значение, происхождение имени Римма, приметы имени и поздравления
Именины: Римма
Подробное описание:
Происхождение: Старое, редкое имя, происходит от названия города Рим.Талисман: ЛимонЦвет: ЛимонныйКамень: ОпалЗнак зодиака: Имя подходит Козерогу и РыбеГармоничные отношения: Кирилл, Константин, Михаил, Олег, СергейПридётся потрудиться: Владислав, Всеволод, Геннадий, Иван, Роман, СтепанЕще немного интересного об имени:
День ангела: имя Римма один раз в году отмечает именины: Это имя, подобно Инне, некогда было мужским, поэтому в православных святцах упоминается: 2 февраля (20 января) : Св. мученик Римма, родом славянин, был учеником Св. апостола Андрея; скончался мученически в I в. Приметы имени: Второй день февраля весну показывает: солнечно : к красной весне, пасмурно : жди поздних метелей.Поздравления:
С днем ангела, Римма, с праздником ярким!Пусть Ангел-хранитель тебя бережет,
Пусть счастье безбрежное он принесет.
Пускай тебя ценят и пусть уважают,
Пусть солнце удачи согреет теплом,
Пусть счастьем глаза твои ярко сияют,
Пусть будет уютным и светлым твой дом!
Наша любимая Римма!
Ты : образец настоящей женщины: красивая, любящая, отзывчивая. Желаем встретить тебе достойного спутника жизни, который сделает тебя еще ярче и счастливее. Удачи тебе во всем! С Днем Ангела!
Святые мученики Инна, Пинна и Римма, или Кое-что об именах — kurier.lt
Взяться за тему об именах меня заставили несколько причин. Вернее, одно календарное событие и пара-тройка вялотекущих обстоятельств. О них распространяться не стану – поймете по ходу чтения.
Среди множества имен, которые мы носим, есть чисто мужские (Василий, Аркадий, Михаил), есть чисто женские (Наталия, Алла, Лариса). Немало имен парных (Евгений-Евгения, Александр-Александра, Иоанн-Иоанна). Иногда, когда женщина принимает монашеский постриг, ее нарекают мужским именем, например, Гавриила, Михаила, Николая. Таким образом она отказывается не только от мира, но и от своего пола.
Но есть в нашем именослове, списке православных имен, уникальный случай. Три первоначально мужских имени стали носить только женщины. Почему так произошло, сказать затрудняюсь. Вероятно, повлияло то, что они оканчиваются на «а». Но, с другой стороны, не «поменяли же свой пол» Никита, Фома и Савва. Но оставим эту неразрешимую задачу и поговорим о самих носителях.
Известно о них немного. Инна, Пинна и Римма были учениками апостола Андрея Первозванного и жили в I веке в Скифии. Так называли Северное Причерноморье, хотя самих иранцев-скифов, «с раскосыми и жадными очами», к тому времени там уже не было лет триста. Были Инна, Пинна и Римма вероятно, славянами, т. к. жили в Малой Скифии, которая находилась между Дунаем и Черным морем. Они активно и успешно проповедовали христианство среди соплеменников. Местный правитель-язычник стал принуждать их оставить веру и поклониться идолам.
Тогда была на удивление лютая зима. Дунай был покрыт льдом, по которому можно было не только ходить, но и ездить на повозках, запряженных лошадями. Вот как рассказывает Дмитрий Ростовский о кончине мучеников: «Князь приказал поставить в лед большие бревна, как целые деревья, и привязать к ним святых. Итак, когда вода взволновалась, и лед постепенно умножался, так что дошел до шеи святых, они, измученные страшною стужею, предали Господу блаженные свои души».
Похоронили их местные христиане. Но через семь лет мощи Инны, Пинны и Риммы были перенесены в местечко Аликс (вероятно, нынешняя Алушта). Как раз это событие мы и вспоминаем 3 июля (20 июня по ст. ст.). Сейчас в этом городе есть часовня, освященная в их честь. По непроверенным данным (я никогда не был в Алуште) именно здесь и покоятся святые мощи. Об этом одной пользовательнице Интернета рассказала служительница часовни. На официальном сайте Крымской епархии никакой информации о мучениках нет. За что купил, за то и продал, как говорится. Вот почти все, что известно о мучениках Инне, Пинне и Римме. Другой день памяти их 2 февраля (20 января по ст. ст.).
Но вернемся к именам. Христианское имя – это не просто набор звуков, который идентифицирует личность. За каждым именем стоит святой, в честь которого назван человек. И святой этот становится при крещении небесным покровителем. И когда священник читает поминальные записки, за каждым именем для него стоит не только ныне здравствующий или умерший человек, но и его небесный патрон. Поэтому-то и надо писать в записках полные церковные имена, например, Иоанн, Наталия, Ксения, Дионисий, а не Иван, Наталья, Оксана, Денис. И уж совсем никуда не годится такой список: «Витя, Феня, Шура, Валя, Слава».
Читает священник такое и думает, кто ж они, бедолаги, такие? Ну, Витя, процентов на 70 Виктор, хотя и не факт. Феня – или Фекла, или Феофания, или… Практически любое женское имя на «ф» может быть Феней. Аналогично и со Славой: то ли Вячеслав, то ли Ярослав, то ли… (список при желании продолжите сами). А с Шурой и Валей настоящая катастрофа, тут даже пол не определишь. И вынужден бедный батюшка вместо молитвы упражняться в ономастике (так называется раздел лингвистики, изучающий имена). До молитвы ли тут? Так что, дорогие читатели-богомольцы, записки пишите, но делайте это правильно. Не знаете церковного варианта имени, спросите у тех, кто вашу записку примет, они подскажут. И пишите разборчиво. Даже при самом дурном почерке десяток имен можно написать читабельно. И родственники ваши, и их небесные хранители, и священник достойны уважения.
Первые святые, чьи имена мы носим, были людьми разных национальностей, поэтому и происхождение их имен различно. Это еврейские (Иоанн, Мария, Михаил, Анна), греческие (Николай, Василий, Георгий), латинские (Максим, Матрона, Иулия) и другие. Среди них можно встретить весьма неожиданные для христианского именослова: Аполлон, Вакх, Сатир, Еротида, Муза. Хотя ничего удивительного тут нет. Родители-язычники дали им такие имена, а дети прославились как христианские святые и пополнили святцы этими именами.
Славяне довольно поздно приняли крещение, в IX-X веках. Но и они пополнили православные святцы своими именами — Людмила, Вячеслав, Борис, Глеб, Владимир, Ольга, Ярослав, Святослав… Свою лепту в это внес и литовский князь Довмонт (Даумантас). Его имя тоже фигурирует в православном именослове. А вот католический литовцы не пополнили.
До XVII века на Руси христиане, как правило, носили два имени: мирское славянского происхождения (см. выше) и христианское, которое получали при крещении. Так, Ярослав Мудрый был по-церковному Георгием, братья Борис и Глеб – Романом и Давидом соответственно, Довмонт — Тимофеем. Так как известны миру они были под светскими именами, то после канонизации именно эти имена и вошли в именослов.
Каким образом в старину давалось имя ребенку? Вариантов было несколько. Самый простой – по календарю. Нарекали чадо именем святого, в день памяти которого он родился или крестился. Логика тут была ясная: Бог дал дитятко, Он же и имя ему выбрал. И не заморачивались люди по этому поводу. Иногда, как обычно сейчас, родители произвольно сговаривались об имени. Или называли в честь особо чтимого в семье святого. Последние два варианта практиковались чаще в среднем и высшем сословии. А деревенская беднота доверяла имянаречение священнику. «Когда дите народилось?» «23 апреля, батюшка». «На Георгия Победоносца? Егором будет».
Георгий, Егор и Юрий с точки зрения церковного календаря – одно и то же имя. Георгий – это классический греческий вариант. Егор – его простонародная форма. А Юрий – результат славянизации этого имени. По-древнерусски имя звучало как Гюрьги или Юрьи. Правда, в святцах можно отыскать двух Юриев: князя Юрия Всеволодовича и новомученика Юрия Новицкого. Есть сейчас довольно популярное женское имя Оксана. Это не что иное, как украинский вариант Ксении. Именно так крестят всех Оксан, и в поминальные записки их надо вносить в таком виде.
Наши светские имена христианского происхождения иногда совсем или почти совсем не отличаются от церковных форм. Павел – тот же Павел, Александра по-церковному выглядит точно так же. Почти не отличаются от оригинала Алексей (Алексий), Сергей (Сергий), Денис (Дионисий), Пелагея (Пелагия). А вот Прасковья на самом деле Параскева. А Светлана – это Фотиния или Фотина. Славянский корень –«свет-» соответствует греческому –«фото-». Вспомните из курса физики фотоны, элементарные частицы света, или фотографию, светопись.
А что делать человеку, получившему имя, отсутствующее в нашем именослове? Например, Артур, Станислав, Франческа? Обычно либо подбирают созвучное православное (Артур-Арчил), Станислав-Святослав), либо берут ближайшее после для рождения, либо просто любое из святцев.
Сейчас, после крещения человеку выдают свидетельство, где записаны его небесный покровитель и дата именин. Не путайте с днем рождения. Именины – это день памяти твоего святого. А если тебя крестили тогда, когда никаких документов не выдавали, да и вообще не афишировали самого факта? Самая распространенная практика такова: берется ближайшее после для рождения празднование святого тезки.
А что делать, когда крестят в православии людей с литовскими именами? Можно следовать, конечно, вышеперечисленным традициям. А можно попытаться (не всегда, правда, это получается) подойти к этому творчески. Принесли крестить малютку по имени Раса. Можно, конечно, назвать ее созвучным именем Раиса. А можно полистать календарь и найти имя Дросида, которое, как и Раса, переводится на русский «роса». Таким образом, правильнее крестить Мяйле Любовью, Ауксе Златой, а Гинтаутаса Александром. Это имя образовано от слов ginti – защищать и tauta – народ, т. е. его можно перевести «защитник людей». А Александр переводится точно так же. Только с греческого.
Словом, выбор имени – дело сложное и творческое. Как следует подумайте, прежде чем называть человечка. Ведь хочется, чтобы и бабушка была довольна, и дитятко ваше не затюкали сорванцы-сверстники, начиная с детского сада вплоть до пенсии. И не забывайте заглянуть в святцы.
Петр ФОКИН, псаломщик Знаменской церкви.
происхождение, характер, судьба и тайна имени Римма
Значение и характеристика имени Римма
Согласно первой версии, имя Римма означает – «житель Рима», «римлянин», поскольку изначально это имя давали мужчинам. Римма в переводе с древнееврейского языка означает «яблочко», с древнегреческого – «бросок». Носительницы этого имени обладают очень сильным характером. С раннего детства родители Римм замечают, что их дочки очень настойчивы в достижении своей цели, ради исполнения желания не остановятся ни перед чем. Капризную, невероятно требовательную девочку неопытные родители могут избаловать до крайности – часто взрослые просто идут на поводу у ребенка, чтобы он не докучал им своими бесконечными претензиями и криком.
Воспитатели, учителя тоже отмечают, что у этих девочек трудный характер: они открыты, тверды и крайне возбудимы. Таким коктейлем противоположных качеств трудно управлять даже взрослым Риммам. Чтобы ребенок не превратился в монстра, родители должны быть выдержанными, последовательными в своих требованиях к нему. Римму следует учить считаться с чувствами других людей, иначе она может стать черствой. Девочка чересчур серьезно относится к жизни, ей нужно развивать чувство юмора, учить замечать красоту природы.
Римма – ответственная ученица, она не позволяет себе приходить в школу с невыполненными домашними заданиями. У нее отличная память, средние способности к обучению и крепкое здоровье. Если эту девочку не останавливать, она может превратиться в страшную болтушку, которая тратит на бесцельное общение большую часть своего свободного времени. Родители должны помочь своей девочке правильно выбрать ВУЗ — когда Римма поймет, что ей не нравится выбранная специальность, она может бросить учебу.
Носительницы этого имени привлекательны для противоположного пола, но семейная жизнь с Риммами достаточно сложна. Риммы любят чистоту, порядок в доме, умеют хорошо готовить, они – ответственные матери, однако стремление все доводить до фанатизма редко устраивает их избранников. Супружеский стаж этих женщин обычно невелик, после развода они предпочитают в одиночестве воспитывать детей, хотя от отсутствия поклонников не страдают.
Инна, Пинна и Римма — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Инна.И́нна, Пи́нна и Ри́мма (др.-греч. Ἰννᾶς, Πιννᾶς καὶ Ριμμᾶς)[1] — христианские святые II века[2], почитаемые в лике мучеников. Память в Православной церкви совершается 2 февраля (20 января) и 3 июля (20 июня) (перенесение мощей). В католическом мартирологе имён этих святых нет. В дальнейшем их имена из-за окончания «а» ошибочно стали считать женскими (Инна, Пинна и Римма) и брали из святцев для наречения девочек[3].
Согласно житию, святые Римма, Инна и Пинна были учениками апостола Андрея Первозванного и вели христианскую проповедь на своей родине в Скифии[4]. За это они были схвачены местным правителем, который потребовал от них принести жертвы языческим богам. Святые отказались.
Тогда стояла жестокая зима; реки скреплены были морозом так, что по льду ходили не только люди, но и кони и возки. Князь приказал поставить в лёд большие брёвна, как целые деревья, и привязать к ним святых. Итак, когда вода взволновалась, и лёд постепенно умножался, так что дошёл до шеи святых, они, измученные страшною стужею, предали Господу блаженные свои души.
Местные христиане похоронили останки мучеников, а затем, по преданию, спустя 7 лет после своей смерти святые, явившись во сне епископу, повелели перенести их тела в порт Алиск («сухое пристанище»)[5].
Жизнеописание мучеников сохранилось только в форме эпитомы XI века, представляющей выписку из не сохранившегося «Мученичества» святых, относимого ко второй половине IV века. Сказания о мучениках известны и по византийским синаксарям X—XIII веков. Эпитома называет мучеников родом «из северной варварской страны», а местом их смерти — Готию (в Минологии Василия II использовано архаичное название Скифия)[6]. Поскольку христианство среди готов начало распространяться только в IV веке, и его серединой датируют борьбу язычников и христиан, происходившую у готских племён за Дунаем. По этой причине связь Инны, Пинны и Риммы с апостолом Андреем Первозванным является анахронизмом[6].
Филарет (Гумилевский) отождествлял Инну, Пинну и Римму с мучениками Фирсом, Кириаком и Геллиником, чья память 20 января приводится в Мартирологе Иеронима Стридорнского[7]. По его мнению, они приняли мученическую смерть в городе Новый Дунаец (современный город Исакча в Румынии) и имели славянское происхождение. Однако мнение митрополита Филарета считается необоснованным, так как известно, что мученик Кириак пострадал в Никомидии, а мученики Фирс и Геллиник — в Вифинии[6].
По мнению Евгения Голубинского, мученики пострадали в Крыму, а город Алиск, куда перенесли их мощи, он отождествляет с современной Алуштой[6].
- ↑ В сербском Прологе XII века их имена Енен, Нирен и Пень.
- ↑ II век — согласно житийной литературе; исходя из обстоятельств мученичества святых, их смерть датируют серединой IV века.
- ↑ Никонов В. А. Ищем имя. — М.: Советская Россия, 1988. — С. 21.
- ↑ В примечаниях к житию святых, изложенному Димитрием Ростовским, указывается: «Здесь разумеется т. н. Малая Скифия, простиравшаяся от устьев Дуная к Фракии. Святые Инна, Пинна и Римма принадлежали к земледельческому племени южных славян, обитавших на правом берегу Дуная и по западному берегу Черного моря».
- ↑ Инна // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ 1 2 3 4 Зайцев Д. В. Инна, Пинна и Римма // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. — Т. XXII. — С. 679—680. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-040-0.
- ↑ Филарет (Гумилевский). Святые южных славян: описание жизни их. — СПб., 1894. — С. 30—33.
Инна и Римма — имена мужские
Имена Инна и Римма без преувеличения можно назвать именами-парадоксами.
Имена, которые есть в святцах — но получить их при крещении нельзя.
Святой с именем Инна почитается в Православной церкви… именно святой! Дело в том, что изначально имя Инна — мужское.
Неясно даже происхождение этого имени — оно может оказаться и греческим, и латинским, и германским.
Человек, носивший его — Инна Новодунский — был учеником апостола Андрея Первозванного. Он проповедовал христианскую веру у себя на Родине — в Скифии — и этого не потерпел местный правитель: христианин был схвачен, и ему приказали принести жертвы языческим богам. Но святой остался непоколебим, за что и был подвергнут страшной казни: зимой, в лютый мороз, в лед были вставлено большое бревно, к которому привязали несчастного — чтобы тело его постепенно вмерзало в лед.
Святой Инна совершил свой подвиг не один: и в проповеднической деятельности, и в мученической смерти с ним были два товарища-единоверца, и звали их Пинна и Римма. Тоже — имена неизвестного происхождения.
Судьба этих имен в нашей стране довольно примечательна. Имя Пинна не прижилось вообще. Конечно, в святцах оно по-прежнему есть, и если вы захотите так назвать сына — никто вам этого не запретит.
В начале XX в. православной церковью была дана рекомендация следующего содержания: «При наречении новорожденной именем следует иметь в виду, что святые Инна, Римма и Пинна были мужчинами».
Чтобы быть усвоенными русским языком в качестве мужских, имена должны лишиться этого «женского» признака (так, например, Захария превратился в Захара) — но как бы они тогда выглядели: Инн, Римм? Инний, Риммий?
Вот так и получилось, что имена (за исключением Пинны) сохранили свою изначальную форму — но поменяли род, превратившись в женские. Крестить же девочку или женщину мужским именем в Православной Церкви не полагается.
Так что, при выборе для девочки имен Инна или Римма возникнет необходимость дать при крещении другое имя.
Часовня в честь святых мучеников Инны, Риммы и Пинны находится в г. Алушта в Крыму.
Значение звучного имени Римма — судьба, характер и любовь
У имени Римма логичная версия происхождения — от названия всемирно известного города Рима, вначале именем Рим называли мужчин, позже им стали называть и девочек. Есть еще две версии: от древнееврейского слова «яблоко», греческого — «бросание».
Происхождение имени Римма
Уменьшительная форма имени: Римка, Римочка, Римуська, Римуля, Мура, Риммушка.
Святым покровителем Риммы является мужчина-мученик Римма Новодунский. Именины Риммы отмечаются 2 февраля и 3 июля.
Характер
Зависит от времени года рождения Риммы:
Зимний — Вежливая, спокойная, деликатная, действует по плану. Рано выходит замуж за сильного мужчину, с которым живет как за каменной стеной.
Весенний — Талантливая, оптимистичная, открытая всему миру. Вокруг нее всегда много друзей, в жизни не стоит на одном месте, всегда идет вперед, расширяя свой кругозор.
Летний — Обладает организаторским талантом, вежливая. Говорит прямо, но тщательно фильтрует слова, чтобы не обидеть собеседника.
Осенний — Трудолюбивая, амбициозная, дипломатичная. Из нее получится властный руководитель, но справедливый, гасит любую ссору в ее зародыше.
Судьба
Римма развивается быстрее своих сверстников, раньше всех начинает ходить и говорить. Обладает очень гибким телом, музыкально одаренная, артистична. Тяжело переносит сельскую жизнь, при первой же возможности переезжает в крупный город.
Знает как манипулировать людьми, любит властвовать над ними. Предпочтет быть лидером, чем подчиненным, легко заводит друзей, с которыми может поддержать любую тему разговора. Нередко проявляет феминистские наклонности.
Учится хорошо, больше преуспевает в точных, чем гуманитарных науках. Ей можно поручить любую задачу, выполнит точно в срок, не подведет команду. С легкостью преодолевает сложные преграды на пути к цели.
С легкостью знакомится с людьми в самых неожиданных ситуациях, может быть как интересным рассказчиком, так внимательным слушателем. Римму не всегда можно назвать красавицей, но она обладает очень яркой и запоминающейся внешностью. Любит красивые и дорогие вещи, не умеет экономить деньги.
Здоровье
С детства почти ничем не болеет, отчасти, благодаря спортивным занятиям. Но ей нужно научиться расслабляться, иначе могут быть нервные срывы. Любит поспать.
Карьера
Карьера у нее не стоит на первом месте в жизни, поэтому не особо зацикливается в работе. Из Риммы с ее даром убеждения выйдет отличный политик, она старается подражать известным политикам, копируя их манеру поведения. В творческой сфере ее тянет к актерству, где она, при отсутствии боязни сцены и камеры, сможет стать отличной актрисой, телеведущей.
Любовь
Пользуется популярностью у мужчин, но влюбляется в них редко из-за завышенных требований к ним. Слабых и обидчивых мужчин обходит стороной. Если все же влюбляется в мужчину, то становится нежной и страстной, от ей мужчины нужны постоянные словесные признания в любви.
Семья
В мужья выберет красивого и богатого мужчину, который сможет вытерпеть ее непростой характер. В семейной жизни редко бывает счастлива из-за своего острого языка и привычки прилюдно обсуждать отрицательные качества мужа, своих детей, близких родственников. Для своих детей она станет отменной матерью.
Гороскоп имени Римма
Овен – Любознательная, надежная, приятная в общении. Пользуется популярностью у мужчин, но не прощает их слабости и ошибки.
Телец – Обладает отличным чувством юмора, легким характером. Не способна на предательство, любит родных и заботится о них, обожаема друзьями.
Близнецы – Настойчивая, трудолюбивая. Успешная на работе, старается избегать рутину в жизни.
Рак – Обладает даром красноречия, дружелюбная. Умеет дружить, не корыстна, позитивно мыслит, во всем видит хорошее.
Лев – Прямолинейная, жесткая, но умеет идти на компромисс. Может пожертвовать собой ради друзей и родных.
Дева – Тихая, спокойная, ищущая размеренной и однообразной жизни, избегающая шумные компании. В мужья ищет аналогичного мужчину.
Весы – Требовательная, неконфликтная, рассудительная. Любит время проводить с пользой, избегает шумные компании.
Скорпион – Корыстна, мечтающая о богатстве и славе, чего и добивается своим трудом. Ведет правильный образ жизни, из них часто попадаются вегетарианки.
Стрелец – Приятная в общении, добрая, вежливая. Только слабохарактерность ей мешает отстаивать собственное мнение. Ей нужен мужчина, который сможет ее защитить.
Козерог – Наивная, застенчивая. Высот в жизни не добивается, ведет обычную размеренную жизнь. Часто ошибается в людях.
Водолей – Эксцентричная, любит производить впечатление на людей. После замужества успокаивается, превращается в примерную жену и заботливую мать.
Рыбы — Капризная, ранимая, добрая. Плохо переносит критику. Ее мужем должен стать властный мужчина, способный ее защитить.
Совместимость с мужскими именами
В браке:
В бизнесе:
Знаки
- Планета — Сатурн.
- Цвет имени — Желтый.
- Время года — Весна.
- Счастливый день недели — Суббота.
- Счастливое число — 3.
- Металл — Свинец.
- Знак зодиака — Телец.
- Стихия — Земля.
- Тотем-животное — Динго.
- Дерево — Лимон.
- Минерал-талисман — Опал, Оникс.
Известные люди с именем Римма
- Римма Белякова — советская актриса.
- Римма Карельская — советская балерина.
- Римма Казакова — советская поэтесса.
- Римма Жукова — советская спортсменка-конькобежец.
- Римма Агафошина — российская фотомодель.
- Римма Волкова — российская оперная певица.
- Римма Герловина — российская художница.
Святая Римма
Страницы истории22.07.2013
Римма Иванова была единственной «обычной» женщиной, получившей высшую военную награду России — орден Св. Георгия 4 степени. До нее этой чести были удостоены императрица Екатерина II и королева Обеих Сицилий Мария-Амалия. Кроме того, она была награждена «солдатским» Георгием четвертой степени и двумя Георгиевскими медалями.
22 сентября 1915 года командир 31-ого армейского корпуса генерал адъютант Мищенко, чьи части располагались на передовой в Минской области, отправляет телеграмму Ставропольскому губернатору:
«Государь Император 17 сентября соизволил почтить память покойной сестры милосердия Риммы Михайловны Ивановой орденом Святого Георгия 4-й степени. Сестра Иванова, невзирая на уговоры полкового врача, офицеров и солдат, всегда перевязывала раненых на передовой линии под страшным огнем, а 9 сентября, когда были убиты оба офицера 10-й роты 105-го Оренбургского полка, собрала к себе солдат и, бросившись вперед вместе с ними, взяла неприятельские окопы. Здесь она была смертельно ранена и скончалась, оплакиваемая офицерами и солдатами… Корпус с глубоким огорчением и соболезнованием свидетельствует уважение семье покойной, вырастившей героиню – сестру милосердия. О чем прошу сообщить родителям и родным, жительствующим на ул. Лермонтовская, 28».
Вскоре гроб с телом Риммы Ивановой прибыл на ее родину, в Ставрополь. Хоронить ее вышел весь город. Сохранилось описание тех траурных дней. Утром солдаты расположенных в Ставрополе частей были расставлены от вокзала по центральной улице города – Николаевскому проспекту. После краткого слова, произнесенного епископом Михаилом, гроб с телом погибшей был поставлен на белый катафалк, запряженный в четверку лошадей в белых попонах. Впереди шествия на бархатных подушечках несли награды Риммы Ивановой. Во главе траурной процессии за гробом шел ставропольский губернатор Б. Янушевич, епископ Михаил, представители дворянства, интеллигенции, купечества, гимназисты старших классов, учащиеся духовной семинарии. Следом – военный оркестр и отряд войск со знаменем и оружием. Траурная процессия двигалась под перезвон колоколов всех ставропольских храмов. Духовенство церквей с хоругвями и иконами присоединялось по мере шествия. Шествие останавливалось у гимназии, где училась девушка, у дома родителей. В храме Св. Апостола Андрея Первозванного высокопреосвященным архиепископом Агафадором была отслужена Божественная литургия.
В прощальном слове, сказанном над могилой у собора Св. Апостола Андрея Первозванного, протоиерей Семен Никольский сказал: «Франция имела Орлеанскую деву – Жанну д’Арк. Россия имеет Ставропольскую деву – Римму Иванову. И имя ее отныне будет вечно жить в царствах мира».
Римма Иванова стала единственной, скажем так, «обычной» женщиной, получившей высшую военную награду России — орден Св. Георгия 4 степени. До нее из женщин этой чести были удостоены сама учредитель ордена императрица Екатерина Вторая, а позже королева Обеих Сицилий Мария-Амалия. Кроме того, она была награждена «солдатским» Георгием четвертой степени и двумя Георгиевскими медалями.
В том же 1915 году был снят художественный фильм о жизни и подвиге Риммы, были созданы песни, записана пластинка. В Ставропольской гимназии и фельдшерской школе была установлена стипендия Риммы Ивановой. И все это в честь молоденькой девушки, которой исполнился тогда всего двадцать один год.
Что же произошло 9 сентября 1915 года, когда 105-й пехотный Оренбургский полк атаковал противника у села Доброславка, центра Доброславской волости Пинского уезда Минской губернии (сейчас Пинский район Брестской области)? И кто она вообще такая, Римма Иванова?
Римма Иванова в гимназии
Римма Михайловна Иванова родилась 15(27) июня 1894 года в Ставрополе в семье чиновника Михаила Павловича Иванова и его супруги Елены Николаевны, урожденной Данишевской. Семья была очень уважаемая в городе. Отец был казначеем Ставропольской духовной консистории, коллежским асессором. Это совсем небольшое звание, в повести Н.В. Гоголя «нос» у главного героя майора Ковалева именно это звание. Кстати, до него дослужился и сам Николай Васильевич. Отец Риммы «за отлично-усердную службу и особые труды» был награжден орденом Св. Станислава 3-й степени и серебряной медалью в память царствования Александра Третьего. Честный трудяга-чиновник!
В 1902 году Римма поступила в Ольгинскую женскую гимназию. Училась она легко, была весёлой и общительной, быстро стала всеобщей любимицей. Вспоминают о таком случае тех лет. Гимназисты гуляли близ пруда. Вдруг один юноша, неловко поскользнулся на мостиках, упал в воду и стал тонуть. Римма бросилась в воду, как была, в платье и обуви и спасла утопающего.
В 1913 году, окончив гимназию, она собирается продолжить образование и поступить на высшие экономические курсы в Санкт Петербурге. Родители уговорили ее отложить поездку на год. Слишком молода, неопытна и хрупка она для шумной столицы. Однако Римма не может сидеть без дела и, получив должность учительницы одного из земских училищ, отправляется в село Петровское Благодарненского района. Училище не имело даже своего помещения, но трудности только закаляют молодую учительницу. Служение России и людям – вот ее основная задача.
После окончания учебного года Римма решает все же продолжить образование, но начинается война с Германией. В Ставрополе, как в глубоком тылу, приступили к оборудованию госпиталей. Открываются кратковременные курсы медсестер, на которые сразу же записывается Римма. Сохранилось постановление Ставропольской губернской земской управы от 7 сентября 1914 года о том, что Римма Иванова направлена сестрой милосердия в госпиталь № 2. Кстати, среди многих девушек, последовавших ее примеру, была и дочь ставропольского губернатора Елена Мовилло, которая позже отправится сестрой милосердия на фронт и будет награждена солдатским Георгиевским крестом 4-й степени.
Нескончаемым потоком прибывали раненые в ставропольские госпиталя. В том числе и в госпиталь №2, где самоотверженно трудилась Римма. Трудно представить те ужасы военных ранений, кровь и грязь, которые проходили перед глазами хрупкой и впечатлительной девушки. И, тем не менее, она твердо решила сделать еще один шаг – самой отправиться на фронт, в действующую армию.
17 января 1915 года Римма добровольно отправилась на Западный фронт, в 83-й Самурский пехотный полк, который до войны дислоцировался в Ставрополе. Под именем санитара Ивана Михайловича Иванова девушка отбыла на передовые позиции. Только впоследствии, став сестрой милосердия, обрел свое имя — Римма Михайловна Иванова.
Родители, хоть и понимали патриотический порыв дочери, но были в ужасе от ее поступка. Год назад они не пустили ее в Питер из-за ее «хрупкости и неопытности», а теперь их дорогой ребенок – вместе с солдатами, в такой же серой, грязной шинели на передовой. Среди крови, вшей и смерти.
Сестра милосердия – Римма Михайловна Иванова
Из письма Риммы Ивановой родителям:
«Господи, как хотелось бы, чтобы вы поуспокоились. Да пора бы уже. Вы должны радоваться, если любите меня, что мне удалось устроиться и работать там, где я хотела… Но ведь не для шутки это я сделала и не для собственного удовольствия, а для того, чтобы помочь. Да дайте же мне быть истинной сестрой милосердия. Дайте мне делать то, что хорошо и что нужно делать. Думайте, как хотите, но даю вам честное слово, что многое-многое отдала бы для того, чтобы облегчить страдания тех, которые проливают кровь. Но вы не беспокойтесь: наш перевязочный пункт не подвергается обстрелу… Мои хорошие, не беспокойтесь ради Бога. Если любите меня, то старайтесь делать так, как мне лучше… Вот это и будет тогда истинная любовь ко мне. Жизнь вообще коротка, и надо прожить ее как можно полнее и лучше. Помоги, Господи! Молитесь за Россию и человечество».
К этому времени за мужество и героизм при спасении раненых под огнем противника она была уже удостоена солдатского Георгиевского креста 4-й степени и двух Георгиевских медалей.
В июле 1915 года, уступая заклинаниям родителей, тем более, что ее отец заболел, Римма уезжает с передовой в отпуск. Но долго там не выдерживает, душой она на передовой, со своими солдатами, которые буквально боготворили Римму. Она вновь уезжает на фронт, только в одном пойдя навстречу обеспокоенным родителям — она переводится в 105-й пехотный Оренбургский полк, полковым врачом которого служил старший брат Риммы, Владимир Иванов. Так Римма Иванова попадает в Белоруссию: 105-й Оренбургский полк воевал тогда на Полесском участке Западного фронта.
Из письма Риммы Ивановой начала сентября 1915 года:
«Мои хорошие, милые мамуся и папка! Здесь хорошо мне. Люди здесь очень хорошие. Ко мне все относятся приветливо… Дай вам Господи здоровья. И ради нашего счастья не унывайте».
За необыкновенное мужество, когда девушка, не дожидаясь окончания боя, под пулями вытаскивала наших солдат в безопасное место, ее прозвали «Святой Риммой».
Из письма Риммы Ивановой родителям 8 сентября 1915 года:
«Чувствуем себя хорошо! Сейчас спокойно. Не беспокойтесь, мои родные. Целуем. Римма. 8.IX.15».
Множественное число здесь потому, что девушка успокаивала родителей от своего имени и от имени брата, полкового хирурга.
На следующий день, 9 сентября 1915 года 105-й пехотный Оренбургский полк атаковал немцев у села Доброславка, ныне Пинского района Брестской области. 10-ю роту германцы встретили жестоким огнем, несколько станковых немецких пулеметов «Максим» буквально косили нашу пехоту. Погибли два офицера, солдаты дрогнули, стали отступать, началась паника, но тут поднялась Римма Иванова, перевязывавшая в гуще боя раненых. «Вперед, за мной!» — крикнула девушка и первая бросилась под пули. Полк рванулся в штыки за своей любимицей и опрокинул врага. Римма была смертельно ранена разрывной пулей в бедро.
По свидетельству очевидцев, ее последними словами были: «Боже, спаси Россию».
Под адский шум и визг носилась смерть над боем,
Ища все новых жертв; рекой струилась кровь,
Стон, крики и «ура» сплошным сливались воем.
И только по полю святая шла Любовь.
Шла женщина без страха и сомненья,
Склоняясь к страждущим, и нежною рукой
Спешила облегчить великие мученья
Иль лаской проводить страдальца на покой…
Эти строки о Римме написал ее сослуживец, один из офицеров 105-го Оренбургского полка.
По инициативе личного состава полка на имя императора Николая Второго было направлено ходатайство о награждении сестры милосердия Риммы Ивановой орденом Св. Георгия 4-й степени. Вообще, этот орден был сугубо военным, вручаемый офицерам, королевские особы не в счет. Поэтому формально, Николай не мог наградить им женщину, да еще простую сестру милосердия. Правда, такую награду в Отечественной войне 1812 года получила знаменитая «кавалерист-девица» Н. А. Дурова, о которой повествует фильм «Гусарская баллада». Но та была удостоена ордена как мужчина, скрываясь под именем корнета Александрова. После долгих раздумий, император Николай Второй подписал именной указ о награждении Риммы Ивановой.
Крайне любопытна реакция «прогрессивной» западной общественности на подвиг Риммы Ивановой, который прогремел на весь мир. Тогдашний председатель Германского Красного Креста генерал Пфуль заявил в прессе, что сестры милосердия в бою должны следовать Конвенции о нейтралитете медицинского персонала, а не совершать подвиги. Однако женевская штаб-квартира Международного Комитета Красного Креста отклонила протест немца. То есть, люди без совести, чести, не имеющие понятия о патриотизме и при этом поучающие других, были на Западе и в то время.
Надгробие Риммы Ивановой в ограде храма Андрея Первозванного
В советские времена имя национальной героини было забыто. Место ее захоронения сравняли с землей, когда кладбище на территории Андреевской церкви было уничтожено. Но сейчас в ограде храма Андрея Первозванного установлено скромное надгробие на предполагаемом месте ее захоронения. На здании бывшей Ольгинской гимназии в Ставрополе (ныне школа-интернат для глухонемых детей) появилась мемориальная доска.
Хорошо бы чтобы и на месте гибели этой героини в Белоруссии был установлен памятный знак, как свидетельство памяти потомков к вот таким хрупким и самоотверженным девушкам, на которых и держится мир.
Владимир Казаков