Сензитивный период развития речи от: Сензитивный период — Википедия – Сензитивный период: Сензитивные периоды.

Содержание

Сензитивный период — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Сензитивный период развития (встречается также сенситивный) — период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения[1].

Сензитивный период — период наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики. Например, сензитивный период развития речи — от полутора до 3 лет[2]. Известный своей авторской методикой раннего развития итальянский педагог Мария Монтессори выделяла следующие сензитивные периоды развития:

  • Сензитивный период развития речи (0-6 лет)
  • Сензитивный период восприятия порядка (0-3 года)
  • Сензитивный период сенсорного развития (0-5,5 лет)
  • Сензитивный период восприятия маленьких предметов (1,5-6,5 лет)
  • Сензитивный период развития движений и действий (1-4 года)
  • Сензитивный период развития социальных навыков (2,5-6 лет)
  • Монтессори М. Помоги мне это сделать самому / Сост. М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. — М.: ИД «Карапуз», 2000. (сборник фрагментов из переведенных книг М. Монтессори и статей российских авторов о педагогике М. Монтессори)
  • Мухина В. С.  Психология дошкольника. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. училищ. / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 1975.
  • Немов Р. С.  Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.2. Психология образования. — 3-е изд.. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 608 с.
  • Тылец Н. Н.
    Эффект резонанса в психическом развитии школьников: теория и эксперимент. — СПб.: Наука, 2010. — 200 с.

Сензитивные периоды развития

В российской психологии не так уж много сказано о сензитивных периодах развития ребёнка. Определение гласит, что возрастная сензитивность — это «присущее конкретному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психический свойств или процессов». При этом подчёркивается, что «преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду возрастной сензитивности обучение может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики».

Согласитесь, ничего непонятно. Обратимся к дополнительным источникам, а именно к тому, что писала об этом Мария Монтессори.

Итак, сензитивными называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным видам деятельности и к способам эмоционального реагирования, поведения и т. д. То есть, по сути, ребенок никогда уже не будет учиться чему-либо с такой легкостью, как в соответствующий этому навыку сензитивный период. Главная задача родителей – наблюдать за своим чадом, поскольку сензитивные периоды одновременно и универсальны, и индивидуальны. Важно поймать правильный момент.

Зачем нужны знания о сензитивных периодах развития малыша?

Все просто: чтобы подготовить соответствующую среду и дать ребенку возможность своевременно упражнять свои органы чувств, навыки социальной жизни, речи и т. д. Все дело в том, что сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно, вернуть их нельзя.

Родители не могут никак повлиять на сам сензитивный период, зато они в состоянии:

  • знать особенности каждого периода, дабы не бороться с естественной природой ребенка;
  • предвидеть наступление следующего сензитивного периода и успевать подготовить соответствующую окружающую среду, чтобы ребенок имел то, в чем особенно нуждается именно в данный конкретный момент.

Сензитивные периоды развития универсальны, то есть возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т. д.

Сензитивные периоды развития индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка. Биологический возраст может не соответствовать психологическому.

Сензитивный период развития речи

Длится в среднем от 0 до 6 лет.

В возрасте до года: Дети учатся подражать звукам.

В возрасте около 1 года: Кроха сознательно выговаривает первое слово; впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли.

В возрасте около 1.5 лет: Малыш начинает выражать свои чувства, желания. Важно понимать, что ребенок в состоянии воспринимать грамматические нормы языка и способен грамматически точно сформулировать предложение.

Что это значит?

В возрасте 2.5 — 3 лет кроха часто разговаривает сам с собой. Это возможность подслушать его мысли, увидеть в них логику или нелогичность мышления.

В возрасте 3.5 — 4 лет: ребенок активно пополняет словарный запас, с удовольствием разговаривает, сочиняет и рассказывает истории.

Рекомендация:

С ребенком не надо сюсюкать и упрощать язык до «детского». Напротив, его нужно знакомить с богатством родного языка, его разнообразием.

Дети этого возраста живо интересуются символическим обозначением звуков — буквами, увлечённо обводят буквы из шершавой бумаги и т. д.

Поэтому в возрасте 4.5 — 5 лет выглядит совершенно естественным, что ребенок начинает по собственной воле писать отдельные слова и цифры, старается написать своё имя.

Наконец, в возрасте около 6 лет ребенок готов и хочет учиться читать.

Если ребенку приходится делать что-либо вне рамок соответствующего сензитивного периода, то есть под принуждением (учиться читать, писать и проч.), то к результату он приходит позже или не приходит вовсе.

Сензитивный период восприятия порядка.

Этот сензитивный период подробно не описан нигде, кроме работ Марии Монтессори: «Истинная сущность разума состоит в придании порядка хаотичным впечатлениям, исходящим от окружающего мира».

Длится этот период от 0 до 3 лет, причем этап наивысшей его интенсивности наступает около 2 — 2.5 лет.

«Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы — вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром», — писала Мария Монтессори.

Очень важно, чтобы в жизни ребенка в возрасте от 0 до 3 лет сопутствовал внешний распорядок. От того, насколько упорядочена окружающая среда в этот период, зависит его внутреннее спокойствие в дальнейшей жизни – порядок в его мыслях, поступках.

Монтессори подчеркивает, что в возрасте 2 — 2.5 лет ребенок испытывает характерную любовь, точнее — настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка. Ему необходимо, чтобы всё повторялось и было предсказуемо в его доме, в режиме дня и в поведении взрослых по отношению к нему.

Сензитивный период сенсорного развития

Он длится примерно от 0 до 5.5 лет.

В разные периоды времени наиболее эффективно развивается то или иное чувство. У ребенка должна быть свобода выбора, чтобы он мог сам решить, чем он хочет заниматься, что ему нужно именно сейчас.

Сензитивный период восприятия маленьких предметов

Длится в среднем от 1.5 до 2.5 лет.

Ребенок так и тянется к мелким предметам, ему нравится играть с пуговицами, горошинами, крупами. Почему? Потому что он начинает осознавать, что мир состоит из мелких частей. Вот была чашка и вот она разбилась на маленькие кусочки, а те могут разбиться на еще более мелкие. Задача родителей в этот период направить деятельность ребенка в правильное русло и предоставить ему безопасную возможность (под наблюдением) оперировать с мелкими предметами: нанизать бусины на нитки и шнурки, перебирать крупы, делать аппликации из пуговиц и т.д.

Сензитивный период развития движений и действий

Длится в среднем от 1 года до 4 лет.

Задача родителей удовлетворять потребность ребенка в движении. Малоактивный образ жизни попросту вредит развитию ребенка. Затормаживает его.

Сензитивный период развития социальных навыков

В возрасте от 2.5 до 6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения.

Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам общения, чтобы он чувствовал себя уверенным, находясь в обществе самых разных людей.

Сензитивный период — это ограниченный промежуток времени, в течение которого человек отличается большей восприимчивостью конкретных сигналов, чем в другие периоды жизни.

Как видите, на самом деле ничего сложного. Вы все это и сами интуитивно чувствовали и знали. Просто теперь у вас есть подтверждение того, что вы все делаете правильно, ведь вы наблюдаете за своим ребенком и даете ему развиваться согласно его природе.

Речевое развитие ребёнка — сензитивные периоды

Периодизация возрастов. Возрастные закономерности психомоторного и речевого развития. Сензитивные периоды и гиперсензитивные фазы речевого развития ребенка

Замедленный темп возрастного развития может касаться одной или нескольких функций, отмечаться на одном или нескольких этапах, сочетаться или не сочетаться с различными неврологическими нарушениями. Поэтому оценка развития ребенка в раннем возрасте требует профессионального подхода.

Родителям и педагогам необходимо знать сроки нормального психомоторного и речевого развития ребенка для того, чтобы внимательно присмотреться к малышу, создать наиболее благоприятные условия для его развития.

Следует очень осторожно подходить к оценке отставания психомоторного развития у недоношенного или рожденного с низкой массой тела ребенка. Если временные параметры его развития находятся в соответствии со степенью его недоношенности и имеют тенденции к нормализации, это является хорошим прогностическим признаком, особенно если при неврологическом обследовании врач не отмечает у него отклонений со стороны нервной системы.

Следует помнить, что некоторые формы задержки темпа развития тех или иных функций (например, речи) могут быть наследственными.

Оценка уровня психомоторного развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте всегда должна быть дифференцированной, учитывающей особенности развития общей моторики, тонкой моторики рук, зрительно-моторной координации, восприятия, познавательных функций и речи. Кроме того, важно оценить особенности социально-эмоционального развития.

Социально-эмоциональное и умственное развитие неразрывно связаны. Выделяют три этапа социально-эмоционального развития.

Первый этап (условно охватывающий первые 5 месяцев жизни) характеризуется развитием недифференцированных привязанностей к лицам, ухаживающим за ребенком. Ребенок радуется общению со взрослым, стремится к телесному контакту, улыбается при ласковом обращении к нему.

Второй этап (от 5—6 месяцев до 1 года) отличается развитием специфических привязанностей. Ребенок начинает проявлять все более сильную привязанность к какому-либо одному заботящемуся о нем лицу. Он следит за ним глазами, выражает недовольство при его уходе, улыбается больше этому лицу, чем другим, охотнее и длительнее гулит и лепечет в его присутствии. К концу этого этапа он может показывать активное стремление к отказу от общения с другими лицами, страх при виде чужого лица.

Третий этап характеризуется постепенным развитием множественных привязанностей. К году у ребенка единственная привязанность начинает расширяться и распространяется еще на 2—3 лица из его окружения. Обычно это другой родитель, бабушка или еще кто-либо из близких.

Некоторые дети в своем развитии минуют второй этап и более быстро переходят к третьему. Особенно это характерно для детей, которые воспитываются в детских учреждениях.

Таким образом, специфические эмоциональные привязанности у ребенка раннего возраста наиболее интенсивно развиваются в период от 22 недель до 1 года.

Структура эмоциональной привязанности ребенка не всегда однотипна. Наиболее благоприятной для психического развития является так называемая структура безопасной привязанности, при которой ребенок чувствует себя уверенно и спокойно. Такая привязанность формируется в результате правильного взаимодействия матери с малышом, когда ребенок имеет, может быть, не столь частый, но эмоционально приятный физический контакт с матерью.

Нарушения социально-эмоционального развития у детей могут наблюдаться в случаях, когда мать мало эмоциональна и в общении с малышом больше руководствуется разумом. Она заботится о нем, но мало играет с ним, а если и играет, то не заражается одновременной с ним радостью. Подобный тип общения может предрасполагать к развитию у ребенка невротических состояний, прежде всего страха и аутистических форм поведения (уход в себя, избегание контактов).

Трудности общения матери с ребенком могут иметь место при заболевании малыша церебральным параличом (тяжелые двигательные расстройства, связанные с поражением головного мозга). Часто такой ребенок с трудом удерживает голову, плохо сидит, у него могут наблюдаться насильственные движения, при взятии его на руки он непроизвольно выгибается, у него усиливается мышечное напряжение. Все это вызывает большое волнение и беспокойство матери, она также напрягается, и не возникает радостного общения для обоих.

Большое значение в формировании предпосылок социально-эмоциональных взаимодействий имеет не только контакт прикосновений, но и зрение и слух. У детей с нарушениями зрения и слуха при отсутствии соответствующих коррекционных мероприятий может быть нарушено развитие социальных взаимоотношений. В этих случаях с трудом формируется синхронность действий матери и ребенка.

Это может отражаться на всем последующем развитии ребенка: у него не развивается познавательно-исследовательское поведение, часто отмечается пассивность, иногда агрессивность. Кроме того, у этих детей могут наблюдаться особые формы поведения, характерные для раннего детского аутизма и направленные на самостимуляцию (стереотипные движения рук, подпрыгивания на месте, бег по кругу и т. п.), а также различные патологические привычки: кусание губ, ногтей, сосание пальцев и т. п.

Дети с одновременным нарушением зрения и слуха избегают контакта с окружающими, что неблагоприятно отражается не только на их социально-эмоциональном развитии, но и на формировании интеллекта.

Одним из факторов, нарушающих формирование социально-эмоционального поведения у ребенка, могут быть стрессовые состояния матери и других членов семьи, связанные с хроническим соматическим или неврологическим заболеванием ребенка. Мать, находящаяся в состоянии стресса, не может стать для ребенка основой для его полной защищенности. Такой ребенок растет тревожным, пугливым, пассивным, у него задерживаются сроки нормального социально-эмоционального развития, что неблагоприятно отражается на формировании всех психомоторных функций и на доречевом и речевом развитии. Кроме того, недостаточность доречевого общения неблагоприятно отражается на формировании речи.

Таким образом, общение младенца со взрослыми является необходимым условием его нормального психомоторного развития.

В процессе общения со взрослым у ребенка формируются первые предпосылки для развития речи.

Психомоторное развитие ребенка характеризуется переходом от одного качественного состояния к другому, более высокому, что связано с развитием функций центральной нервной системы.

Выделяют несколько этапов раннего психического развития ребенка:

младенческий — от рождения до года;
преддошкольный — от 1 года до 3 лет;
дошкольный — от 3 до 7 лет;
младший школьный — от 7 до 12 лет.

Периодизация развития ребенка рассматривается как поэтапный переход от одного качественного состояния к другому — более высокому.

Предполагается, что на каждом уровне развития преобладают специфические особенности нервно-психического реагирования. Эти особенности реагирования определяют возрастную специфику нервно-психических нарушений у детей.

Весь период речевого развития от 1 до 6 лет считается сензитивным, т.е. особо чувствительным как к восприятию речи окружающих, так и к влиянию разных факторов внешней и внутренней среды. Именно в этот период дети могут особо продуктивно освоить устную речь.

Хорошее здоровье ребенка и благоприятная речевая среда способствует формированию высокоразвитой речи.

Если в сензитивный период развития речи организм ребенка претерпевает влияние каких-либо вредоносных воздействий (факторы риска),то нормальный процесс речевого развития нарушается. Это происходит либо вследствие устранения ряда необходимых условий для формирования речи (нарушение речевого общения со взрослыми, потеря слуха и т.п.), либо вследствие появления новых «вредоносных» факторов (резкое увеличение сенсорной информации, постоянное шумовое окружение, обилие новых людей в окружении ребенка, смена языковой среды и т.п.). В любом случае, овладение устной речью в период воздействия вредоносных факторов затрудняется. Соматические и особенно нервно-психические заболевания, а также эмоциональная депривация, ограничение речевого общения могут вести к задержке, искажению и патологии речевого развития.

В младенческом возрасте (от рождения до года) важно, чтобы прежде всего установилось тесное эмоциональное взаимодействие матери и ребенка. Именно в процессе этого общения формируются основы всей психической деятельности малыша.

Динамика психомоторного развития в первые годы жизни зависит от многих факторов, прежде всего от наследственных особенностей организма, общего состояния здоровья, пола, окружающей среды. Кроме того, развитие в раннем возрасте происходит неравномерно, поэтому его оценка всегда требует динамического наблюдения.

На первом году жизни мозг ребенка обладает наиболее высоким темпом своего развития: беспомощный новорожденный к концу первого года жизни овладевает прямостоянием, ходьбой, предметно-манипулятивной деятельностью, начальным пониманием обращенной к нему речи, кроме того, он начинает произносить первые лепетные слова и соотносить их с лицами и предметами. Именно в этот период начинается становление речи как средства общения. Первый год жизни имеет очень важное значение в психическом развитии ребенка. Именно на первом году жизни формируются предпосылки дальнейшего обучения ребенка.

В психомоторном развитии ребенка первого года жизни выделяют несколько периодов. Уже в первый период — период новорожденности — первый месяц жизни к 3—4 неделям появляются первые предпосылки так называемого коммуникативного поведения: ротовое внимание, когда малыш на ласковый голос и улыбку взрослого замирает, вытягивая слегка вперед губы, он как бы слушает губами. Кроме того, уже в период новорожденности малыш быстрее реагирует на голос, чем на звучащую игрушку.

В первые месяцы жизни у младенца интенсивно развивается зрение и слух; появляется зрительное и слуховое сосредоточение, зрительная фиксация и прослеживание предмета, К 3 месяцам у ребенка уже отчетливо выражена эмоционально выразительная реакция на общение — комплекс оживления. Комплекс оживления проявляется в том, что ребенок сосредоточивает взгляд на лице общающегося с ним взрослого, улыбается ему, активно двигает при этом ручками и ножками и издает тихие звуки. Появление комплекса оживления определяет как бы грань между периодом новорожденности и младенчеством.

Эмоционально-положительное отношение ребенка ко взрослому интенсивно развивается в период младенчества; появляется улыбка, затем смех, к 4—5 месяцам общение ребенка со взрослым приобретает избирательный характер. Ребенок постепенно начинает отличать своих от чужих. К 6 месяцам ребенок уже четко выделяет мать или ухаживающего за ним взрослого, рассматривает окружающие предметы и людей, а если он не дифференцирует мать, не дает ориентировочной или отрицательной ре-акции на новое лицо и/или не рассматривает окружающие его предметы, то его обязательно следует показать детскому психоневрологу.

В процессе общения со взрослым у ребенка формируются предпосылки к овладению речью. В присутствии взрослого ребенок более активно гулит, а затем и лепечет, со второго полугодия жизни начинает подражать слогам, произносимым взрослым.

Эмоционально-положительное общение взрослого с младенцем формирует у него коммуникативную потребность и стимулирует развитие речи.

К концу первого полугодия жизни у ребенка наряду с коммуникативным поведением интенсивного развиваются сенсорные функции. Прежде всего меняется характер зрительного прослеживания: если в первые месяцы жизни малыш следил за предметом, не отрывая взгляда, а потеряв предмет из поля зрения, больше к нему не возвращался, то после 5 месяцев ребенок, следя за предметом, как бы его осматривает, ощупывает взглядом. Если при этом внимание ребенка переключить на другой предмет, или лицо взрослого, то через очень короткое время он может вернуться к прерванному занятию. Появление этой функции — важный показатель нормального нервно-психического развития ребенка.

К началу второго полугодия жизни в развитии движений рук все большую роль начинает играть зрительный анализатор: к 6 месяцам ребенок быстро и точно направляет руку к игрушке, расположенной в поле его зрения; Игрушка становится средством общения и психического развития ребенка (Л.А.Венгер, В.С.Мухина, 1988).
В возрасте от 6 до 9 месяцев ребенок под контролем зрения берет игрушки, рассматривает и ощупывает их, перекладывает из руки в руку, тянет в рот. Все эти действия сопровождаются оживленной мимикой и разнообразными по интонации голосовыми реакциями.

Таким образом, на основе активного манипулирования с предметами развивается активность познавательной деятельности, формируется готовность к совместной игре со взрослыми, появляются выразительные коммуникативные жесты, формируется начальное понимание обращенной речи, активизируется лепет, развивается самоподражание и подражание звукам взрослого.

Важное значение для оценки психомоторного развития ребенка в конце первого года жизни имеет его реакция на речевое общение. Дети с нормальным психическим развитием и сохранным слухом к концу года адекватно реагируют на речевое общение и интонацию, отвечают действием на некоторые словесные просьбы. К концу года при соответствующем обучении ребенок понимает и выполняет несколько словесных команд.

Если у малыша нет адекватной реакции на речь, следует проверить у него слух и посоветоваться с детским психиатром или невропатологом относительно его психического развития.

Ребенок с отставанием в развитии слабо реагирует на общение со взрослым и на окружающие предметы, он долго не дифференцирует «своих» и «чужих».

Период накопления первых слов является первой гиперсензитивной фазой речевого развития (условно это период от 1 до 1,5 лет). Гиперсензитивность этой фазы сводится, с одной стороны, к тому, что адекватное речевое общение взрослого с ребенком позволяет ребенку достаточно быстро накапливать слова, являющиеся основой для дальнейшего нормального развития фразовой речи, с другой стороны, недостаточное речевое общение со взрослым, соматические и психические стрессы легко приводят к разрушению формирующейся речи. Это может проявляться в задержке появления первых слов, в «забывании» тех слов, которыми ребенок уже владел, и даже в остановке речевого развития.

Одной из характерных особенностей преддошкольного возраста (от 1 года до 3 лет) является формирование нового вида общения на основе интенсивного развития речи. Кроме того, малыш начинает правильно и по назначению употреблять окружающие его предметы. В личностном плане у него развивается воля, стремление к самостоятельности, творческая активность, познавательный интерес. Самостоятельное передвижение, активное взаимодействие с предметами и игрушками способствуют дальнейшему развитию сенсорных функций.

Наиболее интенсивно развивающейся функцией в преддошкольном возрасте является речь. К 3 годам ребенок общается с окружающими развернутыми фразами. Значительно возрастает его активный словарь. Ребенок постоянно комментирует свои действия, начинает задавать вопросы.

Интенсивное развитие речи на этом возрастном этапе перестраивает все психические процессы ребенка. Речь становится ведущим средством общения и развития мышления.

К 2 годам начинает развиваться так называемая регулирующая функция речи, т.е. ребенок все более и более начинает подчинять свои действия словесной инструкции взрослого. Происходит интенсивное развитие понимания речи. У ребенка не только резко возрастает число понимаемых им слов, но он начинает действовать с предметами по инструкции взрослого, у него развивается интерес к слушанию сказок, рассказов и стихов, т.е. понимание речи начинает выходить за пределы непосредственной ситуации общения.

Темп развития речи в преддошкольном возрасте является очень высоким. Так, если к концу второго года ребенок употребляет до 300 слов, то к началу третьего года их число резко возрастает, достигая к концу третьего года 1000—1500 слов. Вместе с тем артикуляция звуков остается еще далеко несовершенной: многие звуки опускаются или замещаются близкими по артикуляции или звучанию. Ребенок при произнесении слов, в первую очередь, ориентируется на их интонационно-ритмическую и мелодическую характеристику.

Показателем нормального развития детской речи на этом возрастном этапе является возможность ребенка к 3 годам строить предложения из 3—4 слов и более и употреблять знакомые слова в нескольких грамматических формах. Многие авторы отмечают большую динамичность этого процесса у детей с нормальным речевым развитием.

Выявление нерезко выраженного отставания в развитии речи и особенно понимание причин этого отставания на этом возрастном этапе представляет большую сложность, так как индивидуальные сроки нормального речевого развития широко варьируются и, кроме того, любое неблагоприятное воздействие на организм ребенка в этот наиболее чувствительный (сенситивный) период формирования речи может приводить к задержке речевого развития. Поэтому родителям и педагогам следует иметь в виду, что ребенок может отставать в развитии речи под влиянием самых различных неблагоприятных факторов. Это могут быть различные соматические заболевания, ослабляющие организм ребенка, психические травмы, недостаточность эмоционального общения, а также различные нервно-психические заболевания и отклонения в развитии. Поэтому любой ребенок с отставанием речи нуждается в консультации детского психоневролога и логопеда.

К 3-летнему возрасту речь начинает занимать центральное место в психическом развитии ребенка. В этот период у ребенка отмечается выраженное стремление к самостоятельности; ребенок начинает говорить о себе в первом лице, у него формируется чувство «я», т.е. возможность выделения себя из окружающего мира.

Особенности поведения ребенка в этот период развития во многом зависят от отношения к нему взрослых. Упрямство и негативная форма поведения направлены, в первую очередь, против взрослых, которые постоянно ухаживают за ребенком и особенно если они чрезмерно его опекают, чаще всего — это мать или бабушка.

Этот этап развития рассматривается как кризис трех лет (первый возрастной кризис).

Этот период характеризуется перестройкой особенностей психического развития ребенка. На этом возрастном этапе формируется особое психологическое новообразование — обособление себя от окружающих, что имеет важное значение для личностного развития ребенка.

Вместе с тем, у детей с особыми проблемами в развитии в этот период наиболее резко проявляются различные психопатологические нарушения. Например, обособление себя от окружающих может принимать болезненный характер у детей с ранним детским аутизмом (РДА). Не случайно, что это отклонение в развитии наиболее ярко манифестирует в возрасте 3 лет.

На этом этапе возрастного развития очень важно, чтобы родители и педагоги-воспитатели были бы максимально внимательны к ребенку. Резкое отдаление ребенка от матери, например, помещение его в детское учреждение может травмировать психику малыша и привести к срывам нервной системы. В одних случаях это может проявляться в страхах, замкнутости, «уходе в себя», в других — в агрессии, нарушениях поведения. Кроме того, на этом этапе может нарушиться сон, могут возникнуть трудности с кормлением, туалетом, может появиться заикание.

Особо обращает на себя внимание то, что самые разнообразные нервно-психические заболевания у детей на этом возрастном этапе, прежде всего, проявляются в нарушениях речи.

Так, ребенок с ранним детским аутизмом начинает говорить о себе в третьем лице, не используя местоимение  я; иногда создается впечатление, что он как бы не понимает речи окружающих, не выполняет речевые инструкции. Все это приводит к предположению о наличии у него локальных речевых расстройств. На самом деле у такого ребенка нарушено целостное коммуникативное поведение за счет отсутствия потребности в общении с окружающими.

В некоторых случаях на этом возрастном этапе у детей может наблюдаться чрезмерно интенсивное и неравномерное развитие речи. Родители, стремясь способствовать этому, часто допускают ошибку, перегружая ребенка чрезмерной словесной информацией, новыми впечатлениями. Это может приводить к так называемому эволютивному заиканию («заиканию развития»). При этом заикании имеет место выраженная неравномерность в развитии речевых и психических средств общения.

При высокой мотивации к общению, достаточном словарном запасе, хорошей речевой памяти у ребенка часто отмечается недостаточность общей и речевой моторики, регуляторной деятельности, координаторных функций, что и приводит к этой особой форме детского заикания. Родителям и воспитателям следует быть особенно внимательными к ребенку в этот период интенсивного развития речи. Любое заболевание, психическая травма, чрезмерная стимуляция речевого развития могут привести к срыву наиболее интенсивно формирующейся речевой функции. Особенно следует обратить внимание на детей с повышенной нервной возбудимостью, леворукостью, моторной неловкостью, соматической ослабленностью, легкой мозговой дисфункцией, т.е. на детей, родившихся от матерей с неблагоприятно протекавшей беременностью и родами и имевших на первом-втором году жизни различные, в том числе и слабо выраженные, неврологические отклонения.

Для детей с легкой мозговой дисфункцией, неправильными условиями воспитания на этом возрастном этапе характерна общая двигательная расторможенность, эмоциональная возбудимость.

Особое внимание в этот возрастной период родителям и воспитателям следует обратить на так называемые регрессивные расстройства психических, речевых и моторных функций. Эти расстройства могут возникать при различных психических и неврологических заболеваниях.

Психические и неврологические заболевания, возникающие в период первого возрастного криза, такие как шизофрения, эпилепсия и другие, могут приводить к быстрому распаду сформированных и формирующихся психических функций.

Период трех лет (2,5-3,5 года) является второй гиперсензитивной фазой в развитии речи. Это  период, когда ребенок активно овладевает развернутой фразовой речью. То есть, в это время ребенок делает переход от односложных фраз к комплексным и иерархически организованным синтаксическим и семантическим структурам. Именно в этот период резко усложняется внутреннеречевое программирование.

Реализация ребенком речевого замысла на этом этапе сопровождается не только психическим, но и эмоциональным напряжением. Все это отражается на характере устной речи. В речи ребенка появляются паузы, которые могут возникать не только между отдельными фразами, но и в середине фраз и даже слое (дизритмия речевого высказывания). Появление пауз внутри слов как между слогами, так и внутри слогов т.е. онтогенетические паузы хезитации, характерны только для детей в период формирования фразовой речи. Эти паузы свидетельствуют об интенсивном формировании внутриречевого программирования.

Помимо пауз, появляются повторения слогов, слов или словосочетаний — физиологические итерации. Этот период сопровождается определенными особенностями речевого дыхания. Ребенок может начинать речевое высказывание в любую из фаз дыхательного акта: на вдохе. выдохе, в паузу между выдохом и вдохом. Нередко речевые высказывания детей этого возраста сопровождаются выраженными вегетативными реакциями: покраснение, учащение дыхания, общее мышечное напряжение.

В этот период речь самого ребенка становится средством его интеллектуального и речевого развития. У ребенка трех лет появляется повышенная потребность в речевой активности. Он говорит постоянно, обращается к взрослому с вопросами, инициативно подключая взрослого в общение с собой.

Любые, главным образом, психические стрессы в этот период, а также любые виды сенсорных деприваций могут не только изменить темп речевого развития (задержка речевого развития), но и привести к патологии речи (заикание).

В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) интенсивно развивается игра, опосредованная деятельность с предметами, речь, что способствует формированию абстрактных форм мышления, произвольности психических процессов, возможности формирования внутреннего плана действий и оценки собственных действий и поведения.

В первые годы дошкольного периода преобладает игровая деятельность, постепенно развивается сюжетно-ролевая игра. Эта игра, как правило, коллективна и отличается разнообразием тематики. Дети отражают в игре знакомые им ситуации, выходящие за пределы их личного опыта.

Кроме того, в старшем дошкольном возрасте развиваются подвижные и дидактические (обучающие) игры. Следует отметить, что эти игры возникают лишь в процессе целенаправленного руководства взрослых. Основной особенностью этих игр является то, что эти игры с правилами.

Для детей с особыми проблемами в развитии дидактические и развивающие игры имеют особенно важное значение, являются важным средством обучения ребенка.

Наряду с игрой, в дошкольном возрасте развиваются так называемые продуктивные виды деятельности — рисование и конструирование. Изобразительная деятельность ребенка начинает формироваться на границе преддошкольного и дошкольного возраста.

К концу дошкольного периода, наряду с совершенствованием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, начинают формироваться логические операции. Ребенок начинает мыслить при помощи рассуждений, т.е. он учится связывать между собой разные знания для решения конкретной мыслительной задачи.

При этом важно отметить взаимосвязь в развитии различных видов мышления дошкольника. Особенно тесная взаимосвязь существует между наглядно-образным и логическим мышлением. Обычно они совместно участвуют в решении дошкольником различных мыслительных задач.

К концу дошкольного периода ребенок обычно овладевает рациональными способностями мыслительных действий, но для этого необходимо специальное обучающее воздействие.

Важное значение для психического развития ребенка имеет конструирование по собственному его замыслу. По мере развития конструирования у ребенка формируются конструктивные представления и конструктивное мышление.

Установлено, что в дошкольном возрасте развитию мышления способствует моделирование, что пространственные модели способствуют переходу детей от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному. Не менее важно то, что моделирование способствует развитию умения планировать свою деятельность. Это определяет важность формирования у детей с отклонениями в развитии интереса к конструктивной деятельности и ее результату. При этом особое внимание обращается на использование в обучении графических моделей. В отечественной коррекционной педагогике разработаны специальные приемы, способствующие овладению наглядным моделированием детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Показано, что введение графических моделей способствует формированию конструктивных представлений.

В дошкольном возрасте, наряду с совершенствованием моторики, развитием конструктивной деятельности, происходит развитие всех психических функций и, прежде всего, продолжается интенсивное развитие речи.

Словарный запас к 6 годам возрастает до 3,5 тыс. слов. Речь продолжает играть основную роль в развитии мышления ребенка, являясь средством регуляции его поведения.

Процесс восприятия становится все более самостоятельным и целенаправленным. У детей формируется наблюдательность, расширяется круг представлений об окружающем мире, развивается понимание причинно-следственных связей.

Все это создает основу для развития обобщенных видов мышления, к концу дошкольного возраста ребенку доступны простейшие виды логических операций.

В дошкольном возрасте формируются пространственные представления, которые играют большую роль в общем психическом развитии ребенка и являются одной из необходимых предпосылок для овладения элементарными счетными операциями, а в дальнейшем и математическими понятиями.

Быстро развивается память, дети легко запоминают стихи, сказки.

Интенсивное развитие всех психических функций и расширение круга практической деятельности формирует у дошкольника познавательное отношение к окружающей действительности.

Уже в старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется внутренняя оценка ситуации, поступка, действий, совершенствуется внимание, закладываются основы нравственного развития личности.

Стойкие нарушения внимания в дошкольном возрасте часто являются одним из признаков различных отклонений в общем состоянии здоровья, а также одним из показателей задержки в психическом или физическом развитии. Особенно стойкие нарушения внимания характерны для детей с некоторыми неврологическими заболеваниями, например, гидроцефалией, детским церебральным параличом, эпилепсией и другими заболеваниями.

В 5-6 лет наблюдается третий гиперсензитивный период, когда в норме формируется контекстная речь, т.е. самостоятельное порождение текста. В этот период у ребенка интенсивно развивается и существенно усложняется механизм перехода внутреннего замысла во внешнюю речь. Как и в возрасте трех лет, центральная нервная система детей 5-6 лет испытывает особое напряжение в процессе речи.

В это время можно наблюдать «сбои» речевого дыхания в момент произнесения сложных фраз, увеличение количества и длительности пауз, связанных с затруднениями лексико-грамматического оформления высказывания.

Ребенок в этом возрасте, с одной стороны, крайне чувствителен к качеству речевых образцов контекстной речи взрослых, с другой стороны, психические стрессы могут привести к возникновению речевой патологии (заиканию), а ограничение речевого общения, низкий уровень речевого окружения приводят к недостаточной сформированности монологической речи. В дальнейшем эта недостаточность плохо компенсируется и требует специальной помощи.

Существуют особые дети, которые составляют группу риска по школьной дезадаптации. К ним относятся соматически ослабленные дети, дети с нарушениями речи, моторики, поведения, функции активного внимания, памяти, а также дети с нарушениями общения и задержками психического развития, которые могут иметь как парциальный (частичный), так и общий характер. Все эти категории детей нуждаются в особенно тщательной подготовке к обучению в школе.

Для LogoPortal.RU — Логопедический Портал
Наталья Коновалова © Все права защищены

 Loading …

Сензитивные периоды развития: что это такое

Сензитивный период для восприятия порядка: от 0 до 3 лет

Ребенку необходим порядок в окружающей среде, во времени, в поведении взрослых. Мария Монтессори была уверена: «Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы – вода, в которой она плавает». У ребенка есть своя кроватка, свое место для игрушек. Он знает, что обувь лежит в прихожей, а посуда на кухне. Малыш возмущается, если мама надела папины тапочки или если бабушка пьет из маминой чашки – из-за того, что нарушен порядок.

Порядок во времени не менее важен. Режим дня устанавливается у ребенка, как правило, в первый год жизни. Он знает, что после завтрака следует прогулка, а перед сном его купают. Ребенок буквально помешан на последовательности, и, слушая одну и ту же сказку, не терпит перестановки слов и любых изменений. На этом этапе он не оценит творческую переработку любимых стихов, а требует точного их повторения. Чувство порядка рождает в нем чувство защищенности и неизменности.

Далее мы переходим к порядку в отношениях. Требования взрослых должны быть постоянными и конкретными. Взрослым важно быть последовательными. Почему сегодня нельзя есть сладкое, пока не закончишь суп, а завтра, когда придут гости, можно? Порядок дальнейшей жизни ребенка будет обусловлен порядком в окружающей его среде в возрасте до 3-х лет.

Сензитивный период для сенсорного развития: от 0 до 5,5 лет

Согласно Монтессори, сенсорное воспитание является основой мышления, служит базой словарного запаса, математического восприятия, письма, эстетического развития. Познавание окружающего мира наощупь, утончение чувственного восприятия. Большое значение придается накоплению опыта работы ребенка с материалами самых разных форм, цветов и фактуры, чтобы развивать зрительные, слуховые и особенно тактильные ощущения.

Сензитивный период восприятия маленьких предметов: от 1,5 до 5,5 лет

Манипуляция мелкими предметами. После года ребенок буквально заворожен крошками, пуговицами, крупинками риса, горошинами. Очень полезно предоставить ему такие занятия, как нанизывание пуговиц или каштанов на нитку, сбор конструктора. Понятие целого и части. Сбор пирамидки, листание книги, мозаика. Известно, что речь живет на кончиках пальцев, и малыша необходимо поощрять к видам деятельности, стимулирующим чувствительность маленьких пальчиков (перебирание круп, игра с бусами, лепка маленьких деталей из теста).

Сензитивный период движений и действий: от 1 до 4 лет

Мозг развивается вместе с телом. В раннем возрасте умственное развитие идет параллельно с физическим и сенсорным. «Каждое движение ребенка – это еще одна складочка в коре больших полушарий». Если сковывать естественную подвижность ребенка, это пагубно отразится не только на физическом здоровье, но и на умственном развитии, и грозит психологической скованностью.

Сензитивный период развития самостоятельности: от 0 до 5 лет

Ребенок постепенно овладевает новыми умениями и способен к году держать стакан, когда пьет, в 1,5-2 года самостоятельно есть, к трем годам самостоятельно одеваться. Родителям очень важно позволить ребенку делать самому все, что он способен делать сам. К сожалению, мы часто торопимся и одеваем малыша, потому что так быстрее, продолжаем кормить ребенка с ложки, хотя он уже сам умеет есть. Очень важно не пропустить время стремления к самостоятельности. Если постоянно перехватывать инициативу у ребенка до пяти лет, то он не станет предприимчивым и самостоятельным.

Сензитивный период развития социальных навыков: от 2,5 до 6 лет

Ребенок учится вежливости, приобщается к культуре, учится взаимодействовать с разными людьми. Усвоение форм общения. Важность общения со сверстниками, развитие умения договориться. Показательно, что в среде Монтессори материалы существовали в единственном экземпляре, чтобы дети учились ждать, просить, благодарить и сотрудничать.

Помимо сензитивных периодов, выделяют критические периоды, характеризующиеся бурными скачками. Если в критический период организм не подвергается воздействию среды, то последствия для развития определенных функций становятся необратимыми. Например, если ребенок первого года жизни не подвергается речевому воздействию, т.е. с ним не говорят, он никогда не сможет полноценно говорить. Это подтверждают так называемые дети-маугли.

Сензитивные и критические периоды наблюдаются и в развитииэмоциональной сферы. Например, для ребенка очень важно узнать любовь, ласку, внимание и прикосновение взрослого с самых первых минут жизни. С первых дней от рождения он учится доверять взрослому. Если же вместо любви и внимания его ждет депривация, отторжение, если крик и прочие выражения потребностей малыша остаются без ответа, он становится замкнутым и недоверчивым. Если с раннего возраста малыш не знает привязанности и любви, то сколько усилий нужно будет потом приложить, сколько любви нужно будет проявить, чтобы он поверил, оттаял и начал выражать ответные чувства.

сензитивные периоды в развитии ребенка. Родители и дети

Оказывается, ребенок в разные периоды жизни бывает особенно «чувствителен», восприимчив к определенному типу деятельности.

Повлиять на сроки и длительность этих периодов нельзя, но знать о них очень полезно, чтобы не идти против природы. Более того, зная о том, какой сензитивный период предстоит пройти вашему малышу, вы сможете лучше подготовиться к нему и пройти его с максимальной пользой. Воспитание, как известно, на 90% состоит из предусмотрительности.

Сензитивные периоды наиболее полно и подробно описаны у знаменитого педагога Марии Монтессори и ее последователей. В их исследованиях описывается природа развития любого малыша, независимо от места его проживания, национальности, культурных различий.

С одной стороны, сензитивные периоды универсальны, потому что так или иначе через них проходят все. С другой стороны, они индивидуальны, потому что биологический возраст далеко не всегда соответствует психологическому – у одних детей психологическое развитие отстает от физического, у других – опережает. Поэтому ориентируйтесь только на собственного малыша.

Если ребенку приходится делать что-либо по принуждению, вне рамок соответствующего сензитивного периода, то к соответствующему результату они приходят позже или не приходят совсем. Поэтому к разнообразным методикам типа «Читать – раньше, чем ходить», нужно относиться с большой осторожностью. Природа не прощает насилия над собой.

Сензитивный период развития речи: от 0 до 6 лет

От 0 до года

Ребенок подражает звукам, проявляет очень большой интерес к речи и к эмоциональному общению со взрослым. В этом возрасте он очень хочет говорить, но пока не может этого сделать. Если кроха был лишен теплого эмоционального контакта (прежде всего, с мамой) – например, как дети в Домах ребенка, это, увы, невосполнимая потеря, и весь процесс дальнейшего развития малыша будет уже нарушен.

От года до трех лет

В этом возрасте малыш осваивает устную речь (известно, что если по каким-то причинам он был лишен человеческого общества и человеческой речи, он никогда не научится нормально говорить, как, например, дети-Маугли). С огромной скоростью ребенок увеличивает свой словарный запас – это самое интенсивное увеличение словаря в жизни человека.

Это период, когда малыш наиболее чувствителен к языковым нормам. Именно поэтому Монтессори не советует взрослым сюсюкать с крохой, с ним нужно говорить четко и ясно – сейчас это самый яркий образец для подражания.

От трех до шести

После трех лет у ребенка появляется интерес к буквам, к письму. С большим энтузиазмом он пытается написать ту или иную букву. И, кстати, необязательно ручкой на бумаге. Дети с удовольствием выкладывают буквы из палочек и проволоки, лепят их из пластилина или пишут пальцем на песке. В возрасте около пяти лет большинство детей проявляют интерес к чтению, в пять лет научить ребенка читать легче всего, он словно ждет этого.

Как ни странно, учиться читать сложнее, чем писать. Поэтому Монтессори советует подходить к чтению через письмо. Ведь письмо – это выражение своих мыслей и желаний, а чтение – это понимание чужих мыслей, решение некой «чужой» задачки.

Сензитивный период для восприятия порядка: от 0 до 3 лет

Порядок для ребенка – это не совсем то, что порядок для взрослого. В том, что вещи лежат на своих местах, что каждое утро его ждет одежда, аккуратно сложенная на стульчике, что каждый день проходит по определенному распорядку – малыш видит стабильность мира. Внешний порядок таким образом обращается во внутренний.

Порой взрослые считают, что дети в два – два с половиной года бывают несносно капризны (некоторые даже говорят о кризисе двух лет). Но, похоже, что это не столько капризы, сколько требование сохранять порядок вещей. И если этот порядок нарушается, это выбивает маленького человечка из колеи.

Порядок должен быть во всем: в окружающей обстановке, во времени (каждый день проходит в определенном ритме), в поведении взрослых (они действуют по определенным правилам, которые не меняются в зависимости от настроения и погоды).

Сензитивный период для сенсорного развития: от 0 до 5,5 лет

В этом возрасте тренируются умение видеть, слышать, ощущать запах, вкус и т.д. Это, конечно, происходит естественным путем, однако для более интенсивного сенсорного развития М.Монтессори рекомендует специальные упражнения: например, с закрытыми глазами определить вкус, запах, размер.

Сенсорных впечатлений у ребенка должно быть как можно больше. И для этого совсем не обязательно каждый день водить кроху в театр или на концерт симфонической музыки. Можно, например, угадывать, как звучат различные предметы домашнего обихода (прислушаться, например, как звенит стакан, если по нему слегка стукнуть палочкой или ложкой, а как поведет себя в той же ситуации железная кастрюля или деревянный стол).

Детям в этом возрасте (да и взрослым тоже) очень нравится игра «Волшебный мешочек». В мешочек из непрозрачной ткани кладут самые разные небольшие предметы: лоскутки различных тканей (от шифона до брезента), фигурки из дерева, пластмассы, металла, кусочки бумаги (от папиросной до наждачной) и т.д., а потом на ощупь определяем, что удалось найти в мешочке.

Сензитивный период восприятия маленьких предметов: от 1,5 до 5,5 лет

Взрослые приходят в ужас, глядя на то, как маленькие дети манипулируют горошинами или мелкими пуговицами. Особенно, когда они пытаются выяснить, поместятся ли означенные предметы в ухо или в нос. Разумеется, подобные игры должны проходить только под присмотром взрослых.

Но это совершенно естественный интерес, стимулирующий развитие мелкой моторики пальцев, в пользе которого сомневаться не приходится. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы сделать манипуляцию с мелкими предметами безопасной. Например, пуговицы можно нанизать на прочную нитку – получатся оригинальные бусы, которые надолго займут малыша. Вместе с вами он может долго разбирать и снова собирать конструктор с мелкими деталями. Это занятие помогает разрешить для крохи проблему целого и части.

М.Монтессори советовала даже создавать специальные коллекции маленьких предметов.

Сензитивный период движений и действий: от 1 до 4 лет

Чрезвычайно важное занятие для малыша. Благодаря движению кровь насыщается кислородом, а обогащенная кислородом кровь снабжает клетки головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. И посему любая классно-урочная система, продолжительные занятия за партами для детей в этом возрасте – просто преступление против их природы.

С каждым годом ребенок совершенствует координацию своих движений, осваивает новые действия и учится все точнее ощущать свое тело. Помогите ему в этом! Бегать, прыгать на одной ножке, карабкаться на лестницы и балансировать на бревне – занятия ничуть не менее важные, чем учиться писать и считать.

Сензитивный период развития социальных навыков: от 2,5 до 6 лет

В этом возрасте малыш учится культурным формам общения – тому, что потом будет называться этикетом.

До шести лет закладываются основы социального поведения, ребенок впитывает, как губка, примеры как грубого, так и вежливого образа общения с миром. Здесь главным образом действует подражательная способность. Поэтому постарайтесь сами вести себя так, как, по вашему мнению, должен вести себя ваш ребенок.

Инесса Смык

По материалам книги М.Монтессори «Помоги мне сделать это самому», М., 2000

«СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ» — Логопедическая служба — Каталог файлов

    Сензитивный период — период наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики.
     Сензитивный период развития речи длится в среднем от 0 до 6 лет, причем начинается еще до появления ребенка на свет (вспомним естественную потребность матерей разговаривать со своим еще не родившимся ребенком, петь ему песни).

Охарактеризуем наиболее важные этапы внутри данного периода.

Развитие ребенка от 0 до 1,5 месяцев жизни

     В этот период интенсивно интонационно обогащается крик. Развиваются динамические изменения тонуса мышц всего тела.

Речевое развитие от 1,5 до 2,5 месяцев жизни

     Начинают проявляться специфические голосовые реакции в виде гуления. Ребенок начинает вертикально удерживать головку. У малыша появляется возможность разжимать и зажимать кисть. Ребенок учится удерживать вложенный в ручку предмет.

     Гуление не похоже на речевые звуки русского языка, но в нем можно различить гласные звуки, которые наиболее легки для артикулирования (А, Э, У, О). Мышцы, участвующие в акте сосания, обеспечивают произнесение губных согласных (П, Б, М). Мышцы, обеспечивающие акт глотания, участвуют в произнесении заднеязычных звуков (К, Г, Х). Дольше всего дети гулят в состоянии эмоционально-физического комфорта (после еды, во время купания, в моменты общения с близкими людьми). Особенно ярко гуление выражается во время эмоционального общения со взрослыми. Ребенок пристально всматривается в лицо говорящего, повторяет его голосовые реакции (эхолалия) и мимические движения (эхопраксия).

Речевое развитие на 5-м месяце жизни

     У большинства детей появляются лепетные звуки. В этот период также формируется функция сидения. Гуление начинает «распадаться» на слоги.

Речевое развитие ребенка в 7 месяцев

     В течении 2-4 минут малыш может повторять в определенном ритме один и тот же слог (га-га-га, ба-ба-ба и др.). При этом он как бы вслушивается в издаваемые им звуки — выражение лица ребенка очень сосредоточенное.

8 — 9 месяцев

     В этот период у ребенка появляются новые звуки, соответствующие фонемам родного языка. Подавляющее большинство детей в этом возрасте произносят некоторые лепетные звукосочетания, употребляют их особенно часто, используют их для выражения своих желаний. Например, малыш требует бутылочку и просится на ручки, произнося одни и те же слоги: »Га-га-га».

9 — 12 месяцев

     У большинства детей появляются первые слова. В этот же период они учатся первым шагам, пробуют ходить без поддержки. Кроме того, интенсивно развивается манипулятивная деятельность рук.

     Ребенок понимает гораздо больше слов, чем может сам произнести. Пытаясь произнести свои первые слова, малыш сопровождает их мимикой и жестами. При этом у него получается воспроизвести лишь их общий звуковой облик. Примерно у 80% детей в этом возрасте наблюдается очень высокая речевая активность. Поток слов часто прерывается дыхательными паузами.

     Чаще всего малыши говорят в присутствии взрослых, но не всегда наблюдается явное обращение к ним. Ребенок «говорит», не обращаясь ни к кому конкретно, взгляд устремлен на окружающую обстановку, перебегает с предмета на предмет. Звуковой поток малыша интонационно напоминает повествование о зрительных впечатлениях.

16 — 20 месяцев жизни

     В этом возрасте особенно интенсивно пополняется словарь ребенка. Многие слова передаются только ударным слогом. Например, «Па» означает и «упал», и «папа», и «палка». Иногда дети произносят слова так, что последний ударный слог становится первым.

18 — 22 месяца жизни

     Формируется элементарная фразовая речь. Самые первые фразы состоят из 2-3 слов. Каждое слово произносится на своем выдохе и иногда сопровождается отдельным жестом. Фраза из 2 слов быстро начинает произноситься на одном выдохе.

     Синтагма — это отрезок высказывания, объединенный смысловым и интонационным значением. Синтагма произносится на едином речевом выдохе.

     Таким образом, в этом возрастном периоде малыш физиологически еще не способен объединить слова фразы в синтагму.

28 — 32 месяца жизни

     Фразовая речь интенсивно усложняется и активно употребляется. Грамматические формы постепенно становятся правильными, нормативными. Фразы начинают организовываться иерархически: слова объединяются не только синтаксическими и семантическими связями, но и очень важным психофизиологическим механизмом — речевым выдохом. То есть все слова во фразе произносятся на едином речевом выдохе. Это — период формирования истинной синтагмы.

     Но сначала такой сложнейший психофизиологический механизм крайне неустойчив. У ребенка могут наблюдаться паузы в середине фразы и даже в середине слов. Малыш может проговаривать часть фразы на вдохе, задерживать дыхание на вдохе или на выдохе.

     Наряду с паузами наблюдаются повторения слов, слогов, словосочетаний. Это называется физиологической итерацией. В такие моменты у малышей могут наблюдаться выраженные вегетативные реакции: лицо краснеет, дыхание учащается, мышцы лица, рук и ног напрягаются. Чаще всего эти явления возникают при развернутых ответах на вопросы взрослого.

     Параллельно с развитием фразовой речи в этот возрастной период происходит интенсивное развитие моторики ребенка. Он учится бегать, прыгать, лазать. Особенно интенсивно развивается мелкая моторика пальцев рук.

     Примерно у 7% детей формирование фразовой речи происходит позднее, чем у большинства. Элементарная фраза из 2 слов появляется у них к 2 годам. Интенсивное формирование и усложнение фразы происходит в возрасте 3 — 3,5 лет. Одновременно с этим у них отмечается ограниченный словарный запас. Наблюдается также недостаточное развитие общей и мелкой моторики.

     С такими детьми, как правило, мало общались в семье, не поощряли речевую активность, речевые контакты были ограничены ситуативной диалогической речью. В данном случае можно говорить о задержке речевого развития, обусловленной педагогической запущенностью.

     Итак, сензитивные периоды указывают на качественное своеобразие отдельных этапов развития и на огромные возможности детства. Индивидуальное развитие психических процессов и свойств будет протекать тем успешнее, чем больше возможностей для него получит ребенок в соответствующий сензитивный период. Окружающие его взрослые должны помнить о том, что в первую очередь они сами создают социально-педагогические условия, в которых наиболее полно может осуществиться развитие индивидуальности ребенка. Не упустить время, помочь полностью раскрыться индивидуальным свойствам в наиболее благоприятный для этого момент — задача и родителей, и педагогов.

     Повлиять на сроки и длительность сензитивных периодов нельзя, но знать о них необходимо, чтобы не идти против природы. Если ребенку приходится делать что-либо по принуждению, вне рамок соответствующего сензитивного периода, то к соответствующему результату он приходит позже или не приходит совсем. Зная о том, какой сензитивный период предстоит пройти вашему малышу, вы сможете лучше подготовиться к нему и пройти его с максимальной пользой.

Сензитивные периоды в раннем развитии ребенка

СновыйКарандаши, цифры и разные цветаравнение детей с цветами имеет отношение не только к поэзии. В нем есть практический смысл. Садовник ухаживает за цветами и деревьями, родители заботливо растят ребенка, желая получить добрые плоды.

Деревья требуется поливать, подравнивать, окапывать, подкармливать, и все это нужно делать в строго определенное время. В развитии ребенка также есть периоды, когда он наиболее чувствителен к тем или иным «воздействиям». В эти периоды научиться чему-либо новому для него не составляет труда, все происходит как бы само собой. Тогда как в другие периоды тот же самый навык, та же самая информация либо усваиваются с трудом, либо не усваиваются вовсе.

Эту особенность в развитии детей подметил еще Константин Дмитриевич Ушинский, который говорил о том, что своевременность – один из главнейших принципов обучения. Наблюдая за детьми, педагоги подмечали, что в определенном возрасте формирование некоторых качеств и функций психики происходит очень быстро и эффективно. Это особенно заметно на примере речи: в раннем детстве ребенок овладевает речью необыкновенно легко, настолько естественно, что многим это кажется само собой разумеющимся. Вместе с тем, стоит пропустить несколько благоприятных лет, и развитие речи станет крайне затруднительным.

Такие благоприятные условия для развития ребенка в том или ином направлении, свойственные определенному возрасту, не обусловлены только внешними воздействиями – воспитанием или окружающей ребенка средой. Они связаны с внутренними процессами, с особенностями развития психики, с деятельностью мозга ребенка.

Так устроен любой человек – в разные периоды жизни он обращает внимание на разные стороны окружающего мира. Молодой человек воспринимает мир совсем не так, как человек зрелый или пожилой. У ребенка же психика только формируется; меняется она намного быстрее, чем у взрослого человека. Для правильного формирования разных сторон психики, разных ее функций необходим разный круг ощущений, впечатлений, разная информация, поступающая из окружающего мира. В силу этого восприятие, мышление ребенка, все, что относится к аналитической деятельности мозга, в тот или иной период становятся особо восприимчивыми к строго определенным ощущениям, впечатлениям, информации. Эту восприимчивость, «возрастную чувствительность» и называют сенситивностью или сензитивностью (от латинского слова sensus – ощущение, чувство).

Сензитивные периоды развития — возрастные интервалы индивидуального развития, в течение которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира.

Вплотную сензитивностью исследователи начали заниматься в первой половине XX века. Лев Семенович Выготский писал:

В этот период определенные влияния оказывают чувствительное воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать обратное влияние на ход развития. Сензитивные периоды совпадают вполне с тем, что мы называли… оптимальными сроками обучения.

Очень подробно сензитивные периоды развития детей дошкольного возраста изучила Мария Монтессори, итальянский педагог, автор знаменитой методики раннего развития ребенка.

Суть ее методики заключается в том, чтобы, предоставив детям максимальную свободу, ненавязчиво помогать их развитию в рамках каждого сензитивного периода (для этого используются специальные дидактические материалы).

Виды и свойства сензитивных периодов

В развитии дошкольника можно выделить следующие сензитивные периоды (на основе классификации П. Эпштейна):

  1. Период развития «чувства порядка» (от 0 до 3,5 лет)
  2. Период развития движений и действий (от 0 до 4 лет)
  3. Период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 4 лет)
  4. Период развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет)
  5. Период утончения чувств (от 2,5 до 6 лет)
  6. Период развития речи (от 0 до 6 лет)
  7. Период письма (от 3,5 до 4,5 лет)
  8. Период чтения (от 3 до 5,5 лет)
  9. Период развития пространственных отношений (от 4 до 6 лет)
  10. Период развития музыкальности (от 2 до 6 лет)
  11. Период развития математических представлений (от 4 до 6 лет)

Существуют и другие классификации, как правило, более краткие. Так, например, период развития речи (от 0 до 6 лет) включает в себя интерес к письму и чтению, а чувства и пространственные отношения можно отнести к общему периоду сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет).

Следует добавить, что детям школьного возраста, подросткам свойственны свои сензитивные периоды. К примеру, на возраст 10-11 лет приходится пик познавательного интереса (интересы и увлечения ребенка в этом возрасте особенно разнообразны). Сензитивный период развития умственных способностей – 4-10 лет.

В начальной школе дети сензитивны к учебной деятельности: они исполнительны, старательны, восприимчивы, некритично принимают учителя за высший авторитет, а его слова за истину. Их ум направлен на то, чтобы научиться, подражая, повторяя за учителем нужные действия. В этом возрасте легко вырабатывается правильная, положительная мотивация к учебе.

Подростки старше 14 лет сензитивны к освоению своего внутреннего мира. Это огромная, не всегда заметная внутренняя работа: знакомство с самим собой, поиск себя, своего места во взрослом мире. Обогащается эмоциональная сфера, подросток учится управлять собой, резко усиливается чувство ответственности.

В целом сензитивные периоды детей школьного возраста и старше изучены недостаточно хорошо. И все-таки можно сказать точно: расхожее мнение о том, что с возрастом способности ребенка увеличиваются, внутренние условия для его развития становятся все более и более благоприятными, не верно. Общие характеристики сензитивных периодов отлично исследованы; они подтверждают этот вывод.

Свойства сензитивных периодов:

  • Универсальность. Сензитивные периоды имеют прямое отношение к онтогенезу человека, поэтому они свойственны всем детям без исключения, независимо от культурных, социальных, расовых, каких-либо других различий.
  • Индивидуальность. Время возникновения, интенсивность и длительность сензитивных периодов индивидуальны для каждого ребенка. В классификации указаны среднестатистические значения.
  • Выраженность. Если начало сензитивного периода бывает трудно заметить, то пик его интенсивности способен изумить неискушенных родителей. Ребенок начинает относиться к необходимой для него деятельности с необыкновенной страстью; интерес его сосредоточивается на избранном предмете так, что он игнорирует все остальные элементы и качества окружающей среды. Он проявляет чудеса трудолюбия и энергии, длительная и интенсивная работа не вызывает у него усталости. Сензитивный период бывает выражен настолько явно, что на него трудно не обратить внимание.
  • Временность. С завершением периода «окно возможностей» закрывается навсегда, независимо от степени, в которой ребенку удалось их использовать.

Краткая характеристика сензитивных периодов в развитии дошкольника

Периоды развития речи, чтения и письма

Малыш воспринимает и «поглощает» звуки, которые слышит от других людей. Он пытается повторять их (одновременно тренируя этим свой голосовой аппарат), экспериментирует и, наконец, после частых повторений, уясняет связь между словом и предметом, его обозначающим.

Накапливаясь, слуховой, зрительный, двигательный опыт вызывает образование речевых центров мозга. Установлено, что речевые центры не развиваются, либо развиваются слабо, если в этот период ребенок находится в окружении людей с речевыми дефектами (глухонемые родители) или совсем лишен человеческого общества (дети, воспитанные животными). Восполнить недостаток речевых впечатлений в более позднем возрасте невозможно.

Мозг ребенка «перерабатывает» абсолютно все, что воспринимает, независимо от сложности лексических и грамматических конструкций. От того, насколько богатую, красивую, правильную речь слышит ребенок в этот период, зависит степень развития его речевых центров.

Периоды развития речи у детей изучены очень хорошо, и материалов по этой теме можно найти много. Любопытно, что интерес ребенка к чтению (и соответствующий сензитивный период) обычно возникает позже, чем интерес к письму — графическому воспроизведению знаков речи. Это необходимо учитывать при занятиях с ребенком.

До сих пор в педагогике нет единого взгляда на наилучший возраст для начала изучения иностранного языка. Наблюдения показывают, что в двуязычных семьях, где разные языки окружают ребенка с раннего детства, используются свободно членами семьи, не возникает проблем с освоением обоих языков сразу. Грамматические конструкции, произношение, словарный запас усваиваются одинаково хорошо. В тех случаях, когда второй язык именно изучается, но не окружает ребенка в повседневной жизни, результаты бывают спорными. К. Д. Ушинский считал, что до тех пор, пока ребенок полностью не овладел родным языком, изучать иностранный язык будет ошибкой.

Считается, что сензитивный период изучения иностранного языка – 5-10 лет. В норме пятилетний ребенок владеет родным языком на весьма высоком уровне. Его речь правильна и богата, словарный запас высок, нередко он умеет читать, и довольно бегло. Точно установлено, что после 10 лет базовые нейронные сети, необходимые для становления речи, больше не развиваются.

Период развития «чувства порядка»

Выбравшись из грудного возраста, малыш испытывает острую потребность в исследовании окружающего мира. Он начинает устанавливать связи между предметами и людьми, его окружающими. Он опирается на эти связи, чтобы продвигаться в исследовании дальше и дальше. Согласитесь, что опереться можно лишь на что-то постоянное, неизменное, такое, как земля, на которую мы опираемся при ходьбе (мы полагаем, что земное притяжение не исчезнет ни при каких условиях). В раннем детстве ребенок весьма чувствителен к порядку.

Смысл порядка для него заключается не совсем в том, чтобы вокруг было чисто и игрушки чинно стояли на своих местах. Порядок – это постоянство, а значит, предсказуемость и безопасность. В верхнем ящике комода всегда лежат пижамы, мама перед сном всегда читает сказку, укрывает, целует и желает спокойной ночи, окружающий мир постоянен и предсказуем, значит, все в порядке, — чувствует малыш. Ребенок будет протестовать, стоит нарушить привычный ритуал или положить какую-то вещь на не свойственное ей место.

Порядок-постоянство необходимо поддерживать в отношении:

  1. Вещей, домашней обстановки
  2. Режима дня и повседневных ритуалов (утренние процедуры, питание, купание, отход ко сну)
  3. Требований, которые взрослые предъявляют ребенку

В качестве «образа порядка»  может закрепиться и «откровенный беспорядок» (с точки зрения взрослого). В этом плане ребенку важно постоянство, а не чистота. Если разбросанные вещи, игрушки – норма жизни в семье, – то такое постоянство не принесет вреда развитию «чувства порядка» (но, конечно, воспитает неряшливость). Гораздо опаснее непостоянство – в этом случае ребенок не просто будет чувствовать себя дискомфортно, но перенесет внешний беспорядок в свою внутреннюю жизнь.

Период развития движений и действий

Маленькие дети исключительно подвижны, это знают все. Но не всем очевидно, что движение для ребенка – насущная потребность, а не баловство и прихоть. Движение напрямую связано с развитием мозга. Организм ребенка настойчиво требует физической активности. Беготня, возня, шумные игры и прогулки должны восприниматься взрослыми как несомненное благо. Чем больше времени ребенок проводит в движении, тем лучше растет.

Принятые государством нормы предполагают, что ежедневно здоровый ребенок дошкольного возраста должен гулять 4-4,5 часа (по 2  часа утром до обеда и во второй половине дня). Прогулку можно отменить только при ветре скоростью более 15 м/с и температуре воздуха на улице ниже 15 градусов (для детей до 4-х лет) и ниже 20 градусов (для детей 5-7 лет). При этом вторая половинка прогулки по нормам отводится подвижным играм.

Четыре с половиной часа в день, не включая утреннюю зарядку и домашние игры!

Период восприятия маленьких предметов

Все родители замечают пик этого периода, потому что мелкие предметы, к которым буквально «тянет» ребенка в это время, опасны для него.

Причина такой тяги – интерес к составу предметов и к тому, как соотносятся части и целое. Кроме того, от манипуляций с маленькими предметами улучшается мелкая моторика, которая напрямую связана с развитием речи. Мудрая природа «знает» об этом и направляет ребенка в нужную сторону.

Чтобы обезопасить ребенка и извлечь максимальную пользу из сензитивного периода, требуется создать условия для исследования маленьких предметов. Дайте ему нитку бус на крепкой леске, пришейте к кусочку ткани разные пуговицы. Предложите малышу специальные упражнения, например, нанизывать на нитку орехи, крупные пуговицы, сортировать горох, фасоль, бобы, собирать и разбирать модели с мелкими деталями.

Период развития социальных навыков

Интересно наблюдать за детьми в песочнице. Дети до 2-х лет играют «каждый сам по себе», а, если заметят у соседа интересную игрушку, спокойно подходят и забирают ее. Сосед не расстраивается, если ему есть чем заняться, впрочем, не сильно расстраивается и первый малыш, если игрушкой завладеть не удалось.

Совсем не так ведут себя дети старше 2-х лет. Они уже осознают себя как личность, и понимают, что другие люди – тоже личности. Обостренное чувство собственничества провоцирует слезы, конфликты и даже драки. С этого возраста дети начинают активно осваивать навыки общения.

В этот период чрезвычайно легко обучить ребенка этикету. Он доверяет взрослым до такой степени, что буквально копирует их поведение, жесты и слова (что нередко вызывает у взрослых улыбку). Стоит только слегка направить ребенка в нужную сторону, объяснить какое-то правило вежливости и потренироваться, как малыш начнет радовать родителей хорошими манерами.

Дети этого возраста непосредственны, общительны без стеснения и какой-либо нарочитости. Предложите: «Подойди к мальчику и попроси у него машинку так: «Пожалуйста, одолжи мне эту машинку на время, поиграть», — и ребенок подойдет и в точности повторит Вашу фразу. Или: «Подойди к девочке и скажи: «Привет, покатаемся на качелях вместе?», — Вы удивитесь, как естественно прозвучит тот же вопрос из уст малыша.

Как можно чаще разговаривайте с ребенком о других людях, разбирайте ситуации из повседневной жизни, логически обосновывайте правила поведения. При этом помните, что эти правила обязательны и для родителей, — практика должна подтверждать теорию.

В случае, когда ребенок ведет себя безобразно, кричит, дерется, отнимает игрушки у других детей, правильно будет проработать конфликтную ситуацию на месте. Для этого нужно успокоить малыша, потом показать, как исправить то, в чем он был не прав (например, подойти, утешить пострадавшего, извиниться) и сделать это. В завершение хорошо обсудить, как можно было бы поступить, чтобы обеим сторонам конфликта было хорошо.

Любопытно, что в классе, оборудованном по методике Монтессори, все учебные материалы представлены в единственным числе. Это сделано специально. Когда несколько детей захотят поработать с одним и тем же материалом, им придется договариваться, уступать друг другу. Так они учатся строить отношения, сотрудничать.

Период утончения чувств

Чувства – не просто посредники между ребенком и окружающим миром. Они – основа мышления, потому что именно обработка ощущений вызывает образование первых связей между нейронами мозга. Чем тоньше, богаче чувственный опыт ребенка в раннем детстве, тем более гибким будет его мышление.

Исключительное внимание сенсорному развитию детей уделяла Мария Монтессори. Она создала уникальный комплект развивающих материалов, которые помогают детям тренировать органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, стереогностическое чувство (способность узнавать предмет при ощупывании). Причем Монтессори считала, что суть такой тренировки заключается не просто в том, чтобы ребенок узнавал цвет, форму, другие качества предметов окружающего мира, а в том, чтобы он утончал свои чувства, то есть упражнялся во внимании, сравнении, приобретал навыки распознавания.

Эмоциональная сфера, творческое воображение, художественный вкус, способность видеть прекрасное также относятся к области чувств. Тонкость чувств положительно влияет на все сферы жизни человека.

Рекомендации

Сегодня многие родители осознают важность раннего развития детей. То, что мы узнали о сензитивных периодах, с одной стороны, подтверждает эту мысль. С другой стороны, представляется спорным стремление родителей чуть ли не с пеленок нагрузить малыша серьезными занятиями иностранным языком, спортом, танцами, чтением и другими, полезными для его будущего, предметами.

Правильнее прислушаться к природе с тем, чтобы дать ребенку максимальное количество возможностей для развития в благоприятный период, создать такие условия, в которых формирование разных сторон психики ребенка будет оптимальным. Для этого:

  1. Наблюдайте за ребенком. Помните, что приверженность ребенка к какому-либо действию или предмету – верный признак того, что он находится на пике соответствующего сензитивного периода.
  2. Старайтесь не упустить время, ведь благоприятные периоды проходят безвозвратно. Заранее приготовьтесь к наступлению следующего периода: подготовьте окружающую среду, подберите дидактический материал, продумайте способы занятий.
  3. Помните, что сензитивные периоды индивидуальны. У разных детей их сроки могут быть разными, и выраженность пика периода тоже может быть разной. Предполагая наступление периода, занимайтесь с ребенком в зоне его ближайшего развития. Тогда заметить начало периода будет легко.
  4. Во время начала и пика периода старайтесь дать ребенку как можно больше материала для занятий. В этот момент не бойтесь перегрузить его – скорость восприятия и обработки соответствующего периоду материала повышается в 10-15 раз (по сравнению с обычным временем).
  5. Не стоит бороться с природой; не заставляйте ребенка заниматься чем-то по принуждению. Результат, скорее всего, будет посредственным. Напротив, занятия в рамках благоприятного периода принесут не просто великолепные плоды, но доставят радость, как малышу, так и его родителям.

Никогда более ребенку не удаётся так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сензитивный период.

Мария Монтессори

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *