Что такое прививка?

.

Результатом активной иммунизации является создание антитоксичного, антиинвазивного или нейтрализующего эффекта в иммунном организме. Некоторые иммунизирующие агенты дают полную защиту на протяжении всей жизни, другие — частичную, а третьи должны применяться повторно через определенные интервалы.

Активная иммунизация (профилактические прививки) является наиболее надежным и проверенным средством снижения заболеваемости острыми инфекционными болезнями. Плановое проведение активной иммунопрофилактики, получившее широкое распространение во всех странах мира, привело к резкому снижению заболеваемости многими инфекционными болезнями и сделало возможным ликвидацию такой особо опасной инфекции, как натуральная оспа. Это достижение явилось результатом осуществления программы Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по ликвидации оспы.

Исторический аспект прививок

Успехи активной иммунизации (вакцинопрофилактики) позволили ВОЗ принять в 1974 году "Расширенную программу иммунизации" (РПИ), которая предусматривает проведение массовых прививок детям во всех странах мирового сообщества против шести основных инфекционных болезней: туберкулеза, полиомиелита, коклюша, дифтерии, столбняка и кори.

Анализируя результаты выполнения РПИ, ВОЗ в 1984 году на 34 сессии Европейского регионального комитета заявила: "К 2000 году в Европейском регионе не должно быть заболеваний корью, полиомиелитом, столбняком новорожденных, дифтерией, врожденной краснухой, врожденным сифилисом и малярией. Для достижения этой цели необходимо осуществить на региональном уровне иммунизацию до 95% детей раннего возраста".

Теоретические аспекты активной иммунизации. Начало вакцинопрофилактики было положено гениальным экспериментом Э. Дженнера, который в 1798 году опубликовал работу под названием "Исследование о причинах и последствиях вариолавакцины— болезни, известной под названием коровьей оспы". Метод прививки он назвал вакцинацией, а материал, взятый из коровьей оспины — вакциной (от Vacca — корова).

Однако, прежде чем был научно обоснован и разработан способ борьбы с инфекционными болезнями, должна была возникнуть совершенно новая наука — иммунология. Эта наука берет свое начало с 1891 года, когда Луи Пастером был открыт гениальный принцип: "если понизить ядовитость микроба, то он превращает- ся в средство защиты от болезни, им вызванной ".

Выдающийся вклад в развитие иммунологии внес наш соотечественник И.И. Мечников, который в 1884 году открыл явление фагоцитоза. Дальнейший прогресс был достигнут в 1901 году, когда немецкий врач, микробиолог и биохимик Эрлих создал теорию образования антител (теория иммунитета, теория белковых цепей). Согласно этой теории, у клеток имеются рецепторы, способные специфически распознавать антигены и связывать их.

Многочисленные научные исследования подтвердили основные положения теории Эрлиха и установили, что антитела — это иммуноглобулины с разными физикохимическими свойствами и функциями. Выяснено, что антителообразование осуществляется В-лимфоцитами, рецепторы которых, расположенные на поверхности клеток, представляют собой иммуноглобулины 5 классов : IgA, IgM, IgG, IgD и IgE.

Антителообразование имеет три фазы:

  1. Индуктивная (от момента введения антигена до образования антителопродуцирующих клеток;
  2. Нарастание продукции антител;
  3. Снижение уровня антител в крови.

Длительность индуктивной фазы — 12-24 часа, в этот период можно воздействовать на иммуногенез, усиливая или замедляя его. Собственно продукция и нарастание антител длится от 4 до 30 дней и влиять на них уже нельзя. Достигнув пика, концентрация антител начинает снижаться, сначала быстро, а затем медленно. Это может продолжаться в течение многих лет.

Процесс антителогенеза индуцируется совместной работой трех клеток: макрофага, В- лимфоцита и лимфоцита тимусного происхожде- ния (Т-лимфоцита).

Антитела определяют (гуморальный, инфекционный) иммунитет — невосприимчивость организма к той или иной инфекции. Различают естественный (врожденный) иммунитет, обусловленный генетически (выработанный в филогенезе), и приобретенный, выработанный в течение индивидуальной жизни.

Активно приобретенный иммунитет вырабатывается либо в результате перенесенного заболевания, либо в результате проведения вакцинопрофилактики. Вакцинопрофилактика предусматривает возникновение иммунного ответа на вводимый антиген.

Иммунный ответ всегда является высокоспецифической реакцией на различные антигены. Под антигенами понимают все те вещества, которые несут признаки генетической чужеродности и которые способны при введении в организм вызвать развитие специфических иммунологических реакций.

В ответ на введение определенной вакцины вырабатывается иммунитет только против данного возбудителя. Один и тот же антиген вызывает иммунный ответ у организмов разных генотипов, и, наоборот, один и тот же организм бывает в различной степени реактивным по отношению к различным антигенам (Р. В. Петров, 1987).

В последние годы накоплено много фактов, свидетельствующих о том, что прежние представления об иммунологической ареактивности новорожденных и детей первых месяцев жизни являются ошибочными. В настоящее время не подлежит сомнению, что не только новорожденный ребенок и ребенок в возрасте 2-3 месяцев, но даже плод обладает иммунологической активностью, которая появляется у человека на самых ранних этапах его онтогенетического развития, включая эмбриональный период.

Гуморальный иммунитет формируется еще в период внутриутробного развития, но наиболее значительные сдвиги в показателях иммунологической реактивности происходят в первые месяцы жизни ребенка.

Специфический иммунный ответ регулируется генами иммунологической реактивности, сцепленными с главной генетической системой гистосовместимости, имеющей большое значение для иммунологического распознавания и взаимодействия в иммунном ответе. Комплекс гистосовместимости — это центральный генетический аппарат для функционирования иммунной системы. У человека он локализуется в шестой хромосоме и обозначается как HLA (Human Leucocyte Antigens). Лица, несущие некоторые антигены этого комплекса, характеризуются иммунологиче-ской дефектностью в отношении того или иного инфекционного антигена (например вируса). Не которые из антигенов HLA сцеплены с генами, контролирующими силу иммунного ответа к дан- ному возбудителю. При этом последний может задерживаться в организме, вызывая возникнове- ние латентной инфекции с различного рода неже- лательными последствиями.

Имеются существенные различия в иммунологической реакции на первичное и повторное введение антигенов. Принято считать, что при первой встрече с антигеном В-лимфоциты мигрируют в зародышевые центры лимфоузлов и селезенки, обеспечивая начальный синтез антител, после чего остается определенное количество клеток памяти. Согласно точки зрения Р.В. Петрова (1987) иммунологическая память — это способность организма реагировать по вторичному типу, то есть ускоренно и усиленно при повторном введении антигена, которым индивидуум был иммунизирован ранее. Она сохраняется в течении многих месяцев, а для некоторых антигенов — многие годы. К хранению иммунологической памяти причастны оба типа стимулированных данным антигеном лимфоцитов, то есть В- и Т- клеток. При повторной встрече с антигеном (вторичный ответ) происходит усиленное размножение иммунокомпетентных клеток, при этом синтез антител осуществляется быстрее, иногда уже через 48 часов. Для сохранения иммунологической памяти не обязательно присутствие антигена, а иммунологическая перестройка лимфоидной системы после первого контакта с ним может сохраняться в организме в течение длительного времени.

Поэтому в ряде случаев через много лет после первичного введения антигена ответом на его повторное введение является быстрое и в высоком титре образование соответствующих антител. Подтверждением этого положения могут служить классические исследования П.Ф. Здродовского и других ученых, показавшие высокий ревакцинаторный эффект для дифтерийного анатоксина, вводимого через длительное время после первичной вакцинации, даже в тех случаях, когда он вводится в уменьшенной дозе.

Основная иммунологическая функция организма — распознавание всего генетически чужеродного и приведение в действие соответствующих защитных механизмов может быть нарушена в силу различных причин, и тогда говорят об иммунологической недостаточности или иммунодефиците. Различают 2 типа иммунологической недостаточности у детей: первичную и вторичную. Первичная иммунологическая недостаточность — это генетически обусловленная неспособность организма реализовать то или иное звено иммунного ответа. Вторичная иммунологическая недостаточность бывает транзитной, может быть вызвана различными причинами, чаще всего длительным применением кортикостероидной или лучевой терапии, злокачественными заболеваниями, некоторыми хроническими инфекциями и другими причинами.

В аспекте активной иммунизации важно иметь в виду, что детям, страдающим иммунологической недостаточностью, особенно врожденным дефицитом клеточного иммунитета и комбинированными иммунологическими дефицитами, противопоказаны прививки живыми вакцинами.

Кроме иммунодефицитов, к патологическим изменениям со стороны иммунокомпетентных клеток (иммунопатология) относят также аллергию. Согласно современным представлениям, аллергия — это измененная реактивность организма в виде повышенной чувствительности организма к чужеродным антигенам, вызывающим иммунный ответ. Известны 4 типа такого иммунного ответа (аллергической реакции): анафилактический, цитотоксический, иммунокомплексный и замедленная гиперчувствительность. Принято считать, что специфическая иммунопрофилактика (особенно использование убитых и ассоциированных вакцин) может выявить любой тип аллергического реагирования.

Таким образом, современные достижения теоретической иммунологии позволяют сделать следующие практические выводы, знание которых необходимо при проведении вакцинопрофилактики:

  1. Для получения прочного и длительного иммунитета необходим достаточный контакт между антигеном и организмом. Он обеспечивается путем повторного введения вакцинирующих препаратов с определенными интервалами и в отдаленные сроки (ревакцинация), которое обычно вызывает резкий подъем уровня антител в организме.
  2. Для возникновения желаемого иммунитета при проведении активной иммунизации большое значение имеет ритм инокулирования антигена, то есть наличие определенных интервалов между его введениями.
  3. Активная иммунизация не обусловливает у всех прививаемых детей одинаковую степень невосприимчивости. Существуют группы детей, которые в силу тех или иных обстоятельств (длительный прием цитостатиков, крайняя степень нарушения питания, первичный иммунодефицит и другое), не способны к полноценной выработке антител. Вместе с тем, нередко регистрируемые в клинике отклонения иммунологических показателей (снижение Т- и В-лимфоцитов, сывороточных иммуноглобулинов и других), часто трактуемые как вторичный иммунодефицит, существенно не влияют на выработку иммунитета и не могут рассматриваться как препятствие к проведению вакцинации.
  4. Наиболее высокий искусственный иммунитет можно получить против тех болезней, которые сами по себе создают достаточный иммунитет, и, наоборот, против болезней, оставляющих после себя слабый иммунитет или вовсе его не образующих, искусственная иммунизация часто оказывается малоэффективной.
  5. Активная иммунизация вызывает выработку иммунитета лишь после определенного периода времени, поэтому ее применение целесообразно, главным образом, в профилактических целях, тогда как использование с лечебными целями имеет ограниченное значение.
  6. Эффективность иммунизации во многом зависит от качества иммунизирующего препарата.

.