должен ли держать ее лежа на животе, почему плохо, держит
Ребенок, который в 2 месяца не держит голову, начинает вызывать резонный вопрос у родителей — а не пора ли крохе освоить новое умение? Интерес и тревогу подогревают сообщения с тематических форумов о том, что у кого-то малыши чуть ли не в месяц начали уверенно держать головку.
Со своими сомнениями и опасениями родители нередко обращаются к педиатрам за советом. В этой статье мы расскажем, нормально ли происходящее, и есть ли у родителей грудничка основания для волнений.
Сроки и нормы
Когда говорят о том, что ребенок должен научиться делать что-либо в определенные сроки, хочется напомнить, что никому и ничего малыш не должен. Он появился на свет не так давно, и не успел обзавестись какими-либо долгами. А потому все сроки развития индивидуальны. Сравнивать одного малыша с другим — некорректно и неправильно по своей сути. Да и сами нормы — это не более чем ориентировочные значения для педиатров и новоиспеченных родителей.
Эти усредненные нормы гласят, что в 2-2,5 месяца среднестатистический здоровый карапуз только начинает пытаться поднять голову и несколько секунд удержать ее в вертикальном положении. Есть малыши, которые стараются сделать это и раньше, но ранний подъем головки (в месяц и чуть старше) — тревожный признак, который косвенно может указывать на повышенное внутричерепное давление, на гипертонус и неврологические нарушения.
С точки зрения норм, как и с точки зрения здравого смысла, ребенок в свои два месяца от роду и не должен держать голову, хотя первые попытки уже могут наблюдаться.
Держать головку вертикально довольно сложно. Для этого задние и боковые мышцы шеи должны быть готовы принять вес головы, которая у малышей, как известно, самая крупная и тяжелая часть тела.
Как только окрепнут мышцы, малыш обязательно научится сначала поднимать головку на несколько секунд, потом удерживать ее более минуты. К 5-6 месяцам кроха будет прекрасно держать ее, и поворачивать вправо-влево по собственному желанию.
Скорость освоения навыка зависит от личных особенностей, состояния здоровья ребенка, а также от того, насколько благоприятна его среда обитания, с точки зрения развития.
Родители новорожденных замечают, что малыши, лежа на животе, уже с 3-4-недельного возраста начинают поднимать головку, чтобы сразу положить ее на правую или левую щечку.
Что влияет?
На то, насколько быстро ваш карапуз научится удерживать головку вертикально, влияют многие факторы. В первую очередь — его состояние и самочувствие. Рожденные недоношенными дети осваивают навык позднее — только ближе к 3 месяцам и позже. Их гестационный возраст подразумевает более длительный процесс адаптации к новым условиям обитания, а потому мышечная ткань начинает разрастаться и укрепляться позднее.
Раньше начинают удерживать головку дети, рожденные с нормальным весом, без родовых травм, не испытывавшие в период маминой беременности гипоксии, влияния иммунного резус-конфликта, дефицита витаминов и минералов. Есть и определенная наследственная зависимость — если родители ребенка относятся к категории «ранних» детей, то и малыш будет развиваться с опережением норм.
Большую роль играет характер и темперамент. Одни малыши от рождения сонливые, ленивые и очень спокойные. Им дороже собственный сон и комфорт. Такие ребята начинают держать голову, сидеть или ползать позднее ровесников, которые с рождения отличались оживленностью, повышенной любознательностью и непоседливостью.
Помимо этого, со стороны родителей очень важно участие в развитии ребенка. Научить держать голову, конечно, нельзя, но можно всячески способствовать развитию и укреплению мышечного корсета и костной ткани малыша. Если ребенку делают массаж, обучают плаванию с первого месяца, если гимнастику с крохой мама делает ежедневно, то шансы на более раннее физическое развитие существенно повышаются.
Как заниматься?
Если ребенок в 2 месяца не держит голову или держит, но из ряда вон плохо, делать ничего не надо. И в первую очередь не нужно паниковать, бежать с грудничком по врачам в поисках страшной и опасной болезни, которая буквально не дает крохе поднять головы.
За тем, как происходит формирование навыка, нужно внимательно наблюдать. Если малыш начинает поднимать головку повернутой только в одну сторону, сразу же следует показать его ортопеду, чтобы исключить или получить лечение по случаю кривошеи.
Частое выкладывание на животик в 2 месяца — не только мера по противостоянию младенческим коликам, которые все еще изводят ребенка и его мать, но и способ укрепить мышцы шеи, спины, живота.
В гимнастику можно включить покачивания на фитболе, причем как в положении лежа на животе, так и в положении лежа на спинке. Это будет не только способствовать развитию шейного мышечного аппарата, но и аппарата вестибулярного — ребенок быстрее научится держать баланс.
Доктор Комаровский советует практиковать плавание уже с месячного возраста. Можно заниматься в специальных группах для грудничков в бассейне, а можно налить ребенку большую взрослую ванну и покатать его на руках.
Но куда более полезным и веселым будет плавание с детским ортопедическим кружком на шее. Такие круги застегиваются на задней части шеи, надежно фиксируя подбородок младенца. Ребенок сможет отлично держаться на воде, переворачиваться с живота на спинку и обратно, плыть прямо и задом наперед.
Ребенка в 2 месяца нужно держать правильно. Вертикальная нагрузка не показана, а потому малыша на руках обязательно нужно подстраховывать руками — под попу и с области затылка, чтобы исключить спонтанное запрокидывание головки назад, ведь это может привести к серьезной травме шейных позвонков.
Если ребенок сам пытается поднимать голову, препятствовать ему не нужно, следует лишь обеспечить безопасность этих попыток, следить за малышом. Мышцы шеи еще слабые, при резком ослаблении их малыш «роняет» голову, что также может быть травмоопасно.
Укладывая ребенка спать, следите, чтобы голова была повернута в сторону, противоположную той, на которой малыш спал до того. Это будет способствовать симметричному развитию шеи и профилактике кривошеи.
Выводы
Отсутствие навыка в 2 месяца — абсолютная норма, переживать не о чем. Отправляться на внеплановое обследование по поводу неумения малыша держать голову нужно лишь тогда, когда навык полностью отсутствует после 5 месяцев жизни.
Физическое развитие ребенка во многом зависит от того, сколько времени и сил родители уделяют этому вопросу. А потому 2 месяца — отличный возраст для того, чтобы начать укреплять и закаливать малыша, если раньше этого не делали. Ведь впереди много новых умений и навыков.
О том, как проводить массаж ребенку в 2 месяца, чтобы развивать все группы мышц, вы узнаете из следующего видео.
Ребенок не держит голову в 2, 3, 4, 5 месяцев:причины и решение
Умение удерживать голову – важный этап в развитии малыша. Пока ребенок не держит голову, его нужно будет брать под спинку и затылок, чтобы избежать травмирования позвонков шейного отдела. Как только младенец овладевает этим навыком, его можно не поддерживать.
Не нужно паниковать, если в два, три или четыре месяца малютка еще не научился держать головку. Мышцы у детей развиваются с различной скоростью: влияют такие факторы, как телосложение и способность к динамическому поведению. Поэтому формирование навыка носит индивидуальный характер.
Причины отклонения
Игнорировать отставание все же не следует. Нужно обратиться с младенцем на прием к неврологу, который определит причину аномалии.
Почему малыш в три месяца не удерживает голову:
- родовая травма;
- недостаточный мышечный тонус, слаборазвитые шейные мышцы;
- проблемы с кормлением;
- недоношенность новорожденного;
- недобор веса.
Слабый мышечный тонус – наиболее распространенная причина, почему малыш не держит голову. Проблему решат занятия специальной гимнастикой.
Если ребенок в два месяца не держит голову, это вполне нормально. К трем-четырем месяцам навыки младенца существенно изменяются и совершенствуются. Ребенок старается координировать двигательную активность, учится переворачиваться со спинки на живот и обратно.
Держание головки – важный навык, освоить который малыш должен примерно к трем месяцам. Если в четыре месяца ребенок плохо держит голову, возможно, он мало лежит на животе. Шейные мышцы начинают развиваться со второй недели жизни грудничка. Для этого его кладут на животик.
Полезны занятия плаванием, так как в воде удерживать голову намного легче
Нахождение на животе способствует развитию навыка удерживания головы, держит шею в тонусе. Красочные игрушки, помещенные рядом с кроваткой, заставят грудничка крутить головой в разные стороны. Изменения наступят уже в скором времени.
Крайне полезны занятия плаваньем, поскольку в воде удерживать голову намного проще. Освоив этот навык в воде, малыш начнет использовать полученные умения и в других условиях.
Некоторые дети держат голову не прямо, а немного под углом. Такой случай тоже расценивается как патология, при этом имеет место парез мышечного отдела шеи либо кривошея. Лечение в основном состоит из массажа. Также может быть показано применение ортопедической подушки. В особо тяжелых случаях проводится операция.
Родителям необходимо следить за тем, чтобы ребенок рассматривал предметы не с одной стороны, а периодически поворачивал голову. Игрушки лучше размещать именно с проблемной стороны, чтобы при развороте шеи укреплялись ее мышцы.
Если младенец плохо держит головку, ее нужно поддерживать в районе шеи и затылка. Это необходимо для того, чтобы избежать травмирования шейного отдела позвоночника.
Итак, когда нужно обращаться к врачу:
- ребенок держит головку криво, под аномальным углом;
- малыш не поворачивает голову в стороны, лежа на животе;
- имеет место слабый тонус шейных мышц или всего тела.
Небольшая масса тела, слабый мышечный тонус, неврологические проблемы, недоношенность, осложненные роды – все это может стать причиной того, что грудничок не будет держать голову.
Если младенец не удерживает головку в положенный срок, его нужно показать детскому неврологу, чтобы тот установил причину отставания и принял необходимые меры. Также следует учитывать, что поскольку тяжелые роды – распространенная причина отставания, после них требуется регулярное наблюдение у невропатолога.
Читайте такжеПлохо держим голову или наш поход к неврологу (1 мес и 3 нед) — запись пользователя Олеся (id1820493) в сообществе Здоровье новорожденных в категории Неврология
мышечная дистония этоСказать, что я в расстройстве, это значит ничего не сказать .
Сходили сегодня к неврологу. Малышу через неделю 2 месяца. Мы полностью на ГВ. Родился на 37,5 неделе с весом 3350 гр и ростом 52см., было кесарево сечение. Врач в роддоме сказала, что малыш доношенный, по Апгар 8/9.
Покрутив-повертев моего сынулю невролог сказала, что мы плохо держим голову. С ее слов в 1,5 месяца ребенок должен держать голову когда носишь его столбиком, в 2 месяца - ребенок должен удерживать голову когда его подымаешь из положения лежа и в 3 месяца - малыш уже должен вертеть головой во все стороны.
Мы же пока голову держим плохо, на животике когда лежим иногда подымаем ее,иногда нет, когда носишь малышульку столбиком голову поддерживаем,потому как она качается в разные стороны, чаще малыш загибает голову назад.
УЗИ головного мозга (делали ранее) у нас хорошее, никаких отклонений нет.
Врач поставила диагноз Синдром мышечной дистонии и незрелость тазобедренных суставов (хотя ортопед до нее сказала, что у нас все хорошо с суставами, УЗИ т/суставов хорошее (тоже делали ранее).
Невролог отправила нас на массаж и выписала капельки Элькар. На массаж по очереди мы сможем попасть только месяца в 4, а может и позже. Вот не поздновато ли будет, может сделать платно уже в 3 месяца?Кроме того врач сказала выкладывать малыша на животик перед каждым кормлением на 3-5 минут и не важно будет он орать или нет. Но вот опять же у меня сын орет диким криком когда голоден, весь дом переполошит и живот надорвет если сиську не получит. вот как его в таком состоянии класть на живот да еще на 5 минут??? может покормить и потом уже через какое-то время положить на живот, но а вдруг он опять уснет, у него пока такой режим: поел-поспал. вот что делать?
Что за диагноз такой- Синдром мышечной дистонии (СМД)? Кто-нибудь принимал капельки Элькар?
Во сколько ваши ребятишки стали держать голову?
Подскажите упражнения может какие то, чтобы увереннее держать голову.
Заранее спасибо всем откликнувшимся.
Забыла написать: Врач еще сказала, что у нас мраморная кожа, что это вообще такое?
Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 2 месяца? — Мама Лара — профессионально о рождении ребенка | Беременность | Роды
Условия оценки развития ребенка в 2 месяца
Не забывайте, что, оценивая развитие ребенка в 2 месяца, приступая к самостоятельному домашнему «обследованию», вы должны правильно организовать условия, при которых оно будет осуществляться, и учесть настроение и состояние своего малыша.
Подробно о том, в каких условиях нужно проводить оценку развития ребенка, можно прочитать в статье «Как самостоятельно оценить развитие ребенка до года?»
Если все учтено и продумано, можно начинать наблюдения.
Развитие ребенка в 2 месяца. Положение «лежа на животе»
К концу 2 месяца, лежа на животе, малыш поднимает голову вверх уже из среднего положения и удерживается так более 10 секунд. При этом голова еще качается в обе стороны. Угол, который при этом образуется между лицом ребенка и подстилкой, равен 45 градусам (то есть расстояние от подбородка до подстилки должно быть, примерно, 5 см).
Руки двухмесячного ребенка вытянуты вперед на большее, по сравнению с новорожденным периодом, расстояние; верхняя часть грудной клетки слегка приподнята. Таз приближается к подстилке благодаря уменьшающемуся сгибанию. А вот часто наблюдаемое на первых неделях жизни преимущественное положение головы в одну сторону должно теперь исчезнуть.
Развитие ребенка в 2 месяца. Реакции и навыки.
В конце 2 месяца в положении сидя младенец должен держать голову прямо, пусть еще сильно балансируя, в течение минимум 5 секунд. Проверяя этот навык, держите ребенка в положении сидя за слегка отведенные плечи.
В конце первого – начале второго месяца здоровый новорожденный, как правило, демонстрирует «примитивную реакцию опоры ног». То есть когда мы его удерживаем вертикально и ставим на стопы (голову при этом нужно поддерживать большими пальцами или большим и указательным пальцами в среднем положении, спина обращена к маме), происходит выпрямление ног (прежде всего, в коленном суставе и в меньшей степени в тазобедренном суставе).
Нередко выпрямление распространяется на область туловища и затылка так, что можно наблюдать поднимание головы на короткое время. Верхняя часть туловища при этом слегка наклонена вперед, руки ребенка согнуты, ладони закрыты.
Кроме того, в таком положении в результате различной нагрузки на ноги, возникающей спонтанно или вызванной перемещением массы тела, должно наблюдаться и “автоматическое шаговое движение”. При боковом наклоне тела нога, на которую приходится большая нагрузка, выпрямляется. Другая нога согнута в бедре и колене и ставится вперед на поверхность, когда происходит движение туловища. Перенос массы тела на эту ногу ведет к ее выпрямлению, в то время как другая нога теперь сгибается.
К концу 2 месяца примитивная реакция опоры и рефлекторные шаговые движения у ребенка постепенно затухают, однако, еще могут проявляться. Движения становятся менее свободными. Ноги малыша медленнее поднимаются от поверхности и, в отличие от первого месяца, более согнуты в подошве, так что теперь они касаются поверхности больше подушечками пальцев ног. Голова его при этом может подниматься как минимум на 2 секунды.
Оценивая развитие ребенка в 2 месяца, понаблюдайте за руками своего малыша. Ладони ребенка в 2 месяца чаще всего уже слегка раскрыты (общее согнутое положение ладони быстро уменьшается, а закрытое положение рук все чаще прерывается). Периоды, во время которых ладонь ребенка остается слегка открытой, становятся более продолжительными.
Развитие ребенка в 2 месяца. Взаимодействие с внешним миром
Положите ребенка на спину. Подержите красную погремушку перед его глазами на расстоянии 15-20 см. Когда малыш зафиксирует ее взглядом, спокойно и медленно доведите погремушку до поверхности, сначала в одну, затем в другую сторону.
В 2 месяца ребенок, как правило, фиксирует погремушку и следит за ней взглядом. При этом в большинстве случаев поворачивается также голова малыша, что, однако, пока не является обязательным фактором. В зависимости от обстоятельств этот опыт можно повторить несколько раз.
Ребенок лежит на спине. Позвоните колокольчиком один раз возле правого, а затем возле левого уха малыша так, чтобы тот его не видел. Остановка взгляда или движение ребенка свидетельствуют о том, что он прислушивается к звону. Эта реакция должна наблюдаться и с правой, и с левой стороны. Если малыш проявляет неудовольствие, повторите опыт, сделав звук «мягче», то есть отодвинув колокольчик на более отдаленное расстояние.
Развитие ребенка в 2 месяца. Общение с другими людьми.
Различимые ранее, на первом месяце жизни, гласные звуки, произносимые ребенком, к концу 2 месяца уже все больше связываются с согласными. Эти комбинации напоминают гортанные звуки е – хе, ек – хе, е – ррге(э) и повторяются в течение нескольких секунд.
Чтобы спровоцировать их произнесение, положите ребенка на спину. Можно, улыбаясь, поговорить с ним, хотя некоторые дети реагируют быстрее, когда их оставляют в покое. Если в момент наблюдения ваш малыш не произнес никаких гортанных звуков, постарайтесь вспомнить или специально при случае обратите внимание на то, какими звуками он выражает радость и удовольствие.
Кроме того, к концу 2 месяца между взрослым и младенцем должен начать формироваться диалог: частота звуковых выражений ребенка, если к нему кто-либо обращается, должна увеличиваться. То есть чем чаще вы разговариваете со своим малышом, тем чаще должны слышать от него речевые звуки.
В 2 месяца развитие ребенка ушло так далеко вперед, что ребенок фиксирует взглядом лицо мамы или другого человека, склоненного над ним, и следит за его перемещениями.
Чтобы проверить это умение, наклонитесь над лежащим на спине малышом и посмотрите ему глаза, установите зрительный контакт. Затем начните медленно двигаться в одну и другую сторону, ребенок должен глазами следить за вами. Если с первого раза что-то не получилось, повторите попытку.
Продолжение статьи: Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 3 месяца?
Как научить ребенка держать голову?
Своевременность развития малыша — болезненная тема для его родителей. Каждой маме хочется, чтобы кроха вовремя научился держать голову, улыбаться, переворачиваться, а потом и сидеть – ходить. Но на практике все обстоит так, что, сколько детей, столько и сроков. Можно ли научить грудничка удерживать голову и как это сделать, мы расскажем в этой статье.
На какие сроки нужно ориентироваться?
В ожидании первого физического навыка, а умение удерживать голову в вертикальном положении считается именно таким, родители забывают о том, что ребенку нужно пройти довольно долгий путь — его шейные мышцы должны окрепнуть, чтобы выдерживать вес головы, позвонки должны стать более крепкими. На это требуется время.
Первые попытки приподнимать головку здоровые малыши обычно демонстрируют уже в полтора месяца. Они не могут держать голову долго, быстро устают. Но уже в 2 месяца дети удерживают головку около минуты. К 3 месяцам они не просто ее держат, но и могут начать поворачивать вправо и влево, следя взглядом за интересной игрушкой или перемещением мамы. Только в 5 месяцев дети начинают поднимать голову из положения лежа на спине — эта разновидность навыка самая сложная.
Указанные сроки довольно условны. Ребенок может начать постигать новое движение чуть раньше либо чуть позднее. Но слишком раннее удержание головы (в 1 месяц или около того) — не повод для гордости, а повод для обращения к неврологу, поскольку часто так проявляется повышенное внутричерепное давление.
Причины отсутствия навыка
Прежде чем бить тревогу и бежать с грудничком по врачам, родителям нужно учесть все его индивидуальные особенности, по которым он может позднее начать держать голову. Недоношенные малыши дольше адаптируются новой среде обитания, их мышцы слабее, и времени на их укрепление требуется значительно больше. Нет ничего удивительного в том, что карапуз начинает удерживать голову лишь к 3 месяцам.
Если малыш часто болеет, плохо кушает, если он перенес родовую травму, у него имеются врожденные пороки, то навыком он может овладеть с существенной задержкой.
Слишком большой вес тела ребенка или дефицит массы тела — дополнительные причины, по которым поднимать головку кроха начинает несколько позже.
Нельзя игнорировать и характер ребенка. Если он предпочитает поспать и плотно поесть, то ждать от него раннего развития не стоит. Другое дело — любознательные и подвижные холерики и сангвиники. Чем старше они становятся, тем труднее их удержать на одном месте.
Причиной отсутствия навыка в указанные выше сроки может быть и недостаток родительского внимания. Общение, тактильный и эмоциональный контакт, укрепляющие мышцы занятия гимнастикой, купание и прогулки создают максимально подходящие условия для освоения новых движений. Отсутствие таких занятий замедляет развитие малютки.
Порой родители замечают, что ребенок пытается держать голову, но получается это криво — головка скошена на одну сторону. В этом случае не исключена кривошея, что требует осмотра у детского ортопеда и назначения специальной лечебной гимнастики и массажа, а в некоторых случаях — ношения воротника Шанца. Сама собой кривошея не пройдет, без правильного лечения тут не обойтись.
Что делать?
Можно ли научить ребенка держать голову — вопрос сложный. По сути — нет, ведь держать он ее обязательно начнет, но только тогда, когда мышцы шеи достаточно окрепнут. А вот помочь им окрепнуть родители вполне могут. Для этого в ежедневную утреннюю гимнастику, которая мама делает своему карапузу, примерно с 3 недели жизни нужно добавить упражнения, направленные на укрепление задних и боковых шейных мышц.
Задача родителей — не только научить ребенка поднимать голову, но и удерживать ее правильно, ровно. Быстро обучить этому невозможно, процесс становления навыка все равно будет поэтапным.
Рассмотрим рекомендации врачей и упражнения, которые будут способствовать развитию шеи.
- Выкладывание ребенка на живот. Начинайте делать это сразу, как только заживет пупочная ранка — в 2,5-3 недели. Во-первых, такое упражнение избавляет кроху от мучительных младенческих колик, способствует выходу газов. Во-вторых, развиваются большие группы мышц — живота, шеи, спины. Первое время малыш будет рефлекторно приподнимать головку и класть на щечку, чтобы не нарушалось носовое дыхание. Потом он обязательно начнет интересоваться игрушками рядом, особенно звучащими, и приподнимать головку, чтобы посмотреть на них. Следите за тем, чтобы малыш прикладывал головку на разные щечки — на правую, а при следующем занятии — на левую.
- Укладывайте спать на разные бока. Сон на боку считается самым безопасным. Но если чадо будет лежать только на одном боку, развиваться симметрично его шейные мышцы не смогут, что создаст предпосылки для развития кривошеи. Чередуйте правую сторону и левую, укладывая ребенка спать.
- Научите его плавать. С 1 месяца мама может использовать специальный круг, который можно купить в ортопедическом салоне или детском магазине. Он крепится на шее, удерживая голову. В нем малыш сможет, как большой, плавать во взрослой ванне. Во время таких занятий развиваются все группы мышц, но заметнее всего результат будет именно в отношении мышц шеи и спины.
- Носите ребенка правильно. Вертикальное положение тела с полутора месяцев допустимо, но только при условии, что мама будет придерживать голову малыша, и спинку. Головка не должна запрокидываться назад, тогда нагрузка ложится на позвоночник.
- Занимайтесь на мяче. Фитбол поможет быстрее укрепить задние мышцы шеи, и уже через пару недель кроха начнет держать голову.
Подробнее о том, как научить ребенка держать голову, вы узнаете из следующего видео.
почему плохо держит лежа на животе, что делать
Существующие нормы гласят, что грудничок должен начинать удерживать головку вертикально примерно к трем месяцам, при этом первые попытки приподнять головку, лежа на животе, должны фиксироваться примерно с 2 месяцев. Нет ничего удивительного в том, что мамы и папы, чьи крохи в 3 месяца не держат голову или делают это крайне неуверенно, начинают волноваться и переживать за здоровье малютки. В этом материале мы рассмотрим, какими могут быть причины отставания в физическом развитии и какими должны быть действия взрослых.
Болезнь или норма?
Если малыш плохо держит голову в свои 3 месяца от роду либо не держит ее, говорить об отставании в развитии не совсем корректно. Позднее созревание может быть всего лишь индивидуальной чертой конкретного карапуза. Нормы созданы педиатрами на основании наблюдения великого множества малышей. Часть из них начала держать голову рано, а часть — поздно. Вот и получалась та самая пресловутая «средняя температура по больнице».
Если ребенок не может полноценно удерживать головку к трехмесячному возрасту, вовсе не обязательно, что у него на то имеются некие патологические причины. Ошибочно будет считать его неполноценным, отстающим или больным. Также маме не стоит ориентироваться на отзывы в интернете, зачастую они просто не соответствуют действительности. И уж точно не имеют отношения к конкретному ребенку, родители которого встревожены отсутствием навыка.
Патологий, которые влекут за собой полную невозможность поднимать голову, существует не так много. В младенчестве это в основном ДЦП и тяжелые травмы шейного отдела позвоночника. О таких патологиях, если они есть, к 3 месяцам обычно родители уже знают. И даже не по неумению ребенка поднимать голову, а по другим, более явным, признакам: отсутствующему выражению лица, эмоциональному вакууму, обильным неврологическим синдромам (параличи, парезы).
Если невролог и педиатр ничего подобного не утверждают, диагноза соответствующего в карте ребенка не ставят, то и волноваться не о чем. Умение держать головку — один из начальных двигательных навыков, который ребенок обязательно освоит, но только после того, как у него появится такая физическая возможность: окрепнут мышцы шеи, позвонки.
Если эти мышцы незрелые, то удержать вес собственной головы (а у новорожденных она является одной из самых «весомых» частей тела) будет очень непросто.
Поэтому правильнее разбираться не в том, по какой болезненной причине ребенок в 3 месяца может не удерживать голову, а в том, какие факторы способствуют слабости мышц шеи крохи.
Причины
Причин у малыша не держать голову в средние существующие сроки может быть сколько угодно. Рассмотрим самые распространенные из них.
- Недоношенность. Если малыш поторопился родиться, то его костная и мышечная ткани окрепнут позже, поскольку ему необходимо больше времени на адаптацию к новым условиям обитания, непохожим на внутриутробные. К 3 месяцам многие недоношенные детки только-только начинают приподнимать головку и удерживать ее не более половины минуты.
- Внутриутробное неблагополучие. Если беременность мамы протекала тяжело (с токсикозом, гестозом, признаками фетоплацентарной недостаточности и хронической гипоксией плода), то это еще несколько месяцев будет накладывать отпечаток на состояние здоровья малыша. Он будет несколько слабее своих ровесников, а потому держать головку такой младенец тоже может начать позднее.
- Тяжелые и патологические роды. Даже если во время беременности плод не испытывал негативного воздействия, тяжелые роды могли спровоцировать состояние острой гипоксии. К таким родам относят стремительные или затяжные роды, долгое нахождение ребенка без амниотической жидкости, слабые родовые схватки, преждевременная отслойка плаценты. Состояние кислородного голодания в первую очередь «бьет» по головному мозгу, а потому развитие малыша может несколько замедлиться.
- Врожденные и приобретенные болезни. Дети с недугами врожденного происхождения, как и часто болеющие детки, которые появились на свет здоровыми, много сил тратят на борьбу с болезнями, а потому их мышцы слабее, а мотивация к изучению мира вокруг ниже. Любые двигательные навыки, в том числе и удерживание головы вертикально, им даются труднее и осваиваются ими дольше.
- Вес. Как уже говорилось, для удержания головы задние мышцы шеи должны быть достаточно развиты, а для поворотов головы в вертикальном положении нужны развитые боковые шейные мышцы. Если ребенок имеет лишний вес, то ему будет сложнее, поскольку и нагрузка будет выше. Слабость и гипотонус шейных мышц свойственным и детям, которые родились с дефицитом массы тела. Прежде чем они начнут поднимать и держать голову, им нужно набрать массу тела до нормальных возрастных значений.
- Характер и темперамент. Собственный неповторимый характер есть у каждого. Дети не исключение. Если трехмесячный ребенок родился ленивым и малоактивным меланхоликом, то ему больше радости доставляет плотный обед и крепкий сон, тогда как сангвинику интересно все вокруг, он очень любознательный и уже с самого раннего возраста начинает пытаться приобрести новые умения, чтобы получить дополнительные возможности в изучении окружающего пространства.
- Среда и условия обитания. Дети, с которыми мамы занимаются, которым поют, с которым общаются, делают гимнастику, закаливают с рождения, не откладывают на потом прогулку на улице, обычно все новое постигают раньше, чем малыши, с которыми взрослые не занимаются или делают это редко.
Мнение доктора Комаровского
Евгений Комаровский, известный детский врач, телеведущий и автор книг о здоровье детей, рекомендует не паниковать, если в 3 месяца ребенок недостаточно хорошо держит головку. Важно, по его мнению, даже не отсутствие навыка, а сопутствующие симптомы. Если жалоб ни на что нет и голова, которая с трудом поднимается и почти не держится вертикально, – единственная жалоба родителей, то причин для волнения, скорее всего, нет.
При появлении и других тревожных симптомов (у ребенка плохой аппетит, он часто и без причины плачет и кричит, были судороги, кроха не пытается улыбнуться маме, не узнает ее и не оживляется при ее виде, не реагирует на ласковое обращение, на звуки), нужно обязательно обратиться к педиатру и неврологу.
Если малыш развивается как обычный малыш и при этом просто не удерживает в данном возрасте головку, родители могут справиться с проблемой самостоятельно, поскольку они сами ее и создали. На помощь им придут массаж, гимнастика, правильный уход за ребенком.
Что предпринять?
Для успокоения можно поговорить с участковым педиатром, который подтвердит, что у малыша нет тяжелых заболеваний, а также исключит наличие кривошеи — патологии, мешающей держать головку в прямом положении. Затем можно переходить к комплексу мер, которые будут способствовать укреплению шейных мышц младенца.
Массаж. Массируйте шейку осторожно, избегая интенсивных растираний в области воротникового пространства. В 3 месяца лучше всего ограничиться поглаживаниями задней части шеи и боковых ее сторон открытой ладонью.
Избегайте массажа шейных позвонков.
- Гимнастика. Включите в комплекс упражнения, которые позитивно сказываются на шейных мышцах, заставляя их напрягаться. Это большой комплекс вытягивающих упражнений на животе, покачивания ребенка на фитболе вперед и назад, вправо и влево, а также «Самолетик» – упражнение, при котором малыш животом лежит на руках мамы, а она его несколько приподнимает над поверхностью массажного стола. Это заставляет малыша прогибать спинку, приподнимать голову и раскидывать руки в стороны для сохранения равновесия.
- Чаще лежите на животе. Выкладывание на живот — не только эффективный способ справиться с повышенным газообразованием в кишечнике, но и отличная нагрузка для шейных мышц. Чем чаще малыш будет лежать на животике в период бодрствования, тем лучше. Но вот укладывать его спать на животе не стоит: поза небезопасна. Кладите ребенка спать на бок, но следите, чтобы каждый раз бок был противоположным. Это будет отличной профилактикой кривошеи — мышцы шеи будут развиваться симметрично.
Плавание. Плавать малыш может с месяца. Если до трехмесячного возраста ему еще не доводилось делать это, самое время заняться. Можно отправиться в любой бассейн или дворец водного спорта, где существуют специальные группы для грудничков. А можно выпускать чадо в плавание в большой домашней ванне. Для этого вам понадобится специальный надувной круг на шею, такие продаются в любом детском магазине или ортопедическом салоне. Можно также удерживать ребенка под животик и «катать» по воде вперед и назад (вариант «Самолетика», но только в воде). Во время нахождения в воде у ребенка быстрее укрепляются все группы мышц.
Не забывайте о пользе ярких игрушек. Развешивайте их над кроваткой, используйте во время выкладывания на живот.
О том, как родители могут помочь ребенку научиться держать головку, смотрите в следующем видео.
почему плохо держит и должен ли удерживать ее вертикальном положении, что делать
Ситуация, когда ребёнок не держит голову в 4-5 месяцев или удерживает её очень плохо, встречается не так часто, но она имеет место.
В этой статье мы разберёмся в причинах этого, а также подскажем, как действовать родителям, если они столкнулись с такой проблемой.
Немного о сроках и статистике
Считается, что ребёнок должен уметь держать головку вертикально примерно к 4 месяцам. Держать — это означает держать уверенно, правильно.
К 5 месяцам малыши, согласно среднестатистическим педиатрическим нормам, поворачивают её из стороны в сторону, чтобы лучше рассмотреть интересующий предмет или человека. К 7 месяцам здоровый ребёнок может поднимать голову из положения лёжа на спине, а это очень и очень непросто.
Но дети все разные, и развиваются в индивидуальном темпе, а потому одни начинают приподнимать и удерживать голову примерно с 2,5-3 месяцев, а другим требуется больше времени.
Пока у ребёнка не окрепнут задние и боковые мышцы шеи, позвонки шейного отдела, освоить такой физический навык, как удержание головы вертикально, нет физической возможности. Нормы ориентированы на средние статистические данные. Это означает, что в 2,5-3 месяца поднимать головку и до минуты пытаться её удерживать могут не менее 80% малышей. 90% овладевают навыком к 4 месяцам, остальные — позднее.
Если конкретный ребёнок попал в эти оставшиеся 10%, это ещё не означает, что речь идёт о каких-то грубых патологиях, вполне возможно, это всего лишь проявление индивидуальной программы развития. Но обследовать ребёнка всё-таки нужно, ведь причины могут быть не только безобидными.
Причины
Причина отсутствия навыка в 4-5 месяцев почти всегда кроется в гипотонусе шейных мышц, их недостаточном развитии, слабости. А вот сама гипотония может быть вызвана довольно большим спектром проблем.
Медленнее развиваются недоношенные дети — у многих из них навык удержания головки в вертикальном положении едва начинает формироваться к 3 -4 месяцам. Позже других могут начать удерживать голову и дети, которые родились с крупным или гигантским весом, а также малыши, появившиеся на свет с недостаточной массой тела.
Большинство здоровых малышей в 5 месяцев удерживают головку, пусть даже неуверенно и не слишком ровно, но уже достаточно долго — несколько минут. Отсутствие этого навыка может быть связано с не диагностированной ранее травмой шейного отдела позвоночника.
Родовые травмы обычно хорошо диагностируются в первые сутки жизни ребёнка ещё в условиях родильного дома. Но микротравмы могут остаться незамеченными. Травму ребёнок мог получить и дома, например, при падении или в результате резкого спонтанного запрокидывания головки назад, если малютку неправильно держали на руках.
Причиной неумения к 5 месяцам удерживать голову могут быть детский церебральный паралич, а также другие серьёзные нарушения со стороны работы центральной нервной системы, которые ребёнок мог получить как в результате неблагополучной тяжёлой беременности, так и в результате осложнённых родов.
В большинстве своём к этому возрасту подобные диагнозы становятся очевидными, если родители не пренебрегают плановыми осмотрами у педиатра, сдачей анализов, прохождением УЗИ.
Если родителям пятимесячного карапуза ни разу не сообщали ничего подобного, и других жалоб на самочувствие или странности в поведении ребёнка нет, скорее всего, дело в элементарной педагогической запущенности и индивидуальных особенностях.
Если малыш от рождения несколько медлителен и ленив, и с ним мало занимаются, не развивают его, то обретение нового навыка может и задержаться.
Что делать?
В первую очередь родителям следует взять себя в руки и записаться с ребёнком на приём к детскому неврологу.
Возможно, придётся пройти внеплановую нейросонографию (УЗИ головного мозга через большой «родничок», который к этому времени ещё не закрылся), а также рентгенографическое исследование или МРТ шейного отдела позвоночника. Это даст возможность доктору понять, есть ли патологии, мешающие нормальному физическому развитию.
Если ребёнок всё-таки поднимает головку лёжа на животе, но держит её неровно, обязательно нужно посетить ортопеда — не исключена кривошея, при которой напряжение мышц шеи с одной стороны сильнее, а потому держать голову не только тяжело, но и крайне неудобно.
В домашних условиях ребёнка нужно чаще класть на живот, заниматься с ним гимнастикой, делать общеукрепляющий массаж. Хорошо тренируют мышцы шеи занятия в бассейне или ванне. Плавать малыш может в специальном ортопедическом приспособлении — кружке на шею, который крепится так, что подбородок фиксируется в правильном положении, и малыш держится на воде. Доктор Комаровский рекомендует проделывать это после обследования у врача.
Мнение доктора Комаровского о нормах развития детей вы можете узнать из следующего видео.