроль за количеством получаемой ребенком пищи и докармливать его сцеженным грудным молоком.


При наличии глотательного рефлекса и слабо выраженном сосательном рефлексе ребенка следует медленно кормить из ложечки и пытаться кормить из соски.


У глубоко недоношенных детей отсутствует глотательный и сосательный рефлексы, потому они не способны самостоятельно питаться грудным молоком матери. Получают пищу такие дети через специальное устройство – зонд.


Есть два вида техники кормления через зонд. В первом случае зонд для кормления вводят только на одно кормление. Во втором – зонд вводят для многократных кормлений в течение нескольких дней.


Перед началом кормления на зонде ставят метку, до которой его вводят в желудок (измеряя длину от переносицы до конца грудины). Перед кормлением через зонд вливают немного молока – проверить его проходимость и удалить воздух, зонд вводят в заполненном состоянии.


Ребенку приоткрывают рот и вводят зонд до метки точно посередине языка, часто недоношенным детям зонд вводят через нос. Перед тем, как начать зондовое кормление, необходимо убедиться, что ребенок не кашляет и не задыхается, и зонд находится в желудке, а не дыхательных путях.


Через несколько минут после установки зонда к его верхнему краю присоединяют шприц, заполненный теплым грудным молоком или смесью. Если после кормления зонд не удаляют, то на его верхнюю часть помещают специальный зажим и фиксируют зонд лейкопластырем.


При появлении сильной рвоты или позывов на нее кормление нужно прекратить, во время кормления голову и тело ребенка нужно повернуть на бок. Если у недоношенного ребенка появится глотательный рефлекс, его кормят не только через зонд, но и начинают давать пищу через пипетку, постепенно подготавливая его к обычному кормлению.


Подводя итоги годичных занятий в Школе практического мастерства для медицинских сестер ТОГБУЗ «ГКБ им. Арх. Луки г. Тамбова», главная медицинская сестра учреждения Елена Юрьевна Еремина отметила:
– Обучение среднего медицинского персонала на рабочем месте способствует созданию стабильного кадрового потенциала, высокопрофессионального и хорошо мотивированного к выполнению задач, стоящих как перед отделением, так и перед учреждением в целом.


Новым сотрудникам, принятым на работу, занятия в Школе практического мастерства помогают быстрее освоиться на рабочем месте и, что наиболее важно, ощутить свою необходимость в реализации задач нашей клинической больницы. Именно такой подход способствует созданию мотивации у новичков, а значит, их желанию работать.


Школа практического мастерства – один из шагов в формировании единой политики сестринского дела. Она призвана создавать условия для профессионального роста и развития лидерских качеств у медицинских сестер, совершенствования сестринской практики и создания системы непрерывного образования.

 

проблем с сосанием | Клиника медицины усыновления

Сосательный рефлекс — одна из первых и наиболее примитивных реакций младенца на оральную стимуляцию. Когда щекочут губы или щеку, мышцы координируются, чтобы сформировать ответную реакцию сосания, чтобы ребенок мог сосать и координировать работу мышц, необходимых для проглатывания молока.

Рефлекс сосания формируется примерно на 6-8 месяце беременности (беременность). Способность координировать сосание и глотание (способность глотать молоко) формируется примерно в последние 2 месяца перед доношенными родами.Младенцы, рожденные недоношенными, у которых нет последних нескольких месяцев для развития до рождения, могут не иметь этого рефлекса и им может потребоваться помощь для кормления до тех пор, пока рефлекс не разовьется. Эта помощь может включать трубку из носа в желудок для доставки молока. Недоношенному ребенку могут потребоваться недели, чтобы научиться выносить все кормления самостоятельно. Недоношенные младенцы обычно приближаются к ожидаемой дате родов к тому времени, когда они понимают, как самостоятельно сосать и глотать.

В то время как у недоношенных детей может быть причина плохого сосательного рефлекса, у доношенных детей и детей старшего возраста рефлекс должен присутствовать.Даже у детей с травмами спинного мозга сосательный рефлекс обычно сохраняется. 1 Таким образом, поскольку этот рефлекс присутствует даже при неврологической травме у доношенных детей с проблемами сосания, это может указывать на более серьезные и серьезные неврологические проблемы. Исследования показали, что у младенцев с плохим или отсутствующим сосательным рефлексом обычно наблюдается умеренная или значительная перинатальная гипоксическая ишемическая энцефалопатия (недостаток кислорода во время рождения). 2 Пожалуйста, обратите внимание, что истинная гипоксическая ишемическая энцефалопатия определяется в соответствии с американскими стандартами и сильно отличается от терминов, используемых без разбора во многих восточноевропейских направлениях.Множественные врожденные синдромы связаны с плохим рефлексом сосания, обычно отмечаемым вскоре после рождения.

Возраст на момент направления важен при рассмотрении диагноза проблем с сосанием. Если ребенок еще очень молод и ему предстоит пройти не так уж много вех, тогда ребенок с проблемами сосания подвергается ряду рисков для своего будущего потенциала. У более старшего ребенка с историей проблем с сосанием, если проблемы разрешились и ребенок процветает, в этот момент не будет никаких опасений относительно долгосрочного потенциала ребенка.

Сводка

Сосательный рефлекс: основной и примитивный рефлекс, который должен присутствовать у всех неврологически нормальных младенцев. Широкий спектр, но тяжелые формы — это те, которые могут быть упомянуты в предварительном обращении
Способность сосать и координация могут быть плохими у недоношенных детей
Также может быть признаком повреждения мозга и / или синдрома, который может ограничить будущий потенциал ребенка .

Список литературы

  1. Lanska MJ, Roessmann U, Wiznitzer M. Магнитно-резонансная томография при родовой травме шейного отдела спинного мозга.Педиатрия. 1990; 85 (5): 760.
  2. Caravale B, Allemand F, Libenson MH. Факторы, позволяющие прогнозировать судороги и неврологический исход перинатальной депрессии. Pediatr Neurol. 2003; 29 (1): 18-25.

Нам важно ваше мнение!

Пожалуйста, заполните этот опрос по темам здоровья для предоптивных родителей

Обзор сосательного рефлекса у новорожденных

Сосательный рефлекс, вероятно, один из самых важных рефлексов вашего новорожденного.Он сочетается с рефлексом укоренения, при котором новорожденный ищет источник пищи. Когда он его находит, сосательный рефлекс позволяет ему сосать и глотать молоко.

Ваш ребенок делает это, не задумываясь об этом, потому что это врожденный инстинкт, который на самом деле его успокаивает. Однако у некоторых младенцев с этим немного больше проблем. Есть простой способ проверить сосательный рефлекс вашего ребенка и что вы можете сделать, чтобы справиться с проблемами сосания.

Рефлекс сосания

Сосательный рефлекс — один из семи естественных рефлексов новорожденных, в том числе рефлекс Моро, хватательный рефлекс, укорененный рефлекс, шаговый рефлекс и рефлекс фехтования.Они необходимы в их первые несколько недель и месяцев жизни. По прошествии месяцев они начинают сознательно выполнять действия и становятся способными контролировать их по мере их развития.

Сосательный рефлекс важен для кормления. Младенцы начинают практиковать его еще в утробе матери, и он становится полностью развитым к 36 неделе. Вот почему вы могли мельком увидеть, как ваш ребенок сосет большой палец или руку на УЗИ. Это своего рода разминка для реального мира.

Хотя вы можете думать о сосании как о простом процессе, на самом деле это происходит в два этапа.Сначала ребенок держит сосок между языком и небом. Затем он фактически начнет сосать, двигая языком вверх и вниз. Действие — это «сцеживание» молока, которое поставляет пищу.

Проверить рефлекс сосания

Если вы прикоснетесь пальцем, соской или соской к небу ребенка, он инстинктивно начнет сосать. Примерно в возрасте 2–3 месяцев такое сосание будет результатом сознательного усилия, а не рефлекса.

Имейте в виду, что каждый раз, когда у вашего ребенка проявляется этот рефлекс, это не обязательно означает, что он голоден.Сосание само по себе успокаивает и приносит удовольствие.

У младенцев также есть рефлекс рукопожатия, когда они могут сосать пальцы или руки.

Грудное вскармливание

Некоторые матери медленно начинают кормить грудью, и это может быть связано с тем, что вы не запускаете сосательный рефлекс.

В рот ребенку должен входить не только сосок, но и значительная часть ареолы. Если вы держите во рту только кончик соска, он может оказаться недостаточно далеко назад, чтобы стимулировать сосание. рефлекс.Кроме того, молочные пазухи не будут должным образом сжаты языком и челюстью вашего ребенка.

Недоношенные и проблемы с сосанием

У недоношенных детей может быть слабая или незрелая сосательная способность, потому что рефлекс еще не полностью сформирован. Вы можете заметить ряд проблем с сосанием, в том числе:

  • Неорганизованный или неэффективный характер сосания
  • Ослабленное манжетное уплотнение
  • Нарушение формы или движения языка
  • Нарушение стабильности внутренней щеки
  • Нарушение синхронизации сосания и глотания с дыханием

Последний пункт является частью осложнения, которое поражает недоношенных детей, известного как детский респираторный дистресс-синдром (РДС).Младенцы с RDS испытывают трудности с синхронизацией сосания, глотания и дыхания. Это может негативно сказаться на кормлении, поскольку они не выдерживают длительного кормления и быстро утомляются. В результате новорожденный может подвергаться риску плохого питания.

Сосательный рефлекс часто развивается у недоношенных детей в течение первых нескольких недель, даже к тому времени, когда они достигают своего первоначального срока. А пока их кормят через питательные трубки. Исследователи продолжают изучать сосательный рефлекс и его связь с глотанием и дыханием.Есть надежда на разработку возможных методов лечения, которые помогут недоношенным детям лучше развить этот важный навык.

Слово Verywell

Знание того, как работает сосательный рефлекс, может помочь вам решить любые проблемы с грудным вскармливанием, которые могут возникнуть у вашего ребенка. Иногда такие простые вещи, как смена позиции, могут иметь большое значение. Если у вас есть вопросы или вы обеспокоены тем, что ваш ребенок не получает достаточно еды, обратитесь к врачу. Возможно, вам даже пригодится консультант по грудному вскармливанию.

Рефлекс укоренения у младенцев: причины, симптомы и тесты

Последнее обновление

Рождение ребенка — трудный процесс, и если вы впервые становитесь мамой, то вас ждут много новых перемен. В первые несколько недель после родов вы узнаете о реакциях своего новорожденного. Когда ваш малыш родится, вы заметите, что большинство его действий в течение первых нескольких недель либо рефлекторно, либо вызвано стимулами.Например, автоматический рефлекс вашего ребенка, когда вы кладете ему палец в рот, — это сосать палец. Эти рефлексы помогают вашему ребенку ориентироваться в мире и изменениях в его жизни.

Что такое рефлекс укоренения?

Один из критических рефлексов, с которым рождается ваш ребенок, называется рефлексом укоренения. Когда вы гладите ребенка по щеке или рту, он побуждает его повернуть голову в том же направлении. Это называется рефлексом укоренения и является важным рефлексом, который помогает вашему ребенку находить сосок во время кормления.Ваш ребенок сначала будет перебирать голову из стороны в сторону, пытаясь найти сосок. К трем-четырем неделям она повернет голову и положит рот на кормление.

Как проверить рефлекс укоренения у младенцев

Очень важно проверить рефлексы вашего ребенка и определить, сильны ли они, особенно рефлекс укоренения. Лечащий врач вашего ребенка сначала уложит его на мягкую подушку, а затем нежно поглаживает его щеку или рот. Ваш малыш отреагирует положительно, повернув голову в ту сторону, откуда было нанесено поглаживание.Затем ваш ребенок продолжит это действие, открывая рот в поисках соска.

Как работает рефлекс укоренения?

Рефлекс укоренения новорожденного также известен как поисковый рефлекс, поскольку это, вероятно, естественный способ помочь младенцам найти источник пищи — сосок или бутылочку для кормления. Этот непроизвольный стимул вашего ребенка поможет ему открыть рот всякий раз, когда инициируется связанное с ним действие, например, поглаживание щек или рта. Родители, вам нужно быть осторожными, так как иногда вы можете ошибочно принять это движение за знак того, что ваш ребенок голоден, несмотря на то, что он покормил ее и ее желудок был сытым.

Как долго у младенцев есть рефлекс укоренения?

Рефлекс укоренения длится примерно три-четыре месяца, пока ваш ребенок приспосабливается к своим новым рефлексам и привыкает к связанным с ними стимулам. Он исчезнет постепенно, но не беспокойтесь, если вашему ребенку понадобится еще несколько месяцев, чтобы перестать реагировать на раздражитель.

Что такое сохраненный рефлекс укоренения?

Рефлекс укоренения у младенцев исчезает примерно через четыре месяца. Однако, если он не исчезает, это называется сохраненным рефлексом укоренения.Обычно сохраненный рефлекс новорожденного (будь то рефлекс укоренения или любой другой) означает задержку в развитии.

Симптомы сохраненного рефлекса укоренения

Когда младенцы не перестают реагировать на свои рефлексы укоренения, может возникнуть множество проблем. Вот некоторые из них:

  • Язык ребенка может высовываться вперед
  • Крайняя или гиперчувствительность вокруг рта
  • Проблемы с твердой пищей и текстурой пищи
  • Сосание большого пальца
  • Проблемы с речью и артикуляцией
  • Проблемы при жевании и глотании пищи
  • Слюни
  • Гормональный дисбаланс

Что делать, если у младенцев отсутствует рефлекс укоренения?

Отсутствие надлежащей интеграции рефлекса укоренения может вызвать множество проблем и затруднений по мере взросления вашего ребенка.Могут возникнуть проблемы, связанные с речью, письмом, расстройствами пищевого поведения и гормональным дисбалансом. Если ребенок не преодолевает эти рефлекторные стимулы, это может сигнализировать о некотором повреждении нервной системы или мозга.

Что вызывает отсутствие рефлекса укоренения?

Поскольку отсутствие рефлекса укоренения у младенцев может привести ко многим проблемам, было проведено множество исследований причин, по которым у младенцев отсутствует надлежащий рефлекс укоренения.

  • Преждевременные роды
  • Неврологический дефицит
  • Неврологическая травма
  • Повреждение центральной нервной системы от приема лекарств матерью

Вам всегда нужно следить за тем, как ваш ребенок реагирует на различные действия и раздражители, поскольку это поможет вам понять, как ваш ребенок развивает свои чувства и рефлексы.Уход за новорожденным может быть сложной задачей, но есть много информации, которая поможет родителям научиться и подготовиться к этому этапу. Если вы видите, что ваш ребенок не реагирует на ваши прикосновения или вы беспокоитесь о его здоровье, обратитесь к педиатру, чтобы решить ваши проблемы.

Также читайте : Распространенные рефлексы новорожденных у младенцев

Рефлекс укоренения и сосания — Блог центров здоровья семьи и друзей

Мы много слышим о языках, вызывающих проблемы с кормлением, а затем и с речью, но как насчет рефлексов укоренения и сосания? Оба рефлекса помогают младенцу находить пищу и кормиться.Это два наиболее распространенных примитивных рефлекса. Примитивные рефлексы — это группа рефлексов, которые присутствуют на ранних стадиях младенчества и должны исчезнуть (интегрироваться) в течение первого года жизни. Если рефлексы укоренения и сосания сверхактивны или недостаточны, они могут затруднить кормление грудью. Если один или оба этих рефлекса сохраняются в течение последних 4 месяцев, они также могут привести к проблемам с речью и питанием. Оба этих рефлекса возникают между 18 и 28 неделями внутриутробного развития и должны полностью интегрироваться к тому времени, когда ребенку исполнится четыре месяца.

Сосательный рефлекс состоит из сосущих движений губ при их поглаживании или стимуляции. Рефлекс укоренения вызывается легким прикосновением к щеке или краю рта. Реакция укоренения заключается в том, что младенец открывает рот, а язык высовывается с той же стороны, которая стимулируется. Оба рефлекса важны для ребенка, чтобы он мог есть. Сосательный и укорененный рефлексы помогают развивать движения рта и мышцы для еды, а затем и речи. К четырем месяцам у младенцев должны развиться движения и мышцы, которые больше не нуждаются в рефлексе и позволят рефлексу интегрироваться.Однако, если рефлекс не интегрируется, это может привести к проблемам, которые затрудняют прием пищи и речь.

Дети с расстройствами пищевого поведения, усугубленными рефлексом укоренения, будут иметь постоянное желание что-то взять во рту, но часто чувствительны к текстуре. В конечном итоге именно они всегда жуют что-то пластиковое, пускают слюни или изо всех сил пытаются правильно сформулировать свои слова. Сохранение рефлекса укоренения может привести к тому, что язык окажется во рту слишком далеко вперед. Это может вызвать затруднения при глотании и пережевывании пищи.

Сохранение симптомов рефлекса укоренения / сосания:
  • Язык лежит слишком далеко вперед
  • Гиперчувствительность вокруг рта
  • Затруднения с консистенцией и твердой пищей
  • Сосание большого пальца
  • Проблемы с речью и артикуляцией
  • Затруднения при глотании и жевании
  • Проблемы с подвижностью при разговоре

Устойчивый и сосательный рефлексы тесно связан с ладонным хватательным рефлексом, который является еще одним примитивным рефлексом.Рефлекс ладонного захвата — это рефлекс, при котором руки смыкаются при поглаживании или стимуляции. Поскольку эти рефлексы тесно связаны, рука и рот могут влиять друг на друга. Например, это может вызвать проблемы с речью при письме или плохой почерк при жевании чего-то вроде жевательной резинки.

Если вы считаете, что у вас может быть корневой или сосательный рефлекс, вам следует обратиться к профессионалу. Набор простых упражнений может помочь рефлексу интегрироваться. Интеграция сохраненных примитивных рефлексов помогает уменьшить или устранить симптомы, связанные с ними.

предикторов плохого сосания у новорожденных, родившихся на сроке 37 недель и позже, с акушерской точки зрения: пятилетнее обсервационное исследование.