Конспект урока по математике на тему «Решаем задачи» (1 класс)
Конспект урока
ДатаПредмет
Математика
Класс
1
Тема
Решаем задачи
Цель
Формирование умения решать задачи
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
Предметные УУД:
Метапредметный:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Л1 – поддерживает порядок на рабочем месте;
Л2 – соблюдает правила поведения на уроке.
Пр 1- сравнивает тексты задач и обосновывает, почему он является текстовой задачей ;
Пр 2 – подбирает арифметическое действие и моделирует ситуацию;
Пр 3 –.оценивает готовое решение задачи (верно, неверно).
Пр 4 – самостоятельно составляет и решает задачу по рисунку/схеме
Р1 – с помощью учителя формулирует цель урока;
П1 –делает выводы на основе обобщения умозаключений.
К1 – умеет слушать и понимать речь других;
К2 – оформляет свои мысли в устной форме.
Тип урока
комплексного применения знаний и умений (закрепления)
Методы, приемы обучения
Словесный (беседа), наглядный (показ. демонстрация), практический (упражнения).
Формы организации деятельности учащихся
фронтальная (диалоговая), парная, индивидуальная.
Оборудование
ПК, проектор (компьютерная презентация)
Ресурсы
учебник Рудницкая В.Н. Математика 1 класс, ч. 1; рабочая тетрадь на печатной основе; индивидуальные карточки
Ход урока
I. Организационный2 мин
Приветствует учащихся.
— Здравствуйте, ребята. Садитесь. Проверьте готовность вашего рабочего места.
— Ноги?
— Руки?
— Логти?
— Спинка?
— Мы друг друга понимаем?
— Хорошо всегда считаем?
— Мы хороший дружный класс?
— Все получится у нас?
Приветствуют учителя, садятся на свои места. Проверяют готовность (убрано все лишнее со стола на перемене) на столах: учебник, тетрадь, пенал.
— На месте!
— На месте!
— У края!
— Прямая!
— Да!
— Да!
— Да, да, да!
— Да!
К1
Л1
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
4 мин
— Ребята, приготовьтесь внимательно сейчас меня слушать и давайте с вами решим примеры. Тогда вы узнаете ключевое слово, которое и будет темой нашего урока. Попробуем расшифровать слово.
К доске пойдет Кирилл. Он будет записывать ответы.
Слайд 1. Беспорядочно всплывают примеры для устного счета:
3+5 = 8 (з) 10-5 = 5 (а)
9-2 = 7 (а) 7-4 = 3 (ч)
5+1 = 6 (д) 8-7 = 1 (а)
Слайд 2. Таблица
— Расположите ответы в порядке убывания и получите тему урока.
А
Д
А
Ч
А
8
7
6
5
3
1
— Данил М. прочитает, что получилось.
Чему же посвятим наш урок? (Задачам)
— На предыдущих уроках мы с вами познакомились с понятием «задачи»
-Как вы думаете, мы уже научились с вами решать задачи или нужно закрепить эти наши умения? (составлять и решать задачи). Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? — Правильно мы будем отрабатывать навыки.
– Мы приведём в систему наши знания о задачах, вспомним виды задач, которые изучили и способы их решения.
— Чем будем заниматься сегодня на уроке математики? Какова цель урока?
Слайд 3. Тема «Решение задач», Цель «Учимся решать задачи».
Кирилл выходит к доске. Записывает в строчку ответы, которые называют ребята.
Располагает ответы в порядке убывания. Садится на место.
— Данил читает вслух слово «задача».
Отвечают на вопрос учителя.
— …
— Решать задачи.
Слушают речь учителя. Читают на экране название темы и цели урока.
К1
П1
Л2
Р1
III. Актуализация знаний
3 мин
— Кто помнит, из каких частей состоит задача?
— Что такое условие, вопрос?
После ответа ученика, всплывает схема на слайде 4.
Слайд 5. 5 пронумерованных карточек: 1. Только условие; 2. Простая задача на нахождение суммы двух чисел; 3. Только вопрос; 4. Простая задача на нахождение остатка; 5. Простая задача на нахождение суммы одинаковых слагаемых с недостающими данными.
— Выберите только те карточки, на которых описана задача.
— Карточку под номером 1 читает Саша.
Обращаясь к другому ученику (или по желанию в случае затруднения), интересуется, можно ли назвать прочитанное задачей и почему.
Предлагает ученикам прокомментировать все карточки.
— условие, вопрос, решение, ответ.
Хорошо читающие ученики читают вслух карточки с задачами по очереди.
Плохо читающие читают карточки 1 и 3.
— текст в карточке под номером один нельзя назвать задачей. Он содержит только условие, не нет вопроса.
— …
Отвечают на вопрос учителя, поднимая руку. Поясняют свои ответы.
П1
Пр1
К2
П1
К1
IV. Первичное закрепление
10 мин
Слайд 6. Задача из карточки номер 2: На грядке выросло 3 морковки, а через неделю еще 6 морковок. Сколько морковок выросло на грядке?
Предлагает …… выйти к доске. Хорошо читающий ученик читает текст задачи (…)
Остальные записывают решение в тетради.
— Настя, о чем говорится в задаче?
— Что нам известно?
— То, что нам известно, как называется?
— Каким цветом мы подчеркиваем условие задачи?
Предлагает Насте подчеркнуть условие зеленым маркером.
— Что надо узнать?
— Как это называется и каким цветом подчеркнем?
— Как узнать, сколько всего морковок выросло на грядке?
Предлагает Насте записать решение задачи и ответ.
— Давай проверим правильность решения задачи. Как можем проверить? Можем использовать модели морковок на магнитах?
— Пересчитай количество кружков, которыми мы обозначили морковки. Правильно решили задачу?
— Ребята. Настя правильно решила задачу? Наградим Настю орденом за работу на уроке.
Предлагает ученикам определить критерии, по которым можно оценить работу над задачей. Подводит их ответы к критериям:
*правильность решения
*правильность записи.
Записывает критерии на доске.
Физминутка 2 мин.
Слайд 7. Задача из карточки под номером 4 напечатана на индивидуальных карточках:
Мама купила в магазине яблоки. Катя пересчитала. Оказалось, что яблок 7. Мама испекла шарлотку и израсходовала 1 яблоко. Сколько яблок осталось?
Предлагает каждому в своей карточке подчеркнуть условие и вопрос соответствующими цветами, в тетради записать решение задачи, ответ.
Выполнить моделирование на карточке.
Предлагает выполнить взаимопроверку – обменяться тетрадями с соседом по парте.
Оценить работу по критериям, используя шкалы:
правильность решения, правильность записи.
Выходит к доске Настя Г. Отвечает на вопросы учителя. В случае затруднения слушает ответы одноклассников. Исправляется.
— В задаче говорится о том, что на грядке выросли морковки.
— Нам известно, что сначала выросло 3 морковки, а потом еще 6 морковок.
— То, что известно, называется – «условие».
— Условие мы подчеркиваем зеленым цветом.
— Надо узнать, сколько всего морковок выросло на грядке.
— То, что надо узнать называется «вопрос» и подчеркиваем красной линией.
— Нужно к 3 прибавить 6, получим 9 морковок.
Записывает решение и ответ в соответствии с требованиями учителя:
3 + 6 = 9 (м.)
Ответ: 9 морковок.
Составляет модель: выкладывает 3 кружка, добавляет 6 кружков (кружки на магнитах).
— да.
Получает орден. Садится на место.
Остальные учащиеся выполняют моделирование (рисуют кружки в тетради от руки).
Предлагают критерии оценки.
Отвечают на вопрос учителя, поднимая руку.
Получают индивидуальные карточки.
Подчеркивают условие и вопрос каждый на карточке.
Записывают решение и ответ в тетради:
7 – 1 = 6 (я.)
Ответ: 6 яблок.
Выполняют моделирование на карточке:
Обмениваются тетрадями, выполняют взаимопроверку.
К2
Пр2
Пр4
Пр2
Пр3
Физминутка для глаз 1 мин
V.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
10 мин
Слайд 8. Составить задачу по картинке и решить в тетради.
Изображение кролика с 5 морковками и белочки с 4 морковками. Знак вопроса.
Предлагает посоветоваться в паре, придумать задачу, записать решение и ответ в тетради. Первый, кто решит, выйдет к доске, подчеркнет на слайде условие и вопрос соответствующими цветами. Запишет решение и ответ.
Слайд 8. Проверка по образцу на слайде (только решение и ответ, т.к. текст может быть разный у детей):
5 + 4 = 9 (м.)
Ответ: 9 морковок.
Совещаются в парах, придумывая задачу по сюжетной картинке.
Записывают решение задачи и ответ каждый в своей тетради.
1 ученик выходит к доске. Читает задачу, подчеркивает условие и вопрос соответствующими цветами. Объясняет, записывает решение и ответ.
Для проверки выполняет моделирование.
Выполняют проверку по образцу на слайде.
За правильно составленный текст, запись и решение получает орден. Садится на место.
К1
Л2
Пр2
Пр4
Пр3
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
мин
Раздает индивидуальные листы — раскраски с примерами (арифметические действия на сложение и вычитание в пределах 10) двух видов: для хорошо решающих учеников, для отстающих учеников.
Получают листы-раскраски.
VII.Рефлексия
(подведение итогов занятия)
3 мин
— Ребята, чем мы занимались сегодня на уроке?
— Что вспомнили?
— что делали нового?
Слайд 9. Изображение солнышка
1.веселого (надпись: настроение хорошее, решать задачи легко!)
2.задумчивого (надпись: настроение хорошее, но надо еще поработать над задачами.)
3. печального (надпись: мне грустно, потому что было трудно).
Читает вслух надпись и показывает на солнышко. Предлагает поднять руки.
Отвечают на вопросы учителя.
Поднимают руки в соответствии с настроением и успехами на уроке.
К1
К2
П1
I.Этап самоопределения к деятельности Психологический настрой | 1 мин | Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Анатольевна, и сегодня я проведу у вас урок математики. Я очень рада встрече с вами. Надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Пожалуйста, садитесь! | Переключать внимание на учителя. Настраиваться на работу. | Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке. | II. Актуализация знаний и мотивация Практический: работа с тестом | 3 мин | Давайте решим с вами несколько устных задач, полученный ответы вы показываете на веере. У Даши 2 конфетки и 1 пряник. Сколько сладостей у Даши? На ветке висело 6 шишек. Из них 2 шишки сорвали белки. Сколько шишек осталось на ветке? В одном домике живет 2 гнома, а в другом 3 гнома. Сколько гномов живёт в двух домах? Маша купила 2 кг малины и 4 кг клубники. Сколько килограммов ягод купила Маша? |
Осталось 4 шишки 5 гномов 6 кг купила Маша | К: Развивать умение слушать и понимать. Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. | III. Постановка учебной задачи Словесный: подводящий диалог | 3 мин | Ребята, как вы думаете, для чего мы сейчас решали эти задачки? Какая же тема нашего урока? Какие цели мы поставим на данный урок?
| Мы будем решать задачи Формулируют цели | К: Развивать умение слушать и понимать. Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Р: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. | IV. Открытие нового знания Словесный: беседа с учителем Практический: работа с учебником | 10 мин | Работа с учебником. Откройте тетради, запишите: число, классная работа. (прописывают цифру) Откройте учебник на странице 61, №2. Посмотрите на №2, прочитайте первую задачу. От предыдущей записи отступите вниз 2 клеточки и запишите номер задачи. О чем говорится в задаче? Что сказано о свекле? Что сказано о моркови? Что нужно найти? Каким действием будем находить? Кто пойдет к доске и запишет решение? Кто запишет ответ? Прочитайте вторую задачу. Что нам нужно сделать в этой задаче? Как мы это сделаем? При помощи чего? Молодцы! Что сказано о свекле? Тогда сколько моркови заготовили? С какого слова начинается вопрос? Каким действием мы ответим на вопрос? Кто пойдет к доске и запишет решение? Кто запишет ответ? | Работа у доски, в тетради О свекле и моркови Свеклы 7 кг Моркови на 3 кг больше Сколько моркови заготовили Сложением 7+3=10 (кг) Моркови заготовили Дополнить условие При помощи предыдущей задачи Свеклы заготовили 7 кг 10 кг Сколько всего Сложением 10+7=17 (кг) Овощей заготовили всего | П: развивать умение работать с учебником. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам. К: Развивать умение слушать и понимать. Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. К: читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести диалог с автором, учителем, выделять главное. П.: добывать новые знания; извлекать информацию, представленную в разных формах. | V. Первичное закрепление | 6 мин | Прочитайте задачу №1 Отступите от предыдущей записи вниз 2 клетки и запишите номер задания. О чем говорится в задаче? Что сказано о ведре? Что сказано о кувшине? С какого слова начинается вопрос? Запишем краткую запить. Отступите вниз 2 клеточки от номера задачи. Каким действием решается задача? Кто пойдет к доске и запишет решение? Кто запишет ответ? Хорошо, молодцы! | О молоке, В нем 8 литров молока В кувшине 3 литра молока На сколько меньше Вычитанием 8-3=на 5 (л) на 5 л молока в ведре больше, чем в кувшине | VI. Самостоятельная работа с проверкой | 6 мин | На слайде (или карточках) записана задача и краткая запись к ней, прочитайте её и запишите решение. На площадке играют 5 девочек, а мальчиков – на 3 больше. Сколько мальчиков играет на площадке? Сверьте свой ответ со слайдом. | Дев. – 5 Мальч. – ? на 3> 5+3=8 мальчиков | VII. Включение в систему знаний | 7 мин | Сейчас перед вами карточки с текстами задач, схемами и решениями к ним. Вам нужно соотнести текст задачи со схемой и решением. Работать вы будете в парах. Давайте вспомним правила работы в парах.
| Слушают задание Вспоминают правило Выполняют задание
| VIII. Рефлексия деятельности | 3 мин | Чем мы сегодня занимались на уроке? Какие цели мы поставили в начале урока? Все ли у вас получилось? В чем были трудности? Ребята, у кого все сегодня получилось, кто доволен своей работой на уроке – поднимите зеленый карандаш У кого были трудности, кто не со всеми заданиями разобрался – поднимите желтый карандаш Кто совсем ничего не понял – поднимите красный карандаш | Отвечают на вопросы Анализируют свою деятельность | П: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. |
Презентация к уроку по математике (1 класс): Презентация по математике 1 класс «Учимся составлять и решать задачи»
Слайд 1
Учимся составлять и решать задачи 1 класс ТренажёрСлайд 2
Инструкция 1. Внимательно рассмотри картинки и составь задачу. 2. Подумай, как запишешь краткое условие. 3. Нажми на большой зелёный прямоугольник – это волшебная шторка. Она откроется, и ты сможешь проверить краткое условие задачи. 4. Теперь найди в левом нижнем углу инструменты для записи решения задачи (они находятся в чёрном прямоугольнике и хорошо видны). Выбери карандаш, ручку или фломастер (в зависимости от твоего компьютера), кликнув по нему мышкой. 5. Запиши решение задачи в поле «Решение». 6 . Если ошибся, исправь. Возьми ластик там же, где фломастер, только сначала поменяй фломастер на стрелку (курсор). 7 . Чтобы проверить правильно ли ты решил задачу, нажми на волшебную шторку в поле «Проверка». 8. Чтобы перейти к следующей задаче кликни на портфель в правом нижнем углу. 9 . После завершения работы, при закрытии тренажёра, появится окошко «Сохранить рукописные записи?», нажми на строку «Удалить». Желаю успехов!
Слайд 3
Проверка Решение 3 + 2 = 5 (пт.) Сидели- Прилетели- Стало- 3 2 ? Составь и реши задачу Инструменты
Слайд 4
3 + 3 = 6 (гр.) Было- Выросли- Стало- 3 3 ? Составь и реши задачу Решение Проверка Инструменты
Слайд 5
6 — 2 = 4 (б.) Было- Улетели- Осталось- 6 2 ? Составь и реши задачу Решение Проверка Инструменты
Слайд 6
Инструменты 8 — 3 = 5 (гр.) Росло- Собрали- Осталось- 8 3 ? Составь и реши задачу Решение Проверка
Слайд 7
10 — 3 = 7 ( ут . ) Было- Улетели- Осталось- 10 3 ? Составь и реши задачу 10 Решение Проверка Инструменты
Слайд 8
8 — 4 = 4 ( пч . ) Было- Улетели- Осталось- 8 4 ? Составь и реши задачу 8 Решение Проверка Инструменты
Слайд 9
6 + 4 = 10( ор. ) I к.- II к.- 6 4 ? Составь и реши задачу 4 ? Решение Проверка Инструменты 6
Слайд 10
9 — 3 = 6( кг ) I б.- II б.- 3 9 ? ? Проверь краткое условие Составь задачу 9 кг 3 кг Решение Проверка Инструменты
Слайд 11
3 + 6 = 9( л ) I к.- II к.- 3 л 6 л ? Составь и реши задачу ? 3л 6л Решение Проверка Инструменты
Слайд 12
5 — 3 = 2( ябл . ) I к.- II к.- 3 5 ? ? 3 5 Проверь краткое условие Составь задачу Решение Проверка Инструменты
Слайд 13
Ресурсы интернет Слайд 1 http://yadi.sk/d/sIw1UEby3vb4W Портфель http://yadi.sk/d/ahB59NTW3vbYo Слайд 3 http://yadi.sk/d/jqZ46mvD3vg05 Птичка http://yadi.sk/d/SIGnZMGl3vgEt Птички http://yadi.sk/d/vvZ1sYZc3vgRb Гриб http://yadi.sk/d/25eNjyeN3vgcZ Бабочка http://yadi.sk/d/1Wn08ILt3vgsB Бабочка http://yadi.sk/d/x06g7NHL3vh5v Лукошко http://yadi.sk/d/AOuaKjoD3vhIL Утка http://yadi.sk/d/bTHdiUyO3vhZl Птица http://yadi.sk/d/Ls-SbuwB3vhjZ Слайд 8 http://yadi.sk/d/7W8GuTau3vhwP
Слайд 14
Ресурсы интернет Улей http://yadi.sk/d/Ibcpxqy33vj0g Пчёлка http://yadi.sk/d/npqNtM8G3vjQY Белочка http://yadi.sk/d/MY3CTWVk3vjgI Белочка http://yadi.sk/d/rdyU2rVj3vjpk Орех http://yadi.sk/d/YSdr9vcr2w63q Медведь http://yadi.sk/d/OvndEM8_3vkFs Бочка http://yadi.sk/d/cwG55u003vkV2 Корова http://yadi.sk/d/NnsNLTfI3vkjM Корова http://yadi.sk/d/P54nQNrg3vl0Y Бидоны http://yadi.sk/d/wwo5SV593vlKy Ёжик http://yadi.sk/d/tXVcBWTj3vl_K Яблоко http://yadi.sk/d/ynkjtPhA3vloi Яблоко http://yadi.sk/d/Co7-PqOh4vm2G Яблоко http://yadi.sk/d/WYMhmA0U3vmG6
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
| Сегодня у нас много гостей. Давайте повернемся к гостям и дружно скажем «Здравствуйте!» — Ну-ка проверь, дружок, ты готов начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке? Ручка , книга и тетрадки? 2) Внимание, послушай, посчитай и покажи ответ веером. А) 3 ромашки желтоглазки, 2 веселых василька Подарили маме дети. Сколько же цветов в букете? (5) Б) Группа малышей утят плавать и нырять хотят. 6 уплыло далеко, 2 нырнули глубоко. Сколько же утят в пруду, сосчитать я не могу. (8) В) Ёжик по грибы пошел, 10 рыжиков нашел. 8 положил в корзину, остальные же на спину. Сколько рыжиков везёт на своих иголках ёж? (2) Г) В хоре 7 кузнечиков песни распевали. Вскоре 5 кузнечиков голос потеряли. Сосчитай без лишних слов сколько в хоре голосов? (2) | Слушают задачи, считают, веером показывают ответ. |
| — Дети, какую работу мы выполняли? Сегодня мы продолжим учиться составлять задачи и решать их. — Вспомним, из каких частей состоит задача? Презентация 1 слайд. Составьте задачи по рисункам Продолжение презентации. | Решали задачи. Условие, вопрос, решение, ответ. Составляют, предлагают, как записать решение |
| Закрыли глазки ладошками, открыли, посмотрели в верхний левый угол, затем в правый верхний угол снова в левый, затем в правый, на доску вверх, на доску вниз. (Молодцы!) | |
| Работа по учебнику. С 88. № 1. Рассмотрите рисунок. Нам нужно дополнить тест так, чтобы получилась задача. ( читает…..) — Повторите условие задачи. — Повторите вопрос задачи. Посмотрите на карточку помощницу и покажите мне веером , какое число будет в первом квадрате? Что оно обозначает? Какое число во втором? Что оно обозначает? Какое число в третьем? Что оно обозначает? А теперь поможем мне составить из этих карточек решение (дети диктуют, а я выкладываю 6 — 1 = 5) Рассмотрите вторую картинку. Дополните текст (читает…..). повторите условие, вопрос задачи. Также подбираем числа и записываем решение. №2. (читает Аня). Подбираем число и получаем условие задачи. Записать решение всех вариантов на доске — А могло ли остаться 9 груш? Когда? Как записать решение? 9-9=0 Могли ли остаться все груши? Когда? 9-0=9 | Ваня поймал 6 рыбок. Вдруг кот утащил 1 рыбку. Сколько рыбок осталось? В доме живут 7 козлят. 3 вышли погулять. Сколько козлят осталось в доме? 9-1=8 9-2=7 9-3=6 9-4=5 9-5=4 9-6=3 9-7=2 9-8=1 |
| Показываю карточки с рисунками, предлагая посчитать и выполнить столько же физических упражнений | выполняют упражнения. |
| — дети, кто знает, какое сегодня число? (25) — с помощью каких цифр записано это число? (2 и 5) — сложите их, какое число получили? (7) — сегодня мы повторим написание цифры 7 . — откройте тонкие тетради, возьмите ручки, посмотрите на образец и вспомните, как пишем эту цифру, мешочки на ладошку и на голову, прописываем, сняли мешочки. | Отвечают на вопросы, прописывают число7, следят за осанкой. |
| — продолжаем составлять задачи. №3 учебник. Составьте задачу по рисунку слева, запишите решение в тетрадь(мешочки), а у доски записывает Альбина. Составьте задачу по рисунку справа, запишите решение в тетрадь(мешочки), а у доски Степа. №4.учебник. Проверим примеры, которые решала Маша. Помогут нам светофоры-вееры. Если согласны с Машей, то зелёный, если нет, то красный, если сомневаетесь, желтый. (Дети поочередно читают примеры, сигналят, если есть ошибки, исправляем) №5 с 89 учебник Дети, сидящие с левой стороны парты, составляют примеры белочки, а дети, сидящие с правой стороны парты, составляют примеры ёжика. (работа по вариантам попеременно) | записывают в тетрадь решения задач: 3+3=6 8-1=7 верно:10-1=9 10-2=8 16-6=10 10+5=15 10+3=13 10+1=11 неверно: 10-4=7(6) 18-1=8(10) 10-1=11(9) Читают по одному примеру с каждого варианта … 9-2=7 9+1=10 8-2=6 8+1=9 7-2=5 7+1=8 |
| Положите головы на парту, закройте глазки, слушайте и представляйте, что вы на берегу моря. | Слушают шум моря. |
| Работа с фигурами. Работа в парах. Выложите фигуры из конверта. — На какие группы можно разбить все фигуры? (треугольники, квадраты, пятиугольники, круги, по размеру фигур, по цветам фигур) ___________________________________________________ Если время +, то №4 с.30 тетрадь печатная. Измеряют отрезки. — какой длины получились отрезки? Зелёный -1 см; синий -5 см; фиолетовый – 4 см, голубой – 2 см; Жёлтый – 2 см; розовый – 6 см; чёрный -3 см; красный – 1 см. — какие отрезки имеют равную длину? (голубой и жёлтый; зелёный и красный) — синий отрезок на сколько длиннее желтого? (на 3 см) — жёлтый на сколько короче синего? (на 3см) вписали эти числа в тетрадь. | Дети работают в парах, выполняют группировку, а затем показывают на доске и указывают признак. Измеряют отрезки, вписываю числа, отвечают на вопросы учителя |
| (смайлики на доске) — покажите веером светофором, с каким смайликом вам сегодня по пути. — кто научился составлять и решать задачи и идет дальше.(Зеленый) — кто еще ошибался и сомневается в своих успехах.(Желтый) — кто еще совсем не научился составлять задачи, и сегодня ему было трудно, он ждет моей помощи, помощи родителей, одноклассников. (Красный) Ребята, возможно, вы не совсем правильно себя оценили, давайте еще раз проверим: Включаю слайд из диска по математике и спрашиваю тех, кто сигналил красным и желтым. Я тоже считаю, что вы… Разворачиваю смайлики, читаем слово хором: Молодцы! Урок окончен! | Дети веером-светофором сигналят. |
Пояснительная записка | ||
1 | Автор (ФИО, должность) | Мутчаева Лидия Ачеевна, учитель начальных классов |
2 | Название ресурса | «Учимся решать задачи» 1 класс. |
3 | Вид ресурса | Урок – презентация. |
4 | Предмет, УМК | Математика «Школа России» |
5 | Цель и задачи ресурса | -способствовать развитию навыков письменного и устного счета, мыслительной деятельности при решении задач; -уметь отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник. |
6 | Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс | 1 класс |
7 | Программа, в которой создан ресурс | Power Point 2010 |
8 | Методические рекомендации по использованию ресурса | Использовать на этапе изучения нового материала. |
9 | Источники информации | |
ФГОС. Математика 2 класс Авторы: М. И. Моро и другие, часть 2, «Просвещение» 2017г. Т. Н. Ситникова, И.Ф. Яценко «Поурочные разработки по математике » 1 класс 2014г |
Математика Тема: Учимся решать задачи (1кл.)
Математика 1-Бкл. ОШ №11
Учитель: Красникова С.Н.
Тема Учимся решать задачи.
Цель Закрепить знания о задаче и её решении. Учить решать задачи разных видов. Закреплять умение прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3. Развивать мышление. Воспитывать любовь к математике.
Оборудование: цифры, сигнальные карты, кот Леопольд, компьютер.
Ход урока
Ι Организационный момент.
Громко прозвенел звонок, начинается урок
Наши ушки на макушке глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем, ни минутки не теряем.
ΙΙ Сообщение темы урока.
— Дети, вы любите смотреть мультфильмы?
— А кто из персонажей мультфильмов всегда говорил: «Дети, давайте жить дружно!» (кот Леопольд).
— Он пришёл к нам в гости с интересными заданиями.
— Но, если кто не знал кто это говорил, то у нас на доске есть подсказка ( Или можно сказать «Давайте проверим Леопольд это или нет»)
ΙΙΙ Повторение изученного.
Устный счёт
-Посчитайте примеры. Возле них стоит буква. Впишите её в таблицу, что справа. Узнаем имя гостя.
о
6+4=
о
9+1=
е
6-6=
Л
6+1=
Л
8-1=
п
8+0=
ь
1+1=
д
10-1=
7
0
10
8
10
7
2
9
Л
е
о
п
о
л
ь
д
Каллиграфическая минутка
1 2
2 3
Математический диктант.
1-в. 2-в.
1)Запишите наибольшее однозначное 1)Запишите наименьшее двузначное число (9) число (10)
2) Найти сумму чисел 3и2 (5) 2)Найти сумму чисел 4и2 (6)
3)Запишите большего соседа числа 7 (8) 3)Запишите меньшего соседа числа 10 (9)
4) Состав числа 8 это 6 и … (2) 4)Состав числа 5 это 2 и… (3)
5)Напишите число, предшествующее 5)Напишите число, предшествующее при числу 8 (7) счёте числу 9 (8)
— Кот Леопольд поработал с математическим диктантом и хочет проверить, кто из вас решил правильно. Если у вас ошибка, честно исправляйте.
1-в. 9 5 8 2 7
2-в. 10 6 9 3 8
Физминутка ( Включить компьютер и запустить Суперфизминутку)
ΙΎ Учимся решать задачи.
— Я давно не был в гостях у школьников. Забыл как надо решать задачи. Научите меня, пожалуйста, Не видел учебников давно.
Дети, задачи эти вы решите и Леопольду докажите,
Что вы сообразительные и умные, наблюдательные и мудрые.
Структура задачи.
Условие
Вопрос
Решение
Ответ:
Работа с учебником. (Устно) стр.114
Задача №1
Решение 10-3=7(уч.)- в хоре.
Задача №2
Решение 5+2=7 (г.) -теперь на окне.
Задача №3
Решение 5-3=2 (откр.) – теперь у Жени.
Зрительная гимнастика.
3.Работа в тетради ( Эти задачи на странице Дополнение)
— Работать будем в разных командах. Задачи будем решать разных видов.
Ύ Итог урока
— Чему учились на уроке, что делали? Кто у нас гость?
Статья по математике (1 класс): СПОСОБЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЯ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ В ПЕРВОМ КЛАССЕ
СПОСОБЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
УМЕНИЯ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ В ПЕРВОМ КЛАССЕ
Решение текстовых задач является одним из наиболее эффективных средств формирования математических способностей : оно требует от ученика умения абстрагироваться от несущественных элементов в задаче и выделять главное, анализировать текст задачи, планировать и обосновывать свои действия, а также анализировать текст задачи, планировать и обосновывать свои действия, анализировать полученный результат. Всё перечисленное и составляет общие умения решать задачи – умения, необходимые и используемые при решении многих или хотя бы нескольких задач.
В этом случае обучение решению задач рассматривается как способ математического и интеллектуального развития ребёнка. Такой подход требует при подборе задач ориентироваться на определенные мыслительные действия, которые могут формироваться при работе над той или иной задачей. Этот подход требует учить детей выполнять семантический и структурный анализ текста вне зависимости от её типа и количества действий, выявлять взаимосвязи между условием и требованием, данными и искомым и описывать их каким-то образом – либо через промежуточную модель (рисунок, краткую запись, схему), либо сразу в виде записи решения. Практика показывает, что невозможно научить этому всех детей с разным уровнем успешности в одинаковые сроки, но попытаться сформировать у ребёнка умение самостоятельной работы над задачей как учебной проблемой – вот одна из основных методических линий в методике обучения математике в начальной школе.
В данной работе показаны возможные способы работы по формированию у учащихся умения решать текстовые простые задачи в первом классе по материалам учебника Моро М.И., Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В., Волковой С.И., Степановой С.В. Математика. 1 класс. М.: Просвещение.2013 г.
Все задания и упражнения основываются на методической концепции о ведущей роли моделирования в процессе обучения математики ребёнка младшего возраста.
Опыт работы показал, чтобы успешно формировать у младших школьников умения решать задачи, необходимо целенаправленно обучать их моделированию.
В обучении решению задач в первом классе можно выделить несколько этапов :
- Подготовительный.
- Знакомство с задачей.
- Обучение решению задач.
Подготовительный период
Для самостоятельной работы над текстом задачи необходимо хорошо уметь читать. Это умение формируется у многих детей не в полной мере даже к концу первого класса. В этом случае важнейшее значение приобретает умение ребёнка не только слушать внимательно текст, но и правильно представлять себе ситуацию, заданную условием. Именно ориентируясь на свое представление о заданной ситуации, ребёнок будет выбирать арифметическое действие, необходимое для решения задачи.
Поэтому в подготовительный период необходимо сформировать у ребёнка базовые умения для подготовки ребёнка к обучению решению задач , а именно :
— слушать и понимать тексты различных структур,
— правильно представлять себе и моделировать ситуации, предлагаемые учителем,
-правильно выбирать действие в соответствии с ситуацией,
— правильно составлять математическое выражение в соответствии с выбранным действием,
— выполнять простые вычисления ( как минимум, отсчитыванием и присчитыванием ).
Формированию навыков чтения на уроках математики способствует различная формулировка заданий, которые предлагаются в учебнике. Учащиеся приучаются внимательно читать (или слушать) словесную инструкцию, включающую в себя математическую терминологию, что способствует формированию умения объяснять и обосновывать свои действия.
Чтобы ученик правильно представлял себе ситуацию задачи, нужно учить его строить её модель доступным ему способом. Модель ситуации задачи называют внешней опорой. Все виды внешних опор, используемые при обучении решению задач, можно классифицировать следующим способом :
- Предметная наглядность – изображение предметов,
— символическое изображение предметов.
2) Графическая наглядность – рисунки предметов и ситуаций в
в учебнике, на доске,
— символические рисунки
— схематическое изображение ситуации
— графический рисунок (в отрезках)
— краткая запись
— таблица.
Пример моделирования задачной ситуации на предметной основе
На доске рисунок
Учитель предлагает текст к рисунку:
На халате 5 петель. Мама пришила 3 пуговицы. Обозначьте пришитые пуговицы кружками. Сосчитайте, сколько ещё надо пришить пуговиц.
Моделирование задачной ситуации, воспринятой на слух.
Учитель предлагает тексты, дети моделируют ситуации у себя на столах при помощи счетных палочек.
- На дворе гуляли 3 курицы. Положите столько палочек, сколько у них ног. Сосчитайте, сколько ног ?
- Потом на двор вышли кошка и собака. Положите столько палочек, сколько у них ног. Сколько ног у кошки, у собаки ? Сосчитайте , сколько ног на дворе ?
- К обеду пришёл удав. Сколько теперь ног на дворе ?
Моделирование задачной ситуации на схеме.
У мартышки день рождения. Чтобы не забыть, что нужно сделать, она попросила Попугая нарисовать ей план, что поставить на стол. Попугай нарисовал такой план :
Что это может означать ? Где у Попугая обозначены полки с посудой, а где – стол ?
Составление рассказа по схеме
На этом этапе работы ребята составляют рассказ, а не
задачу и поэтому вопрос придумывать не надо.
Составление схемы по рисунку ситуации
Рисунки могут быть представлены учителем, а могут быть взяты из учебника.
Важнейшим умением, необходимым для правильного решения простых задач, является умение правильно выбирать арифметическое действие в предложенной ситуации.
Знакомство учащихся с арифметическими действиями сложения и вычитания целесообразно распределить на два этапа :
1 – подготовка к правильному пониманию различных сюжетных ситуаций,
соответствующих смыслу действий. Организовывается через систему заданий, требующих от ребёнка адекватных предметных действий с различными совокупностями;
2 – знакомство со знаками действий и обучение составлению соответствующего математического выражения.
Первому этапу соответствуют такие предметные действия с совокупностями, как объединение и увеличение на несколько элементов либо данной совокупности, либо совокупности, сравниваемой с данной. Например, используя наглядные предметы, учитель предлагает детям взять три морковки и два яблока, а затем положить их в одну корзину. Как узнать , сколько их вместе ? (Надо сосчитать.) Затем детям предлагается текст, который они моделируют, используя счетный материал. Например, учитель предлагает такой текст : «В одной коробке 6 карандашей, а в другой – на 2 меньше.» Обозначьте количество карандашей в одной коробке красными палочками, а в другой зелёными палочками. Покажите каких карандашей больше , меньше ? На сколько ?
После того как ребёнок научится правильно понимать на слух и моделировать все означенные виды предметных действий, его можно знакомить со знаками действий. На этом этапе последовательность указаний учителя такова :
а) обозначьте то, о чем говорится в задании кружками;
б) обозначьте указанное число кружков цифрами;
в) поставьте между ними нужный знак действия.
Упражнения для этого этапа
Составление выражения по предметной ситуации. Учитель предлагает текст к модели ситуации « Мартышка сорвала с одной пальмы 2 банана, а с другой -4. Всё сложила в корзину. Как это записать выражением ?»
2 + 4
Составляется выражение, а не равенство, т.к. важно объяснить выбор знака, а не получить результат . А как узнать сколько всего бананов ? (Надо сосчитать ).
В учебнике сразу после введения знаков +,-,= вводятся схемы
2 + 1 3 – 1
В дальнейшем на уроках целесообразно предлагать следующие задания : составление предметной модели выражения и объяснять её
На доске запись выражений. Дети складывают модели записей из фигурок на столах , объясняя свои действия (почему надо добавить, почему надо убрать ).
Другое упражнение – соотнесение схематической и символической моделей ситуации. На доске даны несколько схем :
Детям предлагается выбрать из данных схем подходящую к выражению 6+3, объяснить свой выбор и зарисовать в тетради. Затем в схему вставляются числа. Чтобы заполнить последнее окошко надо сосчитать фигурки.
Ещё одно упражнение – соотнесение сюжетного рассказа со схемой.
Задание – составь рассказ по схеме. Подобные задания есть и в учебнике.
Знакомство с понятием «Задача»
К моменту введения понятия «Задача» дети уже готовы к переходу от вещественных моделей к схематическим. Страница учебника предоставляет возможность провести знакомство с задачей репродуктивным методом. Ученики рассматривают рисунок, читают текст и узнают , что рассказ, который заканчивается вопросом, отвечая на который надо выполнить какое-то действие ( сложить или вычесть), называется задачей.
Можно знакомство с задачей провести и по-другому, опираясь на знакомые детям схемы.
Ученикам предлагается задание : составить рассказ по схеме
Затем схема изменяется
Чем этот рассказ будет отличаться от предыдущего ? Какое действие надо выполнить, чтобы ответить на этот вопрос ? Такой рассказ называется «задачей». Задача состоит из условия, вопроса, решения и ответа. Далее проводится работа по учебнику: прочитай только условие, прочитай только вопрос, какое решение у этой задачи, назови ответ.
На следующих уроках проводятся упражнения на правильное понимание особенностей задачи. Например, на сравнение загадок с числовыми данными с задачами в стихах. Ребята выясняют, чем загадка отличается от задачи, какое стихотворение можно назвать задачей , а какое нет. В результате таких упражнений дети приходят к пониманию , что в задаче должно что-то происходить, исходя из этого мы выбираем действие и затем отвечаем на вопрос.
Работа по формированию у детей умения читать текст задачи, т.е. устанавливать взаимосвязь между её условием и вопросом, не ограничивается рамками учебника. В учебнике много заданий на составление задач по рисунку и схеме, на постановку вопроса к данному условию. Можно предложить и другие задания :
— задачи с недостающими данными,
— задачи с лишними данными,
— задания с ориентированием на сюжетные признаки текста ( в условии , например, говорится о цветах, а в вопросе спрашивается о грибах; или в вопросе спрашивается о том, что уже известно в условии.
Задачи , предлагаемые детям в учебнике, имеют одинаковую конструкцию: сначала сообщается условие, затем следует вопрос. Чтобы ученик научился выделять структурные элементы задачи и при этом ориентировался не только на внешние признаки, необходимо предлагать тексты различной конструкции.
Такие задания интересны ученику в силу их необычности, но в то же время и трудны : он не сможет их решить, если не будет анализировать текст. Работа с такими текстами считается наиболее полезной для развития умственной деятельности и формирования умения решать задачи.
Работа над простой задачей
Целью работы над простой задачей, является обучение ребёнка самостоятельной работе над текстовой формой простой задачи с применением на практике всех приобретенных ранее умений :
— моделирование заданной в задаче ситуации.
— составление математического выражения соответственно смыслу ситуации (выбор действия),
— оформление записи в равенство с наименованием,
— запись ответа в краткой форме.
Опорой в такой самостоятельной работе может служить «Памятка», пользуясь которой ученик осваивает навык самостоятельной работы над задачей.
П А М Я Т К А
- Мне известно …
- Надо узнать …
- Объясняю (рисую) …
- Решаю …
- Ответ …
При решении задач учащиеся пользуются схемами, на которых отрабатывался конкретный смысл действий сложения и вычитания в подготовительный периоды и которые используются в учебнике.
Схемы очень просты в исполнении, не отнимают много времени на уроке, не отвлекают внимание ребёнка от задачи, помогают при выборе действия, визуально соответствуют характеру действия (сложение – объединение двух множеств), вычитание удаление части множества).
Ежедневная работа с памяткой , проговаривание индивидуальное, коллективное, неоднократное даёт очень хорошие результаты в работе над формированием умения решать простые задачи.
Дополнительная работа над решённой задачей
Целью дополнительной работы может быть : формирование у учащихся смысла арифметических действий , обучение элементам исследования задач, обучение умению обосновывать правильность решения задачи. Виды таких работ :
- Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.
- Сравнение содержания данной задачи и её решения с содержанием и решением другой задачи.
- Изменение числовых данных так, чтобы ответ увеличился (уменьшился).
- Исследование решения. При каких условиях задачу нельзя было бы решить.
- Классификация простых задач по действиям, с помощью которых они могут быть решены.
- Определение смысла выражений, составленных из чисел, имеющихся в тексте.
- Выбор задач, при решении которых необходимо применить данный вычислительный прием.
Целями других работ является формирование умения пользоваться
Различными моделями задачи для поиска её решения, т.к. обоснование соответствия содержания задачи рисунку, схеме является обязательной операцией при решении задачи с помощью этих моделей.
Виды таких работ :
- Соответствует ли данный рисунок (схема) данной задаче.
- Выбери среди данных задач ту, которая соответствует данному рисунку (схеме).
- Выбери среди нескольких рисунков (схем) ту, которая соответствует данной задаче.
- Найди ошибки в рисунке (схеме) к данной задаче.
- Как надо изменить рисунок (схему), чтобы он соответствовал данной задаче.
- Как надо изменить задачу, чтобы она соответствовала данной схеме.
Решение задач по математике в начальной школе способствует достижению многих целей учебно-воспитательной работы с учащимися. В задачах заложены большие возможности для повышения общего и математического образования учащихся : развития смекалки, начал исследовательской работы, логического мышления.